Православний календарь на апрель. Календарь церковных праздников апреля

Начинается апрель 2019 года с Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемое 7-ым числом апреля . Данное празднество символизирует начало искупления человеческих грехов (как оно и называлось в определенный период времени). В этот день Дева Мария получила благую весть о том, что зачала и должна родить Сына Божьего. Всякая работа, физический ли то труд или же умственный, считается греховной в этот день. Все силы истинного христианина должны уйти на благодарность Деве Марии за то, что она помогла Иисусу Христу войти в этот мир.

Лазарева суббота

Суббота, которая идет предварительно Вербного Воскресенья, называется Лазаревой субботой. В 2019 году этот праздник выпадает на 20 апреля . В этот день всякий и каждый вспоминает о чуде воскрешения Лазаря Иисусом Христом. Лазарь – молодой человек, который был обязан погибнуть, дабы показать всему свету насколько же он греховен. Ужас от смерти Лазаревой затмил Иисуса Христа, и тот прослезился. Потому что каждый обязан помнить, что всякая тварь Божия обречена на вечную жизнь, и лишь человеческое существо греховною сущностью своей – на смерть. И потому был воскрешен Лазарь из своей гробницы-пещеры. Жил он далее еще три десятка лет, проповедовал христианство на Кипре.

Вербное Воскресенье

Продолжает череду православных праздников 21-е число апреля – вход Господень в Иерусалим или же Вербное Воскресенье. Был такой прекрасный обычай у древних евреев – въезжать на конях или же на ослах, символизируя победителя. В этот праздник все живущие вспоминают то, как взошел Иисус Христос в Иерусалим в качестве победителя всего греховного и преступного. И был Иисус волен в своих страданиях, избавляя землю от царства скверны.

Пасха (Светлое Воскресение Христово)


Тот самый религиозный праздник, когда каждая старушка кричит другой через всю улицу «Христос Воскрес!», а та отвечает ей «Воистину Воскрес», выпадает на 28-е число апреля .
Это событие считается самым великим праздником для каждого христианского человека. По истечении третьего дня своей смерти Господь воскрес, и тело его поддалось изменениям чудотворным, если верить Священному Писанию.
В этот день, по традиции, пекут куличи и идут освящать яйца. В этот же день Великий Пост приходит к концу.

Светлая Пасхальная неделя

Сплошная Светлая Пасхальная Седмица выпадает в 2019-ом году на 28-е число апреля . В первую неделю после пасхального праздника по средам и по пятницам отменяется пост и воспеваются Пасхальные часы вместо утренних и вечерних молитв.
Ежедневно, после литургических песен, совершается праздничный крестный ход и звонят во все колокола, выражая радость.
Вся неделя олицетворяет собой час ликования тому, что воскрес когда-то давно Иисус Христос и одновременно полностью вечный промежуток времени, который должен напомнить о том, что когда-то в Царствие Божьем время уже не будет существовать.

Великий вторник Страстной Седмицы.

Святителя Евстафия иcповедника, епископа Вифинийского.

Продолжается Великий пост.

Великая среда страстной седмицы.

Пpеподобного Иоанна Лествичника, игуменa Синайского.

Продолжается Великий пост.

Великий четверг (чистый четверг).

Святителя Ионы, митpополита Киевского, Московского и всeя России, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

На неделе перед Пасхой для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого Причастия. Про традиции чистого четверга мы писали ранее. С чистого четверга начинаются приготовления к Пасхе.

Великая пятница (Страстная пятница).

Воспоминание Святых спасителей Стрестей Господних.

Преподобного Евфимия, арxимадрида Суздальского, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

Великая суббота.

Преподобного Тита чудотворца.

Иконы Божией Матери "Ключ Разумения".

Продолжается Великий пост.

Пасха - Светлое Христово Воскресениe.

Окончание Великого поста.

В этот особенный для всех верующих людей день, освятив праздничные корзинки, семьи собираются за общим столом, осознавая всю сакральность этого дня, пробуют пасхальный кулич, вкуснейшие блюда после Великого поста и вспоминают смыслы, заложенные в этот важный для всех верующих людей праздник.

Понедельник Светлой седмицы.

Преподобного Иосифа Песнописца.

Празднование икон Божией матери "Геронтисса" и "Избавительница".

Вторник Светлой седмицы.

Празднование Иверской иконы Божией Матери и иконы Одигитрия Шуйская..

Перенесение мощей cвятитель Иова, патриарха Московского и всeя Руси.

Среда Светлой седмицы.

День памяти равноапостольного Мефодия, епископа Моравского.

Преподобной Платониды Сирской.

120-ти персидских мучеников.

Празднование иконы Божией Матери «Касперовская».

Четверг Светлой седмицы.

Преподобного Георгия исповедника.

Византийской иконы Божиeй Матери.

Пятница Светлой седмицы.

Иконы Божией Матеpи "Живоносный Источник".

Суббота Светлой седмицы.

Мученика Евпсихия Кесарийского.

Иконы Божией Матери "Цесарийская".

Красная горка.

Неделя 2-я пo Пасхе, Антипасха или Фомин день.

Мучеников Терентия, Помпия, Африканa, Максима, Зинона, Александра, Феодорa и иных 33-x.

Священномученика Антипы, eпископа Пергама Асийского.

Седмица 2-я по Пасхе.

Радоница, поминовение усопших.

Муромской иконы Божией Матери.

Священномученика Артемона, пресвитерa Лаодикийского.

Постный день.

Святого Мартина Первого, исповедника, папы Римского.

Виленской иконы Божиeй Матери.

Апостолов от семидесяти Аристарха, Пудa и Трофима.

Постный день.

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

Ильинско-Черниговской и Тамбовскoй икон Божией Матери.

Неделя 3-я пo Пасхе, святых жен-мироносиц.

Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.

Иконы Божией Матери "Избавительница".

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро-бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе-ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав-ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соедине-нии с вечерней.

Утреня Великой Субботы

Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).

После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются: , Слава - , И ныне - .

Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плаща-нице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совер-шает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются , т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы по-ются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы , из которых каждая заканчивает-ся малой ектенией и особым возгласом.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропа-ри св. Иоанна Дамаскина:

После 50-го псалма поется Волною морскою , представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).

На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати , хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия .

После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом»

Затем возглас Премудрость, прости , и поется тропарь .

Затем следует , из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, (о плодах смерти Спасителя), и о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей).

После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры , и читается 1-й час .

Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.

По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися . Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися , а чтец читает .

По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки , а чтец читает . Царские врата при этом открыты.

Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия.

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся ... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу.

Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его.

Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.

После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.

Читается Евангелие Великой Субботы.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь

Задостойник .

Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются , Слава - , И ныне - , читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.

Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)

Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й.

. .
.
.
. .
Сщмч. Владимира Пиксанова пресвитера (1918) 22 ; сщмч. Василия Соколова диакона (1938).

Утр. – Ев. 8-е,
Лит. –
Прп.:
22 Имя сщмч. Владимира Пиксанова внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года.

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа (см. приложение 1)Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8: В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3: Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ Áнгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́моны Креста́ ору́жием погубля́ет./ Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́,// Мари́е пресла́вная.

Сегодня мы воспоминаем память преподобной Марии Египетской. Тоже удивительная жизнь. Молодая женщина, проведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни дня, ни минуты не готовила к этому подвигу; она не проходила через испытания своих возможностей и через физическую подготовку, а просто решила однажды перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ничего – ни запасов пищи, ни одежды. Мария провела там долгие годы, сподобившись того, что плоть ее изменилась, и она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как по суше. Что же это за явление такое – святая Мария Египетская? Совершенно очевидно, что подобные люди победили самих себя. Они сумели овладеть самым важным искусством и постигли самую высокую мудрость полного управления самим собой, своей верой, своей волей, своей мыслью. Они управляли своим телом. Они подчиняли плотские стихии своей воле и своему разуму.

Богослужебные указания ожидаются


10 историй, когда одержимость своим героем стоила актерам здоровья, нервов, а иногда - и жизни.

Кристиан Бейл. «Машинист», 2004

Для драмы «Машинист» Бейл сбросил 30 килограммов,доведя себя до истощения. Актер, который весил 55 килограммов, во время съемок питался одним яблоком и банкой консервированного тунца в день. По словам продюсеров картины, актер был готов истощать себя и дальше (при этом о медицинском контроле «диеты» речи не шло), но команда беспокоилась за здоровье Бейла и попросила его остановиться.

Шиа Лабеф. «Ярость», 2014

Во время подготовки к съемкам в военной драме «Ярость» в 2014 году Шиа месяц прожил на военной базе. Он выбил себе зуб, изрезал ножом лицо, перестал мыться и сутками наблюдал, как умирают и погибают лошади. За год до этого во время съемок фильма«Опасная иллюзия» Шиа пытался избить режиссера Фредрика Бонда, когда находился под воздействием ЛСД. Собственно, сама картина рассказывает о последствиях приема галлюциногенных препаратов, и актер действительно принимал наркотик. Все эти эксперименты с сознанием и собственным телом в итоге серьезно повлияли на состояние актера. Перемены в поведении Лабефа произошли еще после съемок в картине Ларса фон Триера «Нимфоманка» в 2013 году. Тогда актер пришел на премьеру фильма в Берлине с пакетом на голове. Позже Шиа не раз срывал пресс-конференции, устраивал драки в общественных местах, лечился в рехабе… В общем, Шиа давно и заслуженно получил звание самого странного актера в Голливуде.

Кейт Уинслет. «Чтец», 2008

Актриса была порабощена своим персонажем, безграмотной охранницей концлагеря,и ей потребовалось несколько месяцев после завершения съемок, чтобы вернутся к нормальному состоянию. Кейт, которая получила «Оскар» за работу в «Чтеце», признавалась, что выход из образа - такая же работа, как репетиция роли. «Я потратила много дней и сил, чтобы окончательно попрощаться с этой своей героиней».

Джаред Лето. «Отряд самоубийц», 2016

Вживаясь в роль полоумного Джокера, Лето начал рассылать своим коллегам по проекту странные вещи. Так, Уилл Смит получил упаковку пуль, а вот Марго Робби повезло меньше - ей Джаред прислал живую крысу. Другие партнеры получили видеопослание,в котором Лето в образе Джокера обращался к ним на фоне мертвой свиньи. Этим Лето добивался того, чтобы его коллеги по фильму начали испытывать к нему настоящую неприязнь, которая передалась бы и зрителям в зале.

Хит Леджер. «Темный рыцарь», 2008

Покойный актер был одержим созданием идеального Джокера и не выходил из образа весь период подготовки и съемок. Леджер на месяц заперся в номере отеля и вел «дневник наблюдений» за своим злодеем, который после перешел в дневник от первого лица - самого Джокера. К сожалению, Хит не увидел плод своих усилий на большом экране: Леджер погиб от передозировки болеутоляющими, снотворным и транквилизаторами. Многие уверены, что Хит просто потерял связь с реальностью и уже не понимал, где он,а где - сумасшедший Джокер, что и привело к неконтролируемому приему препаратов.