Какие молитвы читать на родительскую субботу. Родительская суббота

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни. Пять из них отведены для поминания усопших родственников, еще две и совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. Родительские субботы предполагают соблюдение определенных правил, о которых должны знать все верующие.

Глубинный смысл родительской субботы

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования не принято.

При желании и возможности можно заказать панихиду и уже после совершения молитв разрешается посетить кладбище, привести в порядок могилу, заменить цветы, тем самым показывая, что храните память о близком человеке.

Как провести остаток дня в родительскую субботу и можно ли убираться? Протоиерей Александр Ильяшенко для интернет-издания «Православие и мир» на этот вопрос отвечает так: запрет на уборку дома в этот день - не более, чем суеверие, день, конечно, нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, а после при необходимости можно выполнять привычные домашние дела.

Еще один важный вопрос, волнующий верующих - можно ли крестить ребенка в родительскую субботу? Игумен Алексий (Владивостокская епархия) и другие священники Русской православной церкви напоминают простое правило - крестить ребенка можно во все дни без ограничений.

На период Великого поста в 2019 году выпадают такие родительские субботы:

  • 23 марта — Родительская вселенская суббота второй недели Великого поста
  • 30 марта — Родительская вселенская суббота третьей недели Великого поста
  • 6 апреля — Родительская вселенская суббота четвертой недели Великого поста.

P.S. Молитва за усопшего - священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов.

Свой день православный человек начинает с молитвы. С утреннего молитвенного правила. Некоторая часть этого правила посвящена молитвам за близких: родственников, друзей, знакомых, «начальников, наставников, благодетелей». Следуя заповеди о любви к ближнему, мы молимся за них, за живых и за умерших. Молитва - это и есть первейшее выражение и дело любви. Надеясь приклонить милосердие Божие к тем, кто дорог нам, мы произносим одно за другим их имена. И чем богаче любовью сердце, тем длиннее бывает и список этих имен.

С любящими Господь

«Для того поминаем на молитве живых или усопших, что Господу так же удобно и можно помиловать известные лица, как нам удобно выговаривать их имена, - рассуждает праведный Иоанн Кронштадтский. - Как нам не выговаривать в молитве по любви христианской имен праотец, отец и братии наших, сродников, друзей и знакомых?» Конечно, Господь знает о человеке все. Все хорошее и все плохое. Но не по хорошему или плохому судит и милует Он его. А по любви. И по нашей любви также.

Не раз приходилось слышать, что если не поскупишься утром вспомнить на молитве всех, кто как-то с тобой связан (и живых, и ушедших), то целый день все как-то особенно удается. И как-то легко он проходит. А когда пожалеешь времени на это, то дневные твои дела словно через великие препятствия делаются. А как же! С любящими Господь.

Особенно нужны наши молитвы умершим. Ведь окончившие свой земной путь, сами они уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их».

Почему субботы родительские?

В каждый субботний день, преимущественно перед другими днями, совершается в Православной Церкви поминовение умерших в православной вере. В этом отличие субботней службы. При том некоторые из суббот имеют особый статус. Их называют родительскими субботами. Родительскими потому, что первая наша обязанность помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и других предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. В эти особые субботы мы молимся за всех, кто умер в надежде воскресения и жизни вечной.

Надо заметить, что в родительские субботы в храмах бывает как никогда многолюдно. И еще, на службе в такой день особенно ясно понимаешь ту истину, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22,32), что разделение на живых и мертвых лишь временно и условно. В особенности отрадно в эти дни бывает тем, кто с трудом переживает разлуку. Молитвами о упокоении «стеночка» между нашими мирами истончается, и мы становимся ближе.

Старейший клирик Московской Епархии, недавно почивший протоиерей Виктор Шиповальников, рассказывал, что в бытность его в Рязани служил вместе с ним один священник - отец Константин. После службы отец Константин каждый день ездил на кладбище служить панихиду на могиле своей мамы. Ездил он на лошадке, а в возке у него всегда был с собой самовар, и после панихиды он там же на кладбище пил чай. Как-то отец Виктор был на кладбище и увидел там отца Константина с самоваром. Тот его пригласил: «Идите сюда, батюшка, чайку с моими покойничками попить». Этот священник реальным общением молитвы уже в этой жизни преодолел разделение на живых и мертвых. Для него и мертвые были живы.

Но вернемся к родительским субботам. Две из них называют Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан. Это предпоследняя перед Великим постом суббота, которая называется мясопустной родительской субботой, так как она бывает накануне мясопустной недели (неделя - еще одно название воскресного дня, происходит от не делать). И Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы.

Мясопустная Вселенская родительская суббота бывает накануне воскресного дня, посвященного воспоминанию о Страшном Суде, и естественно, что Церковь как бы в день предшествующий Суду умоляет праведного Судию о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере - праотец, отец и братии наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев», а так же о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землей, растерзанных зверями и другой смертью «внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения».

К тому же, приближаясь к подвигу поста, верующие стараются примириться со всеми: с близкими и дальними, с живыми и умершими. Прощению обид и примирению с живыми будет посвящена следующая за мясопустной неделя, которую завершит прощеное воскресенье. В родительскую же субботу мы особо молимся о тех, для кого уже закончилась земная жизнь, отдавая тем священный долг любви.

Случается, что название субботы мясопустная неправильно понимают. Поясню: этот термин не отменяет мяса в субботу, так же, как не делает ее постной. Последний «мясной» день перед постом - воскресенье за родительской субботой.

Собственно назначение родительских суббот - объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов - и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.

Необходимо упомянуть об одном часто встречающемся заблуждении относительно Троицкой родительской субботы. Мне не раз случалось слышать, причем говорившие обычно были в том совершенно уверены, что Троицкая суббота - тот единственный день, когда в церкви можно подавать записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещеными. Повторю еще раз: Церковь не молится о некрещеных и самоубийцах. Хотя вышеуказанное заблуждение - весьма устойчивое. Свое начало оно берет от бывшего некогда в нашем Отечестве обычая отпевать и хоронить перед Троицкой субботой всех неизвестных от неизвестной смерти умерших, а также казненных. Теоретически, среди таких покойников могли быть и некрещеные, и самовольно лишившие себя жизни. Но, естественно, на службе их не поминали.

Трогательный обычай Троицкого семика

Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Соборное послание святого апостола Иакова, глава 5 стих 16

Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Погребение и поминовение несчастных совершалось торжественно, при большом стечении народа и за счет богомольцев-благотворителей. Сохранилась запись XVII века с перечислением московского духовенства, определенного патриархом на отпевании в семик: «Андроньевский архимандрит, Даниловский игумен, протопоп Черниговский с собором да Рождественский протопоп пол колоколов с собором за Яузу; за Сретенские ворота: архимандрит Петровский, мен Сретенский, протопоп Покровском рву, протопоп Александровский с собором». Мы видим, что совершалось отпевание не как-нибудь потаенно или незаметно, можно сказать, с пышностью. Архимандриты, игумны, известные протопопы, да еще с собором, то есть с соборными священниками, диаконами. Так высоко ценилась в глазах наших соотечественников всякая человеческая душа. После панихиды обычно добрые люди раздавали нищим щедрую милостыню на помин погребенных.

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Родительские субботы Великого поста и субботы поминовения воинов

Вы, вероятно, замечали, что Великий пост особенно объединяет верующих. Духовная жизнь постом становится активнее, молящихся в храмах - больше. Все мы живем в одном ритме, и внутренний наш духовный компас указывает нам одну цель. Общее делание сближает нас настолько, что к концу первой недели Великого поста мы даже внешне становимся как-то похожи. Как родственники. Уже и в транспорте узнаешь «своих», и на улице. И отношение к другу становится теплее. Три родительские субботы Великого поста, на второй, третьей и четвертой неделе соединяют нас со «своими» из другого мира.

А так как Великим постом в седмичные, то есть на неделе, не совершается обычного поминовения, то постовые родительские субботы имеют целью восполнить этот недостаток, чтобы умершие не лишились представительства Церкви.

Говоря о родительских субботах, нельзя не упомянуть о субботах, посвященных воинам. Еще в ветхозаветные времена было принято совершать поминовение воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных». В нашей Церкви тоже есть такая традиция. Поминовение православных воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных», совершается: в день Усекновения главы святого пророка с Предтечи (11 сентября по новому стилю) и в Димитровскую родительскую субботу, ближайшую перед 8 ноября (днем памяти святого Димитрия Солунского).

Начало Димитровской родительской субботе положила торжественная панихида по павшим на Куликовом поле воинам, отслуженная в обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия в 1380 году. Тогда же князь Димитрий Иоаннович Донской, прославленный позже в лике святых Православной Церкви, предложил творить поминовение убитых воинов каждую Димитровскую субботу.

Последние годы к этим двум субботам, в память о миллионных жертвах Великой Отечественной войны, среди которых большинство были крещеные русские люди, как день поминовения воинов добавилось 9 мая.

Даже самая малая молитва много значит

Молясь о умерших, мы упражняемся в ощущении нереальности этого мира (ушла его дорогая нам часть) и реальности мира потустороннего, действительность которого утверждается нашей любовью к отшедшим.
Священник Александр Ельчанинов

Казалось бы, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сердцем, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что никогда нельзя пренебрегать - возможностью помочь им своей молитвою. Случилось это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах, а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному - Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой, это был самостоятельный мужик, хоть и пьющий, но, как говорится, в меру. Однако с тех пор, как вышел на пенсию, меру он эту потерял и быстро сравнялся с теми деревенскими, которые ее никогда и не знали. В тот год у Бычка умерла мать, и он совсем опустился. Дом его превратился в ночлежку для шатающегося и пьющего люда. Вот и тем вечером, когда я пришел за решением лодочного вопроса, у Бычка сидел (или, вернее лежал) самый горький из всех горьких алкашей округи - вор-рецидивист Борька. Хотя, «вор-рецидивист» для Борьки не совсем правильное определение. Был он скорее воришкой и лодырем, время от времени набиравшим грехов перед соседями и законом на небольшой срок. Виноват он был перед всеми, не было в окрестных деревнях дома, из которого Борька хоть чего-нибудь да не украл.

Избу тети Дуни, всегда ухоженную и уютную, было не узнать. Мебели в горнице никакой не было, приятели сидели на полу, на обрезках каких-то досок. Но печальнее всего глядели из углов пустые полки от икон. Бычок без слов понял мой вопрос. «Гуляли после похорон долго, ничего не помню. Может, унес кто. А может, я сам продал. Вон, только и осталось», - он кивнул в сторону угла. Там на голой доске лежала большая фарфоровая лампада. Сквозь маслянистую грязь и копоть кое-где проглядывала позолота. Из любопытства я взял ее в руки. Сложная, как бы витая форма, ни одного скола, даже фарфоровые ушки для цепей целы, только позолота кое-где стерлась, хотел положить лампаду на место, но не держал: «А тебе она нужна? Может, продашь?», - спросил я Бычка. Бычок немного подумал. «Да ты так бери. Без денег», - сказал он. Я растерялся. Было заметно, что мужики мучаются с похмелья и денег, скорее всего, у них нет. «Бери, бери, - подал голос Борька, - ты тут один в церковь ходишь, хоть помолишься когда о нас. За нас ведь никто не молится». Такого поворота я совершенно не ожидал. Тем временем хозяин поднялся и стал что-то искать по подоконникам и на полках: «От нее еще стаканчик был, такой белый.… Только где он?» Борька принялся ему помогать. Совместными усилиями стаканчик был найден. Нашлись также и старинные латунные цепи для лампады. Угрюмые поначалу мужики повеселели, завернули в какой-то лоскут свой подарок и провожали меня так, словно они, а не я, получили его.

Прошло несколько лет. Лампада прижилась у меня в доме, ее повесили пред иконой святителя Николая. Она напоминала мне о просьбе поминать Бориса и Николая. Однажды сынишка, спутав бутылки, залил в лампаду какой-то горючей жидкости, и она вспыхнула. Только чудом не случилось пожара, но матовый белый стаканчик с окошками лопнул, и на его место пришлось поставить новый. А через какое-то время пришло известие, что Колька Бычок умер, как раз за несколько дней до этого происшествия. Может, и не связались бы эти два события - лопнувший стаканчик и смерть Николая, вместе, если бы через год не погиб Борис. Нашли его убитым ранней весной, в каком-то заброшенном доме. Зная его жизнь, местные, как их называют, «органы» не стали допытываться, как и в какой из зимних дней она окончилась. Его просто похоронили. Когда мне позвонили с просьбой помолиться о новопреставленном Борисе и рассказали историю его смерти, то я сразу вспомнил, как февральским вечером прямо на глазах у нас неожиданно сорвалась с цепочки витая лампада и разбилась на маленькие осколки. Возможно, это был тот самый день, когда Бориса убили, и ему было необходимо напомнить о себе. У Господа нет ничего случайного.

Этот случай, вернее, эта цепь событий, не может не навести на размышления. За ними видны великая любовь и великое милосердие Божий ко всякому человеку. Чтобы оживить молитвенное внимание к двум бедолагам, Господь посылает Ангела - и разбивается подаренный ради молитвы стаканчик, падает лампада. И еще. Для меня это - урок, который дал мне осознать, как нужна ушедшим молитва даже одного человека! Давно нет у меня перед глазами похожей на золоченую раковину лампады, но урок этот остался со мной.

Поминовение усопших - дело благодатное

Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва – есть дело милосердия, и Господь особенно благоволит к молящимся о других. Как-то в голодные годы один диакон, отказавшись от попыток как-то достать продовольствие, спросил священника: «Батюшка, а как вы-то устроились с продуктами? » «Да меня покойнички кормят», - ответил священник. Оказалось, он часто ходит на кладбище и служит там панихиды на разных могилках. «Хочешь, пойдем сегодня вместе?», - предложил он диакону. Тот согласился и тоже отправился на кладбище. Отслужили они панихиду, а когда диакон вернулся домой, на крыльце его стоял мешок с пшеницей. Этот дар неизвестного доброхота и помог диакону пережить голод.

Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.

Эта история произошла в семье нашего прихожанина. Отец его имел в Москве квартиру, которую много лет сдавал, так как жил обычно у кого-нибудь из своих взрослых детей в Подмосковье. Деньги же за квартиру шли на поддержку того члена большой семьи, кто особенно нуждался в отцовской помощи. Когда стало заметно, что отец приближается к рубежу своих дней, квартиру решили приватизировать. Но тут выяснилось, что семья, снимавшая ее, уже давно это сделала. Как ни пытались истинные владельцы отстоять свои права, сделать ничего было невозможно. Им так и говорили во всех инстанциях. Но родственники все же наняли адвоката.

Тут, исчерпав свой срок, тихо ушел из жизни отец. Про адвоката просто забыли. Отпевание, похороны, поминки, устройство могилы, крест. Через год дети решили сменить надгробный крест на могиле отца. А тот, что остался не у дел, рассудили отвезти на могилу прадеда под Каширу, откуда они были родом. Вспоминали, что отец часто говорил им: «Вы поминайте деда Титу, он наш корень». Дед отца - Тит, по-домашнему Тита, был, по рассказам, человек особенно благочестивый и набожный. Был он одновременно деревенским старостой и старостой в церкви, уважаемый односельчанами и многочисленной родней. Память и почитание деда Титы были семейной обязанностью, усвоенной с детства всеми правнуками. Заменив обветшавший крест на могиле прадеда, правнуки и Богом данные родственники (среди них два священника) отслужили панихиду. И только умолкли последние слова, как раздался телефонный звонок. Звонил адвокат, от которого уже год не было ни слуху, ни духу, и про которого просто забыли: «Поздравляю, ваше дело о квартире выиграно в суде». Вот такая история с панихидой по деду Титу.

Молитва за других - особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.

Протоиерей Сергий Николаев
Источник «Православный Женский Журнал «Славянка», 2008

Все о религии и вере - "молитва на родительскую субботу поминальная" с подробным описанием и фотографиями.

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни. Пять из них отведены для поминания усопших родственников, еще две и совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В чем заключается сила заупокойной молитвы

Ребенок рождается от двух родителей не только физически, но еще и душой. Как физическое тело ребенка на генном уровне является носителем задатков двух родителей, так и его душа. Именно поэтому так сильна связь внутри каждого рода, именно поэтому так важно хранить память о своих предках и совершать им в помощь молитвы. В церкви слово «усопший» понимают, как «уснувший», а посещение могилы близкого человека - поминание места его последнего земного пристанища.

Сама же душа находится там, где нет пространства и времени. Вот почему так важно в дни родительских суббот правильно поминать близких: не только посетить кладбище, но еще и побывать на службе в храме, чтобы помолиться о душах родственников.

В первую очередь потому, что в ваших силах оказать помощь дорогому и любимому для вас человеку. Если человек переступил грань жизни, уже не в его власти изменить судьбу, и он крайне нуждается в молитвенной поддержке членов своей семьи, своего рода, которые все еще пребывают на Земле.

Нужно ли и как просить прощения у умерших родственников? Просить прощения необходимо при жизни человека, а после его смерти в православии принято только молиться за него.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно также рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Покровская родительская суббота 7 октября: поминальные молитвы

Покровская родительская суббота - знаковое событие в жизни верующих людей. В этот день каждому православному человеку удастся утешить свою печаль, скорбь и помянуть близких при помощи молитв.

Покровская родительская суббота имеет много традиций. Одной из них является прочтение молитв об усопших. За неделю до великого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в церквях проходят литургии, и многие христиане приходят в храмы, чтобы помолиться об ушедших родных и близких, тем самым помогая им принять Царствие Небесное.

Молитвы об умерших в Покровскую субботу

Поминальные молитвы - это не только помощь душе, покинувшей земной мир, достичь единства с Господом, это также своего рода дань уважения и один из способов заручиться покровительством Высших сил и удачей в жизни. Любая молитва - обращение к Богу, которое спасает душу, позволяя избавиться от груза боли, печали и тоски. Поэтому произнесенные молитвы облегчат не только путь ушедшего из жизни - они помогут вам смириться с горечью утраты.

В день Вселенской панихиды, когда все верующие христиане начинают молиться за упокой каждого человека, важно придерживаться этого правила. Помните, что души умерших охраняют покой живых, которые помнят о них. Именно поэтому одна из главных церковных традиций Покровской субботы - поминальные молитвы, произнесенные в храме, дома подле икон или на могиле близкого человека.

Каждую молитву следует читать искренне, с надеждой, верой и любовью. Вы обращаетесь к Господу, вы просите его за свою душу и душу покойного, показывая, как в эти минуты отчаяния вам важна Его поддержка. Не сдерживайте эмоций: в начале любой молитвы поделитесь с Всевышним всем, что отягощает ваш земной путь. Утрата любимого человека - мука, которую можно пережить, лишь впустив в свое сердце Бога.

Молитва об усопшем

«Господь Бог наш, помянем же ушедшего из жизни раба земного (имя), что передал душу свою на Небеса. Прошу, прости его за все деяния грешные, что совершал он, ибо каемся мы и за душу его в молитвах просим Тебя, Боже, о милости Твоей. Подари ему избавление от страданий и мучений, даруй ему жизнь лучшую. Не отпускай его от себя, пусть душа его навек будет рядом с Тобой. Да озарится его душа светом небесным. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Молитва об упокоившихся детях

«Отец наш, Господь, Тебе молимся! На Небесах с Тобою рядом чадо мое (имя). Прошу, подари заботу ему и утешение. Не оставь его одного, забери все печали и муки его земные. Твоею волею подарил Ты мне дитя и так же забрал его в Царствие свое! Так озари его любовью и заботою своею! Очисти душу его от уныния, ибо теперь он навеки с Тобою. Ты Царь наш, Создатель наш, лишь по Твоей воле мы ходим по земле грешной, и все мы души наши отдадим на Небеса. Но пока не пришло время мое, позаботься о чаде моем, как о всех детях своих, ибо лишь Ты способен подарить нам утешение. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва о покинувших нас родителях

«Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь».

Не забывайте о родительских днях, когда вы становитесь опорой и поддержкой ушедших из жизни близких и любимых людей. В этот день особенно важны ваши искренние молитвы. Узнать, когда еще в 2017 году будут родительские субботы, вы можете из православного календаря. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Поминальные молитвы об усопших

Смерть близких людей - всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и тоске помогут молитвы об усопших, .

Православный календарь родительских суббот в 2017 году

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят.

Что можно и что нельзя делать в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя гнев святых. Соблюдайте традиции.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: молитвы о любви, замужестве и детях

Покров Богоматери – один из самых значимых православных праздников. В этот день каждый верующий человек.

Праздник Покрова Богородицы: народные традиции и приметы

Православные праздники тесно переплетены с народными традициями. В древности Покров считался встречей зимы и осени, временем, когда природа.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва на Троицкую родительскую субботу

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В родительскую субботу, за день до Великого праздника Святой Троицы, в православном мире принято поминать своих усопших родственников. Молитва на Троицкую родительскую субботу очень важна при поминании родных и близких. Троицкая суббота, считается второй вселенской субботой поминовения, после Мясопустной (субботний день за одну неделю до Великого Поста).

Во вселенские субботы принято поминать всех умерших родных, но обязательно крещеных христиан. Всего поминальных суббот в календарном году семь, но только во Вселенские субботы поминают всех, а остальные идут по конкретным критериям: суббота для поминовения не крещеных, суббота для поминовения висельников и утопленников и т.д.

Какие молитвы читают в родительский день?

За день до Троицы, в родительскую субботу очищаются все души благодатью Спасителя. Важно молиться за всех, даже за тех, кому было предрешено попасть в ад.

Молитва в родительскую субботу дома читается только после посещения храма Божьего. В церкви, монастыре или храме, накануне Субботы нужно заказать заупокойную панихиду или литургию.

Молитва перед Троицей очень важна при поминовении ближайших родственников: отца, матери, братьев, сестер, детей. Самая большая помощь для усопших – произнести заупокойную молитву. Молитва в родительскую субботу об усопших имеет невероятную силу, говорят, что она даже спасает попавших в ад: можно отмолить у Господа Бога Всевышнего душу грешного раба и Бог отпустит эту душу из страшного ада.

К подобного рода молитвам, необходимо подходить осознано. Ибо они несут спасение грешным. Если не соблюдать все принципы заупокойной молитвы – то можно превратить свою жизнь в бессмысленное существование, можно разгневать Бога, можно рассердить своих умерших родственников.

Если Вы таки решили и хотите помолиться в Троицкую родительскую субботу, то необходимо учитывать несколько важных фактов:

  • Обязательно, накануне субботы, можно в пятницу, сходить в ближайшую церковь и заказать панихиду или литургию об усопшем;
  • В саму Троицкую субботу, прийти в церковь и поставить свечи за упокой родных своих;
  • Постараться посетить в поминальный день могилы усопших, за которых ставили свечи;
  • Прочитать дома особую молитву в родительскую субботу.

Текст молитвы

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Исходя из поверий и приданий, усопшие молятся за нас и наши души тогда, когда мы молимся за них. Самые близкие родственники, часто становятся помощниками Ваших Ангелов хранителей, или даже самими Ангелами, дабы помогать Вам по жизни и оберегать от всякого лиха и ненастья.

Важно поминать усопших не только в специально отведенные дни, но и вообще. Молитва об усопших, помогает успокоить их души, тем самых, избавить Вас от тоски по ним, убрать чувство вины перед ними, или просто убрать лишнюю привязку.

Ведь бывает так, что близкий человек отошел в мир иной, а мы здесь мучаемся, страдаем о его смерти, тем самым, мы не отпускаем его душу в другой мир, такая душа считается застрявшей между мирами и от того плохо как душе умершего, так и человеку страдающему на Земле.

Молитва в родительскую субботу перед Троицей обязательно поможет облегчить страдания от потери близкого человека, а умершему – облегчить жизнь и мире ином.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео о поминовении усопших:

Родительская поминальная суббота - время молиться за усопших родственников

У Бога все живы - выражение известно многим. Смерть в православии воспринимается как дверь в иную жизнь, где человек все воспринимает, чувствует, но не может за себя молиться. Поэтому в церкви принято возносить молитвы за усопших. Существуют и специальные дни - родительские поминальные субботы. Одной из них является Дмитриевская, которая предшествует дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

  1. Мясопустная (Вселенская родительская);
  2. 2-й седмицы Великого поста;
  3. 3-й седмицы Великого поста;
  4. 4-й седмицы Великого поста;
  5. Радоница (на 9-й день после Пасхи);
  6. 9 мая - поминовение усопших воинов;
  7. Троицкая (перед праздником Пятидесятницы);
  8. Дмитриевская поминальная суббота.

Две из них - Мясопустная и Троицкая - имеют статус «вселенских». То есть, в эти дни Церковь молится за всех крещеных православных. Вообще все они именуются родительскими, так как в это время вспоминают, в первую очередь, самых близких людей - родителей и родственников.

В 2015 году Дмитриевская поминальная суббота выпадает на 7 ноября, накануне дня памяти святого Димитрия Солунского. Как дата особого поминовения она известна еще с 1380 года. Тогда Церковь молилась за умерших во время битвы на Куликовом поле. Но уже в источниках XV века она фигурирует как день, когда молятся за всех усопших, а не только за воинов.

Зачем поминать усопших в храме?

Умершие родственники, как никто другой, нуждаются в молитвенной помощи. После смерти человек проходит мытарства - частный суд, после которого становится известно, где человек будет пребывать до Второго пришествия. Если с праведниками все понятно - они заслужили райские обители, то грешники еще имеют шанс облегчить свой путь. Как? Только молитвами родственников и Церкви.

Поэтому каждая свечка, каждая частица на проскомидии, каждая милостыня, каждая буханка хлеба, принесенная в храм во время поминовения, каждая записочка и искренняя молитва может помочь дорогим для нас людям приблизиться к Царствию Небесному.

Чем отличается молитва за усопших во время родительских поминальных суббот?

В Церкви есть специальная служба за отошедших в мир иной, которую называют панихидой. Полагается совместное обращение ко Господу, чтобы Он простил грехи усопшего и даровал им вечное блаженство. Ее завершающая часть называется литией - краткое молитвенное обращение к Богу, которое может читаться даже мирянином дома либо на кладбище. Поминальные субботы иногда еще называют родительскими панихидами.

В пятницу вечером служится парастас - особое вечернее богослужение. Его еще называют Великой Панихидой, или заупокойной Всенощной. Его отличительной чертой является то, что в это время поются Непорочны (17-я кафизма из Псалтыри, ее обычно читают за умерших) и полный канон.

Зачем в храм несут продукты?

На панихиды принято приносить продукты, которые кладут на канун - столик с распятием. Именно на такой столик обычно ставят свечи об упокоении. Это тоже является частью нашей помощи усопшему ближнему.

Наверняка многие были свидетелями того, как даже люди, вообще отдаленные от Церкви, раздавали печенье и конфеты в день памяти их почивших родственников. Это совсем не случайно - Церковь верит, что помочь нашим близким можно молитвой и милостыней, раздаваемой за них.

Поэтому на панихиду в частности, и во время поминальных суббот приносят различные продукты питания - от хлебобулочных изделий до домашней консервации. Нет никаких правил, каждый ориентируется на собственные желания и доход. Очень часто приносят хлеб и сахар. Первый символизирует Христа (в Евангелии Иисус говорит о себе: Я есть Хлеб Жизни), а второй - сладость пребывания в Царствии Небесном. Принесенный кагор используется для причастия.

Принесенные в храм продукты потом раздаются служащим в церкви (певцы, те, кто обычно бесплатно трудятся за свечным ящиком, убирают) и всем нуждающимся (очень часто приходы помогают малоимущим, бездомным, многодетным семьям).

Ваша молитва во время родительской поминальной субботы станет маленькой благодарностью родным, отошедшим в мир иной. Вспомните все те случаи, когда эти люди были рядом, помогали вам в самых сложных ситуациях, поддерживали в трудную минуту. Сегодня вы своей искренней молитвой, участием в церковном поминовении и раздачей милостыни можете поддержать их.

Дмитриевская поминальная суббота закрывает цикл дней особой молитвы за умерших. Конечно, совершить службу за отошедших в мир иной можно и в другие дни. Но в этих семи определенных днях есть особая сила: все православные в разных храмах, городах и селах одновременно обращаются к Богу с общей просьбой - даровать жизнь бесконечную их умершим родным.

Как Церковь поминает усопших в Великий пост? Почему на это время выпадает столько родительских суббот? Зачем писать постовые записки и чем они отличаются от обычных и заказных? Об особенностях церковной и личной молитвы за умерших читайте далее.

Молитва за усопших — проявление любви к ближним

Великий пост длится 48 дней и включает в себя Святую Четыредесятницу, Лазареву Субботу, Вербное Воскресенье и 6 дней Страстной Седмицы. 48 дней на воздержание от пищи и покаяние, творение милостыни и добрых дел.

В эти дни особо актуально помогать малоимущим, посещать больных. Но почему-то верующие забывают, что одним из проявлений милосердия является молитва за тех, кто отошел в мир иной. Это свидетельство нашей бескорыстной любви к ближнему. Ведь умершие уже не могут выразить себя в материальном мире, помолиться, сделать нам в ответ что-то хорошее. Они только все чувствуют, слышат, знают… и ждут нашей помощи.

Как в Великий пост молиться за усопших?

В это время принято подавать так называемые постовые записки . Они пишутся еще до начала Великого поста либо во время его. Так как Православная Церковь молится только за своих чад, то в записках надо указывать только крещеных в православии. Имена поминаемых священник читает с первого дня и до Страстной среды.

Также во время Великого поста Церковью установлены дни особого поминовения умерших — так называемые родительские субботы . Они выпадают на вторую, третью и четвертую субботы Святой Четыредесятницы.

Часто среди верующих возникает вопрос: почему в Великий пост установлено так много поминальных суббот, если их всего восемь в церковном календаре?

Это связано с особенностью великопостных богослужений. Привычные нам Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого — совершаются не каждый день, а только на выходных. Тогда на проскомидии священники поминают живых и умерших, вынимают за них частицы из просфор. Эти частички погружаются в чашу с вином — Кровью Христовой, при этом священники читают молитву «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих».

На Литургии Преждеосвященных Даров не поминают умерших

Но в Великий пост поминовение на проскомидии совершается только в субботу и воскресенье. В остальные дни оно… просто неосуществимо.

Почему? Во-первых, потому, что Божественную Литургию служат уже не каждый день.

Обычно она совершается:

  • в среду и пятницу на протяжении Святой Четыредесятницы;
  • в полиелейные праздники — в честь особо чтимых святых либо чудотворных икон Богородицы, например, день 40 Севастийских мучеников, отмечаемый 22 марта;
  • в храмовые праздники;
  • в четверг 5-й седмицы Великого поста — в этот день полностью читается покаянный канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской;
  • с понедельника по среду Страстной Седмицы — последней недели поста.

Во-вторых, Литургии, совершаемые в эти дни, называются Литургиями Преждеосвященных Даров, и они существенно отличаются от «традиционных».

На отличие указывает само название богослужения: верующих причащают Святыми Дарами, освященными прежде — на предыдущей службе по чину Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Но если Святое Причастие уже приготовлено, значит, священник не служит проскомидию, не вынимает за каждое имя в записке частицу из просфоры, в молитве не просит Господа омыть грехи поминаемых Своею Кровью… Но как тогда Церкви молиться за усопших?

Заупокойные богослужения

Чтобы отошедшие в мир иной не пребывали без нашей помощи, и были установлены три поминальные субботы в Великий пост. В 2016 году они выпадают на:

  • 26 марта;
  • 2 апреля;
  • 9 апреля.

Традиционно поминание начинается накануне, в пятницу вечером. Тогда в храмах служат парастас — Великую панихиду. Утром следующего дня совершается заупокойная Литургия, во время которой упоминаются имена усопших. Завершается родительская суббота всеобщей панихидой.

В Великий пост очень важно не пропускать эти богослужения, но не потому, чтобы просто поставить в храме свечи и написать записки об упокоении. В первую очередь для усопших важна наша молитва. Священник в храме прочитывает сотни записок, но в большинстве случаев он не был знаком с людьми, чьи имена поминает.

Мы же молимся за наших родных и друзей, которых знаем и любим. Поэтому наше прошение за близких имеет перед Богом особую благодать. Кроме того, от усопших ничего не скроешь. Они-то точно видят и знают: мы искренне за них молимся или пришли откупиться свечами и постовыми записками?

Показать еще

Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” - “Да, конечно”. - “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».