Крах фанатских теорий: какой могла бы быть The Last Guardian. The Last Guardian: О чем умолчал последний хранитель

Вроде только вчера PS4 еще считалась приставкой нового поколения, как вдруг выяснилось, что ей уже стукнуло пять лет. Эксклюзивов Сони за это время успела выпустить предостаточно. Да, были проколы (можно вспомнить совсем уж слабый The Order: 1886), но хитов все-таки получилось однозначно больше. О самых ярких прямо сейчас и расскажем.


«Через тернии к звездам» - это как раз про катастрофически не успевавший стать «лонч-тайтлом» для PS4, хоть и задуманный таковым Driveclub. Хотя разработчики не вылезали из авралов, в релиз игра вышла поздно, и не в лучшем виде. Она получила средненькие оценки, с похвалой в основном за графику и, казалось, должна была быть тут же навсегда забыта. Однако вместо старта нового проекта, Evolution Studios взялась неистово работать напильником, да так что Driveclub стал не только таким, каким задумывался изначально, а гораздо лучше и больше. В итоге, через пару лет мы получили абсолютно ультимативную гонку с огромным количеством трасс, с гигантским автопарком, включавшим не только машины, но и мотоциклы, с лучшим на данный момент управлением и с идеальным балансом между аркадностью и ощущениями от вождения. Ну и до сих пор самую красивую игрувжанре.

Кстати, серьезным претендентом на закрывающее топ почетное десятое место была также Persona 5, так что если вы вдруг на дух не переносите гонки, а крутые, комплексные, огромные JRPG совсем наоборот - то смело подставляйте сюда нетленку от Atlus.


После «Фаренгейта» Дэвид Кейдж занялся исключительно поставками эксклюзивов для PlayStation. Его новая игра Detroit могла бы занять место повыше в нашей подборке, если бы не лишенная рамок здравого смысла любовь разработчиков к андроидам. Как бы ни повернулось сюжетное колесо, а андроиды остаются хорошими. Убийства, мятеж - вину за все авторы так или иначе сваливают на людей. Словом, если бы «Скайнету» нужен был бы пиарщик, Дэвид Кейдж подошел бы на эту должность лучше прочих. Но в то же время надо признать, что, создавая многоступенчатую и действительно нелинейную историю, студия Quantic Dream проделала просто титаническую работу. Ну а вишенкой на торте стало рождение еще одного на редкость удачного героя. Свой «Оскар» андроид Коннор уж точно заслужил.


Серия InFamous ценна в первую очередь тем, что полностью переизобрела супергероику, показав, что можно сделать персонажа с суперспособностями без навязчивой любви к лосинам и нездоровой фиксации на пацифизме. Во вторую, крутой боевой системой, совмещающей задорный мордобой с применением особой «уличной магии», крайне членовредительского характера. Причем тип магии зависел от поступков и решений, принимаемых по ходу прохождения, ведь InFamous всегда давала самому игроку определиться с тем, героя или злодея с приставкой супер он хочет видеть в протагонисте.

Все вышесказанное справедливо как для дилогии времен PS3, так и для получившего вместо цифры в названии, подзаголовок Second Son триумфального возвращения серии уже на нынешнее поколение PlayStation. Добавьте сюда шикарно смоделированный Сиэтл и неплохую историю, буквально требующую экранизации и вы поймете, почему InFamous: Second Son
одна из лучших игр на PS4.


Одним из главных достоинств Sony является то, что она не только очень бережно обращается со своим игровым наследием, но и активно продвигает тему создания новых франшиз. В эпоху четвертой PlayStation на этом поприще ударно выступила студия Guerilla Games. Создатели серии Killzone решили попробовать себя в деле создания игр с открытым миром и, надо отдать им должное, этот самый мир у них получился ярким и многогранным. Более того, для Horizon удалось придумать крепкую сюжетную основу, чем могут похвастать, прямо скажем, далеко не все сэнд-боксы. Порадовала и боевка. Ситуация, когда обкладываешься ловушками и минами, а потом скачешь по такой вот делянке в попытках завалить механического динозавра, запоминаются всерьез и надолго. Было за что Horizon и поругать. Скажем, основная сюжетка получилась в разы интереснее побочных заданий, а в хорошем сэндбоксе такого дисбаланса быть не должно. Но уверены, что этот недостаток будет исправлен в сиквеле. В том, что он последует, сомнений нет.


Интерактивных фильмов в наше время много, на любой вкус. Вот на весь немалый бюджет шикует Дэвид Кейдж со своими андроидами. Вот французы из Dontnod рассказывают мистическую историю с розовым оттенком. А вот (ныне почившие) передовики производства из Telltale превращают в неаккуратные, но милые поделки любую интеллектуальную собственность, до которой дотянутся.

На фоне многочисленных конкурентов, Until Dawn смогла не просто выделиться, но и запомниться. Для начала тем, что это не драма и не триллер, а вполне себе классический подростковый хоррор со всеми полагающимися атрибутами. Причем хоррор хороший, в меру страшный, достаточно напряженный и с парой клифхэнгеров разной степени предсказуемости. Плюс тут есть настоящая вариативность, позволяющая угробить значительную часть действующих лиц. Ауж какая роскошная картинка -любо-дорого посмотреть!


Последний из вышедших на текущий момент эксклюзивов PlayStation еще задолго до релиза получил звание главного конкурента аркхэмовской серии. И студия Insomniac выданные ей с фанатского плеча авансы оправдала на все 100%. Причем выбрав в качестве героя, не начинающего Питера Паркера, как это принято делать при старте очередной киношной серии, а уже изрядно побитого жизнью и тапками злодеев Человека-Паука. В итоге же Марвел пополнила свою коллекцию блокбастеров еще и игрой, которая по качеству исполнения не уступает лучшим голливудским фильмам на супергеройскую тему. Игрой с отлично проработанным миром, с увлекательными сюжетными миссиями, кучей побочек, крутыми боссами и отменной, очень динамичной боевкой. Игрой, за которой судовольствием можно провести не один десяток часов, рассекая на паутине по виртуальному Нью-Йорку.


Строго говоря, The Last Guardian должна была попасть в выпуск про лучшие игры для PS3. Но Фумито Уэда так долго разрабатывал свою третью по счету игру, что третья по счету «плойка» успела устареть и отправиться на покой. Пришлось безымянному малышу и его огромному питомцу Трико отправляться в путешествие уже на PS4. Впрочем, кто чей питомец - это еще вопрос. По большому счету, главным героем игры выступает именно Трико. Именно он делает всю грязную работу при решении головоломок, он один в курсе, где выход из ловушки, в которую они попали на пару с мальчишкой, и только он с самого начала знает, какую цену придется заплатить за свободу. А плата неожиданно велика и непомерно жестока. Сюжет - это и есть самая сильная часть The Last Guardian. Фумито Уэда упрямо выкручивается из логических тисков и до последних минут умудряется скрывать истинное положение вещей. Те, кто уже провел Трико и мальчишку через хитросплетение развалин древней крепости, могли запамятовать как преодолеть то или иное препятствие, но вряд ли они забыли сцену на крыше главной башни и что было потом...


Главным отличием четвертого Uncharted от большинства блокбастеров стало то, что его разработчики не стали прикручивать к игре столь модный в нынешнее время обвес в виде открытого мира, крафта и прокачки. Вместо этого они сконцентрировались на главных козырях серии, и у них получилась эталонная приключенческая игра. С продуманным сюжетом, харизматичными героями и непревзойденным по сей день градусом зрелищности. Погоня по улицам Мадагаскара по своей динамике стала тем эпизодом, о котором могут только мечтать не только создатели новых похождений Лары Крофт, но и даже такие мастера виртуальных аттракционов, как авторы серии Call of Duty.

Четвертый Uncharted завершил историю одного из самыхзнаковых героев мира PlayStation - Нейтана Дрейка и вывел на сцену нового, не менее запоминающего персонажа, его брата Сэма. И то, насколько филигранно это было сделано, лишний раз заставляет поаплодировать сотрудникам Naughty Dog.


Что получится, если объединить усилия большого платформодержателя с мощной материально-технической базой и талантливого разработчика, знающего толк в художественных изысках и глубоких игровых механиках, но на редкость криворукого, когда дело доходит до этой самой технической части? Правильный ответ - Bloodborne. Все в нем было прекрасно. Потрясающий дизайн уровней изящно подчеркивал выдающийся визуальный стиль огромного города, переживающего жуткие времена. Все это дополнялось картинкой, буквально заставлявшей отправлять на жесткий диск сотни скриншотов в час. Если, конечно, хватало сноровки их снимать, потому что скоростная боевка, построенная на контратаках и уклонениях, тоже была доведена до идеала, а на редкость злобные и сильные враги не давали расслабиться ни на секунду.

А еще, несмотря на гигантские размеры и продолжительность, Bloodborne - это одна из тех немногих игр, которые остаются в памяти не какими-то кусками, а целиком. А все потому, что в ней нет скучных или просто недостаточно впечатляющих эпизодов. Абсолютный шедевр; и очень жаль, что именно это детище From Software осталось без продолжения.


Перезапуск God of War - это, вообще говоря, определенный абсолют, эталон того, какой должна быть AAA игра, да еще и эксклюзив. Что ни возьми, все тут сделано предельно качественно и правильно. Надоели песочницы на сто квадратных километров с вышками и блокпостами? Нате вам полуоткрытый мир ручной выделки, взявший все лучшее как от опенворлдов, так и от линейных уровней. Хотите посмотреть красивое кино, снятое с применением самых современных технологий? Идите по сюжету и никуда не сворачивайте. Желаете суровых испытаний? Вас уже заждались валькирии, арены и даже собственный микроскопический данжен-рогалик. И все выполнено по верхней планке возможного на сегодня уровня качества.

Ну и конечно потрясающе поставленная история про двух чужих людей, которые в ходе своего скорбного путешествия становятся отцом и сыном. История, превратившая привычную по прошлым частям болванку с повадками разъяренного бультерьера в живого мужика, а мясной экшен в лучшую приключенческую игру современности.

Игры студии Team ICO – Ico , Shadow of the Colossus и «The Last Guardian. Последний хранитель » – превозносят за продуманные и запоминающиеся сюжеты. И все они родились в голове одного художника из Тацуно, который просто любил сочинять.

«Я пришел в индустрию видеоигр в возрасте 25 лет, то есть чуть позже, чем большинство разработчиков, – вспоминает творческий директор игры Фумито Уэда. – Изначально я выбрал эту профессию, потому что она позволяла хорошо зарабатывать, но позднее задался вопросом: честно ли это? И тогда я решил: раз уж я делаю игры, нужно выражать в них что-то такое, что неподвластно другим видам искусства».

Прошло шестнадцать лет и можно констатировать, что именно такой подход помог создать произведения, которые не только захватили умы игроков по всему миру, но и послужили источником вдохновения для множества других разработчиков. Мы поговорили с некоторыми из наиболее уважаемых сценаристов и геймдизайнеров и попросили рассказать о том, что именно их так поразило.

Они позволяют побыть в одиночестве… вместе

Когда Уэда решил заняться созданием интерактивных повествований, которые возможны только в мире видеоигр, одним из основных приемов в его арсенале стала «механика партнеров». Разумеется, сейчас на ум в первую очередь приходит кошка-птица-собака Трику из «The Last Guardian. Последний хранитель», но до того ведь были принцесса Ерда в Ico и верный конь Арго в Shadow of the Colossus.

«Управляемый компьютером напарник и взаимодействие с ним – это то, чего не могут себе позволить ни книги, ни фильмы, – объясняет Уэда. – Трику – кульминация всего того, что мы не сумели воплотить в Ico и Shadow of the Colossus».

«Ico – это повесть об установлении доверия, – продолжает художник. – В Shadow of the Colossus эта тема тоже затрагивалась – ведь там у вас был Арго. И вот вы встречаете Трику – чудное создание, для которого вы сами – неведомая диковинка. Чтобы преодолеть этот барьер непонимания и наладить дружеские отношения, вам предстоит очень много всего сделать. Как раз из этого и складывается повествование».

Зависимость от персонажа, которым вы не можете управлять и с которым даже не можете толком общаться, создает драматическое напряжение, но при этом она также позволяет игроку наполнить эти отношения невысказанным и глубоко личным смыслом, как в ходе ожесточенных схваток… так и в моменты затишья.

«В Ico взаимоотношения между главным героем и воздушной Ердой кажутся такими хрупкими и в то же время такими сложными, – говорит Грег Касавин (Greg Kasavin), сценарист и дизайнер Supergiant Games (Bastion; Transistor). – Достаточно просто взглянуть на то, как они ведут себя, помогая друг другу преодолевать препятствия, или как они разваливаются на скамейке в момент сохранения игры».

Без нажима

В недосказанности кроется особая сила – и тот факт, что Уэда по образованию художник, проявляется в его стремлении вести рассказ посредством зрительных образов. Принцип «лучше показать, чем рассказать» широко известен, но на практике применить его оказывается не так-то просто, особенно в видеоиграх – ведь слишком легко спутать понимание принципов игры с пониманием вложенных в нее идей.

«Минимализм стиля, в котором он творит, достоин восхищения, – признает Тим Шейфер (Tim Schafer), основатель студии Double Fine (Grim Fandango; Psychonauts; Broken Age). – Его произведения заставляют игрока задавать вопросы, а декорации выглядят по-настоящему древними и воплощают в себе целые истории. Столько тайн и загадок, столько лакун, отданных на откуп вашему воображению, и пробелов, которые вы должны заполнить собственными домыслами… Вот что мне нравится. Это пример того, сколь многого можно добиться безо всяких диалогов и насколько богатым можно сделать окружение, если сосредоточиться на настроении и эмоциях, которые оно должно вызывать».

«Повествование в Ico и Shadow of the Colossus производит такой сильный эффект за счет того, что эти игры крайне редко опускаются до использования слов, – соглашается Грег. – Действие не все время проходит в молчании, но, мне кажется, самые лучшие моменты – это как раз те, когда слова не нужны. Декорации, дизайн персонажей, анимация – эти элементы оформлены настолько ярко и четко, что они рассказывают историю сами по себе, при этом оставляя предостаточно места для собственных умозаключений игрока. Вот что мне больше всего запомнилось в этих играх. Они давали тебе возможность впитать в себя атмосферу этого мира, позволяя погрузиться в приключение с головой и в то же время заставляя крепко задуматься».

Искусство сражаться… не вступая в бой

Хотя крупномасштабные боевые сцены, в которых вы расправляетесь с целой армией безликих противников перед стычкой с могучим боссом, пока все же нельзя назвать стандартом современных игр, все-таки все уже привыкли к тому, что в большинстве случаев процесс выглядит именно так. Вот почему, как показывают произведения Уэды, можно добиться очень сильного эффекта, если обмануть эти ожидания.

Ico вынуждает вас при любой возможности избегать конфликтов. Это может изрядно удивить неподготовленного игрока, особенно в сочетании с управлением и упомянутой выше «механикой партнеров».

«Я то время я так часто играл в экшены, что года я взялся за Ico мой мозг был похож на квадратную дыру, в которую пытаются вставить треугольный кубик, – признает Кори. – Я садился за игру с определенными ожиданиями. А оказалось, что я должен был просто открыться тому, что для меня приготовили».

С другой стороны, Shadow of the Colossus можно охарактеризовать как «игру, состоящую из одних только боссов», что самым примечательным образом согласуется с ее сюжетной линией.

«Я помню, ходили слухи насчет того, что Shadow, которая тогда еще была известна под рабочим названием NICO, представляет собой всего лишь набор хорошо поставленных поединков с боссами, – вспоминает творческий директор JAPAN Studio Кэиитиро Тояма (Siren; сериал Gravity Rush). – А когда игра вышла, оказалось, что это уникальный мир, созданный наперекор всем сложившимся правилам. Это было невероятно. Ощущения, которые я испытывал в тот момент, когда убивал колосса, были ни с чем не сравнимы. Но наряду с этой эйфорией меня также охватывал ужас от осознания того, какое преступление я совершил; казалось, на мои плечи вдруг легла вся тяжесть первородного греха».

Каждая смерть в Shadow of the Colossus имеет значение, что для индустрии видеоигр, столь склонных к излишествам, большая редкость. Здесь насилие – не просто средство достижения цели, но драматичный повествовательный прием, призванный подарить игроку гораздо более сложную гамму эмоций, нежели банальное чувство триумфа.

«В то мгновение, когда ты впервые побеждаешь одно из этих величественных чудищ, тебя немедленно охватывает сомнение, а правильно ли ты вообще поступаешь и стоит ли та цель, который добиваешься, такой цены, – рассуждает Грег. – Эти игры отвергают устоявшиеся концепции о потворстве фантазиям игрока, хотя на первый взгляд следуют всем классическим канонам жанра».

Скрытая глубина

Несомненно, произведения Уэды произвели на игроков столь сильное впечатление во многом благодаря минималистическому стилю, но незабываемыми их также делает и глубина вложенных в них идей. «Чем дольше ты играешь, тем яснее становится, что эта история гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд», – объясняет Грег.

Если вы замечаете какие-то знаки или символы, в большинстве случаев они самым непосредственным образом вплетены в ткань повествования. И потому, даже если вы не отдаете себе в этом отчета, игра постоянно наталкивает вас на мысли об утрате, любви, товариществе, одиночестве и смерти… помимо всего прочего.

«Я думаю, ключевой элемент в работах Уэды – противопоставление мужского и женского начала, – объясняет Тояма. – В Ico это противопоставление очевидно, а в Shadow, на мой взгляд, колоссов можно рассматривать как своего рода богинь земли. И герой уничтожает эти символы плодородия, чтобы вернуть к жизни одну-единственную женщину. Мне представляется, что с учетом столь драматичной дихотомии Shadow of the Colossus вполне можно назвать мифом, родившимся в современную эпоху».

Неизгладимое впечатление

Именно эти элементы в сочетании с захватывающим игровым процессом стали той причиной, по которой множество игроков и разработчиков с нетерпением ждали выхода «The Last Guardian. Последний хранитель» все эти годы. (Кори даже шутит: «Так не терпится получить свою копию и бросить работать… Клянусь, это не станет причиной задержки God of War … Запереться в комнате с PS4 и отправиться в очередной удивительный мир от Team Ico… Ииииии почти наверняка ощутить себя совершенно некомпетентным)

Именно поэтому после релиза игры все глаза будут прикованы к следующему проекту Уэды, каким бы он ни был. Вполне возможно, на смену повествованию, построенному на взаимодействии с напарником, придет что-то другое. «Если в будущем я придумаю еще какой-нибудь экспрессивный метод, применить который можно только в играх, его я и положу в основу своего нового творения», – заявляет мэтр.

Но в данный момент нет сомнений в том, что, рассуждая о по-настоящему прочувствованных историях, оставивших в сердце неизгладимый след, люди непременно будут вспоминать эти три игры: Ico, Shadow of the Colossus и «The Last Guardian. Последний хранитель».

«Ico была настоящим учебником по созданию мира через сюжет и элегантное развитие героев, – говорит Кори. – То, как в Team Ico связывают раскрытие героев и игровые механики, просто умопомрачительно хорошо. Эта студия удивительно удачно собрала талантливых людей под крылом феноменального рассказчика и руководителя Фумито Уэды. Его сказания просты, чисты и универсальны. Они пробуждают ностальгию по детству, когда за каждым поворотом можно было обнаружить чудо, каждый день обещал новые приключения, а фантазия наполняла мир сокровищами, которые необходимо найти, и чудовищами, которых обязательно нужно победить. Уэда и его команда создают миры, в которые мне хочется возвращаться. Миры, где все возможно».

«Это были игры со смыслом, – добавляет Грег. – Они рассказывали запоминающиеся, проникновенные истории. Они задавали вопросы, вместо того чтобы пичкать нас ответами, и оставляли большой простор для интерпретации – что жизненно важно для направления искусства, главной характеристикой которого является интерактивность. Самое главное – это прекрасные игры, выполненные с высочайшим тщанием. Я хочу создавать игры, которые заставят людей испытать те же эмоции, которые мне и другим подарили Ico и Shadow of the Colossus».

«Меня всегда вдохновляло то, что они открывают перед нами мир, совершенно ни на что не похожий, – соглашается Тим. – Они кажутся настоящими, словно место, где я взаправду побывал и по которому взаправду буду скучать».

Откуда-то сверху пробиваются яркие лучи солнца, разрезая тьму и ложась пятнами на гигантские цепи, что обвивают пол в пещере. Над ними порхают бабочки, не обращая никакого внимания на исполинских размеров животное, что окутано этими цепями словно змеями. Существо лежит, не шевелясь, оно ранено: из-под окровавленных перьев торчат два копья.

Но оно все еще дышит, и как только я начинаю приближаться, зверь поднимает свою голову, уставляет на меня полный волнения взгляд и наблюдает за моими перемещениями из стороны в сторону. Ему явно очень больно, и я решаю все-таки забраться на него и избавить от этих копий, которые выступают ниже сломанной бронепластины на спине.

Я долго пытаюсь их вытянуть, и, наконец, у меня получается. Зверь воет от боли, разворачивается ко мне и ударом когтя отбрасывает к стене пещеры. Я теряю сознание.

Все это происходит в самом начале The Last Guardian. Как и в Ico, другой необычной работе Фумито Уэды, вы играете за маленького мальчика, путешествующего на пару с необычным созданием – дружественным, но во всех смыслах непонятным. В данном случае это гигантская химера: частично птица, частично собака, частично не пойми что.

Вы приходите в себя в пещере, не имея ни малейшего понятия, как сюда попали и что за странные отметины у вас на руках. “Зверь-людоед” Трико лежит рядом, не в силах встать от боли; вокруг его шеи висит тяжелый ошейник, а его лоб и спина покрыты бронепластинами. Не имея другой возможности отсюда сбежать, а также из чувства сострадания, вы решаетесь – даже не смотря на размеры этого зверя и его репутацию – ему помочь.


Одной из ключевых тем The Last Guardian является доверие, и именно на этом близком взаимоотношении будут строится первые часы игры. Трико невозможно приручить, но в те моменты, когда он будет враждебен к мальчику, вам необходимо будет решить, каким способом лучше задобрить зверя.

Ну, не совсем так. Сюжет The Last Guardian имеет границы повествования, которое ведется приятным голосом – главный герой, но уже в преклонном возрасте, вспоминает все произошедшие события – таким образом давая нам подсказки насчет того, что нужно делать дальше. И это совсем не плохо, так как механика приручения Трико выглядит не так захватывающе, как само взаимодействие между мальчиком и зверем; эти моменты являются основополагающими и способны показать, насколько правдоподобен Трико как животное, и какая у него убеждающая анимация.

Есть причина, по которой начало игры происходит в пещере – окружение, наряду с сюжетом, концентрируют все внимание на двух главных героях. Это значит, что вам придется наблюдать за тем, как Трико реагирует на ваше отношение к его самочувствию и ощущению голода. Лучше всего вы сможете оценить его размеры, когда он встанет во весь рост прямо перед вами. А как обычное живое существо он раскроется перед вами, когда будет почесывать себе ухо, принюхиваться к вам или проламывать стены, когда услышит ваш крик.

Позднее, когда вы выйдите в открытый мир, чувство масштаба многократно усилится.


Начальный этап игры выглядит так, как я себе его представлял: завоевание доверия Трико, скармливание ему целых бочек с едой, вылечивание его ран и совместный поиск пути к недосягаемым местам. Стоило мне пролезть сквозь небольшой разлом на выступе и спустится вниз к скальному ущелью, как на меня свалился валун.

Очнулся я в каком-то примитивно обустроенном храме: большая округлая комната с высоким куполообразным потолком, в центре которой был неглубокий бассейн с водой, светящийся необычным синим цветом. Именно здесь я нахожу зеркало, сделанное из магического вещества и, стоило мне его подобрать, как глаза Трико сразу на это отреагировали, начав расширяться и переливаться разными красками. В тот момент я понял, что его глаза отражают эмоциональное состояние – красный, например, означает гнев или настороженность – мол, на этот предмет надо обратить внимание.


Я поднимаю над собой зеркало, из которого бьет зеленый луч, направляю его на преграду из камней, и тут же из хвоста Трико бьет красная молния, которая уничтожает препятствие.

Вот этого я не ожидал.

В это мгновение все мои знания о The Last Guardian перевернулись с ног на голову.

Боевая броня, раны – я-то думал, что у Трико печальное прошлое, а выходит, что этот зверь на самом деле является оружием, которым владеет тот, у кого в руках зеркало? Именно по этой причине у него такая устрашающая репутация? Получается, что та легенда о монстре, которую мой персонаж слышал “много раз от старших” расходится с тем, что я знаю о нем. А ведь до этого момента он было довольно робким и даже игривым.


Значит, и наши отношения также в корне изменятся: теперь уговоры и крики, которым раньше можно было охарактеризовать наше сотрудничество, сменяются командами, которые я буду отдавать Трико, а он будет беспрекословно им подчиняться. Это очень резкая перемена, и я не совсем уверен, что должен чувствовать, обладая такой властью – даже если я просто использую ее только для уничтожения преград на нашем пути.

Появление зеркала на раннем этапе игры, конечно же, преднамеренное. Оно предназначено для демонстрации силы и потенциальной жестокости Трико, и для того, чтобы игроки по-другому взглянули на своего компаньона. Это решение продиктовано сюжетом, а не игровым дизайном, поэтому не удивлюсь, если игрок будет лишен возможности использовать зеркало большую часть времени.

Пробираясь по развалинам, мы идем вдоль неосвещенных и каменистых проходов, и, наконец, выбираемся на открытую местность: мы остановились на площадке в огромной пещере, внизу расположилось подземное озеро, а рядом с травянистой поляной шумел водопад, освещаемый лучами солнца.


Другого выхода нет, поэтому я прыгаю в озеро, и, вынырнув, подзываю Трико. Зверь наклоняется вперед, будто бы готовится к прыжку, вцепляется в утес когтями, но так и не решается сделать шаг вперед.


Тут я вспоминаю демоверсию, показанную на прошлогодней Е3, во время которой мальчик прыгал на месте, заставляя Трико перепрыгнуть через пропасть. Так что я решаю ему помочь, и, снова поднявшись на утес, я забираюсь к нему на спину. В этот момент оказывается, что ему не очень нравится, как я ползаю по его голове. И он скидывает меня. В последнюю секунду он умудряется поймать меня за шиворот. Все это выглядит настолько круто, насколько вы можете себе представить.

Он в шутку бросает меня обратно в озеро.


Так как я все еще не сдружился с Трико настолько, что могу творить с ним что захочу, то я начинаю осматриваться. Используя магию зеркала, я уничтожаю деревянные балки, заграждающие путь к другой местности, и с помощью еды заманиваю бестию в воду.

Вид существа таких размеров плавающего в озере действительно захватывает дух, а я в это время стараюсь удержаться за него, пока мы не оставляем позади ущелье и не попадаем в еще один проход.


Мы достигаем конца пути, и мальчик протискивается сквозь щель, идя навстречу солнечному свету. Но перед этим он оборачивается, чтобы попрощаться, и на его лице видна и нежность, и печаль.

Он думает, что их пути теперь разошлись, но стоит ему выйти на свежий воздух, как Трико продирается сквозь дыру в скале и следует за мальчиком. Объединившись снова, мы взбираемся на утес и осматриваем обширные развалины. Вдали возвышается гигантской высоты башня, а вокруг нее парят загадочные символы. Трико обеспокоенно встает на задние лапы и завывает.


Вид действительно пугающий, и я рад, что Трико на моей стороне. Видимо, он единственный, на кого я смогу положиться в этом неизведанном месте.

Мы ждали долгих девять лет и наконец дождались: The Last Guardian вышла. Узнать трогательную историю о маленьком мальчике и его огромном пернатом друге, похожем на грифона, могут все владельцы PS4. Ведущий дизайнер Фумита Уэда рассказал в новой игре о том, как следует относиться к своим питомцам, да и ко всем, кто нам дорог, — не бояться вникать в их проблемы, помогать им и быть вдохновителем.

The Last Guardian прошла долгий тернистый путь к релизу. В разное время разработку приостанавливали, а затем и вовсе задумали заморозить на неопределенный срок. Тем не менее игра, во многом благодаря игрокам и профильным журналистам, восстала из пепла, перебралась с PS3 на PS4 и добралась до прилавков. Сложности, которые преодолела The Last Guardian, оставили на ней свой отпечаток, но об этом мы поговорим чуть ниже.

Сейчас же о новой игре нужно знать только одну вещь: если вы решите сыграть в The Last Guardian, даже не вздумайте бросать ее на полпути. Обязательно пройдите до конца. Не пожалеете.

Детская мечта

Почти все мы в детстве мечтали завести домашнее животное, нуждающееся в заботе и уходе. Такой питомец дарит хозяину радость и на жизнь совсем не жалуется. Повзрослев, мы поняли, что не все так просто: зверек требует гораздо больше внимания, чем может показаться. О нем нужно постоянно заботиться: покупать корм, много гулять (если мы говорим о собаках), водить к ветеринару.

Но навязчивое желание завести питомца с годами никуда не делось. Оно засело глубоко в подкорке и шепчет: «От одного маленького котенка почти нет проблем. Он такой милый...»

Вот на такой любви к питомцам, на дружбе человека и животного, и строится The Last Guardian. В центре игры - взаимоотношения безымянного мальчика и странного сказочного существа Трико. Начиная играть, даже и не подозреваешь, насколько увлекательное приключение ждет героев. В нем будут и прыжки через зияющие пропасти, и битвы с врагами, и невинная игра в прятки.

Благодаря The Last Guardian ловишь себя на мысли, что сбывается давняя мечта из детства - пусть и на экране телевизора.

Скрипт для живого организма

В модном нынче сериале «Мир Дикого Запада» двое гениев соорудили самый настоящий парк аттракционов, населенный андроидами, которых не отличить от живых людей. Примерно то же самое Фумито Уэда сотворил и с Трико - компьютерный зверь ведет себя ну в точности как настоящий питомец.

Грифоноподобное существо напоминает осторожного хищника в чуждой ему местности. Программный код, написанный для Трико, в буквальном смысле оживляет пернатое создание. Когда мальчик окликает питомца, у того дергается ухо, направленное в сторону «хозяина». Затем Трико поворачивает огромную голову и всматривается своими бездонными глазами в игрока, сидящего перед экраном.

Когда на тебя смотрит такое чудо, внутри борются страх и умиление.

Один из самых запоминающихся моментов - сцена у подземного озера. Мальчуган без опаски ныряет в воду, а Трико мочить перья отказывается (ведет себя как кот). Тогда парнишка решает обыскать пещеру, находит бочку с припасами и бросает ее в воду - а вслед за лакомством устремляется и наш сказочный питомец. Брызги на высоту двухэтажного дома, волна, сбивающая главного героя с ног, и неподдельная радость Трико, добравшегося до вкуснятины. А на лице игрока - улыбка. В один из таких моментов The Last Guardian наверняка займет место в вашем сердце.

Порой придется карабкаться по цепям, но нам не привыкать!

Скелет геймплея

The Last Guardian - приключенческая игра с массой головоломок. Самые простые решаются за две или пять минут, загадки посложнее отнимут больше времени. Впрочем, трудными их назвать нельзя: герою предстоит иной раз дернуть рычаг, расположенный на другом конце локации, или потратить десяток минут на поиски бочки - вот и вся закавыка.

Радостный зверь - сытый зверь. Даже если он мокрый.

Порой за решением головоломок сложно не заснуть. Кажется, что медитативный игровой процесс нарочно пытается вас усыпить, и окончательно погрузиться в сон не дают лишь крики мальчика и оглушительный рык Трико. Впрочем, время от времени все же происходят сражения или важные для сюжета эпизоды, во время которых глаз не сомкнуть.

К насилию The Last Guardian относится сдержанно, поэтому динамичные моменты с битвами достаточно редки. Но Трико - могучий и опасный хищник. Совсем не использовать такую силищу было бы глупо, поэтому разработчики позволили зверю «стрелять» из хвоста молнией. Направление выстрела задает герой игры - с помощью зеленого диска, найденного в начале путешествия.

Молния из хвоста - это эффектно!

В остальном The Last Guardian походит на гостя из прошлого. Игра игнорирует все современные тренды и будто бы существует в каком-то своем мирке, где о разнообразном игровом процессе никогда не слышали. Бояться этого не стоит: игра берет в первую очередь атмосферой волшебной сказки, и это замечательно. Поклонники предыдущих игр Фумито Уэды и вовсе будут в восторге от такого подхода.

Единый мир?

Мы так и не нашли доказательств тому, что действие The Last Guardian происходит в мире ICO или Shadow of Colossus (выдающиеся работы геймдизайнераФумито Уэды). Тем не менее очевидно, что все эти игры обладают схожей стилистикой и содержат схожие мысли, которые авторы доносят до игрока близкими способами. В Shadow of Colossus у нас был Агро, в ICO - Йорда, а теперь роль спутника играет Трико.

Притом никто не запретит вам считать мир The Last Guardian уникальным. В нем действительно немало интересного, и многое из этого главный герой узнает во время приключения. В своих странствиях он повстречает неведомых воинов из камня, а в видениях Трико увидит людей, пытавших зверя. О том, что происходит на самом деле, вам не расскажут до самого конца. Зато финал игры заставит взглянуть на сюжет по-новому и пересмотреть свои догадки насчет связи с предыдущими играми Team Ico .

Рассказывая о мире The Last Guardian, нельзя обойти вниманием и саундтрек. Над созданием музыки трудился композитор Такэси Фурукава и Лондонский симфонический оркестр при участии хоровых коллективов TrinityBoysChoir и LondonVoices. Музыканты записали девятнадцать композиций, пробирающих до мурашек. И опять же - нельзя не заметить сходство с ICO и Shadow of Colossus.

Музыка помогает погрузиться в атмосферу увлекательного путешествия по загадочной стране. Без саундтрека мы не так сильно переживали бы за Трико, не боялись бы за него, когда он перемахивает с колонны на колонну, не так сильно улыбались бы, играя с ним в прятки.

* * *

The Last Guardian - уникальная игра. Она не о долгом ожидании и не о витиеватом сюжете с открытым финалом. Она про улыбку, появляющуюся на вашем лице во время игры с грозным внешне, но бесконечно добрым внутри зверем. Она... в вашем сердце, если хотите.

Впервые игру The Last Guardian анонсировали в далёком 2009 году и изначально планировали выпустить для PlayStation 3. Это должен быть третий по счёту проект самобытной японской студии Team Ico, которая до этого выпустила игры Ico и Shadow of the Colossus. Однако что-то пошло не так, игра пропала с экранов радаров, долгое время по ней не было никакой информации, а следом Sony сообщила, что разработка заморожена. Потом вышла PS4, и мечта о третьей игре студии Team Ico обещала стать несбыточной. Но затем Sony услышала фанатов и возобновила работу над игрой. На выставке E3’2015 игру анонсировали повторно - на этот раз в качестве эксклюзива для PlayStation 4. И вот спустя 7 лет после первого анонса игра добралась до релиза. Стоило ли оно того?

Как и в предыдущих работах студии Team Ico, сюжет игры The Last Guardian это довольно номинальная вещь. Здесь нет глубокой интриги или пространных диалогов на разные темы. Во главе сюжета скорее некое чувство, ощущение, эфемерное понятие, ровным слоем размазанное по хронометражу игры. Здесь мы играем за мальчика, который просыпается в странной пещере, а рядом с ним лежит огромный и странный зверь - что-то среднее между грифоном и собакой. Его тело покрыто перьями, из спины торчат поломанные крылья, лапы оканчиваются орлиными когтями, а собачья морда с птичьим клювом обрамляется зеленоватыми обломанными рогами. Его глаза темны как два бездонных колодца, но в них можно разглядеть эмоциональное состояние зверя - его зрачки краснеют в приступах агрессии, а салатовый оттенок характеризует любопытство и дружелюбие. В туловище существа торчит несколько копий - с их извлечения и начнётся история дружбы мальчика и зверя Трико. Крепкая дружба с взаимной симпатией и проникновенным чувством доверия и поддержки красной нитью проходит через всю игру, которая позволит им вместе победить возникающие трудности и покинуть недружелюбное место.

Вместе они пройдут по лабиринтам мистического разваливающегося комплекса, напичканного гигантскими механизмами, решетками, тележками на рельсах, подъёмными дверьми, мостами, пещерами и другими руинами. Всё это - пространственные головоломки, которые решаются либо силами самого мальчика, либо при непосредственной помощи Трико - последнее происходит чаще, ибо именно через взаимодействие маленького мальчика и огромного зверя история их дружбы обретает объём и глубину. За несколько часов прохождения вместе с главным героем мы проходим от простого любопытства перед необычным созданием к стойкой привязанности и эмоциональной связи. Поначалу Трико будет как дополнительная ступенька, чтобы добраться до верхнего уступа, но следом в руки попадёт зеркальный щит, с помощью которого хвост существа может стрелять зарядами энергии чтобы расчистить проход или избавится от врагов. Следом Трико начнёт распознавать команды, благодаря чему можно будет более осмысленно направлять его в определённом направлении, либо просить его прыгнуть, остановиться или атаковать врага. Врагами здесь выступают ожившие каменные големы - у всех у них ключевая задача - схватить мальчика и утащить в залитую светом дверь. Но хитрость игрового процесса заключается в том, что сам мальчик драться не может - можно лишь бегать, прыгать и отскакивать в сторону. Никаких боевых навыков у мальчика нет в принципе (кувырок в сторону сложно назвать боевым приёмом) - тут на помощь и приходит “Последний хранитель” Трико - требуется приманить големов поближе к животному, где тот уже размажет их по земле на мелкие осколки. Во время боевых сцен Трико впадает в боевой транс - бездонные глаза светятся красным цветом и зверь ведёт себя крайне агрессивно - дёргается и скачет почём зря, даже когда все големы уже повержены. Тут стоит забраться зверю на затылок и погладить - для этого есть отдельная кнопка. Зверь успокаивается и даже может благодарно растянуться на земле, что твоя кошка, издавая мурлыкающие звуки. Серьёзно - тут можно залипнуть, гладя Трико по морде - в такие моменты поистине испытываешь чувство привязанности к этому большому, в чём-то неуклюжему, но всё же грациозному существу.


Разработчикам удалось создать по настоящему реального зверя, глядя на которого, можно только умиляться. Когда вы, убежав в другую комнату, начнёте его звать, в дверном проёме рано или поздно обязательно появится морда Трико с навострёнными ушами и глазами полными любопытства. Когда вы попросите его куда-то запрыгнуть, Трико, как заправский кот, будет долго приглядываться и неуверенно топтаться на месте, прежде чем совершить прыжок. Владельцы домашних животных мигом разглядят повадки своих любимцев в поведении гигантского зверя, которым невозможно не умиляться. В образ Трико веришь настолько сильно, насколько это вообще возможно в рамках компьютерной игры - это лучшее воплощение характера животного - никакие тамагочи и рядом не валялись!

Игра прошла через производственный ад - переносы, отмены, смена движка - всё это не могло не сказаться на технической составляющей. Визуально игра смотрится немного отстало - в 2016-м году это далеко не самая красивая картинка, но тем не менее, отторжения игра не вызывает благодаря выверенной стилистике и закосу под акварель. Пастельные тона, захватывающие дух пейзажи, тёмные комнаты и залитые светом поляны - всё это складывается в удивительную и целостную картину, а на немного мутные текстуры уже и внимание не обращаешься - всё-таки игра не про графон.
Зато с музыкальным оформлением разработчики выложились на полную. В игре просто прекрасная музыка, которая подстраивается под игровой процесс и включается в особо драматические моменты. Волшебные переливы не просто аккомпанируют геймплею - они натурально задают настроение повествованию.
Главный герой не обладает какими-то особыми способностями, единственная странность в нём - всё тело покрыто странными татуировками, предназначение которых ещё предстоит разгадать по ходу повествования. В остальном - это простой мальчик, который может бегать, прыгать, красться, ползать, хвататься за уступы и залезать на Трико. Но во всех движениях есть что-то настолько натурально, что следить за этим совершенно не устаёшь. Всё дело в процедурной анимации персонажей. Не часто применяется такая схема взаимодействия в видеоиграх и тем самобытнее ощущается игра. Каждое движение осуществляется по анализируемой поверхности - персонаж элементарно может споткнуться о валяющийся на полу булыжник, а схватиться за край выступа перед падением с высоты и болтаться как ветошь на ветру. Если мальчик упадёт с высоты, какое-то время он будет прихрамывать. А уцепившись за шерсть (перья?) Трико, бегущего по развалинам, мальчишку будет раскачивать как тростинку на ветру - главное не отпустить! Впрочем новизны здесь нет - аналогичная техника применялась как в первой игре Ico, где главный герой натурально тащил за собой девочку в белом платье, а ползание по шкуре Трико один в один вторит механику из Shadow of the Colossus.

А вот за что игру стоит поругать, так это за управление. Игры Team Ico всегда отличались замысловатым управлением, причём не то, чтобы персонаж не слушается геймпада, нет - здесь скорее всё упирается в своевольную камеру, которая категорически неумело выбирает ракурсы для игрока и часто начинает смещаться в сторону без всякой на то причины - это единственный ощутимо раздражающий элемент игры. Движения камеры слишком инертны - повороты осуществляются с заметной задержкой, что можно аргументировать попыткой разработчиков сделать её работу более плавной, дабы подчеркнуть размеренное течение игрового сюжета, но на деле, когда требуется развернуться в противоположную сторону, ракурс лениво начинает поворачиваться, лишая необходимого поля зрения. Частично проблема решается выставлением максимальной чувствительности в настройках - после этого двигается она чуть шустрее, но заложенную в неё плавность уже, видимо, не исправить. Если вспомнить предыдущие игры Team Ico - можно прийти к выводу, что это часть их фирменного стиля. Создавать захватывающие, но безжизненные миры, где лишь птицы и ящерки скитаются по громадным локациям, а игрок борется прежде всего с корявым управлением, и только потом уже с непосредственными врагами. Такая классическая японская игра, чтобы понять и осознать которую, требуется приложить некоторые усилия.

Но, закрыв глаза на корявое управление, можно в полной мере получить удовольствие от нетривиального игрового процесса, ярких персонажей, хороших пространственных головоломок и от уникального общения с необычным зверем. За 5-7 часов прохождения к Трико действительно привязываешься как к домашнему питомцу, а финал истории настолько пронзительный и эмоциональный, что остаться равнодушным к нему может только совсем уж чёрствый человек.

Годы ожидания не прошли зря - Team Ico создали игру, которая достойно поддерживает наработки предыдущих игр как геймплейно, так и стилистически; которая способна выдавать простые, но проникновенные и эмоциональные истории; которая, даже несмотря на устаревшие механики и не лучшую графическую составляющую, способна увлечь и подарить незабываемые ощущения; которая знакомит игрока с уникальным персонажем, в естественность и правдоподобность которого веришь с первых же секунд.

The Last Guardian - это потрясающее и невероятно трогательное приключение, рассказывающее о дружбе мальчика и гигантского зверя. За пять с лишним часов игра выдаёт массу эмоций и практически без слов рассказывает глубокую и проникновенную историю. Здесь самобытная и стилистически выверенная картинка и волшебная музыка, которой удаётся зацепить нужные струнки души. Единственное что отделяет её от статуса шедевра - это кривое управление и своевольная камера, с которыми приходится бороться практически всю игру. Но эта борьба стоит того, чтобы на самостоятельно прожить эту историю и прочувствовать мгновения единения и привязанности к дикому, но симпатичному зверю.