Согласно конституции рф президент утверждает. Права и обязанности президента рф по конституции кратко

В России формирование гражданского общества заложилось в период "перестройки". В РФ президент впервые был избран в 1991 году. У главы РФ есть обязанности и права после вступления в должность, которым он должен следовать.

Функции президента

В России, согласно основному документу страны, власть принадлежит народу. Народ в стране многонационален. Задача главы государства - обеспечение прав граждан страны. Он также должен отследить выполнение обязанностей судебными органами, законодательной и исполнительной властями. Кого назначает президент РФ на различные должности, прописано в конституции РФ.

Президент не представляет одну или несколько из основных ветвей власти, он занимает особое положение. Но глава государства выбирает курс, по которому будет двигаться страна. При этом президент обязан руководствоваться конституцией.

Глава представляет страну внутри государства и за его пределами. Он является представителем за рубежом и руководит внешней политикой. При необходимости отдает приказы для обеспечения суверенитета страны, потому что является

Руководитель страны формирует правительство или инициирует его отставку. Кого назначает президент РФ внутри правительства, зависит от взаимодействия председателя правительства и президента. - вершина исполнительной власти, а глава государства отслеживает соблюдение конституции РФ и взаимодействие трех ветвей власти.

Права президента по конституции

В России народ имеет право выбирать президента, следовательно, глава государства ответственен перед народом. Глава имеет право контролировать власть, но не относится к ней. В исполнительной власти верхушкой является правительство страны, законодательной руководит парламент, судебная власть принадлежит верховному суду. Предполагается, что у главы особая власть. Правительство РФ назначает президент, с согласия

Независимость от других ветвей власти приводит к ситуации, что в случае государственной измены и отставки, привлечь к ответственности главу страны сложно.

Президент при работе с правительством может:

  • накладывать вето на решение правительства;
  • предлагать кандидатуры на государственные должности;
  • назначать выборы в парламент, в том числе, и внеочередные;
  • создавать указы или другие документы, которые могут иметь силу до тех пор, пока не появится аналогичный закон;
  • вести международные переговоры и подписывать законы;
  • вводить чрезвычайное положение на территории страны.

Обязанности президента

Обязанности главы государства неразрывно связаны с его правами. Все функции и обязанности руководителя страны сводятся к обеспечению суверенитета и взаимодействию внутри страны.

Основные обязанности главы государства включают список, кого назначает президент РФ:

  • назначение премьер-министра;
  • определение высшего командования вооруженных сил РФ;
  • назначение верховного судьи;
  • предложение законопроектов для решения ГД;
  • определение необходимости референдума;
  • обращение к Федеральному Собранию с ежегодным обращением;
  • определение военной тактики государства;
  • предоставление политического убежища;
  • предоставление гражданства РФ;
  • контроль соблюдения Конституции.

Акты президента РФ

Глава государства может издавать два вида актов - указы и распоряжения. Документы имеют действие на все территории страны. Акты не могут не соответствовать основным законам страны. Конституция РФ - основной документ и указы президента носят подзаконный характер.

Индивидуальные распоряжения о назначении или освобождении от должности имеют отношение к лицам, указанным в документе.

Часто акты главы государства необходимы, чтобы восполнить пробел в законодательной базе. Не всегда закон позволяет находить выход из ситуации, тогда появляется необходимость в дополнительных документах. При утверждении закона, достаточного для принятия решения, теряют силу.

Назначение правительства РФ

Согласно конституции назначает председателя правительства. Смена председателя происходит в двух случаях:

  • выборы нового президента РФ;
  • отставка председателя правительства.

В обоих случаях глава государства должен в течение двух недель предложить новую кандидатуру на этот пост. В случае смены руководителя страны срок отсчитывается со дня вступления президента в свои полномочия. Если по решению президента председатель правительства отстранен от должности, то две недели считают со дня отставки предыдущего главы.

На практике, требуется меньше времени, чтобы определиться с кандидатом.

Выборы председателя государственной думы

Председатель государственной думы в России - лицо значимое. Полномочия председателя длятся 5 лет и заканчиваются вместе с окончанием созыва думы.

В обязанности председателя входит:

  • предоставление информации о законопроектах действующим депутатам;
  • решать спорные вопросы между федеральными и региональными элементами;
  • проводить заседания палаты;
  • руководить думой, назначать руководителей.

Должность значимая и можно предположить, что президент РФ назначает но это не так. Избранные депутаты путем тайного голосования выбирают председателя из числа кандидатов. Каждая фракция выдвигает своего претендента. Выборы считаются состоявшимися, если за одного кандидата отдано не менее 50% голосов. В противном случае назначается второй этап, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших максимальное количество голосов.

Кто назначает прокурора

Прокуратура представляет собой централизованную систему во главе с генеральным прокурором. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Генеральный прокурор представляет высшую ступень судебной власти.

Создается впечатление, что президент РФ назначает прокуроров на разных уровнях, но, на самом деле, глава государства может предложить кандидата на должность главного прокурора РФ. Решение о том, кто займет эту должность, остается за Советом Федерации, который может утвердить предложенного кандидата или отказаться от него.

Генеральный прокурор несет ответственность перед народом и приносит присягу на Конституции РФ перед Советом Федерации. Прокурор имеет титул главного советника юстиции.

Выборы Федерального собрания РФ

Федеральное собрание в России - высший орган власти. Кого назначает президент РФ в этой структуре?

Федеральное собрание принимает решающую роль в создании законов, может выступать с обращениями к главе государства или составлять заявление.

Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации. От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя. В верхнюю палату федерального собрания РФ президент назначает представителей РФ, которые составляют до 10% членов верхней палаты.

Заседания Совета Федерации и Государственной думы проходят отдельно, один и тот же человек не может работать в обеих палатах Федерального Собрания. Но иногда случаются ситуации, при которых все депутаты собираются вместе:

  • при заслушивании посланий президента;
  • при выступлении глав других государств;
  • при заслушивании послания Конституционного суда.

При составлении законов в Государственной думе они проходит несколько чтений. Далее закон должен быть согласован Федеральным собранием. Президент подписывает закон или накладывает на него вето. Совместная работа всех органов власти способствует развитию государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.



Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83



а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Какие существуют обязанности у президента РФ? В статье мы подробнее осветим данную тему. В скобках будут указы статьи из Конституции РФ, если не будет пояснения на иные нормативно-правовые акты.

Институт президентства

Многие думают, что должность президента появилась в нашей стране после распада Советского Союза. На самом деле это не так: впервые этот пост был введен в 1990 году в СССР.

Это произошло в результате нового закона "О демократизации" 1988 года. М.С. Горбачев провел демократические реформы, после чего высшим органом в стране стал Съезд народных депутатов. Президент СССР - глава исполнительной власти - избирался на этом Съезде и юридически подчинялся ему. Т.е. в СССР, в конце своего существования, создали некое подобие демократической парламентской республики, которая отдаленно напоминала современную систему ФРГ- с канцлером и Италии - с премьер-министром. Но существенными отличия были в том, что советский парламент состоял из 2250 депутатов, который собирался примерно один раз в год, а также в том, что существовала одна партия - КПСС.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР - на закате своего существования - всё же наметились политические и экономические реформы.

Политический кризис в России: принятие Конституции и декларирование прав и обязанностей президента страны

История нашего государства могла повернуться так, что должности президента могло и не быть. Обязанности президента РФ были продекларированы только в декабре когда приняли новую Конституцию, однако до этого времени в политическом руководстве нашей страны произошел раскол на два лагеря:

  1. Первые хотели видеть во главе государства Верховный совет РФ, которому бы и подчинялся президент. Они направляли вектор политического развития нового государства по старому советскому пути. Возможно, что этот вектор и трансформировался бы со временем в парламентскую республику, но люди хотели кардинальных перемен во всех сферах общества.
  2. Вторые были сторонниками президентско-парламентской республики. Они считали, что именно выбранный народом президент страны должен быть наделен более широкими полномочиями.

И президент Б.Н. Ельцин, и члены Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым отстаивали свою точку зрения. В результате в стране разразился политический кризис, который продолжался с начала 1992 до осени 1993 года, и мог привести к гражданской войне в нашей стране.

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Однако Б.Н. Ельцин ссылался на проведенный в апреле 1993 года референдум, на котором около 58% избирателей его поддержали.Но всё же 42% сторонников Совета - существенный процент, и дальнейшая эскалация конфликта могла привести к катастрофическим последствиям. Повсюду были люди с автоматами, произошли вооруженные столкновения за Останкинскую телебашню.

4 октября 1993 года в столицу ввели танки Таманской дивизии, формально подчинявшейся министру обороны, входившему в Верховный Совет РФ. Они произвели залпы по Белому Дому, в котором укрылись сторонники Верховного Совета. Последние сдались, и их обвинили в попытке государственного переворота. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция РФ. Окончательно власть президента была легитимизирована на выборах 1996 года.

Статус президента

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Источники права не указывают на наличие четвертого вида власти - «президентской власти». Однако этот термин употребляется в юриспруденции для акцентирования внимания на особый статус главы государства в правовой системе: на наличие у него собственных полномочий и разнообразных прав, и обязанностей при взаимодействии с другими видами власти, особенно исполнительной.

Что входит в обязанности президента РФ? Подробнее разберем далее в статье.

Гарантия прав и свобод

Главные обязанности президента РФ заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80). Следует пояснить, что данная статья указывает и на понятие "права и свободы гражданина", и на "права и свободы человека". Разберем это подробнее.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Под "правами человека" подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Издание подзаконных актов

Глава государства имеет право издавать собственные подзаконные акты - указы и распоряжения, которые обязательны для всех граждан. Если они не противоречат федеральному законодательству.

Указ - это нормативно-правовой акт долговременного плана, относящийся к неопределенному кругу лиц.

Распоряжение - это индивидуальный акт, относящийся к определенному лицу - юридическому или физическому, - либо к органу государственной власти.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Указы нормативного характера начинают действовать на всей территории страны по истечении 7 дней после подписания. Иные распоряжения - немедленно.

Гарант Конституции

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обязан соблюдать сохранение ее норм, не допускать ревизий гарантированных прав и свобод. Ему помогают исполнять эти обязанности Администрация президента и Уполномоченные по правам ребенка при президенте РФ и правам человека.

Гарант независимости

Продолжаем разбирать Конституционные обязанности президента РФ. Первое лицо государства является и гарантом суверенитета. Эту обязанность он выполняет за счет обладания особыми полномочиями, например, правом введения военного положения. Также глава государства является вооруженных и военно-морских сил.

Представительские функции

Президент представляет государство как во внешней, так и во внутренней политике. Например, он уполномочен подписывать от имени всего государства, отстаивать интересы российских компаний на международной арене и др.

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

Обязанности, связанные со взаимодействием с органами власти (ст. 83-85)

Президент РФ выполняет обязанности, связанные со взаимодействиями с органами власти:

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Срок полномочий президента РФ (ст. 81)

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ - 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2018 года.

Требования к кандидату в президенты РФ

Что нужно, чтобы стать главной государства? Существует обязательный законодательный минимум, который прописан в Конституции страны:

  • возраст не моложе 35 лет;
  • проживание на территории нашей страны не менее десяти лет;
  • отсутствие непогашенной судимости.

Права и обязанности президента РФ по Конституции (кратко)

Итак, подведем итоги и перечислим компетенцию главы государства:

  • независимости, прав и свобод граждан;
  • поддержание системы работы органов государственной власти;
  • представительство во внутренней и внешней политике;
  • обеспечение безопасности страны;
  • контроль за соблюдением Конституции;
  • принятие экстренных мер в чрезвычайных ситуацийях, объявление военного положения;
  • контроль деятельности всех ветвей власти;
  • решение вопросов, связанных с гражданством и предоставлением политического убежища;
  • формирование Совета Безопасности страны;
  • назначение референдумов;
  • председательство на заседаниях исполнительной власти, принятие решения об отставке Правительства и назначении нового Председателя с согласия Думы;
  • принятие решения о награждении и о помиловании;
  • назначение главы Центрального Банка с согласия Думы;
  • назначение судей;
  • издание собственных указов и распоряжений, не противоречащих федеральным законам и Конституции;
  • иные обязанности.

Надеемся, что ваши познания в данной области расширились.

Ключевые слова: полномочия, Президент, РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с : 1) формированием федеральных органов государственной власти; 2) участием в законотворчестве ; 3) функционированием исполнительных органов государственной власти; 4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ ; 5) внешней политикой и обороной ; 6) иными сферами государственной деятельности.

Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.

1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти , посредством деятельности которых реализуются функции государства.

Значительный объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами: 1) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенным влиянием на формирование федеральных органов государственной власти; 2) составляющий одну из основ конституционного строя РФ принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти РФ был обязан своим "рождением" только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал; 3) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128 ). В порядке, установленном ФЗ, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти. С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ , ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. "г" ст. 83 Конституции ). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, может представлять кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека.

2. На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84 ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции). При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу , т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями). В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и проч.

Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде РФ , Положение об обеспечении деятельности которого утверждено Указом от 31 декабря 1996 г.

3. Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент "руководит деятельностью Совета Министров", не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства . Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента. Под системой понимается определение видов этих органов. Так, Указом от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 15 февраля 2007 г.) установлено, что в эту систему входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности . Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является фед. органом испол-ой власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Фед. служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является фед. органом испол-ой власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, т.е. устанавливает конкретный их перечень. Эта структура утверждается каждым новым Президентом при решении вопроса о формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, т.е. устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придается органам, каково число заместителей Председателя Правительства. Этим же указом фиксируется конкретный перечень действующих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств и других органов. Последний Указ такого рода был принят Президентом 20 мая 2004 г. (в ред. от 12 марта 2007 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Президент в соответствии с Конституцией, ФКЗ, ФЗ руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти . Среди них: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы: фельдъегерская; внешней разведки; безопасности; охраны; по контролю за оборотом наркотиков; Управление делами Президента; Главное управление специальных программ Президента. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности . Правительство координирует деятельность названных органов.

4. Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ ).

В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет РФ , а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Обеспечение единства правового пространства РФ является важной функцией Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Необходимой предпосылкой реализации этой задачи является создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федеральный регистр ), ведение которого возложено на МинЮст РФ.

5. Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.

Президент РФ утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции ). С соблюдением последнего условия Президент РФ уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции ). Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. и ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. В первом конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

6. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших специальных званий; осуществление помилования. Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 28 июня 2005 г.) утверждено Положение о государственных наградах РФ.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ. Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам . Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Учреждены следующие государственные награды РФ : звание Героя РФ; ордена - "За заслуги перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

В названном выше Положении изложены статуты орденов и положения о медалях, знаке отличия и их описание. В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и утверждены Положения о почетных званиях , а Распоряжением Президента от 3 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям РФ.