Философия холизма. Примирение с самим собой

SWorld – 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-ofconferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES ‘2013 Доклад/ Философия и филология - Философия образования УДК 140.8 Поплавская Т.Н. ХОЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СИНТЕЗА Южноукраинский национальный педагогический университет им.К.Д.Ушинского Одесса, ул.Старопортофранковская 26,65000 UDC 140.8 Poplavskaya T.N. HOLISTIC THINKING AS BASIS OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY OF SYNTHESIS South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushinsky Odessa, Staroportofrankovskaya 26,65000 В докладе дается сравнительно-философский анализ существующих в современной науке и философии ведущих типов ментальности с целью обоснования развития на их основе нового, холистического типа мышления. Автор убежден, что именно такой тип мышления необходимо развивать у подрастающего поколения на современном этапе развития украинского социума. Ключевые слова: рациональность, линейное мышление, холистическое мышление, многомерная логика, формальная логика. The comparative-philosophical analysis of existing in modern science and philosophy of leading types of mentality with the purpose of ground of development on their basis of new is given in a lecture holistic type of thought. Convinced an author, that the just the same type of thought must be developed at a rising generation on the modern stage of development of society. Keywords: rationality, linear thinking, holistic thinking, multidimensional logic, formal logic. В последнее время часто стали встречаться публикации, в которых авторы говорят о кризисе современной научной рациональности, о кризисе традиционной науки в целом и «Гуманитарии» предлагают о методах познания, применяемых в ней. свои, часто неординарные, может даже экзотические выходы из сложившегося кризиса, «естественники» настаивают на традиции, объявляя различного типа походы против лженауки, паранауки, вненаучном знании. Разобраться, кто прав, а кто не прав не сложно. По сути, речь идет о противоречии разных стилей мышления, которые обусловлены и физиологией мозга, и системой образования, влияющей на формирование определенного типа мышления, и даже устройством нервной системы, которая во многом определяет склонность человека к тому или иному роду занятий. Цель данной статьи - показать преимущества холистического типа мышления, который развивается при условии гармоничной работы правого и левого полушарий, поэтому в состоянии объединить как рациональные, так и иррациональные элементы в процессе познания человеком окружающей реальности. Возможен ли диалог и взаимопонимание между представителями разного типа мышления? И да, и нет, т.е. теоретически - да, практически, при очень слабом желании или полном его отсутствии - нет. Проблема заключается в том, что в современной культуре научное знание ассоциируется только с так называемым линейным типом мышления, т.е. левополушарным, в то же время правополушарное или образный тип художественной или теологической его мышления ассоциируется с направленностью, в котором доминируют иррациональные элементы, такие как интуиция, озарение, вдохновение и прочие не понятные и не контролируемые явления человеческой психики. Собственно проблемой является то, что линейное мышление, сформированное в процессе образования, а именно данный тип мышления и формируется нашей системой образования, не дает возможности создания целостной картины мира, потому что оно обусловлено формальной логикой, локально и фрагментарно. В то же время синтетическое или холистическое мышление использует многомерную логику, интуитивно, нелинейно, нелокально и целостно. При этом следует подчеркнуть, что рациональность присуща обоим типам, только в линейном она носит ограниченный характер, а в холистическом - неограниченный. Различие - в логике, используемой носителями того или иного типа мышления. Рациональный (в смысле линейный) и холистический типы мышления Фритьоф Капра связывает с двумя видами деятельности, которые он различает по принципу Инь и Ян, общепринятому в китайской философии. Для мужской ян-деятельности характерны расширение, требование, агрессивность, конкуренция, рациональность, анализ. Для женской иньдеятельности - сокращение, сохранение, восприимчивость, сотрудничество, интуиция, синтез. В современном обществе, отмечает Ф. Капра, предпочтение отдается Ян перед Инь, рациональному знанию перед интуитивной мудростью, науке перед религией, конкуренции перед сотрудничеством, эксплуатации природных ресурсов перед их сохранением и т.д. Он пишет: «Наша культура гордится тем, что она научная; время, в которое мы живем, называют Научной Эпохой. Везде доминирует рациональное знание, а научное знание часто рассматривается как единственно допустимое. Тот факт, что существует еще и интуитивное знание, или понимание, столь же достоверное и надежное, повсеместно отрицается. Данная позиция, известная как сайентизм, широко распространена в нашем обществе и пронизывает всю нашу образовательную систему и все социальные и политические институты». А ведь именно данная позиция и привела нашу цивилизацию к глобальному кризису, которые мы все сейчас переживаем! Выход из сложившейся цивилизационной ситуации мыслитель видит в развитии системного или экологического подхода в современной науке. Примечательно, что сам системный подход ученый понимает не совсем так, как принято в отечественной философии науки. У Капры системное, холистическое и экологическое - это синонимы. Он и другие современные мыслители, развивающие холистическую парадигму, такие как Д. Радьяр, К.Уилбер, Э.Ласло, А. Кестлер и другие, обращается к постулатам восточной холистическое философии, мировоззрение. наиболее Основой этого четко сформулировавшей мировоззрения являются представления о мире как о гармоничном, цикличном взаимодействии двух космических принципов Инь и Ян. Если эти два принципа сравнить с состоянием потенциальности и актуальности, мы увидим, что проявленное и непроявленное состояния изменяющейся мере, так, постоянно что присутствуют, интенсивность но одного в циклически убывает, когда интенсивность другого возрастает. «В хорошо известном представлении Тай Чу, - пишет Д. Радьяр, - Инь и Ян заключены в круг. Их отношение по сути динамично, оно не оставляет места для статических периодов, оно изменяется в каждый момент. Но есть То, что объемлет все фазы постоянно циклически изменяющегося отношения между двумя принципами - это ДАО, неизменная Гармония биполярной целостности «Реальности». Мы говорим «Целостность», поскольку ДАО не может быть понимаемо как «единство» - это скорее Гармония полифонического взаимодействия двух принципов существования». Итак, согласно даосским представлениям о природе целостности, она является гармонией полифонического взаимодействия двух принципов существования Инь и Ян. Само собой напрашивается вопрос: как человек с линейным типом мышления может познать эту Гармонию? Как вообще можно познать Гармонию? С этой проблемой столкнулись практически все европейские философы, не исключением стали и отечественные диалектические материалисты. Размышления о целостности и системности, как правило, начинаются у них с анализа отношений категорий Часть/Целое. Объясняя процесс познания Целого, который применяется на современном этапе развития науки, Блауберг и Б.Г. Юдин И.В. пишут: «Познание части и целого осуществляется одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей. Изучение частей является в конечном счёте единственно возможным путём изучения целого(курсив мой). В то же время результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом. Анализ диалектической взаимосвязи части и целого является важнейшим методологическим принципом научного познания» В другом месте, объясняя процесс познания целого, И.В. Блауберг пишет, что некоторая совокупность объектов не всегда может быть объединена в некоторое целое, поскольку «целое - конкретный объект, обладающий интегративными ("эмерджентными") свойствами». То есть совокупность объектов становится целым при возникновении определенного типа связей. При этом в данной совокупности объектов образуется структура, в которой отдельные объекты становятся частями единого целого, приобретая специфические свойства. Типы связей частей единого целого можно подразделить на несколько видов, что позволит более детально и глубоко рассматривать связи в различных аспектах. И.В. Блауберг приводит следующие типы связей: «тип связи частей определяет и тип образуемого целого: связи строения характеризуют структурное целое, связи функционирования - функциональное целое, связи развития - развивающееся целое и т.д.». Таким образом, следуя логике И.В. Блауберга и многих других его единомышленников, целое образуется из частей, и образуется только тогда, когда между этими частями возникают какие-то связи, которые и определяют тип образуемого целого. Сразу же возникает вопрос: откуда берутся эти связи, как они возникают, какова их причина? Ссылаясь на работу К.Маркса «Экономические рукописи 1857-1859», наши системологи отвечают на эти вопросы следующее: «Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей - структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п., в рамках которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка. Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им». Непонятно только, как при линейном, однонаправленном течении времени, а данное представление является единственно правильным в современной науке (образ стрелы), могут осуществляться круговые причинно-следственные связи? Наверное, если очень надо что-то объяснить, то могут. Схожей точки зрения придерживается и М.С. Каган. В своей статье, посвященной анализу категорий «Системность» и «Целостность» философ определяет целостность как «качество, обусловленное содействием всех её частей той части (подсистеме, элементу), которая в данной деятельностной ситуации является основной «ударной силой» в решении конкретной задачи (познавательной, оценочной, проективной, художественно-творческой, коммуникативной, организационной и т.п.)». Система же у него является наиболее высокоразвитым типом целого «и отношения «система-подсистема - элементы» - вбирают в себя отношения «целое-часть». Изучение связи этих двух отношений стало возможным, и необходимым благодаря распространению системного подхода на самые сложные формы целостности, рождающиеся в сфере духа - к психологии и развитию личности, в искусстве, в культуре». Важно отметить, что М.С.Каган уверен: «Чем сложнее система и чем шире спектр возможных форм ее поведения, тем более важным становится функциональное «разделение труда» между ее подсистемами: так в человеческой психике классическая философия различила три различные силы - разум, чувство и волю, относительная самостоятельность которых подтверждалась тем, что каждая из них обеспечивала специфическую сферу деятельности - научное познание, художественное творчество, практическое поведение (соответственно порождая три разные сферы изучающего их философского знания - логику, эстетику, этику)». Как видно из приведенной цитаты, в представлении отечественных аналитиков, системный подход мало чем отличается от предметного, атомарного, разве что терминологией, использованием новых понятий типа «система» и «целостность» без изменений установок и стереотипов старого, давно исчерпавшего себя линейного типа мышления. Именно по этой причине М.С.Каган считает, что холизм в философии, взяв за основу идею целостности бытия, не вышел за рамки ее аморфного понимания и потому серьезного вклада в развитие онтологии, эпистемологии и методологии познания внести не смог, в то время как системный подход оказался теснейшим образом связанным со структурным анализом - вплоть до их нередкого отождествления, и по этой же причине из системного мышления выросла синергетика как учение о процессах самоорганизации сложных систем[ там же]. К слову сказать, синергетику постигла та же участь, что и системный подход, добавились только более новые понятия типа «аттрактор», «бифуркация» и т.д. Утверждая, что синергетика привносит новые смыслы в научное познание, тем самым расширяя его возможности В.С.Степин считает, что целевая причинность должна дополняться идеей направленности развития, однако не следует толковать эту направленность фатальной, потому что она носит случайный характер. «Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ-целей ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют возможности (вероятности) возникновения других ее состояний». Однако, эти программы-цели водят систему также по кругу: «Возникновение нового уровня организации как следствия предшествующих причинных связей оказывает на них обратное воздействие, при котором следствие функционирует уже как причина изменения предшествующих связей (кольцевая причинность)». Впрочем у синергетиков это называется нелинейная траектория. Видимо все-таки «Экономические рукописи» глубоко засели в головы наших и системологов, и синергетиков. Не изменилось и представление о диалектике категорий «целое» и «часть». В синергетике вопрос о происхождении целого (сложного) из простого (части) решается тоже механистически. Правда сами понятия заменяются понятиями «система» и «элемент». «Синергетика - наука о поведении систем, состоящих из элементов, образующих при некоторых условиях неравномерные пространственные или временные структуры». Образование этих структур хорошо описано у В.Г.Буданова: «Всякий раз элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперь выражаются от лица коллектива всей системы, причем на уровне элементов этих понятий могло и не быть. Эти коллективные переменные образуют более высокий иерархический уровень, нежели элементы системы, и в синергетике, следуя Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка - именно они описывают в сжатой форме смысл поведения и цели-аттракторы системы» В то же время, и В.С.Степин, и В.Г.Буданов и другие ученые- синергетики понимают, что развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации философских оснований современной науки. По этому поводу В.С.Степин пишет: «Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п.». Выход из сложившейся проблемной ситуации ученый видит в стратегии интеграции восточной и западной культур, причем эта интеграция очень избирательная. В связи с тем, что в восточной культуре представление о природе мира как Целого и о способах его познания диаметрально противоположны западному, В.С.Степин предлагает сосредоточиться только на нравственных аспектах восточных философских концепций, но на базе западной рациональной ментальности: «Новый тип рациональности, который сегодня утверждается в науке и технологической деятельности со сложными развивающимися, человекоразмерными системами, резонирует с древневосточными представлениями о связи истины и нравственности. Это конечно, не значит, что тем самым принижается ценность рациональности, которая всегда имела приоритетный статус в западной культуре», потому что «развитые в лоне западной культурной традиции представления об особой ценности научной рациональности остаются важнейшей опорой в поиске новых мировоззренческих ориентиров». Как видим, новые мировоззренческие ориентиры необходимы, даже обращение к восточной философии понимается как продуктивное, но проблема в том, что стереотипы и установки, наработанные годами, сами по себе не исчезают, а продолжают доминировать в ментальности человека, не всегда им осознаваемо. Какие бы новые понятия не вводились в научно-философский оборот, будь то система, целое, синергетика и т.п., линейное мышление, обусловленное формальной логикой, в которой царствуют Закон непротиворечивости (ни одно утверждение не может быть одновременно и истинно, и ложно) и Закон исключенного третьего (любое утверждение либо истинно, либо ложно) не в состоянии создать более целостную, более многомерную картину мира. Как это происходит в восточной философской традиции хорошо объяснено Ламой Анагариком Говиндой в его книге «Творческая медитация и многомерное сознание»(1993). Он пишет: «Западная логика движется к объекту мышления или созерцания по прямой линии, от некоторой определенной «точки зрения», однозначно сформулированной предпосылки; в то время как восточный способ мышления скорее состоит в движении по кругу вокруг объекта созерцания. Западная «лобовая атака» приводит к более быстрому и однозначному результату, однако он столь же односторонен, сколь и однозначен. Восток достигает результата путем постоянно возобновляющейся «концентрической атаки», двигаясь к объекту по сужающимся кругам; в результате суммирования или интегрирующего совмещения единичных впечатлений, полученных с разных точек зрения, формируется многостороннее, т.е. многомерное впечатление, до тех пор, когда на последней, концептуально не постижимой стадии этого концентрического приближения испытывающий субъект отождествляется с объектом созерцания. Из этого опыта рождается символ, направляющий знак, сравнимый с символическим языком математики, и трансцендирующий сам себя парадокс». Такой способ познания, использующий многомерную логику диаметрально противоположен известному нам линейному и одномерному и соответственно способствует развитию холистического мышления и холистического мировосприятия. Насколько такой тип мышления более продуктивен и эффективен? На эти вопросы пыталась ответить группа психологов из США, Канады и Кореи, проводившая исследование качества мышления в среде китайских и американских студентов, однако используя традиционные чисто западные методы. Сама идея исследования достаточно революционна для западных ученых, тем более интересны выводы, к которым они пришли в результате своих научных поисков. Как оказалось, большое число когнитивных процессов, считавшихся в психологии «базовыми» и универсальными, оказались весьма изменчивыми: во всех исследованиях восточные азиаты и американцы реагировали на одну и ту же стимульную ситуацию качественно разными способами, т.е. при решении одних и тех же задач у азиатских и западных испытуемых актуализируются абсолютно разные познавательные процессы, что естественным образом отражается на различии в способах мышления. Эти способы мышления авторы обозначили как холистическое и аналитическое: «Холистическое мышление мы определяем как ориентацию на контекст или поле как целое, включая внимание к взаимоотношениям между объектом и полем (фоном, средой) и стремление объяснять и предвидеть события на основе этих взаимоотношений. Холистические подходы опираются скорее на знания, почерпнутые из опыта, нежели на формальную логику, и являются диалектическими, т.е. делают акцент на изменении, признают противоречия, необходимость принимать во внимание разные точки зрения и искать некий “средний путь” (золотую середину) между противоположными утверждениями. Для аналитического же мышления характерны фокусирования внимания тенденция на отделения свойствах объекта (атрибутах) от объекта контекста, в целях последующего отнесения его к тем или иным категориям, а также стремление использовать правила, характеризующие эти категории с тем, чтобы объяснить и предсказать поведение объекта. Умозаключения частично опираются на деконтекстуализацию (то есть на отделение структуры от содержания), на использование формальной логики и избегание противоречий». Исследователи также рассмотрели как эти способы мышления проявляются в социальной практике. Анализируя законы и контракты, риторику, язык, игры, письменность и религию, ученые пришли к выводу о том, что холистический тип мышления ориентирован на гармонию в социальных отношениях, на поиск компромиссного решения проблем, на примирение противоречивых утверждений, на поиск аргументов, основанных на принципах холизма, непрерывности и изменчивости. В то же время западный аналитический или линейный тип мышления ориентирован на разрешение противоречия в споре, через конфликт и противостояние. Выводы. Как мне представляется, современный мир нуждается в развитии и распространении именно холистического типа мышления, тем более у нас в стране, где противоречия и противостояния во всех сферах социальной жизни продолжают разрушать все то лучшее, что было наработано нашими предками на протяжении многих столетий. Украинской национальной ментальности присущи черты как коллективизма, так и индивидуализма. По своему содержанию наша ментальность носит смешанный характер, и это не удивительно, так как географически Украина расположена между Западом и Востоком, что не могло не отразиться на типе мировосприятия и мироотношения. Мы легко можем адаптироваться как к западной модели, так и к восточной, но реалии современности таковы, что в обозримом будущем в нашем регионе именно восточный элемент будет расширять свое присутствие, по крайней мере в экономике, что может стать причиной изменений и в других сферах социальной жизни. Поэтому обращение к восточному типу мышления как основе развития более гармоничных отношений в обществе может быть и своевременным и плодотворным, тем более что идеи холизма развивали в своих философских, кордоцентрированных концепциях еще наши великие соотечественники Г.Сковорода и П.Юркевич, работавшие в свое время над созданием модели не только целостной личности и целостного знания, но и более гармоничного общества. Литература: 1. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. «Часть и целое» /И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин //Философский энциклопедический словарь/ Редкол: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. -2-е изд..- М.: Советская энциклопедия, 1989 - 815с. 2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход /И.В. Блауберг / -М.:Эдиториал УРСС,1997.-212с. 3. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование в ХХІ веке: проблемы становления./ В.Г. Буданов/ [Электронный ресурс]. Режим доступа -http// spkurdyumov.narod.ru 4. Говинда Лама Анагарика. Творческая медитация и многомерное сознание: пер. с англ./ Лама Анагарика Говинда (Анангаваджра Кхмсум Вангчук).-Москва: Центр духовной культуры «Единство»,1993.-269с. 5. Каган М.С. Системность и целостность./ М.С. Каган/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/kagan/integ. 6. Капра Ф. Поворотный пункт. Наука, общество и зарождающаяся культура./ Фритьоф Капра - Flamingo,1983. /Перевод В.И. Постникова, 2005. 7. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Ричард Нисбетт, Кейпинг Пенг, Инчеол Чой, Ара Норензаян // Психологический журнал,2011, том 32, № 1, с. 55–86. 8. Парахонский А.П. Гуманитарно-синергетический бум Парахонский/ //Фундаментальные исследования.-2009.№1.с.90-91. /А.П. 9. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому /Дэйн Радьяр /Пер. с англ.- М.: REFL-book, ВАКЛЕР,1995.-302с. 10. Степин В.С.Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность./ В.С. Степин/ [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp// spkurdyumov.narod.ru

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С АНАЛИТИЧЕСКИМ И ХОЛИСТИЧЕСКИМ СТИЛЯМИ МЫШЛЕНИЯ*

© А. В. Капцов © Е. В. Некрасова

Капцов Александр Васильевич кандидат

технических наук, доцент заведующий кафедрой психологии управления Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

Некрасова

Екатерина Владимировна кандидат

психологических наук старший преподаватель кафедры психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены взаимосвязи противоположных ценностей личности с аналитичностью/холистич-ностью мышления полростков. Показано, что срели учащихся восьмых классов юноши-холисты чаше имеют ценности гуманистической направленности, а юноши-аналитики - прагматической направленности. В выборке учащихся сельмых классов взаимосвязей не выявлено.

Ключевые слова: стиль мышления, холистичность, аналитичность, амбивалентность ценностей, противоположные ценности.

Изучение развития личностных ценностей современной молодежи всегда сопряжено с поиском различных факторов, дифференцирующих социальную общность на страты с гомогенными характеристиками ценностной сферы. Ценностная сфера личности представляет сложную иерархическую систему с большим количеством входящих в нее ценностей, причем они могут быть как однонаправленные, так и разнонаправленные, противоположные и находящиеся в противоречии между собой. На сегодняшний день исследователями выявлен ряд психологических, социальных, социально-психологических факторов ценностей , среди которых однозначно не определена роль когнитивной сферы человека с ее характеристиками. Эмпирические исследования показали, что в качестве дифференцирующего фактора ценностей и ценностных

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант №12-06-00411а.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)

ориентаций могут быть такие характеристики как мечтательность, особенности мышления , инструментальный интеллект , однако полученные закономерности носят скорее частный характер.

В то же время становится наиболее актуальным изучение аналитического и холистического стилей мышления, так как они охватывают проблемы не только онтогенетического развития, но и проблемы кросскультурного сравнения жителей Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки .

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода . Аналитическое мышление в психологической литературе часто употребляется во взаимосвязи с интуитивным мышлением, которые взаимно дополняют друг друга.

Дискурсивное (аналитическое) мышление опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия .

Холизм (греч. Ьо1о5 - целый) - понятие, связанное с разработкой в XX в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Оно может быть рассмотрено в различных ракурсах как :

1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих частей». Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и холизм как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т. п.);

2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении «Холизм и эволюция». Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы «целое больше своих частей» вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшей формой органической целостности признается человеческая личность. Концепция холизма оказала заметное влияние на модели «творческой эволюции» Бергсона, «философию процесса» Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки.

Р.Е. Нисбетт со своими коллегами, выделившие аналитический и холистический стили мышления, сравнивают их с помощью следующих примеров: «Практика фэншуй для выбора места строительства зданий (даже гонконгских небоскребов) подкрепляет идею о том, что факторы, определяющие результат,

необычайно сложны и взаимозависимы, и это, в свою очередь, побуждает наблюдателя к поиску взаимосвязей внутри всего поля этих факторов. Этот подход существенно отличается от подходов к принятию решений, характерных для Запада, - более атомизированных и основанных на простых правилах. Напомним, например, привычный западный подход к созданию разнообразных самоучителей: «Три шага к комфортному уходу на пенсию» или «Шесть способов увеличить силу Вашего слова» .

На основе анализа научных трудов по кросскультурной психологии В. В. Знаков делает три главных вывода :

1. У жителей Восточной Азии в целом преобладает холистический стиль мышления, а у представителей западной культуры - аналитический.

2. Аналитичность/холистичность представляет собой не дискретные полюса, отражающие разные стили мышления, а некоторый недизъюнктивный континуум, внутри которого можно говорить о неодинаковых «удельных весах» склонности субъектов к использованию аналитических и холистических способов размышлений. Согласно этой точке зрения, применительно к степени выраженности аналитичности и холистичности можно изучать различия между людьми не только из разных стран, но и внутри одной страны, национальности, вероисповедания и т. п.

В любых рассуждениях людей о природном и социальном мире аналитичность диалектически взаимосвязана с холистичностью, т. е. один стиль мышления дополняет другой. Тем не менее, индивидуальные вариации предпочтений аналитического или холистического стилей мышления настолько велики, что есть люди, предпочитающие в качестве универсального средства решения когнитивных и социальных задач аналитические способы рассуждений, и есть другие - склонные к выбору холистических способов. Первых условно можно назвать аналитиками, а вторых холистами.

3. Современные научные представления об аналитичности/холистичнос-ти обобщены в теоретической модели, разработанной Р. Е. Нисбеттом с коллегами.

Модель включает четыре основных признака аналитического и холистического стилей мышления и понимания субъектом мира: фокус внимания, каузальная атрибуция, отношение к противоречиям и восприятие изменений :

1) Фокус внимания: восприятие целостного поля или его частей. При холистическом типе мышления (характерном для азиатов) внимание направлено на соотношение объектов и той области, к которой они имеют отношение. Напротив, при аналитическом мышлении (характерном для европейцев) внимание направлено на сами объекты, игнорируя тот контекст, в котором они находятся. Эта очевидная разница в распределении внимания позволяет азиатам видеть «целую картину» легче, чем её отдельные элементы, тогда как обратное имеет место для жителей Запада. Следовательно, азиаты более поле-зависимы, нежели европейцы: жителям Азии труднее отделить объект от области, в которую он включен, чем европейцам. В соответствии с той же логикой жители Восточной Азии вообще лучше, чем Западные жители справляются с анализом отношений среди объектов на фоне поля.

2) Каузальная атрибуция: интеракционизм против диспозиционализма. Каузальная атрибуция направляет поиск объяснений либо к ситуативным причинам, либо к диспозициональным (сходные проявления в различных ситуациях). Аналитики нацелены на поиск диспозициональных причин, в то время как холисты анализируют также ситуационные факторы. В ходе объяснения причинно-следственных связей, азиаты находят целый комплекс причин того или иного явления, и, если речь идёт о какой-то конкретной ситуации, то они с большей готовностью сопоставляют участника действий с самой ситуацией, нежели европейцы, которые, прежде всего, рассматривают внутренние диспозиции участника действий. В результате жители Восточной Азии (холисты) рассматривают большее количество информации, чем западные жители (аналитики), прежде, чем сделать заключение. Они также менее вероятно, чем Западные жители (аналитики), сделают фундаментальную ошибку каузальной атрибуции.

3) Терпимость к противоречиям: «наивный» диалектизм против формальной логики. Терпимость к противоречиям описывает различие между аналитической дифференциацией -- поляризацией целей и вариантами определения наиболее важного, с одной стороны, и целостным диалектизмом -сливающимися целями и вариантами при синтезе, с другой. Когда две противоречащие противоположности существуют, азиаты (холисты) склонны следовать компромиссному варианту. Например, во время спора азиаты (холисты) часто пытаются достигнуть компромисса, основанного на предположении о том, что оба противоположных суждения могут быть верными одновременно и, что каждое, в конечном счете, может быть преобразовано в свою противоположность. Такой укоренённый в восточной философии подход называется «наивным диалектизмом». В нем противоречия могут быть согласованы, и даже два противоположных суждения могут быть одновременно приняты как потенциально правильные. Напротив, формальный логический подход европейцев направляет их на решения противоречий, выбирая одно из двух противоположных суждений.

4) Восприятие изменения: цикличность против линейности. Восприятие изменений описывает убеждения в изменчивости. Явления рассматриваются как линейные аналитиками или как циклические, нестатические холистами. Поскольку жители Восточной Азии (холисты) полагают, что элементы связаны друг с другом, они имеют тенденцию рассматривать явление как нестатичное, и ожидать, что состояние постоянного изменения существует из-за сложных паттернов взаимодействий элементов. Напротив, западные жители (аналитики) воспринимают большинство объектов как независимые; таким образом, сущность объекта резко не изменяется в течение долгого времени и при этом она не затронута воздействием других факторов. Следовательно, предсказывая будущие события, жители Восточной Азии (холисты) склонны обладать циклическим представлением, которое предполагает постоянные колебания, тогда как Западные жители (аналитики) поддерживают линейную перспективу, в соответствии с которой следует ожидать такие же образцы изменения или стабильности, какие имели место быть до этого.

Исходя из теоретических положений, ценности личности и стиль мышления должны быть взаимосвязаны, а точнее, стиль мышления аналитичность -холистичность должен дифференцировать социум на страты с различными ценностями и ценностными ориентациями, что следует из описания типичных представителей с выраженным аналитическим или холистическим мышлением, однако эмпирических подтверждений этого в литературе нами не найдено. Поэтому целью настоящей работы является эмпирическое подтверждение аналитичности и холистичности как фактора ценностей противоположной направленности учащихся среднего звена школы.

Методика исследования

Достижение поставленной цели работы зависит, прежде всего, от качества диагностического инструментария, используемого в исследовании. Если для диагностики личностных ценностей в арсенале психологов имеется ряд опросников и тестов, отвечающих различным требованиям , то для диагностики аналитичности - холистичности выбора нет.

В качестве методики для диагностики ценностей использовался тест аксиологической направленности школьников АНЛ4.4 . В конструкции теста АНЛ4.4 заложены четыре шкалы противоположных ценностей, при этом разность уровней выраженности ценностей в парах свидетельствует о преобладании направленности личности в том или ином ценностном предпочтении:

1) коллективность - индивидуальность;

2) духовное - материальное;

3) креативность - традиции;

4) процесс - результат.

Отрицательный знак разности шкал ценностей в парах свидетельствует о преобладании соответственно ценности индивидуальности, материального благополучия, традиций и достижения, т.е. показывает преобладание ценностей прагматической (отрицательный по знаку разности) или гуманистической (положительный по знаку разности) направленности, а уровень преобладания направленности выражается в сырых баллах .

На основе представленных выше четырех компонентов аналитического -холистического стиля мышления в Южной Корее была разработана методика AHS , включающая в себя 4 шкалы, соответствующие указанным четырем компонентам: фокус внимания, каузальность, терпимость к противоречиям, восприятие изменений. В методике 24 пункта, и каждый пункт можно отнести к одной из четырех шкал - по шесть пунктов в каждой шкале . Методика была апробирована авторами на выборке из 534 студентов Сеульского национального университета Кореи (252 юноши, 282 девушки) и получены следующие показатели надёжности Альфа Кронбаха: для всей методики - 0,73, для шкалы фокуса внимания - 0,67, для шкалы каузальности - 0,71, для шкалы терпимости к противоречиям - 0,71, для шкалы восприятия к изменениям - 0,71.

В данном исследовании мы воспользовались русскоязычной версией методики определения аналитичности - холистичности стилей мышления AHS (автор перевода В. В. Знаков). Поскольку методика не предназначалась для

учащихся среднего звена общеобразовательной школы, то предварительно было проведено психометрическое исследование шкал методики на выборке учащихся седьмых и восьмых классов МБУ лицея № 19 г.о. Тольятти (п = 223, средний возраст 13,9 года, ББ = 0,66).

Для проверки надежности методики был использован критерий Альфа-Кронбаха для каждой шкалы методики и коэффициент корреляции Пирсона для определения взаимосвязей между шкалами (таблица 1). Предварительно из результатов обработки были удалены недостоверные данные испытуемых, имевшие в протоколе тестирования ответов «не знаю» более 6 значений, что повысило валидность диагностики при снижении ее надежности .

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между шкалами опросника ЛИБ (в знаменателе данные оригинальной методики ) и коэффициент надежности Альфа-Кронабаха (п=197)

Шкалы опросника АШ Фокус внимания Каузальная атрибуция Терпимость к противоречиям Альфа-Кронбаха

Фокус внимания 0,56 0,65 0,49

Каузальная атрибуция 0,71 0,63 0,36 0,23 0,56

Терпимость к противоречиям 0,61 0,71 0,24 0,19 0,26 0,25 0,63

Восприятие изменения 0,31 0,51 -0,26 0,13 0,00 0,07 0,19 0,15 0,56

Из таблицы 1 видно, что надежность интегральной шкалы опросника соответствует уровню оригинальной версии, тогда как надежность отдельных шкал несколько ниже. Причем наиболее низкой надежностью, как и в оригинале, обладает шкала «фокус внимания», однако авторы объясняют это широтой концепции, реализованной в методике. В то же время следует обратить внимание на низкий вклад в интегральную шкалу АНБ шкалы «восприятие изменений» (коэффициент корреляции 0,31) и наличие отрицательной корреляции со шкалой «фокус внимания». В оригинальной методике между этими шкалами существует низкая, но положительная взаимосвязь. Для выяснения возможных причин был проведен косоугольный (иерархический) факторный анализ с выделением четырех факторов. В целом факторное решение совпало с результатами, полученными авторами . Были выявлены «слабые» пункты методики, имеющие низкий вклад в собственную шкалу и коррелирующие с другими шкалами в факторном решении. Например, пункт 4 («Для того чтобы понимать поведение человека, мы должны принимать во внимание ситуацию, в которой он находится, так же внимательно, как и его/её индивидуальность») и пункт 16 («Невозможно понять часть, не принимая во внимание целостную картину явления»), входящие в состав шкалы «фокус внимания», но воспринятые учащимися, согласно факторного анализа, скорее в шкале «каузальной атрибуции». Автор методики Чой считает, что эти две шкалы настолько связаны, что воспринимаются испытуемыми как один общий фак-

тор, что позволило ему рассматривать не только четырехфакторное решение, но и трех и даже двухфакторное . Поэтому нахождение в наше случае пунктов 4 и 16 в других факторах можно считать допустимым.

Несколько иная ситуация оказалась с пунктом 14 («Сегодняшние ситуации (события) в любой момент могут измениться»), относящимся к шкале «восприятие изменений», но согласно факторному анализу, связанным с фактором «фокус внимания». По данным Чой шкала «восприятие изменений» коррелирует со шкалой «терпимость к противоречиям», а не шкалой «фокус внимания». Для объяснения полученного нами результата были рассмотрены особенности выраженности шкал методики AHS в выборке учащихся. Установлено, что в выборке по трем шкалам (фокус внимания, каузальная атрибуция, терпимость к противоречиям) подавляющее большинство испытуемых имеет стремление к полюсу холистичности мышления, тогда как по шкале «восприятие изменений» более 60 % испытуемых - к полюсу аналитичности мышления (в том числе и п. 14). Вероятнее всего, такая неравномерность распределения с явной асимметрией (ни по одной шкале не наблюдалось нормального закона распределения) обусловлена возрастными особенностями испытуемых (12-15 лет) и процессами становления их стиля мышления.

Таким образом, на основании проведенного психометрического исследования русскоязычной версии методики AHS можно утверждать, что в целом методика соответствует оригиналу, хотя в дальнейшем возможна адаптация методики для подросткового возраста. Поскольку нормативные данные шкалы аналитичности - холистичности, тем более для подросткового возраста, отсутствуют, то был использован метод контрастных групп , т. е. вся выборка по шкале аналитичность - холистичность разделена на три части: верхний уровень шкалы с преобладанием холистичности мышления (более 127 баллов) и нижний уровень с преобладанием аналитичности мышления (менее 113 баллов в 7 классе и 118 баллов в 8 классе), составившие по 27 % от объема выборки, и третья группа - с амбивалентной выраженностью стиля мышления.

В каждой группе стиля мышления выделены по три группы испытуемых в зависимости от выраженности противоположных ценностей в той или иной направленности, а также группа с амбивалентной выраженностью направленности, которая, как показано в работе , равнялась ± 2 балла разности шкал противоположных ценностей.

На первом этапе нашего исследования проверялась гипотеза о существовании взаимосвязи между аналитичностью - холистичностью стиля мышления и выраженностью ценностной направленности в пользу одной из противоположных ценностей.

Данные были обработаны с помощью коэффициента ассоциации, достоверность которого проверялась критерием хи-квадрат (%2), на основе таблиц сопряженности 2х2 .

Для доказательства второй эмпирической гипотезы о взаимосвязи аналитичности - холистичности мышления и выраженности направленности ценностей был использован коэффициент сопряженности Пирсона , позволяющий определить степень связи не только между двумя, но и сразу между несколькими признаками (таблица 3х3): с одной стороны аналитич-

ность, амбивалентность стиля мышления, холистичность, а с другой стороны - преобладание ценностей в сторону гуманистического полюса, амбивалентность ценностей, преобладание ценностей в сторону прагматического полюса.

Обе эмпирические гипотезы проверялись отдельно по полу и возрасту (7 класс и 8 класс) при р < 0,05, т. к. исследования показали гетерогенность ценностей по этим параметрам.

Результаты исследования

При доказательстве первой эмпирической гипотезы оказалось, что значимые уровни коэффициента ассоциации были выявлены только у учащихся восьмых классов. У учащихся седьмых классов значимых взаимосвязей при р < 0,05 не было выявлено, из-за недостаточного объема выборки и соответственно малочисленности учащихся в контрастных группах или, возможно, вследствие возрастных особенностей испытуемых. Анализ соотношений четырех компонентов аналитического/холистического стиля мышления учащихся седьмых классов, принадлежащих к контрастных группам, показал, что отдельные компоненты имеют высокий уровень вариативности, например, юноши-аналитики по трем компонентам (фокус внимания, каузальная атрибуция и терпимость к противоречиям) проявляют себя как лица с аналитическим стилем мышления, тогда как восприятие изменений выражено как у лиц с холистическим стилем мышления.

Вычисления коэффициента ассоциации показали, что между выраженностью противоположных ценностей духовное - материальное и стилем мышления существует значимая взаимосвязь (Ц = 0,806 при %2 =6,4, что достоверно при р < 0,02), т. е. чаще всего встречаются юноши-холисты с амбивалентным состоянием противоположных ценностей и юноши-аналитики с выраженной ценностью материального благополучия. Аналогичная взаимосвязь получена с противоположными ценностями процесс-результат, для которого Ц = 0,763 при X2 =5,9, что достоверно при р < 0,05. Этот результат можно интерпретировать как большее предпочтение юношами с аналитическим стилем мышления ценности достижения результата, тогда как их сверстники юноши-холисты находятся в состоянии амбивалентности исследованных противоположных ценностей. Полученные результаты на выборке юношей восьмых классов в целом соответствуют портрету личности с выраженным аналитическим стилем мышления, отличающимся прагматической направленностью, целеустремленностью на результат, карьеру и материальное благополучие.

Несколько иной результат получен на выборке девушек восьмых классов. Выявлена значимая взаимосвязь между противоположными ценностями коллективности/индивидуальности и стилем мышления. Однако коэффициент ассоциации Ц = -0,760 при %2 =5,5, что достоверно при р < 0,05. Это означает, что ценность индивидуальности чаще присуща девушкам с выраженным холистическим стилем мышления, как и ценность достижения (Ц = -0,802 при X2 =7,5, что достоверно при р < 0,01). Тогда как девушкам с аналитическим стилем мышления свойственно состояние амбивалентности противоположных ценностей. Как мы видим, полученный результат противоположен данным мужской выборки. Можно ли это объяснить только гендерными различиями предстоит доказать в следующих исследованиях.

Наличие значимой взаимосвязи между качественными признаками в дихотомической шкале: стилем мышления и преобладанием прагматических ценностей относительно амбивалентного состояния позволил нам перейти к доказательству второй эмпирической гипотезы о существовании взаимосвязи между выраженностью стиля мышления и ценностной направленностью в таблицах с тремя градациями (таблица 3х3). С помощью коэффициента сопряженности Пирсона на мужской выборке показано, что существует взаимосвязь между преобладанием ценностей прагматической направленности: индивидуальности (Кр= 0,455 при р < 0,05), материального благополучия (Кр= 0,455 при р < 0,05) и достижения (Кр= 0,435 при р < 0,05), и выраженностью аналитического стиля мышления. В группе девушек получена одна значимая взаимосвязь, аналогичная взаимосвязи юношей, свидетельствующая о связи ценности индивидуальности (Кр= 0,455 при р < 0,05) с аналитическим стилем мышления, что противоположно результату, полученному в таблицах сопряженности 2х2 для девушек. Нестабильность результатов, получаемых на выборке девушек, и однозначность аналогичных данных в юношеской выборке были проверены определением линейного коэффициента корреляции Пирсона на полной выборке. В выборке девушек не выявлено значимых взаимосвязей между выраженностью стиля мышления и ценностями, тогда как в юношеской выборке получены в трех парах противоположных ценностей однозначные взаимосвязи со стилем мышления.

Установлено, что чем сильнее выражен уровень холистичности юношей, тем в большей степени они ценят коллективность (r = 0,40 при p < 0,05), духовную удовлетворенность (r = 0,46 при p < 0,05) и процесс деятельности (r = 0,47 при p < 0,05), что соответствует представлению о холистах как гуманистически нацеленных, толерантных, стремящихся к компромиссам, творческих людях. И наоборот, аналитиках, характеризующихся прагматической направленностью, достижением результата и материальной выгодой.

Таким образом, проведенные исследования позволили доказать наличие взаимосвязи между холистичностью/аналитичность стиля мышления учащихся восьмых классов и выраженностью ценностей.

1. Теория аналитичности/холистичности стилей мышления становится актуальной не только для стран Восточной Азии и Западной Европы, но и для России. Модель включает четыре основных признака аналитического и холистического стиля мышления и понимания субъектом мира: фокус внимания, отношение к противоречиям, восприятие изменений и каузальная атрибуция.

2. Русскоязычная версия методики AHS (перевод В. В. Знакова) по факторной структуре соответствует оригинальной методике (I. Choi I., M. Koo, J. A. Choi) и имеет допустимые для практического использования значения надежности шкал.

3. Модель холистичности/аналитичности мышления применима для подростков и имеет свои особенности.

4. Аналитический и холистический стили мышления взаимосвязаны с выраженностью ценностей и зависит от пола и возраста. Юноши-холисты чаще имеют ценности гуманистической направленности, а юноши-аналитики - прагматической направленности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлева, Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 524 с.

2. Знаков, В. В. Аналитичность и холистичность в научном мировоззрении

A. В. Брушлинского // Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского. Том 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 29-32.

3. Знаков, В. В. Аналитичность и холистичность в научных взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 135-146.

4. Знаков, В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

5. Капцов, А. В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 1(11). - С. 153-167.

6. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. - Самара: СамЛюксПринт, 2011. - 112 с.

7. Капцов, А. В. Тест аксиологической направленности школьников: Руководство по интерпретации результатов диагностики. - Самара: Самар. гуманит. акад, 2013. - 20 с.

8. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Особенности личностных и когнитивных характеристик студентов с различной динамикой аксиологических противоречий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 2 (14). - С. 102-114.

9. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Психологические факторы противоречий в ак-сиосфере студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 2 (12). - С. 72-87.

10. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с.

11. Кобзарь, А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 816 с.

12. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. - М. : Юрайт, 2012. - 640 с.

13. Некрасова Е. В., Асеева И. Н. Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 2 (14). - С. 115-126.

14. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И, Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под ред.

B. С. Магуна. - М. : Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 68 с.

15. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом А. А. Грицанов,

16. Психологический словарь. Интуитивное и аналитическое мышление. URL: http://www.zipsites.ru/psy/azps (дата обращения: 14.04.14).

17. Словарь-справочник по философии. - Ставрополь: Изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева, 2009.

18. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика: Введение. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.

19. Choi I., Koo M., Choi J. A. Individual differences in analytic versus holistic thinking // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. V. 33. N 5. P. 691-705.

1. Zhuravleva N. A. Psikhologiya sotsialnykh izmenenii: tsennostnyi podkhod . Moscow, 2013. 524 p. (in Russian).

2. Znakov V. V. Chelovek, sub"ekt, lichnost" v sovremennoi psikhologii: Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu A. V. Brushlinskogo . Moscow, 2013, vol 1, pp. 29-32 (in Russian).

3. Znakov V. V. Voprosypsikhologii , 2013, no. 4, pp. 135-146 (in Russian).

4. Znakov V. V. Psikhologiya ponimaniya. Problemy i perspektivy . Moscow, 2005. 448 p. (in Russian).

5. Kaptsov A. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" , 2012, no. 1(11), pp. 153-167 (in Russian).

6. Kaptsov A. V. Psikhologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy . Samara, 2011. 112 p. (in Russian).

7. Kaptsov A. V. Test aksiologicheskoi napravlennosti shkol"nikov: Rukovodstvo po interpretatsii rezul"tatov diagnostiki . Samara, 2013. 20 p. (in Russian).

8. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya , 2013, no. 2(14), pp. 102-114 (in Russian).

9. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya , 2012, no. 2(12), pp. 72-87 (in Russian).

10. Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psikhologiya tsennostei rossiiskoi molodezhi . Samara, 2009. 252 p. (in Russian).

11. Kobzar" A. I. Prikladnaya matematicheskaya statistika. Dlya inzhenerov i nauchnykh rabotnikov . Moscow, 2006. 816 p. (in Russian).

12. Kornilova T. V. Eksperimental"nayapsikhologiya . Moscow,

2012. 640 p. (in Russian).

13. Nekrasova E. V., Aseeva I. N. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya ,

2013, no. 2(14), pp. 115-126 (in Russian).

14. Nisbett R. Kul"tura i sistemy myshleniya: sravnenie kholisticheskogo i analiticheskogo poznaniya . Moscow, 2011. 68 p. (in Russian).

15. Noveishii filosofskii slovar" . Minsk, 1999. (in Russian).

16. Psikhologicheskii slovar". Intuitivnoe i analiticheskoe myshlenie . Available at: http://www.zipsites.ru/psy/azps (accessed 14 April 2014) (in Russian).

17. Slovar"-spravochnik po filosofii . Stavropol", 2009 (in Russian).

18. Fer R. M., Bakarak V. R. Psikhometrika: Vvedenie Chelyabinsk, 2010. 445 p. (in Russian).

19. Choi I., Koo M., Choi J.A. Individual differences in analytic versus holistic thinking Personality and Social Psychology Bulletin, 2007, v. 33, no. 5, pp. 691-705 (in English).

Property Features Adolescents with analytic and holistic thinking styles

A. Kaptsov, E. Nekrasova

The article discusses the features of value orientations girls Russian and Tatar nationality, living in one region of the Russian Federation. The stability of the family tradition and give spiritual values that are passed from generation to generation and are the backbone of the future development of the institution of the family.

Key words: family, family values, social values, socialization of the individual, value self-determination, the value of tradition.

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.

Эта философия обстоятельно изложена в замечательной книге "Холизм и эволюция", которую написал в 1926 году Ян Смэтс - государственный деятель, ученый и философ. Те же идеи обобщены им в статье "Холизм" для Британской энциклопедии, из которой мы и приведем несколько цитат. "Холизм - это теория, которая полагает существование "целостностей" главной чертой мира. Она рассматривает одушевленные и неодушевленные природные объекты как целостности, а не только как суммы элементов или частей. Она видит природу состоящей из отдельных конкретных тел и вещей, а не как диффузный однородный континуум. Все эти тела не могут быть полностью сведены к своим частям; в той или иной степени они - целостности, которые есть что-то большее, нежели просто сумма своих частей; механическое соединение частей не создает их и не объясняет их характер и поведение. Части, по сути, нереальны, это, скорее, абстрактные аналитические различия, не выражающие в точности того, что происходит, когда данная вещь возникает как целое.

Что же входит в понятие целого? Прежде всего, пусть целое и составлено из частей или элементов, они не могут быть определенными, постоянными и неизменными... Целое и части пребывают во взаимовлиянии и взаимоизменении... Части формируются целым и приспосабливаются к нему, тогда как целое, в свою очередь, зависит от кооперации своих частей... Таким образом, представление о целом в применении к природным объектам требует двух существенных отклонений от общепринятых научных взглядов. Во-первых, материя, жизнь и разум не состоят из застывших и неизменных элементов; во-вторых, кроме частей или элементов, из которых состоят вещи, существует еще один действующий фактор, не признаваемый наукой - целое.

Эволюция - последовательное усложнение частей или взаимодействующих элементов, с одновременным усилением связывающего их единства. Это восходящий ряд целых, от простейшей материальной структуры до наиболее развитых... Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие - в психические структуры и целостности... Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности - ступени в этом развертывании холистичности.

Целостности присуща креативность; когда части соединяются, чтобы стать целым, возникает нечто большее, нежели эти части... Возникновение целого из частей: когда большее происходит из меньшего, высшее из низшего, - не противоречит разуму... потому, что понятие о целом в его отношении к частям - продукт разума".

Смэтс поясняет далее, что представления о чисто механической причинности неудовлетворительны и, по-видимому, являются фикцией, потому что, если следствие никогда не превзойдет причину, если причина всегда соразмерна и должна быть соразмерной следствию, - у нас не будет прогрессивной, творческой Вселенной. Холистическая причинность (когда множество факторов участвует в создании новых целостностей) является реальным процессом, который делает возможным увеличение и прогресс, в действительности являющиеся фактом природы. Если бы причина полностью определяла результат, детерминизм был бы абсолютным. В холистической же философии свобода присуща самой природе.

Целое, рассматриваемое с внешней, механической точки зрения, это то, что мы называем частями. Но с внутренней, интегральной точки зрения целое есть самость. Так, отношение между целым и частями превращается в отношение самости к несамости, в психологии понимаемое как отношение субъекта и объекта. Целостность - это наличие самости. Мировой процесс стремится от материи через жизнь к разуму и духу, от необходимости к свободе, от внеположенности элементов к внутреннему качеству самости, присущему целым. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии. Это относится и к психологическим процессам, в которых также имеет место создание более высоких целостностей из низших. Например, гештальт-психология показала, что в умственной деятельности возникают структуры опыта, действующие как целые и входящие в другие моменты опыта как нерасчленимые целостности.

Смэтс завершает свое изложение следующими замечательными словами:

"Хотя теория холизма откровенно принимает материалистическую основу мира и признает естественный порядок, - чего идеализм принять не может, - она, вместе с тем, полностью оправдывает жажду духа истолковать мир. ... Мы постоянно сталкиваемся с противопоставлением материи и духа, временного и вечного, феноменального и реального. Холизм показывает, как эти противоположности примиряются и гармонизируются в целом. Выходит, что целое и части - аспекты одного и того же: конечное отождествляется с бесконечным, частное с универсальным. Вечность содержится во времени, материя есть одежда и носитель духа, реальность - не трансцендентальный порядок в потустороннем мире, она присуща и феноменальному миру; чтобы достичь реальности, не нужно убегать от внешнего мира. Каждый центр, каждое целое в мире, на каком бы низком уровне оно ни находилось - это лаборатория, в которой время превращается в вечность, феноменальное - в реальное. Чудесная истина - повсюду; грузило, куда бы его не забросить, может достичь неведомых глубин; любое сечение мира видимости обнаружит саму текстуру реальности. Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная - чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом. Внутри находится то, что запредельно. Быть целым и жить в целом значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила. Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его. Целое - источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами".

Многие принципы философии холизма воплотились в практику дыхательных психотехник, как базовые элементы (например, принцип – «все есть часть процесса» популярный в дыхательных психотехниках – есть воплощение философии холизма). В частности, поэтому наша работа строится, прежде всего, на этой философии.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ

(от греч. - целый, весь) , идеалистич. « целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и » («Holism and evolution», 1926) . Согласно X., миром управляет творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно невоспринимаемое поле (подобное лейбницев-ской монаде) , остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе и субъективное; провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., высшая конкретная органич. целостности - человеч. . Придавая мистич. «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия) , А. Леман (Франция) . В совр. зап. литературе «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв. , М., 1962 ; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ХОЛИЗМ

(от греч. hdlon – )

точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и этой охватывающей целостности.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХОЛИЗМ

(от греч. ὅλος – целый, весь) – "философия целостности"; идеалистич. учение, рассматривающее как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым "фактором целостности". Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. δλος - целый, весь) - в широком смысле в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть большее, чем простая его частей. Соответственно его гносеологический гласит: целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают “философию целостности”, разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин “холизм”.

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как , разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм , настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; , признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел в разнообразных доктринах, обосновывающих общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. “тезисе Дюгема - Куайна”, в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих , обретает некое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ХОЛИЗМ" в других словарях:

    холизм - ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Холизм - Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля

    - (от греч. holos весь целый) (философия целостности), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь

    - (от греч. holos целый, весь) англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт сом), выражающийся в формуле, что целое больше, чем сумма его частей. X. присущ целом ряду концепций развития,… … Энциклопедия социологии

    холизм - Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии

    - (от др. греч. ὅλος, «целый, цельный») в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом… … Википедия

    - (англ. holism (гр. hole целое) одна из форм современной идеалистической философии; рассматривает природу как иерархию целостностей, понимаемых как духовное единство, нематериальная структура; принцип подчинения части целому используется… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХОЛИЗМ - философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов