Джексон веник поправка. Черная молния

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

16 ноября 2012 года в США палата представителей приняла законопроект о "списке Магнитского" и об отмене поправки Джексона-Веника.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, вводящий визовые и финансовые санкции против российских чиновников из так называемого "списка Магнитского". Одновременно с этим была отменена действовавшая с 1974 года поправка Джексона-Вэника, которая, впрочем, давно уже имела сугубо символическое значение. Про список Магнитского вы наверное все в курсе, а вот историю возникновения поправки Джексона-Вэника давайте узнаем подробнее...

В 1994 году президент России Борис Ельцин, выступая на обеде в Вашингтоне перед американской внешнеполитической элитой, сказал, что каждый российский школьник знает, что такое поправка Джексона-Вэника. Такое высказывание отражало всеобщее ожидание, что действие этой поправки в отношении России будет скоро отменено. Этого не случилось ни тогда, ни в последующие семнадцать лет.

Похоже, некоторые американские конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята. Впрочем, некоторые американские законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом.

В России - не лучше. То, что в российских СМИ называю «отменой поправки Джексона-Вэника», на самом деле является искаженным переложением фразы «предоставить статус PNTR ». И к правам человека сегодня никакого отношения не имеет.


Поправка Джексона-Веника не является законом «про Россию». Слов «СССР» или «Россия» в поправке нет. Она действует применительно ко всем странам вообще, а не к России конкретно.

Чтобы попасть под данную поправку, государству требуется: иметь нерыночную экономику, не быть членом ВТО или иметь статус PNTR и ограничивать эмиграцию. Если исходить из текста этого законодательного акта Конгресса США, президент вправе решать, на какие страны этот закон распространяется. Поправка Джексона-Вэника включает возможность президента США отменить ее ограничения на один год. Начиная с конца 70-х, эта отмена регулярно проводилась в отношении некоторых стран - например, Китая. Но до начала 90-х она ни разу не проводилась в отношении СССР.

Начиная с июня 1992 года, статус NTR для России непрерывно возобновлялся.

Все страны являющиеся членами ВTO автоматически имеют статус PNTR . Не являющиеся - могут получать временный статус NTR (нормальных торговых отношений), для ежегодного возобновления какового им требуется удовлетворять условиям поправки Джексона-Веника.

Иными словами, то, что в российской печати называется «отменой поправки Джексона-Вэника», является искажённым переложением фразы «предоставить статус PNTR - “Permanent Normal Trade Relations” ».

Содержание поправки делает ее неприменимой по отношению к современной России. Однако если поправка утратила актуальность в отношении России, это не значит, что она не является актуальной в отношении других стран. Упразднена как законодательный акт из свода законов США она никогда не будет. Этот документ - универсальный инструмент борьбы за права человека и свободу, возникший первоначально благодаря конкретной ситуации в отношениях с СССР, но существующий и действующий равно в отношении всех стран.

Россия в настоящее время не имеет PNTR , но активно работает над его получением. Отсутствие этого статуса у современной России не имеет никакого отношения к проблемам прав и свобод человека, а связано с неразрешенностью некоторых экономических вопросов (например, о защите интеллектуальной собственности). Когда Россия выполнит установленные в соглашении обязательства, появится возможность предоставления ей постоянного статуса PNTR .

В далеком 1963 году в американском Кливленде группой молодых активистов была создана организация для невероятной цели: добиться свободной эмиграции евреев из СССР. Постепенно такие организации появились в Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке. К 1970 году группы из 18 городов США и Канады создали координационный орган - Союз по делам советских евреев.

Организуя митинги, демонстрации, семинары, кампании в прессе, информируя членов Конгресса США, активисты этого движения меняли общественное мнение в США и в мире. Они боролись за возможность беспрепятственного выезда евреев из СССР в любые страны, которые их примут. Последнее вызывало настороженное отношение со стороны правительства Израиля и официальных еврейских организаций США, которые пытались путем тихой дипломатии увеличить поток эмиграции исключительно в Израиль.

В августе 1972 года под давлением мировой общественности Совет Министров СССР решил «отпускать» народ. Но было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была так велика, что только единицы могли ее осилить и получить разрешение на отъезд. Таким шагом советское руководство попыталось убить двух зайцев: резко сократить еврейскую эмиграцию и неплохо заработать (по архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей).

Этот налог во всем мире назвали тогда «рабством двадцатого века». А, спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон (сын норвежского иммигранта) подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. Но, в итоге, 3 января 1975 года поправка все же была подписана (уже президентом Джеральдом Фордом). Реакция Кремля последовала быстро - налог на образование сняли.

Сейчас суть поправки давно потеряла свою актуальность. Но исторический прецедент - использовать подзаконный акт как механизм воздействия на Россию в области прав человека - был взят на вооружение как эффективный способ контроля.

В 2011 году, после коррупционного скандала, связанного с фондом Hermitage Capital, сенатор от штата Мэриленда, Бенджамин Кардин, предложил запретить въезд в США для российских чиновников, причастных к смерти юриста фонда - Сергея Магнитского. В апреле 2010 года Кардин обратился с соответствующим заявлением к госсекретарю Клинтон с приложением списка имен чиновников. Этот документ назвали «Акт Магнитского» (или «Закон об ответственности»).

И вот, после длительных дискуссий в Конгрессе, сенаторы решили отменить поправку Джексона-Вэника только после принятия «Списка Магнитского». Обсуждение загадочной внешнеторговой поправки перенесли на лето, когда Госдума ратифицирует соглашения о вступлении России в ВТО.

Вот это в общем то сегодня и состоялось.

Любопытные дебаты сегодня развернулись в США вокруг знаменитой законодательной поправки Джексона-Вэника. Как известно, данная поправка была принята Конгрессом США ещё в 1974 году, благодаря чему наша страна не могла получить статус наибольшего благоприятствования в торговле с США . Причина — ущемления прав евреев, решивших выехать из СССР. Парадоксально, но эта поправка действует до сих пор, хотя Советского Союза давно уже нет. Как оказалось, за отказом отметить правку стоят представители так называемого «Американо-израильского комитета по общественным связям», который, собственно и инициировали данный закон в 74-ом году.

Из нашего досье:

«Американо-израильский комитет по общественным связям» (AIPAK, American Israel Public Committee) или ЭЙПАК. Его образовали в 1954 году несколько американских еврейских организаций сионистского толка для оказания помощи молодому Израильскому государству. Со временем комитет превратился в мощную лоббистскую структуру, обладающую громадным финансовым и политическим влиянием — её поддержкой стремятся заручиться, наверное, все кандидаты в президенты США .

Именно благодаря ЭЙПАК Израиль получает многомиллионные денежные субсидии из США и ряда стран Западной Европы. К примеру, только в 1994 году Израиль по каналам ЭЙПАК получил военной и экономической помощи на сумму, превышающую три миллиарда долларов! Но Комитет помогает Израилю не только материально.

Он ведёт и активную пропагандистскую деятельность, цель которой — представить Израиль «миролюбивой страной», со всех сторон якобы окруженной многочисленными врагами. Поэтому одной из мишеней комитета является палестинское освободительное движение, которое в американских СМИ изображается исключительно как террористическое. Сегодня такими врагом номер один объявлен Иран, который, по мнению представителей ЭЙПАК, должен быть непременно уничтожен как самостоятельное государство.

Во времена холодной войны ЭЙПАК вёл непримиримую борьбу с Советским Союзом, добившись в 1974 году принятия Конгрессом США знаменитой поправки Джексона-Вэника. В Комитете до сих пор считают, что поправка Джексона-Вэника является хорошим экономическим инструментом для давления на Россию на международной арене, включая сюда и спорные вопросы по Ближнему Востоку...».

Однако ситуация с поправкой с каждым годом выглядит всё абсурдней и абсурдней — в современной России уже давно не существует каких-либо ограничений на эмиграцию из страны по национальному признаку. Этот вопрос руководство России на всевозможных двусторонних встречах поднимало неоднократно, добиваясь отмены поправки. Нынешний президент США Барак Обама, в конце концов, пообещал решить проблему в самое ближайшее время, его представители в обеих палатах американского парламента начали вести соответствующую работу...

Но не тут-то было!

Ряд американских сенаторов — демократ Бен Кардин, республиканцы Джон Маккейн, Роджер Уикер и «независимый» Джо Либерман — выступили с совместным заявлением, где говорилось о том, что вместо устаревшей поправки Джексона-Вэника следует ввести против России новую репрессивную поправку, привязав вопросы торговли к соблюдению «прав человека». Речь идёт о так называемом деле Сергея Магнитского, якобы зверски убитого российскими властями в тюрьме. Сенаторы требуют — пока убийцы Магнитского не будут выявлены и наказаны, пока не будет возмещён ущерб американской фирме, с которой сотрудничал Магнитский, никакого нормального и равноправного сотрудничества с Россией в вопросах торговли нет и не будет...

Надо сказать, что западная пресса сегодня много пишет об этом деле. По заверениям западных журналистов, несколько лет назад московский адвокат Сергей Магнитский был арестован за то, что публично обвинил сотрудников российских правоохранительных органов в хищении 230 миллионов долларов США, принадлежавших американской фирме «Hermitage Capital». Якобы уже находясь за решёткой, он мужественно продолжал изобличать правоохранителей. Мол, за это его в тюрьме и замучили.

Но на самом деле, как выяснил российский журналист Владимир Матусевич, ни одного такого рода заявления Магнитского... в природе не существует! Ни о чём подобном он не говорил — ни тогда, когда находился на свободе, ни тогда, когда оказался уже под стражей. В тюрьме Магнитский вообще отказался давать любые показания, пользуясь своим правом, данным статьёй 51 Конституции РФ...

А все эти сомнительные «заявления», оказывается, были состряпаны представителем фирмы «Hermitage Capital» американцем Уильямом Браудером. По поводу личности Браудера Владимир Матусевич провёл весьма интересное журналистское расследование. И вот что ему удалось выяснить.

Оказывается, в России этот человек занимался деятельностью, которая в западных странах является преступной — это так называемый гринмейл, то есть корпоративный шантаж. Увы, в России гринмейл наказумым не является, чем Браудер и воспользовался. Он скупал акции различных российских компаний, в том числе крупных — в частности, интересовался Сбербанком, Газпромом, РАО ЕЭС, Сургутнефтегазом. После чего начинал компании «раскачивать»: на правах акционера заказывал аудиторские проверки, добывал компрометирующие материалы. То есть, основной его деятельностью, по существу, являлся сбор компромата. Чтобы затем, используя компромат, организовывать акции по дискредитации компаний с целью получения крупных отступных.

Неудивительно, что деятельность фирмы Hermitage Capital и самого Браудера привлекла к нему внимание российской милиции. В результате, в 2005 году ему был запрещён въезд в Российскую Федерацию. Однако, его фирма продолжала работать. Но ещё до этого Браудер начал незаконно и очень активно скупать акции Газпрома, хотя тогда действовал указ президента России о запрете покупки акций иностранными гражданами и компаниями. (Указ был издан, чтобы контрольный пакет оказался в руках РФ и российских граждан. Поэтому эти акции котировались исключительно на внутреннем российском рынке и стоили недорого).

Браудер вместе с российским юристом Сергеем Магнитским разработали незаконную схему покупки акций. Для этого они приняли в свою компанию, зарегистрированную в Калмыкии, граждан России - половину от числа сотрудников: в таком случае компания уже не считалась иностранной. Магнитский, видимо, предложил Браудеру ещё и сэкономить на уплате налогов, разработав схему ухода от них. (Схема данного преступления была изъята в ходе следствия именно из компьютера Магнитского).

Как справедливо отмечает Владимир Матусевич, получается, что Магнитский, которого сейчас выставляют как «жертву борьбы с коррупцией», просто обслуживал иностранного финансового делягу и помогал ему уклоняться от уплаты российских налогов!

А потом происходить и вовсе, по словам Матусевича, беспрецедентное событие.:

«Если бы Браудер был просто частным инвестором, каковым себя и представляет, оно не могло бы состояться: Браудер вывозит весь состав своей компании Hermitage Сapital, 20 граждан России, в Великобританию. Самая настоящая эвакуация. Каждому из них, хотя визовые вопросы в Англии решаются очень сложно (порядка 30% - отказов) сразу выдают визы. Причём, из всего этого персонала следствие, кроме самого Браудера, интересовал только один человек, который шёл по московскому налоговому делу. Остальные были просто свидетелями. Такая масштабная эвакуация, безусловно, без поддержки властей, компетентных органов Великобритании невозможна. Это ещё раз заставляет усомниться в том, что Браудер - простой предприниматель. За ним, очевидно, стоят серьёзные иностранные структуры».

Дальнейшие события только подтверждали эту версию. В ноябре 2008 года в наши правоохранительные органы поступила информация о том, что оставшийся в России Сергей Магнитский собрался уезжать в Великобританию: он сфотографировался на британскую визу. Одновременно им был заказал билет на Киев. То есть, адвокат вполне мог улететь, не дожидаясь в Москве паспорта, который, скорее всего, ему должны были передать в посольстве Британии на Украине — опять-таки без содействия британских властей такую операцию провести практически невозможно. Поэтому Магнитского задержали...

А осенью 2009 года этот человек, который до того никогда не жаловался на своё здоровье, вдруг умирает в СИЗО. Примечательно, что скончался Магнитский от «сердечного приступа» аккурат в канун предстоящего судебного процесса. По всей видимости, он на суде мог наговорить такое, что оставлять его в живых для иностранных компаньонов было просто опасно. Матусевич пишет о том, что перед своей смертью стал впадать в истерику, грозил отказаться от услуг адвоката, которого предоставил ему Браудер. Этим, по всей видимости, он и вынес себе смертный приговор.

Согласитесь, убрать ненужного свидетеля в тюремной камере под силу лишь очень влиятельным структурам, вроде иностранных спецслужб! Видимо, они и проделали эту операцию через своих людей в России. А чтобы замести следы и были выдуманы сказки про «заявления Магнитского», про пытки над ним, про украденные российскими правоохранителями миллионы и т.д.

В конце мая 2011 года в западной прессе вышла публикация Уильяма Браудера под названием «В России нет государства», где он фактически принялся шантажировать российские власти, грозя разоблачениями в «убийстве Магнитского» и даже... «оранжевой революцией». Причём, он обвинял уже не сотрудников милиции, а твердил о членах правительства России, намекая, что к этому «преступлению» причастны и президент Медведев, и премьер Путин. С этого информационного нападения, собственно, и началось «дело Магнитского», которое было дружно подхвачено многими западными политиками и некоторыми российскими общественными деятелями, вроде Немцова, Касьянова, Рыжкова. По словам Владимира Матусевича: «Такая развёрнутая информационная атака с угрозами подобного рода либо санкционирована, либо организована не самим Браудером: у простого бизнесмена, даже богатого, на это нет возможностей».

По всей видимости, данная история попала в поле зрения ЭЙПАК, который к тому времени срочно искал замену поправке Джексона-Вэникав в деле дискредитации России. И замена нашлась в деле Магнитского. В июле 2011 года по инициативе сенаторов Маккейна и Либермана (оба известны своими более чем тесными связями с ЭЙПАК) Госдепартамент США ввёл запрет на въезд в США ряда российских высокопоставленных граждан, якобы причастных к гибели Магнитского. А сейчас эти же сенаторы требуют уже введения целой законодательной поправки, ущемляющей торговые права нашей страны.

Судя по влиянию ЭЙПАК, эта поправка, скорее всего будет принята. Ведь заручиться поддержкой чрезвычайно влиятельного сионистского лобби стремятся любые кандидаты в президенты США, Тем более, сейчас в Америке как раз идёт выборный год...

Вадим Андрюхин, главный редактор

«Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! Буровский Андрей Михайлович

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона - Вэника

А есть еще такое американское слово «лобби». Если у людей хватет денег «лоббировать» свои интересы, то есть проталкивать их в органы власти и в правительство, рано или поздно что-нибудь да получится.

Нужна ли США как государству «поправка Джексона - Вэника», или поправка к Закону о торговле США 1974 года? Согласно этой поправке, статья 2432 пункт (a) Кодекса законов США выглядит так:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна:

1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

А началось все в 1972 году, когда в СССР советские власти ввели положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., № 52, ст.519).

Например, размер компенсации для выпускника МГУ составлял 12 200 рублей (при средней зарплате по стране 130–150 руб.). Указ отменен 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращен ранее.

Власти рассчитывали, что мера может остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека».

Вскоре денежный сбор был отменен, однако его сменили дополнительные ограничения, фактически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространенной причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Поправка Джексона - Вэника была принята Конгрессом в 1974 году. Своими корнями она уходит в октябрь 1972 г., когда сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник предложили свой законопроект, чтобы давить на государства коммунистического блока, в том числе СССР, раз они, нехорошие такие, нарушают права человека на свободную эмиграцию.

Нужна ли для США эта «поправка»? Выигрывает ли экономика США от поправки? Примеров пользы привести не могу, а вот примеры вреда - сколько угодно. Самый простой: компьютеры хлынули из США в СССР еще в конце 1980-х. Поправка действует, высокотехнологичную продукцию ввозить нельзя. Компьютеры «Макинтошь», продукция знаменитой «Эппл», в СССР не пошла. На колоссальном новом рынке умных машин в прорыв кинулся «Микрософт»… Чей «Виндовс майкрософт» программисты окрестили, за «высокое» качество, «мелкомягкими окнами». Вверх пошла и приобрела мировое значение компания, выпускающая продукцию хуже той, которой на рынок нельзя, ее поправка Джексона - Вэника не пускает.

А зачем нужна эта поправка? Для чего ее ввели? А для того, чтобы из СССР выпустили побольше евреев. Чтобы мог человечек получать бесплатное образование здесь, а применять его - там. Добились ли своего, не знаю, евреи выезжали толпами и при поправке, и без.

Но и с 1985 года, после введения в СССР свободы эмиграции, поправка вроде бы свое значение утратила… А ее вовсе и не отменили. С 1989-го (не с 1985-го) каждый год в США накладывают мораторий на применение поправки в отношении СССР, потом всех стран СНГ… Но официально поправка не отменена.

В 1994-м, при Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле… Теперь не нужно ежегодно подтверждать мораторий на действие поправки. Но ее все равно не отменили. Поправка до сих пор распространяется на Россию, официально из-под ее действия выведены лишь четыре страны бывшего СССР: Киргизия, Грузия, Армения и Украина.

Почему? Кому нужно, чтобы поправка сохранялась? Но что кому-то нужно - это очевидный факт. Что же касается принятия поправки… Тут как ни крути, а получается: принята она не в интересах американского народа, а в интересах евреев. Той их части, которая хочет выехать из СССР, и той, которая хочет организовывать все необходимое для их принятия в лоно западной цивилизации. Той части еврейства, что продолжает в конце XX века разыгрывать схему времен Монтефиоре.

Из книги Высокое искусство автора Фридланд Лев Семенович

Поправка к операции Во время Великой Отечественной войны ранения сердца с попаданием в него осколков и пуль наблюдались сравнительно часто. Через специализированные госпитали одного только Ленинградского фронта прошло свыше ста таких раненых, и наши хирурги сумели

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

«Представитель» Джексона Но все же были свидетели, которые охотно предоставляли себя в распоряжение обвинения. Таким человеком оказался доктор Бернд Гизевиус, который не обошел своим вниманием и Йодля. Об этом подозрительном «свидетеле», главной опоре американского

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Краткая история США автора Римини Роберт В.

4. Эра Джексона Тысячи людей собрались в Вашингтоне 4 марта 1829 г., чтобы стать свидетелями инаугурации президента Эндрю Джексона. Это было «как вторжение северных варваров в Рим, с той разницей, что бурные волны пришли не с севера, а с юга». Многие не могли понять, что

Из книги Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина автора Яковлев Анатолий

Завещание, кодицилл и поправка Де Мезо – Коллинза «ОСТАНОВИСЬ, путник! Здесь лежит ДЖОН ЛОКК.На вопрос, каким он был, он ответил бы, что жил, довольствуясь своим скромным уделом. Познав науки, он достиг того, что надобно одной лишь истине. Ты узнаешь это из его сочинений,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 10. Март-июнь 1905 автора Ленин Владимир Ильич

4. Поправка к предложению мандатной комиссии по вопросу о представительстве на съезде казанского комитета. 13 (26) апреля Предлагается следующая поправка: «Не как делегата, а как члена комитета, не представленного на съезде, но высказавшегося за съезд».Впервые напечатано в

автора Ленин Владимир Ильич

Поправка к «Что делать?»{72} «Группа инициаторов», о которой я рассказываю в брошюре «Что делать?», стр. 141. просит меня сделать следующую поправку к изложению ее участия в попытке примирения заграничных социал-демократических организаций: «Из трех членов этой группы

Из книги Полное собрание сочинений. Том 6. Январь-август 1902 автора Ленин Владимир Ильич

Поправка к аграрной части проекта программы{82} NB: ПоправкаВ четвертом пункте нашей аграрной программы я предлагаю сделать следующее изменение:вместо слов:«учреждения крестьянских комитетов (а) для возвращения сельским обществам (посредством экспроприации или в том

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.