Когда жил пророк моисей. Библейская история Моисея

Нас всех друг к другу посылает Бог!
И, слава Богу, - нас у Бога много...
Борис Пастернак

Ветхий мир

Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она буквально наполнена символами, прообразами и предсказаниями.

Когда родился Моисей, израильтяне жили в Египте - они переселились туда ещё при жизни самого Иакова-Израиля, спасаясь от голода.

Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали подозревать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда опасения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в cоответствующие такому пониманию действия.

Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово.

Богу принадлежит весь этот сотворённый мир. Но после грехопадения человек стал жить своим умом, своими чувствами, всё более отдаляясь от Бога, подменяя Его различными идолами. Но Бог избирает из всех народов земли один, чтобы на его примере показать, как развиваются отношения Бога и человека Ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя.

Спасенный из воды

Однажды в еврейской семье потомков Левия (одного из братьев Иосифа) родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила.

Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она приказала выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10) .

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? Богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом... Нет, Бог действует тоньше и лучше: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в своё плавание, он так и оставался бы безвестным рабом. Но он вырос при дворе, приобрёл умения и знания, которые пригодятся ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ, избавив от рабства многие тысячи ещё не родившихся младенцев.

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его в корзине извлекла из воды египетская принцесса, предложила принцессе для ухода за ребёнком услуги своей матери.

Моисей подрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее весьма значимые последствия.

Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и, в результате, убил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом.

Глас из тернового куста

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. Из горящего и несгорающего куста, неопалимой купины до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. Услыхав такое, Моисей спросил: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам» А они скажут мне: «Как Ему имя? Что сказать мне им?».

И, тогда Бог впервые, открыл свое имя, сказав, что его зовут Яхве («Сущий», «Тот, Который Есть»). Бог сказал также, что для убеждения неверующих Он дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред фараоном, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться многочисленных своих рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21)

Но ни одно из этих испытаний не в силах было устрашить фараона.

И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. Но, чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его отмечены косяки и перекладины дверей в домах.

Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта египетская казнь так потрясла фараона, что он отпустил народ израильский.

Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

Завет Бога с Моисеем

Исторический опыт народов показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека.

И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.

У подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или Завет. Однако на этот раз Завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом.

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исх. 19,5-6)

Так происходит рождение народа Божия.

Из семени Авраамова выходят первые ростки Ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви Вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей Завета, т.е. союза между Творцом и человеком

Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, как Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды.

Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось сорок дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх. 19, 22)
«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:
  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.» (Исх.20, 1-17).

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых , он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых , он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих , он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец , закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Участь Моисея

Несмотря на большие трудности пророка Моисея, Он до конца жизни остался верным служителем Господа Бога (Яхве). Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл. Аарон, брат пророка Моисея тоже не вошёл на эти земли, из-за совершённых им грехов. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3).

Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог увидеть обещанную землю, Палестину.

И сказал ему Господь Моисею:

«Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: „Семени твоему дам ее“; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню«. (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-ти летнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании(Втор.34:6).

Александр А.Соколовский

В некоторых древних сказаниях повествуется, будто однажды дочь фараонова принесла Моисея к своему отцу, и тот, играя с ним, возложил на его голову венец царский, на котором было небольшое изваяние идола; Моисей же, сорвав венец с головы, бросил его на землю и попрал его своими ногами. Языческий жрец, который получил предсказание от волхвов , что когда родится у израильтян вождь, то Египет претерпит много казней, советовал фараону убить младенца, чтобы он, возросши, не причинил какого-либо бедствия их стране. Но, по благоизволению и устроению Божию, другие восстали против сего, говоря, что младенец сделал это не умышленно, по неведению. Для испытания его младенческого неведения принесли горячих угольев, и он брал их и влагал в свои уста, отчего опалил свой язык и, вследствие этого, сделался косноязычным.

Когда Моисей пришел в возраст, дочь царская приставила к нему избраннейших мудрецов египетских для обучения его всей премудрости египетской, и он был силен в словах и делах, превзошедши в непродолжительное время своих учителей и сделавшись любимцем царя и всех ближайших его сановников (). Когда же он узнал о своем происхождении, что он – израильтянин, и познал Единого Бога, сущего на небесах Создателя вселенной, в Коего веровал его народ, то стал гнушаться египетского языческого нечестия ().

Утомившись от дальнего пути, Моисей сел у колодезя. И вот пришли к колодезю семь дочерей священника Мадиамского Иофора , которые пасли стада отца своего. Они стали наполнять корыта водою, чтобы напоить овец. Но пришли пастухи других стад и отогнали их. Тогда Моисей встал и защитил девиц, начерпал им воды и напоил овец их.

Девицы, возвратившись домой, рассказали отцу своему, что какой-то египтянин защитил их от пастухов и даже начерпал им воды и напоил овец их. Иофор поспешил пригласить к себе Моисея, принял его в дом и потом отдал в замужество ему дочь Сепфору, от которой Моисей имел двух сыновей. Первого он назвал Рисамом, «потому что, – говорил он, – я стал пришельцем в чужой земле», а второго – Элиезером, сказав: «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона» ().

Спустя долгое время, умер царь египетский. И восстенали сыны Израилевы от работы, и вопль их о тяжком иге восшел к Богу. И услышал стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И призрел Бог на сынов человеческих, и восхотел освободить их ().

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего. Однажды он провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву . И вот явился ему Ангел Господень в огненном пламени из среды тернового куста , и увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает.

Моисей сказал:

– Пойду, посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает?

Господь же воззвал к нему из среды куста:

– Моисей, Моисей!

Он отвечал:

– Вот я, Господи!

И сказал ему Бог:

– Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая.

И прибавил при сем:

После сего Моисей возвратился к Иофору и сказал ему: «Я пойду в Египет к братьям своим, посмотрю, живы ли еще они».

– Иди с миром, – отвечал Иофор.

И пошел Моисей в Египет без страха, ибо тот царь, который хотел его убить, и все искавшие его погибели уже умерли. Навстречу Моисею, по повелению Божию, вышел Аарон, который с радостью облобызал его. Моисей передал Аарону все слова Господни. Пришедши в Египет, они собрали всех старейшин Израилевых и поведали им все слова, которые говорил Господь Моисею, а Моисей сотворил пред глазам их знамения и чудеса. Израильтяне поверили им и возрадовались, что посетил сынов Израилевых и призрел на их страдание.

После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему:

На другой день Аарон по повелению Моисееву взяв жезл свой, ударил им по воде речной в присутствии фараона и рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь; рыба в реке вымерла, и воссмердела река, и египтяне не могли пить воды из реки. Второй казнью были жабы : Аарон простер руку на воды египетские, и извел из них жаб, которые проникли в дома, в спальни, на постели, в печи и квашни, и на царя, и на рабов, и на людей его, и нигде никому не давали покоя. И покрылась вся земля египетская жабами, а когда они по повелению Моисееву вымерли, египтяне собрали их в груды, и воссмердела вся земля от вымерших и сгнивших жаб. Третьею казнью были скнипы на людях и на скоте, на фараоне и доме его и на рабах его, и почва земли египетской вся стала наполненной скнипами . Четвертою казнью были песьи мухи . Пятою казнью была весьма тяжкая язва на скоте по всей земле египетской. Шестой казнью были гнойные воспалительные нарывы на людях и на скоте. Седьмою казнью был град и огонь между градом , и град тот побил всё, что только было под открытым небом: и траву, и деревья, и скот, и людей. Восьмой казнью были саранча и гусеницы , которые пожрали всю египетскую растительность. Девятой казнью была трехдневная тьма по всей земле египетской, настолько густая, что и при огне не было света, так что никто не мог видеть друг друга в продолжение трех дней, и никто в это время не вставал со своего одра. Десятой и последней казнью была первенцев египетских.

И все казни сии из коих ни одна нисколько не вредила израильтянам, а только египтянам, были наводимы Богом чрез Моисея и Аарона за то, что фараон не хотел отпустить людей Божиих в пустыню для служения Богу; ибо, хотя он и несколько раз обещался отпустить их из страха пред казнью, но когда казнь ослабевала, то снова ожесточался и таким образом не отпускал их до десятой казни. Перед десятою же казнью сыны Израилевы, сообразно с тем, как заповедал им Моисей, выпросили у египтян серебряные и золотые сосуды и дорогие одежды, сколько могли унести с собою.

Потом Моисей установил сынам Израилевым, в память исхода их из Египта, праздник Пасхи, по повелению Господню. Господь сказал Моисею и Аарону:

Согласно повелению Божию в каждом семействе Израиля был отделен и приготовлен к назначенному времени агнец. У всех сынов Израилевых двери были помазаны кровью и заперты; никто не выходил из них до утра. В полночь ангел погубляющий прошел по Египту и поразил всех первенцев египетских, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных до скота. У евреев же всё было цело.

Ночью встал фараон, и все его рабы, и все египтяне, и раздался великий вопль по всей земле египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Тотчас же фараон призвал к себе Моисея и Аарона и сказал:

– Встаньте, выйдите из среды народа моего, вы и все сыны Израилевы, и пойдите совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы; возьмите мелкий и крупный скот. Идите, и благословите меня.

Египтяне стали понуждать израильтян, чтобы они скорее вышли из земли их, ибо, говорили они, мы иначе умрем все из-за них.

И понес народ израильский тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах, были на плечах их, ибо они, понуждаемые египтянами, не могли успеть приготовить в путь брашна. Они вышли с серебром, золотом и драгоценностями; с ними вышло также много пришельцев, мелкого и крупного скота. Число всех пеших мужей, кроме домочадцев и других пришельцев, достигало 600 000 человек. Моисей взял с собой кости Иосифа, который умер в Египте и пред , пророчественным духом провидя будущее, заклял сынов Израилевых, говоря: «Посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда» ().

Когда царю египетскому было возвещено, что народ израильский бежал, – обратилось сердце его и рабов его против народа сего, и они сказали: «Что мы сделали? зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» Фараон запряг колесницу свою, и народ свой взял с собою, шестьсот колесниц отборных и все прочие колесницы египетские, и начальников над всеми ними. Они погнались за израильтянами и настигли их, когда они стояли станом при море , но не могли напасть на них: Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, пошел позади их, вошел в средину между станом египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не приблизились они друг к другу. Моисей простер руку свою на море, и Господь погнал море сильным восточным ветром, продолжавшимся всю ночь, и сделал море сушею, и воды расступились. Израильтяне пошли чрез море по суше; воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Египтяне погнались за ними, и вошли в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. После того как израильтяне были проведены чрез море, Моисей по повелению Божию простер руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали навстречу воде. И потопил Господь египтян среди моря: возвратившаяся вода покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море, так что не осталось ни одного из них. И избавил Господь в день тот израильтян из рук египтян, коих увидели они мертвыми на берегу моря, выбросившего их тела на сушу, так что не осталось ни одного из них. Тогда израильтяне увидели в происшедшем руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Ему и рабу Его Моисею (Исх., гл. 14). Моисей и сыны Израилевы, радуясь и торжествуя, воспели благодарственную песнь Господу:

«Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» ().

И Мариам сестра Моисея и Аарона, собравши жен израильских, водила с ними хоры, взяв в руку свою тимпан ; все они ударяли в тимпаны и под ее руководством пели ту же песнь.

После сего Моисей повел израильтян от Чермного моря , и они вступили в пустыню Сур ; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Когда же пришли они в Мерру и нашли там источник, то не могли пить воды из него, ибо вода была горька. И возроптал народ на Моисея, говоря: «Что нам пить?» Моисей возопил к Господу, и Господь указал ему дерево; он бросил его в воду, – и вода сделалась сладкою . И руководил Моисей израильтянами во время их путешествий по различным пустыням в продолжение сорока лет, испрашивая им от Бога всё благопотребное. Когда они возроптали на Моисея и Аарона из-за пищи, вспоминая мясо, которое ели в Египте, – Моисей умолил Бога, и Господь одождил их манною и послал им перепелов досыта . Эту манну ели израильтяне сорок лет в аравийской пустыне, пока не вошли в пределы обетованной им ханаанской земли. Когда они возроптали из-за жажды, Моисей извел им воду из камня: он ударил жезлом в камень, и истек источник воды . Когда на израильтян сделали нападение амаликитяне, Моисей воздвиг на молитве руки свои к Богу, и израильтяне стали одолевать и побеждать врагов, войска которых и истребили мечом совершенно . И сколько раз они ни прогневляли Бога в пустыне, – всякий раз Моисей умолял за них Господа, Который хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их!

Между тем Иофор, тесть Моисеев, услышав, что сделал для Моисея и народа израильского при исходе их из Египта, взял Сепфору, жену Моисееву, и обоих сыновей его и отправился с ними к горе Хориву, у которой израильтяне расположились своими шатрами. Моисей вышел к нему навстречу и после взаимного приветствия рассказал ему о всем, что сделал Господь с фараоном и со всеми египтянами за Израиля, и о всех трудностях, кои встретили их на пути. Иофор радовался, слыша о благодеяниях, которые Бог явил Израилю, прославил Бога, избавившего свой народ из-под власти египтян, исповедал пред всеми, что Господь велик, паче всех богов, и принес Ему жертвы.

На другой день Моисей сел судить народ, народ стоял пред ним с утра до вечера.

Видя сие, Иофор заметил Моисей, что он напрасно утруждает так себя и народ, ибо ему одному слишком тяжело это дело.

– Послушай слов моих, – говорил Иофор, – будь для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай сынов Израилевых уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; и выбери себе людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над народом тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, и десятоначальниками, и письмоводителями; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они вместе с тобой понесут бремя.

Моисей послушался тестя своего, после чего Иофор вскоре простился с ним и возвратился в землю свою ().

В самое новолуние третьего месяца по исходе израильтян из Египта пришли они в пустыню Синайскую и расположились станом против горы. Моисей взошел на Синай , и Господь воззвал к нему с горы, повелев возвестить израильтянам от Своего имени: «Вы видели, что Я сделал с египтянами, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим избранным народом пред всеми другими, и будете у Меня царством священным и народом святым.

Народ изъявил готовность исполнить всё, что ни повелит Бог. Тогда Господь повелел Моисею освятить народ и двухдневным очищением приготовить его к третьему дню. На третий день, с утра послышались громы, стали сверкать молнии, и густая тьма обложила гору; раздавался трубный звук, который становился сильнее и сильнее. Весь народ трепетал. И повел его Моисей из стана в сретение Господу; все остановились у подошвы горы. Гора со всех сторон окружена была чертою, переступать которую было запрещено под страхом смерти. Народ видел, что гора Синай с самых оснований своих колеблется, и от нее восходит дым, как бы от печи; потому что на нее в густом облаке и в огне сошел Господь. Моисей же и Аарон по повелению Божию стали на горе в виду народа ().

После сего старейшины Израилевы выступили пред Моисеем, и сказали:

Между тем народ, видя, что Моисей долго не сходит с горы, собрался к Аарону и потребовал, чтобы он сделал им бога, который бы шел пред ними, «потому что, – говорили они, – с Моисеем что-нибудь случилось». Они принесли ему золотые серьги своих жен и дочерей, и Аарон сделал им из золота изображение тельца. Народ говорил: «Вот бог, который вывел нас из земли египетской». И на другой день на жертвеннике пред тельцом принесли жертвы, стали пить, есть и играть . И разгневался на них Бог, и сказал Он Моисею, что сей жестоковыйный народ, которого извел Он из Египта, совратился с пути, преступил заповеди Божии и поклоняется ложному богу. Моисей стал молиться за народ, и внял его ходатайству. Спустившись к подошве горы, Моисей и Иисус Навин увидали тельца и пляски. Моисей воспламенился гневом и, бросив скрижали, разбил их под горою в виду всего народа. Потом взял тельца, которого они сделали, разбил его и стер в пыль, которую высыпал в текущий с горы поток, и, в посрамление рукотворенному божеству, заставил израильтян пить ту воду. Аарон, в ответ на упреки Моисея, извинял себя необузданностью и упорством буйного народа, и Моисей увидел, что народу нечем оправдать себя. Он стал в воротах стана и воскликнул:

– Кто остался верным Господу, – иди ко мне!

И собрались к нему все сыны Левиины. Моисей повелел каждому из них пройти с мечом по стану и обратно, и убивать всякого, кто встретится. И пали до трех тысяч человек из числа виновных (; ).

На другой день Моисей опять взошел на гору, повергся пред Богом и, постясь сорок дней и ночей, умолял за народа, говоря:

– Если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у тебя предназначенные для вечного блаженства.

Господь отвечал, что изгладит из книги Своей согрешивших пред Ним, и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал знать, что не будет уже сопутствовать ему особенным благоволением. Народ, услышав сию угрозу, зарыдал, и все возложили на себя покаянные одежды. Моисей усугубил молитвы, и возвратил израильтянам Свое благоволение.

После сего Моисей был удостоен на Синае видеть славу Господню.

– Лица Моего, – сказал ему Господь, – нельзя тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Но Я проведу пред тобою всю славу Мою и возглашу имя: Иегова… Когда же будет проходит слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лицо Мое не будет видимо тебе.

При сем Моисей получил повеление написать слова завета в книгу и принял опять скрижали, на которых снова начертал те же десять заповедей, которые были записаны на прежних.

Созерцание славы Божией оставило след на лице Моисея. Когда он сошел с горы, Аарон и все израильтяне боялись подойти к нему, видя, как сияет лицо его. Моисей подозвал их и сообщил им всё, что заповедал ему Бог. После сего он положил себе на лице покрывало, которое снимал только тогда, когда предстоял пред Богом (; ; ).

Моисей объявил сынам Израилевым волю Божию о скинии и приступил к ее сооружению, поручив его указанным Богом художникам, по образцу, виденному им на Синае, во время сорокадневного на нем пребывания. Израильтяне же приносили щедрые пожертвования золотом, серебром, медью, шерстью, виссоном, кожами, деревьями, ароматами, драгоценными камнями и всем, кто чем мог. Когда скиния была готова и освящена со всеми принадлежностями елеем помазания, облако покрыло ее и наполнило всю скинию, так что сам Моисей не мог войти в нее. И поставил Моисей внутри скинии кивот завета, окованный золотом , в который вложил золотую стамну с манной , жезл Ааронов процветший и скрижали завета, а над кивотом поставил изображение двух золотых херувимов и устроил всё необходимое для жертвоприношений и всесожжений. Потом Моисей установил для израильтян праздники и новомесячия и поставил им священников и левитов, избрав для служения Богу, по Его повелению, всё колено Левиино и отдав его в распоряжение Аарона и сыновей его .

Много иных знамений и чудес сотворил раб Божий Моисей, много приложил попечений об израильтянах, много дал им законов и разумных распоряжений; обо всём этом сообщается в написанных им в священных книгах: в книге Исхода, Левит, Числ и Второзакония; в сих книгах подробно описывается его житие и труды, которые он подъял на себя во время управления сынами Израилевыми.

Когда израильтяне пришли к горе Аморейской в Кадис-Варни , Моисей сказал им, что земля, которую Господь отдал им в наследие, теперь перед ними; но израильтяне пожелали послать прежде соглядатаев осмотреть землю, и по повелению Божию Моисей выбрал из начальников Израилевых по одному человеку от каждого колена, в том числе и Иисуса Навина, для обозрения земли Ханаанской. Возвратившись, посланные рассказали, что земля та обильна плодами, пажитями, скотом и пчелами, но некоторые из них испугались жителей той страны, отличавшихся необыкновенным ростом и силою, и советовали израильтянам возвратиться в Египет, чтобы не погибнуть от амореев; Иисуса же Навина и других, которые убеждали идти в ту прекрасную землю, израильтяне хотели побить камнями. Но Бог, по молитве Моисея, простил израильтянам грех их, а виновные в возмущении были поражены внезапною (; ).

В дальнейшем пути сыны Израилевы показали опять малодушие свое, и стали жаловаться и роптать на Бога. Тогда Господь послал ядовитых змей, жала коих были смертоносны, и умерло от них много сынов Израилевых. Народ смирился и каялся в том, что согрешил против Бога и возроптал на Моисея. Тогда Моисей помолился, чтобы Господь отогнал от них змей, и Господь сказал ему: «Сделай змея и повесь его на шест: тогда, кто бы ни был уязвлен, пусть только взглянет на него – и останется жив». Моисей повесил на шесте медное изображение змея, после чего все уязвленные, кто с верою взирал на сие изображение, оставались невредимыми .

Так руководил Моисей народом израильским по пути в землю ханаанскую, спасая его своими молитвами и чудесами от различных бедствий и наказаний Божиих.

Моисею самому было определено умереть вне земли обетованной. Когда приблизилось время его кончины, Господь предвозвестил ему о скором его преставлении и сказал:

Молитвами святого пророка Моисея да избавит Господь и нас от всякой скорби, и да вселит нас в вечные селения, изведя из Египта – многобедственного мира сего! Аминь.

Тропарь, глас 2:

На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее, и сего ради сподобился еси видети славу Божию: скрижали благодатныя закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство.

Кондак, глас 2:

Лик пророческий, с Моисеем и Аароном, веселием Днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: Днесь сияет крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами Христе Боже помилуй нас.

Смерть патриарха Иосифа следует относить приблизительно к 1923 году до Р. Хр. Пребывание израильтян в Египте продолжалось около 398 лет, начиная с переселения туда Иакова с его семейством.

Иосиф Флавий, еврейский историк (родился в 37 году по Р. Хр.), автор «Иудейских древностей», где он передает некоторые сказания о Моисее, коих нет в священных библейских книгах.

Сказание об этом передается Георгием Кедрином, византийским писателем конца XI или начала XII в., автором т.н. «Исторического синопсиса», или собрания летописных сказаний от сотворения мира до 1059 года по Р. Хр.

Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями о тайных силах природы, светилах небесных, священных письменах и т.п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; они были большею частью вместе с тем и жрецами, и пользовались великим уважением при дворах царских и в народе. Таковы были в особенности волхвы египетские.

Мадианитяне, или Мадиамитяне, были потомками Мадиама, четвертого сына Авраама от Хеттуры; это был многочисленный народ разных Аравийских племен, который вел кочующий образ жизни. Мадиамская земля, где они имели главное местопребывание, представляла из себя пустынную местность при Еланитском заливе Чермного (Красного) моря, по восточной стороне его, в Аравии. Как потомок Мадиама, сына Авраама, Иофор и его семейство были чтителями истинного Бога.

Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которой составляет Синай.

По-славянски: Купина – тернистая акация Аравийского полуострова, особенно обильно растущая при горах Хориве и Синае, представляющая собою небольшой кустарник с острыми колючками. Явившаяся Моисею горящая, но не сгорающая купина, прообразовала собою, по учения св. Церкви, Богоматерь – Деву, пребывшую нетленною по воплощении и рождении от Нее Сына Божия.

Под землею ханаанскою в некоторых местах разумеются обширные земли, лежащие на западе Азии по восточному побережью Средиземного моря – в частности земля по эту сторону Иордана, Финикия и земли филистимлян, причем от земли ханаанской отличается страна заиорданская. В новейшее время под землею ханаанскою разумеется обыкновенно вся Обетованная земля, – все земли, занимаемые израильтянами по обе стороны Иордана. Ханаанская земля отличалась необыкновенным плодородием, обилием пастбищ, удобных для скотоводства, и в этом смысле называется в Писании землею текущею млеком и медом. Хананеи – это первоначальные жители земли ханаанской, потомки Ханаана, сына Хамова, разделившиеся на 11 колен, из которых пять: евеи, иевусеи, амореи, гергесеи и хеттеи жили в той стране, которую после заняли израильтяне, или в собственном смысле землю Обетованную. Евеи, многочисленное племя ханаанское, обитали в средине земли ханаанской и частью на юге; амореи, – наиболее сильное при Моисее племя ханаанское, – широко распространились и в самой земле ханаанской, по эту сторону Иордана, занимали середину этой земли и гору аморейскую и распространились далеко, и на север и на юг; хеттеи обитали в нагорных странах около амореев и были также племенем сильным и многочисленным; иевусеи во времена Моисея занимали южную часть земли Обетованной; гергесеи обитали на западе Иордана. Ферезеи были народом, принадлежавшим к древним, природным обитателям Палестины, и не происходили из ханаанского племени; жили, главным образом, в середине Палестины, или земли ханаанской.

Сущий, или по еврейский Иегова, – одно из имен Божиих, которым выражается самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия.

Избравши Авраама для сохранения веры на земле и заключивши завет Свой с ним, повторил потом обетования Свои Исааку и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Св. Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как преемники и хранители Божественных заветов и обетований, как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники пред Богом, свое верою и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Посему имена их повторяются и упоминаются в Св. Писании и при явлениях и откровениях людям Божиим, причем Бог в этом смысле называется Богом Авраама, Исаака и Иакова.

Ве-ли-кий про-рок и за-ко-но-да-тель из-ра-иль-тян про-ис-хо-дил из ко-ле-на Ле-ви-и-на. Ро-дил-ся в Егип-те при-бли-зи-тель-но в 1570 го-ду до Р. X. и вос-пи-тан до-че-рью фа-ра-о-на. Во всех сво-их на-чи-на-ни-ях и по-ступ-ках Мо-и-сей яв-лял-ся ору-ди-ем в ру-ках Все-выш-не-го. Мо-и-сей был че-ло-ве-ком, ко-то-ро-му Бог от-крыл тай-ны бы-тия: со-тво-ре-ние ми-ра и че-ло-ве-ка. На го-ре Си-най-ской он при-нял от Бо-га 10 за-по-ве-дей Его. Си-лой Бо-жи-ей тво-рил ве-ли-кие зна-ме-ния и чу-де-са. Пре-ста-вил-ся 120-ти лет в стране Мо-авит-ской. По-гре-бен в до-лине близ Веф-фе-го-ра, но «ни-кто не зна-ет ме-ста по-гре-бе-ния его да-же до се-го дня» ().

О жиз-ни Мо-и-сея по-вест-ву-ют кни-ги Биб-лии - Ис-ход, Чис-ла и Вто-ро-за-ко-ние.

Кондак пророка Моисея

Лик проро́ческий с Моисее́м и Ааро́ном весе́лием днесь весели́тся,/ я́ко коне́ц проро́чествия их на нас испо́лнися;/ днесь сия́ет Крест, и́мже нас спасл еси́.// Тех моли́твами Христе́ Бо́же поми́луй нас.

Перевод: Собрание пророков с Моисеем и Аароном сегодня радостно торжествует, так как на нас исполнился итог их пророчеств: сегодня сияет Крест, которым мы спасены. По их молитвам, Христос Бог наш, помилуй нас.

Вконтакте

Библеисты обычно датируют его жизнь XV-XIII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами XVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.

Имя

Моисей - «извлечённый или спасённый из воды», по другим указаниям, оно египетского происхождения и означает «дитя».

Жизнеописание

Библейский рассказ

Основной источник сведений о Моисее - библейское повествование на . Его жизни и деятельности посвящены четыре книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею .

Рождение и детство

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену (Исх.2:1). Моисей родился в Египте (Исх.2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.1:8), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Фредерик Гудолл (1822–1904) , Public Domain

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх.15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его.

«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.2:10).

Придворная карьера

Моисей вырос как приёмный сын в семье фараона, то есть в столице (вероятно Аварис).

Однажды Моисей пожелал посмотреть, как живут евреи. Из чего следует, что за всё время взросления из дворца он не выходил дальше рынка. Он был глубоко огорчён рабским положением своего народа: однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и пытался помирить ссорящихся между собой евреев. Фараон узнал об этом и Моисей, опасаясь наказания, бежал из Египта в землю .

Семья

Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у него и занимался животноводством.

Там он женился на дочери Иофора Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх.2:22; Исх.18:3) и Елиезера. (Много позже Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян, народ своей жены.)


Ciro Ferri (1634–1689) , Public Domain

Вероятно, имел ещё одну жену, после Исхода евреев из Египта. В книге Числа упоминается, что его упрекали сестра Мариам и брат Аарон, что его жена - эфиопка по национальности. Но была ли Сепфора чернокожей, или у Моисея было две жены - об этом идут споры со времён написания Библии.

Откровение


unknown , Public Domain

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию песьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и мощи Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, ушли из Египта в пустыню Сур и начался .

Исход

Бог показывал им путь: перед ними он шёл днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх.13:21-22). Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через , которое расступилось перед ними, но потопило погоню. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу.

Он повел свой народ в обещанную через Синайскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой (Мерры), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба .


Francesco Bacchiacca (1494–1557) , Public Domain

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали , но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17:11-12).


John Everett Millais (1829–1896) , Public Domain

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные с , ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так Сыны Израиля стали настоящим народом - . Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

José de Ribera (1591–1652) , GNU 1.2

Здесь он прожил следующие 40 лет. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней.

Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.


Rembrandt (1606–1669) , Public Domain

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть для их врачевания.


Benjamin West (1738–1820) , Public Domain

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее , но в Землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе - Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Смерть

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим:

«И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.» (Втор.34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает погребения его даже до сего дня.» - Втор.34:6

Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.

Жил Моисей 120 лет. Из которых 40 лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Античная традиция

Упоминания Моисея греческими и латинскими авторами не свидетельствует об их знакомстве с Библией. Согласно Манефону, он первоначально звался Осарсиф из Гелиополя. По Херемону, его звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.

По свидетельству , он был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10).

Египетские источники

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

Моисей как автор

Ортодоксальные иудеи считают, что Тора была дана Моисею Богом на горе Синай, после чего, он, спустившись и увидев, как евреи поклоняются золотому тельцу, в гневе разбил скрижали. После этого, Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди сам. Однако ученые считают, что этот памятник письменности был написан в V в. до н. э., на основе нескольких более ранних памятников.

Согласно реформистской Документальной гипотезе, у Пятикнижия несколько авторов, которых они различают по некоторым признакам.

Фотогалерея





Годы жизни: XIII век до н. э.

Полезная информация

Моисе́й
ивр. משֶׁה‎
транслит. Моше́
досл. «взятый (спасённый) из воды»
араб. موسىٰ‎‎
транслит. Муса
др.-греч. Mωυσής
лат. Moyses

Моисей в мировых религиях

В иудаизме

Моисей - главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис.12:6-8).

В христианстве

Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди - Новый Завет.

Во время Преображения на , с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́.

Он - один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора).

Муса - пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Моисей и фараон Исхода: Версии

Существует несколько версий, относительно того, когда Моисей, собственно, жил и когда совершил эти очень важные для еврейского народа поступки.

Гипотеза о полной мифичности Моисея и Исхода евреев из Египта в настоящее время не поддерживается большинством учёных и историков, хотя: «доказательств историчности фигуры Моисея нет»

Моисей и Мернептах

Смутные годы царствования Мернептаха гораздо больше подходят к ситуации, описанной в «Исходе». Сомнительно, чтобы такой фараон, как Рамсес II, дал уйти израильтянам. Ослабление империи началось лишь при его сыне Мернептахе.

  • Характерно, что о «фараоне-гонителе» Библия говорит как о царствовавшем «долгое время». А как известно, царствование Рамсеса II было одним из самых продолжительных в истории Египта (65 лет). Исход, согласно Библии, происходит именно при сыне этого долговечного фараона.
  • Библия повествует: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», и приказал евреям построить для египтян города Пифом, Раамсес (1278 до н. э., новая столица Египта, заменившая Аварис - находящуюся в 1 км от него столицу Египта XV династии гиксосов), и Септуагинта добавляет третий город - Гелиополь. Название города Раамсес логично, если перед этим правил Рамсес II и город восславлял долгое время его правления. Моисей жил в царском дворце (в столице Аварис), вблизи от стройки, где и убил надсмотрщика. Из этого города (Исх.12:37) евреи и пошли на восток в Сокхоф. Указанное в Библии число ушедших евреев - «600 тыс. мужчин», не считая женщин и детей (Исх.12:37), превышало население Авариса втрое, что заставляет обратить внимание на Папирус Ипувера, описывающий гражданскую войну египтян с «азиатами» (гиксосами) и предположительно «десять казней египетских».

О чём же говорит ? Ответа может быть два. Во-первых, преследование Израиля могло быть частью карательной кампании Мернептаха против азиатов: ««Вышли сыны Израилевы вооружённые из земли Мицраим (Египта)»» (Исх.13:18). Возможно, у берега моря произошло вооружённое столкновение, при котором особые обстоятельства помогли Израилю уйти от погони. Заявление о том, что Израиль разгромлен, можно легко истолковать как обычное преувеличение победных гимнов. То же самое можно сказать и о песне Моисея.

Второе объяснение можно найти в кн. 1 Паралипоменон. Там рассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершили поход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов. В Быт. 34 говорится о том, что израильтяне завоевали город , который впоследствии при вторжении в взял мирным путем и сделал своим центром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и после переселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналах Тутмоса III (1502-1448) палестинской местности Иаковэль.

Библия повествует о том, что новый фараон боялся, как бы евреи не вступили в союз с его противниками. Вполне вероятно, что здесь имелись в виду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромлены Мернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одно целое, а так как «Моисеево ядро нации» отличалось большей духовной силой, оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иуды может быть отголоском этой изначальной двойственности народа.

К вышеизложенным выводам пришли уже вскоре после находки стелы Мернептаха. И в настоящее время эта точка зрения постепенно утверждается.

Существуют предположения, что доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II.

Осарсиф

Осарсиф - предполагаемое имя Моисея в древнеегипетских источниках. Упоминается эллинистическим историком Манефоном в несохранившемся труде «История Египта», который цитирует Иосиф Флавий в полемическом сочинении «Против Апиона».

Моисей и Эхнатон

Существует версия, согласно которой, Моисей унаследовал идею монотеизма у египетского фараона Аменхотепа IV Эхнатона (правил приблизительно в 1351-1334 годах до н. э., XVIII династия), известного своими религиозными реформами и попытками перевести Египет в монотеизм. Вероятно, Моисей жил уже после Эхнатона.

Существует противоположная точка зрения, которая заключается в том, что наоборот, фараон Эхнатон позаимствовал идею единобожия у поселившихся в Египте евреев, которые благодаря Иосифу занимали очень высокое положение в государстве. Вражда египтян против евреев, приведшая к исходу евреев из Египта, началась, собственно, с неудачной попытки насадить в Египте монотеизм.

Моисей, Тутмос II и Сенмут

Существует также любительская гипотеза, что принцессой-усыновительницей была Хатшепсут, дочь Тутмоса I (XVIII династия), известная впоследствии как женщина-фараон. Моисеем был фараон Тутмос II и/или Сенмут, архитектор и возможный любовник Хатшепсут. Автор гипотезы этим объясняет отсутствие мумии в гробнице Тутмоса II, отличие изображений в ней от типично египетских, и наличие на статуе Тутмоса II не египетских, а еврейских антропологических признаков. Предполагает, ссылаясь на большие неясности в царской генеалогии эпохи Тутмосов-Аменхотепов, что фараоны имели двойные имена, то есть один и тот же фараон мог носить имя «Аменхотеп» и титул «Тутмос», и, следовательно, фараоном правившим при взрослении Моисея был Яхмос I, а фараоном правившим после Исхода был Аменхотеп III, чьим первенцем (умершим при «десяти казнях египетских») был Тутанхамон.

В искусстве

изобразительное искусство:

  • Моисей (Микеланджело)
  • Моисей (фонтан в Берне)

литература:

  • Поэма И. Я. Франко «Моисей»
  • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.
  • Джоаккино Россини, опера
  • Арнольд Шёнберг, опера
  • Мирослав Скорик, опера
  • Негритянская песня «Go Down Moses»

кинематограф:

  • Персонаж на imdb.com
  • Мультфильм «Принц Египта»
  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель»

Иконопись

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху - ефод, т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями».

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

  • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11).
  • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).

Существует также традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

В Ветхом Завете описаны жизни и деяния многих праведников и пророков. Но один из них, предрёкший рождение Христа и избавивший евреев от египетского гнёта, почитаем особо. Именно о Боговидце Моисее в Писании сказано, что другого такого пророка не будет среди сынов Израиля.

Чудесное спасение младенца

В то время, когда будущий пророк появился на свет, израильтяне находились в подчинении у египтян. Им приходилось выполнять самую тяжёлую работу под постоянным контролем надзирателей. Опасаясь, что со временем евреи, численность которых увеличивалась год от года, смогут стать угрозой для государства, фараон Рамзес повелел , чтобы всех младенцев мужского пола, рождённых израильтянками, убивали, сбросив в воды Нила.

В это непростое время и появился на свет Моисей. Едва родившись, он поразил свою мать Иохаведу необыкновенной красотой. Желая спасти своего сына, женщина прятала его в течение 3 месяцев у себя дома. Когда скрывать существование младенца стало невозможным, Иохаведа положила его в корзинку с просмолённым дном, отнесла к Нилу и оставила там в зарослях тростника. Сестра Моисея Мариам осталась наблюдать, что же произойдёт с её братом дальше.

В это время к реке спустилась бесплодная дочь фараона . Направляемая неведомой силой, она избрала для своего купания именно то место, где лежал Моисей, оставленный своей матерью. По преданию, от корзинки с младенцем исходил такой яркий свет, что не заметить ее было невозможно. И вот дочь фараона видит ребёнка, наделённого необыкновенной красотой. Понимая, что он рождён израильтянкой, принцесса всё же решает взять мальчика с собой во дворец в качестве приёмного сына.

Сообразительная Мариам, ставшая свидетельницей чудесного спасения брата, предложила дочери фараона найти кормилицу для ребёнка среди еврейских женщин и предложила кандидатуру Иохаведы. Так младенец был возвращён родной матери, у которой находился до 2−3 лет.

При дворе фараона

Через несколько лет Иохаведа передала подросшего ребёнка дочери фараона. Мальчик был не только красив, силен физически, но и умён. Несмотря на происхождение, маленький Моисей был принят и любим фараоном. Живя во дворце, он получил отличное образование. Единственным его недостатком было косноязычие, приобретённое после одного необычного случая.

Согласно библейской притче, Рамзес и Моисей, который в ту пору был ещё слишком мал, иногда проводили время вместе. Однажды фараон посадил на колени малыша, и тот, разыгравшись, сбил с него головной убор. Жрецы заподозрили в этом недобрый знак. Желая проверить свои опасения, они поднесли мальчику два подноса. На одном из них лежали бриллианты, а на другом раскалённые искрящиеся угли. Логика жрецов была проста: внимание неразумного младенца должно было привлечь мерцание углей. Если же ребёнок протянет руку к драгоценным камням, то он способен осознавать собственные действия, а головной убор фараона был сбит преднамеренно.

Легенда гласит, что умный мальчик действительно сначала потянулся к бриллиантам, но ангел отвёл его руку и направил её ко второму подносу. Схватив уголь, малыш тут же засунул его себе в рот, обжёгся и горько расплакался. Подозрения жрецов были развеяны. Но полученная травма нёба и языка привела к тому, что ясно и чётко произносить слова Моисей уже не мог.

Приёмного сына дочери фараона, конечно, никто не угнетал и не заставлял выполнять тяжёлую работу. Но будущий пророк всегда переживал за судьбу своего народа.

Убийство египтянина

По мере взросления Моисей стал осознавать бедственное положение израильтян. Однажды он увидел, как надсмотрщик жестоко избивал еврея. На все уговоры египтянин никак не реагировал. И тогда Моисей убивает его , а тело зарывает в песок.

По одной из версий, конфликт между надсмотрщиком и рабом возник из-за девушки. Жена еврея очень приглянулась египтянину. Подвергнув женщину насилию, он, испугавшись огласки, решил навсегда избавиться от её мужа. Именно в этот момент и застал их будущий пророк. Поскольку поступок надсмотрщика карался смертной казнью, то Моисей так и поступил. Этим он вызвал гнев фараона, который повелел убить его.

Существует и другое объяснение тому, почему вдруг Рамзес так ополчился против Моисея. Ведь жизнь простого надсмотрщика для фараона не значила ничего по сравнению с жизнью приёмного сына принцессы. В Ветхом Завете есть сведения, что убийство египтянина было совершено не совсем обычным способом. Моисей умертвил насильника, назвав имя Господа . Именно этой духовной силы и испугался фараон, узнав о том, что произошло.

Есть предание, что меч, занесённый над головой Моисея слугой фараона, разлетелся на множество кусков, а присутствовавшие при этом либо оглохли, либо ослепли, либо потеряли разум.

Поняв, что ему грозит смертельная опасность, Моисей бежит из Египета. К тому времени ему исполнилось сорок лет.

Пастух и стадо

Беглец поселяется на земле Медиамской. Там он берёт в жёны дочь местного священника, которая родит ему 2 сыновей, и трудится пастухом у своего тестя.

В биографии пророка Моисея очень много символичных событий. Ярким примером является то, что он десятилетиями пас овец в пустыне . В Библии отношения между Богом и созданным им человечеством часто сравниваются с отношением пастуха со своим стадом. По мнению святых отцов, именно так Господь готовил Моисея к роли духовного лидера, который поведёт израильтян (стадо Божье) через пустыню к Земле Обетованной.

Так были прожиты следующие сорок лет. За это время умер фараон, от гнева которого скрывался пророк. В жизни же израильтян ничего не изменилось. Они продолжали страдать от угнетения и выбиваться из сил на тяжёлой работе.

Несгораемый терновый куст

В один из дней, когда Моисей пас своё стадо у подножия горы Хорив , он услышал голос, призывающий его. Оглянувшись, он заметил терновый куст, который пылал ярким пламенем, но при этом не сгорал. Моисей, догадавшись, что ему явился Господь, отозвался на призыв. Бог сообщил пророку, что хочет избавить евреев от скорби и увести из Египта в земли, где течёт мёд и молоко. Моисею же следовало прийти к фараону и просить, чтобы тот отпустил израильтян в пустыню.

Изумлённый пастух недоумевал, как он, будучи косноязычным, сумеет убедить своих соплеменников покинуть Египет и отправиться вслед за ним. На это Господь ответил, что помощником пророка Моисея станет брат Аарон , который будет его устами. А чтобы евреям было проще поверить, Бог наделил простого пастуха способностью творить знамения:

  • брошенный Моисеем на землю жезл превращался в змею ;
  • на руке пророка то появлялись, то исчезали видимые симптомы проказы.

Послушавшись, Моисей отправился в Египет, где вместе с Аароном передал народу Израиля волю Господа и, сотворив знамения, сумел убедить его отправиться в пустыню.

10 несчастий, посланных египтянам

Фараон отказался отпускать израильтян. Знамения, творимые Моисеем, не убедили царя Египта, так как его жрецы совершали подобные чудеса. И тогда древний пророк предрёк страшную кару , ожидающую всех египтян. Состояла она из 10 наказаний (или казней):

Перед десятым наказанием израильтянам было велено совершить Пасху (в переводе с еврейского «пасха» означает «пройти мимо» ). Следовало заколоть ягнёнка, целиком приготовить его на огне и вкушать с пресным хлебом. Кровью агнца нужно было намазать двери своих домов. Видя этот знак, ангел смерти проходил мимо, не трогая детей евреев. Первенцы же египтян были все умерщвлены за одну ночь. Не было ни одной семьи, которую бы не затронуло это несчастье.

Поистине страшная картина предстала перед глазами фараона! Увидя слезы и услышав вопль своего народа, он призвал к себе Моисея и Аарона и разрешил им вывести израильтян в пустыню, чтобы те молили Господа перестать посылать несчастья и беды египтянам.

В ту страшную ночь пророк, которому исполнилось уже восемьдесят лет , вместе с евреями, численностью около 600 тысяч человек, без учёта женщин и детей, навсегда покинули Египет.

Моисей и исход из Египта

Согласно Библии, это великое событие произошло в 1250 году до н. э . Сам Господь, обернувшись огненным столпом, указывал путь израильтянам. Шли они несколько дней и ночей, пока не подошли к берегу Чермного (Красного) моря.

Тем временем фараон понял, что евреи не собираются возвращаться назад. Посланная в погоню египетская конница быстро настигла беглецов. Евреи, толпясь у кромки воды, готовились к неминуемой смерти. Но тут произошло чудо. Моисей, ударив жезлом по морю, велел водам раздвинуться . Так и произошло. Евреи совершили переход по морскому дну, а над египтянами воды сомкнулись, потопив войско фараона.

Дальнейший путь израильтян в Землю Обетованную пролегал через Аравийскую пустыню. Много сложностей пришлось им перенести, не единожды они проявляли малодушие и роптали на Моисея, обвиняя его в тяготах своего положения. Пророк же каждый раз усмирял народ, обращаясь к Богу за помощью:

  • когда евреи изнемогали от голода, Моисей вознёс молитвы Господу, после чего Бог ниспослал манну небесную, служившую пищей ;
  • чтобы помочь людям, страдавшим от жажды, пророк извлёк воду из горы Хорив, ударив по ней посохом.

Прошло три месяца. Евреи подошли к подножию горы Синай, взойдя на которую Моисей получил от Бога скрижали, содержащие краткие законы или заповеди, в соответствии с которыми полагалось жить каждому человеку.

Всего же сорок лет пророк водил евреев по пустыне. Но этот путь нельзя было пройти быстрее. И дело тут не в расстоянии. Известно, что Моисей мог повести свой народ и кратким путём. Но именно четыре десятилетия потребовалось евреям, чтобы научиться доверять Богу , уповать на него. Необходимо было преодолеть большое количество трудностей, чтобы каждый израильтянин смог осознать, какой ценой оплачена его свобода.

Смерть пророка

Самому Моисею не суждено было попасть в заветные земли. Господь лишь показал ему Палестину с горы Нево. Умер Боговидец в возрасте 120 лет . Завершил дело пророка, приведя евреев на Землю Обетованную, Иисус Навин.

Могила Моисея была скрыта Богом, чтобы люди, склонные к язычеству, не сделали из неё культа. Место его погребения не известно по сей день.

Сказание о Моисее нашло своё отражение во всех мировых религиях. В исламе пророк Муса является собеседником Аллаха, которому тот ниспослал Таурат. В иудаизме Моше считается «отцом» всех пророков, получивший от Бога на горе Синай Тору. В христианстве Моисей почитается как величайший пророк, через которого Господь передал человечеству Десять заповедей. О его значимости говорит и то, что именно Моисей вместе с Ильёй явились Иисусу на горе Фавор. Подобного пророка не было больше среди сынов Израиля!