Оккупация японии. Японская оккупация индонезии

ОККУПАЦИЯ Японии. Подписанный 2 сентября 1945 г. Акт о капитуляции Японии официально положил конец военным действиям между Японией и союзными державами, но он еще не означал прекращения состояния войны. Япония после подписания Акта о капитуляции фактически в течение семи лет находилась под оккупацией.

США направили в Японию для осуществления оккупации самый большой контингент войск. Поэтому США имели особые привилегии в органах оккупации. Так, генерал Дуглас Макартур был назначен верховным главнокомандующим союзных держав. Ему было поручено «принять капитуляцию Японии и следить за ее осуществлением». Акт о капитуляции 2 сентября генерал Макартур подписал не только как представитель США, но и как верховный главнокомандующий, представляющий интересы союзных держав.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явилось решение американского правительства, принятое 29 августа 1945 г., «О политике США в отношении Японии».

«Конечная цель заключается в том, - говорилось в решении, - чтобы, соблюдая идеалы и принципы Устава Организации Объединенных Наций и уважая суверенитет других наций (государств), создать в Японии правительство, которое не нарушало бы мира и содействовало достижению всех целей США».

Чтобы обеспечить соблюдение условий капитуляции, осуществить военную оккупацию Японии, оккупационная армия должна возглавляться главнокомандующим, который назначается американским правительством. «Император и японское правительство, - следовало далее, - должны подчиняться главнокомандующему, который обязан обеспечить выполнение условий капитуляции и проведение политики оккупации, для чего в Японии необходимо иметь нужные силы.

Основной целью оккупации является уничтожение милитаризма. Лица, виновные в жестоком обращении с военнопленными из союзных стран, а также с гражданскими лицами, должны рассматриваться как военные преступники. Они подлежат аресту и суду. В Японии должна быть уничтожена существующая экономическая база милитаризма и должен быть наложен запрет на ее восстановление. Необходимо оказывать всемерное содействие рабочим организациям в промышленности и сельском хозяйстве и распустить крупные промышленные и финансовые концерны».

В решении были и другие пункты: о репарациях, о внешней торговле, об иностранных предприятиях в Японии и т.п.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на ее территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура.

Демобилизация и разоружение Японии продвигались успешно. 30 ноября 1945 г. были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами.

После этого вопросы демобилизации были переданы в ведение Министерства здравоохранения, которое и проводило все необходимые мероприятия по демобилизации сухопутных войск и войск Военно-морского флота и полному разоружению их.

На основании директивы о чистке от 4 января 1946 г. из различных учреждений были уволены 180 000 человек из 220 000 и распущены все милитаристские союзы и организации. В связи с этими мерами были лишены прав на пенсию в порядке наказания все бывшие японские военнослужащие.

В то же время были освобождены лица, которые во время войны были осуждены как политические преступники. Они были восстановлены в правах, то есть получили право участвовать в выборах и занимать любые должности.

Таким образом, политика демилитаризации Японии проводилась быстро и решительно.

Позднее был принят ряд других решений по этому вопросу. На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 г., было принято решение учредить Дальневосточную комиссию и Союзный совет для Японии, которые начали действовать с 1946 г.

Дальневосточная комиссия была создана как директивный орган с постоянным пребыванием в Вашингтоне. В нее входили представители II государств (позднее 13 государств). Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии и имела право пересматривать решения главнокомандующего.

Союзный совет для Японии с местонахождением в Токио состоял из представителей четырех государств - США, Англии, СССР и Китая - и являлся контрольным органом. В его функции входило воплощение в жизнь решений Дальневосточной комиссии, предоставление на месте рекомендаций и советов главнокомандующему в отношении осуществления политики оккупации.

Однако, несмотря на создание новых органов, фактически по-прежнему главенствующую роль продолжали играть США. А в дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов, созданных для Японии, резко ослабли.

Управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы.

Главнокомандующий союзными державами генерал Макартур обладал огромными правами и властью в отношении Японии. Он использовал японское правительство как удобную ширму. В штабе главнокомандующего союзными державами помимо чисто военных отделов было еще десять отделов, которые ведали делами в различных областях жизни Японии: гражданская администрация, экономика и наука, контрразведка, гражданская информация и образование, естественные ресурсы, гражданский транспорт, химия, финансы, общественное здравоохранение и благосостояние, контроль за гражданским имуществом, статистика и поставки (заготовки) материальных средств. Эти отделы осуществляли руководство соответствующими японскими правительственными органами и контроль за их деятельностью.

На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 г., постепенно сокращалась.

В оккупационной политике в отношении Японии можно отметить два периода. Во время первого периода, который продолжался два года, осуществлялись основные задачи оккупации: уничтожение военной мощи Японии, проведение демократической политики и реформы по перестройке социальных и экономических органов страны. Позднее, когда произошло обострение в советско-американских отношениях, западные державы стали проводить политику создания новой и сильной Японии.

Для наказания главных японских военных преступников 3 мая 1946 г. начал работу Международный военный трибунал для Дальнего Востока.

Этот трибунал рассматривал дела так называемых главных военных преступников (категория «А»). К их числу был отнесен прежде всего генерал Тодзё, а также ряд других лиц, которые со времени Маньчжурского инцидента занимали руководящие посты в государственном аппарате, а также в армии и на флоте и которые так или иначе участвовали в руководстве войной, - всего 28 человек. Им было предъявлено обвинение по трем пунктам: преступления против мира, нарушение законов ведения войны, преступления против человечества.

Рассмотрение их дел было закончено к апрелю 1948 г., а 12 ноября того же года был объявлен приговор. Из числа всех обвиняемых семеро были приговорены к смертной казни через повешение, 16 человек - к пожизненному заключению, один к 20, а другой к 7 годам тюремного заключения.

Кроме того, были прекращены дела Окавы Сюмэй, который был признан психически ненормальным, а также Мацуоки Ёсукэ и Нагано Осами, которые умерли от болезней.

Смертный приговор в отношении семи осужденных (генералы Тодзё Хидэки, Мацуи Иванэ, Доихара Кэндзи, Итагаки Сэйсиро, Кимура Хэйтаро, Муто Акира и бывший премьер-министр Хирота Коки) был приведен в исполнение 23 декабря 1948 г. в тюрьме Сугамо в присутствии представителей четырех держав.

Одновременно с работой Международного военного трибунала, рассматривавшего дела главных военных преступников, проводились суды над преступниками категории «Б», обвиняемыми в нарушении законов и обычаев войны, и преступниками категории «В», обвиняемыми в совершении преступлений против человечества. Такие суды имели место в США, Австралии, Англии, Китае, Голландии, Франции и других странах, причем они проводились в соответствии с законами военного времени этих стран.

Кроме того, в Советском Союзе и на территориях Китая, контролируемых китайскими коммунистами, также заседали военные трибуналы, рассматривавшие дела бывших японских военнослужащих и вольнонаемных лиц, находившихся на службе в японской армии.

С целью ослабления мощи Японии осуществлялись меры по ликвидации так называемой военщины (гумбацу), государственной бюрократии и крупных промышленных и финансовых монополий (дзайбацу). Во всех областях жизни Японии проводилась так называемая демократизация. Но суть всех этих преобразований заключалась в том, чтобы сделать Японию страной, которая больше устраивала бы союзные державы, и прежде всего США.

Под лозунгом «демократизации» Японии были разработаны новая Конституция, новое Положение о выборах, проведено реформирование сельского хозяйства, полиции, образования, введена новая система труда, распущены дзайбацу и различные органы контроля.

В штабе генерала Макартура был разработан и проект новой конституции Японии, утвержденный парламентом в ноябре 1946 г. и вступивший в силу 3 мая 1947 г. В новой Конституции провозглашалось, что «император является только символом», говорилось «о разоружении, отказе от войны» и т.д.

Оккупация Японии продолжалась до 1951 г., когда был подписан Сан-Франциский мирный договор.

После вступления в войну с Японией Советского Союза и разгрома его войсками Квантунской армии правящие круги Японии приняли условия Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав.

C этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Фран- цисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.

Политика союзных держав в отношении Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении навсегда в Японии милитаризма, устранении всех препятствий к возрождению и укреплению демократических тенденций, установлении свободы слова, вероисповедания и мышления, а также уважения человеческих прав. B ней предусматривалось образование миролюбивого ответственного правительства в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Тем не менее США сохранили в основном старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка перестроив его. Посредством чистки административного аппарата американцы создали послушную им машину бюрократического управления.

США присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат, ограничили законодательную власть парламента. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

Уже в сентябре 1945 г. были распущены армия и карательные органы, националистические организации. Затем последовали предоставление рабочим права на создание профессиональных союзов, демократизация системы образования, ликвидация абсолютизма, уравнение в правах женщин, демократизация экономики. Были распущены дзайба-цу (промышленно-финансовые концерны), проведена земельная реформа, уничтожено помещичье землевладение. Религия синто была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии.

B результате чисток от общественной и политической деятельности было отстранено свыше 200 тысяч человек, арестованы и преданы суду международного трибунала 28 главных военных преступников. Из тюрем были выпущены свыше 3 тысяч политических заключенных.

После капитуляции Японии вместо ушедшего в отставку кабинета Судзуки было создано правительство во главе с членом императорской семьи приццем Хигасикуни. Оно должно было максимально сохранить атрибутику старой Японии и свести к минимуму меры союзных держав. Это правительство продержалось только до начала октября 1945 г. и было заменено кабинетом Сидэхара, известного своей проамериканской ориентацией. B годы правления этого кабинета и были по директивам американцев осуществлены основные преобразования, в том числе пррведены выборы в первый послевоенный парламент. B них приняли участие некоторые вновь образованные партии, включая партии левого крыла - Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии, которые в дальнейшем стали играть существенную роль на политической арене.

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства Японии явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. (действует по настоящее время). Она упразднила абсолютную монархию и фактически отстранила императора от политической власти, объявив его только «символом единства нации». Была провозглашена суверенная власть народа. Новым в практике буржуазного государственного права явилась декларация об отказе Японии «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

По новой конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права.

Верхняя палата парламента стала выборной и получила название палата советников. Нижняя палата (палата представителей) была наделена по сравнению с верхней большими полномочиями.

Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, могла назначать премьер-министра. Если она обладала большинством в обеих палатах, то могла представлять парламенту предложения об изменении законов. Оппозиционные партии и профсоюзы в первые годы оккупации поддерживались американцами с цель укрепления демократических институтов. Однако с провозглашением «доктрины Трумэна» (1947 r.), положившей начало «холодной войне», они поставили своей задачей превратить Японию в, бастион антикоммунизма, своего союзника в борьбе с CCCP и коммунистическим Китаем. B этих условиях все организации левого толка (а в силу тяжелого экономического положения Японии профсоюзы вели активную борьбу с правительственным курсом по сдерживанию доходов населения) стали объектами репрессий.

После 1947 r., а особенно после начала войны в Корее (1950 г.) американцами стал проводиться так называемый «обратный курс». Он сводился к трем основным моментам: подавление оппозиционного, прежде всего профсоюзного и коммунистического, движения; пересмотр политики в отношении роспуска дзайба- цу; начало перевооружения Японии. Были приняты репрессивные меры против радикальных движений (увольнение с работы, закрытие печатных органов и т.д.), запрещались забастовки. Американцы перешли к политике укрепления японской экономики. B 1950 г. в новогоднем послании премьер-министру Японии командующий оккупационными силами генерал Макартур- отметил, что пацифистская 9 статья конституции не запрещает Японии иметь силы самообороны. После этого была принята программа создания 75-тысячного корпуса национальной полиции, ставшего основой для формирования новой армии.

Восстановление японской экономики было крайне медленным. B 1948 r., через три года после окончания войны, индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 r., взятому за 100, составлял только 52, тогда как в других побежденных странах он достигал - в Западной Германии - 100, в Италии - 98. Наиболее острой проблемой была инфляция, не только препятствовавшая восстановлению промышленного производства, но и вызывавшая социальные волнения. Другой их причиной была безработица, поскольку демобилизация армии и флота, возвращение из бывших колоний сотен тысяч переселенцев привели к появлению огромного количества «лишних» рабочих рук.

Восстановление экономики до 1949 г. шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер, поскольку создавали положение, при котором, чем больше средств вкладывалось в промышленность для увеличения про- изводства. тем сильнее росла инфляция. Деловые круги Японии не проявляли заинтересованности в изменении этого механизма, обеспечивавшего им большие инфляционные прибыли за счет использования государственных средств.

Поэтому в декабре 1948 г. последОвало категорическое указание американского правительства штабу оккупационных войск о вводе в действие плана стабилизации. Он состоял из девяти пунктов, согласно которым японСкому правительству вменялось в обязанность: 1) сбалансировать государственный бюджет, 2) увеличить налоговые сборы, 3)строго ограничить выдачу субсидий, 4) стабилизировать заработную плату, 5) установить контроль за ценами, 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой, 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми длй экспортных производств, 8) увеличить производство местного сырья и товаров для ограничения импорта, 9) улучшить систему продовольственных поставок.

" B мае 1949 г. США аннулировали план взимания с Японии репараций, затем пересмотрели закон против монополий, открыв пути для концентрации производства и капиталов. Жестокие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию экспорта, получившие название «линии Доджа» (по имени главного экономического советника при штабе оккупационных сил) а также связанные с войной в Корее огромные американские военные заказы положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии, обеспечили высокие темпы экономического роста в дальнейшем.

Сан-Францис- ® сентябре 1951 г. была проведена Сан-Францис- гкий мирный ская мирная конференция. Она была организова- договор на правящими кругами США и Англии с целью осу

ществления формальной процедуры подписания представленного ими варианта мирного договора с Японией. Многие заинтересованные страны не были на нее приглашены либо отказались в ней участвовать (как Индия и Бирма) в знак несогласия с англо-американским проектом договора. B ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе касающиеся четкого определения принадлежности отошедших от Японии территорий. После отказа принять во внимание возражения и поправки советской делегации она отказалась подписать мирный договор, классифицировав его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

B соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями, Ялтинским соглашением и решениями Дальневосточной комиссии Сан-Францисский мирный договор закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пэнхуледао и некоторых других территорий, но не указал на их нынешнюю национальную принадлежность.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией, по которому США получилй право держать в Японии свои войска и после заключения мирного договора. Согласно «договору безопасности» американцы брали обязательства не только по обороне Японии, но и по подавление в ней внутренних волнений, а также Оговаривали необходимость развития японских сил самообороны.

Вторая мировая война закончилась для Японии полным поражением. Страна лежала в развалинах, утратила суверенитет, оккупация американскими войсками. Ситуацию в стране контролировал штаб оккупационных войск во главе с генералом Маккартуром до 1948 года, потом до конца 1950 в руках американского посольства.

Тяжёлая социальная ситуация – утрата всех прежних ориентиров. Модель развития эпохи Мэйдзи завершилась полным крахом. Встал вопрос – как жить дальше.

Состояние общества находившегося в состоянии разрухи стало нулевой отметкой для создания новой Японии. В Японии проведены многочисленные реформы отметившие более успешное развитие страны.

Проводились первыми послевоенными правительствами, большую роль сыграло правительство Юсидо Сегеру. Американцы контролировали реформы и предлагали свои проекты.

Меняется вся политическая система. С милитаризмом было покончено и все организации правого толка были запрещены. Большая часть генералов и политические деятели покончили с жизнью. Остальные сидели в тюрьме совершенно бессрочно. Новая политическая элита разработала конституцию заменяющую прежнюю. Провозгласили в 1946, а в мае 1947 года она начала действовать. Япония стала государством символической монархии. Император лишь символ единства нации, от божественного происхождения отказались. Политический строй – демократический со множеством партий. Всеобщее избирательное право и для мужчин и для женщин. Буржуазные свободы. Главенствующая роль – законодательная ветвь власти – Парламент. Партия побеждающая на выборах в нижнюю палату формирует правительство во главе с министром. Отказывалась от войны как инструмента права нации. Становиться пацифистским государством. В стране действует много партий, но ведущие позиции занимает либеральная партия, её оппоненты социалистическая и коммунистическая партии.

Экономика:

Ликвидация прежней высокомонополизированной военной экономики. Военная промышленность была остановлена и в дальнейшем эти предприятия должны были перейти на мирные рельсы. Антимонопольное законодательство – ликвидация концернов и разукрупнение компаний. Ликвидировали лишь 1/3 часть, и только 1,20 разукрупнили в реальности. Не больше 10% акций в одних руках. Восстанавливалась деятельность рынка.

В конце 1948 года американцы проводят пакет неотложных мер предполагавших дальнейшее преобразование в этой сфере. Проведена денежная реформа, изменена налоговая система. Урезаны расходы на содержание госаппарата. Создавались благоприятные условия для работы японских компаний на американскую экономику.

США станут важнейшим экономическим партнёром Японии.

В сельском хозяйстве ликвидировано помещичье землевладение. Не выше 3 гектаров, излишки выкупались государством и в рассрочку в 30 лет продавалась нуждающимся и не родственникам помещиков. В течении 20 лет сельское хозяйство будет датироваться госбюджетом. Ориентирована на американскую фермерскую модель.

В начале 1950 годов неблагоприятная ситуация в политике, необходимость возращения независимости Японии.

1949 год Китай коммунистический. Корейская война. Вьетнам Северный – красный.

В сентябре 1951 года Сан-францисская мирная конференция. Мирный договор с воевавшими странами. СССР покидает конференцию, объявив договор сепаратным. СССР восстановил свой контроль над всем Сахалином и Курильскими островами. 1956 год совместная декларация – шаг к подписанию мирного договора – два на два, - но договор не подписали.

Япония выплачивала репарации пострадавшим странам и с 1952 года становиться независимым государством.

Договор безопасности между США и Японией. Сохранение военных объектов американцев на территории страны, Окинава под контролем США.

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон?) имела место в 1945 - 1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс, принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора оккупация закончилась и Япония вновь стала суверенным государством.

Оккупированная Япония. Красный - территории, оккупированные США, голубой - оккупированные СССР. Синий - аннексированные СССР, жёлтый - аннексированные Китайской Республикой.

Организация и контроль над оккупированной Японией

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбаридировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий план раздела Японии с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки. В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика

Политика демократизации

Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав (4 октября 1945 года).

Разрешение деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов (1946 год).

Разрешение деятельности оппозиционных политических партий, включая КПЯ и СПЯ.

Предоставление избирательного права женщинам.

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 года император публично отрёкся от своего «божественного происхождения».

Экономическая политика

Ликвидация дзайбацу (крупные монополистические концерны).

Аграрная реформа 1946-1949 годов, в результате которой помещичье землевладение было практически уничтожено, а из арендаторов крестьяне стали собственниками земли.

«Линия Д. Доджа» (1949-1950) - линия стабилизации японской экономики, разработанная американским финансистом Д. Доджом. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 году реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях преодоления инфляции и стабилизации экономики. Центральное место в ней занимали прямые налоги, в основу которых был положен принцип прогрессивного подоходного налога. Главным итогом финансовой реформы Доджа стало то, что был сверстан и принят к исполнению бездефицитный государственный бюджет, при котором доходы не просто покрывали расходы, но и значительно превышали их. Эта финансовая реформа также оказала благотворное влияние на состояние внешней торговли Японии: стабилизировала иену и позволила выйти государству из затянувшегося финансового кризиса.

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон ) имела место в -1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс , принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. Оккупация закончилась после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора .

Организация и контроль над оккупированной Японией [ | ]

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбардировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки . В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией . Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза , США и Великобритании , которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика [ | ]

Политика демократизации [ | ]

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 году император публично отрёкся от своего «божественного происхождения» (см. Нингэн-сэнгэн).

Экономическая политика [ | ]

В 1945 году оккупационными властями начат выпуск в обращение оккупационных иен , находившихся в обращении параллельно с японской иеной. В 1948 году оккупационная иена была изъята из обращения, за исключением Окинавы, где она была объявлена единственным законным платёжным средством, полностью заменив в обращении японскую иену.

Культура оккупированной Японии. Цензура [ | ]

В первые годы оккупации американским командованием был издан ряд законов и директив, были декларированы основные права и свободы, выпущены из тюрем политические и культурные деятели, распущены профашистские объединения (в том числе Японское литературное общество и Ассоциация писателей Великой Восточной Азии), упразднена цензура в кинематографе и театральном искусстве. Вместе с тем масштаб преобразований был урезан рядом специальных указаний, запрещавших, в частности, упоминание жестокостей американских военнослужащих .

Изданные в первый послевоенный месяц распоряжения открыли американской администрации путь к вестернизации японской культуры и образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры, контроль за исполнением распоряжений штаба в этой области и на первое время пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации - книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д. В сентябре 1945 года был издан «Кодекс прессы» («Прэсу кодо») - директива, запрещавшая публикацию критики оккупационной администрации и любых материалов, способных повредить американской политике .

Одной из мер по демократизации японского общества стали и регламентации в области религии. Согласно директиве от 15 декабря 1945 года все синтоистские учреждения (храмы, училища и т. д.) были отделены от государства, а Бюро по храмам при министерстве внутренних дел и учреждения, занимавшиеся подготовкой священников и исследованием этой религии, были распущены. Распространение идей синтоизма в учебных заведениях подпало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов .

Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга , и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи - «Докурицу бидзюцу кёкай» («Ассоциация независимого искусства»), «Иссуй кай» и др.

«Обратный курс» в политике США в области культуры выразился в незаконных преследованиях деятелей культуры, стремлении ускорить процесс американизации японского общества и общем усилении контроля над культурной жизнью. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения, встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей; бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться . В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны: классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре (чайной церемонии , искусству икебана). Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки .

Театр [ | ]

В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат . По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население . В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных .

В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии - кабуки , но , нингё-дзёрури - был объявлен антидемократическим . По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» . Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры .

Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях . Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны . Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы . В наиболее трудном положении находился театр но . В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения . Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов - «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» (с 1946 по 1953 год) .

Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль «» , один из самых популярных классического репертуара кабуки . В декабре усилиями трёх трупп театра «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен «Вишнёвый сад » А. П. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии . В 1946 году вернулся к театральной деятельности репрессированный; в организованную им труппу сингэки «Синкё гэкидан» вошли 40 актёров, придерживающихся наиболее левых взглядов. Подвергался критическому переосмыслению классический репертуар кабуки; в октябре 1946 года под руководством Мураямы в театре «Дзэсиндза» была поставлена антифашистская пьеса американской писательницы-драматурга Лилиан Хеллман «» .

Литература [ | ]

По окончании войны возобновили выпуск такие литературные, театральные и общественно-политические журналы, как «Бунгэй сюндзю» («Литературная летопись»), «Тэаторо» («Театр»), «Тюо корон» («Центральное обозрение»), появились новые издания - «Синсэй» («Новая жизнь»), «Синтё бунгэй» («Литература нового направления»), «Тэмбо» («Панорама»). Увеличение числа печатных изданий открыло новые возможности перед японскими авторами. В 1946 году Кафу Нагаи были опубликованы несколько произведений («Танцовщица», «Непрошенные заметки», «Взлёт и падение» и др.), которые в целом отражали довоенный жизненный опыт писателя. В том же году опубликовали свои работы два крупнейших писателя неогуманистического направления: («Тяга к новому», «Меняющийся мир», «Страдания жертвы войны») и Наоя Сига («Серая луна») .

Началось возрождение подавленного в 30-х годах демократического литературного движения, во главе его стали литературный критик, а также писатели Сунао Токунага и Юрико Миямото . В декабре 1945 года было создано Общество новой японской литературы (Син нихон бунгаку кай), которое ставило своей целью борьбу за демократическое развитие японской литературы . Общество повсеместно организовывало литературные кружки для молодёжи и вело работу по привлечению в свои ряды демократически настроенных литераторов .

Юрико Миямото, переживавшая в этой период новый расцвет творчества, опубликовала несколько произведений: «Футисо» (1946), «Равнина Бансю» (1946-1947), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947-1949), первые два из которых показывают жизнь в стране после капитуляции, а последние являются заключительными частями её автобиографической трилогии. Сунао Токунага опубликовал повесть «Спи с миром, жена!» (1946-1948), в который раскрыл свои переживания предвоенных и военных лет, и роман «Тихие горы» (1950), в которой изобразил борьбу рабочего класса в новых условиях .

Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» («Син нихон сидзин»). К обществу примкнули такие поэты, как, один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» .

По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение - «Послевоенная группа» («Сэнго ха»), участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности . С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» («Киндай бунгаку»), вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей - Хироси Нома , Синъитиро Накамура и др.

Участникам «Послевоенной группы» было свойственно резко отрицательное отношение к войне, значительную роль в их творчестве играла критическая литература. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» - вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума .

Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» («Журнал танка», 1948), «Танка хайку кэнкю» («Изучение танка и хайку», 1948), «Танка сэйтё» («Звук танка», 1950) и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций.