Свято троицкий антониево сийский монастырь. Троицкий антониево-сийский мужской монастырь епархиальный мужской монастырь

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

«А сейчас вы можете загадать свое самое заветное желание»

– именно это 15 лет назад я почему-то услышала в конце экскурсии по Антониево-Сийскому монастырю. Было холодно. Несколько минут, проведенные нами, светскими студентками, на великопостной монастырской службе, показались целой вечностью. С непривычки урчало в животе и это – даже несмотря на то, что на пути в монастырь мы уже перекусили в автобусе. В общем, это было ни на что не похоже и неизвестно было, когда это кончится. Мы стояли в огромном необустроенном Троицком соборе монастыря у плиты, под которой, как объяснил бородатый монах – экскурсовод, покоились мощи преподобного Антония Сийского.

В тот момент я поняла: все, о чем я сейчас ни попрошу святого, будет в точности исполнено. Встав на колени на холодный каменный пол у плиты с мощами, я выдохнула свое заветное: «Святой Антоний, помоги мне выйти занего замуж». Чтобы не утомлять читателя душещипательно – романтическими подробностями, не относящимися к Сийскому монастырю, скажу только, что старшего сына мы назвали в честь преподобного.

«Муж желаний духовных»

Мы привыкли представлять себе преподобных – монахов, прославленных Церковью в лике святых, в образе эдаких благообразных сухощавых старичков. Этому во многом способствует иконописный канон. Если говорить детским языком, икона – это портрет не тела, а души: отсюда и странные пропорции почти невесомого, победившего духом плоть святого.

Но житие основателя Сийской обители – преподобного Антония (1478-1556 гг.), игумена Сийского, говорит нам о том, что святой был «мощен и крепок телом, и трудился за двоих или даже за троих», рубил лес, пахал. Он стал монахом в тридцатилетнем возрасте. До этого кехотский* крестьянин Андрей (так звали святого в миру) выучился грамоте и после смерти родителей успел недолго пожить в Новгороде, работал у боярина. Как сказано в житии, «угодно было Богу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни». По настоянию боярина Андрей женился на его дочери, но через год его жена умерла… Когда умер и сам благодетель, «подобно птице, из силка вырвавшейся», преподобный «воспарил духом вослед Богу, объятый желанием отойти в монастырь».

На пути в Пахомиеву пу стынь (на реке Кена) Андрей увидел во сне седого старца в белых ризах, который, благословляя его крестом, пообещал: «Возьми крест свой, иди за мной, подвизайся и не бойся козней дьявольских. Будешь ты мужем желаний духовных и множеству иноков наставником станешь». В пу стыни монах Антоний явил, прежде всего, любовь к молитве и богослужению, много трудился, служил немощным братиям и, как и в детстве, был мил людям своим кротким и незлобивым нравом.

Зарисовка о нравах северных крестьян XVI века

Конечно, во времена преподобного еще никто и слыхом не слыхивал о Плесецке, но в начале XVI века святой мог бы основать свою обитель не на территории Холмогорского района, а гораздо ближе к Мирному – недалеко от поселка Савинск. Этому помешали местные крестьяне. После 7-летнего соседства с чернецами жители деревни Скроботово изгнали монахов, опасаясь, что те хотят занять их земли.

Другой крестьянин – Самуил, уроженец Емецкого уезда – рассказал изгнанным братиям об удивительном месте. Издавна на берегу Большого Михайлова озера рыбаки слышали колокольный звон, монашеское пение и даже видели иноков, рубящих лес. Предсказание Божие об этом месте сбылось в 1520 году, когда на необитаемом месте, окруженном глухими лесами и озерами, преподобный Антоний Сийский основал монастырь в честь Живоначальной Троицы. Отцу Антонию было тогда 42 года.

Когда преподобный заплакал

Жизнь первых насельников монастыря была полна тягот и лишений, бывали времена, когда им нечего было есть, но Господь по молитвам игумена Антония всегда посылал в обитель помощь. И лишь однажды, как говорится в житии, святой заплакал. Первый монастырский храм в честь Живоначальной Троицы вскоре после освящения загорелся от забытой пономарем свечи. Все монахи были в поле. А когда вернулись, то обнаружили, что спасать уже просто нечего… Преподобный заплакал. Жаль ему было и храма, и иконы Пресвятой Троицы, которую он помогал писать, но в те минуты сокрушался преподобный о том, что Божие благословение отошло от обители. И Господь явил Свою милость: храмовая икона, которую обнаружили на пепелище, даже не была затронута пламенем.

Под спудом

После пожара под началом преподобного в монастыре строятся храмы, увеличивается число монахов, обитель начинают посещать паломники. Тогда преподобный, которому уже исполнилось 75 лет… решает оставитьмонастырь и почти на 5 лет уходит в уединенные места для молитвы, много работает физически, изнуряет плоть. После нестроений в обители братия со слезами умолила авву Антония вновь принять управление монастырем. Игумен согласился, и произошло это незадолго до его кончины. Перед смертью преподобный благословил братию обители, оставив свое духовное завещание и отошел ко Господу 20 декабря 1556 года, в возрасте 79 лет.

В житии преподобного есть интереснейший момент. Когда монахи спрашивают отца Антония о том, где его следует похоронить, игумен отвечает, что нужно выбросить его тело в болото или отдать на съедение зверям и гадам. Нам сложно понять эти слова, но для человека, который всю жизнь боролся со страстями и грехами и, достигнув смирения, стал при жизни сосудом Святого Духа, это вполне естественно – уподобившись Богу, почитать себя хуже всей твари.

Монахи, испросив у игумена прощения… отказались выполнить его просьбу. Преподобный был похоронен в деревянном храме в честь Живоначальной Троицы, недалеко от алтаря. Каменный Троицкий собор строился таким образом, чтобы захоронение первого игумена обители также находилось недалеко от алтаря.

После революции все дорогое и ценное из монастырской библиотеки, ризницы и иконописной мастерской было вывезено в крупные музеи, библиотеки и архивы страны. В советский период на территории монастыря располагались: детская колония, сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых, пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Больше 70 лет мощи основателя обители – преподобного Антония Сийского в Троицком соборе надежно охранялись огромной каменной плитой. Тем самым, как мне кажется, они были спасены от разорения и поругания.

«У нас в монастыре…»

монастырская братия. 2002 год

Брать интервью у архимандрита Трифона (Плотникова), бывшего настоятеля Антониево-Сийского монастыря, мне приходится, используя современные возможности интернета – по скайпу. Два года назад по благословению Святейшего Патриарха батюшка «пошел на повышение». Теперь он – выпускник общецерковной аспирантуры и докторантуры, несет послушание референта митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

В 1992 году тогда еще игумену Трифону предстояло начать восстановление переданного Церкви Сийского монастыря. «Сначала было некоторое опасение, что вдруг приеду, и не по душе придется место, как бывает иногда…, – рассказал отец Трифон. Но еще только подъезжая к монастырю, почувствовал, что приехал надолго. И именно туда, куда душа желала и стремилась. На всем незримо присутствовала печать намоленности, благодати Божией…» Батюшка признается, что Антониево-Сийский монастырь стал для него родным. Он, кстати, до сих пор говорит об обители в настоящем времени и часто употребляет выражение «у нас в монастыре».

О в меру натянутой тетиве

Как мне кажется, лучшей иллюстрацией к периоду, когда настоятелем Сийского монастыря был архимандрит Трифон (Плотников) может служить история из Древнего патерика об охотнике, который смутился, зайдя в обитель преподобного Антония Великого. «Благочестивый» охотник был поражен тем, что авва Антоний шутит с братией. Тогда святой велел охотнику натянуть тетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», – велел старец. Он снова сделал так, как его просили. «Еще сильнее», – продолжал святой. «Но тогда лук переломится», – взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех», – отвечал авва Антоний.

В Сии я поняла, что странные бородатые люди в черном – монахи – оказывается, очень жизнерадостные люди с хорошим чувством юмора. А ласковое и совсем необидное «кызел» (с ударением на первый слог), заимствованное мною у братии, хорошо отражает внутренний мир современного православного человека. Тут тебе и указание на гордыню, и на упрямство, и на последствия греха. Здесь же – начало спасительного смирения «скотен бых у Тебе» (Пс. 72:22).

Ну а если говорить серьезно, то отцу Трифону за 18 лет настоятельства пришлось много потрудиться. Он заботился не только о восстановлении стен и перекрытии крыш, но и собирал братию монастыря. Батюшка столкнулся с проблемами современного русского монашества. Учился духовному наставничеству и старался передать начатки монашеского духа и святоотеческого учения другим: «Мы сполна хлебнули там неумения, неопытности из-за отсутствия духоносных старцев. На шишках, набитых самим себе, пытались чему-то учиться. Я, скорее, должен оценивать свою деятельность отрицательно. Но, тем не менее, монастырь за эти годы обрел братию, стала выстраиваться своя укладность. И, слава Богу, если сейчас обитель является духовной гаванью, в которой желающие спасают свои души».

«Петры гнездовы» в сийской школе послушания

Не могу не спросить батюшку о пострижениках Сийского монастыря – игуменах и иеромонахах, которые сейчас служат на приходах, но ошибаюсь и вместо выражения «птенцы гнезда Петрова, то есть Трифонова», у меня выходят какие-то «петры гнездовы», ими они и остаются до конца разговора.

Зная, что у отцов хорошие отношения с монастырем я жду, что архимандрит Трифон с гордостью будет рассказывать о своих «птенцах». Но неожиданно сталкиваюсь с болью: «Наши «петры гнездовы» – с нами, в монастыре, а те, кто оставил монастырь – на разных приходах, кто где… Почти со всеми у нас установились добрые отношения, несмотря на то, что уходили они, подчас желая бо льшей самостоятельности. Видимо, тяжело им было, тем, кто ушел. Они – для нас родные, хотя и оставили нас.

Я долго переживал и мучился, что время от времени кто-то уходит. И это не только в нашем монастыре, это вообще тенденция современного монашества. У многих монахов нет привязанности к монастырю, нет четкого понимания, что монастырь – это твой дом родной. Ты не можешь, не должен покидать его без благословения. Благословения Божия – человеческое-то можно выконючить или вытребовать… И обеты монашеские так даются – «до смерти». А человеку что-то не понравится, и он не готов вот так – «до смерти». Я у покойного Иосифа Ватопедского прочитал, что из монастыря изгоняет непослушание и мне стало легче. Современному человеку вообще очень сложно иметь навык послушания. И, конечно, немощи современных людей отражаются в современном монашестве: это и немощи настоятеля, и братии, и все вместе… Не зря сказано: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22)».

На мою реплику о том, что «петры гнездовы» прошли в Сие неплохую школу и мне нравятся чисто по-человечески – характерами и отсутствием «тараканов в голове», батюшка отвечает свежим примером из жизни одного из сийских пострижеников, подвизающегося на Святой горе Афон. «Когда он, испросив благословения, начал петь в за богослужением в храме у одного келиота, что-то в его пении келиоту не понравилось, и монах тот в очень резкой форме сделал ему замечание. Наш выходец рассказывал: «Хоть и не просто было, я в тот момент вспомнил «сийскую школу»: «простите-благословите»». Всего два этих слова надо было в монастыре выучить: «простите» и «благословите», и как ему трудно пришлось, он их сказал. Это сразу успокоило келиота. А когда через некоторое время ситуация снова повторилась, брат опять произнес эти слова. На что афонский монах с удовлетворением ответил: «Ну что же, хорошо… Хорошо!!!» Вот вам и сийская школа».

Вот здесь мой личный опыт заканчивается

К сожалению, теперь я бываю в монастыре в лучшем случае раз в году, 20 декабря – «на Преподобного». О нынешних проблемах и радостях обители мы беседуем с игуменом Варлаамом (Дульским) исполняющим обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря. «Ну, это скорее не радость, а утешение… Утешение в том, что есть братия (в постриге в настоящее время -19 человек), и есть монастырь, где человек может осуществить свое монашеское призвание. Мало в каких провинциальных восстанавливающихся монастырях жизнь вот так отлажена, и у братии (а все они очень разные) есть возможность трудиться (для монахов – простецов это огороды, ферма, пекарня), жить уединенно в скиту или получать богословское образование». Правильное понятие о том, что монашество должно быть образованным, было привито усилиями отца-архимандрита. На базе монастыря действуют богословские курсы, которые готовят братию к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Богословский Университет (ПСТГУ). Если даст Бог, говорит отец Варлаам, в этом году сразу 5 (!) человек из братии монастыря планируют поступать на заочное отделение университета.

«А начинал-то все это отец Трифон. Это его заслуга, что мы сейчас здесь живем, всем этим пользуемся, что жизнь такая организованная и отлаженная. Слава Богу, не развалили монастырь за год! Это – главное достижение. На самом деле, это дорогого сто ит» – улыбается игумен Варлаам.

«Благоразумные» разбойники и большое сердце отца Трифона

Одна из самых больших проблем обители появилась в ней благодаря… большому сердцу архимандрита Трифона. Первый год восстанавливающегося монастыря был самым спокойным: по территории бродили лесные зверушки: зайцы, лисы, горностай, а к воротам, бывало, и волки подходили. В 1993 году сюда стали приходить люди. К месту монашеских подвигов преподобного Антония может быть, и не совсем добровольно потянулись те, кто не находил себе пристанища в обычной жизни: бывшие зэки, алкоголики, наркоманы.

Рассказывает отец Варлаам: «Человек приходит в обитель с такой печатью греха на лице, что другой раз смотреть даже страшно: это уже глаза не человека даже». Из 70 человека, постоянно живущих в монастыре, 50-60 – «неблагополучные» трудники.

Какие преимущества дает обители существование на ее территории «монастыря в честь 40 благоразумных разбойников», как его здесь в шутку называют? Да никаких. Раньше это была почти постоянная пороховая бочка. У людей огромный отрицательный опыт, желание какой-то своей, греховной свободы, вредные привычки и неумение общаться с другими людьми. Бывало и пьянство, пусть редко, но и кражи, и воровство, и от этого никуда не денешься. Добавьте сюда частую необходимость под строгим контролем вывозить «благоразумных» разбойников (зачастую – инвалидов) из удаленного монастыря для оказания им медицинской помощи, расходы на питание и одежду и получится, что кроме огромной моральной нагрузки монастырь вроде бы совсем ничего не получает взамен…

«У меня самого был кризис, который я совсем недавно преодолел: нужно ли вообще монастырю связываться с такой ношей?! Но как-то с Божией помощью это все было преодолено буквально на примерах 2-3 людей, которые, как казалось, вдруг изменились, хотя до этого вроде и не видно было никаких результатов. Уже опускались руки: нужно ли это, или это вообще никому не нужно… Господь все управляет и силы появляются.

Исправляются единицы, но их уже немало было. Но многие обретают Бога и узнают, что в Нем можно обрести Спасителя и помощь, учатся азам молитвы. «За ради» таких людей, ради этих единичных случаев вся наша забота об этих людях и держится: мы помним, что кому-то это помогло» – считает отец Варлаам, который и дальше сохраняет заложенную архимандритом Трифоном традицию социального служения. Кстати сказать, социальная деятельность монастыря держится исключительно на инициативе братии и добрых людей.

План воспитательной работы «детского сада Зонушка»

«Все вроде бы серьезные, взрослые люди, подчас – настоящие преступники: и «убивцы» есть, и по 50 лет отсидевшие. Но к самостоятельной жизни после освобождения они не готовы, прямо дети великовозрастные, вот и называют наш монастырь детским садом «Зонушка» – продолжает игумен Варлаам.

Для кого-то жизнь в святом, намоленном месте идет во вред – их приходится выгонять, а кто-то потихоньку исправляется. Хотя требования к «воспитанникам» самые простые – поменьше материться, поменьше курить, не пить. Специальной программы реабилитации в монастыре нет. Самое главное, что исправляет «зонушкинцев» – это укладность монастыря Все остальное – в том числе и молитва, и участие трудников в богослужениях – пришло из опыта.

Не все трудники не все стремились посещать богослужения. «А над теми, кто бывал в храме, оказалось, что остальные посмеиваются: «вы типа, набожные, вам больше всех надо?». И тогда отец Трифон всех собрал и спросил:

– Ну что, вы все крещеные?

– Все православные?

– Тогда – понедельник, 5.30 утра – общий братский молебен для всех.

«Стоит «ангел-хранитель» с журналом, всех отмечает: кто пришел – кто не пришел, очень строго спрашиваем именно за этот день. В субботу – обязательно панихида.

В воскресный день не хотелось так уж совсем принуждать людей идти на службу, но мы тут немножко «схитрили» – на трапезу попадает только тот, кто приходит на службу. Есть такая монастырская традиция – «чин о Панагии», когда вся братия с просфорой и молитвой строем идет в трапезную. И тот, кто отсутствует на «чине о Панагии», автоматически не попадает на трапезу (подойдет позже – накормят, но со всеми вместе не покушает). Но на самом деле, приходят на службу с желанием, все чистенькие, опрятненькие. Приятно посмотреть: все такие намытые, начищенные… «лорды» наши» – рассказывает отец Варлаам о воспитанниках монастыря.

И самое главное…

Было бы несправедливо завершить рассказ о монастыре перечислением его проблем, как это делают скромные отец Трифон и отец Варлаам.

Около двадцати лет обитель окормляет духовных чад. Эти люди, как и я сама когда-то, приезжают в монастырь для исповеди, утешения, получения духовных советов. И обитель, как и во времена преподобного Антония, не может укрыться от мира – сюда постоянно едут люди.

Антониево-Сийский монастырь занимается и просветительской деятельностью – издает газету «Духовный сеятель», альманах «Сийский хронограф», брошюры. Усилиями архимандрита Трифона, который в свое время возглавлял епархиальный отдел религиозного образования и катехизации в Архангельске появился филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета. Это дало многим людям возможность заочно получить высшее богословское образование. При монастыре уже много лет действует иконописная мастерская. В настоящее время исполняющий обязанности настоятеля монастыря – отец Варлаам возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью.

Как попасть в Антониево-Сийский монастырь?

Оптимальный вариант – если вы обладаете личным автотранспортом. Для вас не составит труда найти на федеральной трассе Архангельск-Москва (между Брин-Наволоком и Емецком) отворотку на Сийский монастырь.

Если машины у вас нет, то по мере накопления заявок из Архангельска в Сийскую обитель монастырем организуются поездки на «Газели». Оптимальный вариант – заезд в субботу, исповедь во время Всенощного бдения, Причастие в воскресенье на литургии, экскурсия по монастырю и выезд в Архангельск. Пожертвование монастырю за поездку составит 500 рублей.

Если вы хотите пожить в монастыре несколько дней, то надо иметь в виду вот что: если вы хотите просто пожить в монастыре и ходить на богослужения, нужно будет сделать пожертвование за проживание и питание.

Если вы едете в монастырь, чтобы потрудиться на его благо, то нужно рассчитывать на рабочую нагрузку полного дня (работа в огороде, послушания в корпусах: стирка, уборка, шитье или ремонт одежды для женщин. И столярные, ремонтные или подсобные работы для мужчин). В этом случае – питание и проживание за счет монастыря.

По всем вопросам относительно посещения монастыря обращайтесь:

Однодневная поездка – 89115933353 Карушев Александр Юрьевич

Поездка на несколько дней – 89115548777 Абакумова Марина Викторовна

*Кехта – село, расположенное в 42 км от Архангельска

Анна Эмке

Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область)
В 1520 году на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией. Елисеем, Александром и Ионой водрузили деревянный крест, поставили келью. Был построен первый храм — деревянный, в честь Живоначальной Троицы. Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что это место особое: в глухих дебрях здесь неоднократно слышали церковное пение и колокольный звон.
В 1525 году государь и великий князь Василий Иванович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души «церковной утвари и риз довольно».

Преподобный Антоний, основатель монастыря, скончался в 1556 голу.
В 1579 году за жизнь богоугодную и многие чудотворения он был причислен к лику святых. Царевич Иван, сын Ивана IV Грозного, написал одну из редакций «Жития Антония Сийского».
Главное строение обители, пятикупольный Троицкий собор, было построено в 1589-1606 голах. Это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
В 1601 - 1606 годах в обители томится в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле паря Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (1619) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
В XVII веке монастырь достигает расцвета. В нем обитают более 200 монахов, строятся каменные храмы. Достроен Троицкий собор (1589-1607) с южным приделом, освященный во имя преподобного Антония (здесь под спудом хранятся его мощи), Благовещенский собор (1643), Сергиевский надвратный с архиерейскими покоями собор, храм-колокольня Грех Святителей Московских.

Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец; мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже ХVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685).
Монастырь имеет свои деревни, земли. промыслы, солеварни по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырскис подворья располагаются » Москве, Вологде. Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская. Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, так называемое Сийское, 1339-1340; Евангелие, 1692; «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами, 1648). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочес. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года, вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 года. Ценные дары монастырю вносили многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.

Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве. В XVIII веке монастырская жизнь пришла в упадок (произошло изъятие земель, сократилось количество монашествующих). А в XIX веке получила развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем местных жителей, обитателей архангельской тундры.
После Октябрьской революции в 1920 году на территории монастыря была организована детская колония, хотя все еще действовала небольшая монашеская община.

Монастырь был окончательно закрыт в 1923 году. Позже здесь был размещен колхоз, поочередно располагались дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
С 1970 по 1992 год территория монастыря использовалась под летний пионерский лагерь и дачу Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушались и ветшали. Трагическая история монастыря закончилась пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей.
Восстановление монашеской жизни монастыря началось в августе 1992 года - монастырь был передан Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили игумена, ныне архимандрита, Трифона (Плотникова). 23 августа 1992 года обитель впервые в ее истории посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А 14 октября 1992 гола совершена первая Божественная литургия в надвратной церкви, освященной в честь преподобного Сергея Радонежского.
Обитель расположена по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, Сийский монастырь.

Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…

Если современная северная обитель выглядит процветающей, если церкви ее как следует восстановлены, если вернулось к ней величие, значит, скорее всего, нашлись некие щедрые жертвователи, подарившие ей новую жизнь. А их, в свою очередь, привлекло какое-то историческое обстоятельство, поставившее монастырь в фокус общественного внимания.

Именно там обстоят дела со знаменитым Антониево-Сийским монастырем в Архангельской области.

Не столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряду надо ставить именно Антониево-Сийскую обитель. Преподобный Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

Медленно всё это происходит, очень медленно. Однако… что такое век для истины? Господь наш терпеливо, не спеша, расставляет по своим места стулья, разбросанные во вселенском доме Его непослушными детьми, чинит их руками столы, ими же когда-то переломанные и вставляет окна, ими выбитые.

Антониево-Сийский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Антониево-Сийский монастырь был основан в начале 16 века на уютном полуостровке в Михайловском озере. Так уж сложилось, что о монастыре заговорили практически сразу, слава пронеслась даже по Москве. В период игуменства Антония скромный монастырский комплекс значительно расширился. Появились новые церкви, каменные постройки и часовня с колокольней. Постепенно Антониево-Сийский монастырь превратился в крупнейший культурный и духовный центр Подвинья.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека - около 20 тыс. экземпляров. В монастырском хранилище имелись удивительные произведения ювелирного искусства. Их жертвовали богатые прихожане. На рубеже 16 и 17 веков при монастыре появились иконописная и граверная мастерские. Так случилось, что и преподобный Антоний - основатель монастыря, и последующие игумены Феодосий и Никодим были прекрасными иконописцами. Кроме того, монастырь владел еще и небольшой типографией.

Как видим, на протяжении нескольких веков Антониево-Сийский монастырь жил в покое и достатке. Но, как это обычно бывает, белая полоса сменилась черной. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Во времена советской власти на его территории размещались детская колония, детский лагерь, интернат для престарелых и т. д. Многие здания монастырского комплекса были разрушены.

Восстановление началось лишь с 1992 г., когда монастырь перешел под патронат Русской православной церкви. Ныне здесь вновь работает библиотека и иконописная мастерская, выпускается газета и альманах. Монастырь держит скромное хозяйство, а разрушенные здания постепенно возрождаются.