Ельцин борис николаевич внешняя и внутренняя политика. Рыночная экономика - новый курс России

Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

Внешняя политика.

Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнерские отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядерного потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона - вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

Конституция.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

Российский политик Борис Ельцин возглавлял страну в непростое время, ему пришлось проводить реформы и принимать сложные решения. Однако отрицать его значительной роли в становлении современной страны невозможно. Первый президент России прожил непростую жизнь и все здоровье отдал своей Родине.

Как все начиналось

Родился Ельцин Борис Николаевич 1 февраля 1931 года в небольшом селе Бутка Уральской области. Семья мальчика пережила немало трудностей: оба деда Бориса в начале 20 века были крепкими крестьянами из середняков, советская власть, по законам того времени, конфисковала их имущество. Отец Ельцина Николай Игнатьевич работал строителем, но в начале 30-х годов был репрессирован по анонимному доносу и отправлен на строительство Волго-Донского канала. После освобождения Николай перевез свою семью в Березняки, где работал на сооружении калийного комбината. Мама мальчика Клавдия Васильевна была портнихой. Все детство Борис Ельцин провел в Березниках, он рос активным, задиристым и проказливым ребенком. Как-то с товарищами он украл две гранаты со склада и при попытке вскрыть одну из них потерял два пальца.

Учеба

Будущий первый президент России учился в средней школе г. Березняки. Его отметки по всем предметам были хорошими, но сильно страдала дисциплина. Ельцин был упрямым и всегда стремился защитить справедливость. В связи с этим он был даже исключен из школы в выпускном классе, так как обнародовал историю про учительницу, притеснявшую ребят и заставлявшую их работать у себя дома. Он смог, обратившись за поддержкой в горком партии, в другой школе сдать все выпускные экзамены и получить неплохой аттестат. В юношеские годы Борис был драчливым и даже участвовал в «войнах» район на район. В одной битве он получил перелом переносицы от удара оглоблей.

По окончании школы Борис поступает в вуз, продолжая династию отца: он решил стать строителем. В 1950 году поступает на специальность «промышленное и гражданское строительство» строительного факультета Уральского политехнического института им. С. Кирова. Во время учебы Ельцин серьезно занимался волейболом, тренировал институтскую женскую сборную, сам играл за сборную команду города Свердловск, получил звание мастер спорта.

В 1955 году он успешно защищает дипломную работу «Телевизионная башня» и становится инженером-строителем.

Работа по профессии

После института по распределению Борис Ельцин приходит в свердловский трест «Уралтяжтрубстрой», где за 8 лет освоил несколько смежных профессий: каменщик, бетонщик, столяр, маляр, штукатур, плотник. Он стал сначала мастером, затем начальником участка и прорабом треста. В 1963 году Борис Николаевич занимает должность главного инженера Свердловского домостроительного комбината, а уже через 3 года становится его директором. Ельцин показал себя амбициозным и целеустремленным человеком, и это открыло ему путь к партийной карьере.

Партийный путь

Борис Ельцин вступил в КПСС в 1961 году, как он говорил, двигала им совершенно искренняя вера в коммунистические идеалы и справедливость. В 1962-65 годах он активно работает в партии, является делегатом партийных конференций разного уровня.

В 1968 году Борис Николаевич становится партийным функционером и переходит на работу в Свердловский обком партии на должность заведующего отделом строительства. В 1975 году является секретарем Свердловского обкома партии, его сфера ответственности – промышленное развитие региона. В 1976 году он становится первым секретарем обкома Свердловской области. Эту должность занимает в течение 9 лет.

За это время область становится не только развитой и сильной с экономической точки зрения, но и местом, где зреют новые демократические силы. Недаром именно Свердловск в конце 80-х годов превращается в место рождения особой субкультуры - рок-музыки.

Ельцин много строит в области: прокладывает качественные дороги, переселяет людей из ветхого жилья, создает эффективную систему выращивания сельхозпродукции для жителей области. Он показал себя как крепкий хозяйственник, умеющий прислушиваться к нуждам людей. Ельцин активно поддерживал новаторские идеи. Проекты экспериментального строительства поселков нового типа и МЖК хорошо приживались в области.

С 1978 года Ельцин входит в Верховный совет СССР, был членом ЦК.

Годы перестройки

В 1985 году после того, как М.С. Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, Ельцина ждали большие перемены. Его переводят в Москву на должность заведующего отдела, а затем и секретаря ЦК по строительству. В конце 1985 года работает первым секретарем горкома Москвы. При Ельцине в столице разрабатывается новый план генерального развития, налаживается социальное обеспечение населения, он лично проверяет наличие продуктов в магазинах и работу общественного транспорта. Ельцин показал себя как открытый для народа руководитель, и это обеспечило ему поддержку населения.

В конце 80-х годов Борис Николаевич резко критикует деятельность некоторых партийных деятелей, в частности Е. Лигачева, что было негативно оценено руководством, и в 1987 году его снимают с должности. В 1989 году он становится депутатом, его кандидатуру горячо поддержали московские избиратели. В 1990 году становится председателем Верховного Совета РСФСР. В этой должности он немало сделал для того, чтобы придать РСФСР политический вес в СССР. Его работа в этой должности подвергалась резкой критике, хотя были и сторонники его курса.

Будущий первый президент России в 1990 году делает немало шагов, которые приведут к распаду СССР. До сих пор по этому вопросу проходит слишком много дискуссий. В июне 1991 года состоялись выборы первого президента России. Ельцина избирают президентом РСФСР. Это были демократические выборы, и его кандидатура набрала неоспоримое большинство.

Первый указ первого президента России был посвящен развитию образования в РСФСР. Он начал вести подготовительную работу по подготовке нового союзного договора, но история резко меняет скорость перемен.

Путч 1991 года

19 августа 1991 года в стране происходит попытка государственного переворота. Ельцин становится главой силы, которая противостояла ГКЧП. Президент СССР был заблокирован в Форосе. Именно усилия Ельцина помогли Горбачеву сохранить власть над страной. Однако сразу после преодоления путча он распускает компартию РСФСР, издает целый ряд указов, которые значительно увеличили власть президента России. Горбачев стремительно теряет власть над страной. Первый президент России в 1991 году сделал главный шаг к краху СССР.

В конце года за спиной М. Горбачева Ельцин Борис Николаевич вместе с Л.Кучмой и С.Шушкевичем подписывает Беловежское соглашение, которое поставило точку в истории СССР и положило начало Сотрудничеству Независимых Государств. 25 декабря 1991 года Ельцин получил полную власть над Россией после того, как Горбачев ушел в отставку.

Беловежское соглашение трудно проходило ратификацию на съезде народных депутатов, что привело к конфликту между президентом и депутатским корпусом. В стране, которая тяжело переживала экономический кризис, начинается политический кризис. Ельцин предложил на пост премьер-министра Егора Гайдара, депутаты не приняли его кандидатуру. Начинается открытое противостояние съезда народных депутатов и Ельцина. Объявляется референдум, на котором ставится вопрос о доверии ему. Первый президент России получил вотум доверия народа, хотя результаты были небесспорными.

Первый президент России: демократия победила

После референдума Борис Николаевич усиливает работу над новой Конституцией, которая бы закрепила за ним власть. Политический кризис смягчился, но не разрешился, противостояние между депутатами и Ельциным продолжалось. Он снимает с должностей многих бывших соратников. Осенью 1993 года съезд принимает решение об отстранении его от должности. Фактическая власть переходит в руки А. Руцкого. Начинается вооруженный конфликт, в Москве по Белому дому по приказу Ельцина стреляют танки. Противостояние длилось несколько дней, в результате погибло несколько десятков людей, но Борис Николаевич смог взять верх над соперниками.

Началось новое правление Ельцина с тяжелых выборов в Государственную Думу и референдума по новой Конституции, в результате президент получил значительно больше полномочий и смог проводит свою политику. Он решительно проводит конституционную реформу, которая усиливает президентскую власть в России. Этот период в истории страны историки оценивают неоднозначно, многие говорят, что свобода слова в это время потерпела поражение, Ельцин сосредоточил власть в своих руках и проводил не всегда верную политику.

Основные вехи президентства Бориса Ельцина

Правление Ельцина ознаменовалось многими судьбоносными событиями для страны. Именно на его период приходится обострение чеченского конфликта, который Борис Николаевич решается подавлять путем ввода войск. Первый президент России не смог удержать страну от трагедии в Буденновске и кровопролитной войны, которая закончилась невыгодным для России Хасавюртовским соглашением.

В 1996 году проходят выборы президента РФ, на которых Ельцин побеждает лишь во втором туре и не без труда. Его популярность в народе стремительно падает, политика Ельцина становится все менее эффективной. В 1998 году страна переживает новый финансовый кризис, он еще больше подрывает доверие к президенту, который публично заявил, что девальвации не будет, и которая тут же случилась.

Отставка и жизнь после нее

В мае 1999 года Дума пыталась поставить на голосование вопрос об отстранении Ельцина от должности. Он много болеет, решения его не отличаются продуманностью и последовательностью. В последний день 20 века Борис Николаевич Ельцин - первый президент России покинул главный пост страны. Он делает заявление по телевидению и представляет своего приемника – В. Путина.

В первое время после отставки Ельцин еще участвует в жизни правительства, встречается с министрами и Путиным. Но постепенно эта активность сходит на нет, и Борис Николаевич становится почетным пенсионером.

Путин сразу после принятия власти издает указ о запрете на какие бы то ни было судебные преследования бывшего президента. И вся критика в адрес Ельцина остается без последствий. Первый президент России после отставки занимается благотворительностью, посещает различные церемонии, но здоровье все чаще беспокоит его.

Семья и частная жизнь

Часто для политиков семья становится надежным тылом, именно такой может похвастаться Борис Ельцин. Годы, проведенные в Кремле, очень плохо сказались на его здоровье, но его семья сохранилась и даже сплотилась за трудные годы.

Борис Ельцин женился на Наине Иосифовне Гириной (однокашнице) еще в 1956 году. Она всю жизнь была его опорой и помощницей. У Ельциных родилось две дочки: Елена и Татьяна, затем появилось шестеро внуков и трое правнуков. Дочь Татьяна в 90-х годах помогала отцу в проведении предвыборной кампании. Семья всегда была местом для Бориса Николаевича, где его любили и ждали.

В начале 1990-х Ельцин пытается провести ряд экономических и политических реформ, которые уже давно назревали с целью вывести страну из кризиса, однако сталкивается с серьезными препятствиями со стороны руководства СССР. Ухудшаются не только отношения между СССР и РСФСР, но и отношения Ельцина и Горбачева.

В 1990 году Ельцин выходит из партии, а 12 июня избирается президентом Российской Федерации. Последовавший за этим августовский путч и развал СССР только укрепляют позиции демократа-Ельцина, который становится во главе нового государства – Российской Федерации и создает СНГ.

С 1992 года Ельцин снова начинает проводить политические и экономические реформы, на этот раз беспрепятственно. Однако ряд реформ не приносят желаемого результата, в правительстве назревает внутренний конфликт между законодательной и исполнительной властью. Кризис в стране усугубляется, власть не может договориться, новая Конституция все еще находится в разработке и вызывает множество споров, что в итоге приводит к проведения совета в 1993 по вопросам доверия Президенту и Верховному Совету, который заканчивается трагическими событиями. В результате совета Ельцин остается у власти, и страна продолжает двигаться по намеченному им курсу, а вот все Советы ликвидируются. События по разгону Совета получили название октябрьского путча. В декабре 1993 года принимается новая Конституция и РСФСР превращается в республику президентского типа. Ельцин пользуется все еще пользуется доверием, но внутри страны растут сепаратистские настроения.

Чеченская война наряду с ростом недовольства внутри государства сильно ударяет по рейтингу Ельцина, однако это не останавливает его от желания баллотироваться на второй президентский срок в 1996 году. Несмотря на все растущий раскол внутри высшей власти и собственной команды, Ельцин все же становится новым президентом. Во время второго срока влияние Ельцина на политическую и экономическую ситуацию в стране ослабевает, он сдает свои позиции. В стране случается очередной кризис и дефолт, и правительство Ельцина уже не показывает той стабильности, что была раньше. Рейтинг президента падает все ниже, а вместе с ним ухудшается и здоровье Бориса Николаевича.

В 1999 году Ельцин назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, и в конце года подает в отставку во время новогоднего обращения

Итоги правления Ельцина

Одним из главных достижений Ельцина в его политической карьере становится отделение РСФСР (России) от Советского Союза и превращение ее в демократическое государство с президентом во главе. На посту президента Ельцин провел ряд реформ с целью вывести страну из кризиса, однако они не увенчались успехом. Личность Ельцина и его деятельность сегодня оценивается неоднозначно.

Распад ссср

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

Борис Ельцин был первым Президентом России. Он был сильным лидером, хотя и совершил много тактических промахов на своем посту. Восемь лет этот человек руководил огромной страной и пытался вывести ее из кризиса.

Работа в Москве

В 1968 году Борис Ельцин начал свою партийную карьеру. Выпускник Уральского политеха имени Кирова стал начальником отдела строительства. Успехи на политической службе обеспечили ему быстрый рывок в карьере. В 1984 году Борис Николаевич уже был членом Президиума Верховного Совета СССР. С 1985-1987 гг. занимал должность Первого секретаря Московского городского комитета КПСС.

В 1987 году на пленуме Верховного Совета раскритиковал деятельность действующего лидера Михаила Горбачёва. Был понижен до должности заместителя главы Госстроя. В 1989 году Ельцин становится народным депутатом ВС СССР.

В 1990 году становится председателем Верховного Совета РСФСР.

Президентские выборы 1991 года

17 марта 1991 года прошел референдум в СССР. На повестке дня стояли вопрос о введении должности президента и пункт о сохранении статуса СССР. Целеустремленный и бескомпромиссный Борис Ельцин решил баллотироваться в кандидаты на пост президента. Его конкурентами в этой гонке стали проправительственный кандидат Николай Рыжков и Владимир Жириновский.

12 июня 1991 года прошли первые президентские выборы. Большинством голосов был избран Б. Н. Ельцин. Годы правления первого лидера России первоначально должны были составлять 5 лет. Поскольку страна находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, никто не знал, как долго в реальной жизни продержится новый президент в своем кресле. Вице-президентом был избран А.Руцкой. Его и Ельцина поддержал блок "Демократическая Россия".

10 июля 1991 года Борис Ельцин дал присягу служить верой и правдой своему народу. Президентом СССР оставался Михаил Горбачев. Двоевластие не устраивало амбициозного Ельцина, хотя многие исследователи и политики утверждают, что окончательной целью нового российского лидера был развал Союза. Возможно, это был политический заказ, который он блестяще выполнил.

Августовский путч

Годы правления Б. Ельцина ознаменовались значительными волнениями в верхушке государства. Члены КПСС не хотели смены руководства и понимали, что с приходом нового лидера не за горами распад СССР и их отстранение от власти. Ельцин выступал с жесткой критикой номенклатурных кругов, неоднократно обвинял высших руководителей в коррупции.

Горбачев и президент Ельцин, годы правления которого были нестабильными, обсудили краеугольные моменты своего сотрудничества и решили политическим путем устранить СССР. Для этого было принято решение создать конфедерацию — Союз Суверенных Советских республик. 20 августа этот документ должны были подписать лидеры всех союзных республик.

ГКЧП развернул активную деятельность 18-21 августа 1991 года. Во время пребывания Горбачева в Крыму был создан временный государственный орган ГКЧП, а в стране введено ЧП. Об этом населению сообщили по радио. Противостоять старой партийной верхушке стали Демократические силы во главе с Ельциным и Руцким.

Заговорщики имели некоторую поддержку в армии и КГБ. Они подтянули некоторые отдельные группы войск для ввода их в столицу. Тем временем президент РСФСР Ельцин находился в командировке. Противники распада Союза решили задержать его по прибытии как можно дальше от Белого Дома. Другие путчисты решили ехать к Горбачеву, убеждать его ввести ЧП своим указом и обратиться к народу.

19 августа СМИ объявили об отставке М. Горбачева по состоянию здоровья, и. о. президента был назначен Геннадий Янаев.

Ельцина и его сторонников поддержало оппозиционное радио "Эхо Москвы". Отряд "Альфы" прибыл к даче президента, но указа блокировать его или взять под стражу не поступило, поэтому Борис Николаевич смог мобилизовать всех своих сторонников.

Ельцин прибывает в Белый дом, а в Москве начинаются локальные митинги. Простые демократически настроенные граждане пытаются противостоять ГКЧП. Митингующие строили баррикады на площади и разбирали брусчатку. К площади подогнали танки без боекомплекта и 10 БРМД.

21 числа начались массовые столкновения, трое граждан погибли. Заговорщики были арестованы, а Борис Ельцин, годы правления которого были напряженными с самого начала, распустил КПСС и национализировал имущество партии. План путчистов провалился.

Как следствие, в декабре 1991 года, втайне от М. Горбачева, были подписаны Беловежские соглашения, положившие конец СССР и давшие начало новым независимым республикам.

Кризис 1993 года

В сентябре 1993 года бывшие соратники рассорились. Б. Н. Ельцин, годы правления которого были весьма тяжелыми в начальный период, понимал, что оппозиция в лице вице-президента А. Руцкого и ВС РСФСР всячески тормозит новые экономические реформы. В связи с этим Б. Ельцин издал указ 1400 - о роспуске ВС. Было принято решение о новых выборах в Федеральное Собрание.

Естественно, такая монополизация власти вызвала протест у членов ВС. Как обычно, к столице согнали технику, на улицы вывели людей. Несколько раз пытались объявить импичмент президенту, но Ельцин игнорировал законодательство. Сторонников ВС разогнали, лидеров оппозиции арестовали. В результате столкновений, по разным данным, погибли около 200 человек, более тысячи получили травмы и ранения.

После победы Б. Ельцина и его сторонников в России был переходный период диктаторства президента. Были ликвидированы все органы власти, связывающие Россию с СССР.

Социально-экономические реформы Б. Ельцина

Многие экономисты и политики, оглядываясь на годы правления Ельцина в России, называют его политику хаотичной и бестолковой. Не было в ней единого четкого плана. Первые несколько лет государство вообще находилось в политическом кризисе, который в итоге вылился в путч 1993 года.

Многие задумки президента и его сторонников были перспективными, но, воплощая их по старой монополизированной системе, Ельцин натыкался на множество подводных камней. В итоге реформирование государства привело к затяжному кризису в экономической сфере, потере вкладов населения и полному недоверию власти.

Основные реформы президента Ельцина:

  • либерализация цен, свободный рынок;
  • земельная реформа - передача земельных угодий в частные руки;
  • приватизация;
  • реформирование политической власти.

Первая Чеченская война

В 1991 году на территории Чечни была образована независимая Республика Ичкерия. Такое положение дел не устраивало Россию. Президентом новой независимой республики стал Джохар Дудаев. Российский ВС признал выборы недействительными. Победа сепаратистских сил привела к распаду Чечено-Ингушской республики. Ингушетия решила остаться автономной в составе России. Основываясь на этом желании, Борис Ельцин, годы правления которого уже были омыты реками крови, решил ввести войска в период осетино-ингушского конфликта 1992 года. Чечня была фактически независимым, никем не признанным государством. На территории страны фактически шла гражданская война. В 1994 году Ельцин решил ввести войска для наведения порядка в Чеченской Народной республике. В результате вооруженный конфликт с использованием войск России продлился два года.

Второй президентский срок

Второй президентский срок был для Б. Ельцина крайне тяжелым. Во-первых, сказывались постоянные проблемы с сердцем, во-вторых, страна была на пороге кризиса, справиться с которым "больной" президент не имел сил. Ставку вновь избранный президент сделал на "политическую молодежь" в лице Чубайса и Немцова. Их активное воплощение реформаторского курса не привело к ожидаемому повышению ВВП, страна жила за счет многомиллиардных кредитов. В 1998 году Ельцин, годы правления которого не были успешными для государства, начал подыскивать преемника. Им стал никому не известный начальник ФСБ — В. Путин.

Отставка

В 1998 году рухнула "песочная" экономика Б. Ельцина. Дефолт, повышение цен, сокращение рабочих мест, тотальная нестабильность, остановка крупных предприятий. Виртуальная рыночная экономика не выдержала суровых реалий. Выбрав достойного кандидата на свой пост и заручившись обязательством В. Путина о безбедной своей старости, первый Президент России, выступив перед телезрителями, сложил с себя полномочия.

После августовских событий 1991 г., которые привели к полному падению авторитета союзных властей, а затем и к демонтажу СССР, Ельцин, избранный еще в июне 1991 г. президентом России, получил возможность самостоятельно определять стратегию развития России, не оглядываясь на президента и органы власти СССР.

К осени 1991 г. намерения Ельцина достаточно определились. Уже сразу после избрания президентом России в июне 1991 г. он перестал говорить что-либо позитивное о социализме и советском периоде развития страны. Напротив, этот период оценивался только как негативный, как «трагический эксперимент», уход с «цивилизованного пути» развития. Свою задачу президент РФ видел в том, чтобы вернуть страну на «цивилизованный путь», т. е. развиваться по пути ведущих капиталистических стран. Однако термин «капиталистический путь» Ельцин никогда публично не употреблял.

В октябре 1991 г. на 5 съезде народных депутатов РСФСР Ельцин обнародовал программу «крупного реформистского прорыва», суть которого состояла в разрушении плановой государственной экономики и переходе к рыночным частнокапиталистическим отношениям.

Программа предусматривала: «либерализацию» цен, т. е. освобождение их из-под контроля государства; отказ от монополии на внутреннюю и внешнюю торговлю; приватизацию и акционирование предприятий с целью создания класса собственников; реформирование банковской системы; земельную реформу с введением права купли-продажи земли.

Осуществлять эту программу планировалось методами «шоковой терапии», которые были разработаны группой американских экономистов и применялись в Польше и ряде других стран Восточной Европы с конца 1980-х гг. С учетом российских условий они были переработаны группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Речь шла о том, чтобы максимально быстро создать рыночные механизмы, которые должны были сами обеспечить оптимальное развитие страны. Важнейшими элементами шоковой терапии были одномоментный отпуск цен и ликвидация госрегулирования экономики.

Ельцин признал, что предстоящие меры в начале будут болезненными, но заявил, что предлагаемый им путь - единственно возможный в сложившихся условиях. Президент обещал, что трудности и лишения будут ощущаться всего лишь несколько месяцев, и уже с осени 1992 г. начнется экономический рост и улучшение жизни россиян Шевцова Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. - М., 1997., с. 125.

Для проведения реформ Ельцин запросил и получил от съезда дополнительные полномочия сроком до декабря 1992 г. В их числе были право осуществлять реформы президентскими указами, не дожидаясь принятия парламентом соответствующих законов, а также право единолично формировать правительство без контроля со стороны парламента. Ельцин получил согласие съезда и на практику назначения президентом глав администраций в субъектах РФ.

В ноябре 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным. В него вошли так называемые «младореформаторы», сторонники радикальных экономических реформ, большинству из которых было чуть более 30 лет: Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др. Это было самое молодое правительство за всю историю России. Получив хорошее образование, будущие реформаторы занимались, как правило, научной деятельностью. Реального опыта управления экономикой никто из них не имел.

Большинство младореформаторов ориентировалось на зарубежный опыт. Правительство направило меморандум о вступлении России в МВФ, по которому в обмен на финансовую поддержку фактически соглашалось поставить свою политику под контроль МВФ, и пригласило 15 западных консультантов во главе с Д. Саксом помогать Е. Гайдару.

Было ли в обществе понимание сложности переходного периода, выдвигались ли альтернативные варианты реформирования экономики?

Для ответа на этот вопрос следует учесть, что в тот момент большая часть россиян оказывала Ельцину доверие. Его решительные заявления о необходимости устранения привилегий у руководящего слоя, демократизации общественной жизни, которые он делал в период 1987 - 1990 гг. порождали надежду на то, что радикальные экономические реформы будут проведены в интересах большинства. Действия Б. Ельцина в течение 1990 - 1991 гг. против союзного руководства и М. Горбачева, которых многие воспринимали к тому времени как консерваторов, мешавших поступательному движению вперед, вызывали общественную симпатию и поддержку. Авторитет Б. Ельцина после августа 1991 г. достиг своего пика. Борьба с «путчистами» создавала вокруг его имени ореол борца за свободную, независимую и демократическую Россию.

Авторитет Ельцина сыграл важную роль в том, что на первых порах новая политическая элита смогла добиться существенный общественной поддержки курса реформ. Так, согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 года около 47 % опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформы безработицу, рост цен, «временное» снижение уровня жизни. Только 17,8 % были настроены решительно против реформ. Эти результаты говорили о том, что люди устали от массовых дефицитов предшествующих лет, от «топтания на месте» в перестроечные времена и готовы были дать кредит доверия новой власти во имя будущего процветания Данные «Левада-Центр».

К тому же средства массовой информации, особенно электронные СМИ, развернули хорошо спланированную, мощную, широкомасштабную кампанию с помощью новейших РR-технологий, ежедневно показывая обывателю «ужасы» социализма и преимущества западноевропейского и американского стандартов жизни.

На этом фоне общественного доверия Ельцин не рассматривал альтернативные варианты реформ, и критика противников «шоковой терапии» звучала глухо. Хотя многие ученые и хозяйственники предупреждали, что в условиях высокой степени монополизации советской экономики освобождение цен приведет не к росту конкуренции предприятий за потребителя, а к банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию населения. Они обращали внимание на тот факт, что нигде в мире монетаристская модель не была реализована в чистом виде. Напротив, во всех развитых странах регулирующая роль государства велика, а в кризисные периоды она всегда усиливалась. Опасения вызывала и ускоренная приватизация, которая не могла быть социально справедливой.

Следует отметить, что применение методов «шоковой терапии» отнюдь не диктовалось экономической обстановкой, так как несмотря на все потрясения «перестроечных» лет, экономика страны в начале 1990-х гг. работала устойчиво. В 1990 г. объем продукции промышленности в СССР был ниже, чем в 1989 г., всего лишь на 1,2 %, а в 1991 г. - на 8 %. Сокращение произошло главным образом по причине уменьшения объемов капитальных вложений и начавшегося разрыва межреспубликанских связей. После провала ГКЧП в августе 1991 г. союзные и автономные республики стали много хуже выполнять свои обязательства по взаимным поставкам, что и привело к сокращению общего объема производства к концу 1991 г.

Единственной серьезной проблемой в этот период была проблема «лишних денег». В результате непродуманных шагов правительства Н. Рыжкова в 1986-90 гг. на руках у населения денег было гораздо больше, чем товаров на прилавках магазинов. Именно избыток денег порождал всеобщий дефицит товаров, который и создавал ощущение глубокого кризиса всей экономической системы. В принципе у правительства Ельцина-Гайдара было много возможностей «связать» эти лишние деньги, не прибегая к таким экстремальным средствам как разовый отпуск цен. Например, некоторые экономисты предлагали просто «заморозить» вклады населения в Сбербанке на определенный период. Политически в той ситуации Ельцин вполне мог это сделать. Предлагалось изъять лишние деньги и путем продажи мелких предприятий сферы обслуживания, торговли и питания. Такие меры ликвидировали бы товарный кризис и дали бы возможность не ломать, а постепенно замещать старые экономические формы и механизмы новыми: ломая старое только тогда, когда новое уже работает и работает лучше.

Однако этот реформистский путь не подходил для «младореформаторов» и их западных советников. Они не без оснований боялись, что, если упустить момент сейчас, то потом народ не согласится с решительной сменой старого строя. В условиях же осени 1991 г., после психологического шока от августовских событий, связанных с ГКЧП, в России новая правительственная команда могла делать все: от демонтажа СССР до демонтажа плановой экономики в РФ.

В декабре в связи с разрушением СССР правительство РФ упразднило союзные отраслевые министерства, которые до этого управляли всеми крупными промышленными предприятиями России. Контроль над экономикой России со стороны государства был сразу потерян. Началось тотальное разворовывание государственных ресурсов, на фоне которого воровство, осуществлявшееся через кооперативы в предыдущие два года, казалось просто детскими шалостями.

Такая ситуация породила конфликты в президентском окружении. В декабре вице-президент А. Руцкой публично назвал членов правительства «мальчиками в розовых штанишках». Президент подверг А. Руцкого опале.

2 января 1992 г. реформа стартовала. Вскоре стало ясно, что рост цен и падение объемов производства идут намного быстрее, чем ожидалось. Так за первый квартал производство по официальной статистике упало на 18 % (по оценкам экспертов - на 28 %). К апрелю цены выросли в 17 раз, а не в 3 - 5 раз, как обещал Гайдар. Сбережения населения, в том числе вклады в Сбербанке моментально обесценились и фактически оказались изъятыми у населения

У 90 % населения страны резко снизился уровень жизни. У 10 % он резко повысился. Реформы явно шли не в интересах народа.

Такие итоги вызвали критику действий правительства со стороны парламента. При этом председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов всячески отделял президента от правительства. Критика велась по формуле: «хороший президент, но плохое, некомпетентное правительство».

Однако Ельцин твердо поддерживал правительство и все более резко отзывался о парламенте. В апреле накануне 6 съезда народных депутатов РФ Ельцин призвал покончить с «псевдодемократическими ритуалами» и перейти «на 2 - 3 года» к президентской республике. После этого проправительственные СМИ стали систематически создавать негативный образ парламента в глазах населения.

На самом съезде Ельцин жестко противостоял попыткам установить контроль со стороны парламента над действиями правительства. Эта была полная смена тех знамен, под которыми Ельцин пришел к власти. Ведь один из главных упреков, который с 1989 г. он бросал в адрес старого строя, состоял в том, что реальная власть в СССР была сосредоточена в руках партийно-чиновничьей бюрократии, а парламент и другие представительные органы власти играли декоративные функцииБ. Ельцин. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. Москва: АСТ. 2000 г., с. 185.

В мае Ельцин, выступая в Череповце, уже прямо заявил: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери». Все трудности реформы все чаще и чаще он объяснял происками «красно-коричневых» и видел выход в ведении президентской республики. Чтобы снять с себя обвинения в стремлении увековечить свою власть, Ельцин заявил, что не будет избираться на второй срок: «Абсолютно точно могу сказать, что на следующих выборах... я не буду баллотироваться».

Летом ситуация в стране продолжала ухудшаться. Социологические замеры показывали, что в августе 1992 г. только 6 % опрошенных считало, что реформы дают положительные результаты. Опросы показывали и падение личной популярности президента минимум в 2 раза по сравнению с осенью 1991 г.

Осенью никакой стабилизации не наступило. Быстрый рост цен на сырье и энергоносители, обесценение денег привело к тому, что в стране стремительно нарастал кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий, которые к осени 1992 года достигли астрономической цифры - 3,5 триллионов рублей. Многие предприятия, не получая денег за свою продукцию, оказались на грани краха. Начались хронические задержки заработной платы. Финансовые дыры латались за счет резкого сокращения капитального строительства, оборонного заказа, а также путем простого отказа государства оплатить предприятиям заказанную и произведенную продукцию. К октябрю и эти резервы были исчерпаны.

Тогда резко возросла эмиссия денег (в 1,8 раза за Ш квартал). Попросту говоря, государство печатало деньги, которые в виде кредитов были выданы Центральным банком убыточным предприятиям с тем, чтобы они смогли расплатиться со своими работниками. Однако эти деньги не были обеспечены товарами и только подстегнули инфляцию.

Ельцин стал колебаться. В начале октября он заявил о том, что нужна корректировка курса реформ, и раскритиковал работу многих министров. Однако в этот момент он столкнулся с четкой позицией западных стран, которые обусловили свою помощь Ельцину продолжением реформ, проводимых Гайдаром. Россия получала в этот период большую «гуманитарную помощь», а главное согласие Запада отсрочить выплаты по тем, долгам, которые остались после Советского Союза.

В конце октября Ельцин вновь выступил с поддержкой курса Гайдара и обрушился на парламент: «Пора заканчивать постоянно идти навстречу Верховному Совету, не получая от него взаимности. Пора власть употребить» Б. Ельцин. Записки Президента. Москва: АСТ, 1999 год, с. 67.

К концу года пришла пора подводить итоги политики шоковой терапии. За 1992 г. оптовые цены на продукцию топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) выросли в 80 раз, в целом по промышленности - в 34 раза. В результате большинство предприятий оказались не способными платить за энергию и сырье и резко сократили производство. По официальным данным Госкомстата объем промышленного производства упал за 1992 год на 20 % .

Еще более значительным было падение производства на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Государственный оборонный заказ был резко сокращен и не оплачен полностью. Начался развал сектора экономики, который обладал уникальными технологиями и первоклассными специалистами, и продукция которого успешно конкурировала на мировом рынке. Теперь же Россия стала сокращать экспорт вооружений и отдавать этот рынок своим конкурентам.

Сложная ситуация сложилась в агропромышленном комплексе. В условиях инфляции и быстрого роста цен на топливо, технику и удобрения крупные хозяйства стали сокращать производства продукции. Правительственная ставка на фермерские хозяйства не оправдалась. Фермеры не могли компенсировать спад в крупных колхозах и совхозов. Россия стала быстро терять продовольственную безопасность, увеличивая импорт сельскохозяйственной продукции. Положение в существенной ступени спасали усилия городского населения, которое в своей массе стало брать садово-огороднические участки и выращивать картофель и другие овощи, разводить мелкую птицу и т.п.

Огромные финансовые потери имели место в результате либерализации внешней торговли и установления завышенного курса доллара по отношению к рублю. Экспортеры за бесценок продавали российские ресурсы за рубеж и оставляли там большую часть выручки. По самым скромным оценкам за 1992 г. из страны незаконно было вывезено 20 млрд. долл.

В итоге по данным Госкомстата объем ВВП упал за 1992 год на 20 % .

Резко сократился уровень жизни населения. При росте средней зарплаты в 10 раз, уровень цен на товары народного потребления и услуги в среднем увеличился в 26 раз, а на основные продукты питания почти в 100 раз. Соотношение между доходами 10 % самых бедных и 10 % самых богатых россиян составило 1:11, что означало увеличение разрыва в доходах в 3 раза (в конце 80-х было 1:3,5). Реформы особенно сильно ударили по работникам бюджетной сферы. Резко ухудшилось положение ученых и преподавателей, работников здравоохранения и культуры. В 1992 году в коммерцию ушли 90 тыс. научных работников. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.

В России впервые за послевоенный период произошло абсолютное сокращение численности населения, и это несмотря на приезд сотен тысяч русских и русскоязычных из бывших союзных республик, где им стало плохо жить после демонтажа СССР. Повышенная смертность говорила о том, что людям трудно было приспособиться к новым условиям жизни.

В декабре 1992 г. состоялся 7 съезд народных депутатов РФ, где политика правительства была подвергнута резкой критике. Съезд потребовал, чтобы кандидатура главы правительства в соответствии с Конституцией была утверждена съездом. Тогда 10 декабря Ельцин обратился к гражданам России и сообщил им, что консервативные силы выступили против реформ, которые якобы «удерживали страну все последние месяцы от экономической катастрофы». Он предложил немедленно провести референдум с вопросом: кому народ доверяет проводить реформы президенту или нынешнему съезду.

После этого заявления президент покинул съезд, призвав своих сторонников последовать за ним. Помощники президента Г. Бурбулис и С. Шахрай, планировавшие эту акцию, полагали, что почти половина депутатов последует за президентом, после чего съезд не будет иметь кворума, и следовательно, его будет просто можно закрыть. Однако вопреки расчетам за президентом последовало только около 150 депутатов, причем некоторые потом вернулись назад. 715 депутатов остались в зале заседаний съезда. Ельцину не удалось прервать и прямую трансляцию заседаний съезда. После короткого перерыва она возобновилась. Вызванные на съезд силовые министры перед телекамерами заявили о своей верности Конституции. Стало ясно, что разогнать съезд не удастся.

Ельцин пошел на компромисс. Гайдара отправили в отставку. На пост премьера Ельцин предложил кандидатуру В. Черномырдина. Съезд согласился, поручив Черномырдину провести существенную коррекцию курса реформ. Многим казалось, что здравый смысл победил, период рискованных экспериментов и жесткой конфронтации закончен.

Смена главы российского правительства и общие итоги декабрьского съезда Советов вызвали тревогу у западных спонсоров российских «реформ». В Москве 3 января состоялась встреча президента США Дж. Буша и Б. Ельцина. Встреча проходила в узком кругу, но позднее ее материалы стали известны прессе. Они показывают характер отношений между президентами России и США. На вопрос Буша о том, «насколько новая правительственная команда готова продолжать дело реформ», Ельцин ответил, что из 40 членов кабинета заменено только 4 и эти люди «не дадут председателю правительства Черномырдину отклониться от реформаторского курса». Ельцин охарактеризовал Черномырдина как человека, который «верен президенту», хотя и «склонен допускать уклон в сторону производства в ущерб бюджетным вопросам, но у него есть противовес в лице Б. Федорова, который до этого работал в Лондонском банке реконструкции и развития».

Ельцин подчеркнул, что все силовые министры «твердо стоят на стороне президента». Особенно выделил министра обороны П. Грачева, охарактеризовав его как человека, который выступает «за сокращение нашего потенциала вооружений». Касаясь судьбы министра иностранных дел А. Козырева, Ельцин сказал следующее: «Вы просили оставить на месте Козырева, и я выполнил вашу просьбу» А. Коржаков. Борис Ельцин: От рассвета до заката. Изд. Интербук. Москва, 1997 г., с. 170. Буш выразил удовлетворение услышанным и обещал поддержку, при условии продолжения прежнего курса. Ельцин выполнил обещания, данные Бушу. Вскоре Черномырдин принял правила игры, установленные МВФ.

Парламентская оппозиция почувствовала себя обманутой и потребовала созыва нового съезда народных депутатов с тем, чтобы принять более адекватные меры для коррекции курса реформ. В принципе, это было возможно в рамках действующей Конституции РФ, согласно которой съезд народных депутатов был «высшим органом государственной власти РФ, ... способным решить любой вопрос, отнесенный к ведению РФ».

Ельцин это понимал и поэтому форсировал подготовку нового варианта конституции, который превращал Россию в жесткую президентскую республику. Одновременно он продолжил пропагандистскую войну, направленную на дискредитацию депутатского корпуса через электронные СМИ. Избавиться от депутатского контроля было необходимо и потому, что страна вступала в решающий этап приватизации.

Законы о приватизации были приняты Верховным Советом РФ еще 3 июля 1991 г.: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФСР» и «О личных приватизационных счетах в РФСР» Сборник актов Президента РФ - 1993 - №39, с. 3147-3150. В соответствии с ними, предусматривалось, что приватизация должна быть равной для всех. Проведение приватизации осуществлялось бесплатно за счет выделения каждому гражданину России приватизационного чека в Сберегательном банке, который можно было использовать только на покупку различной государственной собственности. Чеки должны были быть именными.

Однако летом 1992 г. правительство изменило условия приватизации. Политику приватизации выработал глава Госкомимущества А. Чубайс. Ее суть состояла в том, чтобы на первом этапе получить согласие народа на массовую приватизацию, пообещав всем кусок государственной собственности, а затем передать эту собственность в руки немногих «эффективных собственников». По предложению А. Чубайса президент своим указом от 14 августа 1992 г. превратил именные приватизационные счета в обезличенные ваучеры, в «документы на предъявителя». Этот указ стал одним из важнейших экономических решений президента, и он создавал весьма противоречивую ситуацию. С одной стороны, открывал путь к концентрации собственности в руках немногих, с другой стороны, лишал законной почвы процесс приватизации, поскольку президент не вправе был изменить норму закона своим указом.

Ваучерная приватизация должна была составить первый этап приватизации. Она проходила с 1 октября 1992 г. по 1 июля 1994 г. Каждый получил приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Стоимость ваучера определялась в конце 1991 г., путем деления стоимости приватизируемых предприятий на число жителей. Однако после либерализации цен в условиях галопирующий инфляции ваучер быстро обесценивался. Если в конце 1991 г. на 10 тыс. руб. теоретически можно было купить автомобиль «Жигули», то к осени 1992 г., когда началась выдача ваучера - только 5 бутылок водки.

Миллионы людей, лишившихся сбережений в результате инфляции 1992 г., стремились быстрее продать ваучеры, поскольку их реальная стоимость постоянно падала. Весной 1993 г., когда ваучеры получила основная масса населения, 10 тыс. рублей обладали покупательной способностью эквивалентной 30 рублям в ценах 1991 г. Скупили ваучеры те, кто имел значительный стартовый капитал, а также деловые связи для выгодного вложения приватизационных чеков. Те, кто не имели связей вкладывали их в инвестиционные (ваучерные) фонды (до 30 % ваучеров), ожидая обещанных стабильных дивидендов. Однако многие фонды обанкротились или просто обманули вкладчиков, скрывшись от их гнева.

В 1992 г. за ваучеры шла в основном приватизация сферы торговли и услуг (около 40 тыс. предприятий). Из почти 5 тыс. крупных промышленных предприятий в 1992 г. было приватизировано около 600. В 1993 г. стали продаваться и очень крупные предприятия. Так, гигантский «Уралмаш», на котором работало 100 тыс. работников был продан за ваучеры, эквивалентные по сумме 2 млн. долларов, что равнялось стоимости маленькой пекарни в американской провинции. Серьезные нарекания вызывала законность процедур ваучерной приватизации. По официальным данным Министерство внутренних дел за 1993 год в сфере приватизации было совершено 27 тысяч преступлений. Это означало, что из 107 ежедневно приватизируемых предприятий на 87 совершались преступления.

Характер идущей приватизации и политика правительства Черномырдина вновь обострили конфликт между президентом и парламентом. В марте 1993 г. состоялся внеочередной 8-й съезд народных депутатов РФ, который отменил все дополнительные права ранее предоставленные президенту. Президент сделал ответный ход 20 марта, когда в обращении к стране заявил о том, что подписал Указ о введении особого порядка управления страной (ОПУС): Россия должна управляться указами президента, а парламенту запрещалось принимать законы, противоречащие этим указам. Ельцин обещал провести через месяц референдум, на который выносил вопрос о доверии президенту, а также проект новой Конституции, подготовленной его командой. Однако Конституционный суд немедленно оценил указ об ОПУСЕ как попытку государственного переворота. В этих условиях силовые министры вновь уклонились от поддержки президента, а секретарь Совета Безопасности РФ Ю. Скоков вообще отказался завизировать указ.

Срочно собрался новый съезд народных депутатов РФ. Он имел все основания для низложения Ельцина, но глава парламента Р. Хасбулатов искал компромисс. Съезд и закончился компромиссом. Ельцин признал просчеты в проведении реформ. Съезд не принял решения об отрешении Ельцина от должности и перенес вопрос о доверии на референдум. По заявлению начальника президентской охраны А. Коржакова, уже тогда была готова операция силового разгона съезда, включавшая использование химических средств для «выкуривания» депутатов из Белого Дома, но компромиссные итоги съезда сделали ее ненужной.

Референдум был выгоден президенту, поскольку общественное мнение страны во многом определялась позицией электронных СМИ, которые были полностью ему подконтрольны. И в ходе подготовки к референдуму они действительно сыграли решающую роль.

Подготовка шла по плану, разработанному Г. Бурбулисом. Вот некоторые фрагменты из этого плана: «... Использовать на ТВ своих людей. Создать для них преимущество путем количественного перевеса. ... Действовать через подставных лиц. Готовить для них тексты. Использовать рабочих, фермеров, студентов. ... Показать, что реформы планировалось проводить с социальной направленностью, но в этом препятствовали народные депутаты. ...Подготовить ряд указов Президента с обещаниями людям улучшить жизнь в сентябре и раньше. ... Гайдару, Козыреву поддерживать связь с зарубежными коллегами, просить у них идеологической и материальной поддержки. ... Волкогонову поработать в воинских частях... Провести социологический опрос. Использовать его в целях психологической обработки населения» А. Коржаков. Борис Ельцин: От рассвета до заката. Изд. Интербук. Москва, 1997 г., с. 312.

Важную роль сыграла тактика сведения проблемы выбора курса реформ к личному конфликту между «русским Ельциным» и «злым чеченом» Хасбулатовым.

Перед апрельским референдумом Ельцин подписал много указов, в которых раздал обещаний различным слоям населения и регионам на 13 триллионов рублей - огромную сумму, никак не предусмотренную в бюджете. Много говорилось и о том, что в случае победы Ельцина, Запад готов предоставить большую помощь для поддержки проводимых им реформ.

Референдум дал противоречивый результат. На первые два вопроса о доверии президенту и поддержке курса реформ положительно высказалось более половины пришедших на референдум (58,7 % и 53 %), но менее половины, имевших право голоса. Это означало, что решения имеют не конституционный, а информационный характер. На третий и четвертый вопросы (о досрочном переизбрании и президента и депутатов) также не было получено конституционно значимых результатов. За досрочные выборы президента и депутатов высказались соответственно 49,5 % и 67,2 %.

Для Ельцина такие итоги референдума были и проигрышем, и выигрышем. Проигрыш состоял в том, что конституционного основания для роспуска съезда президент не получил. Выигрыш в том, что большинство из числа голосовавших поддержали курс президента. Правда в региональном разрезе победа была менее убедительной: против президента проголосовали большинство жителей в 43 регионах России.

Тем не менее, Ельцин решил представить дело как свой безусловный выигрыш и проводить свою линию без оглядки на съезд. В этих целях в июне он созвал в обход парламента так называемое Конституционное совещание, где преобладали его сторонники, и согласовал на нем свой вариант президентской конституции. Этот вариант Ельцин планировал вынести на референдум.

Однако он боялся проводить второй референдум, не устранив съезд и парламент, поскольку депутаты подготовили свой вариант конституции. Кроме того, коммунисты собрали необходимое число голосов граждан для вынесения на референдум социалистического варианта конституции. В таких условиях президентский проект мог не собрать даже относительного большинства от числа голосовавших. А по закону было необходимо собрать не менее половины от общего числа граждан, имевших право голоса. Уже апрельский референдум показал, что Ельцин не сможет получить так много голосов в пользу своего проекта.

Ситуация осложнялась и тем, что после апрельского референдума правительство тихо предложило «корректировку» бюджета, по которой не только не финансировались апрельские обещания президента, но и ранее запланированные социальные расходы сокращались на 40 %, инвестиции на 60 %. Таким образом к концу года экономическая ситуация в стране должна была серьезно ухудшиться. Следовательно, Ельцин должен был успеть разогнать оппозиционный парламент до того, как люди сознают апрельский обман. И на этот раз президент уже должен был идти до конца, поскольку очередная неудачная попытка государственного переворота не могла не привести к его смещению.

21 сентября Ельцин издал новый указ о прекращении полномочий народных депутатов. В начале развитие событий напоминало мартовский кризис: президента не поддержали регионы, Конституционный суд оценил действия Ельцина как неконституционные и достаточные для его отстранения от должности президента, большинство народных депутатов стойко держались в Белом доме, который окружала большая толпа сторонников парламента.

Однако на этот раз президент был подготовлен лучше. Сторонников парламента удалось спровоцировать на резкие шаги, которые были использованы как предлог для вооруженного разгрома оппозиции при помощи специально подготовленных частей. Провокационный обстрел сторонников парламента снайперами из здания мэрии стал сигналом к штурму мэрии. Бескровный успех этого штурма создал эйфорию успеха и вызвал поход группы сторонников парламента к телецентру в Останкино, с целью получить прямой эфир. Там демонстрантов уже давно ждали... Вскоре хорошо режиссированные телекадры показали всей стране, что люди депутата генерала А. Макашева убили одного журналиста и одного солдата из подразделения «Витязь», охранявшего здание. Это было ложью, но Ельцин немедленно обвинил парламент в том, что тот давно подготовил и осуществляет теперь вооруженный «фашистско-коммунистический» мятеж силами «наемных бандитов», которые «сеют смерть». На следующий день танки расстреляли Белый дом, а затем специальные подразделения бойцов «зачистили» здание, расправившись его защитниками. Руководство парламента и депутаты были спасены бойцами специального подразделения «Альфа», которые вывели их из горящего здания. По приказу Ельцина Хазбулатов, Руцкой и другие видные участники событий были арестованы.

Проведенное впоследствии прокуратурой секретное расследование событий вокруг Белого дома показало, что ни один человек не был убит из оружия, принадлежавшего его защитникам. В то же время, по данным оппозиции, в событиях 3 - 4 октября президентские войска убили 2743 чел. Официальная цифра, сообщенная Генеральной прокуратурой, много меньше: 146 погибло, 598 ранено; потери президентских сил составили 13 чел. убитыми, из них 11 погибли от выстрелов своих снайперов, 2 - при невыясненных обстоятельствах.

Ельцин оценил октябрьские события 1993 г. как победу демократии.

После разгона российского парламента Ельцин принял все меры к тому, чтобы законодательно закрепить в своих руках максимум политической власти. Команда президента быстро подготовила соответствующий проект Конституции РФ и 12 декабря 1993 г. вынесла его на референдум в качестве безальтернативного варианта.

Референдум проходил в специфических условиях. В нарушение действующего законодательства Ельцин своим указом от 15 октября 1993 г. изменил порядок подведения итогов референдума: для одобрения конституции стало достаточным получение не большинства голосов от числа граждан, имеющих право голоса, а от числа явившихся на референдум.

Центральная избирательная комиссия была создана президентом из числа лиц, которые подтвердили свою лояльность в ходе октябрьского конфликта с парламентом. Ее возглавил Н. Рябов.

После референдума Центральная избирательная комиссия официально объявила о том, что на выборы явилось 54,8 % от числа граждан, имевших право голоса, и 58,4 % из них (32,9 млн.) проголосовали за Конституцию. Таким образом, она была одобрена менее чем одной третью граждан, имевших право голоса (106 млн. чел.) Потом стало известно, что в 24 субъектах РФ проект Основного закона не набрал необходимого числа голосов даже по квоте, установленной указом президента. Конституция не получила одобрения в 12 из 21 республик РФ. Последнее было особенно тревожно, поскольку затрагивало проблему единства РФ. Так, в Чечне, объявившей о своей независимости еще в 1991 г., референдум не проводился вообще. Против конституции РФ голосовали большинство избирателей Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Тувы, Чувашии. В Коми, Татарстане, Удмуртии и Хакасии в выборах участвовало менее половины избирателей, имевших право голоса

В 1997 г. бывший пресс-секретарь президента В. Костиков признал в своих мемуарах, что результаты референдума были «подправлены». Он рассказал о том, как встретил председателя Центризбиркома Н. Рябова у кабинета Ельцина сразу после голосования. Рябов показал ему бумагу, где было написано, что за конституцию голосовало «более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании». Но после совещания с Ельциным в сводке Центризбиркома говорилось уже о том, что около 60 % избирателей поддержали Конституцию. Через четыре месяца после голосования избирательные комиссии уничтожили все избирательные бюллетени.

Тем не менее, Ельцин решил свою задачу. Конституция предоставила ему полномочия, которые превосходили полномочия президентов таких президентских республик, как США и Франция. Ельцин получил право определять «основные направления внутренней и внешней политики государства», издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории РФ», назначать всех министров. Хотя главу правительства он мог назначить лишь с согласия Госдумы, реальные возможности для депутатов проявить твердость в отклонении предлагаемых президентом кандидатур были ограничены: троекратное отклонение позволяло президенту распустить Думу.

Ельцин получил фактическую возможность формировать всю судебную ветвь власти, поскольку по Конституции именно президент предлагает кандидатуры на должности судей в высшие судебные инстанции, а также напрямую назначает судей во все другие федеральные суды. Он установил полный контроль над Вооруженными силами страны, получив право назначать высшее командование и т. п.

Процедура отстранения президента от должности была обставлена практически непреодолимыми препонами. С такой Конституцией Ельцин не боялся никакой оппозиции, в том числе и парламентской.

Парламентские выборы. Согласно новой Конституции российский парламент теперь назывался Федеральным Собранием, которое состояло из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации. Главной функцией Думы было принятие законов. В Думу избиралось 450 депутатов, половина по спискам избирательных объединений (партийным спискам), половина по одномандатным округам. Главной функцией Совета Федерации было осуществление контроля за характером законов, принимаемых Думой.

Выводы депутатов в Государственную Думу и Совет Федерации проводились одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря. Особенность выборов состояла в том, что эти органы не были предусмотрены действовавшей Конституцией, а новая только принималась в этот же день. Иными словами, если бы она не была принята, то депутаты были бы избраны в неконституционные органы. Поэтому Ельцин должен был любой ценой получить положительный результат по конституционному референдуму. День референдума и день парламентских выборов были совмещены потому, что власти боялись неявки на референдум большинства избирателей. А стремление проголосовать за свою партию приводила людей 12 декабря к избирательным урнам.

На выборах 1993 г. неожиданный успех выпал на долю Либерально-демократической партии (ЛДПР) - партии В. Жириновского, получившей 23 % голосов избирателей. ЛДПР не имела сильных и влиятельных организаций на местах, но имела харизматического лидера. Своими резкими заявлениями, показной решимостью быстро исправить ситуацию Жириновский привлекал многих людей. Они полагали, что сильная незаурядная личность сможет лучше защитить их интересы, чем политики из прежней «обоймы».

Коммунистическая партия (КПРФ), которая имела самую развитую общероссийскую структуру, получила по партийному списку всего 12,5 %.

Третьей по значению оппозиционной партией стала Аграрная партия России (АПР), которая получила 7, 99 % голосов по партийному списку.

Поскольку ЛДПР не стремилась к созданию единого оппозиционного блока с КПРФ и АПР, поэтому позиции левых в Думе данного состава были слабыми.

Президентская команда накануне выборов делала главную ставку на блок «Выбор России», возглавляемый Е. Гайдаром. Однако блок получил всего 15,5 % голосов. Для блока, который располагал огромными финансовыми и пропагандистскими ресурсами, такой результат был более чем скромным.

Кроме названых избирательных объединений необходимый 5 % барьер для избрания в Думу прошли еще ряд центристских блоков и партий, таких как Движение «Женщины России» (8,1 %), «Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин» (7,8 %), Партия Российского единства и согласия (6,7 %), Демократическая партия России (5,5 %).

В соответствии с Конституцией выборы проводились также по так называемым одномандатным округам. Вся страна была разбита на 225 округов, примерно равных по численности населения. В каждом округе мог быть избран только один депутат. Борьба в большинстве округов была очень напряженная, так как в среднем на одно депутатское место претендовали по 8 кандидатов.

Выборы не проводились в Чечне (не выдвинуто кандидатов) и в округе N25 в Татарстане (выдвинут только 1 кандидат). Выборы провалились в остальных 4 округах Татарстана (явка менее 25 %). В итоге в Думу было избраны 219 депутатов от одномандатных округов. Примерно половина из них шли как беспартийные, а половина принадлежала к тем или иным партиям.

Партийные группировки в Думе были усилены за счет кандидатов, прошедших по одномандатным округам, но это не меняло общей картины.

Итоги выборов фактически явились поражением Гайдара и его команды, авторов и исполнителей радикальных экономических реформ. В то же время весьма ограниченные возможности были у левых партий (КПРФ и АПР). Большая часть депутатов занимало центристские позиции. Многое зависело от того, как поведет себя фракция Жириновского, набравшая больше всего голосов по партийным спискам.