Примеры из библии как люди славили бога. Что значит, прославлять бога и каким должен быть лидер прославления

Прославлять Бога, поклонять Ему. Как это понимать?Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 21.01.2013

Вопрос : "Что такое слава Божья? Объясните, пожалуйста. Меня это очень смущает, у меня создается мнение, что Богу обязаны поклонятся из-за Его славы. Вобщем, я этого не понимаю"
Мир вам и радость во Христе Иисусе, Олег!

Когда мы открываем Писание, мы должны понимать, что наш мозг, мягко говоря, не настроен на то, чтобы понимать Слово Бога правильно. Дело в том, что мы уже рождаемся с эгоистическими наклонностями: дай, дай, мне, мне, я - центр вселенной и пр (Пс.51:5). Потом мир учит нас тому, как жить, и неудивительно, что когда однажды мы сталкиваемся с такими текстами Писания, как эти, например

Пс.20:14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

Пс.28:2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище [Его].
...мы сильно удивляемся...

А вот текст, который для очень многих становится камнем прекновения:

Ис.43:7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
Вся проблема же в том, что мы меряем эти слова нашими человеческими мерками, и видим в Боге то, что видим в себе. А мы всегда хотим быть в центре и превознесёнными, нет человека на этой земле, который не испытал бы радостного чувства, когда его(её) признали лучшим среди других: «вот какой я! я тоже могу!» - и внутри разливается это тёплое и сладкое чувство довольства собой, а воображение уже торопится нарисовать ещё более величественные картины того, каким замечательным, сильным, умным, богатым, всеми любимым, всем известным я могу(хочу) быть. Если каждый из нас по-честному заглянет в глубину своего сердца, то непременно обнаружит, что очень сильно желает воссесть на престол, и чтобы другие прислуживали ему и восхищались им.

Так вот когда мы читаем только что процитированные слова Бога, мы вкладываем себя, свои ощущения в то, что Он сказал, забывая, что мы-то - эгоисты, а Он другой. Совсем другой.

Когда человек говорит: «я сделал это для славы моей» - он хочет, чтобы все носили его на руках.

Когда Бог говорит: «Я сделал это для славы Моей» - Он желает, чтобы Его слава могла обитать в этом сотворённом, чтобы сотворённое было похоже на Него.

Когда человек говорит: «я хочу, чтобы вы все меня любили» - он это делает потому, что ему хочется нежиться любви и восхищении его достижениями.

Когда Бог говорит: «Я хочу, чтобы вы все Меня любили» - Он это делает потому, что только в таком случае у Него будет возможность помочь нам стать правильными и счастливыми, ведь мы всегда равняемся только на тех, кого любим, уважаем, к кому обращены наши лица, мы перенимаем у них черты характера, привычки, словечки, идеи... а если не любим, то и не станем подобными Ему, потому что никогда не повернёмся к Нему, чтобы научиться.

Господь Бог не ожидает от нас аплодисментов, песнопений, торжественных слов, Он не ожидает, что мы начнём носить Его на руках и сдувать с Него пылинки... всего этого ожидает наше эгоистичное сердце, когда размышлет над словами "слава" и "поклонение".

Бог ожидает, что Его славе будет позволено вместиться в нас, обитать в нас. А это возможно только в одном случае: если мы поклоняемся Ему. Вот если вы решите поклонить кому-то, вы как будете стоять? Боком в этому человеку или задом? Конечно, лицом. Вы смотрите прямо на этого человека и тогда это нормальный поклон. Вот если вы стоите лицом к лицу со славоу Бога и кланяетесь ей, то у вас есть шанс научиться тому, что правильно.

Я хочу привести для вас самый, на мой взгляд, яркий отрывок Писания, объясняющий нам, что такоеСЛАВА БОГА, лицом к которой мы должны стоять, когда поклоняемся Богу.

[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою .

И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою...


И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.


И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.


Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]
(Исх.33:18 и далее)
Как видим, Моисей просит: «покажи славу Твою», и Бог в ответ на эту одну просьбу даёт Моисею...

увидеть Его присутствие
услышать Его имя
принять в руки Его Закон.
Вот это всё и есть СЛАВА БОГА.

Теперь, когда мы читаем о том, что Бог сотворил людей для Своей славы, мы должны понимать, что вот для этой славы Он их и сотворил, чтобы они были такими же, как Он .

Когда Библия восклицает: воздайте славу Богу, она вообще-то имеет ввиду - станьте такими, как Он, обретите черты Его характера. Когда она говорит «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1) , она, вообще-то, имеет ввиду не процесс сочинения новых слов и мелодий, а новую жизнь, звучащую как новая песня. Ведь то, как мы живём сейчас больше похоже на старую заезженную пластинку желаний и действий нашей падшей плоти и неправильных представлений о Вседержителе.

Библия указывает нам верный путь к "новой песне". Признайте, что Он - Единственный, на кого надо равняться, кому надо подражать, на кого надо быть похожими...

Пс.99:3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.

пойте о Нём
Пс.12:6 ...воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

Пс.70:23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе...

Пс.149:3 да хвалят имя Его в хороводе, на тимпане и гуслях да поют Ему...

размышляйте о Нём
Пс.76:13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.

Пс.142:5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.

находитесь среди Его народа
Пс.47:10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
Пс.34:18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя

говорите о Нём
Пс.56:10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен

заполняйте свою жизнь Им
Пс.41:3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!

Понимаете? Всё это нужно не Богу. Всё это нужно нам, потому что только так мы можем, образно выражаясь, настроиться на Его волну и оказаться лицом к лицу с Ним. А чем больше Его будет в ваших мыслях, чувствах, действиях, тем больше вы будете походить на Него, тем больше вы будете похожи на Того, Кто сказал о Себе: "человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный"

С уважением,

ИСТОЧНИК http://www.bible.com.ua/answers/r/36/321016

Что такое «слава» в христианском понимании? В советские времена слова «славить» и «прославлять» имели несколько сомнительный смысл, и понятно почему. А что такое «слава» как неотъемлемое свойство Бога?
Ольга

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :
Советская идеология была суррогатом религии: отсюда фетишизация государства и партии, культ вождей, многочисленные памятники-идолы, особая символика. Воинствующая борьба против христианской веры понадобилась для того, чтобы заменить поклонение Божеству как Всесовершенному Духу поклонением человеку и его земным делам. Всякая подмена христианства имеет демоническое происхождение. Само слово «слава» было одним из средств мифологизации реальности.

В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод ; греч. докса ) выражает важнейшее свойство Бога – Его абсолютное величие. Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40: 34). Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7: 2).

Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18: 2). Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» (Пс. 101: 16). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23).

Славословить Бога не только долг человека, но и глубокая внутренняя потребность. Она есть признак духовно-нравственной возвышенности человека, ибо предполагает преодоление таких губительных пороков, как гордость, самость, озлобленность и неверие. ««Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты “противостоишь гордым”. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин. Исповедь. 1, 1). У человека, любящего Бога, благочестие рождает не только стремление славословить Господа, но и желание видеть славу Его признанной во всей вселенной: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 21).

В Библии понятие «слава» применяется также и к людям, поскольку человек является образом Бога и венцом творения: «Славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 6–7). Но слава эта лишь отблеск Божественной славы. Когда человек отпадает от Бога, он заменяет служение Богу поклонением тварному началу: человеку, животным, безжизненным формам (идолам). Тогда тает и исчезает как туман его слава. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1: 24).

Истинной и прочной бывает только та слава, которой человек оказывается причастным на пути спасения. Верой и исполнением евангельских заповедей он становится наследником обетования.

«Слава Богу ! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу! Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и, при встречающейся нужде, испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного нового знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, так сильного и удобного… Слава Богу ! Многие из угодников Божиих любили часто повторять эти слова: они вкусили сокровенную в них силу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Слава Богу! // Полн. собр. творений. М., 2001. Т. 1. С. 359–360).
16 / 10 / 2008
ИСТОЧНИК

«И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему», Псалом 39:4.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше», 1 Фес. 4:3.

О музыке и пении

Музыка и пение наполняют нашу жизнь. Уже недельному ребенку нравится материнское пение! А по мере взросления дети быстро учатся различать настроение поющего, какое оно: успокаивающее, бодрящее, развлекающее и т.д. Вслед за развитием простейших чувств, у детей формируется музыкальный вкус, совершенствуется и развивается слух. Интересен уникальный факт: маленький Петя в 4 года сочинил свою первую музыкальную пьесу – «Наша мама в Петрограде». Вскоре имя этого композитора, выросшего в великого мастера, стало известно всему миру – Петр Ильич Чайковский. И таких историй тысячи – уверен, вы их знаете лучше меня.

Без музыки наша жизнь была бы скучной и однообразной. Тем более, в духовной жизни верующего человека музыка и пение имеют огромное значение. В самом начале Библии мы встречаем первого музыканта по имени Иувал – «он был отец всех играющих на гуслях и свирели» – Бытие 4:21. Через все Священное Писание проходит тема музыки: в богослужениях и в быту верующих. Здесь храмовые оркестры и хоры (Числ 10:1-10; 1 Пар 16:7-10; 2 Пар 23:18, 29:25-30), победные гимны (Исх 15:20-21; 1 Цар 18:6-7), пение и ликование (2 Цар 6:5,12-14; Пс 134:1-3, 145:1-2, 148, 150) и воспевание хвалы Богу там, где собираются двое или трое для общения и молитвы (Кол.3:16). Сам Христос пел псалмы со Своими учениками (Мф 26:30). И в последней книге Библии, уже когда грех побеждён окончательно, песнь хвалы Христу продолжается на небесах (Отк 15:2-4).

Об освящении

Христианское учение об освящении рассмотрено в Библии очень широко. Это прослеживается уже с первой главы книги Бытие, а кульминация находится в книге Откровение в заключительном описании завершения Божественного плана. По своей сути, библейское учение об освящении признает, что человечество создано, чтобы быть полностью подобным Богу (Бытие 1:26-27). Иисус в Евангелии от Иоанна 14:34 цитирует Псалом 81:6: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы», подтверждая уникальность человека. Апостол Петр учит, что человечество становится «причастниками Божеского естества» через Иисуса Христа (2 Петра 1:4). Особо отметим: это не означает, что люди по своей природе становятся, как Бог. Нет, человеческая природа не преобразуется в Божественную природу. Человечество, однако, становится полностью причастно Богу через Божественную благодать и участие в духовной жизни, имея при этом человеческую природу, проникнутую духовной энергией Бога через Иисуса Христа. Здесь для пояснения можно привести аналогию: в светящем расплавленном железе, железо никогда не становится огнем, но приобретает свойства огня.

Освящение – это уподобление Богу, приближение к Нему. В русском языке есть очень ответственное слово «обожение» (ударение на второй слог). Обычно верующие считают, что освящение (обожение) достигается выполнением строгих правил морали и нравственности, и это, конечно, в определённом смысле это верно. Святость – это противоположность греху. Бог свят, Его святость наполняет небеса. Человек же – грешен. Унаследовав греховную природу от Адама, мы не имеем собственной святости, и праведность наша как запачканная одежда (Ис. 64:6). Ничто нечистое не может находиться на небесах. Нас верующих, Господь освящает Своею святостью, и христианам нужно хранить эту святость, не осквернять себя.

В контексте же Нового Завета освящение – это очищение внутренней духовной природы человека. Достичь его могут лишь те, кто получил оправдание в крови Иисуса Христа от своих грехов и преступлений. Другими словами, прежде чем человек начнет стремиться к освящению, он должен назвать Христа своим Спасителем, искренне покаяться перед Богом с своих грехах и пережить рождение свыше. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её...» (Еф. 5:25-26). «Братьям», т. е. уже спасенным, Бог хочет дать «наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Павел писал эти слова братьям во Христе, членам церкви: «Воля Божья есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3) и «сам Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23).

Бог сотворил Адама и Еву «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24), через грехопадение они потеряли свое высокое духовное положение и ввергли тем самым всё человечество и всю экосистему в греховную ночь и тьму. Отсюда следует, что, хотя мы рождаемся в этот мир невинными детьми, все же находимся на одну ступень ниже первоначальной совершенной святости Адама, так как унаследовали его греховную природу. Кроме того, достигая совершеннолетия, человек сознательно, т. е. по собственной воле начинает грешить, опускается еще на одну ступень ниже. Тогда мы оказываемся уже на две ступени ниже той святости, которую имели Адам и Ева до грехопадения.

Но Христос пришел в мир, чтобы возвратить человечеству прежнее высокое состояние, которое человек некогда утратил! Поэтому Христос – надежда человечества (Кол. 1:27). «Он [Христос] – ваша жизнь, и когда Он явит Себя, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Это прославленное состояние будет нашим окончательным отделением от греха.

Освящение - это плод оправданной жизни. Апостол Петр пишет: «Господа Бога святите в сердцах ваших...» (1Петр. 3:15). Освящение - воля Бога для каждого верующего (1Фес. 4:3). Исследователи Библии утверждают, что вопросы святости и освящения упомянуты в Слове Божием 1066 раз. Но вернёмся к прославлению!

Уникальность прославления

Слово Божие открывает нам, что есть еще один, возможно, более совершенный путь освящения (обожения): через участие верующего человека в Божьей славе. Но как земной человек может приблизиться к Небесному Отцу? Как человек может участвовать в Божьей славе, возможно ли это? В псалме 8:5-7 читаем удивительные слова: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его…»

Обратим внимание на важную мысль: Бог освящает нас не только для того, чтобы мы могли быть в Его присутствии и унаследовать рай. Он даёт нам новую небесную природу, дает ее от Своего естества: мы – новое творение! Рождаясь от Господа, покаявшийся получает часть Его природы и всю земную жизнь призван хранить себя от греха, чтобы быть ближе к Богу и полноценно участвовать в поклонении. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17). У христиан – новые гимны, новые мелодии, новые цели и стремления, воистину: «И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему».

Христианин – «святой участник в небесном звании» (Евр.3:1), поэтому наше пение на богослужениях – это хвала и слава Господу. У живущего Христом поэта рождаются стихи, они ложатся на мелодию, написанную вдохновлённым Божьей любовью композитором, – так рождается новое творчество, в центре которого – Христос. Слава Божия наполняет наши сердца и возносится до небес! В этом случае реализуется, происходит прославление, а участники прославления – творцы этой хвалы Господу нашему, находящиеся «внутри» этого духовного бытия, освящаются, духом, душой и телом ощущают близость к Творцу и уже здесь на земле переживают небесные чувства! Этот путь освящения, живой и динамичный, позволяет одновременно получать духовные силы для служения и укрепляет нашу веру.

Яркий пример прославления из истории Израильского народа мы находим в книге 2-я Пар. 5:12-14: «И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий».

Чтобы быть частью такого духовного небесного торжества, нужно с искренним сердцем участвовать в прославлении, независимо от того, являетесь ли вы участником хора, ансамбля, оркестра, группы прославления и ведёте общину в поклонении, или стоите в рядах народа Божьего и присоединяетесь к этой хвале.

Прославляя Господа здесь на земле, мы присоединяемся к ангельским хорам, воспевающим хвалу Богу там, у небесного престола! Так мы прикасаемся к Божьей святости и переживем освящение, которое призваны нести всему миру в своей христианской жизни – жизни поклонения Господу.

11.06.2008

Роберт Годфри

Что значит прославлять Бога?

Взгляд на 150 псалом

Несколько недель назад я посетил богослужение в другом штате. Читая бюллетень и просматривая порядок служения, я был удивлен, увидев раздел богослужения под названием "Х/П ". Зная, что старею и не понимаю многих современных нововведений, я все-таки был удивлен и озадачен данным заголовком. Я думал, что хорошо разбираюсь в литургике и знаю кое-что о традиционных богослужебных формах. Поэтому я с удивлением спросил себя «Что же такое Х/П.?» Я мобилизовал все свои усилия в поиске разнообразных латинских фраз, но было очевидно, что ни одна из них не поможет мне с объяснением. Дойдя, наконец то, в богослужении до "Х/П ", я понял что это аббревиатура для выражения «Хвала и Поклонение». По всей видимости, многие из вас знали уже об этом. Но я был удивлен. Я еще не слышал об этой аббревиатуре и полностью не понимал эту фразу. Но это напомнило мне, что во многих церквях, которые я посещал, вступительная часть богослужения целиком состоит из так называемых песен прославления, а сам раздел часто представлен под названием «Служение поклонения».

Использование такой терминологии беспокоит меня. Мне как проповеднику хочется думать, что моя проповедь также часть поклонения. Для меня тягостно представить, что поклонение закончено, когда община завершает пение, и я начинаю проповедовать. Эта новая формулировка натолкнула меня на дальнейшее размышление о современном понимании богослужения, а в более узком рассмотрении, что мы подразумеваем под термином «Прославление».

Употребление песен прославления широко распространено и очень популярно в наше время. Изначально, впервые услышав об их использовании, я подумал, что должно быть, все эти песни являются библейскими псалмами. Ведь на иврите собрание 150 псалмов названо «Книга хвалы». Но вскоре я понял, что песни прославления и псалмы – это не одно и тоже. Обсуждая вопрос о поклонении, люди часто цитируют150 псалом, рассматривая его как «высшую инстанцию» для оправдания любого действия, представленного как прославление Бога. Ведь, кажется, что в данном псалме содержится все разнообразие актов прославления. И ведь не даром там есть фраза «Хвалите Его в танцах» (в русском синодальном переводе «с ликами» – примечание переводчика). Дает ли нам 150 псалом в таком случае своеобразный карт-бланш для нашей литургики ? Чему же, действительно, учит этот псалом касательно прославления?

Как Господь желает, что бы мы прославляли Его? Каков характер нашего прославления? Какой должен быть характер нашего поклонения? И что наиболее важно, чему само Святое Писание учит нас о прославлении? Мы как представители Реформатской церкви всегда настаивали на обязательном поклонении Богу так, как Он этого хочет. Поэтому единственный путь, который мы можем выбрать для ответа на эти вопросы, – исследование Его Слова. Особо акцентируя внимание на этом очень важном, часто цитируемом 150 псалме – кульминационном псалме книги псалмов.

150 псалом о поклонении

150 псалом, вне всяких сомнений, направлен на прославление Бога. Его частый рефрен «Славьте Господа» появляется 13 раз. А его призыв к поклонению – подходящая кульминация Книги Хвалы. Некоторые исследователи Псалтири отмечают то, с какой тщательностью эта книга в целом была составлена. В первой части Псалтири содержится много псалмов Плача. Большинство из них отражают бремя человеческого бытия и печаль, легко проникающую в нашу жизнь. Но, направляясь к концу книги псалмов, мы слышим все возрастающий хор псалмов хвалы, наслаждения и радости, достигающих своего апогея в 150 псалме – квинтэссенции Хвалы. По предположению исследователей, Псалтирь, вероятно, была составлена с целью отразить всю многогранность жизни верующего в его движении от страданий к славе. Поэтому 150 псалом – это кульминация славы, упования и хвалы, принадлежащая нам как народу Божьему. Поэтому нам полезно, рассматривая этот псалом как ключевой, задать себе вопрос: «Что здесь говорится о прославлении Бога?», «Как он направляет нас в хвале?». Могу предположить, что данный псалом нужно понимать в его контексте направления хвалы. Так как здесь содержатся «Где?», «Почему?», «Как?» и «Кто» Хвалы. Как будто псалмопевец выполнял работу хорошего журналиста.

«Где» прославления

Где нам нужно прославлять Господа? Псалмопевец наставляет нас во второй части первого стиха « Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его».

Прежде всего, провозглашается, что мы должны прославлять Бога в Его храме в его святом месте. Таким образом, мы должны прославлять Его, сосредоточив свое внимание на общинный характер нашего поклонения. Мы должны быть поклоняющимися людьми. Мы должны быть людьми, собранными воедино прославлять Бога и поклоняться Ему.

Это учение Нового Завета. В послании Евреям 10:25 сказано: «И не оставляйте собрания вашего как есть у некоторых из вас обычай». Очень легко думать, что мы можем поклоняться и прославлять Бога в любом месте, делая из этого вывод о неважности общины как Его народа. Ведь мы можем, в таком случае, оставаться у себя дома и поклоняться в уединении. Но псалмопевец делает ударение на центральность именно общинного поклонения. Общинное богослужение просто необходимо. Оно чрезвычайно важно для Божьего народа. Мы должны прийти вместе. Нам необходимо сосредоточиться на Боге.

У вас могут быть друзья, говорящие о возможности поклонения Богу во время игры в гольф. Я думаю, что это хорошая идея, если бы она была осуществима. В Вестминстерской Богословской Семинарии достаточно игроков в гольф и я надеюсь, что они способны поклоняться Богу в игровое время. Но я слышал, что на поле для гольфа головы людей забиты совершенно другим. Иногда во время игры мы сталкиваемся с препятствиями и помехами. По собственному опыту знаю об искушении думать не о Господе, а о чем-то другом. Поэтому Бог, осознавая наши немощи, прекрасно зная, как легко мы отвлекаемся, зная, что некоторые из нас игроки в гольф, говорит нам о необходимости собираться, вместе прославляя Его в святилище, поклоняясь вместе с Его людьми.

Псалом также провозглашает: «хвалите Его на тверди силы Его». Я думаю, что эта фраза призывает нас прославить Господа во всем Его творении. Прославляйте Его, где бы вы ни были. Прославляйте Его во все времена, в любом месте, даже во время игры в гольф. В первом стихе псалмопевец говорит не только о нашем собранном, богоцентричном поклонении как общины, но и обо всех аспектах нашей жизни. Мы должны прославлять Господа всегда. Вся наша жизнь должна, насколько это возможно с нашей стороны, преизобиловать хвалою. Нам не следует быть просто «Воскресными христианами», ограниченными только утренним и вечерним богослужениями. Но хвала должна характеризовать нас в любом жизненном моменте, где бы мы ни находились. Это высказывание отлично согласуется с классическим взглядом Реформатской церкви на поклонение. Вся наша жизнь – это жизнь для Бога во всех проявлениях, в школе, на работе, дома. Они не находятся вне Господа. Это не те аспекты, в которых мы не служим Господу. Но все грани нашей жизни - это территория прославления Бога. Так где же мы прославляем Бога? Мы прославляем Его повсюду. Мы славословим Его со сфокусированным посвящением, собираясь вместе как его народ.

«Почему» прославления

Почему мы прославляем Господа? Второй стих нам говорит об этом. Мы славим Бога за Его деяния и личность. Прославляем Господни «могущественные свершения» и «превознесенное величие».

Мы славословим Его за то, что Он соделал . Размышляя о Господе, вознося голоса наши в хвале, нам необходимо осознавать, что наши песни должны быть преисполнены признанием Божьих деяний. Бог – наш Творец. Бог – наш Судья. Бог – наш Хранитель. Бог – наш Искупитель. Нужно размышлять о том, что Бог уже совершил в прошлом, совершает в настоящем и будет совершать для нас в будущем. Нам следует прославлять Господа за все Его чудные деяния.

Более того, мне кажется, что данный псалом вдохновляет нас признать в своем прославлении Его личность и атрибуты. Мы славим Его за «превознесенное величие». Используя язык человеческих взаимоотношений, можно сказать, что нам нравится, когда люди признательны нам за нашу работу. Думаю, родителям нравится, когда дети благодарят их время от времени. Мы рады когда, сделав что-то особенное для друга, получаем в ответ признание и благодарность. Это важно. Но в человеческих взаимоотношениях время от времени наступают моменты, когда мы желаем, чтобы нас любили просто за то, кто мы есть.

Господь показывает нам, что такое же отношение должно характеризовать наши взаимоотношения с Ним. Нам следует любить Его такого, каков Он есть. Мы должны любить Бога за Его превознесенное величие – ради Его С амого. Иногда сделать это весьма тяжело. Ведь нам намного удобней думать о том, что Господь сделал для нас и благодарить Его именно за это. Но нам необходимо благодарить Бога за Его личность, величие, благость, любовь, верность. Поэтому нам следует размышлять не только об Его деяниях, но и о Нем самом – таком, каков Он есть. «Велик Господь и достохвален , и величие Его неисследимо » (Пс.144:3).

«Как» прославления

Мы подошли к рассмотрению самой большой части 150 псалма, призывающей прославлять Бога во всем музыкальном разнообразии, «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных». Подозреваю, что если бы вас попросили составить список того, как нам следует славить Господа, вы бы написали больше о песне и молитве. Тогда почему псалмопевец говорит в этом отрывке не о словах прославления, а в большей степени о звуках хвалы, возносимых Господу? Почему он акцентирует внимание на этих музыкальных инструментах – струнных, ударных и духовых – практически полный спектр орудий древнего Израиля? Почему он хочет, чтобы мы сосредоточили наше внимание на звуки хвалы, издаваемые этими инструментами?

Нам не следует рассматривать данные орудия как чистую абстракцию, как инструменты, без какой-либо подоплеки, истории или характера. И, конечно, мы не должны понимать псалом следующим образом: «Если мы действительно желаем истинного прославления Бога, тогда у нас обязательно должны быть трубы, тимпаны и кимвалы». Могу предположить, что благочестивый израильтянин, услышав этот псалом, сразу бы представил множество событий, во время проведения которых использовались эти музыкальные орудия. Данные инструменты были тесно взаимосвязаны с важными церемониями израильского богослужения и общественно-политической жизни. Когда народ Божий читал или пел этот псалом, мысленно он возвращался к тем славным деяниям.

Подумайте о трубах. Трубы звучали на разнообразных торжественных религиозных церемониях – жертвоприношения в Храме, День Искупления, великий победоносный момент переноса Ковчега Завета в Иерусалим (Числа 10:10, Левит 25:9, 2 Царств 6:15). Призыв псалмопевца прославить Господа должен был напомнить людям о могучих деяниях Божьих и Его величии. Они помнили, что трубы использовались для призыва на совместные богослужебные и общественные собрания (Числа 10:4). Они напоминали Божьему народу о призыве к битве Господней против Его врагов для защиты Израиля. Напоминали о помазании на царство их царей (Иисус Навин 6, Книга судей 7). Этот инструмент, как мы видим, обращал их взоры к разнообразным событиям, на которых Израиль прославлял своего Бога. Прославьте Его в храме Его. Прославьте Его под небесами Его во всех делах своих.

Подумайте о псалтири и гуслях. Эти инструменты ликования (Бытие 31:27) использовались для игры при посвящении Храма и посвящении восстановленных стен Иерусалима. Иногда сопровождали проведение жертвоприношений и пророчеств. Использовались при праздновании победы в битвах (2 Пар. 5:12, Неемия 12:27, 1 Царств 10:5, 1 Пар. 25:1-6, 2 Пар. 29:25, 20:28). И снова мы видим все богатство исторического контекста этих музыкальных орудий. Они производили не только звуки прославления Господа. Это были звуки, тесно взаимосвязанные с религиозной, национальной и военной историей Божьего народа. Все что Израиль совершал в служении Господу, проявлялось в их прославлении.

«Хвалите Его с тимпаном и ликами». Здесь снова упоминаются инструменты, особенно используемые для выражения радости. В Святом Писании танец часто противопоставляется трауру. В книге Екклесиаста написано «Время плакать и время танцевать» (в русском синодальном переводе «время плакать» – прим. переводчика). Тимпаны и танцы выражают времена счастья, празднеств и величие триумфа (Псалом 29:11, Иеремия 31:4, 13). В Израиле тимпаны и танцы использовались в праздновании военных побед. Поэтому мы видим, как Мариам танцует. Как она ведет жен израилевых в танце, играя на тимпане, празднуя гибель фараона в Красном море и спасение своего народа (Исход 15:20). Мы находим частые упоминания о танцующих женщинах во время празднования побед Саула и Давида над врагами Бога (1 Царств 18:6, 21:11, 29:5). Во время праздника сбора урожая также присутствовал танец (Книга судей 21:21). В Святом Писании нет ссылок использования танца в Богослужении Израиля, кроме одной – трагическое событие поклонения и танца золотому тельцу (Исход 32:19). Но в самом богослужении Яхве мы не найдем упоминаний о танце как его неотъемлемой части.

Есть только одно возможное исключение из правил. Во 2 Книге Царств 6:14 говорится, что «Давид скакал из всей силы пред Господом» во время перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И вы, конечно, помните, что его жена, дочь Саула, обвинила его за этот танец и получила Божье проклятие за свою критику.

Это событие весьма интересно. Оно описывает нам обнаженного Давида, танцующего пред Ковчегом. В таком случае возникает закономерный вопрос. Может ли быть единственно приемлемым литургическим танцем, упоминающимся в Библии, именно танец в голом виде? Конечно, этот вывод может привести нас еще к большим проблемам, чем те, что у нас есть в нашем исследовании поклонения в целом. Так что же в действительности там происходило? На мой взгляд, когда Писание говорит, что Давид был наг, оно не имеет в виду физическое обнажение. Подразумевается, что он отложил в сторону свои царские облачения и регалии. Он снял с себя царские ризы, обычно одеваемые царями для торжественных событий. Давид уничижил себя пред народом и Господом. То, что он отказался в этот момент от знаков отличия своего положения, и есть его нагота (надеюсь, мое толкование не слишком викторианское, благоразумное прочтение текста, но наиболее вероятное, так как нагота не была частым событием в Израиле). Жена критиковала Давида именно за снятие царских облачений. За его кротость и смирение пред Богом и людьми. Давид не вписывался в ее картину понимания образа царя и воина, когда он присоединился к танцующим пред Ковчегом женщинам, сняв с себя все знаки отличия. Но он воздал подобающую хвалу Богу в этом празднестве великой победы завоевания Иерусалима, дарованной Господом С воему народу. Давид не желал славы для себя. Он радовался в смирении во время этого триумфального события в жизни Израиля. Поэтому танец Давида был проявлением празднования победы, которую его Бог, Великий Господь дал С воему народу.

Струны и органы, упомянутые в 150 псалме, – также музыкальные орудия ликования. Кимвалы больше ассоциируются с переносом Ковчега и храмовыми жертвоприношениями (2 Царств 6:5, 2Пар. 29:25). Поэтому мы можем увидеть, что данные музыкальные инструменты не только производят звуки прославления Господа, но и целую историю взаимоотношений между Богом и Его народом в хвале.

Величайшее описание использования музыкальных инструментов в истории Израиля происходит именно в момент перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И это важно отметить. 1 Паралипоменон 13:8 представляет собой ключ для понимания. Мы читаем: «Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах». Обратите внимание на фразу «Из всей силы». Как мы должны славить Господа? Мы должны славить Бога из всей силы. Это основное учение данного отрывка. Это великое послание Святого Писания. Наше прославление Бога не может быть поверхностным и случайным. Оно должно быть от всего сердца.

Мне нравится приходить в церковь и петь. Это одно из немногих мест, где мне разрешено это делать! Поэтому меня всегда беспокоило наличие людей, не желающих петь на богослужении. Конечно, могут быть веские причины для выборочного пения. Иногда я прекращаю петь в некоторых церквях, и тогда мои дети спрашивают меня «Что неправильно в богословии этой песни?» Поэтому есть время, когда мы не поем. Но мы призваны воспевать хвалу от всего сердца. Господь желает видеть энтузиазм в нашем поклонении Ему. И этот энтузиазм не заключается в громкости производимого нами звука. Это не самое главное в нашем прославлении.

Иногда, возвратившись домой после богослужения, я спрашиваю детей о содержании песни, которая мне понравилась больше всего. Они научились быть готовыми отвечать на такие вопросы. Но вы знаете, это хорошая проверка для каждого из нас. Помним ли мы то, о чем пели две минуты спустя? Позволяем ли мы восхитительным благословениям хвалы наполнить наши сердца, наш разум, акцентируя внимание на содержании песни?

В наше время звучат голоса, выступающие против большого количества слов в нашем прославлении. Есть даже шутка об этом. «Современная церковь поет четыре слова и три ноты на протяжении двух часов». Но Бог даровал нам изобилие слов для прославления.

Слова, которые дороги нам. Слова, которые нам следует любить. Слова, которые связывают нас со всей историей его великого искупительного служения. Поэтому, когда мы читаем эти слова о музыкальных инструментах истории Израиля, мы понимаем две важные истины. 1) Мы должны прославлять Господа во время богослужения. 2) Мы должны прославлять Господа во всех аспектах нашей повседневной жизни.

Совершенно очевидно, что мы не в состоянии одновременно управлять автомобилем и прославлять Господа «из всей силы», как во время богослужения. Но мы желаем позволить нашим сердцам соединиться с Богом. Вот почему Библия подчеркивает важность знания Святого Писания. Вот почему важно запоминать его до тех пор, пока слова не заполнят наше сердце и разум. Вот почему так восхитительно петь именно библейские псалмы. Когда слово С амого Бога насаждается в сердце и разуме. Когда мы действительно знаем псалмы, тогда наша хвала Богу возносится легко и естественно. Так как же нам прославлять Господа? Нам нужно прославлять Господа «из всей силы», сосредотачиваясь только на Нем.

«Кто» прославления .

Кто должен прославлять Бога? Псалом завершается последним аккордом «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя». Все мы, получившие жизнь от Бога, сотворенные Им и дышащие благодаря дыханию, данному нам С амим Господом, созданные по Его образу и подобию для общения с Ним, да прославим Его. Нам было вверено необычайно важное задание, дана великая заповедь – прославлять Господа! Да не посмеем пренебрегать ею и относиться как к чему-то незначительному. Но все мы, имеющие дыхание жизни, особенно те, кто искуплен Иисусом Христом, кто был воссоздан, заново рожден Духом Божьим, испытавшие спасительную работу Иисуса Христа в своих сердцах, должны участвовать в деле прославления. Наши жизни должны быть наполнены хвалою. Прославляя Его всей силою своею, собранные воедино и служа Господу в огромном пространстве мира, которое Он нам дал. Будем хранить себя от тривиального отношения к прославлению Бога. Ведь прославление не ограничивается лишь частью жизни и богослужения под аббревиатурой "Х/П ". Мы должны увидеть мир, созданный Богом во всей его многогранности, понимая, что можем поклоняться Ему везде.

Я надеюсь, вы увидели, как наполнен хвалою 150 псалом, каким образом научает и направляет нашу хвалу. Да прославят Господа всей силою своею все творения Его!

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

Казалось бы, тема необходимости прославления Бога столь очевидна,что подразумевается сама собой, однако, в жизни все несколько сложней. Когда приходят проблемы мы не только не славим Бога, но наоборот, ругаемся и раздражаемся на всех, кто попадется под руку. Спрошу иначе, часто ли вам приходится слышать «Слава Богу!» когда человек находится в трудных обстоятельствах? Есть еще одна грань, когда люди просто крайне редко вспоминают о Боге и тем более редко Его благодарят, а фраза «Слава Богу!» произносится механически и бездумно. Насколько важно славить Бога? Как и когда Его славить? Что значит прославлять и благодарить Бога и как это правильно делать? Постараемся в нашей теме ответить на эти интересные и важные вопросы. А поможет нам разобраться с правильной благодарностью и прославлением Бога история о десяти прокаженных. «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук.17:12-19).

ГЛАВА 1. О СУТИ БЛАГОДАРЕНИЯ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ ИЛИ

ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА?

Зачем живет человек? Каково предназначение венца творения? Этот вопрос, который задает себе каждый приходящий в мир, заставляет нас искать ответ не в человеческой мудрости, и не только в земной плоскости, но в чем — то высшем, в Боге, который сотворил человека. Если согласиться, что существует вечность то и смысл человеческой жизни должен быть вечным. «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (Лук.17:12,13). Люди лишили себя вечности по двум причинам. Во-первых, первые люди, Адам и Ева, согрешили, не послушавшись заповедей Божьих запрещающих пробовать плоды с дерева познания добра и зла, то есть не пробовать на вкус зло. И эта склонность ко злу самих первых людей отрезало от общения с Богом еще и передалась всем последующим поколениям, которые уже добровольно грешили. Проказа всегда в Библии символизировала грех. Проказа, или как сегодня называют эту болезнь – лепра, делает с человеком страшные изменения, не только поражая кости, лицо, но и производит распад нервной системы. «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных…» В этом мире пораженном проказой греха есть великая надежда на встречу с Богом, который входит в каждое селение. Как бы не был прокажен грехом человек он всегда может встретиться со Христом. Но вернемся к теме предназначения человека. Человек создан для прославления и благодарности Богу. Восхищаясь чем-то мы выражаем благодарность. Что прославляют люди хорошо слышно из того о чем люди говорят. Представьте компанию мужчин, которая рассказывает, как вчера они напились, как они почти ничего не помнят. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет.4:3,4). Эти люди прославляют свое состояние. Кто-то прославляет свои деньги, свое Богатство, свое положение, свою политическую партию. Кто же прославит Бога? «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:23).

Приоткроем завесу тайны вечности, чем же занимаются люди, которые уже в небесах рядом с Богом? «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:9-11).Таким образом, мы делаем вывод, что человек сотворен Богом для того, чтобы славить своего Творца. Кстати, об этом достаточно прямо говорится в Библии: «каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис.43:7). И, кстати, не только человека, а все творение, например Ангелы так же славят Бога: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс.148:1,2). То, что человек создан для славы Божьей можно определить, если вспомнить, что мы испытываем, когда благодарим Бога. Радость, мир, духовная сила, оптимизм от веры и надежда, вот какие эмоции, настроение и мысли наполняют нашу душу. А теперь вспомните, что вы чувствовали, когда человек обижен, недоволен, разгневан, — подавленность, печаль и безнадежность? Так, что же является более естественным для человека? Какое же состояние приближает человека к счастью? Одна моя знакомая, которая уже умерла, все повторяла: «Все минає» и так себя настраивала на преодоление болезни. И действительно, все проходит, а что же остается? Остается то, что связано с вечностью и то, что вы славите и благодарите Бога, это с вами останется навсегда.

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО СЛАВИТЬ БОГА ИЛИ КАК ПРИЙТИ В СЕБЯ

Открою вам тайну, все, что происходит в этом мире, все имеет одну цель — привести человека к Богу. Стихийные бедствия, сложные обстоятельства, политические катаклизмы и тупики, экономические кризисы, если на все это посмотреть с высоты неба и вечности, все имеет цель – вернуть человекак Богу. Помните, знаменитую притчу о блудном сыне, в которой говорится о молодом человеке, прокутившем всю свою часть от имения отца, и дошедшем до банкротства вернувшемся в родной дом с покаянием? Принятие решения блудного сына к возвращению описано такими словами: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:17,18). Итак, чтобы вернуться к отцу, который символизирует Отца Небесного, Бога, блудному сыну нужно было прийти в себя. Выражение «прийти в себя» означает на все посмотреть правильным взглядом, Божьим взглядом. Так вот, все стихийные бедствия, проблемы, кризисы, это все для того, чтобы человечество пришло в себя, а значит, каждый отдельный человек. Вот как прихождение в себя описано в книге «Откровение»: «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откр.11:13).

Хвалить и славить Бога – это выражение любви. Бог оставил нам величайшую заповедь, которая объединяет в себе всю Библию, всю жизнь и все самое важное: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-39). Если мы любим Бога, то за все и всегда будем Его благодарить. «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?» (Лук.17:14-17). Прокаженный, который получил исцеление,возвратился, чтобы выразить благодарность и любовь Богу.

ГЛАВА 3. КАК ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ БОГА

Какие же могут быть мотивы прославления Бога? Бога можно славить от страха. «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:4); от благодарности и от любви. Славить и благодарить Бога за Его любовь – это высшая форма прославления Бога. И все же, даже сильные потрясения часто не способны привести человека к благодарности Богу. «И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр.16:9).

Как славить, когда все плохо? «Большое несчастье постигло делового человека. Его предприятие сгорело, и он в отчаянии приехал домой, сел за свой стол и, опустив голову, начал плакать. К нему подошла его маленькая дочурка и спросила:«Папа, почему ты плачешь?»

«Деточка, я все потерял… все потерял», — ответил отец.Дочурка посмотрела на него с недоумением и спросила: «Как это ты все потерял? А я? А мама? Мы не потерялись. А Бог?»Отец понял, что он преувеличил свое горе, и ему стало стыдно перед дочерью. Преклонив колени, он за все возблагодарил Бога и успокоился.Как же славить Бога?

  1. ВСПОМНИТЬ. Бог многократно просит, настаивает и дает заповеди о необходимости помнить все Его дела. Как правило, люди, которые не благодарят Бога, они не помнят, что Господь для них сделал: «Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор.8:12-14). «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?» (Лук.17:14-17). Бог ждет нашего возвращения с благодарностью. Ждет каждый день, каждую минуту, в каждой ситуации. Прокаженный вспомнил кто его исцелил.
  2. ВЕРНУТЬСЯ МОЛИТЬСЯ . Когда один из прокаженных увидел, что исцелен, он повернулся на 180 градусов и пошел в обратном направлении, чтобы поблагодарить. «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога». Скорее всего, ему было не по пути. Скорее всего, у него были теперь большие планы, которые созревали в голове прокаженного в доли секунды, строя грандиозные перспективы человека, который в один момент вернулся к полноценной жизни. И все же он возвращался с единой целью благодарить. Возвращающийся тратит свою силу и время. И для нас это очень важный урок. Нам всем нужно вернуться, чтобы поблагодарить Бога. Молитва – это есть форма возврата, потому что только в молитве мы приходим к Богу со словами благодарности.
  3. ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ. Пилотов знают, что взлетать нужно всегда против ветра. Ветер помогает подняться на большую высоту. Именно так поступает птица, когда ей грозит опасность. Птица попадает в поток взмывающий ее ближе к слонцу. Так и со страданиями, испытаниями жизненными, которые помогают нам приближаться к Господу. Знаменитый герой Библии переживший большое давление страданий все равно оставался верным Богу, даже когда его ближние подталкивали отпасть от веру: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов.2:9,10).Библия очень точно описывает, что происходит с человеком, который не благодарит Бога: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21).Человека, не ищущего, как воздать Богу славу, наполняет суета и мрак. Прокаженных, которые получили исцеление и не вернулись благодарить Бога душу вскоре наполнит суета и мрак, а вот тот, кто вернулся благодарить Бога, переживает противоположное состояние — мир и свет, покой и радость.
  4. БЛАГОДАРИТЬ ЗА ВСЕ. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Прокаженный вернулся, чтобы поблагодарить за чудесное исцеление. За что же благодарить нам? Есть три уровня благодарности:1й – это только за то, что Бог сделал сейчас. 2й – благодарить за то, что Бог сделал для нас.3й – благодарить за все и даже за плохое, за трудности и страдания. Мы не всегда понимаем сразу, что хочет Бог, иногда мы испытываем боль и досаду, от того, что с нами происходит все не так, как хочется, но именно в таких ситуациях вступает в силу вера. Если я раздражаюсь и злюсь, если я позабыл о благодарности Богу, то где моя вера? Я часто вспоминаю, как собирался эмигрировать в Америку. Мне сказали, что если я рискну и вложу 300 долларов, что составляло все сбережение моей семьина тот момент, то скорее всего смогу уехать в богатую страну, чтобы материально обеспечитьсамых близких мне людей. В посольстве США человек, выражение лица которого я никогда не забуду, посмотрел мне в глаза и сказал «нет». Я был подавлен, мне казалось, что моя душа умерла, потому что рухнула всякая надежда. Я бродил по улицам Киева, ожидая времени отправления поезда, и вдруг Богу мне напомнил: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). И я понял, что славить Бога – это выбор человека. Так же я понял, что сильным человек становится тогда, когда может в любой ситуации молиться с благодарностью. Бог наполнил мое сердце великим миром и радостью. Я никогда не жалел, что остался на Украине и стал пастором прекрасной церкви.
  5. БЛАГОДАРИТЬ ВСЕГДА. Мы начинаем утро с благодарности. Затем в течении дня благодарим, вечером заканчиваем день благодарностью. У нас неприятности, а мы благодарим, потому что Бог. Через эти самые неприятности, дает уроки веры. В величественном храме Израиля священники 24 часа занимались тем, что славили Бога, а храм отображал все, что происходит в небе: «И поставил Езекия череды священников и левитов, по их распределению, каждого при деле своем, священническом или левитском, при всесожжении и при жертвах мирных, для службы, для хваления и славословия, у ворот дома Господня» (2Пар.31:2).

ГЛАВА 4. ПОСЛЕДСТВИЯ БЛАГОДАРНОСТИ.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ, КАК ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ

  1. 1. Благодарность убивает уныние, печаль, тревогу. Благодарность приносит духовную победу. Иисус говорил: «…вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан.16:20).Один христианин рассказывал: « Как-то я слушал свидетельство одного человека. Он получил сильные травмы при падении в колодец, который рыл. Казалось бы, все… инвалид…все лучшее в жизни позади, но если бы вы видели и слышали, как он благодарил Бога за все, что произошло в его жизни. Я никогда не забуду его слов: «Кто зрозуміемоюрадість?…Коли я плачу, я радію…Коли я радію, я плачу…Бог розуміе мою радість!» Библия рассказывает историю, как на еврейский народ напали войска двух вражеских народов Амонитян и Моавитян. И как же нужно было с ними воевать? «И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его! И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены» (2Пар.20:21,22). Сегодня у нас нет таких врагов, как Амонитяне и Моавитяне, но есть духовные враги, — уныние, депрессия, апатия, ропот, обиды. Поставьте впереди всего благодарность и хвалу Богу, и вы увидите, что враги ваши поубивают сами себя.
  2. 2. Благодарность исполняет Духом Святым. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18,19).
  3. Благодарность наполняет нас миром: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6,7).
  4. Благодарность и это, пожалуй, самое важное, приносит спасение. «И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук.17:19). Прокаженные лишь исцелились, но после исцеления может вернуться болезнь. После исцеления, даже если здоровье человека сохранится, могут прийти другие проблемы причиняющие боль гораздо больше самой проказы. Нам нужно больше чем здоровье, нам нужно спасение от Бога. Девять прокаженных, потому что они не вернулись поклониться Богу, поблагодарить Христа, не получили самое важное – спасение. А вот 10й прокаженный, вернувшийся прославить Бога, получил. Девочка, лет десяти, услышала разговор родителей о своем младшем братике, который был тяжело болен, что его спасет только чудо. У девочки был 1 доллар и 11 центов. Она пошла в аптеку и попросила продать ей чудо. Аптекарь с улыбкой заметил, что они не торгуют чудесами, но один, богато одетый человек, присел рядом с девочкой и начал расспрашивать ее о том, кому это чудо предназначается. Девочка поведала историю о своем братике и ему была сделана операция тем самым хорошо одетым человеком, КарлтономАрмстронгом, знаменитым нейрохирургом. Так маленькое порождает великое и желание выражать свою любовь в малом приносит великие результаты. Начинайте благодарить Бога за все, приносите ему эту маленькую жертву хвалы. «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15).

Самый короткий псалом, 116 говорит нам о том, что Бог ожидает хвалы и благодарности всех людей на земле. По крайней мере, после того, как мы размышляли на тему необходимости благодарить и славить Бога, таких людей будет немного больше.«Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия» (Пс.116:1,2).

ЗА ЧТО НАМ БЛАГОДАРИТЬ. За жизнь, за радость и печаль, за то, что Бог с нами и открылся нам, за наших родных и близких, за таланты которые Бог дает, за трудности, за Христа, который пришел на землю, за каждый удар сердца, за каждое мгновение жизни, за надежду на вечную жизнь, за Библию, за церковь, за братьев и сестер, за природу, которая нас окружает, одним словом за все.

ВОПРОСЫ: 1) Почему цель человеческой жизни в прославлении Бога? 2) Почему для Бога так важно, чтобы люди его славили почему Бог ищет себе поклонников? 3) Можно ли сказать, что неверующие все что-то или кого-то славят? 4) Что нужно делать, чтобы правильно славить Бога (помнить, возвращаться, благодарить всегда и за все)? Обязательно поделитесь своим опытом, как вы прославляете Бога, как вы это делаете, когда вам плохо или когда ваши планы разрушаются? 5) Почему благодарность убивает уныние и как наполняет нас Духом Святым?

Хотя Бог на самом деле не нуждается в том, чтобы кто-то показывал Его в хорошем свете, верующие должны показать миру что Бог есть благой. От наших слов и поступков зависит, как Он выглядит. Размышления об этом возлагают большую ответственность на нас.

Апостол Павел сказал: "Итак, едите ли, пьете ли, или что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор.10:31). Другими словами, нам надо прославлять Бога во всем, что мы делаем!

Но что это значит прославлять Бога? Греческое определение слова "прославлять" значит "превозносить", "хвалить", "возвышать". Когда мы прославляем Бога, мы представляем Его лучше, чем люди когда-либо думали о Нем! Мы прославляем Бога отражая Его благость, потому что Он есть Благой!

Многие христиане думают, что прославление Бога заключается в том, чтобы просто ходить в церковь и поднимать руки в хвале и поклонении. Но это только часть этого. Если это все, что вы делаете, это единственное время в которое вы отражаете Божью благость. Люди, которые в церкви поклоняются Богу уже знают, как Он благ! Однако люди вне церкви — те, которые живут на одной площадке с вами или те, с которыми вы работаете — именно им нужно видеть Божью благость.

"Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1Пет.2:11-16).

ИЗ этого отрывка Писания следует, что, когда мы живем святой жизнью на виду у неспасенных, они будут приходить прославлять Бога! Теперь давайте посмотрим на стих 17, потому что это открывает некоторые практические пути прославления Бога и отражения Его благости!

"Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1Пет.2:17). Согласно этому отрывку Писания мы можем прославить Бога, почитая всех. Это значит, что мы должны проявлять уважение к людям вокруг нас. Простой способ сделать это — быть хорошим ближним. В мире, котором мы живем, большинство людей вообще не знают своих ближних, и тем более не проявляют к ним хорошего отношения.

Например, вы вырываете бурьян в своем саду, и у вас нет ограды, которая отделяла бы ваш сад от соседского. И вы внимательно следите за тем, чтобы не пересечь невидимую линию, разделяющую ваши участки. Но ничего страшного не случилось бы, если бы вы немного помогли и вашему соседу. Вот это и есть один из примеров, как быть хорошим соседом.

Человеческой же природе характерна ненависть и эгоизм, сердцу же и духу человека — любовь и даяние. И эти две силы всегда воюют друг против друга.

Позвольте мне объяснить, что я имею ввиду. Если кто-то обидел вас, ваш духовный человек хочет показать любовь и позволить миру увидеть, что Господь действительно благой. Ваше сердце говорит: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Но плотская натура говорит: "Бери все себе когда можешь и забирай, пока другие не опередили тебя". Вот почему не всегда легко ходить в любви по отношению к другим. Однако мы можем делать это!

Иисус сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:35).

Это не значит, что мы должны любить человеческий грех. Мы не должны любить плохие вещи, которые делают люди, но мы должны любить людей.

Я хочу чтобы вы усвоили здесь кое-что. Любовь это не чувство. Любовь — это действие, которое производит чувство. Если вы действительно любите кого-то, вы покажете ему это. Вы не просто говорите: "Я люблю тебя". Мы говорим миру, что Бог любит их, но это только слова. Нам необходимо показать, что Господь любит их через наши поступки.

Хорошей иллюстрацией любви в действии является история о добром самарянине (Лк.10:25-37). Интересно то, что ничего не сказано о том, что самаритянин чувствовал. Все внимание сфокусировано на том, что он делал. Видите ли, то как вы чувствуете себя в ситуации не так важно как то, что вы делаете. Как христианин, все, что вы делаете, должно соответствовать Божьему Слову, потому что именно ваши поступки покажут Бога в хорошем или плохом свете.

Иисус повелел нам любить наших ближних как себя (Мат.22:39). Апостол Петр повелел нам всех почитать (1Пет.2:17). Но никто из них не говорил о том, что мы должны чувствовать. Это не имело ничего общего с чувствами.

Они говорили о действии. Согласно Слову Божьему, мы должны обращаться с нашими знакомыми с любовью, достоинством и уважением — независимо от того, что мы чувствуем. Мы не ходим по чувствам — мы ходим по вере.

Петр также говорил, что мы прославляем Бога, любя братство верующих (ст.17). Это не значит, что мы должны любить только тех, которые верят в говорение на иных языках или принимают исцеление. Любить братство верующих, значит показывать почтение и уважение ко всем, которые были спасены кровью Господа Иисуса Христа, независимо от убеждений.

Мы должны иметь такую же позицию по отношению к человечеству, как Бог. Бог любит каждого. Он нелицеприятен (Деян.10:34). Но по тем или иным причинам, если человек не верит точно так же, как по нашему мнению, ему следовало бы, зачастую нам даже не хочется общаться с ним.

Я слышал как мой отец говорил много раз, что люди воруют у себя Божьи благословения, из-за того, что они не показывают любовь и уважение ко всему Телу Христа.

Например, один человек говорит: "Я был рожден свыше через Кровь Иисуса Христа". А другой говорит: "Я рожден свыше и верю в говорение на языках". Третий же говорит: "А я также верю в исцеление и преуспевание".

Это три разные уровня убеждений, но они все имеют "общий знаменатель" — рождение свыше через Кровь Иисуса Христа. Таким образом, они должны быть способны общаться друг с другом на основании этого "общего знаменателя". Тем не менее, иногда кажется, что некоторые верующие имеют позицию самоправедности, которая говорит: "Мы не можем общаться с ними, так как они не из нашего движения". Или: "Мы не можем ходить в эту церковь, потому что это не церковь живого слова". Я открою вам секрет: если они проповедуют Иисуса Христа и Его распятие, значит, это и есть церковь живого слова, потому что Иисус — это Живое Слово! Вот что говорит об этом апостол Павел: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного … ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28).

Мы можем читать этот стих так: "Нет Баптистов и Пятидесятников. Нет этой или той деноминации". Если мы были рождены свыше, мы в Иисусе Христе. Верующие должны прийти в единство для достижения мира и для того, чтобы завоевать больше душ для Христа. Давайте перестанем спорить о деноминационных различиях. Давайте спасать людей!

Слишком часто люди Божьи проводят время в спорах друг с другом, в то время как люди из мира находятся прямо на пути в ад. Это именно то, чего и хочет дьявол. Видите ли, если дьявол не может склонить христиан ко греху, тогда он попытается настроить различные деноминации друг против друга. Вследствие этого, церкви не устраивают общегородские евангелизации, для достижения "погибающих", так как они не сотрудничают друг с другом!

Библия называет споры и разделения грехом. Поэтому давайте идти вместе ради одной цели: освобождать людей и делать их свободными. Если мы собираемся прославить Бога и отразить Его благость, мы должны показывать единство в Теле Христа. Мы должны учиться любить и уважать каждого члена Тела Христа.

Стих 17 этого послания также говорит нам прославлять Бога, боясь Бога (1Пет.2:17). О страхе Божьем говорится в Библии от Бытия до Откровения. Но это не значит быть парализованным страхом и бояться, или, как люди сейчас выражаются, быть "напуганными до смерти". Это значит стоять в благоговении перед Богом и иметь уважение к Нему.

Годы назад, когда одна компания решила построить отель и казино, стоимостью в миллионы, один из ведущих работников этой организации уволился с работы, протестуя против этого. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: "Мое отношение и уважение к моему Господу Иисусу Христу привело меня к этому решению". Этот мужчина был так верен Господу, что он уволился с прибыльной работы в преуспевающей компании. Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы иметь много денег — плохо то, если они ваш бог (1Тим.6:10). Знаете, многие люди говорят, что Иисус является Господом их жизни, однако, когда дело доходит до их кошельков — здесь начинается совсем другой разговор.

Мы должны иметь страх Божий и уважение к Нему в каждой области нашей жизни. Когда мир видит, что мы совершаем такие поступки, которые нравятся Богу, это прославляет Его!

И наконец 1Пет.2:17 говорит, что мы можем прославить Бога почитая царя. Другими словами — быть хорошим гражданином. В Библейские времена у них были цари. Сегодня у нас есть правительство и президент. Но принцип остается тот же: мы должны чтить тех людей, которые имеют власть над нами (1Пет.2:13,14).

Когда мы послушны "земным" законам, это приносит славу Богу. И хотя человек может быть хорошим гражданином, не будучи христианином, я верю что христиане должны быть хорошими гражданами и принимать активное участие в том, что происходит в их стране. Это важно.

"Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело" (Тит3:1). Этот стих говорит, что мы должны быть готовы закатать рукава и идти работать. Многие христиане сидят праздно, постоянно жалуясь на правительство, но при этом не очень многие из них идут на выборы или принимают участие в общественных делах. Они жалуются на систему образования, но лишь очень немногие родители-христиане стремятся принять участие в школьной деятельности.

Если вы хотите изменить общество, в котором вы живете, вы не можете просто сидеть, сложа руки и жаловаться. Вы должны идти и делать что-то, потому что ничего не изменится, если все будут сидеть в бездействии.

Когда наши дети ходили в начальную школу, моя жена и я были всегда вовлечены в их школьную жизнь. Каждый год директор, который был христианином, спрашивал мою жену, собирается ли она вступить в Ассоциацию Родителей и Учителей в этом году. Почему? Потому что он хотел поддерживать хорошую атмосферу в своей школе. Он знал, что если он сохранит христиан на лидирующих ролях в Ассоциации Родителей и Учителей, то в школе будет хорошее христианское влияние.

Если мы собираемся прославить Бога и отразить Его благость, мы должны что-то делать. Некоторые люди просто сидят и говорят: "Я буду ждать прихода Иисуса". Но если они будут просто сидеть и ждать, они не будут послушны Божьему Слову. Иисус сказал: "…употребляйте их пока я возвращусь" (Лк.19:13). Это означает, что мы должны делать работу Господа до Его прихода на землю!

В Евангелии от Матфея 5:16 сказано: "Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". У нас есть еще много работы, чтобы представить Бога этому миру. Нам следует постоянно спрашивать себя: "Отражаю ли я благость Божью или нет?" Ведь Бог которого видят люди, это тот Бог, которого мы показываем им нашими словами и нашими поступками!

Журнал «Выбери жизнь», 2000г.

invictory.org