Переход на новый стиль в 1918 году. Старый и новый стиль в исторических датах

О календаре. Новый и старый стиль

Википедия

Википедия

Юлианский календарь

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н.э..

Юлианский календарь реформировал устаревший римский календарь и основывался на культуре летосчисления Древнего Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

365,24 = 365 + 0,25 = 365 + 1 / 4

Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем .

Ежемесячные праздники в римском календаре

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

Месяцы

Существует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках - 31, между - 30 (в случае февраля - 28 или 29).

Вытеснение григорианским календарём

Декрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года.

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха, уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции - в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем .

Юлианский календарь в православии

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания - 28 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700
XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800
XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900
XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100
XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200
XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские - безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).

Григорианский календарь (лат. calendarium, буквально - долговая книга; в древнем Риме должник платил проценты в первый день каждого месяца, что значит, в календы) - 1) система исчисления продолжительных промежутков времени, основанная на учете периодических явлений природы: обращения Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Связан с традициями западного христианства и условиями хозяйственного уклада приверженных к нему народов. 2). Перечень церковных юбилейных, памятных дат, праздников, постов и соответствующих им богослужений, практикуемых католической церковью.

Календарная проблема относится к числу тех, которые волнуют человечество и не дают ему спокойствия на протяжении всей его истории. Календарем европейского средневековья был юлианский, разработанный александрийским астрономом Созигеном. Введен реформой Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. и назван именем этого императора. В 325 г. н.э. вселенский Никейский собор признал эту систему исчисления времени обязательной для всего христианского мира. Постепенно она вошла в практику всех европейских стран, в том числе древней Руси, Великого княжества Литовского, Руского и Жемойтского. Основанный на вычислениях солнечного года - времени, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца, юлианский календарь успешно функционировал более 1500 лет. До 1582 г. он соединял единым календарно-литургическим мостом христианский Восток и Запад.

Простой и удобный в своей основе, созигеновско-юлианский механизм отсчета времени имел неточность - продолжительность календарного года была на 11 минут 14 секунд большая за продолжительность года астрономического, так что за каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки. В последней четверти ХVІ в. ошибка выросла до десяти суток и обернулась несовпадением реального весеннего равноденствия (полнолуния) с календарным. Это создавало путаницу в великодных расчетах и праздновании христианской церковью Пасхи (Вяликодня), которая, в соответствии с решением Никейского собора, должна отмечаться после первого весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие в последней четверти ХVІ в. наступало уже 11 марта вместо 21, как было в 325 г., когда юлианский календарь был принят христианской церковью.

На расхождение календарного и реального времени уже в ХІІІ-ХІV в. обращали внимание западноевропейские и византийские ученые, которые предлагали более совершенные системы исчисления времени. В начале ХIV в. Данте писал, что январь может перестать быть зимним месяцем, если не внести коррективы. Решение календарной проблемы - исправление ошибки в 10 суток - взял на себя папа римский Григорий ХІІІ. В 1578 г. он призвал к работе лучших астрономов и математиков, некоторые университеты, поручив им "поправу" существующей системы счета времени. Специально созданная комиссия, рассмотрев разработанные ими проекты, одобрила предложения итальянского математика и медика Луиджи Лилио, которые были положены в основу реформы календаря.

Введенный декретом Григория ХІІІ в 1582 г. и названный именем папы, новый календарь был прогрессивным явлением в истории научной мысли, поскольку исправлял неточность в исчислении времени. Разница между астрономическим и календарным годом теперь составляла всего 26 секунд, и несовпадение в 1 день набежит только в 3333 г. С постановления 1582 г. берет начало новый стиль летоисчисления, в соответствии с которым время передвигалось на 10 дней вперед и, таким образом, восстанавливались "потерянные" в юлианском календаре 10 суток. Разница между старым и новым стилями: 10 суток для дат с 5.Х.1582 по 18.II.1700; 11 суток - с 19.II.1700 по 17.II.1800; 12 суток - с 18.II.1800 по 16.II.1900; 13 суток - с 17.II.1900. В ХХI в. разница в 13 суток сохраняется.

Вслед за Италией на новый стиль постепенно начали переходить другие европейские государства: Испания, Португалия, Франция, католические княжества Германии, Голландии, Швейцарии. Одной из первых на календарную реформу откликнулась Речь Посполитая. Католическая церковь Беларуси ведет отсчет времени по григорианскому календарю с 1583 г.

Приспособленный к нуждам католической церкви, григорианский календарь приобрел западнохристианскую религиозную окраску, что сделало его непригодным для принятия в протестантских и православных землях. "Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой", - заявляли протестанты. Тем не менее, в 1700 г. к григорианскому календарю присоединились лютеранская Дания и Норвегия, в 1751 - Англия, в 1753 - Швеция и Финляндия. В конце ХIХ в. на него перешли Японии и Корея, и только в ХХ в. - Болгария, Сербия, Греция, Россия.

Восточнохристианский мир отрицательно отнесся к календарному нововведению, ибо оно исходило от папы римского и подрывало авторитет православия; усматривал в нем экспансионистские устремления папства. Созванный в 1583 г. патриархом Иеремией собор внимательно обсудил календарный вопрос и объявил новый стиль и календарь очередным экспериментом Рима, проведенным на свой лад, признал их неканоническими и угрожал проклятием тем, кто бы осмелился праздновать по-новому. 20.XI.1583 константинопольский патриарх Иеремия обратился к православному духовенству Речи Посполитой с заявлением о «неправильном изменении христианского летоисчисления папой римским Григорием ХІІІ», с призывом придерживаться юлианского календаря и отмечать Пасху и другие праздники в соответствии с установлениями Никейского собора.

Грамотой Стефана Баторыя 1583 г. григарианский календарь вводился на всей территории Речи Посполитой. Принятый в католической среде, он встретил резкий отпор православного духовенства и населения. Белорусский и украинский народы болезненно отнеслись к попытке слома традиции. Идеологи белорусско-украинской православной церкви Г.Смотрицкий, С.Зизаний, В.Суражский, Х.Филалет и другие в стремлении защититься от распространения влияния католицизма резко выступили против григорианского календаря. В защите национально-культурных и религиозных традиций своих народов противники календарной реформы стремились изолировать восточнославянский мир от западной цивилизации. А это вылилось в непринятие достижения передовой европейской астрономической науки, также причисленной к разряду "латинства". Так, Герасим Смотрицкий, хотя и понимал необходимость уточнения календаря, но в его реформе увидел большое общественное и морально-этическое зло для своего народа и потому выступил против нее. Рассмотрение вопроса о преимуществе того или другого календаря в тесной связи с догматическими и обрядовыми особенностями православия и католицизма надавал литературной полемике характер нетерпимости. Наверное, нигде более борьба вокруг календаря не приобрела таких острых форм, как в Речи Посполитой.

Введение григорианского календаря вызвало в 80-90-е г. ХVІ в. серьезные "календарные" конфликты в Полоцке, Вильно, Львове, поскольку затрагивало религиозные чувства и экономические интересы людей. Автор Баркулабовской летописи сравнил перенос сроков праздников и ярмарок с «пристьем антихристовым». Он следующим образом характеризовал обстановку на востоке Беларуси: "…Року 1583 календар новый выдан за кроля Стефана… На тот же час было великое замешание промежи панами и промеж людми духовными, также и людми простыми было плачу великого, нарекания силного, похвалки, посварки, забуйство, грабежи, заклинания, видячи яко новые свята установляли, праздники отменяли, купцом торги албо ярмарки поотменяли, право было начало пристья антихристова, у таком великом замешанью". Отмена праздников в соответствии со старым календарем, запрет торговли и ремесленной деятельности в католические праздники, перенос или отмена ярмарок вызвали народное волнение в Полоцке.

"Календарные бунты" вынудили правительство узаконить право православных пользоваться старым исчислением времени и по традиции отмечать свои праздники. В грамоте от 21.I.1584 С.Баторий объяснял, что ввел новый календарь не целью притеснения православных, но "для порядку» в Речи Посполитой. "…Люде Греческого закону до тое реформацыи календара нового без призволеня старшого патриархи своего, кгвалтом примушаны быти не мають. Для чого хочем мети и приказуем…, абысте им свят их обходити и святити не забороняли, переказы и пренагабаня, ани грабежов за то, ани деспектов жадных не чинили, постерегаючи того, якобы покой и згода межи розными у вере и набожестве захованы были…". Но меры, предпринятые Баторием, не смогли полностью стабилизировать ситуацию: посыпались жалобы, пошли разборы, "календарные" беспорядки не прекратились. В 1586 г. королю пришлось разбираться с полоцкими мещанами, которые принуждали католиков, принявших новый стиль, "до захованья свят своих водлуг старого календаря" и им в надругательство трудились и торговали в дни католических праздников. Под угрозой наказания полочан обязали уважать те праздники, которые отмечает католическая церковь. Ответом на эти конфликты явился дополнительный королевский указ, чтобы никто не торговал в дни праздников и по новому, и по старому календарю. От такого удвоения праздников, понятно, терпели экономические интересы ремесленников и купцов. Кроме того, это теоретическое размежевание непросто было воплотить в практику.

Так волей исторических обстоятельств белорусский народ оказался поделенным на две части: одни живут по юлианскому, другие - по григорианскому времяисчислению. С конца ХVІ в. до нашего времени определенные календарные условности являются значительной преградой для консолидации белорусского этноса.

Календарная проблема в конце ХVІ в. еще более углубила раскол в христианстве. Уже ученые того времени, обсуждая календарную реформу, предсказывали, что выгоды от нового механизма регуляции сакрального времени не компенсируют той путаницы, которую он вызовет.

Надежду на преодоление календарной пропасти, которая пролегла между православным Востоком и католическим Западом, определенные круги возлагали на церковную унию, подготовка которой велась в белорусско-украинских землях. Переход на общий календарь содействовал бы лучшему пониманию конфессиями одна другой и в иных вопросах. Иезуит Бенедикт Гербест, которому принадлежит возрождение в 60-е г. XVI в. идеи унии, популярной в ВКЛ в XV в., видел в едином исправленном календаре путь к церковно-религиозному единству христианства.

Местные организаторы Брестской церковной унии признавали несовершенство юлианской системы отсчета времени. «Календар великое поправы потребовал», - писал в 1595 И.Потей. Однако творцы унии вынуждены были считаться с острой реакцией местного населения на календарную реформу еще в 80-е г. и в переговорах с представителями папства колебались от отстаивания старого стиля до согласия принять новый. На заключительном этапе переговоров они согласились принять григорианский календарь, «если нельзя быть по-старому», однако при условии сохранения традиционного времени празднования пасхи.

Вопрос о новом календаре остро встал на Брестском церковном соборе 1596 г. Противники унии, обсудив его, сошлись на том, что поднятый вопрос о перемене календаря является общецерковным и поэтому его изменение только местными силами недопустимо. Они потребовали от сторонников союза с Римом, «абы нового календара, канонам церковным явнее противного, не приймали».

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Для начала - немного истории:

Юлианский календарь (старый стиль).

В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь (новый стиль).

Итак, в «старом» календаре каждые 128 лет накапливались «лишние» сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее - простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году.


Почему Русская Православная Церковь живет по "старому стилю"?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года Петровский пост исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи - праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета - лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю , согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем , и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Сегодня множество граждан нашей страны по разному относятся к событиям переворота 1917 года.Некоторые считают это положительным опытом для государства,другие отрицательным.В одном они всегда соглашаются,что при том перевороте многое изменилось,изменилось навсегда.
Одно из таких изменений было введено 24 января 1918 года Советом Народных Комиссаров, которое на тот момент являлось революционным правительством России. Был издан декрет о введении в России западного календаря.

Этот указ,по их мнению должен был способствовать установлению более тесных связей с Западной Европой.В далеком 1582 году по всей цивилизованной Европе на смену Юлианскому пришел Григорианский календарь,причем этому потворствовали известные астрономы того времени.
С тех пор Российский календарь имел незначительное отличие от западного в 13 дней.

Это начинание пошло от самого Папы римского.Однако русские православные иерархи относились весьма прохладно к своим католическим партнерам,поэтому для России все осталось по прежнему.
Так и жили граждане разных стран с различными календарями на протяжении почти трёх сотен лет.
Например,когда в западной Европе отмечают Новый Год,то в России еще только 19 декабря.
Жить и считать дни по новому Советская Россия начала с 1 февраля 1918 года.

Указом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров),который был издан 24 января 1918 года,было предписано день 1 февраля 1918 года считать,как 14 февраля.

Следует отметить,что приход весны в центральной части России стал совершенно не заметен.Все же стоит признать,не зря наши предки не хотели менять свой календарь.Ведь 1 марта,больше напоминает середину февраля.Наверняка многие обращали внимание,что по настоящему весной пахнуть начинает только с середины марта месяца или первых его чисел по старому стилю.

Стоит ли говорить,что новый стиль понравился далеко не всем


Если вы думаете,что это в России были такие дикие, что не хотели принять цивилизованный календарь,то вы сильно ошибаетесь.Множество стран не хотело принимать католический календарь.
Например в Греции стали считать по новому календарю в 1924 году, в Турции 1926 ,а в Египте в 1928 году.
Следует отметить забавную деталь,несмотря на то,что египтяне,греки и турки приняли григорианский календарь гораздо позже русских,однако никто за ними не замечал,что они празднуют Старый и Новый год.

Даже в оплоте западной демократии - Англии и то с большими предубеждениями приняли новый календарь в 1752 году,Швеция последовала этому примеру через год

Что такое Юлианский календарь?

Он носит название по имени своего создателя Юлия Цезаря.В Римской Империи на новое летосчисление перешли в 46 году до нашей эры.Год имел 365 дней и начинался ровно 1 января.Тот год,что делился на 4 назывался високосным.
В високосном году добавлялся еще один день 29 февраля.

Чем отличается Григорианский от Юлианского календаря?

Вся разница между этими календарями заключается в том,что у календаря Юлия Цезаря,каждый 4-й год без исключения является високосным,а у календаря Папы Григория только те,которые могут делиться на 4-е,однако не кратные ста.
Хотя разница почти незаметна,однако через сто лет Православное рождество станут отмечать не 7 января,как обычно,а 8-го .

Григорианский и Юлианский календарь интервью с батюшкой

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако, в конце XIV века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасху ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.