Силуан афонский в чем помогает. Преподобный Силуан Афонский: феномен святости

Силуан Афонский - это монах, который родился в Тамбовской губернии и прожил долгую жизнь. Приставка Афонский появилась из-за того, что священнослужитель долгое время был на Афоне и молился там.

Силуан Афонский житие

Силуан Афонский - настоящее имя Семен, рожден в обычной семье, где было пятеро братьев и двое сестер. Отец его был работящим, смиренным, спокойным человеком, который постоянно работал. Сам же Семен родился достаточно сильным и крепким. Он тяжело работал, отличался большой силой, а также много ел. Мог работать без перерывов. Прославился у себя на селе благодаря силушке богатырской. Вел как и все обычные люди, сельскую жизнь: работал, отдыхал в трактирах, гулял с девками. Но постоянно терзали его сомнения, что Господь Бог видит, как он неправильно живет, поэтому может наказать его.

Самое интересное, что мысли о Боге к нему пришли в четырехлетнем возрасте, когда отец приютил книгоношу, который у них ночевал. Во время вечерней беседы мужчина сказал, что Бога не существует. Это очень сильно запало в душу маленькому Семену. Поэтому до 19 лет он пытался ответить на вопрос: существует Бог или нет? В одно время хотел пойти учиться в Киево-Печерскую лавру, но отец ему не разрешил.


Силуан Афонский

Сказал что будет делать все что захочет, после военной службы. После службы в армии вернулся Семен, и начали его одолевать бесы и он пустился в разгульную жизнь. Много пил, гулял. В один из таких дней начал сомневаться, что ведет неправильную и очень греховную жизнь. Поэтому должен как-то изменить все. Далее, отправился на Афон, где в 1892 году был пострижен в монахи.

Жизнь была его совсем не простой. Он много молился, практически не спал. Сон у него был коротким, по 15-20 минут, несколько раз в сутки. Днем много работал, постоянно молился и поклонялся Господу Богу. За всю жизнь было ему несколько явлений Исуса Христа и Божией Матери. Именно из-за видения Божией матери, после того как он отдыхал с девками, решил постричься в монахи. Потому что Божья Матерь сказала, что проникла Змея (похоть) и живет в теле, поэтому он ведет разгульный образ жизни.

Прожил старец 72 года. Вся жизнь его была в покаянии и молитвах. Многие священнослужители отмечают его, как сильного духом человека, добродушного с кротким, веселым и добрым характером. Многие из них отзываются о нем, как о самом Господе Боге. Монах был самим смирением и добротой, всегда пытался оправдывать людей.

Фото монаха

Иконы Силуана Афонского, молитва святому

После смерти Силуана, его голову многие монахи прятали от главных митрополитов и священнослужителей. Только в 1987 году Силуан был канонизирован. Именно после этого года было создано много икон с его изображением.

Существует множество вопросов, относительно икон с изображенным Силуана Афонского. Считается, что монах является покровителем монастырей и дает монахам смирение, а также силу, для того чтобы жить в смирении, в молитве. Одной из самых популярных является икона Силуана Афонского в молитве, где руки его подняты вверх. Находится икона в монастыре в Румынии. Дело в том, что много изображений Силуана Афонского находятся за границей, несмотря на то, что он является уроженцем России. Длительное время его останки прятались из-за запретов главных священнослужителей.


Молитва Силуану Афонскому

В чем помогает святой Силуан Афонский?

24 сентября отмечается день Силуана Афонского. В этот день молятся перед его иконами. Стоит отметить, что этот образ используется в особых случаях. Считается что эта дата является особенной. Именно в этот день молитвы обладают огромной силой и практически всегда приводят к исцелению. Сейчас икона старца находится в Афонском Подворье, в Москве, с частичками мощей монаха. Не только 24 сентября, но и в другие дни к этой иконе выстраивается целая очередь. Многие молятся преподобному.

Как и зачем молиться святому (текст ниже):

  • Если хотят исцеления для своих близких, родственников, а также любимых от тяжких болезней
  • Просят о помощи в завершении войны и разногласий
  • Просят примирения с врагами, с которыми давно возникли размолвки и появилась вражда
  • Помогает при головных болях, мигренях, при гордыне, а также в смирении
  • Помогает при несчастной любви
  • Освободиться от греховных помыслов
  • При всевозможных зависимостях, алкогольных в том числе
  • При нездоровой страсти, от которой человек мучается
  • При принятии решения
  • В скорби и отчаянии

Молятся святому и просят помочь при помощи молитв. Если трудно читать молитвы, просите о помощи своими словами, только искренне и с глубокой верою в Бога, Святого Силуана Афонского и в результ.

Молитвы .

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей Вселенней - мертвых, живых и грядущих - не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира - Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

Такожде и земному Отечеству твоему - земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.

Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.

Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися.

Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ниже на картинке читайте еще тексты молитв.


Молитвенный плач преподобного Силуана Афонского

Результат от молитв Силуану Афонскому может наступить не сразу. Все зависит от вашей искренности и веры. Молятся ему до тех пор, пока не наступит исцеление или мучающая причина не исчезнет.

Как видите, житие Силуана Афонского было насыщенным и весьма разнообразным. Он уже в достаточно зрелом возрасте, примерно в 30 лет, пришел к Господу Богу и остригся в монахи. С тех пор он вел правильный образ жизни, постоянно молился. Его вера укрепилась после нападков бесов, которые все чаще являлись к Силуану. Но он продолжал молиться и просить Господа Бога помочь ему. И явилось видение Иисуса Христа. После этого он считал, что вера воскресла и стала еще сильнее. С тех пор бесы ему не являлись. Именно с того времени стал спать урывками, по 15 минут и все свободное время молиться за мирных жителей.

Интервью с антипросопом Русского Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), одним из двух святогорцев, сопровождающих мощи преподобного Силуана Афонского.

Отец Кирион согласился побеседовать, заметив перед этим, что интервью никогда не дает, но сейчас берет это за послушание. Вся его собранность и немногословность приоткрывают дух Святой Горы. Его передвижение по улицам в дни пребывания мощей в России затруднено многочисленными вопросами, просьбами о молитвенной помощи и обращениями за духовным советом. Отец Кирион отвечает очень тихо, опустив глаза.

— Знаменательно, что в год 100-летия присутствия русского монашества на Афоне и дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского его мощи впервые прибыли в нашу страну. Какое значение имеет принесение мощей этого святого для России?

— Видите ли, в духовном мире ничего случайного не бывает. И в данный момент, когда русский православный человек и Россия в целом требуют духовной помощи, Господь определил, чтобы его угодник — преподобный Силуан, выходец из России, из глубинной России (Тамбовской губернии) пришел для помощи и укрепления народа, потому что обстановка сейчас, действительно, неспокойная, это чувствуется и на Афоне.

Духовное наследие преподобного Силуана актуально в наши дни? Современному человеку понятно то, о чем он говорит?

— Очень актуально! В первую очередь, учение святого Силуана ценно для нас, насельников-святогорцев, которые пребывают на Афоне, и для монахов в целом, ведь он является покровителем монашествующих. Оно даже более актуально, чем наследие многих других старцев, потому что он — наш современник, наш соотечественник. Он очень глубоко, но одновременно просто разбирает все те вопросы, которые стоят перед современным монашеством. Однако, простым и доступным языком он отвечает на запросы современного мирского общества.

— Вы были на родине преподобного Силуана в селе Шовское…

— Да, там реконструировали его родительский дом. К этому дню вообще была проведена большая реставрационная работа, у частного лица был выкуплен и приведен в порядок земельный участок, на котором стоит дом. Этим занималась матушка Иулиания (Каледа), игумения Зачатьевского монастыря. В доме, где рос преподобный, нам показали крючок на потолке, по всей видимости, к нему крепилась детская люлька, в которой мама младенцем качала преподобного Силуана. В доме низкие потолки, русская печка. Интересно увидеть природу, в которой он воспитывался, почувствовать ту атмосферу, в которой святой возрастал телесно и духовно. Мы встречались с его родственниками. Говорят, из родни осталось еще человек двадцать, но все живут в разных местах.

— Москва — это последняя точка вашего путешествия…

— Да, это последний город. Здесь мощи будут пребывать еще несколько дней, и 24 числа, в день памяти преподобного Силуана Афонского, мы улетаем домой на Афон. В этот день братия будет ждать преподобного, чтобы поклониться ему.

— Какое у Вас сложилось впечатление от поездки? Как встречали люди? Интересно узнать, какой Вы нашли современную Россию, ведь человек, живущий много лет на Афоне, видит все иначе.

— Вот что мне бросилось в глаза: западная культура проникает и в Россию. Те веяния, которые мы видим в Греции, проникают и сюда. Это дух времени, и мало что против этого можно сделать. Я застал Россию еще в прежние времена, и нынешняя картина очень отличается от той России, из которой я уезжал.

Также произвело впечатление благочестие и благоговение верующих людей. Они приходят со своими духовными проблемами, которые всегда были и есть у каждого. И преподобный Силуан как врачеватель и помощник приведения к Богу принимает всех — у него такая миссия. Ну, а для нас, монахов, такие долгие отъезды из монастыря очень тяжелы. Но, видя, какую духовную пользу приносит преподобный Силуан приходящим к нему, мы укрепляемся, нас это воодушевляет.

Вместе с мощами монастырские стены впервые покинула чудотворная икона Спасителя. Перед ней молился преподобный Силуан, и однажды, во время такой молитвы, ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сейчас все желающие могут приложиться и к этой иконе.

— Много людей идет к мощам?

— На данный момент называют цифру 200-220 тысяч человек.

— Вы можете немного рассказать о технической стороне такого масштабного мероприятия как принесение мощей? Как осуществляется организация и транспортировка?

— Ну, во-первых, нужно пройти документальные процедуры. Нужно получить разрешение собора старцев монастыря, потом разрешение Священного Кинота Святой Горы Афон (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон — ред.) и разрешение Вселенского Патриарха. Все это документально оформляется, заверяется, с российской стороны даются обязательства в том, что будет обеспечен порядок, безопасность и транспортировка.

— Сами мощи помещаются в какой-то специальный бронированный ковчег?

— Нет, ничего такого нет, мощи пребывают в своем обычном ковчеге, но его сопровождают монахи со Святой Горы и представители служб безопасности, они следят за всем происходящим возле мощей.

— Во время принесения в Россию честного Пояса Пресвятой Богородицы, находились люди, не одобрявшие это. Однако в период пребывания святыни и по прошествии продолжительного времени Господь совершал посредством ее явные чудеса, и многие меняли свои взгляды. Были ли замечены подобные случаи у мощей преподобного Силуана?

— Такими чудесами Господь показывает Торжество Православия. Но дело в том, что видимые исцеления не являются решающим и важным фактором, ведь самое главное — это исцеление человека от греха, душевное исцеление. То, что я наблюдал: это крики бесноватых. Когда духи мучают какую-то душу, у мощей это проявляется очень интенсивно. Духи боятся благодати Божией, которая присутствует у мощей, они негодуют и начинают демонстрировать это.

Я видел умиротворение людей, воодушевление, просветление. Может быть, некоторые вещи, происходящие с людьми, просто не афишируются или обнаруживаются позже. Когда в Россию привозили мощи целителя Пантелеимона, было явлено много исцелений, но о них люди писали нам уже по прошествии времени.

— Сейчас празднуется тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Почему это присутствие так важно и ценно?

— По историческим данным, наше монашество было на Горе со времен князя Владимира. В этом были заинтересованы даже византийские императоры, это можно отследить по некоторым документам, этот факт фиксируют историки, в том числе греческие. 1000-летие — это все же условная дата. За точку отсчета мы берем 1016-й год, потому что в акте Великой Лавры за февраль того года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Но, возможно, русское монашество зародилось на Афоне и раньше. И вот с того времени появилась целая плеяда русских святогорцев, которые внесли в общеафонскую духовную сокровищницу русский опыт. Среди русских монахов был целый сонм людей, которые прославились своей святостью, в том числе и преподобный Силуан Афонский.

Русское монашество принесло немало пользы в дело духовного возрастания.

— Расскажите немного о самом Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Каким он стал сейчас? Когда Вы приехали туда в 1987 году, он был в тяжелом положении.

— Очень многое поменялось. Во-первых, за XX столетие наш монастырь претерпел очень тяжелые испытания и в вопросе материальном, и в людском ресурсе. Монастырь, можно сказать, обезлюдел. В те годы лихолетья мы страдали от пожаров, от наводнения, от того, что пути к нам были отрезаны, власти советской России запрещали приезжать в наш монастырь, свои проблемы были и со стороны Греции. Поэтому в начале XX века наше русское монашество, которое насчитывало около пяти тысяч человек на всей Святой Горе, начало отмирать, старцы уходили, а молодых монахов почти не приходило. И когда мы приехали, там было большое запустение. Сейчас все изменилось, с середины 90-х годов началось возрождение обители, монастырь благоустроен как с внутренней, так и с внешней стороны. Конечно, все это радует глаз. Святейший Патриарх во время своего визита к нам по случаю празднования отметил перемены в лучшую сторону. Он приезжал к нам, будучи еще архимандритом, и застал монастырь в те сложные времена.

— В монастыре сохранено преемство, традиции, хотя во многих монастырях эта нить была оборвана по причине гонений и расстрелов духовенства. Не так давно отошел ко Господу ваш игумен схиархимандрит Иеремия…

— Да, мы осиротели. Наш батюшка отошел в преклонном возрасте, на 101-м году жизни, отошел неожиданно, мы надеялись, что он преодолеет все свои немощи человеческие и побудет с нами еще, но он нас оставил. Сейчас грядут выборы нового настоятеля, и мы просим всех святых помочь нам в этом. Настоятель должен быть не просто управляющим, а наставником своей духовной семьи.

— Конечно! Он всегда призывал, чтобы был мир, взаимодействие и любовь друг между другом. Только в атмосфере мира и любви может духовно возрастать молодое поколение. Ведь Господь сказал, там, где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди вас.

— И напоследок, расскажите, о чем молятся преподобному Силуану Афонскому. Это будет полезно для тех, кто собирается прийти и поклониться его мощам.

— То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества.

Жил на свете человек по имени Силуан Афонский. Он ежедневно и отчаянно молился, прося Бога его помиловать. Но его молитвы оставались без ответа. Прошло несколько месяцев, и силы его истощились. Силуан отчаялся и крикнул в небеса: «Ты неумолим». С этими словами в его душе словно что-то надломилось. На мгновение он увидел перед собой живого Христа. Его сердце и тело заполнил огонь - с такой силой, что, если бы видение продлилось ещё пару секунд, монах бы просто умер. Всю свою жизнь Силуан помнил невыразимо кроткий, радостный, беспредельно любящий взгляд Иисуса и рассказывал окружающим о том, что Бог - это непостижимая и безмерная любовь. Об этом святом мы и поговорим в данной статье.

Детство

Силуан Афонский (настоящее имя - Семён Антонов) родился в Тамбовской губернии в 1866 году. Впервые о Боге мальчик услышал в четыре года. Как-то его отец, любивший принимать у себя гостей и расспрашивать их о чём-нибудь интересном, пригласил в дом книгоношу. Во время трапезы завязалась «горячая» беседа о существовании Бога, а маленький Семён сидел рядом и внимательно слушал. Книгоноша убеждал отца, что Господа не существует. Особенно мальчику запомнились его слова: «Где же он, Бог?» Семён сказал тогда отцу: «Ты учишь меня молитвам, а этот человек отрицает существование Господа». На что тот ответил: «Не слушай его. Я думал, он умный, а оказалось, наоборот». Но ответ отца заронил в душе мальчика сомнения.

Молодые годы

Прошло пятнадцать лет. Семён вырос и устроился столяром в имение князя Трубецкого. Там же работала кухарка, регулярно ходившая молиться на могилу Иоанна Сезеневского. Она всегда рассказывала о жизни затворника и о происходивших на его могиле чудесах. Некоторые из присутствовавших работников подтверждали эти истории и тоже считали Иоанна святым. После услышанного будущий преподобный Силуан Афонский отчётливо ощутил присутствие Всевышнего, и сердце его загорелось любовью к Господу.

С этого дня Семён начал много молиться. Его душа и характер менялись, пробуждая в юноше влечение к монашеству. У князя были очень красивые дочери, но он смотрел на них как на сестёр, а не как на женщин. В то время Семён даже просил отца отправить его в Киево-Печёрскую Лавру. Тот разрешил, но только после того, как юноша закончит военную службу.

Необыкновенная сила

Старец Силуан Афонский обладал в молодости огромной физической силой. Однажды один из постояльцев князя собрался Но в ночь ударили сильные морозы, и все её копыта были во льду, а отбить его она не давала. Семён крепко обхватил рукой лошадиную шею и сказал мужику: «Отбивай». Животное даже не могло пошелохнуться. Постоялец сбил лёд с копыт, запряг лошадь и уехал.

Также Семён мог голыми руками взять чан с кипящими щами и перенести его на стол. Ударом кулака юноша перебивал толстую доску. В жару и холод поднимал и носил тяжести на протяжении нескольких часов без отдыха. Кстати, ел и пил он так же, как работал. Однажды после сытного мясного обеда на Пасху, когда все разошлись по домам, мать предложила Семёну яичницу. Он не отказался и с удовольствием съел глазунью, в которой, как поговаривают, было не меньше полусотни яиц. То же самое с выпивкой. На праздники в трактире Семён мог легко выпить два с половиной литра водки и даже не захмелеть.

Первый большой грех

Сила юноши, пригодившаяся ему в дальнейшем для совершения подвигов, стала причиной первого большого греха, который Силуан Афонский долго отмаливал.

В один из праздников, когда все жители деревни были на улице, Семён гулял с товарищами и играл на гармошке. Навстречу им шли два брата, работающие в селе сапожниками. Старший был огромного роста и силы, да к тому же любил поскандалить. Он начал забирать у Семёна гармошку. Тот передал её своему товарищу, а к сапожнику обратился с просьбой угомониться и идти своей дорогой. Это не помогло. Пудовый кулак полетел в сторону Семёна.

Вот как этот случай вспоминал сам святой Силуан Афонский: «Сначала я хотел уступить, но потом мне стало стыдно, что жители будут надо мной смеяться. Поэтому я нанёс сильный удар ему в грудь. Сапожник отлетел на несколько метров, а из его рта хлынула кровь и пена. Я думал, что убил его. Слава Богу, всё обошлось. Около получаса его откачивали, поливая холодной водой. Потом с трудом подняли и отвели домой. Окончательно он выздоровел только через два месяца. После мне пришлось быть очень осторожным, ведь два брата постоянно подкарауливали на улице с ножами и дубинками. Но Господь уберёг меня».

Первое видение

Молодая жизнь Семёна «кипела». Он уже забыл о желании служить Богу и просто нецеломудренно проводил время. После очередной попойки с друзьями он задремал и во сне увидел, как змея вползла к нему внутрь через рот. Ощутив сильнейшее омерзение, Семён проснулся и услышал слова: «Ведь тебе противно от увиденного? Также и мне неприятно наблюдать за тем, что ты делаешь со своей жизнью».

Рядом никого не было, но голос, произнёсший эти слова, был необычайно приятным и потрясающим. Силуан Афонский был убеждён, что с ним говорила сама Богородица. До конца своих дней он благодарил её за наставление на истинный путь. Семёну стало стыдно за свою прошлую жизнь, и он укрепился в желании служить Богу после окончания военной службы. В нём проснулось чувство греха, что полностью поменяло его отношения ко всему окружающему.

Военная служба

Служить Семёна отправили в Петербург, в лейб-гвардию. В армии его любили, так как он был хорошим, спокойным и исполнительным солдатом. Однажды он вместе с тремя товарищами пошёл в город, чтобы отметить праздник в трактире. Все пили и общались, а Семён сидел и молчал. Один из солдат его спросил: «Почему ты молчишь? О чём задумался?» Он ответил: «Вот мы сидим, веселимся, а на Афоне сейчас молятся!»

На протяжении всей своей службы в армии Семён постоянно думал об этой Святой Горе и даже посылал туда получаемое жалование. Как-то он отправился в ближайшее село для перевода денег. На обратном пути ему встретилась которая хотела наброситься на него. Скованный страхом, Семён лишь произнёс: «Господи, помилуй!» Собака как будто наткнулась на невидимую преграду и побежала в село, где нанесла вред скоту и людям. После этого случая он ещё больше укрепился в желании служить Господу. Когда служба закончилась, Семён приехал домой, собрал вещи и отправился в монастырь.

Приезд на Святую Гору

Силуан Афонский, поучение которого актуально и по сей день, приехал на Святую Гору в 1892 году. Свою новую подвижническую жизнь он начал в русском монастыре

По афонским обычаям, новый послушник должен был на протяжении нескольких дней находиться в полном покое, вспоминая собственные грехи. Затем изложить их в письменной форме и покаяться духовнику. Грехи Силуана были отпущены, и началось его служение Господу: молитвы в келье, длительные богослужения в храме, бдения, посты, причащения, исповеди, труд, чтение, послушание... Со временем он выучил Иисусову молитву по чёткам. В монастыре его все любили и регулярно хвалили за хороший характер и исправную работу.

Монашеские подвиги

За годы служения Богу на Святой Горе преподобный совершил много аскетичных подвигов, которые большинству покажутся невозможными. Сон монаха был прерывчатым - он спал несколько раз в сутки по 15-20 минут, причём делал это на табуретке. Кровати у него не было вовсе. Молитва Силуана Афонского длилась всю ночь. Днём монах трудился, как рабочий. Придерживался внутреннего послушания, отсекая собственную волю. Был воздержан в движениях, беседах и пище. В общем, он являл собою образец для подражания.

Заключение

Силуан Афонский, житие которого было описано в этой статье, до конца жизни спал буквально считанные минуты. И это несмотря на болезни и тающие силы. Тем самым у него освобождалось много времени для молитвы. Особенно усиленно он делал это ночью, до утрени. В сентябре 1938 года монах мирно скончался. Своей жизнью преподобный Силуан Афонский явил пример смирения, кротости и любви к ближним. Спустя пятьдесят лет со дня его смерти старца причислили к лику святых.

Сегодня, 31 августа, мощи преподобного Силуана Афонского, которые , отправятся в Брянск. О богословском учении преподобного Силуана Афонского и о том, чем его труды могут быть полезны христианам, живущим в миру, рассказал доктор богословия, профессор Минской духовной академии протоиерей Владимир Башкиров.

Отец Владимир, давайте рассмотрим подробнее личность преподобного Силуана Афонского. Что из жития преподобного может почерпнуть для себя современный человек?

Преподобный Силуан Афонский - это святой 20 века. Он скончался в 1938 году и почти всю свою сознательную жизнь провёл на Афоне. Это даже не житие в классическом смысле, это жизнеописание, которое оставил архимандрит Софроний (Сахаров). Он приблизительно 13 лет был учеником преподобного Силуана, слышал его, видел его и старательно записывал его слова. Из этих записей и состоит жизнеописание. В нём архимандрит Софроний, как человек действительно одарённый писательским талантом, выделил ряд элементов, поучительных для всех. Он описывал некоторые эпизоды, простые сами по себе, но в которых проявлялась мудрость преподобного Силуана Афонского. Он писал, что преподобный Силуан был человеком малограмотным, из крестьян, но обладающим красивым и проницательным умом.

Всё, что говорил Силуан, похоже на афоризмы, например, молиться за людей - кровь проливать. Или, например, у христианина не может быть врагов, для него есть только люди, познавшие Бога и Бога не познавшие. Или вот ещё эпизод, который приводит Софроний (Сахаров) в жизнеописании Силуана Афонского, который говорил о жертве, которую принёс Христос, и приводил в пример рассказ одного монаха, который однажды вспоминал, что в детстве заболел и сквозь бред слышал разговор матери с отцом. Мать говорила: "Мне так жалко нашего мальчика, у меня сердце разрывается, я готова за него отдать жизнь, только бы наш мальчик выздоровел". Силуан Афонский говорил, что так и Господь отдал Свою жизнь, с такой же жалостью, с таким состраданием, глубиной проникновения в человеческую скорбь для того, чтобы мы с вами через приобщение к Его страданиям наследовали спасение.

Или, например, эпизод про курение. Преподобный Силуан ехал как-то в поезде, рядом с ним сидел купец, он вынул портсигар, серебряный, красивый, открыл его и предложил преподобному Силуану закурить. Преподобный ответил: "Я не курю". Купец рассуждал: "Ну что вы, батюшка, это же очень хорошо - курить, это помогает сосредоточиться, помогает человеку расслабиться. Это полезно для человека". Преподобный Силуан ответил: "А вы попробуйте прочитать "Отче Наш", например, перед тем как будете курить. Купец говорит: "Ну что вы, батюшка, как можно читать молитву перед курением?". Преподобный Силуан ему говорит: "Видите как, значит всякое дело, при котором не идёт молитва, не следует и начинать". Такие вот эпизоды, связанные с его жизнью. Они помогают человеку по-другому посмотреть на свою жизнь. Если прочитать его жизнеописание, а оно написано простым языком, то человек будет понимать, как себя вести в разных ситуациях. У преподобного Силуана было много посетителей, которые попали в беду, в нищету и не знали, что делать. Он находил для них слова, мудрые решения, оказывал духовную помощь. Они уезжали от него одухотворённые.

Не всем известно жизнеописание преподобного Силуана Афонского. Что вы можете сказать о личности преподобного?

Преподобный Силуан Афонский - один из самых известных святых 20 века. Мощи его хранятся в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, он там подвизался всю жизнь, работал на мельнице, до сих пор там осталась его келья. Прославился этот человек своим удивительным аскетическим подвигом, который он совершал в простоте и без всякого апломба. Он просто делал своё дело, трудился на мельнице, носил мешки, молол муку и пребывал в состоянии непрерывной молитвы. Этот его подвиг привёл к тому, что он просветился Божественным светом, обрёл некоторое внутреннее духовное видение Божественных истин. Отсюда мудрость, которой он обладал. Будучи человеком малограмотным, он говорил такие удивительные слова, такие мысли высказывал, что, иногда, захватывает дух. Это удивительное явление - феномен святости. Когда человек только и делает, что исполняет заповеди Божие. Он живёт по совести, и эта жизнь приводит к тому, что человек вступает в ближайшее общение с Богом, познаёт Божественную реальность, она становится для него реальностью. У человека открывается внутреннее зрение.

Причисление Силуана Афонского к лику святых произошло через 50 лет после его смерти, в 80-е годы. Он был прославлен Греческой Церковью. Силуан Афонский является святым, который почитается во всём православном мире.

Отец Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, слова преподобного Силуана Афонского: "Держи ум свой в аде и не отчаивайся". Как следует понимать эту фразу?

Это один из его афоризмов. Этими словами он просто подтверждает известную старую истину о том, что надо помнить о смерти. Есть два момента, которые зависят друг от друга и в духовной жизни важны - память о смерти и память о Боге. Этим Силуан Афонский говорит о греховности, о том, что человека может ожидать после смерти, если он не попытается освободиться от грехов, что будет способствовать его приближению к Богу, общению с Богом, которое есть молитва. Хотя эта фраза "держи ум свой в аде и не отчаивайся" звучит парадоксально. Потому что основное качество, которым будут отличаться те, кто будет в аду, это отчаяние, а отчаяние - это отсутствие надежды. Когда у человека нет надежды, это и есть состояние духовного отчаяния. В данном случае преподобный Силуан Афонский совершенно другое имеет в виду. То, что если ты будешь держать ум в аду, ты будешь помнить всегда о смерти и ты обретёшь надежду о Боге, у тебя появится память о Боге. Это то же самое, что сказано в притчах: "Помни день последний и ты никогда не согрешишь".

На Афоне есть традиция, когда после смерти монаха опускают в могилу, и он там находится 3 года, после останки извлекают. Если они освободились от плоти, значит всё с человеком благополучно, он принят в Небесные обители. Если плоть остаётся ещё на останках, тогда их ещё раз закапывают. Глава преподобного Силуана Афонского находится в специальной часовне на Афоне, где находятся мощи других святых. Главное, что при обращении к святому, прикосновении к его главе происходят чудеса, люди получают утешение, духовную пищу, люди чувствуют, что прикасаются не к мёртвым костям, а через это прикосновение происходит встреча со святым, который общается с ними через оставшуюся после него часть его тела.

- На ваш взгляд, зачем идти поклоняться мощам святого, если можно призывать его имя в молитве?

Вы можете и молиться святому, это ваша воля. Нельзя человека заставить идти к мощам. Если он идёт, значит у него есть внутреннее тяготение к этому. Он, может, не понимает, зачем это делает, но интуитивно идёт, понимая, что произойдёт встреча со святым. Я расскажу вам эпизод из своей жизни. Когда я был в Иерусалиме, это было давно, нас привезли в монастырь Саввы Освящённого, там должна была состояться встреча с игуменом. Игумен задерживался и нам предложили пойти в собор помолиться у мощей. Я был тогда самый молодой в составе этой делегации. Подошла моя очередь. Я подошёл к мощам, нам открыли их. У меня были свои проблемы, которые я стал высказывать перед мощами. У меня было ощущение, что меня внимательно слушают. Что не только выслушивает меня святой, но и понимает, что я говорю и что хочу. Я вышел в изумлении. У меня было впечатление, как будто я разговаривал с живым человеком. Это то, что, наверное, движет людьми, когда они приходят к мощам и пытаются прикоснуться к святыне.

В этом году православные верующие отмечают знаменательную дату – тысячелетие русского монашества на Святой горе Афон. Чем этот юбилей для нас так важен?

1000-летнее присутствие русского монашества на Афоне органически вписывается в монашеский подвиг, монашескую традицию Афона. Но, с другой стороны, через русских монахов, которые бывали на Святой Горе, распространялся по Руси опыт афонского монашества. Первым из русских, кто попал на Афон, по историческим сведениям, был преподобный Антоний Киево-Печёрский, основатель русского монашества. Он получил на Афоне благословение установить на Руси монашеские традиции.

Русские монахи приносили с Афона книги, литературные труды, которые на Руси ещё тогда не были известны. Такие книги как, например, творения отцов Русской Церкви, творения аскетических писателей, которые переводили на славянский язык. Эти книги распространялись по всей Руси, таким образом, русская грамотность связана непосредственно с Афоном и с афонской книжной традицией. Кроме того, русские монахи, которые бывали на Афоне, обретали там умение жить по-христиански и становились примером не только для монахов, но и для всех людей. С Афона пребывали и греческие монахи, например, Максим Грек, он закончил университет в Венеции, знал несколько языков, древние языки, итальянский, французский. Его пригласили для правки книг, но те труды, которые оставил он на Руси, претерпев мучительную и бедственную жизнь, поскольку его здесь не понимали, до сих пор поражают своей глубиной, полнотой. Эти труды были недавно переизданы.

В последнее время фиксируется упадок русского монашества на Афоне, но, тем не менее, мы фиксируем там и присутствие удивительных людей. Таких как, например, преподобный Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров), архиепископ Василий (Кривошеин) - это все подвижники, но подвижники разного плана. Если, скажем, преподобный Силуан Афонский - это, действительно, подвижник и аскет, то эти остальные - учёные мужи. Архимандрит Софроний (Сахаров) подвижник в области аскезы, духовной жизни, а архиепископ Василий (Кривошеин) - в области исследований. Он оставил после себя значительные сочинения по анализу наследия Григория Паламы, церковного писателя 15 века, и Семеона Богослова, причём, он глубоко проник в их методологию понимания Божественного Откровения. Это значительные сочинения. Поэтому мы говорим о том, что 1000-летняя история Афона - это не столько история русского присутствия на Афоне, сколько присутствия Афона на Русской земле. И констатируем, насколько это присутствие Афона на Русской земле и русских на Афоне взаимообогощало друг друга и насколько оно было плодотворным и благословенным для русского христианства.