Славянская магия и ведовство: древние методы наших предков. Древняя магия предков: тайные языческие знания

У древних славян-язычников неотъемлемым атрибутом являлась магия (ведовство) . Магия существует во всех культурах мира и основана она на вмешательстве потусторонних сил, либо вмешательстве в жизненные обстоятельства при помощи особых способностей человека . Человек здесь является проводником сущностей из другого мира. Можно сказать, что те же амулеты, талисманы, обряды на капищах, защитные символы на одежде, руны и многое другое, так же являются магией, предметом магии.

Волхвы, ведуны, ведуньи, ворожеи, колдуньи, ведьмы, шаманы , которые были в большом почёте у славянских народов, могли призывать для совершения какого-либо магического таинства и тёмных и светлых духов, в частности, духов предков. Магия славян — это действо, направленное на созидание или же на разрушение. Славянские волхвы были знамениты своей лечебной магией (знахарство) — заговорами на хвори и защитными оберегами, которые могли помочь в любой ситуации.

Естественно, что существовало у славян-язычников и тёмное ведовство, чёрная магия, которая обращена к силам подземного мира (Чернобог, Марена, Кащеи). Вредоносная магия чаще всего называлась порчей. Видов порчи бывает самое великое разнообразие. Есть мнение, что порча изначально наводилась на защиту земель от иноземных захватчиков, но потом переквалифицировалась на личных врагов и неугодных людей.

Всё же основной магией славян, кроме той, под которой принято сейчас понимать магию и колдовство, считаются сезонные и праздничные магические действа. Вместе с волхвом всё поселение или часть его принимала участие в таком обряде на капище или в специально отведённом месте. Таким образом, не какой-то отдельный человек, а все вместе, всем миром люди славили богов, духов и просили их дать им счастье, обильный урожай, победу, здоровье и др. В такие праздники устраивались ритуальные танцы, хороводы и чётко организованные обряды.

Н аряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами . Кто же такой колдун на древней Руси?

Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак , ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).

Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.

Для того чтобы удержаться, магия использует самые различные сверхъестественные, магические средства, многие из которых засвидетельствованы у славян в языческий период. Основной свой удар христианская церковь направляла против этой языческой магии, так как языческих богов она уничтожила сразу: разбила идолов и разрушила языческие святилища. Маги же и магия остались, и церковь вела с ними упорную борьбу. Но даже и теперь в глухих областях сохранилось много обычаев и поверий, связанных с колдовством и магией, носящих иногда чисто языческий, примитивный характер.

Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны - волхвы - упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.


Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.

В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе ». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.

Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.

А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы , обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей - силу плодородия...

Когда колдуны и ведьмы получили злое и враждебное значение, создались в простонародье и различные предохранительные средства против их влияния. Средства эти отчасти были заимствованы из тех обрядов язычества, которые употреблялись против нечистой силы, смерти и болезней, отчасти принадлежат позднейшей эпохе и проникнуты ее воззрением. В заговорах стали просить защиты от „бабьих зазор, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи (бабы) -ведупьи, от ведьмы Киевской и злой сестры ее Муромской" .

Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».

«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел", и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».

Подобный процесс о кореньях и травах был в 1680 году. Иноземец Зинка Ларионов сделал извет на некоторых крестьян в лихих кореньях и подал в Приказной избе поличного «крест медный да корешок невелик, да травки немного связано в узлишки у креста». Крестьянин Ивашка, из числа обвиняемых, признал крест своим, а сказал: корень тот «девесилной, а травка в огородах растет, а как ее зовут - не ведает, а держит корешок и травку от лихорадки, а лихих де трав и корней он не знает и за дурном не ходит».

Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный - в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.


В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет - один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».

Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.

Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.

Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой - бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:

Научи меня колдовству.

Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.

Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:

Соколики, соколики, вы тут?

Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:

Мы тут. Колдун говорит:

Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:

Пусть он сначала образок с груди снимет.

Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».

Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.

Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.

Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.

«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:

Я больше.

Один другому говорит:

Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.

Тот не трус, не боится. Выпил - все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.

Ну, - говорит, - теперь ты от меня выпей.

Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:

Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:

Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:

Наливайте рюмку.

Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:

На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:

Сейчас я тебя сниму.

Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».

При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава-одолень. Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.


Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго - иногда до трех лет.

Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.

В тело умершего колдуна залезают черти. И это можно увидеть, если смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут или через дырку, проделанную в новом горшке.

Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой - это нечистая сила прилетает за грешной душой.

С. Максимов пишет: «Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.

Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего, колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня) и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.

Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле - не вносить в избу, умрет в избе - выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.

От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.

Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.

Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.

Самые похороны колдунов - вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание" (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».

Перед тринадцатым сезоном битвы экстрасенсов многие люди не верили в способности Дмитрия Волхова по прозвищу Велес. Однако его уверенность в себе и хорошие результаты в отборочных испытаниях, не оставили сомнений – парень обладает способностями. Хотя по его собственным словам, отборочные испытания дались нелегко.

Детство экстрасенса прошло в подмосковном городе Жуковский, где он родился и проживает, по сей день. В 2011 году Дмитрий окончил Муниципальный институт, но думает о дальнейшем продолжении обучения. К магии и экстрасенсорике Дмитрий Волхов пришел без каких - либо учителей и наставников - самостоятельно. Он случайно оказался на языческом празднике, где ему через специальный обряд удалось пообщаться с духами его предков.

Сейчас Дмитрий Волхов не просто занимается магией, как любитель, а является священнослужителем древнеславянского божества Велеса, который имеет множество обликов. Некоторые люди считают, что он бог скота, кто-то говорит, что это бог мертвых, а некоторые даже сравнивают его с дьяволом. Однако колдун Дмитрий Волхов говорит, что для него он является богом мудрости, потому что наставляет на правильный путь.

Атрибуты для обряда

Чтобы связаться с божеством Дмитрий использует всего лишь три предмета: свечу, траву для дыма и нож. При этом период, во время которого экстрасенс изучал оккультные искусства, равен шести годам, и за это время Дмитрий научился очень многому. Он не скрывает, что активно интересуется экстрасенсорикой и серой магией, а также добился заметных успехов во врачевании и целительстве.

Колдун уверен, что многие из людей считают его весьма темной личностью, однако сам он считает себя очень доброжелательным и светлым человеком. Также он говорит, что серая магия, это не черная, и он не является злым колдуном.

Говоря о магии славян, прежде всего, необходимо понять, на чем она основана. Для этого обратимся к религии славян – родоверию. Слово «родоверие» значит вера в Рода.

Род – творец Вселенной и отец младших богов, создавший или породивший окружающий мир – природу. Несмотря на всемогущество Рода, согласно вере славян, он почти не вмешивается в жизнь своих творений за редким исключением, когда в этом возникает крайняя необходимость.

Управление процессами природы, возложено родом на своих детей – младших богов, каждый из которых олицетворяет и по пути является той или иной природной стихией. Так Ярило – огонь, солнце, свет и тепло, Перун – бог грозы и противоборства, Стрибог – ветер, Чернобог – хранитель мира мёртвых и так далее. Люди же являются прямыми потомками младших богов – плодами их любви во всех смыслах этих слов. Последняя деталь имеет особую важность. Люди, по верованью славян, не творения богов, а их прямые потомки, дети, внуки, правнуки. На этом основано, по сути, само учение славянской магии.

Магия, как способность управлять различными природными явлениями это наследство людей, доставшиеся им от своих древних прародителей – богов. Это же объясняет и огромное почитание славянами своих усопших. Ведь, каждый умерший дедушка или бабушка по своей сути ребёнок богов, причём более близкий к ним по лестнице поколений, чем ныне живущие.

По вере славян после смерти душа человека, соблюдавшего заветы богов, уходит к богам и, одновременно становится частью природы, оставаясь со своими родственниками, помогая живым в их земных делах. Души же злодеев, отправляются в небытие и предаются забвению, то есть смерти после смерти.

Стоит также отметить то, что в славянской мифологии нет «злых» богов. Каждый из богов просто выполняет, то, что ему надлежит делать, мало того сами функции того или иного бога циклически меняются. Например, образ дедушки мороза, так любимый детьми есть зимняя ипостась Ярилы – зимнего солнца.

Таким образом, вся религия и магия славян по своей сути основана на уважении к природе, её явлениям и своим предкам. Магия славян является неким сплавом шаманизма, исключающим стремление к одержимости тем или иным духом и излишнему поклонению ему, а также лёгкой формы некромантии, заключающейся в уважении к мёртвым и поддерживании взаимосвязи с ними.

Магом может стать каждый

Как известно, магия – это целая наука, которая учит, как изменить окружающий мир по своей воле. Людей, которые владеют этой наукой, принято называть магами, колдунами, бокорами и т.д. У нас на Руси таких людей называли волхвами или кудесниками. Представители славянской магической традиции во многом «на голову» стоят выше представителей других магических течений.

В чем же особенность «отечественной» магической школы? В том, что волхвы уделяют огромное влияние развитию своей личной силы, умеют путешествовать в Верхний и Нижний миры (Правь и Навь), а также общаться с сущностями астрального мира. Цель таких путешествий может быть самой разнообразной: получить сакральную информацию о мироздании, помощь в своей магической практике и в наработке колдовской силы.

Вопреки расхожему мнению, стать волхвом способен каждый человек. Простейшие техники по силам изучить даже новичку: через некоторое время человек чувствует внутреннюю силу и мощь. Однако в работе волхва, как и в любой другой, есть свои «подводные камни». Задача современного мага - возродить древнюю веру, но для этого недостаточно просто скопировать классические ритуалы, нужно адаптировать их под современные условия.

Первые шаги в становлении молодого мага

Одним из таких ритуалов есть обряд, позволяющий выпроводить зловредных духов, мешающих вам нормально жить, через Огненные врата. Речь идет, например, о духах бедности, болезни, и т.д. Суть ритуала заключается в том, что ускоренный режим дыхания ослабляет Духов и высвобождает их, отправляя в мир астральный. При этом дышать нужно на огонь (костер или свечу). Разжигая огонь, произнесите вызов Огня Сварожича:

«Огонь Сварожич, Свят Огнебожич, славим тебя во свете дня, во нощи зовем да требу кладем! Приди, пречистый да примогутный!»

.

Далее нужно зажечь веточку зверобоя и чабреца, а потом обвести посолонь вокруг огня. Свечу (если вы ее используете) нужно предварительно смазать медом, а если вы разожгли костер, то в него можно лить дары: воск, пиво, мед. Огню такая жертва нравится.

Ваше дыхание должно быть глубоким, вы должны хотя бы на время забыть о своих проблемах и сосредоточиться на своих переживаниях и ощущениях. Задерживать дыхание не нужно, также не нужно акцентировать свое внимание на вдохе или выдохе. Глаза можно закрыть, а можно наоборот, не отрываясь, смотреть на огонь. В зависимости от своего желания вы можете стоять, сидеть или лежать. Тем не менее, нужно отдавать себе отчет, что во время освобождения Духа из вашего тела оно может отреагировать непредсказуемо. Так что будет хорошо, если во время ритуала рядом с вами будет помощник.

В процессе дыхания духи, мешающие вам жить, уходят в Огненные врата и в момент своего «прохождения» становятся видимыми. Таким образом, ваша дыхательная практика может сопровождаться довольно неприятными видениями. Тем не менее, бояться их не стоит, потому что вы не притянули их, а наоборот, извлекли из себя, заставили сгореть.

Языческая магия и ведовство

О древних славянах-язычниках практически ничего неизвестно. О славянской культуре некоторые сведения можно найти в литературе. А вот о магии, тайных знаниях наших предков знания в основном потеряны. Волхвы и колдуны с особой тщательностью скрывали свои тайны от непосвященных.

Ведовство

Ведовством у славян традиционно занимались женщины – ведьмы. Они были хранительницами древних знаний, передающимися из поколение в поколение. Эти знания содержали в себе колдовские обряды, методы исцеления, акушерские знания. Женщины-ведуньи гадали и занимались знахарством и даже жертвоприношением. Волхвы занимались практически тем же. Но мужчины больше производили общественные магические ритуалы, в то время как женщины были лидерами в домашнем гадании. Бытовало поверье, что ведьма в роду – это самая старшая женщина. В древности ведуньи пользовались большим почетом, ведь они оберегали семейный очаг от различных бед и невзгод.

В самом начале порча, ее еще называют вредоносной магией, играла важную роль в борьбе против врагов. С течением времени древние славяне при защите стали больше надеяться на воинское ремесло, чем на магию. Тогда порча стала наводиться на личных врагов и в личных нуждах.

Вред наводился преднамеренно и случайно. Славяне верили, что умеющим наводить порчу совершенно не нужно проводить специальные обряды, достаточно было только посмотреть. “Дурной глаз”, или как его еще называли “сглаз”, считался сильной магией. Людей, которые обладали слабой защитой от колдовства, (больные, старики, беременные и роженицы, дети), старались прятать от колдунов.

Наводили порчу и заговорами. Наговор предпочитали делать на еду или питье, не смущались и праха. Подвергалось колдовству и место, на котором спит человек. В подушку неугодному зашивались ритуальные заговоренные предметы.

Был еще один вид порчи – оговор. Это слово, которое случайно слетело с губ и совершенно не вовремя. Такую порчу может навести каждый человек при условии, что у него недобрые мысли.

Привороты

Для приворотов колдуны и ведьмы в большинстве случаев использовали воду. Вода с самых древних времен воспринималась как сильный и чистый проводник энергии, поэтому и древнеславянские маги уделяли ей много внимания. Ведуны заговаривали воду, эту воду нужно было впоследствии преподнести человеку, которого любили, или же подлить ее в пищу или питье.

Иногда воду заменяли медом или молоком. В особо сильных приворотах использовали кровь того человека, который особо хотел любви.

В некоторых случаях применяли гомеопатию. Такой способ призывал к соединению двух влюбленных. Заговаривали две лягушки, которых после определенного ритуала закапывали в земле.

Защитная магия

Соседями людей были невидимые духи – добрые и злые. Славянам требовалась защита от злых соседей. Издревле для защиты использовались амулеты. Местные же ведуны и знахари предлагали в виде амулетов для защиты от зла растения. Чтобы в дом не вошел злой дух, над дверью или за порогом часто клали веточку растения-оберега. Такие растения зашивали в мешочек и носили с собой под одеждой.

Распространенными у славян были и защитные заговоры. Часто заговоры сопровождались ритуальным хороводом. С принятием христианства, кроме языческих оберегов, начали использовать и религиозную защитную атрибутику – крест, святая вода, иконы.

В современном мире наблюдается тесная связь между православием и языческой магией. Вода – символ очищения, яйцо у язычников – символ обновления природы, а у христиан – символ воскрешения.

Такое слияние двух традиций привело к усилению магических умений.