Иверская икона божией матери значение. Икона Божией Матери «Иверская»: молитва, история, значения, в чем помогает

Иконы Богородицы особенно почитаются у христиан. Ведь они обладают мощной силой и помогают всем тем, кто искренне просит. Святыни, на которых изображена Матерь Божья, являются неким проводником между небом и молящимся. Именно поэтому, если человек с открытым сердцем обратиться к лику Святой Богородицы, и искренне попросит о помощи, Непорочная Дева Мария сразу придёт на выручку.

Одной из самых сильных икон, на которых изображена Божья Матерь, — «Иверская», а в чём она помогает и как правильно к ней взывать, расскажем далее.

Иконы Богородицы особенно почитаются у христиан

Если человек погряз в грехах и не может выбраться из этой пучины, несмотря на сильное желание, или его поразила страшная болезнь, то унывать не нужно. Как раз наступает то время, когда открывается дорога к Богу.

Ведь именно в отчаянии большинство идут в церковь и молят о помощи. Так и в случае с иконой «Иверской» Божьей матери, молитва к которой творит невообразимые вещи.

Вот слова прошения, которые вылечат любую болезнь:

«О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь».

Молитва вторая о здравии:

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь».

Тропарь, глас 1: «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».

Кондак, глас 8: «Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши».

Как молиться, о чём просить Иверскую икону

В своё время монахи написали несколько акафистов, которые необходимо читать перед Иверским ликом. Произносить их можно как в стенах храма, так и в домашних условиях. Главное – это вера в то, что Богоматерь поможет. Чтение должно сочетаться со спокойствием, отсутствием злых мыслей и открытостью сердца и души.

Главное – это вера в то, что Богоматерь поможет

В чём помогает Иверская икона Божьей Матери, знают многие христиане. Святыня приходит на выручку, когда человек погряз в грехах или скорбит по ушедшим родственникам. В этом случае икона поможет очистить душу, избавить от тревожности, боли и негативных мыслей.

В чём помогает Иверская икона Божьей матери, знают и девушки, которым в своё время поставили диагноз «бесплодие». Ведь именно Непорочная Мария, несмотря на врачебные предписания, даровала детей тем, кто искренне её об этом просил.

Не отвернётся Богородица и от тех, кто долго не может найти себе мужа (жену), а также люди, наказанные за преступление или обвинённые в поступках, которые ими не совершались. Божья Матерь в этом случае поможет восстановить справедливость.

Болящих Богородица тоже жалеет и исцеляет их в скором времени. Историй, которые рассказывают об избавлении от смертельных и неизлечимых болезней после обращения к святыне, преогромное количество.

Болящих Богородица тоже жалеет и исцеляет их в скором времени

Припадать к лику Богородицы нужно, если душа очернена и осквернена колдовскими чарами, если одолела нищета и голод, если кто-то претендует на не принадлежащую ему собственность.

Вокруг иконы при произношении молитвы следует поставить зажжённые свечи. В помещении должна быть полная тишина, свет нужно приглушить. Читать слова следует на коленях с закрытыми глазами.

Чудеса иконы «Иверской» Богородицы

Святыня хранится в афонском грузинском монастыре. Со дня обретения Святого лика в водах Средиземного моря, она никуда не перевозилась. По словам одного из монахов, служащих в монастыре, святыня покинет его тогда, когда наступит долгожданное второе пришествие Иисуса Христа.

Святыня хранится в афонском грузинском монастыре

В чём помогает икона Богородицы «Иверская», известно служителям этого монастыря. Живущие там монахи рассказывают, что лампада, которая стоит напротив лика Божьей Матери, иногда начинает покачиваться. Это происходит тогда, когда грядёт страшное событие.

Ярким примером является раскачивание лампады перед военными действиями в Иране, землетрясение в Армении, нападении турецкого войска на Кипр и т. д.

А когда приближалась Первая Мировая Война, лицо маленького Иисуса, который изображён на иконе, стало более грозным.

Также святыня спасла жизни афонских монахов, когда на них напали персы. После неустанных молитв к образу все корабли врага были затоплены. А оставшийся в живых военачальник Амир отдал все деньги, которые у него были, на построение защитной стены. Вот так он был впечатлён мощью иконы.

Примечательна ещё одна история. Дочь Феодосия – царя Афона – была наслышана о чудесах, которая творит икона. Она решила посетить монастырь и полюбоваться на святыню. Однако в эту же ночь ей явилась Богородица и запретила входить туда. С тех пор ни одна женщина монастырь не посещала.

В чём помогает Иверская икона Божьей Матери

В чём помогает Иверская икона (фото приложено), знают все верующие христиане. Но прочтения одной молитвы перед святыней недостаточно. Более того, некоторые полагают, что произношение, что называется «на автомате», позволит добиться желаемого. Это мнение в корне неправильно.

Молитва должна проходить через душу и сердце, состояние при этом должно быть умиротворённым

Молитва должна проходить через душу и сердце, состояние при этом должно быть умиротворённым. Только в этом случае Богородица услышит и придёт на выручку.

Итак, Иверская икона помогает при:

  • желании очиститься от грехов и встать на истинный путь;
  • алкоголизме и наркомании;

  • любой болезни – телесной и душевной;
  • тревожности, негативных мыслях, страхе, наличии фобий;
  • желании обрести душевный покой;

  • желании сохранить границы своего имения;
  • наличии в семье грешника, который не желает каяться в грехах;
  • несправедливости, клевете;
  • ссорах, конфликтах;

  • при скорби;
  • желании зачать ребёнка, выйти замуж, найти хорошего мужчину (женщину);
  • нанесении сглаза, проклятия, порчи.

К Иверской иконе припадают, если существует угроза землетрясений, наводнений, цунами. Богородица также приходит на помощь матерям, которые хотят, чтобы их ребёнок был счастливым.

История создания этой иконы

История возникновения Иверской иконы Божьей Матери очень интересная. Однажды один из иноков, служивший афонскому монастырю, увидел, как икона поднялась над волнами и уплыла в неизвестном направлении. Об этом он поведал другим монахам.

Когда они пришли к берегу моря, то увидели чудо. Над морем поднялась огненная стена. Монахи настолько испугались, что упали на колени и стали молить Бога о пощаде.

История возникновения Иверской иконы Божьей Матери очень интересная

Но явление не исчезло. Напротив, стена стала приближаться к воротам монастыря и становиться ещё ярче. Присмотревшись, монахи увидели на поверхности стены икону с изображением Богородицы.

Они пытались достать её, но как только протягивали руки, святыня отплывала назад. Тогда монахи стали молиться Богу о приобретении святыни. Господь услышал их и наказал взять её монаху по имени Гавриил, который всю свою жизнь провёл в молитвах и вёл отшельнический образ жизни.

Однажды ему явилась сама Богородица и наказала придти в монастырь, встать на воду, как это сделал Иисус, и достать икону. Инок послушал Богоматерь и сделал так, как она сказала. Во время хождения по водной глади икона стала сама приближаться к Гавриилу.

После этого Иверская икона Божьей Матери (фото ниже) была установлена на алтаре. В честь этого события в монастыре совершилась 3-дневная служба.

Иверская икона Божьей Матери была установлена на алтаре

После этого икона исчезла, а братия обнаружила её над воротами. Наутро, когда монахи поставили её на место, она снова вознеслась над монастырём. Тогда Богородица явилась к Гавриилу и сообщила, что с этого момента она самостоятельно будет оберегать весь Афон.

День празднования Иверской иконы Божьей матери приходится на февраль, 12 и 25 числа, а также на 13 и 26 октября. Почитают святыню и во вторник Светлой Седмицы.

Где нужно размещать такую икону дома

Иверскую икону в доме следует располагать над входными дверьми. Это убережёт жилище от врагов и людей со злыми помыслами и намерениями. Более того, такое расположение поможет избежать пожаров, землетрясений и других напастей.

Иверскую икону в доме следует располагать над входными дверьми

Скачать текст молитвы

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Одной из самых почитаемых икон в храме в Березниках является Иверская икона Божией Матери. Ниже я предлагаю вам прочесть две истории, связанные с этой иконой: историю афонской иконы и историю той иконы, что сейчас находится в нашей часовне, а так же посмотреть видео о других списках иконы.

Иверская икона Божией Матери в храме святителя Луки в Березниках

История афонской Иверской иконы Божией Матери начинается с далекого IX века. Икона сия находилась в ту пору у одной благочестивой вдовы, живущей близ города Никеи. Времена эти остались известны в истории как времена иконоборчества. И вот, в дом вдовы ворвались иконоборцы и копьем ударили икону. Из иконы в месте удара потекла кровь. Боясь уничтожения иконы — женщина заплатила воинам императора и упросила их не трогать икону до утра. Утром же вдова отправилась с сыном к морю и опустила икону на воду. Спустя некоторое время, афонская братия, увидав огненный столб над морем, отправились к нему и нашли стоящую на воде икону. Был отслужен молебен о даровании сей святыни монастырю, и вскоре инок монастыря (святой Гавриил Грузин), после явившейся ему во сне Пресвятой Богородицы, пройдя по морю взял икону и принес ее в монастырь. В следующие дни — икона чудесным образом оказывалась на вратах монастыря, после чего ее вновь относили в сам монастырь. Наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась святому Гавриилу во сне, и открыла ему следующее:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор икона находится на вратах монастыря и именно поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Вы можете прочесть про чудеса Иверской Иконы Божией Матери на странице путеводителя по Афону по адресу http://www.agionoros.ru/docs/504.html , а мы перейдем к истории иконы которая сейчас находится в нашей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках.

Хранящаяся ныне в часовне икона — точный список с Московской чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Икона эта первоначально стояла перед правым клиросом Дедюхинской церкви Всех Святых. Массивная сребропозлащённая риза работы Сазикова на ней «была усыпана драгоценными камнями, в числе коих 140 довольно крупных бриллиантов. Это вклад строителя храма господина Кармалина. Жаль, что он не хотел объявить цены сей иконы», - писал в 1875 году об этом образе И.Ф.Словцов, иерей Дедюхинского Христорождественского собора, и одновременно церковный археолог. Образ Божьей Матери, находящийся в храме, породил особо чтимый народом праздник в честь этой иконы.

По преданию управляющий заводом Е.А.Кармалин однажды перенёс тяжёлый недуг. Он обращался ко многим врачевателям московским (т.к. имел свой дом в старой русской столице), но безуспешно. И когда уже не осталось надежд на выздоровление, Кармалин как-то услышал звуки молебна в честь «Иверской иконы Божией Матери», что проходил недалеко от его московского дома. Окна были раскрыты, и страстная молитва о выздоровлении вознесена была несчастным больным к московскому Иверскому образу. Некоторое время спустя в сознании Кармалина вдруг всплыло имя лекаря, к которому больной ещё не обращался за помощью. И лекарь его излечил. В благодарность Святой Деве Пречистой и заказан был Евграфом Кармалиным список с московского образа «Иверской Богоматери», который был сделан в 1858 году. О чём свидетельствует надпись на иконе. А на стенах деревянного кладбищенского дедюхинского храма среди росписей можно было увидеть сюжет о том, как Преподобный Гавриил из Афонского монастыря, идёт по волнам морским за даром Богоматери – Св. иконою Иверскою.

Иверская Икона Божией Матери в бывшей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках

Многострадальная Иверская икона из поселка Дедюхино тоже плывет своим путем «по морю житейских невзгод». В 1953 году начинается подготовка ложа Камского водохранилища. В связи с закрытием Дедюхинской кладбищенской церкви образ Иверской Богоматери, уже без оклада (вероятно, утерян в 20х годах во время изъятия церковных ценностей) был передан в Ленвинский Свято-Троицкий храм , а после его закрытия в 1963 году – в Орлинскую церковь Похвалы Богородице. Позже — этот образ находится в Березниковском храме Иоанна Предтечи . Сейчас же икона находится в часовне Луки Войно-Ясенецкого, что на территории 1-й Горбольницы в Березниках (смотрите 25 февраля 2014 года на нашем сайте).

Видео с историей иконы:

Тропарь Иверской иконе Божией Матери (np3):

Статью подготовил (вкл. фото): Вадим Голоушкин. Использован материал с сайтов www.agionoros.ru, pravoslavie.ru, rpcb.ru (из статьи Елены Шмелёвой).

Согласно преданию, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери, написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.

Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.

Предание

Первое известие о ней относится к IX веку, когда во время царствования греческого императора Феофила людей, почитавших иконы, предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери.

Однажды ночью к ней в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь.

Испугавшись, что святыню уничтожат, вдова пообещала императорским воинам деньги и просила их подождать до утра и не трогать икону. Жадные иконоборцы согласились, решив поживиться по случаю и смущенные кровью, выступившей на иконе.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения Святой иконы опустила ее в море. Каково было изумление вдовы, и ее сына, когда икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна, что касается ее сына — он благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Обретение

Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому Святая икона называется еще Вратарницей или Привратницей.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Описание

Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант "Одигитрии", который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском "Милостивая").

На иконе Пресвятая Богородица на левой руке держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой ланите Богоматери изображена рана, из которой сочится кровь, согласно сказанию, нанесенная иконоборцами. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

Своеобразна манера написания ликов — с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами, взгляд которых устремлен вперед, а выражение ликов сосредоточенное.

Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца.

По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Размеры иконы достаточно большие — высота составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров.

Значение

Иверская икона Божьей Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое Святое заступничество весь род людской. Явившись чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто день и ночь молится на Святой горе за весь род человеческий.

Иверская — это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Чудотворная

Иверскую икону Божией Матери с давних пор почитают как чудотворную — в истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери.

Богоматерь явилась скорбящему настоятелю, когда голод угрожал Иверскому монастырю. Пресвятая Богородица послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Богоматерь чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.

Однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки попросили Божью Матерь о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.

Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К удивительным чудесам от иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто не допускает в обитель людей, которые имеют на душе какой-либо нераскаянный грех.

Чудесным образом она явилась и в обитель — по морю в огненном столпе к месту, который называется Климентова пристань. Именно в этом месте, недалеко от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица.

Урок Божьей Матери

Пресвятая Богородица не только помогала монахам, но и вразумляла и обличала их. Однажды один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. Бедняк, у которого не было денег, удрученный направился в Карею.

По дороге он встретил удивительную Женщину, которая подарила ему золотую монету для оплаты ночлега, и бедняк вернулся, чтобы переночевать в монастыре.

Монета оказалась очень древней, и в ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. Иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. В знак Божьего вразумления, после этого случая, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников.

Сама "Вратарница" никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно — накануне Рождества Христова, в день ее обретения Афонскими монахами, и на Успение Пресвятой Богородицы.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 годах монаху Феофану.

В Грузии

В Грузии находится точная копия Иверской иконы Божьей матери. По инициативе фонда "Иверииса" она написана специально для строящегося на горе Махата храма Иверской иконы Божьей матери. Икона прибыла в Грузию с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Вместе с Иверской иконой Божьей матери в Грузию прибыла икона преподобного отца Гавриила Афонского. Фундамент храма был заложен и освящен 12 мая 2011 года, с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Строительство храма осуществляется на пожертвования верующих и при содействии фонда "Иверииса", который создал оперный певец Паата Бурчуладзе. Предположительно, строительство храма завершится до 25 декабря 2017 года, к 40-летию интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Иверская

Главное предназначение образа — помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям.

Пред Иверской иконой Пресвятой Богородицы молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в своем доме возле входа, поскольку второе название этого образа — "Вратарница" и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей.

© photo: Sputnik / Stolyarov

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Празднование иконе совершается 25 (12) февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 26 (13) октября. Эти даты являются престольными праздниками нашего храма.

В царствование императора Феофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова с единственным сыном. У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону.

В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь. Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком.

Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя.

Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины.

Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею.

Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону.

Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители.

На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.

Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые.

Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь. Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келии, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых. Возвратясь в келию, к своему удивлению, почувствовал в ней чудное и невообразимое благоухание, сына же своего увидел сидящим на постели и совершенно здоровым.

Старец, пораженный этим, с радостными слезами сказал: «Чадо мое, что это такое с тобою?» «Не знаю, отец, — отвечал Евфимий, — недавно предстала мне какая-то окруженная славою Царица и сказала мне по-грузински: «Что это такое и что случилось с тобою, Евфимий?» «Царица моя, умираю!» — сказал я. Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: «Нет более с тобою никакой болезни, не бойся!» И затем сделалась невидимою. С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».

Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли — Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка.

Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель.

В другой раз монастырю угрожал голод. Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись, он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою.

На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток. Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями — два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.

В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника — Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собираются многие богомольцы и угощаются от обители в продолжение суток.