Афонские четки. О предметах православного культа в Греции

Религиозное чтение: четки слезы богородицы молитва в помощь нашим читателям.

Вот так они выглядят.

Что такое четки? Во многих религиях, четки используются для того, что бы считать количество прочитанных молитв.

Когда мы его открываем и достаем четки, то мы видим перед собой что-то похожее на браслет.

Так же в упаковке находится брошюра с названием четок.

Все составляющие этого набора.

Что очень удобно, так как, когда вы ими попользовались по назначению, вы можете одеть его на руку.

Но перед тем как рассказать, я хочу отметить еще и тот факт, что на четках располагается крестик, а на нем изображение Божьей Матери.

И из моего дальнейшего рассказа, вы так же поймете почему.

Но у данных четок есть своя особенность, которая делает их единственными в своем роде и можно сказать бесценными для верующих людей. Почему?

Потому что, бусинки этих четок – это не камешки, как можно подумать, а плоды растения с названием “Слезки Богородицы”.

Это растение чудесным образом выросло под крестом Иисуса Христа во время ужасной и в то же время величественной жертвы его распятия, из горьких слез Богородицы, которые падали на землю от боли и страданий из глаз Матери Того, Кто пожертвовал собой ради освобождения человека. Сына Божьего.

Но это еще не все, эти четки обладают еще одним чудесным свойством: возместить недостаток “сильных” четок в руках благочестивого верующего человека.

На что он ей ответил “От того, что я не могу научится плести четки”. И тогда Богородица, как сострадающая Матерь, села рядом с ним и то же заплакала. Слезки Богородицы капали ей в ладошку. И когда она сжала ее, а потом раскрыла, то в ее ручке лежали семена. И Богородица дала ему эти семена, но при этом сказала “Сын мой, возьми слезки мои, посей их и делай из этих семян четки для молитвы, по ним люди смогут молится от всего сердца”. “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного. Пресвятая Дево Богородице, помилуй и спаси души наша”

Монах сделал все так, как сказала ему Богородица. И собранные семена обладали естественным сквозным отверстием. И ему оставалось просто нанизывать бусинки-семена на нить, и четки готовы.

Четки "Слезы Богородицы"

«Слёзы Богородицы», или еще точнее – «Слёзы Панагии».

Интересно еще то, что само понятие «слёзы Богородицы» относится и к ландышу.

Слезы Панагии

Недаром говорят, что удивительное рядом. Есть в нашем городе славном Алматы (бывшая Алма-Ата) собор Николая архиепископа Мир Ликийских (бывший кафедральный), много сочетаний - «бывший…», но не об этом речь. Так вот, аккурат через дорогу от него - улица Байтурсынова (бывшая Космонавтов), есть магазин церковной атрибутики – «Иордан». Коий я игнорировал, руководствуясь простым предубеждением: нет пророка в своем отечестве. Так что четки из храма под носом меня интересовали мало. Но как выяснилось зря.

Итак, перехожу непосредственно к четкам, «Слёзы Богородицы», или еще точнее - «СлёзыПанагии».

Само название им даровано семенами растений, что произрастают на Афоне и служат непосредственно материалом для их изготовления.

Легенда гласит: Святой Геронтий, настоятель скита Святой Анны, находился в печали по поводу того, что никак не мог обучиться сложному, исконно монастырскому исскуству плетения вервицы. Однажды, когда он пребывал в печали по этому поводу, ему явилась Святая Богородица Панагия и спросила старца: «Что является причиной печали твоей?»

«То, что никак не сподоблюсь я искусству плетения вервицы», - ответствовал ей монах.

Богородица заплакала, и из слез ее произросла трава с крепкими семенами. Трава эта вскоре покрыла склоны холма, на коем и был расположен скит. Монахи стали делать из них четки, произнося односложную Христианскую молитву; «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Молитва является обычной молитвой на православных четках и варьируется от полной «Господи Иисусе Христе, сыне Божий. Молитв ради Пречистой матери твоей, Приснодевы Богородицы, и всех святых, помилуй меня грешного», - до самой короткой - «Господи, помилуй…».

Молитва читается на простых зернах, разделенных более крупными (отличными), называемыми Богородичными, на которых читается молитва Богородице: «Богородица Дева, радуйся, благодатная Мария, Господь с тобой, благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила, еси душ наших» - Евангельские слова, коими приветствовала Марию родственница ее Елизавета, мать Иоанна Крестителя.

Мать-трава наших апокрифических книг. Стих о Голубиной книге на вопрос: какая трава всем травам мати отвечает:

Когда жидовья Христа распяли,

Святую кровь Его проливали,

Мать Пречистая Богородица,

Ронила слезы пречистыи

На матушку на сыру землю;

От тех от слез от пречистых

Непосредственно сами четки.

Двадцатка, сплошная - Богородичные зерна расположены по краям креста. Четки венчаются крестом с изображением иконы Богородицы «Панагия», на нем читается «Отче наш».

Четки слезы богородицы молитва

Недаром говорят, что удивительное рядом. Есть в нашем городе славном Алматы (бывшая Алма-Ата) собор Николая архиепископа Мир Ликийских (бывший кафедральный), много сочетаний – «бывший…», но не об этом речь. Так вот, аккурат через дорогу от него – улица Байтурсынова (бывшая Космонавтов), есть магазин церковной атрибутики – «Иордан». Коий я игнорировал, руководствуясь простым предубеждением: нет пророка в своем отечестве. Так что четки из храма под носом меня интересовали мало. Но как выяснилось зря.

Есть у меня старый приятель, да что приятель, единственный друг, с которым прошли мы многое. Личность его подробно опишу позже. Так как он, регулярно совершая паломничество по христианским святыням мира, является неиссякаемым источником моей коллекции. Так вот, именно он уговорил меня посетить данный магазин, мотивируя тем, что есть там завоз четок со святой горы Афон. Честно говоря, при пополнении коллекции одним из условий принятия новых четок в стройные ряды священного братства, помимо оригинальности исполнения самих четок, учитывается место их приобретения – так что если Афон, то уж с Афона. На крайний случай, с подворья, но тут случилось легкое чудо. Внимание мое привлек небольшой пакетик со скромной надписью: четки «Слёзы Богородицы». При ближайшем рассмотрении, я понял: удача благословила меня. Незамедлительно покупка была совершена. Попутно еще приобрел наперстную декаду из дерева по типу бакского розария, но ней в другой раз.

Итак, перехожу непосредственно к четкам, «Слёзы Богородицы», или еще точнее – «Слёзы Панагии».

Само название им даровано семенами растений, что произрастают на Афоне и служат непосредственно материалом для их изготовления.

Легенда гласит: Святой Геронтий, настоятель скита Святой Анны, находился в печали по поводу того, что никак не мог обучиться сложному, исконно монастырскому исскуству плетения вервицы. Однажды, когда он пребывал в печали по этому поводу, ему явилась Святая Богородица Панагия и спросила старца: «Что является причиной печали твоей?»

«То, что никак не сподоблюсь я искусству плетения вервицы», – ответствовал ей монах.

Богородица заплакала, и из слез ее произросла трава с крепкими семенами. Трава эта вскоре покрыла склоны холма, на коем и был расположен скит. Монахи стали делать из них четки, произнося односложную Христианскую молитву; «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Молитва является обычной молитвой на православных четках и варьируется от полной «Господи Иисусе Христе, сыне Божий. Молитв ради Пречистой матери твоей, Приснодевы Богородицы, и всех святых, помилуй меня грешного», – до самой короткой – «Господи, помилуй…».

Молитва читается на простых зернах, разделенных более крупными (отличными), называемыми Богородичными, на которых читается молитва Богородице: «Богородица Дева, радуйся, благодатная Мария, Господь с тобой, благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила, еси душ наших» – Евангельские слова, коими приветствовала Марию родственница ее Елизавета, мать Иоанна Крестителя.

Фото травы, из которй сделаны четки.

Интересно еще то, что само понятие «слёзы Богородицы» относится и к ландышу. По преданию выросшему из слез Марии, пролитых ею при распятии Иисуса Христа, и к загадочной плакун-траве, обрядовой траве, применяемой в заговорах славянских. Смеси исконного язычества с Христианскими легендами, трава навроде папоротника. Один из найденных заговоров звучит приблизительно так:

– мать-трава наших апокрифических книг. Стих о Голубиной книге на вопрос: какая трава всем травам мати отвечает:

Плакун-трава всем травам мати.

Когда жидовья Христа распяли,

Святую кровь Его проливали,

Мать Пречистая Богородица,

По Иисусу Христу сильно плакала,

По своему сыну по возлюбленном;

Ронила слезы пречистыи

На матушку на сыру землю;

От тех от слез от пречистых

Потому Плакун-трава травам мати.

На Руси всегда с уважением относились к плакун-траве (см. «Дербенник иволистный, или плакун-трава»). Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней. Его так же называют дикий василек, и дубняк, и побережник, и кровавица, и верба-трава. Некоторые относят имя Плакун к Иван-чаю, другие - к зверобою, третьи - к диким василькам. В народе плакун-траву еще называют ревень-кой. Корень ревеньки помогает хорошо плавать, смиряет и подчиняет нечистых духов, открывает клады. Это чудесное растение известно по старинным преданиям. В «Голубиной книге» рассказывается, что оно выросло из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа…

По преданию, на территории святой земли из травы произрастаемой из слез Марии, пролитых при распятии, находили мелкие камешки, ракушки и так же делали из них четки с названием «Слёзы Богородицы».

Непосредственно сами четки.

Двадцатка, сплошная – Богородичные зерна расположены по краям креста. Четки венчаются крестом с изображением иконы Богородицы «Панагия», на нем читается «Отче наш».

Историй связанных с ними пока нет, ибо владею ими я…

Вот тут поправлюсь. Четки эти подарены мной супруге в честь дня Святого Валентина. Это единственные четки, что вроде и принадлежат моей коллекции, но на правах милостивой аренды – у моей супруги. Как-то так…

Четки «Слёзы Богородицы» – подарок во спасение из Греции

Как часто мы оцениваем свои поступки и смотрим в будущее, оглядываясь на прошлое? По статистике, каждый третий житель Земли, который всегда осуждал культ чего-либо, по прошествии определенного времени, возвращается к духовности. Безбожники просят у Господа Бога просветления, те, кто не верили в святые атрибуты, со временем начинали понимать, что целительная сила веры помогает излечиться от болезней, улучшает самочувствие. Именно об этом статья. Если порыться в воспоминаниях, то у каждого из нас дома найдутся четки из храма, привезённые когда-то родителями, знакомыми или друзьями.

Четки «Слезы Богородицы» и их мистическое появление

Согласно легенде, передаваемой из уста в уста, настоятель старого скита св. Анны Святой Геронтий сильно отличался от других братьев тем, что никак не мог научиться плести комбоскини. Это сложное и не всем под силу монастырское искусство никак ему не поддавалось, хотя и потратил он на учение не один год. Во время одного из таких мучительных дней, погруженных в обучение, ему явилась Святая Богородица Панагия и спросила у старца: «Что является, Геронтий, причиной печали твоей?», ну что монах-старец ей ответил, что никак не может научиться этому нелегкому искусству. Слова эти вызвали чувство сострадания у Богородицы, и она заплакала. Через некоторое время из ее слез начала прорастать трава с гибкими стеблями и крепкими семенами.

Шло время, трава постепенно покрыла пологие склоны, разбросанных холмов Афона, на которых расположился скит. Монахи, под слова христианской молитвы из гибких стеблей растения начали делать четки. На определенном этапе процесса плетения читалась своя молитва к Пресвятой Богородице. Именно поэтому четки наделены особым магнетизмом, силой, которая передается их обладателям.

«Слезы Богородицы» - название, которое часто используют, называя так ландыши, которые по преданиям тоже выросли из слез Марии, горько пролитые святой женщиной при распятии Иисуса. В христианских летописях растение известно как плакун – трава, которая всегда считалась обрядовой и применялась при славянских заговорах и не только. Ее часто использовали как оберег при болезнях, несчастьях. По приданию на греческой земле под названием «Слезы Богородицы» также известны и браслеты из камушков и ракушек, оставшихся на том месте, где Богородица пролила свои слезы.

Отправка афонских чёток только по почте, заказным письмом.

Заказать атрибут афонских монахов вы можете по электронному адрессу:

по whatsapp или viber +306994177797.

В письме необходимо указать домашний адрес, Ф.И.О., количество.

Минимальный заказ 4 штуки.

Стоимость с доставкой 6 евро одна шт.

Размер чёток одинаковый, на тонкой резинке

Чётки отправляю только по 100% предоплате.

Предоплату можно произвести по системе PayPal на адрес , в Греции платёжные системы привычные для России Украины Беларуссии не действуют, а так же банковским переводом

номер счёта: 395/521521-81

IBAN счёта: GR08 0110 3950 0000 3955 2152 181

SWIFT Банка: ETHNGRAA

Имя: Leonov Nougkzari Germanos

Срок доставки с момента отправки в среднем 15 дней, после отправки письма высылаю трек-код для отслеживания

Вы можете подписаться на меня в инстаграм, и знать когда я на Афоне, посылки отправляю по возвращению со Святой Горы

Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Святилище Асклепия в Эпидавре

Самое знаменитое в Античности Святилище Асклепия с мировым значением находилось на земле Эпидаврии в качестве официального святилища города-государства Эпидавра, расположенного на расстоянии 8 км от него. Многовековое функционирование и характер культа сделали его известным мировым центром. От святилища Эпидавра зависели все святилища Асклепия не только в Греции, но и во всем Средиземноморье, от Рима и до Востока.

Пожар в Салониках

Девяносто четыре года исполнится в августе со дня большого пожара, вспыхнувшего 18 августа 1917 года. Катастрофa- вызванная пожаром было достаточно чтобы кардинально изменить общий вид города Салоники, который уже ни в чём не напоминал тот символ 19 века Пожар в городе длился около 33 часов превратив в пепел 9500 домa -31% площади города, в результате чего более 70 тысяч населения остались без крова.Oбъектами бедствия стали многие духовные, религиозные учреждения, хозяйственные, административные офисы и магазины, которые были захоронены под пеплом. Среди зданий сожжена была почта, телеграф, городская ратуша, Османского банка, Национального банка, здание Банка Афины, церковь Св. Димитрия и двух других православных церквей, одиннадцать мечетей, Archiravvineia со всеми архивами 16 из 33 синагог. Также поврежденные издательства большинства газет (Салоники, имел самое большое число газет выпускаемых в Греции), многие из которых не удалось переиздать, в то время как уровень безработицы достиг 70%.

Турист, оказавшийся в Греции на праздник Святого Успения Пресвятой Богородицы, получит массу позитивных эмоций, независимо от вероисповедания. Отмечается он здесь 15 августа и носит название Декапендавгусто или же более сложное - Кимисис тис Феотоку. В это время мегаполисы оказываются пусты, греки отправляются на отдых, а на курортах устраиваются фестивали.

О предметах православного культа в Греции

По вере греки такие же православные христиане, как и русские. Среди предметов богослужения они используют привычные русским верующим кадила, светильники, водосвятные чаши, дорные тарели и колокола. Но первостепенными являются кресты для богослужения, святое Евангелие и сосуды для Евхаристии. Данные предметы никогда не используются для бытовых целей и хранятся в храме.

Комбоскини из Греции

Обратите внимание! В Греции, увидев человека в рясе, принято подойти и поцеловать руку.

Православные сувениры из Греции

Отправляясь в паломничество по святым местам Греции или попав на Афон или Великие Метеоры с туристической экскурсией, многие стараются купить пасхальный набор. Также можно купить браслет на руку из Греции или четки. Популярностью пользуются нательные или наперстные кресты, различные медальоны.

Обратите внимание! На особом месте стоят иконы из Греции, особенно изображающие Богородицу.

Иконы из Греции

Среди изображений святынь Греции особой популярностью пользуется серия «Prince Silvero». Это особые святые Греции иконы, написанные в стиле шелкографии. Для украшения используют серебро, сусальное золото, а рамы изготавливаются из очень качественного дерева и покрываются тройным слоем лака. В итоге получаются очень красивые иконы. Каждая из них имеет сертификат качества.

Икона Prince Silvero

Комбоскини: значение и как носить

Браслет из узелков (Греция), называемый комбоскини, имеет древнюю историю. Он вручается каждому послушнику в монастыре во время пострига. Это не просто браслет для монаха - он символизирует духовный меч, а недавний послушник становится воином Христовым, который ведет невидимую войну с врагом всего человечества - дьяволом.

Настоящий браслет с узелками из Греции плетется только афонскими монахами, непорочными и достигшими определенного духовного уровня. В процессе плетения они постоянно читают молитвы, желая надевшему прийти к истинной вере.

Обратите внимание! Следует заказывать этот браслет из Греции из монастыря. В противном случае он будет не намоленным предметом, а лишь ювелирным аксессуаром, заказать который можно, посмотрев каталог сайтов, торгующих украшениями.

«Комбоскини из Греции - значение и как носить?» - подобный вопрос довольно часто можно встретить в интернете. Монахи носят его на левой руке, но при этом надевать можно и на шею. При молитве его принято снимать и держать в ладони левой руки, оставляя правую свободной для совершения крестного знамения.

Для мирянина надеть комбоскини - это значит стать христианином, соблюдать заповеди, бороться с грехом. То есть, подобный акт означает готовность перемен на духовном пути. В противном случае весь смысл теряется, ведь данное украшение не является мистическим оберегом, а остается лишь символом духовного пути человека.

Доставка комбоскини происходит через почту

О материале настоящего греческого браслета также ведутся споры. Многие считают, что бусы должны быть золотыми, а узлы - из кожи. Но это неправда. Монахи используют те материалы, которые есть под рукой. Поэтому, посетив специализированный интернет-магазин или торговую лавку монастыря, можно увидеть самые разные комбоскини.

Как было сказано ранее, данный браслет символизирует собой духовный меч христианина. При его ношении следует призывать имя Господне и читать молитвы. Вот краткий список тех, что читают афонские монахи:

  • прежде всего, читается молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Но можно воспользоваться сокращенной формой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня» или, наоборот, в более развёрнутом виде: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй мя, грешного»;
  • неизменно сопутствует монаху молитва мытаря, отраженная в Евангелия: «Боже, милостив буди мне, грешному»;
  • также рекомендуется обращаться к Матери Господа Иисуса Христа с молитвой: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси нас».

Обратите внимание! Эти и любые другие молитвы может читать владелец браслета. Обращаться с ним нужно осторожно - многие, надев его на руку, предпочитают больше не снимать.

Отправляясь в путь на Афон, где можно купить настоящие комбоскини, следует помнить, что это религиозное сооружение, где ведется богослужение и проживают монахи. На территории монастырей действует ряд запретов:

  • здесь нельзя курить;
  • запрещено входить в кельи, где живут монахи;
  • следует отказаться от шумных разговоров;
  • нельзя купаться в море или ловить рыбу;
  • запрещено фотографироваться.

Обратите внимание! При острой необходимости можно попросить разрешение настоятеля монастыря на фотосъемку. При веской причине оно будет получено.

Брояница Ангел Хранитель

Опытные паломники предостерегают неопытных православных христиан и иноверцев от погони за магическими вещицами. Да при соответствующем духовном настрое браслет поможет правильно настроить свою духовную жизнь, что неизменно принесет счастье и удачу. Но нельзя относиться к комбоскини как к оккультному талисману, который способен помочь без духовной работы над собой.

Вот такая история о комбоскини из Греции, значение которого - помочь человеку в духовной борьбе. Данный браслет, каждый узел которого пропитан любовь монахов к ближнему, можно купить для себя или подарить близкому человеку. Но в любом случае, главное - это правильный настрой человека, лишь в этом случае «оберег» поможет.

Правило по четкам October 23rd, 2015


Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно - это правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра молитвы без поклонов - это правило взято из одной старой Следованной Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет четок - афонское правило для тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и 25 поклонов или 600 молитв без поклонов, 900 - Спасителю или 15 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400 мол. без покл., 900 - Спасителю или 15 мин, 300 - Божией Матери или 5 мин, 100 - Св. дня или 2 мин, 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин.

1. Повечерие великое, 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница, 100 молитв и 25 покл., 600 мол. без покл., 1200 - Спасителю или 20 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин

3. Утренняя, 300 молитв и 50 покл., 1500 мол. без покл., 2700 - Спасителю или 60 мин., 900 - Божией Матери или 15 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин., 100 - Св. седмичному или 2 мин., 300 - Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности), 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов

5. Часы (все) с междучасиями, 1500 молитв без поклонов, 1800 - Спасителю или 30 мин., 600 - Божией Матери или 10 мин.Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов

6. Вся Псалтирь, 6000 молитв без поклонов

7. Одна кафизма, 300 молитв без поклоновОдна Слава, 100 молитв без поклонов

8. Канон Ангелу Хранителю, 50 молитв и 7 поклонов

9. Канон седмичный, 30 молитв 5 поклонов

10. Канон Богородице с акафистом, 200 молитв и 29 поклонов

11. Последование ко Св. причащению, 1200 - Спасителю или 20 минут, 300 - Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому, 600 молитв тому, кому служиться молебен или 5 минут.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: "Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго" - 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:


Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или просто: святее (святая) … моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:


В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

Прежде чем, дорогой читатель, вы решите сделать заказ, мне бы хотелось донести до вас мысли самих афонских монахов. Оформление и условия заказа по ссылке

Как часто мы оцениваем свои поступки и смотрим в будущее, оглядываясь на прошлое? По статистике, каждый третий житель Земли, который всегда осуждал культ чего-либо, по прошествии определенного времени, возвращается к духовности. Безбожники просят у Господа Бога просветления, те, кто не верили в святые атрибуты, со временем начинали понимать, что целительная сила веры помогает излечиться от болезней, улучшает самочувствие. Именно об этом статья. Если порыться в воспоминаниях, то у каждого из нас дома найдутся четки из храма, привезённые когда-то родителями, знакомыми или друзьями.

Четки «Слезы Богородицы» и их мистическое появление

Согласно легенде, передаваемой из уста в уста, настоятель старого скита св. Анны Святой Геронтий сильно отличался от других братьев тем, что никак не мог научиться плести комбоскини . Это сложное и не всем под силу монастырское искусство никак ему не поддавалось, хотя и потратил он на учение не один год. Во время одного из таких мучительных дней, погруженных в обучение, ему явилась Святая Богородица Панагия и спросила у старца: «Что является, Геронтий, причиной печали твоей?», ну что монах-старец ей ответил, что никак не может научиться этому нелегкому искусству. Слова эти вызвали чувство сострадания у Богородицы, и она заплакала. Через некоторое время из ее слез начала прорастать трава с гибкими стеблями и крепкими семенами.

Шло время, трава постепенно покрыла пологие склоны, разбросанных холмов Афона, на которых расположился скит. Монахи, под слова христианской молитвы из гибких стеблей растения начали делать четки. На определенном этапе процесса плетения читалась своя молитва к Пресвятой Богородице. Именно поэтому четки наделены особым магнетизмом, силой, которая передается их обладателям.

«Слезы Богородицы» — название, которое часто используют, называя так ландыши, которые по преданиям тоже выросли из слез Марии, горько пролитые святой женщиной при распятии Иисуса. В христианских летописях растение известно как плакун - трава, которая всегда считалась обрядовой и применялась при славянских заговорах и не только. Ее часто использовали как оберег при болезнях, несчастьях. По приданию на греческой земле под названием «Слезы Богородицы» также известны и браслеты из камушков и ракушек, оставшихся на том месте, где Богородица пролила свои слезы.

    Санторини. Романтический остров Саноторини

    Этот остров (площадь 96 км2), пожалуй, известен в современном мире больше других в Кикладах. Причиной этому стал миф об Атлантиде, изложенный за четыре века до нашей эры великим мыслителем древности Платоном. В диалогах философа рассказано об nидеальном государстве, созданном мифическим народом атлантов на океаническом острове.

    Греция - где отдохнуть с детьми

    Неподалеку от Спарты находится средневековый город Мистра. Во время поздней Византийской империи он был важным культурным и политическим центром. В период с 1249-го по 1262-й год Мистра была центром Ахейского княжества, а позднее столицей Морейского деспотата.

    В каком государстве древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить?

    Недвижимость. Салоники

    В Греции есть всё. Например, прекрасный город Салоники, названный в честь не менее прекрасной сводной сестры Александра Македонского - Фессалоники ещё в 315 году до н.э.. Он, действительно, красивый этот исторический и культурный центр Греции, что подтвердила организация ЮНЕСКО, сделав его городом Всемирного наследия.

После третьей поездки на Афон (1984 г.) я направился в страну, где мне давно хотелось побывать - в Турцию. Ведь сегодняшнее турецкое государство располагается на исконно христианских землях - когда-то центре и сердцевине Византийской империи. Константинополь, Никея, Халкидон, Эфес, Каппадокия, Антиохия, Трапезунд - этот перечень дорогих каждому православному наименований можно было бы продолжать еще долго…

Весной, когда я впервые упомянул о своих планах, мои друзья в Свято-Владимирской академии долго отговаривали меня от поездки в Турцию - страну, тогда имевшую, мягко говоря, не самую благоприятную репутацию в отношении безопасности иностранных туристов. Но, проведя месяц на Афоне и получив множество благословений (в том числе и четки от отца Паисия), я считал, что могу ехать, не опасаясь за свою жизнь и свободу. Так оно и оказалось. Примерно в это время турецкое правительство осознало всю выгоду международного туризма и дало разнарядку его развивать. По всей стране проводились разъяснения о пользе хорошего отношения к зарубежным гостям. Повсюду были развешаны плакаты с изображением улыбающегося бородатого светловолосого иностранца с рюкзаком, а внизу красовалась надпись: “Один счастливый турист на следующий год приводит тысячу других туристов”. Надпись немного напоминала аннотацию к некоему патентованному средству от тараканов, но оказалась весьма эффективной: по всей стране турки в лепешку разбивались, чтобы угодить весьма тогда еще немногочисленным иностранцам. Напоминаю, что дело происходило в 1984 году. Цены были фантастически низкими, и на мой обычный путевой бюджет 5–6 долларов в день я мог позволить себе ночевать в гостиницах и питаться в ресторанах. Я ощущал себя в полной безопасности. Никакого воровства не было и в помине: даже забытую в магазине мелочь за вами несли несколько кварталов. Стоило развернуть на улице карту, как вас немедленно окружала толпа галдящих турок, стремившихся помочь. К сожалению, как правило, никто из них не умел читать карту, так что помощь была более моральной, чем реальной. Но зато все наперебой приглашали на чашечку чая.

Особенно забавно было проходить сквозь торговые ряды. Сидящие у дверей своих заведений лавочники зазывали туристов к себе, используя единственно знакомое им европейское обращение: “Коллега…” и дальше следовали манящие движения рукой. Впрочем, в то далекое время турецкие торговцы совсем не были агрессивными, чем приятно отличались, скажем, от палестинских арабов. Можно было зайти в лавку, выпить с ними чашечку чая, поболтать о жизни, и даже если вы уходили, ничего не купив, обид никаких не было.

Я проехал автостопом большую часть страны - от греческой границы до восточной части Анатолии, а затем, поднявшись в Трабзон, вернулся в Константинополь на пароходике вдоль южного побережья Черного моря. В 1988 г. я, уже считая себя экспертом по турецким делам, вновь посетил эту страну (заметно более потуристевшую и несколько подорожавшую) и доехал до озера Ван и до руин средневекового армянского города Ани на самой границе с СССР. У приезжавших туда отбирали фотоаппараты и предупреждали, что не рекомендуется долго и пристально вглядываться в пограничные ограждения: советские войска, дескать, открывают огонь по всем подозрительным лицам без предупреждения. От Ани я поехал назад в Константинополь пушкинским путем: до Карса, а затем - в Эрзерум, где, вспомнив впечатления поэта, даже отправился в турецкую баню.

Но это было потом, а пока я впервые знакомился с византийскими землями, в силу исторических превратностей оказавшимися в государстве под названием Турция. Бродил по Константинополю, открыто молился в Святой Софии, в музее Топкапы (бывшем султанском дворце) прикладывался к витрине, за которой лежала левая рука Иоанна Предтечи, и всячески отыскивал следы былых святынь в этом шумном торговом городе. В те годы, например, Студийский монастырь - ни много ни мало базилика VI в. - сколько их всего в мире? - размещался на заднем дворе какого-то турка: чтобы туда попасть, требовалось просить его отпереть калитку.

2.

По Турции я, как и всюду, предпочитал перемещаться автостопом. Помимо экономических соображений (не столь актуальных из-за уже упомянутой фантастической дешевизны Турции в те годы), это оказалось еще и самым комфортным способом передвижения. Междугородные автобусы, дешевые и довольно быстрые, оказались непригодными из-за всеобщего курения и нелюбви к открытым окнам. Мой первый и последний турецкий автобус, ночью везший меня из Константинополя в Эфес, через полчаса превратился в форменную душегубку с тускло светящими сквозь клубы сизого дыма лампочками. На мои попытки ехать с открытым окном мне вежливо, но решительно сообщали, что грудной ребенок, лежавший на коленях у матери через несколько сидений от меня, теперь непременно простудится, заболеет и умрет. Мои аргументы, что табачный дым ему куда вреднее, турки предпочитали не воспринимать, глядя на меня честными глазами и повторяя на ломаном английском про страшный вред сквозняков, особенно в июле.

Автостопом ехать было веселее. Во-первых, можно было открывать окна. Во-вторых, всегда интересно знакомиться с новыми людьми и практиковаться в иностранном (в данном случае турецком) языке. И, наконец, если только по дороге шли машины, останавливались они быстро. Проблема состояла только в том, что иной раз машин не было вовсе и ждать приходилось долго. Как-то, стоя на пустынной дороге возле моря, я наблюдал забавную картину купания пожилого турка. Одетый по-европейски (рубаха навыпуск и брюки) турок шел по пляжу налегке, а, чуть приотстав от него, поспешали две женщины, сверх меры нагруженные сумками и свертками. Помимо этой весьма объемной поклажи, они несли деревянный стул и совковую лопату. Одеты женщины были в длинные - до колен - цветастые просторные рубахи, из-под которых виднелись широченные шальвары. Головы их закрывали громадные платки.

Турок остановился на облюбованном им месте и развел руки в стороны. Подбежавшие женщины, сбросив свою поклажу, осторожно сняли с него рубаху и штаны, и он погрузился в теплые лазурные воды Средиземного моря. Искупавшись, турок вышел из воды и обе стоявшие наготове женщины немедленно вытерли его заранее подготовленным полотенцем. После этого он присел на песок. Одна из дам подставила ему под спину перевернутый вверх ножками стул, так что спина его оперлась на обратную сторону спинки, а голова оказалась на подушечке, положенной на ребро сиденья, а другая, вооружившись совковой лопатой, начала закапывать в песок его ноги и нижнюю часть туловища. Когда на поверхности остались только голова и плечи отдыхающего, инструмент воткнули в песок, и обе женщины, не снимая рубах и штанов, пошли остыть в водах моря. Но долго прохлаждаться им не удалось, так как их повелитель вдруг встал и, отряхнув песок с выдающегося живота, улегся вновь, но уже ногами в другую сторону. Дамы вынеслись из моря. Одна из них немедленно подложила стул ему под спину, а другая вновь закопала его в песок. Полежав еще немного, турок встал, отряхнулся, всунул ноги в резиновые шлепанцы, и как был, в плавках, побрел в обратную сторону. Обе мокрые женщины мгновенно упаковали все вещи и взапуски побежали за своим повелителем.

Вскоре остановилась попутная машина, и я поехал дальше, “дивясь увиденному”.

Так что ездить было интересно. Но определенные проблемы все же возникали. Самая распространенная из них - турки не понимали, что иностранцы могут ездить автостопом. Если ловить машину приходилось на окраине селения, ко мне немедленно начинали подходить доброжелатели. Отобюс орада (авто­бус там), - говорили они и показывали пальцем в направлении остановки. “Отобюс йок! - ответствовал я. - Отостоп!” - и демонстрировал свой поднятый палец. Но доброжелатели считали, что непривычный к их порядкам иностранец просто не понимает, что автобусы останавливаются лишь в положенных местах, и продолжали уверять меня, что необходимо идти на остановку. В результате вокруг меня скапливалась толпа, выясняющая друг у друга, чего же я хочу, и что для меня лучше. Никакая машина остановиться уже не захотела бы. В конце концов я понял, что автостопить нужно начинать в отдалении от жилых мест и от глаз турецких доброжелателей.

С самой первой проблемой я столкнулся, подъезжая к Турции со стороны Греции. Машины останавливались, но что им говорить о направлении моего движения? Никакой грек не признает иного наименования, кроме Константинополя, никакой турок не согласен называть самый знаменитый город его страны иначе, чем Стамбул. Пока едешь по Греции, говоришь, что надо “в сторону Константинополя”, все понятно. Но вот, до границы остается километров тридцать. Останавливается машина со швейцарскими номерами. За рулем усатый, смуглый человек. Он может оказаться как греком, так и турком. Что ему сказать? Ошибка может стать роковой. После несколько секундного напряженного молчания, я выдавливаю из себя: “В ту сторону (указываю рукой) возьмете?”.

Садитесь, - кивает он.

Уже потом выясняется, что он ливанский араб-христианин, живет в Швейцарии, и ему совершенно все равно, каким именем я назвал бы чужой ему город.

Еще одна характерная для турецкого автостопа история произошла во время моей второй поездки в Турцию - уже в 1988 г. Добравшись из Ани - самого восточного угла Турции - до Эрзерума, я направился назад, в Константинополь. Вскоре мне повезло: передо мной остановился иранский большегруз с удобной комфортабельной кабиной, откуда два человека, водитель и сменщик, гостеприимно махали руками. Иранцы сообщили, что едут в Стамбул, что с удовольствием довезут меня туда и что путешествие по турецким дорогам займет не менее двух суток. Я был на все согласен, и мы поехали. Грузовик шел пустым, чтобы загрузиться в Стамбуле турецким товаром.

До этого я слышал, что 80% человеческого общения - невербальное. Во время поездки с двумя персами я лишний раз имел возможность в этом убедиться. Ни на одном европейском языке они не говорили. По-персидски я, как выяснилось, знал только два слова: кишмиш (виноград) и фистык (фисташ­ки) . Единственным общим языком у нас оказался турецкий, на котором я знал слов примерно сто, а мои собеседники раз в 5 меньше. И тем не менее за полтора дня, что нам довелось быть спутниками, мы очень много смогли узнать друг о друге.

Один из моих спутников был профессиональным шофером-дальнобойщиком, а второй - с моржовыми усами и накачанный - офицером-спецназовцем, из тех, которым полагалось сопровождать грузовики в зарубежных поездках. Отношения между ними были самыми задушевными. Вели себя они довольно смешно. Во-первых, они несколько раз в день подолгу и с наслаждением брились. В исламском Иране бриться запрещено, и они пользовались возможностью ощутить себя свободными. Мою бороду они понять не могли - зачем ее растить, если можно бриться? - и в шутку называли меня аятоллой. Во-вторых, они немедленно затоварились спиртным и по пути все время отхлебывали виски, усердно угощая и меня. К счастью, на качестве их вождения это не сказывалось. В-третьих, ехали они в шортах и в довольно открытых майках, опять же пользуясь случаем покрасоваться в неположенной гражданину Исламской республики Иран одежде.

Шофер рассказал мне, как он служил в армии еще при шахе и как комиссары победившей исламской революции потребовали, чтобы обожаемый всей армией генерал (слуга царю, отец солдатам), под началом которого служил и мой хозяин, отрекся от бежавшего шаха и принес присягу новой власти. Бравый генерал отказался, сказав, что уже присягал на верность шаху и что присяга не перчатки и менять ее он не может, после чего его расстреляли перед строем.

Так мы ехали с гостеприимными персами, непонятно на каком языке (общечеловеческом?) рассказывая друг другу истории из своих жизней. Ночь мы провели на автостоянке возле шоссе. Для отдыха мои новые друзья предоставили мне совершенно пустой кузов грузовика, где я отлично выспался в своем мешке.

Наутро, плотно позавтракав персидскими припасами - включая нежные финики и громадного размера фисташки - тот самый фистык , родина которого и есть Персия, - мы отправились в путь. Разумеется, часть утра граждане исламской республики посвятили самому тщательному бритью.

Помимо моей бороды, одной из повторяющихся тем наших бесед были турки и их ужасный характер. Персы неоднократно повторяли, что дивятся моей беспечности - отправиться путешествовать по Турции, да еще автостопом! Ведь турки - известные разбойники, воры, убийцы и насильники. Нет ничего опаснее, чем доверяться вероломным туркам, которые войдут в доверие, а затем обдерут как липку, ограбят и убьют бедного наивного иностранца. На все мои заверения, что никаких проблем в путешествии по Турции у меня не возникало, персы лишь скептически качали головами и говорили, что просто я не знаю коварную натуру турок, а когда узнаю, может быть уже поздно.

Ехали мы хорошо, и в середине дня до Константинополя оставалось всего пара сотен километров. Но тут нас остановила полиция. Полицейский долго изучал документы и в конце концов дал понять, что видит некие проблемы в моем паспорте и не отпустит меня без выяснения. Я был в недоумении - так это было не похоже на всегдашнее сверхдоброжелательное отношение турецких властей. Персы заволновались и сообщили полицейскому, что подождут меня. Он резко ответил, что запрещает им тут стоять, а если они не послушаются, отберет их документы за нарушение. Я попросил своих друзей ехать, заверив их, что разберусь сам. Они отбыли, попрощавшись. На лицах их было написано: “Вот видишь, мы же тебя предупреждали…”. Я остался в полицейском участке один. На душе было неуютно. Вспоминались все американские предупреждения о беспределе в кошмарных турецких тюрьмах.

Стоило грузовику отъехать, как задержавший меня полицейский вернул мне паспорт и, предложив чаю, стал умолять о прощении. “У меня не оставалось другого выхода, - говорил он. - Я должен был сделать все возможное, но не оставлять вас в персидском грузовике. Ведь персы - известные разбойники, воры, убийцы и насильники. Нет ничего опаснее, чем доверяться вероломным персам, которые войдут в доверие, а затем обдерут как липку, ограбят и убьют бедного наивного иностранца…”

3.

Итак, когда я попал в Турцию в первый раз - после Афона, я не снимал с руки афонских четок в сто зерен и, попадая в святые места, читал Иисусову молитву (четки, в 33 зерна, подаренные мне отцом Паисием, я, боясь потерять, не надевал на руку и носил в кармане куртки: видимо оттуда они, в конце концов, через несколько лет и несколько больших путешествий и выпали). Так было и в Константинополе, и в Эфесе, в базилике св. Иоанна Богослова, где на месте Престола до сих пор видны следы могилы Апостола любви, и в пещерных храмах и подземных городах Каппадокии, и в родном городе апостола Павла - Тарсе. В последнем, честно говоря, никаких особых святынь отыскать я не смог, кроме какого-то подозрительного “колодца апостола Павла”, также находившегося на заднем дворе местного жителя. Стоило мне подойти к колодцу, как турок немедленно вышел из своего жилища и, зачерпнув довольно нечистым стаканом воду, предложил мне ее испить. Делать было нечего, и я отхлебнул водички. Видимо, молитвами апостола Павла, произошло чудо и нежелательных последствий от этого безрассудного поступка я не ощутил.

Так вот, на четки мои турки реагировали в высшей степени положительно. Видимо, с такими длинными четками щеголяли их муллы, так что рядовые мусульмане спешили всякий раз высказать свое одобрение. С этими афонскими четками и связаны две путевые истории.

Одна из них - автостопная. Как-то меня подобрал молодой человек на маленьком грузовичке. Завязался обычный для турецкого автостопа разговор. Поначалу у вас спрашивают имя, потом сами представляются. Затем вопрошают о стране происхождения, возрасте и профессии (я отвечал: ёренджи - студент). После этого водитель интересуется: Тюркие гюзель? (Турция - красивая?). Чок гюзель! (Очень красивая!), - отвечаете вы. И тогда начинается высокополезный с лингвистической точки зрения диалог. Водитель указывает на все, что проплывает за окном - горы, поля, фруктовые деревья, животных, море и т. п. и, называя этот предмет, присовокупляет с вопросительной интонацией: гюзель? - Чок гюзель! - соглашаетесь вы. Так можно узнать массу новых слов.

Но на этот раз разговор пошел по другому сценарию и запомнился мне навсегда.

После первого знакомства водитель обратил внимание на мои четки.

Он зацепил их пальцем и, перебирая зерна, начал говорить: Алла, Алла, Алла!

Йок, - ответил я. - Иса, Иса, Иса…

Александр, - спросил он, изобразив на лице изумление, - мусульман?

Йок, - ответил я. - Христиан.

Александр, - вновь произнес он мое имя в сопровождении манящего движения рукой, - мусульман? (то есть, айда к нам, к мусульманам).

Мустафа, - сказал я, повторив его жест, - христиан?

Поняв, что прямым наскоком тут ничего не возьмешь, Мустафа изменил тактику. Для начала он решил похвалить христианство.

Мусульман, - сказал он, прижав руку к груди, - Иса - чок! - Я понял его. Он хотел сказать, что мусульмане тоже считают Иисуса великим (чок по-турецки значит ‘очень, большой и великий’).

Христиан, - ответствовал я, - Иса йок чок. Иса - чок, чок, чок, чок, чок, чок, чок, чок…

Алла - Ата! - сказал я, - Иса, - Алла Бебек! Иса - Алла - бир (одно)! А ты, Мустафа, давай к нам, к христиан!

Вторая миссионерская дискуссия, которую мне довелось провести в Турции, оказалась куда более сложной. Она произошла в последний день моего первого турецкого путешествия.

Я гулял по бывшим императорским конюшням, ныне - крытому базару в Константинополе. Это громадное пространство под сводчатыми потолками, соединенными сводчатыми же переходами. Вдруг ко мне обратился незнакомый человек. Он был аккуратно, не по-туристски одет, коротко подстрижен. Лицо его обрамляла аккуратная черная бородка.

О, незнакомец, - обратился он ко мне на великолепном английском языке с легким акцентом неопределенного происхождения. - Я вижу, вы особенно боголюбивы, ибо перебираете в руках некое неизвестное мне приспособление для молитвы. Но ведь нет ничего более приятного и благочестивого, чем знакомиться со способами молитвы ко Всевышнему, практикуемыми в дальних землях…

Конечно, мне доставит радость ответить вам, о любознательный незнакомец, - ответил я ему в том же тоне. - Молитва, которую я повторяю, используя эту веревку с узелками, очень проста и доступна и ей легко научиться. Звучит она так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Очень поучительные слова, - ответствовал мне собеседник, - и несомненно они таят в себе значительную глубину и стремление к общению со Всевышним. Тем не менее льщу себя надеждой, что вы позволите мне проявить дерзость и задать вам вопрос, чтобы разрешить возникшее у меня небольшое недоумение.

Разумеется, задавайте, и я сделаю все возможное, чтобы разрешить недоумение столь внимательного человека.

Скажите же тогда, согласны ли вы с тем, что великий Бог превыше всякого нашего разумения и представления?

Разумеется, я согласен с вами в этом вопросе. Думаю, любой, мыслящий так, не ошибется.

Отчего же тогда вы употребили словосочетание Сын Божий ? Как у Всевышнего, превосходящего все наши категории, может быть столь человеческая реалия, как сын? Не умаляет ли это Бога? Не низводит ли это его до наших человеческих категорий? - воздел руки к сводчатому потолку крытого базара мой новый знакомый.

Тут все стало ясно. Меня заметил мусульманский миссионер и предстоит серьезная богословская дискуссия. Я почувствовал себя в Византии. Вокруг нас к тому времени уже собралась довольно значительная кучка народа, и все новые зрители продолжали прибывать. Сомневаюсь, что большинство из них понимало английский (во всяком случае, в такой степени), но слушали все очень внимательно, как по команде поворачивая головы к тому из нас, кто произносил свою реплику.

Мой собеседник оказался перешедшим в ислам бельгийцем (отсюда и хороший английский), бывшим римо-католиком, специально натренированным на контркатолическую пропаганду. Но с православным он беседовал впервые, и большинство его аргументов летело мимо цели или вовсе обращалось против него.

По прошествии примерно часа бывший католик и бывший бельгиец понял, что проигрывает, и начал церемонно раскланиваться, напоследок пожелав мне побыстрее завершить мои поиски и наконец обрести истину. Этого я стерпеть уже не мог и ответил ему в том смысле, что я как раз не по своим заслугам, а по милости Божией пребываю в Истине, а он был совсем рядом, но отпал от нее совершенно. Так что я желаю ему вернуться к тому, что он утратил, и поискать Истину там, рядом. Искренне ищущему человеку обрести ее будет совсем не сложно. После этого я, пройдя сквозь собравшихся турок, с достоинством удалился. Вокруг шумел равнодушный восточный базар.