Благовещение и вербное воскресенье с нетерпением ждут все православные.

Вербное воскресенье – один из главных праздников в православном календаре, который еще называют днем Входа Господня в Иерусалим. Несмотря на то, что Вербное воскресенье в 2017 году выпадает на дни Великого поста, в храмах в этот день проводятся праздничные богослужения.

Символ праздника – верба, тонкие веточки которой с пушистым почками принято освящать в церкви. Этому деревцу на Руси издавна приписывали магическую силу, и, как и многие православные традиции, обычай приносить домой ветви вербы корнями уходит еще в языческие времена. Этот праздник символизирует связь вербы с одним из наиболее трагических событий в истории христианства, описанном в Библии – смертью Христа.

Вербное воскресенье – праздник преходящий, то есть не имеющий четко зафиксированной даты в церковном календаре. А потому и вопрос «какого числа вербное воскресенье в 2017 году?» вполне закономерен.

Праздник этот отмечается ровно за неделю до Светлой Пасхи. А так как день Воскресения Христова в 2017 году приходится на 16 апреля, то и Вербное 2017 будет отмечаться 9 апреля наступающего года.


Что послужило началом праздника

В православной церкви празднуют день Входа Господня в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста. После этого дня начинается Страстная неделя – самое суровое время поста. Чтобы понять, в чем состоит смысл праздника, необходимо обратиться к пророчеству Захарии, описанном в Ветхом Завете. Священные тексты описывают, как пророк предсказал воскрешение Лазаря и явление Спасителя – Сына Божьего.

Согласно Библии накануне Вербного воскресенья в субботу Иисус воскресил Лазаря. Новость об этом событии передавалась из уст в уста, и быстро разнеслась среди иудеев. Народ ликовал, большое скопление людей ожидало пришествия Мессии у входа в Иерусалим. Иисус въехал в город на белом осле. По существовавшей традиции народ встречал своих освободителей ветвями или листьями пальмового дерева. День, когда Иисус предстал перед народом и дал надежду на спасение, стал большим праздником для христиан.

Верба как символ христианства

Зародившаяся традиция встречать благую весть зелеными ветвями сохранилась в веках, но пальма – растение южное. А в наших широтах найти зеленеющее деревце ранней весной невозможно. Верба же первой распускает почки, встречая таким образом наступающее тепло. Нежные пушистые шарики появляются даже в мороз, и такая стойкость не могла не заслужить уважение. Так верба сначала стала заменой пальмовым ветвям, а затем и самостоятельным символом праздника.

В некоторых регионах веточки вербы сменились тонкими прутиками зеленой ивы, которая распускается обычно чуть позднее вербы, но чаще эти два растения соседствуют друг с другом в праздничной символике.

Накануне Вербного Воскресенья храм украшают ветками зеленой ивы или вербы, а прихожане приходят на утреннюю службу со свечами и веточками для их освящения. Во время службы вспоминают и восхваляют Иисуса, добровольно обрекшего себя на страдания и смерть ради спасения грешного народа, поэтому празднику придается большое воспитательное и нравственное значение.

Вечерняя служба посвящается напоминанию о наступлении Страстной недели, или Великой седмицы, во время которой Иисуса предали поруганию и унижению, предательству одного из учеников, после чего подвергли мучительной смерти на кресте.


Народные традиции Вербного воскресенья

Главный обычай, который крепко увязан с праздником в сознании прихожан, это освящение вербы — окропление веточек святой водой после богослужения в храме. Вербные ветви приносят домой и хранят за иконой или в вазе целый год. Накануне следующего Вербного воскресения освященными ветками выгоняли скот на выпас, а затем сжигали, затем вместо них ставили новые. Оставить дом без освященной вербы считалось чем-то крамольным, ведь освященная верба защищает дом от пожара и разрушений, а хозяев – от болезней, бедности и других неприятностей.

Для освящения срезают ветки со здоровых деревьев, которые растут на берегу реки. Нельзя приносить в церковь веточки с деревьев, у которых имеется дупло и с тех, которые растут на кладбище. Также не рекомендуют срезать ветки с ивы, склонившейся над водой, потому что на ней ночью могут отдыхать русалки.

Существует несколько ритуалов, которые выполняют на Вербное Воскресенье:

  • Освященными веточками слегка похлопывают своих детей и родственников, приговаривая при этом слова: «Бью не я, а верба, она все болезни уносит». Таким способом на Руси снимали порчу, сглаз и изгоняли злых духов.
  • Чтобы в дом пришли деньги, в этот день необходимо пересадить комнатные растения или посадить новый цветок. Очень важно, чтобы растение не завяло, потому что это принесет большие финансовые потери.
  • Перед началом посевного сезона на краю поля необходимо воткнуть в землю освященную вербу. Веточка становилась залогом хорошего урожая и защищала поле от порчи и дурного глаза завистников.
  • Почки освященной вербы хранили как средство от многих болезней. Их добавляли в чай или травяной настой, давали съесть заболевшему члену семьи. Ветки ставили в изголовье больного – верба слыла символом крепкого здоровья.
  • Накануне праздника женщины расчесывали волосы, затем клали несколько выпавших волосков в воду и оставляли на ночь. В воскресенье ранним утром выливали эту воду под вербу или иву. Считалось, что вместе с водой уходит сильная головная боль и дурные мысли.

Вербное воскресенье – значимый церковный праздник в православии. Это один из дней Великого поста, когда допустимы некоторые послабления — разрешается употреблять в пищу рыбу и немного растительного масла.

Что подорожает с 1 января 2017 года в России

К сожалению, цены из-за экономического кризиса и санкций неуклонно растут, и вопрос о том, что подорожает с 1 января 2017 года, волнует практически каждого. Все это оказывает негативное влияние на жизнь простых обывателей, которые с тревогой жду...

В 2018 году даты календаря сложились следующим образом. Праздник Благовещение выпадает на субботу перед Воскресением Христовым. То есть, прямо перед большим праздником. И хотя обычно в Благовещение можно кушать рыбу, так как он выпадает на Страстную субботу, то лучше от этого продукта в меню отказаться.

Дата этого великого церковного праздника непосредственно связана с будущим Рождением Иисуса Христа. Православная церковь ежегодно отмечает Рождество 7 января, а значит и Благовещение ежегодно выпадает на одну дату - 7 апреля. Но в рамках Великого поста перед Пасхой иногда люди путаются с датой и не до конца понимают, как это может быть праздник внутри строгого поста накануне Воскресения Господня.

Но церковный устав выделяет как один из самых важных церковных праздников в течение года. Если он приходится на период поста, то церковная традиция все равно допускает обязательное проведение праздничной литургии (исключение, те года, когда Благовещение выпадает на Страстную пятницу, последнюю пятницу поста, тогда литургии не проводятся). Священники облачаются в праздничные изумрудные одежды, храмы украшаются и там собирается много народа. Сейчас все чаще в храмах возвращаются к древней традиции дня Благовещение - массовое выпускание птиц из клеток.

Лазарева суббота

В 2018 году наступает . Это большой праздник уже в рамках строгого поста, который связан с днями перед входом Иисуса в Иерусалим. На подходе к этому городу Иисус Христос явил своим апостолам и людям чудо воскрешение. Лазаря был праведником и очень ждал Иисуса, был наслышан о его чудесах, но умер и не дождался встречи, был погребен. Иисус дошел до этого города только на четвертый и воскресил Лазаря из мертвых.

С одной стороны, это было явление его Божественной сути. Ведь Иисус Христос знал, что уже скоро многие отрекутся от него и апостолам, а также простым людям нужно будет вспомнить что-то, чтобы укрепить веру. С другой стороны, воскрешение Лазаря - это как бы намек на будущее воскрешение Христова из мертвых, что Бог может подчинить себе смерть и подарить вторую жизнь в Царствие небесном.

Вербное воскресенье

В этом году праздник Великого поста , а церковном календаре этот праздник называется вход Господин в Иерусалим, выпадает на первый день второго месяца весны. Тут все достаточно просто понять, если знать события субботы. Иисус шел в Иерусалим, потому что знал, что его там ждет: страдания и смерть на кресте, погребение и воскрешение. Но его ученики и люди, которые ждали Иисуса как Спасителя в этом городе, конечно, ничего не знали.

Накануне свершилось чудо воскрешения Лазаря и люди в Иерусалиме услышали об этом чуде. Они встречали у ворот города Иисуса Христа, который ехал на осле, как чудотворца и как их спасителя. Ведь Господь Бог обещал людям в райском саду, что придет однажды на землю мессия, Спаситель, который спасет человечество, очистив его от грехов. Евреи поверили, что Иисус Христос - это Спаситель, который освободит их народ от римского владычества. Поэтому, встречали Иисуса с криком, снимали с себя одежду и бросали вверх, а кто-то срезал пальмовые ветки и бросал под ноги ослу.

У католиков, а также в южных православных странах, этот праздник воскресенья, называется Пальмовое воскресенье. Там принято делать праздничные традиционные букетики из листьев пальмы. У нас в стране пальмы нет, а вот первое растение, которое весной выпускает почки - это верба. Поэтому принято собирать именно веточки вербы и идти с ними в храм в честь этого праздника. Там священник после торжественной службы вербу освящает и в народе считается, что она ставится целебной, обладает целительной силой.

Благовещение Пресвятой Богородицы - в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).


Вербное Воскресенье отмечается ровно за неделю Великого православного праздника – Пасхи. В 2017 году Вербное Воскресенье приходится на 9 апреля.

В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос на осле въехал в ворота Иерусалима. Его восторженно встречал народ, приветствовали пальмовыми ветками.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

Приготовление вербных веток всегда было особым обрядом. Вербе с давних времен приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и энергией людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

В церквях и храмах можно приобрести освященную вербу. Как правило, после праздников веточки вербы не выкидывают, а хранят ее дома перед иконами весь год.

Традиции празднования

Почему символом праздника стала верба? Дело в том, что не во всех климатических поясах произрастает пальма. В наших краях на время празднования Входа Господня в Иерусалим, распускается магическая верба, в чудодейственную силу которой верили языческие предки. Потому неудивительно, что символом светлого, но грустного христианского праздника Вербного Воскресенья, стало это прекрасное дерево.

Вербное Воскресенье – тихий семейный праздник. Но так было не всегда, поскольку до середины семнадцатого века было принято встречать Вербное или Пальмовое Воскресенье с широким русским размахом. Но Петр Великий умерил народный пыл и приказал относиться к празднику более сдержанно.

Следует отметить, что Вербное Воскресенье 2017, начинается накануне вечером в субботу, когда верующие люди стекаются к церкви на Всенощное Бдение. Этой ночью происходит торжественная служба, в ходе которой освещаются принесённые веточки вербы или ивы в тех местах, где верба не растёт. Возвращаются домой после службы уже на утро. Освещённые веточки оставляют на целый год как символ единения с жертвой Иисуса

Народные приметы Вербного воскресенья

Давние верования утверждают, что в день праздника нельзя выгонять скотину на пастбища – будет болеть.

В Вербное Воскресение ничего нельзя делать по дому – убирать, хлопотать по хозяйству, шить и готовить горячую еду.

Чтобы волосы были красивыми и здоровыми, молодые девушки долго расчесывали их, а затем гребень помещали в воду, которой поливали вербы, растущие практически у каждого дома.

До сих пор существует примета, что если ветер в этот день дует сильно, то лето будет ветреным.

Спокойная и ясная

Ровно за неделю до Светлой Пасхи православные христиане отмечают Вербное воскресенье.

В 2017 году Вербное воскресенье припадает на 9 апреля. Также в этот день отмечается вход Господень в Иерусалим.

Символом Вербного воскресенья уже давно стали вербовые освященные веточки. Эти веточки хранят христиане целый год. В ночь на Вербное воскресенье верующие с вербовыми веточками идут в церковь. Там их окропляют священной водой. С этими веточками и зажженными свечами прихожане стоят до конца праздничной службы в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

В Вербное воскресенье эти веточки повторно освещаются в церкви. В воскресенье приходят на службу и те, кто не смог прийти в церковь на субботнюю вечернюю службу.

Следует отметить, что на Вербное воскресенье христиане все еще соблюдают Великий пост. Но они могут в этот день отведать пищу с рыбой и выпить немного красного вина. Считается, что этот праздник следует провести в кругу семьи. Важно не ругаться и не ссориться на Вербное воскресенье.

Необходимо помнить, что веточки вербы, которые будут нести на освящение, необходимо срезать лишь с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. При этом нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Также дерево, с которого срезаются ветки, не должно стоять над водой.

Освещенные веточки служат потом целый год оберегом. А на Вербное воскресенье люди бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: «Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля» или «Верба хлест — бей до слез. Будь здоров как верба» и др. Считалось, что такой обряд приносит людям благополучие, здоровье и удачу.

Кстати, в Вербное воскресенье девушки делали привороты на вербу. Для этого они ломали веточку вербы и говорили приворотные слова: «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь». Веточку необходимо было хранить дома.

А чтобы волосы были здоровыми и красивыми, девушки долго расчесывали их и затем клали расческу воду. Этой водой необходимо было полить вербу.

Существует множество народных суеверий и преданий, связанных с этим днем. Так на Вербное воскресенье люди не выгоняли скот на улицу, чтобы его не испортили злые духи. Наши предки верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето. Также считалось, что ясная погода на Вербное Воскресение – к богатому урожаю, а заморозки ночью – к хорошему урожаю яровых.