Человек умер во время святок. Что означает, если человек умер в Великий пост

Как произошло Рождество? Почему на Рождество ставят елки? Как соблюдать пост перед причастием в период Святок? Для читателей нашего скайта мы подготовили ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся праздника Рождества Христова.

Также имеется возможность задать все интересующие вопросы касательно Рождества в соответсвующей рубрике нашего сайта .

Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог — превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, — что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда — мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.

Правда ли, что умереть на праздник — знак милости Божьей? Моя бабушка умерла на Рождество.

Церковно-народное представление о том, что смерть на церковный праздник есть милость Божия, исходит из предположения, что человек, скончавшийся на праздник, скажем, Пасхи или Рождества Христова, до того говел на протяжении поста, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин — в общем, душу свою приготовил для Вечности более, чем в какую-либо другую пору своей жизни, приобщился здесь на земле радости праздничного богослужения. В этом смысле мнение это, конечно, основательно, хотя и не абсолютно. Придавать же ему магически-суеверное значение, думая, что всякий человек, в том числе и тот, кто в Бога-то не верил, в церковь не ходил и к таинствам ее не прибегал, но скончался в день того или иного церковного праздника, находится в иных условиях по отношению к возможности спасения, чем человек, умерший неделей раньше или неделей позже, было бы неосновательно.

У моего папы сорок дней выпадают на Рождество 7 января. Можно ли в этот день устраивать поминки?

Церковное поминовение, будь то служение панихид в храме, будь то заупокойная трапеза, конечно, в день Рождества Христова совершать не полагается. Благоразумно будет перенести поминовение на один из ближайших дней после праздника Рождества.

Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.

Как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости.

Какова мера строгости и продолжительности поста перед причастием на Святках и на Светлой седмице?

Для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы.

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить, а Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке» (Ин.10:10)

П еред тем, как написать эти строки, я получил сообщение о смерти Марион Ньюстрам. Марион и ее муж Элмер были членами церкви «Вифлеем» дольше, чем живут на этом свете большинство из ее членов. Ей было 87. Они были женаты 64 года.

Когда я говорил с Элмером я побуждал его укрепляться в Господе и не терять интерес к жизни, на что он ответил: «Он был настоящим другом» . Я молюсь, чтобы все христиане могли сказать в конце жизни: «Христос был мне настоящим другом» .

Каждый год, в канун Рождества, я отмечаю в календаре день смерти моей матери, которая погибла в 56 лет в аварии в Израиле. Это случилось 16 декабря 1974 года. События того дня до сих пор стоят у меня перед глазами. И если я дам волю чувствам, то могу расплакаться лишь от мысли, что мои дети никогда не видели своей бабушки. Мы похоронили ее сразу после Рождества. И это было удивительное Рождество!

Многие из вас особенно остро ощутят боль утраты в это Рождество. Не гоните от себя эти чувства. Позвольте им пройти через ваше сердце. Прочувствуйте их. Для чего же тогда нужна любовь, как не для того, чтобы усилить наши чувства: в жизни и в смерти. И не позволяйте горечи завладеть вашим сердцем. Горечь – страшное и разрушительное чувство.

Христос пришел в этот мир, чтобы мы могли обрести вечную жизнь. «Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке» (Ин.10:10). Элмер и Марион обсуждали, где они проведут свои последние годы. Элмер сказал: «Марион и я решили, что наш последний дом будет у Господа».

Чувствуете ли вы желание вернуться домой? Я прихожу домой на Рождество и это прекрасное чувство. И я думаю, что главная причина этого кроется в том, что глубоко внутри все мы чувствуем свое предназначение к конечному, вечному дому. Все остальное – лишь предвкушение. И это приятное предвкушение, до тех пор пока оно не становится подменой.

Подписывайтесь:

Не позвольте приятным, праздничным чувствам заменить конечную, величайшую, вседостаточную Сладость. Пусть каждая потеря и каждая радость направляет ваши мысли к вашему вечному дому в небесах.

Рождество. Что это как не: «Я пришел, чтобы дать жизнь» , чтобы Марион Ньюстрам, Руфь Пайпер, вы и я могли обрести жизнь, теперь и навсегда.

Казалось бы, главные церковные праздники предназначены как раз для того, чтобы вспоминать об ушедших и навещать их на кладбище, принося им благие вести о Рождении или Воскрешении Христа. Но не все так просто: оказывается, есть целый перечень так называемых Двунадесятых праздников, в которые церковь категорически не рекомендует посещать усопших. И рождество как раз относится к таким датам.

Рождество: что за праздник и почему он «Двунадесятый»?

Рождество – один из Двунадесятых, то есть один из главных праздников христиан во всем мире. Всего их 12:

  • Рождество Христово – 7 января, день появления на свет Иисуса Христа;
  • 19 января – Крещение Господне, или Богоявление;
  • 15 февраля – Сретение, то есть встреча Христа с богоприемцем Симеоном;
  • 7 апреля – Благовещение, то есть день, в который Мария получила «благую весть» о том, что родит Спасителя
  • Вербное воскресенье накануне Пасхи
  • Господнее Вознесение – первый четверг по прошествии сорока дней после Пасхи
  • Святая Троица – пятидесятый день после Пасхи
  • 19 августа – Яблочный спас, он же Преображение
  • 28 августа – Успение, то есть символическая смерть Пресвятой Богородицы
  • 14 сентября – Воздвижение Креста Господнего
  • 21 сентября – Рождество Девы Марии
  • 21 ноября – введение во храм Богоматери

Можно ли ходить на кладбище зимой и конкретно в Рождество?

Поминовение умерших, даже если наши эмоции уже отошли от сильных переживаний – это все равно скорбь, а скорбеть в эти дни считается грехом. Поэтому в Рождество, как и в другие Двунадесятые праздники, ходить на кладбище нельзя. Конечно, если на этот день назначены похороны, чего практически не случается, то кладбище посетить просто придется, и церковь не осудит этого. Если же на этот день выпадают девятый или сороковой дни, лучше воздержаться от посещения кладбища в Рождество, и посетить усопшего днем позже – на визиты на погост восьмого января запретов уже нет.

Что касается зимних посещений кладбища в целом, то они, конечно, разрешены – просто обычного никто этого не делает, так как к могиле, как правило, трудно подобраться уже в ноябре-декабре, а тем более – позже, до весны. Некоторые люди вообще специально «консервируют» памятники целлофаном или агрилом для лучшей их сохранности, а снимают материал после того, как сойдет снег.

Когда лучше посещать кладбище, если не на Рождество?

Самые лучше дни для посещения кладбища приходятся на теплое время года или межсезонье, когда на погостах еще или уже нет такого большого количества снега – это специально определенные для этого дни, Родительские субботы. О них у нас есть отдельный материал, который мы очень рекомендуем к прочтению.

Что за праздник – Родительская суббота? Когда она отмечается? Можно ли в этот день ходить на кладбище, а самое главное – убираться там? Рассказываем обо всех Родительских субботах в году.

Распространенное представление, что умирающие люди могут отложить свою смерть в связи с важными датами, попросту не соответствует действительности - об этом говорят результаты исследования раковых больных в США.

Почти каждый их нас слышал когда-нибудь историю о ком-то, кто исключительно за счет силы воли цепко держался за жизнь до определенной даты. И различные исследования отдельных категорий населения, казалось, не противоречат этой идее.

Но когда Донн Янг, исследователь-онколог из государственного университета Огайо в Коламбусе в прошлом году накануне Рождества побеседовал с репортером, который писал об онкологических больных, "опровергающих науку", его это не убедило.

Поэтому он приступил к собственному исследованию, изучив больше 300 тысяч жителей Огайо, умерших от рака между 1989-м и 2000 годом, и используя базу данных по смертям в Огайо. Рассматривая Рождество, День благодарения и день рождения пациента в качестве "особых дат", Янг проследил, нет ли спада в уровне смертности за неделю до этих дат и, соответственно, скачка через неделю после них.

Янг предполагает, что возникновение этого мифа связано с избирательностью памяти. Истории о близких людях, которые "держались" до того времени, когда праздники пройдут, запоминаются лучше, чем истории о дяде, который отошел в мир иной в середине ноября.

Это открытие может кого-то разочаровать, но Янг смотрит на это иначе. "Люди говорят, что это расследование уничтожает сказку, но я воспринимаю это не так. Людей тяготит мысль, что они обязаны дожить до Рождества, а это исследование доказывает, что "несвоевременная" смерть - это не недостаток самодисциплины. Смерть придерживается своего собственного расписания и не присылает уведомлений на карманный компьютер или электронный органайзер".

Исследование Янга не отменяет вероятности, что некоторые люди способны за счет какого необъяснимого процесса отложить момент своей смерти до более удобного времени. Но, поскольку на результаты исследования они никак не повлияли, можно предположить, что такие люди составляют меньше 1%, говорит Янг.

Дэвид Филипс, социолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который писал о феномене отложенной смерти в некоторых сообществах, говорит, что, возможно, эта цифра примерно соответствует действительности. Он говорит также, что онкологические больные - это не та категория людей, где наблюдается это явление. Он говорит, что чаще всего наблюдал это у людей с хроническими заболеваниями сердца.

Филипс понимает скептицизм Янга. "Если нет разумного объяснимого механизма, то поверить в этот феномен очень трудно. Следующим шагом следует найти такой биологический механизм".

Янг говорит, что выбрал раковых больных, потому что, в отличие от уровня смертности от болезней сердца, уровень смертности от онкологических заболеваний стабилен в течение года. Смертность от сердечных заболеваний по каким-то неизвестным причинам достигает пика зимой. Однако он говорит, что при беглом просмотре данных среди больных хроническими заболваниями сердечно-сосудистой системы он тоже не обнаружил никакой закономерности, свидетельствующей о наличии феномена "отложенной смерти".

Если праздничный сезон как-то и отражается на уровне смертности, то, скорее, это связано с людьми, которые умирают внезапно. В Рождество больше людей умирают от инфаркта, чем в любой другой день, - таковы результаты последнего исследования Филипса.

Великий пост – время глубокой скорби. Особенно тяжело его пережить, если умирает родной человек. Близкие в таких случаях совершенно теряются, ведь событие случилось в особые дни, и нужно сделать всё правильно и достойно. Церковь четко регламентирует, как и , если человек умер в Великий пост. Но в народе существуют различные суеверия и приметы на этот счет.

Народные суеверия

Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.

В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.

Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.

Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.

Мнение православной церкви

Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.

В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.

Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:

  • суббота 2-й седмицы;
  • суббота 3-й седмицы;
  • суббота 4-й седмицы Великого поста.

Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.

Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.

Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.

Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.

Как правильно провести поминки в Пост

В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.

Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.

В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.

Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.