Как называлась протестантская церковь в англии. Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Англиканство (от латинской фразы "ecclesia anglicana", что переводится как "английская церковь ") — одно из направлений христианского протестантизма , возникшее в Англии в 16-м веке и в дальнейшем получившее распространение в Британских колониях .

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством , соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью , но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не "снизу", а насаждалась "сверху" по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII . Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви . В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма . Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата . В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры , получивший название "39 статей". Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества . Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры , а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви , а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью . Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства , делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Богослужения в англиканстве проходят на английском языке (есть исключения в странах, где английский не является национальным). Основа богослужения была закреплена в "Книге молитв" , составленной в 1549 году.

Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения . До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства , представленных в Англиканском содружестве, включающем более 30 церквей и различных объединений в Англии (43,5% населения исповедуют англиканство), Уэльсе, Шотландии, Индии, ЮАР, США, Канаде и др. (всего существует более 450 епархий в 160 странах). При этом все эти религиозные субъекты являются независимыми и имеют достаточно существенные различия. В связи с этим принято выделять в англиканстве Высокую и Низкую церковь. Первая более близка к католичеству и православию , а вторая — к протестантизму. Прогрессивный характер англиканства проявился в ряде нововведений, например, установление женского епископата .

Кроме того, англиканство подразделяется на ряд направлений , таких как евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (английский Anglican Church, латинский Ecclesia Anglicana), общеупотребительное название национальной церкви Англии (The Church of England), официальной протестантской церкви Великобритании; в обобщающем смысле - все церкви, исторически связанные с церковью Англии, разделяющие англиканское вероучение (доктрину Англиканской церкви), допускающие евхаристическое общение и признающие авторитет архиепископа Кентерберийского.

Вероучение . Доктрина Англиканской церкви является сочетанием положений, присущих как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Наиболее важными источниками, излагающими основные положения англиканского вероучения, являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей» .

Основной источник вероучения в Англиканской церкви Священное Писание (ст. 6 AR). Как таковое учение о Священном Предании в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в статье 34 AR говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургические обычаи, основным критерием правильности которых служит «непротиворечие Слову Божию». Принципиальным положением англиканского вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на национальном языке (ст. 24 AR).

В соответствии с католической традицией Англиканская церковь признаёт исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5 AR). В целом Англиканская церковь не имеет в христологии отступлений от католического и православного учений. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление «всех действительных грехов людей» (ст. 2 AR), сошедший во Ад и воскресший. Англиканское вероучение не содержит понятия о церкви как Теле Христовом. Англиканская церковь принимает только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25 AR). Об оставшихся таинствах говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. Сформулированная в эпоху Реформации англиканская доктрина в принципе отрицала почитание мощей, икон и статуй святых как не находящее подтверждения в Священном Писании; отрицалось также учение о заслугах святых, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую церковью. Однако в 19 веке под воздействием Оксфордского движения, чья деятельность привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма, в практике «Высокой церкви» стало допускаться наличие в храмах икон некоторых святых.

История . Английская Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической церкви, изложенной на рубеже 15-16 века в теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в начале 16 века. С 1529 по 1536 год созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (1532), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О подчинении духовенства» (1534), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536). Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (1534) провозгласил короля верховным главой церкви и впервые узаконил независимую от Рима национальную Англиканскую церковь, управляемую примасом - архиепископом Кентерберийским. Земельные владения церкви перешли к королю в результате проведённой им в 1535-39 годах секуляризации имущества церкви. В результате «королевской реформации» Англиканская церковь превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и английским парламентом. В 1536 году Комитет Реформации под председательством архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, главного идеолога английской Реформации в 1-й половине 16 века, сформулировал основные принципы англиканского вероисповедания «Десять статей». В конце 1530-х годов появились английские переводы Библии [в 1539 году вышло 1-е издание так называемой Большой Библии (Create Bible)]. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547-53) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян (введены в 1543), создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в английской Реформации стало издание Книги общих молитв (1549), а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургическую практику англиканства. В правление королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603) были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения Англиканской церкви - выбран срединный путь (via media) между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как английский католиков, так и пуритан - сторонников радикальной реформы церкви. Пуритане перешли в это время к критике официальной Англиканской церкви, главными её объектами были епископат, церковная иерархия и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское (смотри Пресвитериане) и радикальное индепендентское (смотри Индепенденты) направления. При первых Стюартах критика епископального устройства Англиканской церкви со стороны пуритан усилилась.

Новым явлением в Англиканской церкви 17 века стало распространение арминианства. Король Карл I назначил в 1633 году архиепископом Кентерберийским У. Лода — видного теоретика арминианства, начавшего возрождать традиции католического богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами. В 1640 году так называемый Долгий парламент подверг Лода импичменту. В 1642 году парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские государственные должности. В 1643 году была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 года по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой доминировали пресвитериане; результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 году процесс разрушения епископального устройства Англиканской церкви был завершён решением (ордонансом) об уничтожении архиепископств и епископств.

В период Республики и протектората О. Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить официальную Англиканскую церковь на территории всей страны. В процессе реставрации монархии король Карл II (1660-85) восстановил Англиканскую церковь с её прежним епископальным устройством.

На рубеже 17-18 века вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» церковь. Термин «Высокая церковь» применяется к сообществу тех членов Англиканской церкви, которые склонны подчёркивать её общность скорее с католической, чем с протестантской традицией. В начале 18 века возник термин «Низкая церковь» - течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму. С середины 19 века к этому направлению стали относить евангеликов (смотри Евангелические церкви). Заметным явлением в жизни Англиканской церкви стало зарождение в 18 веке методизма. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 году методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии.

Стремление укрепить позиции Англиканской церкви, которым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с другой интеллектуальный либерализм, дало начало Оксфордскому движению. Одной из проблем, возникших перед Англиканской церковью в 19 веке, стала необходимость определить её отношение к новейшим достижениям естественных наук. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций в оценке картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 году сторонники усиления рационалистического начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сборник «Опыты и обзоры» («Essays and Reviews», 1860), который вызвал критику представителей всех течений в Англиканской церкви. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англиканское вероучение с учётом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и таким образом сгладить противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии - модернистов конца 19 - начала 20 века.

Кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви на рубеже 19-20 века был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоятельные решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 году Национальной ассамблеи церкви Англии (The Church of England National Assembly), которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 году была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947-67 годах Национальная ассамблея получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу — юридическому комитету Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Национальная ассамблея в 1969 году была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.

Церковно-административное устройство . Англиканская церковь насчитывает около 26 миллион членов (2003). Её главой является правящий монарх, которому принадлежит исключительное право назначать архиепископов, епископов и настоятелей кафедральных соборов (это право закреплено «Актом о назначении епископов», 1533). По согласованию с премьер-министром правящий монарх назначает архиепископов (2 человек), епископов (108 человек), настоятелей соборов (42 человек). Территориально в юрисдикцию Англиканской церкви входят: Англия, остров Мэн; острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш; острова Силли, часть Уэльса, диоцез, включающий конгрегации во всех странах Европы, а также Марокко, Турцию и некоторые территории бывшего СССР. Церковь Англии делится на 2 провинции: южную возглавляет архиепископ Кентерберийский, северную - архиепископ Йоркский. В состав северной провинции входят 14 диоцезов, южная провинция насчитывает 40 диоцезов. Диоцезы состоят из 13 тысяч приходов в Англии и 260 европейских конгрегаций.

Англиканские епископы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епископа входят в состав Верхней палаты парламента. Влияние государства на дела церкви выражается в том, что подбор кандидатов на вакантные епископские кафедры осуществляется премьер-министром, независимо от того, принадлежит ли он к Англиканской церкви, и его специальным секретарём. В отношении поставления на должность священников в Англии продолжает действовать средневековая традиция — во многих случаях священник выдвигается патронами, в числе которых могут быть монарх (контролирующий в этом качестве несколько сотен приходов), министры правительства, авторитетные представители местной аристократии, а также корпорации - университеты и кафедральные соборы. Англиканская церковь разрешает вступать в брак клирикам как до поставления (ординации), так и после него.

С конца 20 века Англиканская церковь допускает также женское священство. С 1977 года женщин посвящают в диаконы, с 1990 - в пресвитеры. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в Англиканской церкви и в Англиканском содружестве, в связи с чем в резолюциях 13-й Ламбетской конференции (1998) разъясняется, что и те, кто одобряют ординацию женщин, и те, кто не принимают её, являются истинными англиканами.

В 1704 году началось возрождение церковной собственности с так называемого «дара королевы Анны» (1702-14), пожаловавшей церкви дотацию «на поддержание бедного духовенства». С 1809 года Англиканская церковь стала получать постоянные государственные субсидии, расходование которых контролировалось парламентом. С 1936 года упразднена церковная десятина, в связи с чем парламент Англии выплатил церкви единовременную компенсацию в 70 миллионов фунтов стерлингов. Основную часть доходов церкви Англии составляют пожертвования. В 1998 году в собственности Англиканской церкви находились 42 кафедральных собора и 16 тысяч церквей, из них 13 тысяч считаются архитектурно-историческими памятниками. В ведении церкви находится около 5 тысяч школ.

Англиканское содружество (английский Anglican Communion) объединяет церкви, исповедующие англиканское вероучение, придерживающиеся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающие евхаристическое общение и признающие в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией, а также авторитет архиепископа Кентерберийского.

Во 2-й половине 17-18 века влияние церкви Англии вышло за пределы Британских островов. Диоцезы Англиканской церкви были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская епископальная церковь Америки и Англиканская церковь Канады. По мере расширения Британской империи в 19 веке учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Новой Зеландии; благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи, - в Японии, Китае, Египте, Иране, на островах Полинезии, на острове Мадагаскар, в Южной Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 году Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics’ Council). В конце 19 - начале 20 века заморские провинции и диоцезы обретали всё большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения 2-й мировой войны и окончательного отказа Британии от её колониальных владений в 1960-х годах.

Возникновение Англиканского содружества относится к 1867 году, когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в Англиканской церкви Канады поставили епископов колониальных церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретических и юридических вопросов. С этой целью в 1867 году в лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского - Ламбетском дворце - была созвана 1-я Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англиканских епископов проходят под председательством архиепископа Кентерберийского каждые 10 лет (за исключением периода 1930-48, когда регулярным встречам помешала война). Конференции являются неформальным собранием иерархов англиканских церквей, резолюции которого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами Англиканского содружества. Тем не менее, резолюции Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом. Решения и отчёты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются («Lambeth Conference. Resolutions and Reports»). Официальным печатным органом Англиканского содружества является также журнал «Англиканский мир» («Anglican World»).

Членами Англиканского содружества одновременно являются как отдельные диоцезы, так и провинции, автономные национальные церкви, региональные объединения церквей и международные церковные организации. Почетной главой является архиепископ Кентерберийский, который, однако, не имеет особых полномочий за пределами церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру.

Лит.: А collection of articles of the Church of England. L., 1661; The book of common prayer. L., 1662; Collectio Documentorum Historiae Reformationis Ecclesiae Anglicanae. L., 1680; Beveridge W. The Doctrine of the Church of England. Oxf., 1840; А history of the articles of religion. L., 1851; Михайлов ский В. М. Англиканская церковь в ее отношении к Православию. СПб., 1864; Phillimore R. The Ecclesiastical law of the Church of England: In 2 vol. L., 1873-1876; Соколов В. А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. М., 1906; Ollard S. L. А dictionary of English Church history. L., 1912; Major Н. D. English modernisms, its origins, methods, aims. Oxf., 1927; Rupp Е. The making of the English Protestant tradition. Camb., 1947; Great Britain. Laws and statutes. The public general acts and Church Assembly Measure. L., 1961 -; Herklots Н. G. G. Frontiers of the Church: The making of the Anglican Communion. L., 1961; Martin J.А. The new dialogue between philosophy and theology. L., 1966; The canons of the Church of England. L., 1969; FouyasM. Orthodoxy, Roman Catholicism and Anglicanism. L., 1972; Duffy Е. The stripping of the altars: traditional religion in England, 1400-1580. L., 1992; Haigh С. English reformations: religion, politics and society under the Tudors. Oxf., 1993; Lambeth Conference, 1998; Resolutions and Reports. L., 1998.

О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов.

Англиканская церковь, английская церковь с момента утверждения в ней Реформации. Церковные преобразования в Англии и при самом их начале и в их последующем течении имели важные особенности. Обособленность островной жизни сказалась сильно и здесь, как и на политическом развитии страны. Реформация в Англии, как и везде, стремилась к свержению гнета средневекового католицизма. Этот гнет проявлялся не только в религиозной жизни, но и в других областях. Давление церкви испытывала и государственная жизнь вообще, и хозяйственная и культурная в частности. Английская корона начала ссориться с папством очень рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между вождями католицизма и государями Англии уже в 12 в. Кларендонские постановления (1164) показывают ясно, чего добивались английские короли и чего не хотели уступить папы. Усилия королевской власти сначала не имели успеха, в этой борьбе она в 12 в. была почти одинока. Процесс слияния побежденных англосаксов и победителей норманнов еще не закончился, и это лишало корону поддержки нации. Но уже 13 в. дает иные результаты. Вместо англосаксонцев и норманнов выступает на сцену единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. В первых рядах протестующих в это время вдет духовенство: оно заявляет, что владетели английских бенефиций иностранцы, присылаемые папой, получают дохода больше, чем корона. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить постыдной дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае не должны быть терпимы. Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов. Могучую поддержку королю дает теперь парламент. С 15 в. энергия слабеет; раздражение становится слабее. Но все?проклятые статуты¦ уцелели несмотря на старания пап добиться их отмены и дают готовые хартии для оправдания последнего удара папству. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.

Что касается духовенства, то иногда оно по-прежнему возвышало голос против римских владык; но это были сравнительно редкие вспышки, в основе которых лежали чрезмерные поборы пап, требовавших иногда половину доходов своих подчиненных. В общем, для духовенства зависимость от далекого и безобидного Рима была предпочтительней опеке светской власти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросались в глаза монахи. На соборе 1437 г. в столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в 16 в. было таково, что сторонники преобразований могли делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.

Для Реформации, однако, всего этого было мало. Недостаточно было возмущаться поведением иерархии и монашества, восставать против недостойного пользования церковными богатствами. Нужно было отыскать новые начала и противопоставить отживавшим формам церковной жизни другие, из тех начал выведенные. Нужно было, одним словом, новое богословие. С этой стороны дело в Англии обстояло слабо. В сущности нельзя указать почти ничего, кроме дела Уиклифа (1324-84) и лоллардов, вплоть до 16 в. Работа Уиклифа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением (1305-77) пап. Папы в Англии считались орудием в руках врагов-французов. Отсюда возбуждение против них, вызывающее боевые статуты правления Эдуарда III. Уиклиф выступает под давлением этого общего возбуждения. Сначала он говорит, как все: обличает папство и его систему и только. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа это человек греха (2 Фее. 2: 3); преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Он последовательно договаривается до признания, что Св. Писание есть единственный источник религиозного знания: oinnis veritas est in scriptura vel implicite vel explicite [всякая истина явно или прикровенно содержится в Писании]. Отсюда его главная работа перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал орден лиц, названных им?бедными священниками¦, и послал их звать людей к добрым делам. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.

Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в 16 в., в эпоху Лютера, с континента. Но они не успели произвести здесь пожара. Народные массы нужно было ко многому приучать и от многого отучать сверху. Это сказалось на последующей истории А. ц. Она полна поворотами и переменами, приливами и отливами. Чрезвычайно характерна уже позиция первого короля-реформатора Генриха VIII (1509-47). При энергичной поддержке нации Генрих свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, остается до конца добрым католиком и даже полемизирует с Лютером. С 1527 начинается дело о разводе Генриха с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает короля. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. Король и нация идут к разрыву дружно и одновременно. Участники этих событий не подозревали ближайших результатов, которые дала Реформация. Они старались освободиться только от лично тяжелых для них проявлений папской власти. Но для уничтожения этих проявлений они неизбежно должны были расшатывать самые принципы, на которых покоилась папская власть, и создавать формы жизни, не только замещавшие свергнутое земное иго папства, но вытеснявшие и его духовный авторитет.

Первые попытки были робки; но и в них уже предуказывалось наступающее разрушение. Они были направлены к пресечению злоупотреблений в области суда и против поборов. В 1530 было запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-33 высказывает то же в решительной форме. Но, смиряя папу, нельзя было не трогать и духовенство. В мае 1532 король получает в руки instrumentum super submissionem cleri [акт, направленный на подчинение духовенства]. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру и оскорбительные для короля отмене. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил супрематию короля как?единственного верховного земного главы английской церкви¦. В 1535 Томас Кромвель назначается vicarius generalis in ecclesiasticis [генеральный викарий в церковных делах ]. Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением Рима. Статут 23го года царствования (1531-32) отменяет аннаты крупные суммы, уплачиваемые новопосвящаемыми прелатами. Суммы эти часто добывались путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25го года (1533-34) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. Отрицание папской власти неизбежно переходило и в теорию. В 1534 университет решил, что Св. Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. За богослужением начинает возноситься молитва об освобождении ab episcopi Romani fyrannyde et detestandis enormitatibus . Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей переходит к королю. Он же получает аннаты и десятины.

Наконец, принялись за монастыри. Здесь особую ревность и искусство проявил Кромвель генеральный викарий короля по делам церковным. В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте. Он вызвал клики "долой монахов¦ и билль об уничтожении малых монастырей. Вся движимость их и драгоценности поступали в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Своим усердием в пользу Рима оно покупало обеспеченную жизнь и слабый надзор. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет.

Но насколько король и страна при Генрихе VIII энергично боролись с папскою властью, настолько нерешительными оказались они в вопросах догмы и обряда. Попытки немецких протестантов привлечь Генриха на свою сторону оказались напрасными. В 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п. Однако трудно было уберечь страну от вероисповедных споров в пору общего брожения. Увлечение с континента перебросилось и в Англию. Результатом столкновения новых идей с религиозной косностью народа явилась здесь первая вероисповедная формула, нашедшая выражение в т.н. десяти членах веры 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители стараются выдержать средний путь. Они признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трех символов и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трех таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется?наставление христианина¦, прозванное?епископской книгой¦. О многих предметах оно говорит подробнее, но основной тон его такой же, как и десяти членов. В 1539 принимается?кровавый статут¦, в шести членах затрагивающий спорные вопросы и разрешающий их в краткой, властной форме. Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. Была сделана еще попытка добиться единения. В 1543 было обнародовано?учение, необходимое для каждого христианина¦, получившее название?королевской книги¦. В некоторых отношениях эта книга возвращается к умеренным воззрениям?книги епископской¦, но иногда делает шаг в сторону католицизма, напр. решительно допуская пресуществление. В этих колебаниях нельзя видеть только отражение личной нерешительности и непоследовательности короля. Генриху, очевидно, приходилось лавировать между двух сильных враждующих партий. Восстание, поднятое католиками в 1534 на севере Англии, было очень убедительным аргументом против поспешных вероисповедных нововведений. Оно было подавлено и залито кровью, но впечатление от него было внушительным. С другой стороны, нерешительность правительства восстанавливала против него последовательных протестантов.

Генрих сошел со сцены, оставив дела в неопределенном положении. Все старые авторитеты были разбиты, а с ними рушились учреждения и воззрения. Сын Генриха Эдуард VI (1547-53) энергично двинул вперед преобразование догматики и богослужения. Руководивший молодым королем герцог Сомерсет выписал в 1547 выдающихся протестантских богословов Мартина Буцера и Петра Мартира для защиты и распространения идей Реформации. С их помощью были, наконец, сформулированы все изменения в догматах и обрядах, завершавшие Реформацию. В 1549 была выпущена?Книга общественного богослужения¦ (?Book of Common Prayer¦). Эта?Книга¦, пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь является в А. ц. служебником, в который введена и догматика. Появление?Книги¦ не остановило споров: догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году 42 члена articuli. Вот содержание некоторых из них. Учение Св. Писания достаточно для спасения. Три символа Никейский, Афанасиев и Апостольский должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Св. Писания. Учение о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только важнейшие: крещение и вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказано из Св. Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными. В основе этих членов лежит Аугсбургское исповедание.

Обнародование?Book of Common Prayer¦ и 42 членов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Реформу приходилось вводить оружием. Преобразования шли слишком быстро, чтобы народ мог успевать за ними. Отсюда возможность правления Марии, дочери Генриха от обиженной Катарины. Мария (1553-58), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли кровавые репрессии против протестантов. В 1556 сожжен в сподвижник Генриха Крамер. Но преследования не привели к торжеству католицизма: напротив, они теснее сплотили реформаторов и заставили многих сознательно примкнуть к исповеданию 42 членов. Елизавета (1558-1603) выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и домогательствами католиков. Пересмотренная?Book of Common Prayer¦ была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру 42 члена и утверждены парламентом в 1571 в виде 39 членов. Образовался своеобразный сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма. Очень ясно здесь выражены также идеи антикатолические отрицание папства, пресуществления, монашества, почитания мощей, икон и т.п. Все остальное умышленно облечено в такую форму, которая не могла вызывать решительных нападок со стороны борющихся партий. Составители 39 членов преследовали одну цель добиться церковного мира и вводили все, что могло удовлетворить большинство с его часто противоречивыми запросами.

В 17 в. английская Реформация переходит в революцию, и протестантизм получает в стране окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось высшим духовенством. Раньше оно, опираясь на папу, энергично боролось с притязаниями королей. Теперь епископы, сделавшись королевскими чиновниками, свое привычное отношение к папе перенесли на короля и стали проповедовать теории, шедшие вразрез с конституционной действительностью. При Иакове I (1603-25) и Карле I (1625-49) мы видим нескончаемые препирательства между короной и парламентом по налоговым вопросам. Нация держит кошелек туго завязанным. И главная причина этой несговорчивости усиление возвратного движения в церковной области. Католицизм как господство папы был низвергнут в Англии легко и бесповоротно. Но католицизм в смысле привычек к украшенным храмам, величественным алтарям, пышным облачениям и смиренным коленопреклонениям был жив. Воскрешение обрядов, действующих на верующих, было теперь главным занятием епископов. Между тем обряды церковные суть именно символы; восстановление их вызывало у народа мысль о восстановлении католичества тем более, что настоящие католики при Карле I пользовались всякими послаблениями вопреки требованию народных представителей. Король издал декларацию, в которой заявил, что его долг не допускать, чтобы возбуждались излишние вопросы, способные только поддерживать смуту в церкви и в государстве. Архиепископ Кентерберийский Лоуд без послаблений проводил законы против диссидентов и вводил полное единообразие церковных обрядов и уставов.

Не встречая соответствующего отпора, хотя парламент и волновался, король и архиепископ задумали ту же систему перенести в Шотландию, где строй церкви был пресвитерианским и демократическим. Попытка Карла I и Лоуда ввести в Шотландии настоящую епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений. Распущенный, он уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Кальвинизм и защита прав народного представительства слились воедино. Условия проведения Реформации на острове требовали протестантизма особого рода, который, пренебрегая умозрением, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, обрекает душу на непрерывную борьбу, предписывает воздержание, воспитывает моралистов, работников и граждан. Пуритане, индепенденты и другие ответвления протестантизма объединялись идеей царства святых; догматические разногласия отодвигались на задний план и главное значение придавалось суровым моральным требованиям. С такими массами парламент был бессилен справиться. Духовный вождь Кромвель становится главою государства. Дело Кромвеля рухнуло в момент его смерти, но оставило великие результаты: свобода совести стала в Англии прочным достоянием масс; с некоторыми ограничениями она была закреплена законом (1689).

Со вступлением на престол Вильгельма III (16881702) партии пуритан и индепендентов становятся мирными; их остатки превращаются в спокойных и лояльных диссентеров. Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение. Но сфера ее влияния постепенно суживается. В мае 1689 акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленная диссентерам, состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Это давало А. ц. вид единства. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. Да и с такими ограничениями терпимостью пользовались сначала только просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры. На католиков терпимость не распространялась. Значительный удар А. ц. был нанесен актом 1707, объединившим Англию и Шотландию в единую В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1779 диссентерам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под 39 членами от их духовенства стали требовать заявления перед мировым судьей, что они христиане, протестанты, признают Св. Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его как правило веры. Им также даровано было право открывать свои школы. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 диссентеры протестанты и католики были допущены на государственную службу, причем от первых требовалось клятвенное обещание не чинить ущерба господствующей церкви и ее духовенству, а от вторых верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона. В 1836 и 1837 были изданы важные акты, затрагивающие семейную жизнь диссентеров. Города и общины были разделены на округа с особыми чиновниками, которые занимались регистрацией рождений, браков и случаев смерти среди диссентеров. Законное венчание можно было совершать в помещениях, которые в течение года предназначались для богослужения и были зарегистрированы; необходимо было только, чтобы жених или невеста жили в округе не менее 8 дней. Признавались законными также и гражданские браки, заключенные в квартире чиновника-регистратора. Раньше диссентеры должны были венчаться в крестить своих детей в господствующей церкви, чтобы получить право на запись в метрические книги; теперь в этих отношениях они стали свободны. В 1868 диссентеры были освобождены от налога в пользу А. ц. Наконец, в 1871 для диссентеров были открыты университеты и отменено требование подписывать 39 членов. [... ]

Уже с конца 17 в. в англиканстве обозначились церкви: высокая High church, низкая low church и широкая broad church. Высокоцерковники это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства: государственный характер церкви, супрематию короны, привилегии членов церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и древней церковью в богослужении и организации. Это англиканство в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце 17 в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви. Низкоцерковники с конца 17 в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах заполнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике она сливалась с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. Они требовали равноправия для диссентеров и склонны были в Библии видеть единственный источник христианства. По мере того как исключительные привилегии епископальной церкви сокращались, а положение диссентеров улучшалось, очертания low church сглаживались. Она уменьшилась численно и со второй четверти 19 в. заметно растворилась в партии широкоцерковников broad church party, начало которой восходит ко времени появления высоко и низкоцерковников. Первоначально эта партия была представлена латитудинаризмом (latitudtnarisinus). Ее родоначальником может быть назван епископ Бёрнет (Burnet; конец 17 в.). Роль латитудинаризма примирительная; его точка зрения отличается широтой, доходящей иноща до индифферентизма. [...]

По своему строю А. ц. является епископальной. Во главе ее стоят два архиепископа Кентерберийский, примас Англии, и Йоркский, и 32 епископа. [... ]. Формально они избираются духовенством, но в действительности назначение их на кафедры находится в руках короны, т.е. министерства. С внешней стороны положение англиканской иерархии оставляет желать немногого. Примас Кентерберийский первый лорд королевства. В верхнюю палату входят также архиепископ Йоркский и 24 епископа. [...] В положении низшего духовенства Англии сохранилось очень много характерных остатков средневековья. Священники носят названия: rector, vicar, incumbent. Rector ecclesiae священник называется тогда, когда он получает доходы и десятину самостоятельно. Но так как в средние века приходские места часто зависели или от монастырей или от частных лиц, то ректорами приходов были именно они; священник же отправлял свои обязанности на положении vicarius за часть доходов. Право патроната принадлежит многим епископам, корпорациям, отдельным мирянам. Оно подлежит наследственной передаче и отчуждению. [...] Если патрон не заботится о замещении вакансии в течение 6 месяцев, то право назначения переходит к епископу. Если епископ отказывается допустить представленного кандидата, то патрон переносит дело в митрополичий провинциальный суд Arches Court. Духовенство обычно вербуется из лиц с университетским образованием, окончивших притом богословский колледж. Это дает клирикам возможность говорить с миром на языке мира. Отсюда близость их к пастве и влиятельность. Разносторонне образованные, они способны входить во все интересы пасомых. Может быть, именно поэтому в Англии возможны такие факты, что епископ пишет лучшую историю английской конституции (классическая работа Stubbs"a), а премьер-министры упражняются в богословских опытах (работа Гладстона о папстве и учебник основного богословия Бальфура).

Англиканская церковь

одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы ближе к католической церкви, чем у др. протестантских церквей. А. ц. является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации (См. Реформация) 16 в. (разрыв английского короля Генриха VIII с папством, секуляризация монастырей и др.) как государственная национальная церковь, возглавленная королём («Акт о супрематии», 1534); её вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. При Эдуарде VI Т. Кранмер ом была составлена «Книга общественного богослужения» («Common Prayer Book», 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «39 статьях» (1571) вероучение было несколько приближено к кальвинизму. А. ц., ставшая важной опорой абсолютизма, была упразднена Английской буржуазной революцией 17 в.; после реставрации Стюартов (1660) восстановлена.

Главой А. ц. является король; фактически он назначает епископов. Примас А. ц. - архиепископ кентерберийский, за ним в иерархии А. ц. следует архиепископ йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в большой мере несёт государство. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финансовой олигархией и с земельной аристократией Англии.

В А. ц. существует 3 направления: высокая церковь (High Church), наиболее близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и Пиетизм у; широкая церковь (Broad Church) стремится объединить все христианские течения (господствующее направление в А. ц.).

Кроме А. ц. Англии, имеются самостоятельные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых др. странах. Общая численность англикан около 30 млн. Формально отдельные А. ц. не зависят одна от другой, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы собираются на конференции в Лондоне (т. н. Ламбетские конференции, по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа кентерберийского), образуя Англиканский союз церквей. А. ц. участвует в экуменическом движении (См. Экуменическое движение).

Лит.: Робертсон А., Религия и атеизм в современной Англии, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, М.-Л., 1962; A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 1-9, L., 1899 - 1910.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Англиканская церковь" в других словарях:

    - (от соб. им.). Государственная церковь в Великобритании и Ирландии, составляет отрасль реформатской церкви, от которой отличается тем, что сохраняет сан епископа, который управляет делами церкви и имеет свои права. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Англиканская церковь - (Anglican Church), церковь Англии. Основана в 16 в. во время протест. Реформа ции. Хотя уже Генрих VIII порвал с католич. церковью, а Эдуард VI сделал первые шаги к утверждению протест, доктрин и практики богослужения, оформление англиканских… … Всемирная история

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король … Современная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам… … Большой Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · … Википедия

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле определение, применяемое ко всем Церквам, исторически… … Православная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в XVI в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным… … Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - Англика/нской це/ркви, только ед., Государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникшая в XVI в. в период Реформации. Энциклопедический комментарий: По культу и организационным принципам Англиканская церковь стоит ближе к… … Популярный словарь русского языка

    Церковь Англии (Church of England) господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II. Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим… … Католическая энциклопедия

    - (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Англиканская церковь и ее отношение к православию , Василий Михайловский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…

Особенности англиканской церкви.
За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих. Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность - Англиканская Церковь.

Генрих VIII - расколоначальник
Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии... Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви. Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод - дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал. Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века - во время правления Марии Тюдор, ревностной католички - Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство - не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками. Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований. Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан
Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.
Таинства
Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.
Язык богослужений
Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.
Три церкви
В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру
Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия - государство светское. Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата - это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви - правящий монарх, независимо от пола. Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было. Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.
Устройство Англиканской Церкви
Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью. В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах. Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется. Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат
Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь - это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой. Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена. После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник - этот нонсенс
От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога - мужское начало. В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение
Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических. В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью. Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.
Христианский крест
различия Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма.
Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет. Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».