Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно? Традиции и обычаи Рождественского поста.

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2019 году . Возможно, Вам будет интересно узнать.

С началом Рождественского поста, дорогие Друзья! Он предваряет собою праздник Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.Желаю радости духовной, достойно выдержать все искушения, молитвенно потрудиться и с чистым сердцем встретить Рождество Христово! С Богом!

Милостью Божией вступаем мы во Святой Рождественский пост, который продлится с 28 ноября по 6 января и будет духовно приготовлять нас к достойной встрече великого и спасительного праздника Рождества Христова.

В православной традиции этот пост именуют еще Филипповым в знак того, что начало его приходится на день, следующий за празднованием честной памяти святого апостола Филиппа — одного из двенадцати избранных Спасителем учеников. Апостол Филипп вошел в историю Церкви как пламенный благовестник Святого Евангелия, ревностный служитель Божий, добропобедный мученик за веру Христову.


Так верующие будут готовить себя к большому празднованию Рождества Христового - величественному событию в истории христианства. Сначала длительность поста не была определена, и его срок первые христиане определяли на свое усмотрение.

Однако уже на Соборе 1166 года, который имел место в Царьгороде во времена патриарха Луки и византийского императора Мануила, была определена сорокадневная длительность поста, а также утверждено начинать пост от дня памяти святого Филиппа, что по новому стилю приходится на 27 ноября. Именно поэтому рождественский пост в народе нередко называют "Филипповкой" или "Филипповским".

По словам Oтца Андрея, священника Киевского Свято-Ильинского храма, который на Подоле, пост, это, прежде всего, духовная смиренность. Это не просто воздержание от скоромной еды, но и воздержание человеком самого себя на духовном уровне, попытка проявить как можно больше смиренность к окружающим нас людям и обстоятельствам. Поэтому надо, прежде всего, примириться с родными и близкими.


Так как главное в любом посту - это любовь. Все христианское учение и церковь построены на любви. Можно высушить свое тело голодом, но при этом оставаться злым в сердце, не иметь любви ни к Богу, ни к ближним. А пост - это сохранение спокойствия душевного и любви к Господу. Главное - любовь, мир и тишина, спокойствие душевно.


Православная Церковь определенной категории людей позволяет облегчение или полное освобождение от поста. Да, святой Кирилл Иерусалимский говорил, что если женщина носит в утробе своей младенец, то ей пост отпускается. Так же отпускается пост и женщинам, которые еще кормят грудью.


Позволяется послабление поста также больным и тем, кто трудно работают во время поста. Но для этого каждый человек сначала должен лично подойти к священнослужителю и попросить благословение на послабление поста в силу тех или других обстоятельств.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.


Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

И все же, не смотря на все эти канонические предписания, пост не означает, по словам митрополита Антония Сурожского, - то, что необходимо еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; а именно приступать к Таинству Причастия чаще обычного. Пост - это время «самобичевания», тщательное испытание собственной жизни, так чтоб не оказаться осужденным, приступив небрежно к Святой Трапезе.

Рождественским постом нам предлагается несколько простых правил, а именно; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвенным правилом, испытанием совести, примирившись с нашими обидчиками. Если правило велико, чтобы вычитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Кроме того, наша альма-матер Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.


За этими дисциплинарными правилами, звучат призывы, которые ведут нас за руку к более достойной встрече с Господом. Поклоняясь, как учат нас святые отцы, великому таинству вочеловечения Слова Божия, а главным образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы должны «перехитрить» Ирода, как это сделали волхвы (Мф.2, 12). Св. Никодим Святогорец говорит, что необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, обмануть мысленного диавола, стремящегося помешать нам восходить в духовный Вифлеем к Богомлдаденцу Христу воспринявшего в Себя человеческое естество!


Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Предвечный Бог нисходит к своим рабам «смирил несмиряемо несмиряемую Его высоту» (св. Иоанн Дамаскин). Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, - а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Божественный «кенозис» показывает нам, чем на самом деле является любовь Бога к нам грешным. Любовь - это уничижение, жертва, предложение себя и воспринятие другого. Поэтому, насколько каждый из нас освящается и обоживается, настолько и уничижается… Пределом такого физического и плотского самоограничения (утеснения), является согласно церковным канонам последняя неделя Рождественского поста.


Именно на эти дни приходиться празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Начиная со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерии совершаются часы, называемые Царскими и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы знамение того, что ныне Спаситель уже не таится в вертепе, но сияет всем народам.


В сам день Рождества Христова во плоти, дорогие братья и сестры мы исполнимся с вами особой духовной радостью и по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангелы вей на небеси, и радуются человецы играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки». Рождество Христово именуется Малой Пасхой.


Так пусть пасхальная радость в соединении с благодарением и славословием, пришедшему в мир Спасителю наполнит наши сердца, станет источником мира и любви в наших семьях, в городе и на селе, станет источником надежды и вдохновит каждого человека на все доброе и полезное нам и ближним нашим, и Отечеству нашему! Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите, Христос на земли, возноситеся…да все достойно восхвалим славное и честное Рождество сердцем и устами.
АМИНЬ.

28 ноября пост сорокадневный начинается,
И по народному - Филлиповым он называется,
Цель главная поста -
Приблизить верующих к празднику
Рождества Господа Иисуса Христа.
С началом поста я вас поздравляю,
Благополучия, здоровья и тепла души желаю,
Пускай Господь во всём вам помогает,
А вера в Бога всегда вас утешает!

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не разгневать Святых и избежать серьезных трудностей в жизни, необходимо не только соблюдать Рождественский пост, но и чтить его традиции и обычаи.

К прекрасному празднику Новому году люди начинают готовиться заранее . Все знают, что за ним последует великое религиозное событие — Рождество Христово. Этот день — один из самых важных для христианских верующих. Люди вспоминают о рождении чудесного Младенца Иисуса Христа. Сейчас его личность вызывает множество споров, но для прихожан православной церкви он всегда считался Спасителем, который умер за грехи человечества.

Главное правило важнейших православных праздников — соблюдение поста. Рождество не является исключением, и за 40 дней до праздника верующие начинают активно готовиться к нему. В этот период люди очищают не только тело, но и душу, и в этом помогает сильная молитва . Традиции являются неотъемлемой частью Рождественского поста, и необходимо им следовать.

Традиции и обычаи Рождественского поста

Цель Рождественского поста заключается в духовном и физическом очищении перед Рождеством. Поэтому в этот период необходимо полностью исключить из рациона пищу животного происхождения, а также заниматься богоугодными делами и ежедневно произносить молитвы.

«Владыка Небесный, услышь же мою молитву. Очисти душу мою грешную, избавь меня от зла непростительного. Прошу Тебя, стань моим помощником и защитником, а я останусь вечным слугой Твоим. Помоги мне, Боже, да благослови меня. Аминь!».

Молитву необходимо произносить ежедневно в период Рождественского поста, желательно перед сном.

Молитва в первый день Рождественского поста

Первый день Рождественского поста считается одним из самых важных. Утром 28 ноября, сразу после пробуждения, произнесите:

«Пост Рождественский начинается, душа и тело мои очищаются. Молюсь Тебе, Всевышний, и прошу избавить меня от зла и помыслов недобрых. Дай мне силы выдержать испытания тяжелые. Да пошли мне благословение свое. Аминь».

Эта молитва придаст вам сил, чтобы вы могли соблюдать Рождественский пост в соответствии со всеми правилами.

Молитва перед едой

Пост подразумевает лишь ограничения в еде, но не голодание. Чтобы прием пищи был полезен не только для вашего тела, но и для души, перед началом трапезы произнесите:

«Благодарю Тебя, Боже, за подаренные блага. Пускай всегда мой стол будет таким же богатым, со всеми изысками. Благослови пищу нашу молитвами. Аминь».

Молитву необходимо произносить перед каждым приемом пищи. Во время Рождественского поста запрещено ругаться за столом и делиться негативными новостями и воспоминаниями, иначе ваши молитвенные обращения потеряют свою силу.

Молитва после еды

Молитва после еды необходима для того, чтобы отблагодарить Бога за еду на вашем столе. После завершения трапезы, не вставая из-за стола, произнесите:

«Господь Бог, Защитник и Спаситель наш. Благодарим тебя за то, что насытил нас. За стол богатый. За внимание Твое. Услышь слова наши да благослови нас. Аминь».

Никогда не выкидывайте еду, которая осталась на столе. Желательно оставить ее на потом или отдать бедным. Выкидывая пищу из дома, вы отпугиваете благополучие.

В Рождественский пост важно правильно спланировать рацион питания. Сильные ограничения в пище могут навредит вашему организму. Чтобы этого не случилось, узнайте рецепты постного меню . С их помощью вы сможете каждый день питаться вкусно и полезно без вреда для здоровья. Пусть ваши желания всегда исполняются, и не забывайте нажимать на кнопки и

Начинается Рождественский пост. Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Рождественский пост длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) Рождественский пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

(святитель Василий Великий)

Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно - сорок дней - только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название - Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также - Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения - будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) - дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав - достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход - необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост - аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого - хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают
его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру - сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие - неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.

Слово в начале Рождественского поста (митрополит Антоний Сурожский)

«Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

…Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь - любовью, на Его надежду, на Его веру в нас - ответим!»

Пост. 89 сочинение из самой известной книги святителя Тихона Задонского « Сокровище духовное, от мира собираем ое»

«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё - от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабёж чу­жого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, что­бы тебе пост полезен был, то, постясь теле­сно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышле­ний.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс. 118:37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуж­дения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хище­ния чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс. 33:15; 1 Петр. 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всяко­го злого слова, дела и помышления, учись вся­кой добродетели, и будешь всегда перед Бо­гом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Гос­подь. - Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!