Почему на преполовение освящают воду. Традиции и обряды

Преполовение Пятидесятницы - это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества . В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника - и , т.к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор - Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) - авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней - отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим ().

————————

Библиотека Русской веры

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена ().

Тропарь празднику

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях - учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма - это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат - символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.


Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя? (Ин. 7, 19-20).

По-видимому, настоящие слова Господа не имеют никакой связи с преждесказанными; но когда мы всмотримся ближе, увидим, что они находятся в тесной связи. Его обвиняют в том, что Он нарушает субботу и преступает закон. Он противопоставляет сему то, что скорее они «преступники закона». Закон говорит: «не убий» (Исх. 20, 13), а вы ищете убить Меня. Значит, вы преступники закона, а не Я. Итак, вы сами себе позволяете творить неправду, а Меня обвиняете в преступлении закона за то, что я в субботу исцелил человека. Господь сказал: никто из вас не поступает по закону, потому что убить Его искали все, с которыми Он вел речь.

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а Им - Владыкою Моисея и Господом ().

Также Господь указывает, что ради исполнения закона о восьмидневном обрезании заповедь о субботе была нередко нарушаема, если восьмой день у новорожденного младенца выпадал на субботу. Так, по толкованию бл. Феофилакта, Он как бы говорит им: «в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым» (). Действительно, здесь видим лишенный всякого здравого смысла ужасный парадокс: иудейские начальники не только не радуются о предивном исцелении болящих, которые терпели такие долговременные тяжкие муки, но и негодуют, и ищут убить Того, Кто являет Себя милосердным Начальником жизни. Они указывают на превратно понятую ими букву закона, но сердца их переполнены ненавистью и себялюбием, поэтому и не могли они принять учение Господне, во главу угла которого стояла высокая заповедь о самоотверженной любви. Что же Господь? Он не гневается на них, но, насколько возможно, привлекает к покаянию, подавая и нам пример Своего великого незлобия и терпения, чтобы знали, как должно ходить по Евангельским заповедям истинным ученикам Его.

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
4. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
5. Там же
6. «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. Собственно, слово «преполовение» происходит от слова «половина»: это праздник середины срока в 50 дней от дня Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов - Пятидесятницы.

Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресение Христа, Его победу над нашей гибелью, нашим небытием, и - приход к нам, людям, Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. Так раскрывается значение подвига и жертвы, которые совершил ради человечества Господь наш Иисус Христос. Ведь Бог Сын, Бог Слово, для того и стал плотью, одним из нас, людей, чтобы нас спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом.

Отец, Сын и Дух Святой - Единая и Нераздельная Троица, Бог наш, источник жизни, счастья и всякого блага. Благодаря причастию Тела и Крови Господних и принятию в себя Духа Святого мы, люди, становимся неразрывно связаны с Богом-Троицей.

И вот середину срока между этими двумя величайшими событиями отмечает Церковь особенным праздником как середину радостного ожидания.

Вообще, середина пути - это всегда особенная веха. Время оглянуться на пройденное расстояние и вглядеться в оставшийся путь (не случайно полное глубокого христианского смысла произведение Данте «Божественная комедия» начинается словами «Земную жизнь пройдя до половины...»). Это отражается и в богослужебном укладе Церкви: середина Великого поста отмечается Крестопоклонной неделей, особым праздником в честь Креста Господня, призванным подкрепить силы постящихся в труде, а середина срока между двумя вершинами человеческой истории отмечается праздником Преполовения.

«... Опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день (Преполовение Пятидесятницы - Е.М.) , который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа » (Св. Петр Златословесный, V век).

Этот праздник имеет глубокие исторические корни. В Евангелии описывается, как Христос в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен » (. Ин. 7 37-39).

Кроме того, именно на праздник Кущей произошло одно из немногих известных нам событий Христова детства, когда Матерь Божия и Иосиф Обручник, возвращаясь из Иерусалима, потеряли маленького Иисуса, а «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его » (Лк. 2. 46-47)

Праздник Кущей был одним из великих всенародных древнеизраильских торжеств, установленных в память пребывания израильтян в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне. Наш праздник преполовения Пятидесятницы - можно сказать, исторический наследник, «прямой потомок» того древнего празднества, отмечавшегося в народе Божием.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний считались особенно важными. В восьмой, последний, день торжества иудеи совершали обряд торжественного возлияния воды, которое было ветхозаветным прообразом излияния Святого Духа на верных, обещанного Христом. Обещание Христово о даре Духа Святого мы и отмечаем торжественно в праздник Преполовения Пятидесятницы. А в ознаменование благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил животворной воде, Церковь в этот день совершает освящение воды, молясь «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия» .

Как и все великие церковные праздники, отмечающиеся несколько дней (так называемые «многодневные»), Преполовение Пятидесятницы имеет и свой день «отдания». Отданием называется последний день празднования, как правило, восьмой, и он сопровождается не меньшими торжествами, чем начало праздника.

Отдание - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение». Это день возвращения сердцем и разумом к смыслу и сути празднуемого события. Человеку для того, чтобы оценить и понять дарованное ему, зачастую требуется этого лишиться, отдать. Отдание - это день, когда праздник удаляется от нас, отдаётся нами, чтобы мы могли осознать его ценность и значение и ожидать его нового наступления.

Весной в Задонской обители

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) - малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы - один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) - их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

МОЛИТВЫ

Тропарь Преполовения Пятидесятницы
глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы
глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Преполовение Пятидесятницы означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино . Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы) .

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа .

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизн и.

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея .

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа, т.е. середина по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей. Наименование праздника Преполовение Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).
Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.
Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15).
«Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39).
Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа. День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.| Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).