Ходят ли на кладбище в день рождения. Отмечают ли день рождения умершего? Можно ли делать ремонт после похорон

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Смерть - это конец человеческой жизни, а что следует после него - остается лишь догадываться. Мудрые люди говорят: "Все там будет", ну а пока желательно внимательно изучить все возможные приметы, связанные с этим крайне неприятным жизненным моментом.

А вот можно ли в свой день рождения ходить на кладбище? Как правило, запретов на эту тему не существует, но зачем проводить столь знаменательный день в таком унылом месте? Конечно, можно проведать своих родителей или других родственников, но знающие люди советуют не совмещать эти дни.

Оказывается, с кладбищем связано достаточное количество примет, о которых должен помнить любой верующий человек. Например, нежелательно в таких местах разговаривать матерными словами и сквернословить, поскольку такие речи "прилипнут" к самому человеку и заметно испортят его дальнейшую жизнь. Кроме того, не рекомендуется посещать кладбище во второй половине дня, поскольку как раз в этот период черти могут гулять и издаваться. Но главное: не стоит приносить в дом ничего с кладбища, поскольку есть вполне объективное мнение, что человек несет за собой ни что иное, как смерть за пазухой, так сказать.

Однако многих больше интересует, когда можно ходить на кладбище, чтобы избавить себя от крайне нежелательных встреч с нечистью. Как правило, идеальным временем являются утренние часы до обеда, ни как не вторая половина дня и особенно вечер. Особенно опасными и пугающими являются ночные визиты, поскольку в это время все черти вылазят из ада, а покойники поднимаются с могил, чтобы размять свои кости, образно говоря. Подобный шабаш продолжается до первых петухов, а потом кладбище становится вновь открытым для всех живых и праведных душ. Перед выходом из такого места необходимо произнести: "С чем пришел, с тем и ухожу". Это позволит избавиться от всякой нечисти, которая решила проехаться на человеке в реальный мир.

Так что можно смело ходить на кладбище днем, но лучше всего ничего не брать с могил, будь-то поминальные яства или цветы. Конечно, батюшка настоятельно рекомендует не брезговать поминальным угощением, но и брать его с могил тоже не стоит. Лучше всего по дороге встретить поминальную процессию, которая передаст такую еду из рук в руки. О похищении цветов с могил и вовсе речи быть не может. Ну а о грешном вандализме и разрушении могил и вовсе адекватному человеку напоминать не стоит.

Если во время очередной прогулки по кладбищу навстречу движется похоронная процессия, несут гроб, крест, то очень важно остановиться, отойти в сторону, наклонить голову и молиться, про себя читая "Отче наш". Не нужно заглядывать на покойника и вовсе поднимать взор на гроб, поскольку такое пренебрежение может только разгневать высшие силы. От поминального угощения также не стоит отказываться, но и ни в коем случае не выбрасывать и не класть его к себе в сумку. Лучше всего сразу все съесть, при этом мысленно проводить усопшего в другой мир, пожелав ему: "Пусть земля будет пухом".

Если на кладбище пробежала черная кошка либо начал каркать ворон, то это свидетельствует о том, что душа мечется, не может покинуть этот мир и почивать в гармонии. Лучше всего игнорировать приближение таких тварей, ведь души умеют вселяться в живых людей, нарушая ауру и завладевая сущностью. Лучше всего трижды перекреститься и скорее покинуть это тревожное место.

В тех случаях, когда на кладбище была утеряна какая-либо вещь, лучше сразу за нее забыть, но ни в коем случае не возвращаться и не искать. Если ослушаться такого предостережения, а в свой собственный дом принести такую находку, то в скором времени стоит ожидать беды, серьезных неприятностей и даже смерть. Особенно опасны потери во время похорон, поэтому в таких ситуациях лучше всего смириться с утратой, тем более мир покинул родной и близкий человек. В такие моменты потеря любого предмета кажется ерундой и мелочью.

Можно ли ходить на кладбище в свой день рождения? В целом, препятствия этому отсутствуют, однако особое внимание желательно уделить своему одеянию. Не зря люди носят траур, которым принято считать темные тона, а конкретнее черный цвет. Дело в том, что это отличный способ скрыться от нечистой силы, которая не способна различать все темное, а значит - не может завладеть человеческой душой еще при жизни.

Если человек пришел помянуть своих усопших родных и близких людей, то ни в коем случае не должен радоваться на могиле врагов и недоброжелателей. К тому же следует воздержаться от радостных рассказов о своей благополучной жизни, иначе она так кладбище и останется. Хвастовства покойники тоже не терпят, а такие речи могут спровоцировать болезни в семье и неудачи во всех начинаниях. Желательно вспоминать покойника только с самой хорошей стороны и желать ему "Земли пухом".

Когда это действо закончиться, собрать весь мусор и ни в коем случае не выносить его с кладбища, тем более нести в свое жилье. Возвращаться от могилы на остановку той же тропой, по которой выстраивался путь к могиле. Лучше не сворачивать с выбранного маршрута и, тем более, не срезать углы, поскольку как раз в таких опасных местах черти и могут забрать к себе. Кстати, при беременности кладбище - не лучшее место для прогулок, лучше всего сходить в церковь и поставить свечку за упокой души близких и родных людей на ом свете.

В общем, моментов много, и очень важно их учитывать во время очередного запланированного или незапланированного визита на кладбище.

Если интересно, можно ли ходить на кладбище в день рождения, то каждый сам для себя должен решить, как правильно поступить. Если же такой не совсем приятный поход состоится, то на него у человека должны быть веские и обоснованные причины.

Так что можно заключить, что кладбище - это не то страшное место, которое необходимо обходить десятой дорогой. Человек больше боится таких мест от незнания, поэтому рекомендуется внимательно изучить все подробности и нюансы этой темы.

Нужно ли идти на кладбище в день рождения покойника?

    На кладбище ходят по большим праздникам- Пасху, Красную горку, Вербное, родительское и в другое для человека удобное время. В день рождения умершего вспоминают дома, в кругу родственников, друзей, знакомых. Большую часть людей поминают день смерти, ходят в церковь, заказывают молебен.

    Давно еще слышала такое мнение, что после смерти человека уже не считают его день рождение и в этот день не надо идти на кладбище.

    Но мне кажется, что это не совсем верно. Если вы чувствуете, что хочется в этот день сходить на кладбище, то в этом нет ничего плохого, а наоборот, стоит сходить.

    Негатив от людей, связанных с церковью или близких к ней, к посещению кладбища в дни рождения усопшего пошел, насколько знаю, лишь в последнее время. И связан он с тем, что кладбища в нашей многонациональной стране посещают не только представители, скажем так, славянской культуры (которые принесут цветочки, приберутся и уйдут), но и представители некоторых иных культур, у которых прямо на кладбище принято праздновать и пировать. Но они, однако, тоже относят себя к православным. Призыв воздержаться адресован в первую очередь к шумным празднованиям дня рождения усопшего на кладбище, ибо в славянской культуре кладбище ну никак не место для этого. Просто же посетить кладбище как минимум можно.

    На кладбище ходят тогда, когда есть желание туда идти. Хотя и говорят, что день рождения - для живых, а для умерших - только дата смерти. Но вы же идете на могилку не справлять день рождения, а просто есть такая потребность, что этот человек в вашей памяти, в вашем сердце. Человеку, который потерял своего самого дорогого человека, нет дела до всяких предрассудках, он идет тогда, когда ему хочется. Только согласна с тем, что не нужно долго плакать и звать умершего, упрекать, что покинул этот мир. Нужно смириться с потерей.

    Хотя сама не люблю посещать кладбище, ноги не идут туда и не хочу себя ругать за это..

    Передо мной однажды тоже вставал такой вопрос, я обратилась к батюшке в церкви и он мне сказал, что дни рождения умерших не отмечают. С чем это связано не знаю. Наверно потому, что действительно человек уже ушел из этой жизни, можно просто его вспоминать в этот день хорошим, добрым словом.

    Ну это конечно трудно сказать. Возможно кто то и ходит на кладбище в день рождение знакомых, родственников. Но я думаю что лучше день смерти считается более нормальным, чем день рожденье. Но ведь на кладбище можно сходить всегда. А на день рождение надо просто вспомнить какоц он хороший был, и все доброе про этого человека.

    Если посетите кладбище в день рождения близкого человека, то в этом греха нет. Просто по церковным канонам, день смерти человека считается более приоритетным, чем день рождения. А посетить место захоронения никогда не будет лишним.

    В нашей семье принято ходить.До дня рождения мы прибираемся,красим оградки,поправляем все.А в сам день рождения просто приезжаем ненадолго,помянуть,оставить цветы,ну и так,конфетки кладем всем родственникам на могилы.

    Люди близкие к церкви скажут более точно. Но и они разнятся в своих суждениях. Одни скажут, что не надо бы беспричинно появляться у могил, беспокоить умерших. Другие, ортодоксы будут призывать чуть ли не жить на кладбище.

    Нигде не сказано надо, сказано почитайте усопших.

    Посещать кладбище можно в любые дни и в любое время. Надо ли, Вам подскажет Ваше состояние души, Ваше сердце. Чувствуете необходимость - идите. Никто не осудит и не похвалит.

    Не стоит напоминать умершим об их прошлой жизни. Поэтому, в дни рождения на кладбище лучше не ходить. Будет гораздо лучше, если посещать могилу человека непосредственно в день смерти. Даже есть такие понятия как год со дня смерти, пять лет со дня смерти и т д. Если душе умершего напоминать о его жизни, то ей будет неспокойно.

    надо записку обязательно заказать в Храме,а лучше в нескольких.

Конечно, редко, но случается так, что человек умирает в день своего рождения. Бывает и по-другому, когда родственники хотят по личным причинам помянуть покойного на день раньше, так как вовремя выполнить память не получается, а этот день как раз случайно выпадает на его день рождения. Как в таких случаях быть – поминать или нет усопшего? Можно ли вообще поминальные трапезы устраивать в тот день, когда человек был рожден?

Наказы предков

Иногда может показаться, что наши предки, несмотря на свою неграмотность и чопорность, намного больше знали, чем современный человек о простых житейских вопросах! Особо относились к усопшим, к обрядам и традициям, которых всегда придерживались на Руси в этом плане.

Так, никогда не ходили на кладбище, ничего не относили на могилу – ни полотенца, ни поминальную еду в день рождения покойного. Этот день никак не отмечали даже дома в семейном кругу, словно забывали об этой дате и ничего не справляли!

В старину считалось, что после смерти у умершего человека дня рождения, когда его душа была в этом теле, больше нет. Теперь, как только душа покинула это тело, день смерти станет новым ее днем рождения. Именно в эту дату и нужно поминать усопшего, а не тогда, когда он был рожден! Связано такое толкование с тем, что, считалось, что после смерти душа вновь возрождается в этом мире и именно в ту секунду, когда покидает старое тело.

Поминая душу в прижизненную дату рождения, родственники непроизвольно «тянут» ее в прежнее существование, не давая покоя, и нарушают спокойное новое существование, поэтому таких поминальных трапез не устраивают! Кроме того, на состоянии самих родственников подобные поминки также отразятся негативно и будут угнетать сознание и душу мыслями о умершем родственнике, что также очень плохо и, прежде всего, для психического состояния.

Что говорят священники?

Для кого-то это станет новостью, но поминальные трапезы сохранились в традициях православного народа как отголоски язычества и советской власти, и поминание усопшего вовсе не должно включать в себя большую часть поминальной еды и особенно спиртное! Поминание покойных должно состоять, согласно православным традициям, исключительно в памяти о нем и мольбах, за успокоение его души! На столе должны стоять отварной рис с изюмом, мед, хлеб, а для водки там места быть не должно.

Учитывая это, можно сказать, что поминают мертвых, и на день рождения прижизненный, и в день кончины, и в другие важные для него дни, но молитвенно. А поминки с трапезами проводят лишь на третий, девятый и сороковой день смерти.

Получается, что, согласно советам предков, в день рождения покойного не поминают. Однако церковь на это запреты не дает, и поминать покойного в такой день можно, только речь идет о молитвенных, мысленных поминаниях, а не о конкретном употреблении поминальной еды! Поэтому если у вас время выпадает так, что поминки, пусть даже большие нужно устроить в день рождения усопшего, нужно их проводить, не стоит откладывать, ничего запрещенного в этом нет.

После смерти человека родственники и близкие покойного хранят о нем память. Приход на могилу - один из обязательных ритуалов. Как правило, его совмещают с важными церковными праздниками, а также когда возникает необходимость в уходе и уборке за местом захоронения. Можно ли посещать кладбище в день рождения покойного и как себя вести в этот день?

Мнение христианской церкви

Священнослужители не препятствуют желанию родственников покойного посетить кладбище в день рождения умершего человека. Такие визиты хорошо сочетать с заказом заупокойной службы, раздачей милостыни. Поминовение в миру - это цветы на могилу, свечи. При этом важно соблюдать чувство меры. Заказывать венки ритуальные оптом , устраивать пышные пиры на могиле не только не нужно, но и нежелательно.

Главное, по мнению священнослужителей, прийти в этот день на кладбище с молитвой, быть полным благих намерений. Также нежелательно при посещении места упокоения плакать - в этом случае душа будет маяться и не найдет себе покоя. Нет ограничений на время визита на кладбище - прийти и оставаться у могилы можно в любо время суток и на любой срок.

Как правильно поминать умершего в его день рождения?

Христианская церковь не принимает этот день особенным. После смерти он теряет смысл. Поэтому придавать какое-то особенное значение дню не стоит. Все, что близкий покойного совершает в этот день, может быть выполнено в любой другой.

Что можно сделать в этот день?

  • совершить в Храме поминальное Богослужение;
  • совершить общее молитвенное правило у могилы;
  • раздать милостыню.

По возвращению домой можно по традиции угостить родственников и соседей сладостями, поминальной едой. Это поможет вспомнить об усопшем, помолиться о его душе.

Что нежелательно делать в этот день?

Также можно вспомнить умершего дома и в церкви, а приурочить посещение места погребения в любой другой день. При невозможности приезда на могилу по покойному молятся по месту нахождения. Церковные службы и поминания также можно проводить вне зависимости от расстояния до места последнего упокоения человека.