Проблема закономерности общественного развития критерии прогресса. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

"Прогресс" (лат.) - "движение от низшего к высшему".

  • Общественный прогресс - развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причины общественного прогресса - потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Для регресса характерны:

  • движение от высшего к низшему;
  • процесс деградации;
  • возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс: эволюция и революция.

Эволюция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении).
Для эволюции характерны:

  • естественная обоснованность изменений
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.
Революция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому).

Для революции характерны:

  • быстрота изменения;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Реформы - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса

  • Нелинейность прогресса: прогресс - выглядит как ломанная линия с падениями и спадами, с позитивными сдвигами и попятными движениями.
  • Относительность прогресса: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость прогресса: прогрессивные сдвиги имели как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Цена прогресса: ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, иногда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Критерии общественного прогресса

Базовая наука: философия . Тема эссе: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.» (Г. Гегель).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Так Георг Гегель, известный немецкий философ, понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы. По его мнению, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, и я полностью согласна с его точкой зрения. Вопрос критерия социального прогресса достаточно актуален, он поднимался философами разных времен, но не нашел однозначного решения.

В течение тысячелетий человек боролся за свои права, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. Уже в древние века начинают зарождаться понятие «свобода» и права человека. Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, там впервые возникают идеи демократии. Это послужило крупным шагом на пути движения к прогрессу. Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно назвать английскую Великую Хартию вольностей (1215 г). Она заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Свобода слова, религии, печати, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были развиты в Билле о правах, Habeas Corpus Act, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина. Таким образом, каждая новая ступень развития общества добавляла все больше прав и свобод человека и распространяла их на все более широкий круг людей.

Кроме этого, стоит отметить, что и сам процесс развития общества, зависит от объема прав и свобод человека. Так как именно они определяют социальные возможности и блага человека, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему взаимодействий, отношений людей в обществе, что так же сказывается на развитии общества. Например, люди из разных социальных слоев общества могут объединяться в общие союзы, что было невозможным при раннем делении общества на касты, сословия и т.д.Так как в современном развитом обществе, где права человека не ограничиваются, главным критерием в подобных случаях будет являться именно умственная развитость человека, его креативность, и тогда такие союзы могут создать что-то новое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Прогресс (от латинского движение вперёд ) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и

совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс - это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс (от латинского возвращение ), для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

В истории человеческой мысли существовали разные точки зрения о направленности общественных изменений.

Так теория “золотого века” строилась на положении о том, что в начале существовало справедливое общество, лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей. Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции.

Ещё в античности возникла концепция циклического развития общества, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития. Идея прогрессивного развития человечества также появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.



В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса . Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Поэтому цена прогресса порою очень велика. Так, например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет. Так можно ли приносить в жертву прогрессу чистоту окружающей среды, высокий уровень нравственности замкнутых деревенских общин, веками проверенные традиционные устои общества?

В чём проблема смысла и направленности исторического прогресса ? В создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей? Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами.

Продолжают сохраняться политические и социально-экономические различия между более чем 200 независимыми государствами. Неодинаково положение людей и внутри государств. Сохраняется социальная стратификация, различно имущественное положение людей, принадлежащих к разным социальным группам, их образ жизни.

Но главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек - уникальный и неповторимый.

Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость. Эту усилившуюся взаимозависимость стран и народов называют глобализацией.

Перечислим основные факторы, способствовавшие глобализации мира:

1) рост мировых экономических и финансовых связей;

2) развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;

3) обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Противоречия современного общественного развития определяются и многообразием мира и негативными последствиями глобализации. Недаром в движении антиглобалистов активно участвуют сотни тысяч людей, выступающих за сохранение многообразия мира.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

Понятие прогресса (от лат. progressus - движение вперед, успех) характеризует определенный тип, направленность развития как переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Применительно к обществу, понятие общественный прогресс традиционно означает признание восходящего, поступательного развития человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Однако такое толкование общественного прогресса связано с различными подходами к пониманию человеком как самого мира, так и общества, критериев ценности, лежащих в основе того или иного миропонимания и жизнедеятельности человека.

Так, в мифическом миропонимании, господствующем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.

В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления). В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества - концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.

В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И.Г. Гердер). Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII - первой трети XIX в. Г.В.Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.

Идея прогресса связана в философии Гегеля с главным отличием человека от животного - наличием мышления, разума. В силу этого в основе исторического прогресса, с точки зрения Гегеля, лежит развитие разума, его переход из внутреннего мира природы во всемирную историю. При этом главной формой реализации является государство, а конечной целью - осознание свободы. Эти два фактора (государство и свобода), их взаимосвязь, развитие и определяют исторический прогресс, “шествие” всемирной истории от Китая, Индии, Персии, Греции, Рима в Германию, а также уровень развития отдельных стран и народов, сохранение одних (Китай, Индия) и гибель других (Персия, греческий мир). Соотношение государства и свободы - это, по убеждению Гегеля, критерий, стержень прогрессивного развития различных стран и народов. При этом в понимании направленности исторического прогресса Гегель занимает позицию европоцентризма, ибо всемирная история, по его мнению, развивается с Востока на Запад, находя свое завершение в немецкой государственности, философии, поэзии и т.д.

Взгляд на исторический прогресс в марксизме изложен в рамках материалистического, формационного подхода к пониманию истории. История общества рассматривается в нем как естественно-исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций, которые представляют собой общество на конкретной исторической ступени развития, с определенным способом производства, базисом и надстройкой. Выделяя пять об-щественно-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую), марксизм рассматривал историю общества как восходящий, прогрессивный процесс перехода от одной общественно-экономической формации к другой на основе развития материального производства, производительных сил, способа производства. При этом движущей силой исторического прогресса рассматривалось противоречие в способе производства между постоянно развивающимися производительными силами и производственными отношениями, связанными с формой собственности и остающимися практически неизменными в тех или иных формационных рамках. Проявлением этих противоречий, с точки зрения марксизма, двигателем прогресса является классовая борьба, а их разрешением, а значит “локомотивом” истории, - социальная революция.

Такой формационный, восходящий, классовый, революционный подход к пониманию исторического прогресса имеет свой смысл, т.к. материальное производство, производительные силы, способ производства, классовая борьба, социальные революции играют определенную роль в развитии общества, но далеко не единственную, не всегда решающую. С позиций такого подхода трудно объяснить многочисленные явления и процессы, не укладывающиеся в формационные рамки. Это понимал и сам К. Маркс, вводя понятие “азиатского” способа производства, особенности которого нельзя было подвести под однолинейное, восходящее, формационное понимание общественного прогресса. Кроме того, понятие коммунистической формации как общества без противоречий, общества изобилия приводило к концу истории, что противоречило самой марксистской диалектике как учению о непрекращающемся движении, изменении и развитии.

Итак, к концу XIX - началу XX в. в европейской философии в понимании общественного прогресса господствовал гегелевский рационализм, видевший основу прогресса в развитии разума, государственности, свободы, и марксистский социологизм, связывающий прогресс с переходом от одной общественно-эконогической формации к другой на основе развития производительных сил. Против абсолютизации этих подходов в понимании общественного прогресса выступили такие философы XX в., как О. Шпенглер, А.Тойнби, К. Ясперс, П. Сорокин и др.

Одним из основных ударов по линейному, восходящему пониманию общественного прогресса был нанесен немецким философом конца XIX - первой трети XX в. О. Шпенглером, который в своей знаменитой работе “Закат Европы” изложил не формационное, не восходящее, не трёхзвенное (Древний мир - Средние века - Новое время) понимание общественного прогресса, а культурологическое, цивилизационное. История общества рассматривалась им не как нанизанная на одну линию последовательность культур, а как их одновременное существование.

Каждая культура, цивилизация, подобно живому организму, проходит, с точки зрения О. Шпенглера, определенные стадии развития - рождение, детство, возмужание, старость и смерть. Им выделено восемь таких культур - египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, западноевропейская и культура майи. В основе каждой культуры, по мнению О. Шпенглера, лежит определенный, специфический стержень, прасимвол, идея. Каждая культура представляет собой не что иное, как вариации на тему своего прасимвола. При этом Шпенглер отрицал наличие единого, общекультурного прасимвола человечества. Отсюда мировая история выступает не как некая целостность, а как совокупность отдельных культур, которые, не имея между собой ничего общего, рождаются, мужают и погибают независимо друг от друга, сами по себе.

Таким образом, понятие единой прогрессивной направленности в общественном развитии, с точки зрения культурологического подхода, становится относительным. Каждая культура сама по себе наполнена глубоким смыслом, но вместе взятые они не составляют определенного единого (тем более прогрессивного) смысла, для их единства нет общей основы, фундамента. В этом видится заслуга О. Шпенглера в понимании исторического прогресса. Он неявно показал, к чему может придти мир, устранив общий фундамент, которым для Европы являлось христианство, ибо сама по себе история без осевой ориентации на мораль, нравственность обречена на гибель. И если Европа после второй мировой войны не погибла, спаслась, выжила, выстояла, то только потому, что она пошла путем расширения и утверждения, принятия, а не отрицания религии, демократизма, гуманизма, защиты прав и утверждения обязанностей личности.

Подобно О. Шпенглеру, неформационный подход к пониманию общественного прогресса развивал в XX в. английский философ А. Тойнби, который в работе “Постижение истории” на большом фактическом материале разрабатывает теорию круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома, разложения. При этом под прогрессом понимается возможность духовного совершенствования, эволюция религий, сближающих и интегрирующих народы.

Осмыслению кризиса европейской цивилизации, пониманию направленности исторического процесса посвящено также одно из основных произведений немецкого философа XX в. К. Ясперса “Смысл и назначение истории”. С его точки зрения, VIII-II вв. до н. э. представляют собой “осевое время”, связанное с возникновением мировых религий, философии и представляющее собой прорыв в мифическом миросозерцании, форму осознания человечеством хрупкости, смертности, конечности границ своего бытия, постановку проблемы спасения, смысла человеческого существования. Это “пробуждение” духа и явилось, по утверждению К. Ясперса, началом общей истории человечества, объединением локальных культур, установлением подлинной, не родовой, не природной, а духовной связи между народами.

Проблема определяющей и объединяющей роли духовности в понимании направленности исторического прогресса в период противостояния двух мировых систем была поставлена одним из крупнейших социологов XX в. П. Сорокиным, который, анализируя особенности и тенденции в развитии двух мировых систем, определяющих судьбы цивилизации, высказал идею о их взаимном сближении, о возможности конвергенции, возникновения смешанного, интегрально-промежуточного социокультурного типа, снимающего негативные моменты и соединяющего позитивные ценности предыдущих.

Фундаментом, основой такой конвергенции, по утверждению П. Сорокина, является близость, одинаковость “культурного качества” любого общества, наличие общечеловеческих ценностей, выделенных еще в античности - стремление к истине, добру, красоте, правде, долгу, свободе, образованию, науке, искусству. Их забвение является признаком кризиса, деградации, регресса культуры, цивилизации, а основными путями очищения, прогресса - альтруистическая любовь и этика солидарности.

Своеобразной “проверкой” этих предсказаний в развитии общественного прогресса явилось современное западное общество, анализ которого дан в работах К. Поппера и других современных зарубежных и отечественных исследователей.

Английский философ и социолог XX в. К. Поппер в работе “Открытое общество и его враги” утверждает, что современное западное общество ничего общего не имеет с “капитализмом”, о котором писал К. Маркс. Для него характерно наличие внутренних механизмов к самореформированию и самосовершенствованию, многообразие форм собственности, прогрессивное налогообложение, широкий спектр социальных программ, что позволяет ему приближаться к реализации общечеловеческих ценностей, так или иначе заявленных в любых теориях и парадигмах, претендующих на понимание и прогнозирование прогрессивного развития общества.

Именно этот критерий (стремление к реализации общечеловеческих ценностей) является главным в анализе современного этапа развития общества и его дальнейших перспектив. Для понимания этого необходим анализ основных типов исторического развития общества, научно-технического прогресса, специфика которых определяется характером соотношения человека со средствами производства.

Проблема общественного прогресса (кратко):

Постепенный переход к более совершенному, высшему, лучшему, называется прогрессом . Противоположное понятие - это регресс, что означает упадок, движение вниз.

1. Кто-то считает, что человечество идет по пути регресса. Например, философ Гесиод, живший в 8-7 веках до н.э.

2. Другие же (и таких мыслителей большинство), что происходит постепенный прогресс:

а) Некоторые считают, что прогресс циклический, с повторяемостью определенных этапов (Платон, Аристотель).

б) Кто-то видит прогресс в виде беспрерывных изменений в разуме человеческого рода (А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе).

3. А третьи, что прогресс - это изменение мировых событий, большее овладение природой и производством (Г.Гегель, К.Маркс).

В 19-20 веках наступило ускорение прогресса, но вместе с этим пришел и пессимистический взгляд на прогресс, например, как на возможный конец истории в виде глобальной катастрофы.

Видение прогресса зависит от времени, в котором живет мыслитель. Ведь прогресс - это не всегда путь усеянный цветами, скорее это приливы и отливы, смена хаоса и порядка, ситуация, когда всё улучшается или приходит к резкому ухудшению, часто в формате революций и даже войн.

Если смотреть на прогресс в рамках государства, то все может выглядеть еще сложнее, ведь какие-то части единого механизма не развиваются одновременно: какие-то улучшаются быстрее, а какие-то медленнее. Или даже так: какие-то части прогрессируют, а какие-то наоборот регрессируют. Например, развитие техники и технологий зачастую ведет к разрушению среды обитания. Открытия в науке могут приводить к разработке более серьезного оружия.

От прогресса страдает и сам человек, так как увеличивается количество информации, количество людей вокруг, видов технологий, что ведет к стрессам и болезням. И т.д.

В связи с этим, критерии прогресса трудно установить. Нет единого показателя, который бы указал на прогресс. Господствующим мнением считается, что общественный прогресс = развитие производительности техники и человека . Действительно, улучшаются технологии, упрощается овладение силами природы.

Другой вариант - это посмотреть на меру свободы и выделить её, как критерий социального прогресса. Свобода - это степень гарантированной индивидуальной свободы человека, что означает возможность раскрытия им своих человеческих качеств.

Похоже, что это две стороны одной медали и развитие условий жизни влечет развитие человечности: морали, творчества, разума.

Человек в любом случае оказывается в центре, становится высшей ценностью - это называют «гуманизм ». А значит, возвышение гуманизма и есть критерий социального прогресса .

Ключевые понятия:

Общественный прогресс, регресс, критерии прогресса, концепции прогресса, глобальные проблемы современности

Сущность и критерии общественного прогресса

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы.

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются:

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими;

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования;

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

Современные концепции прогресса

Три концепции общественного прогресса:

1) пессимистическая;

2) оптимистическая;

3) концепция общественного круговорота.

В античности пессимистическая линия была представлена в произведениях древнегреческого поэта Гесиода (8-7 в. до н. э.), который считал, что общество развивалось по восходящей линии до так называемого «золотого века», когда люди были хотя и бедны, но равны. После него развитие приобрело характер регресса: «Счастье принадлежит прошлому и безнадёжно утеряно». В своей поэме «Труды и дни» Гесиод выделяет 5 стадий развития человечества:

    золотой век,

    серебряный век,

    бронзовый век,

  • железный.

На этапе железного века люди проводят дни в трудах, заботах, печали, всюду царит зло.

Оптимистическая линия в античной философии связана с именами Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» выделяет следующие основные вехи в развитии общества: применение огня, открытие металла, образование семьи, возникновение искусства. В обществе наблюдаются постепенные, но необходимые движения вперёд.

В период феодализма господствующая религиозная идеология отвергала возможность осуществления человеческих желаний в земной жизни, была проникнута сожалением о безвозвратно утерянном рае, надеждами на будущею миссию-спасителя. Данный пессимизм связан был с эсхатологическим учением о конце мира.

Идеологи зарождающейся буржуазии пропагандировали возможность прогрессивного развития общества. Наиболее ярко эти идеи выражены в работе французского мыслителя Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе считал, что способность человека к совершенствованию безгранична. Немецкий философ И. Гердер видел реализацию общественного прогресса в утверждении более разумных форм человеческого общежития. Однако некоторые философы этого периода более осторожно относились к идее прямолинейного прогресса, например, Ж. Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс не только не всегда сопровождается прогрессом социальным и нравственным, но может служить импульсом негативных общественных изменений. Причину этого он усматривал в частной собственности. «Демон собственности заражает все, до чего касается». Он выдвинул лозунг: «Назад к природе».

И. Кант видел внутреннее основание этапов истории в движении к нравственной автономии личности. Его ученик Фихте говорил, что человеческий род на пути к цели своей земной жизни проходит 5 этапов, различающихся уровнем самосознания индивидов, фиксированного в степени развития человеческого разума:

4) наука разума,

5) искусство разума.

Последние три эпохи, в отличие от первых двух, когда разум еще слеп, характеризовались как эпохи зрячего господства разума.

Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди и что в ней, вместе с тем, осуществляется некая объективная логика. В «Философии истории» он рассматривал развитие общества, как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которые представляют собой единство и борьбу противоположений. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь, по Гегелю, есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Каждый народ в своем развитии проходит стадии детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому народу – носителю более высокого принципа. Гегель выделил три исторические ступени – три типа общества:

1) восточный мир,

2) античный мир,

3) христианско-германский мир.

Последний он провозгласил вершиной прогресса, т. к. в нём человек, якобы, обладает свободой. «Всё разумное – действительно, всё действительное – разумно». Разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного типа общества. Феодализм получил классическое воплощение во Франции, а капитализм в Англии.

Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философский воззрений:

1) теологическая;

2) метафизическая;

3) позитивная.

Концепции общественного круговорота опираются на учение итальянского философа Д. Вико, утверждавшего, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи:

1) божественную;

2) героическую;

3) человеческую.

Эти эпохи аналогичны периодам жизни человека: детству, юности, зрелости, после чего прогресс развития увядает и уступает место новому круговороту. Представителями концепции общественного круговорота были О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби.

Шпенглер в своей книге «Закат Европы» рассматривает движение общества как эволюцию локальных культур, каждая из которых, подобна полевому цветку, зарождается, развивается, достигает расцвета, а затем погибает.

Сорокин сравнивал историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой аранжировке. А.Тойнби, английский историк и социолог, в 12-ти томном сочинении «Исследование истории» приходит к выводу, что история общества есть история замкнутых цивилизаций, которые возникали, развивались и исчезали, не оказывая друг на друга существенного влияния, т. е. он рассматривал судьбы цивилизации как абсолютно неповторимые в своей индивидуальности.

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Этот термин стал употребляться в литературе в конце 60-х гг. 20 века и, в буквальном смысле, он означает пространственно-планетарное измерение данных проблем, в отличие от регионального и локального измерения.

И.Т. Фролов дал следующее определение глобальных проблем:

«Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие, как всего мира, так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены, требуют для своего решения международного сотрудничества, усилий всего человечества». В соответствии с этими критериями к числу глобальных проблем относятся следующие проблемы:

1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;

2) экологическая проблема;

3) энергетическая;

4) сырьевая;

5) продовольственная;

6) демографическая;

7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;

8) преодоление экономического отставания;

9) проблема человеческого здоровья;

10) проблема НТР.

Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:

1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;

2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);

3) необходимо новое глобальное, холистическое мышление и новая методология;

4) соединение научных знаний с практическими действиями;

5) планетарная этика;

6) простой, т.е. здоровый образ жизни.