Кто был первым и последним президентом ссср. Первый и последний президент ссср

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Полученные Горбачевым дополнительные полномочия несколько обесценивались становлением в 1990 г. оппозиционно настроенного к центру республиканского съезда депутатов. I съезд народных депутатов РСФСР выбирает своим главой Б. Н. Ельцина и 12 июня 1990 г. провозглашает "Декларацию о государственном суверенитете РСФСР". Процесс "суверенизации России" приводит 1 ноября 1990 г. к принятию постановления об экономическом суверенитете России. Уход из-под контроля центра российских структур власти (в крупнейших городах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде к А. А. Собчаку, в Москве к Г. X. Попову) дополнялось еще более радикальными решениями законодательных органов власти в Прибалтике и в других республиках. В рассматриваемый период происходило и становление многопартийной системы в СССР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к режиму. Сама же КПСС переживала серьезный кризис, XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел лишь к выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в последний год перестройки снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

В этих условиях центр попытался найти выход в наделении президента СССР чрезвычайными полномочиями. IV съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачева дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение президенту Совета Министров, переименованного теперь в Кабинет Министров. Для контроля над усилившимся главой государства был введен пост вице-президента, на который съезд избрал Г. И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Кабинета Министров, Горбачев проводит кадровые изменения. Вместо В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. Пуго, Э. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменен на А. Бессмертных.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

СПОРЫ НА ПЛЕНУМЕ

По президентству. Товарищи, почему мы, в нашем большом партийном кругу, не могли первыми услышать и обсудить эти вопросы? Почему Генеральный секретарь ставит эти вопросы сначала на обсуждение с депутатами, а потом нам приходится собираться на «скорую руку» и «босу ногу» и определять: быть сегодня Президенту или не быть? Да, я за президентство. Правда, само название - оно для России в целом, как и всей страны, непривычно. Мне уже коммунисты сказали: лучше давайте изберем императора, как-то поближе будет... Но, товарищи, смех смехом, дальше что будет? Сегодня опять заботимся лишь о том, как на самом верху сформировать систему управления. А что ниже? Мы записываем уже в проект Закона, что у нас будут Председатели Верховных Советов союзных республик. Но нас спрашивают - а почему там не президент? А что на уровне области, района? Совмещать ли мне должность первого секретаря с постом председателя областного Совета, то есть вернуться к системе губернаторов? Ну надо же до конца продумывать. Выборы не сегодня завтра завершатся, но мы пока не знаем, кто и как будет формировать Советскую власть.

Из выступления первого секретаря Гродненского обкома Компартии Белоруссии В.М. Семёнова на пленуме ЦК КПСС (март 1990 г.)

СПОРЫ ВОКРУГ ВВЕДЕНИЯ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА

Два дня спустя я передал свой отзыв А. Лукьянову. Мое заключение было негативным. Стране был необходим сильный центр власти, это было очевидно из состояния дел. Однако президент мог бы стать таким средоточием власти только при наличии ряда условий, из которых одно из главных - это всенародные выборы президента. Но на сегодня народ может и не выбрать М. Горбачева. Или же это будет продолжительная и трудная процедура, которая опять-таки не послужит укреплению авторитета Горбачева. Если свою кандидатуру выдвинет также Борис Ельцин, то и победит Борис Ельцин. Я не советовал ставить вопрос о выборах президента даже на съезде, как это предусматривалось в новых разделах Конституции СССР. Настроение депутатов изменилось, и сегодня Горбачева уже не ждет тот триумф, который был при избрании его Председателем Верховного Совета СССР. Будет трудное обсуждение, будет критика. Горбачев не получит и 70% голосов. Но возможно, нам придется проводить два тура голосования. Надо расширить полномочия Горбачева, не меняя его статуса. Все перечисленные в проекте новые полномочия будущего президента надо передать М. Горбачеву как Председателю Верховного Совета. Еще через два-три дня А. Лукьянов передал мне, что М. Горбачев прочел мою записку. Он благодарил меня за советы, но не может со мной согласиться. Подобного рода аппаратная дискуссия шла больше месяца, и сам Горбачев признает, что у него порой возникали сомнения. Так, например, Н. Назарбаев соглашался на введение поста Президента СССР, но считал необходимым в этом случае вводить и в союзных республиках посты президентов, причем с расширенными полномочиями. Горбачеву пришлось согласиться, хотя это явно обесценивало его стремление поднять авторитет именно центральной, а вовсе не республиканской власти.

Р.А. Медведев. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец советской империи

ОТМЕНА ШЕСТОЙ СТАТЬИ И ВВЕДЕНИЕ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова "Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа".

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни";

"Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом CCСР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.

Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.

Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:

"Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Из закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР"

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/#text

ЕДИНСТВЕННАЯ КАНДИДАТУРА

Что касается способа избрания Президента, то социально-эконо-мическая и политическая обстановка в стране не позволяла идти на всенародные выборы. В некоторых районах было введено чрезвычайное положение, ряд образований (Литовская ССР, Нахичеванская АССР) в одностороннем порядке принял решение о выходе из состава СССР. Как сказал академик Д.С.Лихачев: "Страна объята эмоциями. В этих условиях прямые выборы Президента фактически приведут к гражданской войне". Поэтому первый (и последний) Президент СССР Горбачев был избран 14 марта 1990 года на Внеочередном третьем Съезде народных депутатов… При голосовании его кандидатура оказалась единственной, хотя на предварительном этапе были выдвинуты и другие кандидаты - В.В.Бакатин и Н.И.Рыжков.

С.Г. Паречина. Институт президентства: история и современность

РЕЗУЛЬТАТ ВЫБОРОВ

Общее число народных депутатов - 2245. Число народ-ных депутатов, получивших бюллетень, равно 2000. При вскрытии избирательных ящиков было обнаружено 1878 бюл-летеней, из них недействительных - 54.

Таким образом, Президентом СССР избран товарищ Гор-бачев Михаил Сергеевич. За кандидатуру Горбачева было подано 59,2% голосов от общего числа народных депутатов, 66,45 % голосов - от получивших бюллетени депутатов и 70,76% голосов от принявших участие в голосовании.

Из сообщения Председателя Счетной комиссии по выборам Президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 г.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ВСЕГО НАРОДА

Политика перестройки, как я думаю, - это единственно возможный для такой страны, как наша, мирный путь перехода в новое качественное состояние - от авторитарно-бюрократической системы к гуманному, демократическому социалистическому обществу... Речь идет о повороте исторического масштаба... Мы, естественно, не успевали делать все, как нужно. Свое негативное воздействие оказало стечение неблагоприятных обстоятельств... Немалым ущербом обернулись просчеты, допущенные в инвестиционной политике, при проведении антиалкогольной кампании. Огромные потери и человеческие жертвы стали следствием преступной халатности и еще более преступного разжигания межнациональной вражды... При всех трудностях экономического и социального порядка, остроте других проблем главным препятствием остается закостенелость сознания... Я сознаю драматизм ситуации, сложность и неординарность проблем, взбудораженность общества, но не вижу оснований для паники, тем более для того, чтобы менять политику. Напротив, очевидна необходимость радикализации политики перестройки… В моем понимании Президент должен чувствовать себя и действовать, как представитель не какого-то отдельного слоя и политического течения, но как доверенное лицо всего народа


Михаил Сергеевич Горбачёв

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР. С декабря 1989 г. – председатель Российского бюро ЦК КПСС.

Родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в семье крестьянина. Отец 40 лет проработал сельским механизатором, в годы Великой Отечественной войны был на фронте – сапер, тяжело ранен. Мать также работала в колхозе. Русский. В 1955 г. окончил юридический факультет Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 1967 г. – Ставропольский сельскохозяйственный институт. Член КПСС с 1952 г. Трудовую деятельность начал в возрасте 15 лет механизатором машинотракторной станции. После окончания университета работал в Ставропольском крае: заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации крайкома ВЛКСМ, первый секретарь Ставропольского горкома ВЛКСМ, второй, а затем первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В марте 1962 г. избирается парторгом крайкома КПСС Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхозного управления, а в декабре того же года утверждается заведующим отделом партийных органов Ставропольского сельского крайкома КПСС.

В сентябре 1966 г. избирается первым секретарем Ставропольского горкома партии, в августе 1968 г. – вторым секретарем, а в апреле 1970 г. – первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В ноябре 1978 г. избран секретарем ЦК КПСС. С марта 1985 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 октября 1988 г. избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. 25 мая1989 г. на Первом съезде народных депутатов СССР избран Председателем Верховного Совета СССР. 15 марта 1990 г. на Третьем внеочередном съезде народных депутатов СССР избран Президентом СССР. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Делегат XXII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов и XIX Всесоюзной конференции КПСС. В ноябре 1979 г. избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В октябре 1980 г. переведен из кандидатов в члены Политического бюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 8-11 –го созывов. В 1985 – 1988 гг. – член Президиума Верховного Совета СССР. В 1989 – 90 гг. – Народный депутат СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьского Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Жена – Раиса Максимовна, кандидат философских наук, более 20 лет преподавала в вузах, член президиума правления Советского фонда культуры. Дочь – Ирина, ее муж – Анатолий – медики, имеют двоих детей.

Увлечения: чтение художественной литературы, театр, кино, музыка, пешие прогулки .

Политический портрет М. С. Горбачёва

В политике, как говорил известный классик, важны объективные результаты деятельности политиков для миллионов людей, а не их субъективные намерения, мотивы деятельности (хотя учитывать их, знать о них правду тоже очень важно).

Каков главный, объективный результат деятельности М. Горбачева к моменту завершения его политической карьеры, т.е. к концу 1991 года? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо четко различать два аспекта этого результата: всемирно-исторический и конкретно-исторический.

Как это не парадоксально, но объективный результат деятельности М. Горбачева и его команды с точки зрения всемирно-исторической предельно ясен. К концу 80-х годов Горбачев гордо и с вызовом сказал, что никогда не будет президентом, участвующим в похоронах своего собственного государства. История, сделавшая его крупной политической фигурой, крепко наказала его за эти самоуверенные слова. Пламенная, но изменившая ему любовь к власти сделала Горбачева не только участником этих похорон, первым и последним президентом СССР, но объективно – главным «могильщиком» Союза Советских Социалистических Республик, второй (наряду с США) супердержавы мира. Таков был с всемирно-исторической точки зрения главный объективный результат всех его противоречивых «реформ». Хотя Печенев В. не сомневается, что в замыслах Горбачева развал Союза ССР не был, конечно, запланирован. А между тем, как справедливо отмечает доктор исторических наук А. Барсенков, распад СССР не только отбросил далеко назад все бывшие союзные республики, но и привел к сползанию страны из кризиса в пропасть .

Оценка личности последнего лидера СССР

В 1978 году, после неожиданной смерти Ф. Д. Кулакова на заседании Политбюро ЦК Л. И. Брежнев предложил избрать на место секретаря ЦК, ведающего вопросами сельского хозяйства, Горбачева. Возражений со стороны Политбюро не последовало. Состоявшийся вскоре пленум ЦК поддержал предложение Политбюро и избрал его секретарем ЦК КПСС. Та активность, с которой он начал работу в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году, совершенно не проявлялась в прежней его ролях, на которых, он, как правило, отмалчивался. Активность М. С. Горбачева резко возросла в 1984-1985 гг. при Черненко. Уже тогда фактически сформировалась группа в руководстве партии, которая решила взять власть в свои руки. В эту группу вошел и Горбачев. Видя неизбежность кадровых перемен в связи с очевидной неизлечимой болезнью Черненко, они, используя свои возможности в аппарате ЦК и КГБ, фактически обеспечили избрание Горбачева на должность генерального секретаря ЦК КПСС по кадрам.

Эта группа, не имея достаточного опыта политической и организационной работы, понимала, что члены Политбюро, имеющие большой опыт работы были помехой в их честолюбивых устремлениях. Поэтому сразу после избрания Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК была развернута дискредитация с использованием средств массовой информации ряда товарищей, занимавших ответственные посты. Причем тогда еще не существовало понятия «гласность», и все публикации санкционировались, а зачастую организовывались в аппарате ЦК КПСС.

Не сумев ничего создать, эти деятели сумели все развалить, причем добились в этом грандиозных результатов. После трагического августа 1991 года стало ясно, что Горбачев и его сторонники выполняли определенный политический заказ на уничтожение коммунистической партии, великого социалистического государства, социализма и социалистической идеологии вообще. Полностью «талант» Горбачева раскрылся в момент необходимости принятия сложных, непопулярных решений. Шесть лет его руководства – это шесть лет предательства товарищей по партии, всех коммунистов, уничтожение великого государства, создававшегося не только в последние 70 лет, но и в течение веков, трудом многих поколений людей.

Когда расстреливали Чаушеску и травили больного Хоннекера, Горбачев ничего не сделал, чтобы остановить это. Предатель и трус – вот психологический портрет Горбачева. Сегодня, пережив трагедию уничтожения СССР, понимаешь, что много было сделано ошибок, что уставные принципы партии, фактически не менявшиеся с 30-х годов, позволили предателям и пустышкам типа Горбачева пролезть в руководство КПСС в карьеристских целях и уничтожить партию, государство .

Роль М. Горбачева - первого и последнего Президента СССР в нашей новейшей истории оценивается довольно противоречиво в трудах отечественных и зарубежных историков. Чаще всего встречаются два подхода: исключительно позитивная роль, где Горбачев выступает как великий реформатор и политик, положивший конец «холодной войне», противостоянию «СССР-США» и т.п., и второй подход, где мы обнаруживаем негативный взгляд на перестройку, распад СССР и где, соответственно, подчеркивается деструктивная роль М. Горбачева. Первый подход чрезвычайно популярен на Западе и в «либеральных» кругах российской интеллигенции новой волны, второй - более свойственен отечественным экспертам, ориентированным в целом на неприятие перестройки и российских реформ.

В литературе выдвинуто немало гипотез и о причинах распада СССР. Однако большинство авторов усматривают в этом скорее закономерность, чем случайность.

Мы постараемся дать свою собственную оценку личности последнего лидера некогда великой державы, его роли в распаде СССР и некоторых последствий сокрушительной трансформации советского общества, выразившихся, в частности, в обострении межнациональных конфликтов на территории практически всех бывших республик Советского Союза.

Анализ литературы позволяет предположить, что в этой области сложилось несколько мифов, глубоко закрепленных в сознании мирового сообщества усилиями СМИ, некоторых политиков и ученых.

Миф первый.

М. Горбачев – политик, разрушивший советскую империю (где русский народ подавлял и угнетал другие народы). На самом деле Горбачев разрушил единое государственное и социально-экономическое пространство и положил начало череде межнациональных конфликтов. Что касается разрушения советской империи, то это даже терминологически не верно: СССР не был империей. Любая империя имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей. В СССР грузин Сталин (представитель так называемого угнетённого народа) в течение тридцати лет управлял Советским Союзом, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев - членом Политбюро. Исторические факты, которые отрицать невозможно. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

Миф второй.

Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей и заслуга Горбачева состоит в том, что он предотвратил полный крах советской экономической системы и провозгласил начало демократических преобразований. Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не являются причиной развала страны. С этой точки зрения перестройка Горбачева запустила механизм экономического кризиса, в результате которого миллионы граждан бывшего СССР потеряли работу, жилище, сбережения и лишились даже тех немногих социальных благ, которые им гарантировала советская система. Демократизация, в конечном счете, обернулась долларизацией отечественной экономики со всеми вытекающими последствиями. Анализ этого процесса хорошо описан в книге М. Диченко «Жизнь без доллара, или либерализм на пороге III тысячелетия».

Миф третий.

М. Горбачев позволил бывшим республикам СССР обрести независимость, которой они были лишены в СССР. К чему привела эта независимость хорошо известно. Страна потеряла огромную часть территории, распались экономические связи между субъектами хозяйственной деятельности, научными и культурными центрами, на просторах СНГ образовался правовой вакуум, границы новых государств превратились в фикцию. Кроме того, большинство независимых государств враждебно настроены в отношении России и к русскоязычной диаспоре в своих странах. Многие лидеры независимых государств предпринимают большие усилия для ослабления России и экономически, и политически. И это далеко не полный перечень последствий независимости.

Интересно, что сам М. Горбачев не считает себя «могильщиком» СССР и обвиняет в этом Б. Ельцина, который, в свою очередь обвиняет в развале Союза Горбачева. Тем очевиднее выглядят попытки снять с первого российского президента эту ответственность. Например, Р. И. Хасбулатов, стремясь реабилитировать Б. Ельцина, в 1992 году писал: «Беловежские соглашения о создании Содружества (СHГ) при всей их внешней спорности, возможно, при определенных юридических и конституционных недостатках и упущениях были логическим завершением свершившегося факта - это падение великой империи».

К исходу 80-х годов ХХ века горбачевская «перестройка» настолько расшатала Советский Союз, что вопрос о его дальнейшем существовании приобретал все большую проблематичность. В начале января 1990 года Черняев, ближайший помощник Горбачева, уже почти не сомневался в том, что Союз «начнет сокращаться. Прибалтика станет договорной частью Союза…» .

Чтобы дать объективную оценку личности М. Горбачева как Президента СССР и главное оценить его вклад в уничтожение Союза ССР, необходимо понимать, что советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, он в значительной степени противостоял ее догматам .

К созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено. Революции не предшествовала своя «эпоха Просвещения». Интеллектуальная работа, которая шла в диссидентских кругах либо имела сугубо протестный характер, либо страдала явным утопизмом. Для профессионального осмысления путей переустройства советского общества в самом СССР условия так и не сложились. Однако они сложились на Западе. Именно западными идеологами была проработана доктрина расчленения Союза. А. И. Доронин, например, пишет: «…в соответствии с американским «Законом о расчленении России, установками З. Бжезинского в России с помощью американских спецслужб и их союзников запущен негласный механизм ее расчленения…». Эта доктрина была очень грамотно реализована чрез политическую, культурную и научную элиту СССР, через тех лиц, кто, так или иначе выезжал за рубеж, был хорошо информирован о скрытых процессах и проблемах внутри ЦК КПСС, имел основания не доверять «системе» или пострадал от нее. Многие из этих людей открыто выступали против «системы» и в дальнейшем стали идеологами перестройки и рыночных преобразований. Одним из первых реформаторов был Михаил Горбачев.

Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, что послужило главным мотивирующим фактором отказа Горбачева от советских ценностей и принятия западных. Однако, ясно, что идеи о переустройстве и изменении политического курса СССР возникли у секретаря ЦК КПСС не случайно. Более того, формировались они далеко за пределами Кремля.

25 декабря 1991 года М. С. Горбачев сложил с себя полномочия главы государства. С января 1992 года - по настоящее время - он Президент Международного общественного Фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд, а также ряда других общественных организаций). Усилия Президента СССР были с лихвой вознаграждены Западом, о чем свидетельствует впечатляющий перечень его наград и премий, представленный на личном сайте «прораба» перестройки. Этот же перечень косвенно свидетельствует о тщательной проработанности процесса распада СССР и большом личном вкладе Президента СССР в эту миссию .

Политика Горбачёва

Внутренняя политика

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогресса с упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо .

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах страны, особенно в сельской местности на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё при Андропове, но молва считала инициатором крутых мер Горбачёва и – особенно – Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число торгующих спиртным магазинов. Продажа водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие вино и водку, перепрофилировались на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью прекратить производство дешёвых плодово-ягодных вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Сокращение коснулось не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству.

Огромные потери понёс бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Недополученная прибыль составила в 1985г. - 60 млрд. рублей, в 1986г. - 38 млрд. рублей, в1987г. - 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 – 1988гг. выросло на 18%. Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

В какой-то степени это действительно был просчёт, но обвинение Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом .

Распад СССР

К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

Проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

Проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной;

Проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

Период до подписания Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный "вакуум власти":

Период, отмеченный своего рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот;

Период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрет КПСС. Менее чем за четыре месяца на место прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).

Горбачёв в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и не конструкционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведён референдум, и 3/4 голосовавших высказалось за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик у же невозможно было остановить.

В апреле 1991г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей 9 республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг, на мой взгляд, подтверждает стремление Горбачёва сохранить СССР .

Некоторые результаты

Ответ на вопрос «надо ли было начинать перестройку?» зависит от времени, когда он задан. В 2000 году, по опросам ВЦИОМ, 70% россиян считали, что не надо. В 1995-м 40% ещё были «за». В 1986-м реформы в стране поддерживали не менее 80% населения. Горбачёву ответ на этот вопрос требовалось дать в 1985. Собственно говоря, ради реформы его и выбрали.

Можно подвести некоторые, краткие конечно, объективные результаты деятельности «команды Горбачева» в конкретно-историческом аспекте за 5-6 лет ее правления.

В экономической сфере попытки ускорения научно-технического прогресса и эксперименты по трансформации госсоциалистической экономики в рыночно-социалистическую закончились провалом. Внешний долг СССР за 5 лет возрос более, чем вдвое. Экономико-финансовая система государства выглядела уже к началу 90-х годов явно и сильно подорванной, если не разваленной.

Это, естественно, негативно отразилось на социальной сфере, заметно ударило по уровню материальной жизни основной части населения. А когда к опустевшим полкам магазинов добавилась к лету 1991 года павловская «реформа», обесценившая за одну ночь копившиеся десятилетиями вклады всех граждан страны в сбербанках, негодование и паника населения, как тогда казалось, подошли уже к точке кипения.

Общественно-политическая жизнь страны, вкусившей первые плоды относительной гласности и свободы слова в этот период начинает переживать столь бурный расцвет, что кое-где начинает переходить за границы разумной демократии, «смахивая» в чем-то на анархию, общественный разлад, порождая к началу 90-х годов рост правонарушений, преступности, а в союзных республиках – рост национализма, сепаратизма, причем прямо сориентированного на разрушение Союза ССР. Так называемый «новоогаревский» процесс, начатый Горбачевым с целью заключения нового, трансформированного, приспособленного к реалиям дня союзного договора, чем дальше, тем больше вел в никуда. В самой атмосфере страны нарастает ощущение, что спасти Советский Союз может только чудо, а развалить может какая-то, что называется, последняя, но заметная капля. Такой «последней каплей» и стала совершенная 19 августа 1991 года попытка ряда высших руководителей СССР осуществить фактически госпереворот (ГКЧП), антиконституционный переворот, в целях спасения, как они думали, союзного государства и социалистического строя.

Противоречивыми представляются итоги деятельности «команды Горбачева» и в области международной политики. С одной стороны, активную политику разрядки международной напряженности, снижения уровня слишком дорогостоящего для хиревшей экономики страны военного противостояния с США и НАТО, общее улучшение политических отношений с Западом можно отнести в актив Горбачева. Этот актив сказался позитивно и на внутренней, духовно-нравственной жизни граждан, «открыв» для многих из них Запад, т.е. сделав наше государство более открытым обществом, без чего действительно демократическое развитие общества в принципе невозможно. С другой стороны, СССР стал катастрофически быстро терять союзников и экономических партнеров (Центральная и Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка). Внеся огромный вклад в развал военно-политической организации Варшавского договора, Горбачев не добился ответных шагов со стороны НАТО. Именно в это время СССР фактически стал терять статус супердержавы и из великой военно-политической державы стал быстро превращаться во второстепенное с социально-экономической точки зрения, хотя громадное по размерам государство с ракетно-ядерным оружием.

Словом, страна наша, безусловно, нуждалась и в экономических реформах, и в постепенной, разумной политической перестройке, не приносящих бед и невзгод людям, а, наоборот, улучшающих их социально-экономическое положение и духовно-нравственное здоровье. Горбачев взялся за решение этих задач, но осуществил их так, что, вернувшись 22 августа 1991 года из временного «фаросского заточения» в Крыму, он оказался, по собственному выражению «в другой стране», а точнее, в обвально, на глазах разрушавшемся Советском Союзе, правопреемнике тысячелетней Российской империи или Русского, Российского государства. Можно по-разному относиться ко всему, что происходило при Горбачеве, но трудно отрицать этот объективный итог политической деятельности его и его «команды».

Бесплодным оказалось и движение за «социальную справедливость». Бесплодным потому, что вылилось это движение в борьбу со слишком «высокими» и «комфортными» дачами (но не членов руководства, а преимущественно рядовых граждан), а также с добротными, богатыми садово-огородными участками



Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

14 марта 1990 года проходило внеочередное собрание народных депутатов Советского Союза. Оно проходило в Кремлевском дворце. Там все присутствующие получили бюллетени для проведения тайного голосования. За день до этого они изменили Конституцию страны. А именно, депутаты утвердили, что партия КПСС не является главенствующей. Соответственно была установлена многопартийность. Во главе страны должен стоять президент, который избирается сроком на 5 лет. Существует вероятность его повторного избрания.

Первым президентом стал Михаил Горбачев // Фото: trud.ru


На собрании депутатам необходимо было лишь поставить галочку напротив инициалов кандидата, претендовавшего на президентскую должность. Вокруг данного вопроса разгорелась жаркая дискуссия. Депутаты настолько ею увлеклись, что абсолютно выбились из запланированного времени.

Образовались две диаметрально противоположных точки зрения. Нурсултана Назарбаева, который на тот момент был действующим секретарем Центральной Партии, утверждал, что переход к президентской форме правления повлечет за собой позитивные перемены. Он считал, что именно это приведет к настоящему единству Федерации. Также звучали иные высказывания: «перестройка захлебнётся президентством».

Страна впервые столкнулась с подобным плюрализмом. Депутаты имели также разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов. Некоторые предлагали отказаться от прямых долгосрочных выборов и провести избрание прямо здесь и сейчас. Однако, основная часть отрицала такую необходимость. Они говорили, что излишняя спешка может привести к негативному исходу событий. Тем более, что на тот момент с стране была достаточно неспокойная обстановка. Она уже пережила ряд международных конфликтов. А внутри самой страны увеличивалось число агрессивных националистов. В конце концов президент все-таки был выбран и им стал Михаил Горбачев.


Депутаты имели разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов // Фото: topwar.ru

Преждевременное завершение президентского срока

Михаил Горбачев занимал свой пост не так долго. Уже спустя год его обвини в государственной измене. На него было заведено уголовное дело. Основным поводом для него стало то, что президент подписал постановление о независимости Эстонии, Латвии и Литвы. Дело вскоре закрыли, но политик все-таки был исключен из рядов партии.

В декабре 1991 года СССР официально прекратил свое существование. За этим следовало заявление об отставке Горбачева. Он передавал все свои права, в том числе и право на распоряжение ядерным оружием Борису Ельцину – следующему президенту. 25 декабря с Кремля бы убран красный флаг. Вместо него на флагшток впервые повесили символ нового государства - РСФСР.


Горбачев передал все президентские права Борису Ельцину // Фото: tvc.ru

Последующие действия первого президента

Михаил Горбачев в 1996 году попытался стать в очередной раз президентом, выдвинув свою кандидатуру. Однако ему удалось набрать всего 0,51% голосов. Спустя 4 года он создал собственную социал-демократическую партию. К сожалению, она в 2007 году была распущена по приказу Верховного суда. Когда Путин впервые взял на себя бразды правления, то опытный политик поддержал его кандидатуру. Но год спустя он был несколько разочарован в избирательной системе России:

С нашими выборами не всё в порядке, и наша избирательная система нуждается в серьёзной корректировке.

Награды

Михаил Сергеевич Горбачев является единственным политиком, который за свою жизнь насобирал огромнейшее количество наград и званий. При этом их ему выдавали не только в родной стране, но и за рубежом. Так, например, за укрепление мира между народами ему был вручен орден Святого апостола Андрея Первозванного.

План
Введение
1 История
2 Требования к кандидатам на пост президента СССР
3 Ограничение сроков пребывания на посту президента
4 Ограничения для Президентов СССР
5 Полномочия Президента СССР
6 Резиденции
Список литературы
Президент СССР

Введение

Президе́нт СССР - должность главы государства в СССР, введённая 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внёсшим соответствующие поправки в Конституцию СССР.

До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.

1. История

По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу.

Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов 15 марта 1990 года.

После введения высшей должности Президента СССР, в союзных и автономных республиках также стали вводиться посты Президента.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

Во время августовских событий 1991 участник ГКЧП - Вице-президент СССР Геннадий Янаев - незаконно провозгласил себя исполняющим обязанности Президента СССР.

2. Требования к кандидатам на пост президента СССР

Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет.

3. Ограничение сроков пребывания на посту президента

Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.

4. Ограничения для Президентов СССР

· Президент СССР не мог быть народным депутатом.

· Президент СССР мог получать заработную плату только по этой должности.

5. Полномочия Президента СССР

Президент СССР:

1. являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2. был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3. представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

4. должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5. должен был представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6. с учётом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров СССР, вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР;

7. представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты:

1. Председателя Комитета народного контроля СССР,

2. Председателя Верховного Суда СССР,

3. Генерального прокурора СССР,

4. Главного государственного арбитра СССР,
а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;

8. входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных выше должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

9. мог ставить перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

10. подписывал законы СССР; был вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтверждал ранее принятое им решение, Президент СССР обязан был подписать закон;

11. имеел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

12. координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР, присваивал высшие воинские звания; назначал судей военных трибуналов;

13. мог вести переговоры и подписывать международные договоры СССР;

14. принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

15. назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

16. присваивал высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

17. награждал орденами и медалями СССР, присваивал почётные звания СССР;

18. решал вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

19. мог объявить общую или частичную мобилизацию;

20. объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР и был обязан незамедлительно внести этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР;

21. объявлял в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях;

22. в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждал об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводил его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия мог вводить чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принималось большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

23. мог вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики;

24. в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 конституции СССР, президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Предполагалось, если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

25. возглавлял Совет Федерации СССР, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик.

26. формировал Президентский совет СССР, задачей которого являлаась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

27. мог проводить совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

28. издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

6. Резиденции

В районе Фороса (Крым) расположено несколько государственных дач, на одной из которых (так называемый объект «Заря») во время попытки государственного переворота в августе 1991 находился президент СССР Михаил Горбачёв.

Список литературы:

1. Российская Федерация является государством-продолжателем Советского Союза, подробнее об этом см.