Чем покрыть купол. Материалы для покрытия куполов

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина - чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии - купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата - равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом - главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото - это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины - от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3-5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

Подготовка поверхности под золочение;

Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

Золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН-54, лак ЯН-153 или ГФ-166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА-594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака - он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому - прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах - то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов-позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов - от 20 до 35 см. Главная особенность лесов - двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя - из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1-3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие - свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой . Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли. Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий. А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций. Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает. Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996-1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство». Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами. В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила. Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола. И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте. Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980-1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому. Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня. Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо». Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие. Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод. 16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю. То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас-сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле. Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа-метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны. Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве . «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области. По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал. Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя! К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице , уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

29.01.2014 19:08:48

1 фотография

0 видео

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их начали возводить при строительстве храмов.

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы венчают 5 куполов, покрытых сусальным золотом, — один купол возвышается над остальными, символизируя Христа как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Золочение куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Известно, что к 1000-летию Крещения Руси, в конце 80-х гг. XX, купола собора засияли золотом. Центральный купол храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как раньше говорили верующие, прямо « горел» на солнце, и как будто от позолоты по асфальту бежала россыпь солнечных « зайчиков». Сейчас же это « свечение» стало постепенно угасать из-за множественных отслоений и утраты сусального золота до обнажения кровли из листовой меди, что можно заметить даже невооруженным глазом…

О создании и сохранении золоченой роскоши города редактор официального сайта Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы побеседовала с мастером-позолотчиком Курочкиным Александром Степановичем.

— Александр Степанович, Вы участвовали в реконструкции собора в конце 80-90 гг. XX в., после которой храм впервые увенчали купола, покрытые золотом. Расскажите, какое золото тогда использовали при возведении куполов Ростовского соборного храма?

— Стоит отметить, что в послевоенные годы и вплоть до 80-х гг. купола были покрыты кровельным железом. Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась с сияния золотых куполов. В то время золочение производилось листовым, сусальным золотом. Это золото изготавливалось ручной ковкой. Для получения эластичных листов драгоценный материал предварительно отжигали. Известно, что чистым золотом как купола, так и церковную утварь, и храмовую мебель не покрывают. Металл переплавили на 960-ю пробу: в ней содержится 96% чистого золота и по 2% серебра и меди.

— Почему такое золото называют « сусальным»?

— « Сусаль» — « лицо», лицевая сторона, поверхность, а по сути — тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность. Толщина сусального золотого листочка — доли микрона, поэтому особенно тщательно готовилась поверхность под покрытие. Любая пылинка могла прорвать сусаль.

— Каким способом было нанесено сусальное золото на купол ?

— Основой купола является листовая медь. Известно, что медь — это цветной металл, а у цветных металлов адгезионные свойства ниже, чем у черных. Следующим этапом являлась грунтовка, выравнивающая поверхность, но главная задача грунта — повышение адгезии, то есть сцепления позолоты с поверхностью. После грунтовки проводится окраска, с ее помощью создается фон, а потом краска закрывается лаком. Он призван защитить грунт от проникновения влаги и создать гладкую поверхность. После этого применяется лак мордан, а уже затем — сусальное золото.

— Почему со временем купола потеряли первоначальный вид - сусальное золото облетело, и обнаружилась медь?

— Этому способствовало множество отрицательных факторов. Во-первых, покрытие куполов Ростовского собора прослужило значительно дольше, чем это планировалось и предполагалось квалифицированными специалистами. Во-вторых, негативно сказалась агрессивная внешняя среда. Это суровые зимние вьюги, слишком знойное южное лето, близость трамвайных путей, вороны и голуби, шествующие по куполу и оставляющие свои « метки»… К тому же, золото для покрытия куполов использовалось интерьерное, предназначенное для атрибутов внутреннего убранства храма, но никак не внешнего. Интерьерное золото намного тоньше того традиционного, что используется для покрытия куполов.

— Сейчас реставрация центрального купола Ростовского кафедрального собора перешла в активную стадию — идет демонтаж обшивки. В связи с этим бытует мнение, что купола соборного храма были покрыты очень толстым слоем золота или, например, что это золото можно использовать после реставрации. Так ли это?

— Сусальное золото очень хрупкое, а толщина покрытия составляет доли микрон. Всего 2 грамма драгоценного металла использовалось при покрытии 0,5 квадратного метра купола. Как мною было сказано ранее, это золотое сусальное покрытие прослужило намного дольше, чем планировалось, предполагалось и оценивалось специалистами. Таким образом, износившееся покрытие из драгоценного металла, которое сейчас снимают с центрального купола, давно пришло в негодность и абсолютно не подлежит восстановлению, а также не может использоваться в каких-либо других целях.

Беседовала: Виктория Алтунина

7314 просмотра

Золотом характерно для православной церкви так же. Золотые на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Как делают золотые купола June 4th, 2018

Существует такая редкая и ответственная профессия - золотник. На примере Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Солотчинском женском монастыре, что в славной Рязанской области я вам покажу, как и из чего сделаны современные купола церквей, но не простые купола, а золотые.


В последнее время, покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой для российской православной церкви. Золотые купола на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек с величественными золотыми куполами украшают славянские города. Древний обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из далекой Византийской империи, где золотом и ярким декором подчеркивалась архитектура храмов.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство. Куполная тенденция в архитектуре храмов и церквей на Руси наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над храмом, как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Но самое сложное и кропотливое в купольной постройке - декорирование самих куполов, а покрытие куполов золотом - крайне ответственная и трудоемкая работа. Еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков считался - одним из самых опасных, сопряженных с высоким уровнем риска и требующий определенных скалолазных навыков строительной работы и работы с вредными химическими элементами. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения - бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Например, во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

1.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы изначально был деревянный, перестроен в начале XVI - XVII веков. Храм пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада - двухэтажная пристройка 1691 года (вверху - ризница и библиотека, внизу - трапезная). В советское время частично был разрушен и восстановлен в начале XXI века.

2.
В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570 — 1580 годах монастырь считался одним из главнейших монастырей Руси. Он вошел в число самых крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего деревянную постройку собора решено было перестроить.

3.
Пятиглавый Собор Рождества Пресвятой Богородицы располагается на территории Солотчинского действующего женского монастыря. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанской земле памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в курортном районе Солотча на берегу старицы Оки в Советском округе города Рязани.

4.
Новые золотые купола из нитрид-титанового покрытия. Золотник - профессия золотых мастеров

5.
Не смотря на то, что современные технологии не стоят на месте и материалы стали качественнее и современнее, без высоких стропил на храм для установки декора золотых куполов - не добраться

6.
Высокие стропила

7.
Отходы золотых куполов - из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана

8.
Золотые отходы куполов

9.
Тем не менее, изготовление золотых пластин из нитрид-титана происходит на месте

10.
Панель из нитрид-титана - материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

11.
Воз из таких квадратных панелей и крепится декор купола

12.
Вот как выглядят золотые панели из титана

13.
Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту

14.
Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей

15.
Отдельно панелями декорируется и основание креста

16.
Такие купола видно за версту

17.
На ярком солнце купола переливаются золотом

18.
Солотчинский монастырь и Собор Рождества Пресвятой Богородицы с новыми золотыми куполами

19.
Золотые купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы

20.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы

21.
Золотые купола - как они есть

22.
Фрагмент вохода в храм Рождества Пресвятой Богородицы

23.
Теперь монашки возрадуются вместе с прихожанами новым золотым куполам храма Рождества Пресвятой Богородицы, что на исторической для России Солотчинской земле

Такие дела

Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна -

Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут.