Устав сурожской епархии. И всех святых

СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

И ВСЕХ СВЯТЫХ

67 ENNISMORE GARDENS, LONDON SW7 1NH

СОБОРНЫЙ ЛИСТОК

ОКТЯБРЬ 2015

ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(14/1 ОКТЯБРЯ) Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

проповедь митрополита Антония Сурожского Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Второй раз мне дано служить в этом храме; и с обновленной радостью пришел я к вам сегодня, - не только с моей радостью о том, что мы с вами предстоим перед Богом вместе, как одно тело, одна душа, забывая все, что нас разделяет, хотя бы на то короткое время, когда Христос посреди нас, когда мы все взираем только к Богу и когда наше сердце открывается под действием Его благодати; но сегодня еще две радости могут наполнить наши сердца.



Первая - это самый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в канун которого мы вступили. Рассказ о Покрове - один из самых дивных рассказов раскрывает перед нами чуткость русской души изначально. Рассказ идет о том, что славяне, наши предки, хотели взять Царьград, Константинополь поздних дней, и что Божия Матерь простерла Свой покров над городом христианским, над городом, который служил и поклонялся воплощенному Богу, Сыну Ея, и буря разнесла русские ладьи. Греки надолго забыли об этом празднике, но русские никогда этого не забыли. Их не ранило то, что они явились предметом как бы гнева Божией Матери; они изумились перед той любовью, перед той защитой, которую Божия Матерь простерла над теми, кто любил Сына Ее Единородного. И мы сегодня, как наши предки, после многих столетий радуемся этому празднику, потому что в этот день Божия Матерь простерла Свой покров не только на град Константинопольский, но над всеми христианами, которые нуждаются в милости Божией и в защите.

И если подумать о Божией Матери, о том, что Она - хрупкая девушка: Она не силой защищала Свой народ, Она защитила Свой народ, город Свой молитвой Своей, предстоянием, мольбой перед Богом: пожалей, потому что Мое материнское сердце не может вынести мысли о том, что те, которые Тебе предали свою жизнь, могли бы быть Тобой оставлены...

Любовь бесконечно хрупка, любовь бесконечно как будто немощна, а вместе с этим нет ничего крепче и сильнее любви. Ветхий Завет нам говорит о том, что любовь, как смерть, крепка. Она может устоять перед лицом смерти.

Могут умереть самые близкие, дорогие нам люди, а любовь наша к ним только разгорается больше, делается глубже, делается чище, и делается теперь не только временным переживанием, но вечным чувством единства в Боге. Вот такою любовью любит нас Божия Матерь.

И Россия с ранних лет была посвящена Божией Матери, Пресвятой Богородице.

Киев уже имел храм Ея имени. И Божия Матерь является как бы покровительницей Руси, не только христиан в ней, но всех тех, ради которых на землю пришел Ее Сын, Божий Сын, ради которых Он жил, учил и ради которых Он УМЕР, чтобы они могли поверить в Его любовь, ради которых Он умер, чтобы иметь право, когда Его распинали на кресте, молиться Богу и Отцу, говоря: Отче, прости им, они не знают, что творят... И это слово Он оставил нам как завет, как завещание.

Каждый раз, когда мы являемся жертвой чего бы то ни было - домашней ли распри или государственной борьбы, войны или жестокости - мы должны научиться не словами только, а всей душой, всем телом нашим, если нужно, сказать: «Прости им, Отче, они не знают, что творят; я не стану на Страшном суде перед Тобой обвинителем этих заблудших людей, я стану перед Тобой, говоря: прости, прости, они же были безумны, они были слепы!» Вот чему нас учит Матерь Божия, чему нас учит наша вера христианская.

И другой повод к ликованию у нас сегодня - это причисление к лику святых двух патриархов Российских, двух патриархов Московских: первого патриарха земли Русской Иова и первого патриарха, вступившего на престол древних святителей после более чем двухсотлетнего перерыва, Тихона. Патриарх Тихон - наш современник. Как редко бывает, что мы можем причислить к лику святых человека, которого еще некоторые - может, и многие - помнят. Я помню, как в церквах мы молились о патриархе Тихоне, как мы плакали о его смерти, как мы с надеждой возносили наши молитвы о местоблюстителе Петре. Для нас за рубежом патриарх Тихон был связующим звеном с потерянной родиной на необретенной чужой земле.

Вся крещеная Русь молилась за него как за своего Первосвятителя, потому что он предстоял Богу, моля, моля, умоляя Его о помиловании Русской земли, растерзанной и войной, и междоусобицей, и ненавистью. И мы, вдали, как бы брошенные за пределы нашей Родины, которая была единственной нашей земной любовью, знали, что через него, в нем мы одно с Русской землей, с нашей Родиной потерянной.

Он человек старых времен, и он вошел в новое время; мгновенно, в течение самого короткого времени ему пришлось вглядеться в совершающееся, и из глубин мудрости, которую ему давал Господь, он вглядывался в события и в небывалые новые обстоятельства, искал путей Божиих; и он их обрел, и он вывел Церковь на правильный, верный путь и исповедничества и верности своему народу и своей земле. Как это дивно! Какой это подвиг человеческой души - суметь оторваться от всего того, что было его прошлое, и войти, уже зрелым, стареющим человеком, в новую жизнь, такую страшную, жизнь разделенности, крови, страха, боли. Какая для нас радость думать, что он молится о нас!.. Но не потому молится он о нас, что мы его причислили к лику святых: он молился о нас с первого дня своего патриаршества, он молился о нас в течение всей своей жизни, он молился о нас из глубины своего страдания, печальника на земле Русской, предстоятеля перед Богом; и он, с тех пор как оставил землю и предстал перед Богом, молится о нас.

Но не наше избрание его сделало святым: дивно сейчас то, что настало время, когда земля Русская в целом, Церковь Русская может открыто, ликующе, торжествующе провозгласить святым одного из новомучеников российских, за кем последовали миллионы людей, окончивших свою жизнь мученической смертью за свою веру, за любовь к Богу и за неколеблющуюся любовь к людям. В его лице мы узнали и провозгласили славу всех тех, которые за последние семьдесят с лишним лет умирали, говоря: Прости им, Отче, они не знают, что творят!.. И мы теперь познали это, поняли глубину этого, одновременно и трагичность, и славу этого, и теперь мы можем не только надеяться,- нет: не только быть уверенными в сердцах наших в том, что он молится о нас,- мы это знаем, Церковь провозгласила это знание наше, эту уверенность нашу. И мы будем молиться теперь не только Святителям, которых мы поминали раньше, но прибавим к ним Иова, первого нашего патриарха, и первого патриарха нового и страшного и дивного времени - патриарха Тихона. Он стоит у грани двух миров, он как бы вратарь, который отверз трагедию российскую благодати Божией. Слава ему, благодарение ему; слава Богу и слава Матери Божией. Аминь!

ВРЕМЯ ВОПРОСОВ! Беседа на животрепещущие темы с отцом Иосифом Скиннером

29-ого сентября, в четверг, в библиотеке нашего собора состоялась встреча с протоиереем Иосифом Скиннером. В ходе беседы обсуждались актуальные и очень злободневные для современного общества вопросы: различие между такими понятиями как «вера» и «суеверие», отношение к гороскопам, попытки толкования снов, совместная жизнь вне брака и контрацепция.

Быть суеверным, верить в то, что наша жизнь предопределена созвездиями, или приметами, означает недооценивать свободу выбора, предоставленную нам Господом, считает о.

Иосиф: «Наша жизнь предстоит перед Богом целостной картиной. Бог – вне времени, и наше присутствие для Него равноценно когда мы развиваемся в утробе матери, в ходе всей нашей жизни и на смертном одре. Наша жизнь не предопределена, но Бог видит и знает наш выбор». В какой-то степени то же относится и к толкованиям снов: «Очевидно, что многие сны являются отражением того, что происходит в нашем сознании. В целом же, за редчайшим исключением, Церковь призывает не относиться к снам слишком серьёзно».

Отец Иосиф отметил, что совместная жизнь вне брака вносит значительную неопределённость во взаимоотношения пары. Он отметил, что по статистике пары, имеющие опыт совместного проживания до свадьбы, разводятся чаще, чем те, для кого совместная жизнь началась уже после заключения брака.

Также был затронут вопрос важности общих ценностей в супружеской жизни. Было отмечено, что, к сожалению, браки между воцерковлёнными прихожанами нашего храма заключаются не так часто.

Протоиерей Иосиф Скиннер является клириком Сурожской епархии и руководителемотдела информации и издательства. Также отец Иосиф является настоятелем Православного прихода св. Силуана Афонского в Саутгемптоне и прихода св. ап. Андрея Первозванного в Ромфорде.

Елена Кузина.

На встречи с отцом Иосифом Скиннером на английском языке приглашаются все желающие. Если вы не говорите по-английски, прихожане, владеющие двумя языками, помогут понять обсуждаемую тему. Отец Иосиф говорит по-русски и сможет ответить на Ваши вопросы.

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ МОЛИТВЫ, ИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО К

СВЯТОМУ СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

Ранним дождливым утром 24 сентября наша небольшая группа паломников собралась около Успенского собора.

Автобус вез нас в Эссекс, в ИоанноПредтеченский монастырь на богослужение в день памяти преп.

Силуана Афонского, почитаемого многими святого, духовного отца и наставника основателя монастыря схиархимандрита Софрония Сахарова.

Два часа в пути пролетели незаметно, в первую очередь благодаря непрекращающимся молитвам, чтению акафиста преп. Силуану и Богородичным пениям. Раньше в святые места шли пешком и непрырывно молились, сейчас транспорт помогает преодолевать расстояния, но сохранить в себе молитвенный настрой позволяет наш собственный молитвенный труд.

В монастыре нас встречали насельники, которые заранее знали, что в этот день паломников и гостей будет больше обычного, и о. Иосиф Скиннер, прибывший туда чуть ранее. Для многих встреча с иноками и инокинями монастыря была очень радостной, такой, какая случается между близкими друзьями или родственниками. Мы сердечно благодарим их за такое радушие. Наша группа вместе с клиром, монахами и многочисленными другими верующими славила Бога на Божественной литургии, молилась об упокоении души о. Софрония Сахарова, а также возносила молитвы на молебне в церкви преп. Силуана Афонского. После Божественной литургии погода переменилась удивительным образом и наше пребывание в монастыре было согрето не только теплом сердец насельников, но и сентябрьским солнцем. Этот день поистине можно назвать днем молитвы, полным благодати от встречи со святым Силуаном и иноками монастыря, столько любезно принимающими гостей в своем доме.

Юлия Пляукшта

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ

–  –  –

Закон Божий - это свет, просвещающий разум и согревающий сердце.

Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни:

«Закон Твой - утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих… Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения» - писали древние праведники-поэты - царь Давид и другие (Пс.118:1, 77, 97-98, 165).

Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов - к катастрофе.

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив - две вершины той же горы).

Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи...

сынам израилевым:...если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом» (Исх.19:3, 5). Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх.19:8). Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом.

(Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями - неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нево.

Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей.

Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом).

Эти заповеди мы здесь приводим:

1. Я - Господь Бог твой, да не 5. Почитай отца твоего и матерь будет у тебя других богов, кроме твою, чтобы тебе было хорошо и Меня. чтобы ты долго жил на земле.

2. Не делай себе кумира и ни 6. Не убивай.

какого изображения того, что на 7. Не прелюбодействуй.

небе вверху, что на земле внизу и 8. Не кради.

что в водах ниже земли; не 9. Не произноси ложного поклоняйся и не служи им. свидетельства на ближнего твоего.

3. Не произноси имени Господа 10. Не желай жены ближнего Бога твоего напрасно. твоего и не желай дома ближнего

4. Помни день покоя, чтобы твоего, ни поля его, ни раба его, ни проводить его свято; шесть дней рабыни его … ни всего того, что трудись и совершай в них все твои принадлежит ближнему твоему.

дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.

Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. В новозаветное время большинство ветхозаветных обрядовых и гражданских законов утратили свое значение и были отменены апостолами (смотри постановление Апостольского Собора в книге Деяний Святых Апостолов, 15я гл.). Однако, Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют вместе с новозаветным учением единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы «конституцией» или «Маgnа Cаrtа» человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, но на камне.

Как увидим, в Десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.

Выражены Десять Заповедей весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом заключается их большое преимущество: они предоставляют человеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественной жизни.

Господь Иисус Христос в Своих беседах нередко ссылался на ветхозаветные Десять Заповедей и давал им более глубокое и совершенное понимание. Об этом мы будем говорить по мере изложения самих заповедей.

Епископ Александр (Милеант), материал публикуется в сокращении. Полную версию статьи можно найти на сайте «Азбука веры» www.azbuka.ru В следующих номерах Соборного листка мы продолжим разговор о Десяти Заповедях. Если у Вас есть вопросы, присылайте их на электронный адрес, указанный в конце листка.

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ

О ЗАПОВЕДЯХ ХРИСТОВЫХ

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан... Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

СОБОРНЫЙ ЛИСТОК 30 ЛЕТ НАЗАД ОКТЯБРЬ 1985 ГОДА. СОБОРНЫЙ ЛИСТОК N. 179.

ЮНОШЕСКИЙ ЖУРНАЛ, НОМЕР 1-2 Одна из неудовлетворительных сторон в жизни нашего Прихода та, что для многих наших юношей и девушек церковь не представляет особого интереса, как вещь непонятная, из которой вырастаешь, когда наступает момент без страха обойти родительский авторитет. В обычное воскресение большинство нашего подрастающего поколения не присутствует на Божественном литургии, а присутствие кого-либо из них на очередной всенощной - явление редчайшее. Конечно, когда пройдет мятежная юность, когда они вновь себя обретут, многие вернутся в церковь; но многие не вернутся. Это явление, как я уже сказал, неприятное, но это факт.

На фоне этого положения нужно приветствовать начало публикации молодежью нашей епархии Православного Юношеского журнала, как орудие тех, кто ратует за преданность Церкви и знание Её.

Журнал возник в результате пожелания, высказанного на съезде в Бристоле прошлым декабрем в ответ на двойную нужду: нужду в православном образовании и нужду во взаимной поддержке через контакты и обмен новостями.

Первые два номера составлены умело; в них напечатано несколько статей, достойных аудитории и за пределами молодежного круга (не следует ли продавать журнал у входа в наши храмы? Получить его сейчас можно только по подписке).

В частности интервью, взятое Ириной Соколовой у о. Кирилла Аргенти вскрывает вопросы, касающиеся всех нас: экуменизм, разделения Русской Церкви за рубежом, теория и практика все-православия. А впечатления Маргариты Крокет от Эффингамского съезда замечательно чутки и динамичны (и не будучи «молодым» вы согласитесь с ней, что некоторые заседания Съезда кажутся несколько «контролируемыми»).

Одно положение Маргариты стоит развить: она пишет, что среди юношества помоложе есть чувство, что в Эффингаме к их сфере интересов недостаточно прислушивались. Этим же, по-моему, погрешает и Юношеский журнал.

Мы живем в Приходе, в котором молодежь неспособна назвать главные моменты жизни Церкви или степени священства, ни дать связный отчет о том, Кто был и есть Иисус Христос. При этом положении, когда Петр Скорер сообщает им, что они живут в «эпиклической» общине, или что православное богословие никогда не бывает «развоплощенным», он мнит, что молодые читатели обладают таким богословским познавательным уровнем, от которого они, по существу, бесконечно далеки. В общем надо сказать, что журнал представляет собой хорошо подготовленную публикацию, составленную для самих себя образованными восьмиклассниками. Для будущего развития нужен, конечно, более всеобъемлющий подход.

Сказав это, не будем забывать, что журнал еще молод и что одно его существование указывает на наличие у молодежи энтузиазма, который достоин поддержки и поощрения.

Патрик Пальмер

КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН ПРИЗВАН СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Каждый из нас в таинстве миропомазания получает дар Святого Духа, и каждый православный христианин призывается к свидетельствованию о Христе не только в Иерусалиме, всей Иудее и Самарии, а даже до края земли. А что значит свидетельствовать? Свидетельствовать – делиться богатством нашей веры с теми, кто о ней не знает. Свидетельствовать – говорить о Христе, как своем Спасителе. Свидетельствовать – воплощать в собственной жизни Евангельские заповеди.

Как однажды было сказано:

«проповедуй всегда, когда нужно используй слова».

И здесь мы сталкиваемся со множеством проблем. Умеем ли мы говорить об опыте своей веры? Являют ли наши слова силу и красоту православной веры, а не интеллектуальные конструкции? Есть ли в нас жажда делиться богатством Православия?

Увы нам, мы не умеем делиться с окружающими нас, тем, как Христос действует в нас и в нашей жизни. Говорить что все плохо, что ничего не получается, что жизнь не складывается, просто, особых дарований для подобных речей не требуется. Слова о плохом в нашей жизни находятся сами и звучат убедительно.

Как только заходит речь о личном опыте нашей веры, о том, Кто – Бог в нашей жизни, о том, почему мы в Церкви Христовой – здесь наша убедительность заканчивается, не успев начаться.

А ведь Бог действительно действует в нас, особенно через Таинство Причащения – Он меняет нашу жизнь, Он исправляет самые неисправимые ситуации. И наша задача в том, чтобы стать Ему соработниками, теми, кто не только не будет Ему мешать, но теми, кто будет Ему помогать здесь на земле. Вся Церковь, все ее чада призывается к одному и тому же – во Христе мы не делимся на V.I.P.-персоны и маленького человека, во Христе все мы имеем одинаковую ценность и одинаковую значимость. Для Христа каждый человек имеет V.I.P.-статус. Все православные христиане, вне зависимости от того, где живут, от пола, национальности, социальной принадлежности и интеллектуальных способностей, призваны быть свидетелями того, что Христос есть Истинный Бог наш.

Чтобы стать на путь ученика, свидетеля и соработника Бога, не нужен специальный диплом, а только Вера, – то малое, что может и горы переставлять. Все остальное Бог сделает Сам.

–  –  –

Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.

На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю Эдвину, обязывая его принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 годув день Пасхи 12 апреля, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире. Вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, в реке Дервен. До сих пор часть этой реки у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях.

Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду.

В королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире.

Из Нортумбрии вера христианская должна была распространяться далее.

Столь сильными были вера и усердие короля Эдвина, что он лично уговорил короля восточных англов Эрпвальда вместе со всем его народом принять христианство. Святой Павлин же проповедовал к югу от реки Хамбер в районе Линдси. В Линкольне святитель крестил местного сельского старосту, по имени Блэкка, и всю его семью. Здесь святитель воздвиг каменную церковь «красивой работы» (по словам святого Беды), в ней он в 628 году посвятил Онория, будущего архиепископа Кентерберийского, в сан епископа. Он также крестил в реке Трент в районе Литтлборо и близ Саутуэлл графства Ноттингемшир, и здесь ему тоже помогал верный диакон Иаков.

12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим – варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру.

Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина).

Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже. В этой обители Этельбурга подвизалась, она была ее настоятельницей; здесь же 8 сентября 647 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она и преставилась. Ее дочь Энфледа, овдовев, стала монахиней в монастыре Уитби в 670 году, в годы игуменства своей родственницы, святой Хильды, после смерти которой (680) Энфледа стала настоятельницей этого монастыря. Энфледа преставилась 10 февраля примерно в 704 году. Обе – и Этельбурга, и Энфледа – являются почитаемыми святыми.

Сам епископ Павлин отошел ко Господу 10 октября 644 года, потрудившись в Англии 43 года. Его помнили и почитали на севере. В Глендейле графства Нортумберленд в честь святителя Павлина освящена церковь Брэнкстона, хотя она и называется «церковью святого Павла» – имя «Павлин» часто сокращали до «Павел»: Paulinus – Paul. Источник неподалеку носит название «Паллинсбурн» – здесь, несомненно, святитель Павлин имел обыкновение крестить. В Дьюсбери графства Йоркшир находится каменный крест с надписью: «Здесь проповедовал и служил Павлин». Похожие кресты стояли в Изингуолде и западнее, в Уолли графства Ланкашир. В Линкольне церковь святого Павла (называемая также церковью святого Павлина) стоит на церковном холме на том самом месте, где святитель построил каменную церковь. Церковь святого Павла в Стамфорде, возможно, напоминает о миссионерской поездке святителя Павлина в Линкольншир. Собор Саутуэлл-Минстер, скорее всего, тоже стоит на месте одной из основанных святителем церквей. В графстве Кент близ Рочестера две церкви освящены в честь святого Павлина, напоминая о его святительском служении в этой области. Одна из них находится в Крэйфорде, а другая – в деревне СентПолс-Крей, получившей название от имени святого и от церкви, посвященной ему. Мощи святителя Павлина особенно почитали в Рочестере и Йорке. Так сохраняется память о святом Павлине, епископе Йорка и Рочестера.

Одна из общин Сурожской епархии в г.

Ньюарк носит имя св. Павлина (Паулинуса) Йоркского. Настоятелем прихода является прот. Геннадий Андреев, служащим священником – о.

Григорий Батлер.

Церковь св. Павлина Йорского, давшая название деревне St. Paul’s Cray в Кенте (ныне Большой Лондон).

По материалам из книг «Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших» (авторы А. Темерко, Д. Лама и В. Державина, 2012) и Orthodox Christianity and the English Tradition (автор Fr.

Andrew Phillips, 1995)

ПУТЕШЕСТВИЕ В КВАДРАТЕ ИЛИ ДРУГОЕ ПРАВОСЛАВИЕ:

МЕЖДУ ЛОНДОНОМ И ЯКУТСКОМ

Гость епархиальной конференции «Миссия Церкви в современном обществе», проходившей в июне 2015 года в пригороде Лондона Хай Ли, главный редактор «Логоса» – журнала для тех, кто ищет веру, и тех, кто её нашёл, – автор книги «На Север сквозь века. История Православия в Якутии» и нескольких поэтических сборников, Ирина Дмитриева написала о нашем мероприятии. Текст опубликовали на сайте Якутской епархии, а потом выложили на портале «Православие и мир». Для Соборного Листка Ирина Дмитриева подготовила сокращенную версию упомянутых статей.

В день начала конференции на дорогах Англии случился коллапс: куча аварий, неимоверные пробки... Автобус с членами делегации ехал вместо пятидесяти минут почти пять часов и все переживали, как там бедный архиепископ Анатолий (старцу под 90 лет).

Лидия Николаевна Григорьева заметила:

«Ему-то что: живёт в полуподвале без келейника, никому не разрешает себя обслуживать, передвигается пешком, не ест, не пьет, в туалет не ходит... Святой! А вот как другие?..»

За ужином мы оказались с ним за одним столиком. Маленький, сухонький, с каким-то изумленным и в то же время ироничным всепонимающим взглядом ясных голубых, прозрачных – не по-старчески, а как-то небесно – глаз, он посматривал на нас и чему-то едва-едва благодушно улыбался. Вечер был посвящён неформальным знакомствам. А утро подарило мне новое переживание. На молебне, предваряющем работу, я молилась за английскую королеву!

Конференцию открыл архиепископ Елисей. А выступления начал протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама. В двух словах трудно передать его доклад, точнее, рассказ-рассуждение, наполненный цитатами из речей митрополита Антония Сурожского. Если я правильно запомнила, они крестят только тех, кто может ответить на три вопроса: что означает слово «Христос»? Что значит призыв «миром Господу помолимся»? Что такое Троица? (На последний я даже не пытаюсь отвечать и даже самой себе). Он говорил, что важна не религиозность, а Бог, встреча с Ним. Люди входят в Церковь, но проходят мимо Христа. Владыка Антоний Сурожский утверждал, что важнее всего стать человеком, потом христианином, а потом уже национальность имеет значение.

Очень мне понравился харизматичный, весёлый (впрочем, чувство юмора блистательно проявили все выступавшие) американец-итальянец протоиерей Эрик Този. Секретарь Православной Церкви в США рассказывал, как они создают общины: поселяются среди совсем ничего не знающих о Православии людей и начинают свидетельствовать о Христе, прежде всего, своей жизнью. Приходы бывают многонациональными, и богослужение ведётся на разных языках... Он, как и многие другие делегаты конференции, считает, что очень важно продолжение общения после литургии. Трапеза, разговоры, взаимопомощь объединяют верующих и собирают их вокруг Христа. Общинная жизнь привлекает других людей.

Протоиерей Дмитрий Карпенко говорил о проблемах, связанных с возможностью внесения изменений в Божественную литургию – в язык, проповедь, объяснение богослужения, открытие «тайных» молитв… Всех впечатлил митрополит Константинопольского патриархата Каллист (Уэр). Молодой человек спросил: как понимать слова молитв перед Причастием «не врагам Твоим тайну повем»... Кто эти враги? Митрополит Каллист объяснил: «Это, прежде всего, мы сами, предающие Его постоянно.

Так и понимайте: враг Бога – я сам. А не кто-то другой». Это не дословно, но близко к тексту. Он говорил о центральной роли Евхаристии: мы евхаристические животные. Есть два аспекта: жизнь во внутрь Церкви, когда мы приносим Богу из внешнего мира всё своё, стремление и соединение со Христом, и центробежная сила, несущая любовь и евхаристический мир во вне общины – всему миру. Последнее тоже очень важно. Мы обязаны миссионерствовать. А успех любого дела определяется вложенным в него страданием и СОстраданием.

На следующий день прямо в конференц-зале при открытом алтаре Высокопреосвященный Елисей в сослужении с архиепископом Керченским Анатолием и примерно двадцатью священниками из разных уголков Англии, Шотландии, Ирландии, США, Голландии, Испании, России отслужил Божественную литургию. Митрополит Каллист молился с прихожанами.

Накануне мы легли поздно, пытая разговорами владыку Анатолия, и я не держалась на ногах, голова кружилась, а он – маленький великан – всю службу стоял свечой, покрывая нас своей молитвой. Благодать чувствовалась необыкновенная. Архиереи, священнослужители, прихожане из разных стран – и такое единение друг с другом и со Христом!.. Мы вместе молили Бога обо всём мире и о королеве Великобритании! Но на этот раз я делала это с совершенно иным чувством – более осознанно, что ли… Затем конференция продолжилась. И когда отец Стивен Платт дал мне слово, я немного рассказала о специфике современной миссии в северном крае. Пастырям, сетующим, что приходится на машине в течение недели объезжать по три вверенных им храма, было любопытно услышать про то, как якутские архиереи и священники преодолевают на самолётах и вертолётах гигантские расстояния в суровейшие морозы; про то, как ждут их верующие, порой по целому году, чтобы причаститься… И о том, что епископ Якутский и Ленский Роман, летающий на самолётах чаще, чем некоторые пользуются общественным транспортом, объездивший вдоль и поперёк всю республику, служит литургии с объяснениями и каждое воскресенье в нескольких храмах епархии Божественная литургия совершается по-якутски...

Я купалась в любви, и это главное, что сумел сохранить Успенский приход, прошедший по Промыслу Божию, столь сложные испытания.

Ирина Дмитриева

СОЛНЦЕ - ИЕРУСАЛИМ

В 2005 году отец Димитрий Карпенко, ныне являющийся клириком Успенского собора в Лондоне, посетил Святую Землю. Каждый год группа паломников из нашего собора отбывает в поездку к святыням тех мест. В преддверии нового паломничества публикуем рассказ о. Димитрия о его впечатлениях и наблюдениях, оставшихся после поездки.

У каждого человека есть своя Родина.

Прежде всего – это то место, где ты родился и вырос. Затем – это то место, где тебе Бог дал возможность состояться как человеку в этой жизни. Бывает, что первое совпадает со вторым, но не всегда. Но у каждого православного христианина, помимо своей малой Родины, есть Родина небесная и имя ей – Святая Земля со Святым Градом Иерусалимом. Святая Земля располагается в том месте земного шара, где сейчас находится государство Израиль, но называется она святой не поэтому. Эта земля святая потому, что здесь прошла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. И каждая тропка, каждый камешек напоминают нам о тех святых и великих днях.

Побывать в Иерусалиме – мечта каждого нормального православного. И когда эта возможность представляется, то молишь Бога о том, чтобы это было не последний раз. На еврейском языке нет понятия «прийти» или «приехать» в Иерусалим, всегда говорят «взойти», и это важно. Самое святое место в Иерусалиме – это Храм Гроба Господня. К нему нельзя подъехать на машине. Обязательно нужно идти по узким улочкам сквозь торговые ряды, в основном арабов, которые торгуют всякой всячиной и настойчиво зазывают в свои неказистые магазинчики каждого, кто хоть как-то проявил интерес к залежавшемуся товару.

–  –  –

Нас часто на богослужении раздражают какие-то «отвлекающие факторы»:

кто-то не так стал, не там поклонился, что-то произнес вслух, зашуршал пакетом и этого уже достаточно, чтобы от нашей «молитвенности» не осталось и следа. Святая Земля учит терпению и вниманию главному.

Нередко когда во время богослужения вдруг начинается мусульманская молитва, которая через усилители разносится по всему Старому Городу. И эта данность, с которой вынуждены смиряться все, даже Иерусалимский Патриарх, и через это начинаешь понимать, что молиться нужно уметь на всяком месте, а не только в «комфортабельных» условиях.

Главное отличие населения Иерусалима, да и вообще всего современного Израиля и Палестины, от нашего в том, что оно практически полностью религиозно. Понятно, что эта религиозность с совершенно обратным вектором, но уважение к религиозному чувству есть у всех. Когда группа наших паломников совершает следование по Крестному пути Спасителя, который проходит в основном по все тем же бесчисленным торговым рядам, то они не становятся «объектом для насмешек» вовсе неправославных жителей Иерусалима. Поэтому опыт Святой Земли говорит нам о том, что мы, несомненно, не имеем права смешивать нашу веру с чем попало, но это не означает, что наше отношение к людям других вер и национальностей должно быть презрительным.

Иерусалим для русского человека – это также Русская Духовная Миссия с величественным Троицким Собором, это храм Святой равноапостольной Марии Магдалины с мощами святых новомучениц Елисаветы и Варвары, это Вознесенский монастырь на Елеонской горе, с гробницей приснопамятного архимандрита Антонина (Капустина), благодаря трудам которого Русская Церковь утвердилась на Святой Земле. С Елеонской горы открывается удивительный «открыточный» вид Старого Города. Золотые врата, через которые Спаситель входил в Иерусалим на свои страдания и смерть – заложены. В центре, на месте разрушенного Храма, блестит золотым куполом мечеть Омара. Взирая на этот вид, понимаешь, что в этом городе закончится история земного мiра.

Со Святой Земли хочется увезти что-то такое особенное, что всегда тебе будет напоминать о ней. Многие для этого собирают бесчисленные камушки и иные святыньки, но главное – это особое духовное состояние, которое невозможно купить ни за какие деньги, которое просто: или есть, или его нет.

И еще важное. Матерь всех Православных Церквей – Святая Иерусалимская Церковь существует в, по сути, инородной и иноверческой среде. И это не дает ей повода раствориться в кипящем котле современности. Эта, по численности её прихожан, «маленькая» Церковь несет особый подвиг христианского свидетельства внешнему мiру. Здесь всё второстепенное, наносное, ненужное отбрасывается для того, чтобы сосредоточиться на главном деле любого православного человека – спасении собственной души.

Святая Земля придает человеку особый вкус и настрой жизни. Важно сохранить эти чувства для того, чтобы в наших повседневных трудах и заботах научиться определять главное и не перепутать его с второстепенным. Если так и есть, то всё не напрасно.

Протоиерей Димитрий Карпенко. Впервые материал был опубликован в 5-6 номере журнала «Новый ковчег» за 2005 г.

ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ

В пятницу 16 октября 2015 г. в 19:30 сестра Васса Ларина, ведущая популярной передачи «Кофе с сестрой Вассой», автор многих трудов по теологии и Византийской литургике, приглашает на вечернюю беседу всех желающих. Тема беседы «Слово Божие в Литургии и жизни».

Напоминаем, что 18 октября, в воскресенье, в 15:00 пройдет очередное общее собрание прихода, на котором будут рассматриваться вопросы приходской жизни Собора.

27 октября, во вторик, в 19:30 о. Иосиф Скиннер приглашает всех желающих на традиционную беседу на животрепещущие темы духовной жизни.

29 октября, в четверг, в 19:30 о. Георгий Завершинский, благочинный миссионерского округа Шотландии и Северной Ирландии, будет делиться своими размышлениями на тему «Болезнь или страсть.

Нарушение психики, алкоголь, наркотики» с прихожанами собора и всеми, кто интересуется этой темой.

СОБОРНЫЙ ЛИСТОК ПЕЧАТАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

АРХИЕПИСКОПА СУРОЖСКОГО ЕЛИСЕЯ

Online-версия листка доступна на епархиальном сайте www.sourozh.org Мы будем рады Вашим отзывам, предложениям и сотрудничеству.

Присылайте комментарии и истории, касающиеся веры и пути в Православии, по электронному адресу: [email protected] Также напоминаем, что в нашем соборе ведутся ремонтные работы, которые требуют значительных материальных вложений. Храм – это наш общий духовный дом, поэтому любая, даже малая сумма пожервований поможет благоукрасить и устроить наш собор.

Пожертвования можно внести:

Наличными в церковные кружки

Через епархиальный сайт www.sourozh.org (кнопка «Donate»)

Сугдейская (Сурожская епархия) — древняя средневековая епархия Крыма Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Кафедра располагалась в областном городе Сугдея (Солдайя, Сурож) – нынешний Судак. Образовавшись с начала VIII века (конца VII), епископский удел просуществовал 8 столетий, вплоть до конца XVI столетия.

Судак

Епархия, как сам город и вся область получили свое название по племени, заселившему эти края – сугдов. Сугды восходят к зихам – прямыми прародителями адыгов, черкесов и абхазов. На Таврический полуостров они переселились из Синдики, что на Тамани. Таким образов, сформировался так называемый «Зихийский диозец» – церковно-административная область, своего рода большая митрополия, в которую входили епархии Прикавказья, Керченского полуострова Крыма и Тамани.

О создании епархии известно Сугдейского синаксаря, в котором описывается житие преподобного Стефана Сурожского. Святитель Стефан был поставлен в архиепископы Сугдеи решением патриарха Гермогена. Указывается, что до этого поставления лишь один предшественник занимал архиепископскую должность. Так или иначе, а к середине VIII века уже существовала Сугдейская архиепископия с правами автокефалии. Таким образом, Сурожская епархия получила новый статус. Первые епископские печати датируются описываемым веком.

Святой Стефан Сурожский (Сугдейский) участвовал в последнем Вселенском Соборе – Седьмом, который проходил в Константинополе – столице Византийской империи в 787 году, по поводу ереси «иконоборчества» и православного иконопочитания. Его подпись стоит под оросом Собора.

Сурожская епархия упоминается в нотициях Константинопольского Патриархата. Так, в X веке при патриархе Николае Мистике и императоре Льве Мудром, она стоит на 47 месте после Боспорской автокефальной архиепископии.

Кафедральным храмом была базилика Святой Софии – Премудрости Божией.

Данных о Сугдейской епархии сохранилось куда больше, нежели Боспорской, например, или Фулльской. Возможно, это связано с тем, что генуэзцы, позже овладевшие Сугдеей, многие записи увезли в Италию, и там они сохранились. Тоже самое было и с греческим городом в Балаклавской бухте у крепости Чембало.

Сурожская епархия, иерархи

Записи тех веков донесли до нас имена следующим шести архиепископов Х-ХII веков: Константин (подписывал соборный акт в 997), Арсений (поставил подпись на патриаршем акте в 1026 году), Евфимий, Петр, Климент и Захария.

В середине ХII столетия к Сугдейской епархии, находящейся в более важном административном центре, была присоединена епархия уже потерявшего свои высокие позиции города Фулл — Фулльская . Архиепископ стал именоваться «Сугдейским и Фулльским».

А том же веке произошло одно очень интересное событие: город был захвачен татарами. Но вместо расправы, многие из завоевателей крестились в православную веру.

В конце XIII – начале XIV века Сугдо-Фульская архиепископия возвышается до ранга митрополии. Епархия была богатой и «обильной».


Генуэзская крепость в Судаке

В конце XIV века, Сугдея попадает под власть колонистов-генуэзцев , и это приводит к упадку города, поскольку рядом возрос и обосновался другой, не менее знаменитый город, – Кефа (или Кафа, нынешняя Феодосия).

В 1475 году весь Крымский полуостров был захвачен турками-османами. При защите генуэзской крепости, произошло практически поголовное истребление жителей города и окрестностей. Это привело обескровленную епархию к полному упадку.

По сути, последние митрополиты были здесь лишь в конце XV века. Ещё столетие были присылаемы архиереи из Константинополя для экзаршего управления приходами, но не как наместники. К концу XVI столетия приходы епархии были поделены между Кафской и Готской кафедрами в виду полного одичания оной, из-за разорения и репрессий со стороны новых господ. Епархия прекращает свое существование в 1578 году.

Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом

Православие важнее, чем русскость

В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью «для своих», отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который «открыл» православие англичанам.

Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей - праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним.

У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием.

Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний.

В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. «Когда я приехал сюда, - вспоминал владыка, - меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке».

Английский язык пришлось выучить. Иеромонах Антоний взялся за дело со всей присущей ему энергией и спустя немного времени начал проповедовать по-английски, к православию стали проявлять интерес и представители других конфессий. В результате миссионерской работы о. Антония количество православных приходов в Англии выросло настолько, что было принято решение образовать на Британских островах отдельную епархию Московского Патриархата.

Где в Англии Сурож?

Английская православная епархия называется «Сурожская», хотя Сурож - это древнее название крымского города Судак. В этом случае также не последнюю роль сыграла дипломатичность владыки Антония. Когда ему дали титул епископа Лондонского, он подумал, что это может ему создать проблемы во взаимоотношениях с англиканами, у которых уже имелся свой Лондонский епископ. И тогда было решено назвать новую зарубежную епархию именем существовавшей в древности, но не действующей епархии. В Русской Церкви обычно принято выбирать из старых епархий, образованных в Крыму еще во времена Византии. Так, например, епархия, действующая на территории Франции и Италии называется «Корсунская». А в Англии - стала Сурожская.

Как подлинный миссионер, митрополит Антоний старался сделать так, чтобы в храме могли молиться православные из разных стран. И сегодня во многих соборах Англии православная Литургия служится на нескольких языках: в основном на английском, но какие-то молитвы поются по-славянски, а какие-то по-гречески. Нет и православного «дресс-кода»: кто-то из женщин повязывает платок, кто-то нет. И если женщина зайдет в храм в брюках, и даже в шортах, никто не сделает ей замечания.

По инициативе владыки во многих храмах открылись детские воскресные школы, а летом приходских детей обязательно вывозили на природу, в летний лагерь. Опыт совместного бытия в лагере был бесценным. Ведь далеко не всех детей еженедельно водили в храм — нередко до ближайшего православного храма надо было ехать больше 100 км.

Летний лагерь стал доброй традицией. А уж как англичане относятся к своим традициям, хорошо известно: и сейчас в лагере работают те, кто ездил туда в детстве, а те, кто приезжает отдыхать, наслышаны о лагере от своих пап и мам. В течение нескольких десятилетий лагерь старались проводить при любом стечении обстоятельств. А складывались они по-разному. У лагеря никогда не было своего собственного места. В этом смысле Англия не Россия - тут где попало палатки не разобьешь.

Приходилось арендовать территорию. Пользовались и чьей-то благотворительностью, которая по воле случая вдруг заканчивалась, и надо было срочно искать новые варианты размещения. Лагерь был устроен очень мобильно. Интересно, что и сегодня еще в ходу те самые неснашиваемые легкие армейские палатки и слегка потертые от времени, цветные пластиковые кружки.

Последние несколько лет лагерь организует настоятель Оксфордского храма Св. Николая, протоиерей Стефан Платт, вместе со своей матушкой Анной. Лагерь в честь преподобного Серафима Саровского называется St. Serafim Orthodox Youth Camp.

Не «чисто английский» лагерь

Сегодня многие православные дети в Англии - эмигранты в первом поколении. В основном это наши соотечественники из Прибалтики, чьи родители, получив Шенген, приехали искать лучшей судьбы на Туманном Альбионе. Есть и питерцы, и москвичи. Большей частью это творческая элита: музыканты, ученые, спортсмены.

Уже через пару лет жизни и учебы в Великобритании дети начинают говорить по-английски также свободно, как и по-русски. Малыши даже отдают предпочтение английскому, как более простому. Конечно, в лагере никто не контролировал, на каком языке говорят дети между собой, но все мероприятия, в особенности церковные, были на английском. Связано это было с тем, что многие дети знают язык довольно поверхностно, на бытовом уровне, и когда они приходят в храм, слова богослужения, которые переложены не на современный, а на староанглийский, им непонятны. Чтобы разъяснить это, а также вообще познакомить детей с основами православия, в лагерный распорядок дня включены церковные «уроки», которые проводили о. Стефан со старшими детьми и матушка Анна с младшими.


Многое в лагере сегодня устроено так, как изначально было при владыке Антонии. Например, особое молитвенное правило. Утром кроме основных молитв читается Евангелие, и часто бывает так, что Евангельский сюжет как раз задает тему для «урока», который обычно проводится после завтрака и уборки лагеря.

«Почему детям скучно ходить в храм?» - задал о. Стефан детям вопрос на одном из первых занятий. И внимательно выслушав ответы, подытожил: «В храме бывает также скучно, как и в школе, когда ты не понимаешь материал». Батюшка во время занятий постоянно ведет диалог с детьми, все объясняет, показывает, вплоть до того, что для одного из занятий были специально изготовлены «тренировочные» просфорки, и отец Стефан с «ассистентами» демонстрировал, что происходит с ними в алтаре во время литургии.

Выбор

В «пище духовной» у нас с православными в Англии больше общего, чем в «пище земной». В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища - скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи.

При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент - детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее - а выбор, как известно, требует определенных усилий.

Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений.

Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали.

После «сурожской смуты»

Архиепископ Елисей - первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония - этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название «сурожской смуты».

Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца.


Хотя все эти события «отгремели» сравнительно недавно, англичане не очень любят о них вспоминать. Скорее они готовы радоваться тому, что сегодня снова обрели мир. Характерно, что и раскол, и принадлежность к разным поместным церквам не являются здесь помехой для общения православных христиан друг с другом. В лагере отдыхают прихожане Элладской и других церквей. Это как раз соответствует тому духу приятия, который в течение стольких лет объединял прихожан вокруг митрополита Антония Сурожского.

Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России - удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то - «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся - «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.

В том, что над лагерем есть покров преподобного Серафима Саровского, мы могли убедиться воочию: в день его памяти над лагерем раскинулась со всю ширь и долго стояла в небе яркая многослойная радуга.

История Русской Православной Церкви в Великобритании уходит корнями в 1716 год, когда русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В настоящее время в Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Параллельно с Сурожской епархией в Великобритании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick)- единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Официальный сайт Русской Православной церковь за рубежом:

http://www.synod.com

Епархия Великобритании и Ирландии РПЦЗ.

http://www.rocor.org.uk

Официальный сайт Сурожской Епархии Московского Патриархата:

http://www.sourozh.org/

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Лондоне , приход Русской Православной Церкви за рубежом.

В храме службы, как правило, проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке. Проповеди на воскресной Божественной Литургии читаются на русском языке с синхронным переводом на английский, или на английском языке с переводом на русский.

http://www.russianchurchlondon.org/

Кафедральный собор Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне , приход Сурожской Епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, расположен по адресу: 67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH

http://www.sourozh.org/

Приход во имя святителя Кентигерна в Глазго является одним из наибольших по численности приходов Сурожской епархии. Богослужения совершаются на церковно-славянском языке с включением чтений и песнопений на английском языке. Приход придерживается старинного юлианского церковного календаря, принятого повсеместно в храмах Московского Патриархата.

http://kentigern.squarespace.com

Русское Православное сообщество в Глостершире и Котсволде Русской Православной Церкви за рубежом.

Email: [email protected]

Phone: 07957 345 188 (English) or 0778 3278457 (Russian)

http://www.russianchurchcheltenham.org.uk

Приход Русской Православной Церкви За рубежом в Кардифе . Священник – протоиерей Собора Успения в Лондоне отец Владимир Вильгерт. Божественная Литургия совершается один раз в месяц в субботу в 9.30

http://www.russianorthodoxchurchcardiff.co.uk/

Русская Православная Церковь в Северной Англии Сурожской Епархии Русской Православной Церкви:

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке был создан в октябре 2011 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 новообразованный приход был включен в состав Сурожской Епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии.

Настоятелем прихода является священник Русской Православной Церкви протоиерей Геннадий Андреев.

Приход в честь Блаженной Ксении Петербургской в Лидсе

Приход в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл

Божественная литургия в приходе в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл совершается в третью субботу каждого месяца в 10:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07833646089, 01482348984

Приход в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн

Божественная литургия в приходе в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн совершается в третью субботу каждого месяца в 9:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07769219442, 01912525869

Приход Сретения Господня в Брадфорде

Службы в Русском Православном Приходе Сретения Господня в Брадфорде проводятся отцом Геннадием в четвёртую субботу каждого месяца в 10:00 часов утра. Во время Богослужения можно исповедоваться, причаститься. Можно купить свечи, подать записочки, а также совершить другие православные таинства.

http://russianorthodoxchurch.co.uk

Православный приход всех Британских и Ирландских Святых в Бирмингеме

Приход является частью Сурожской епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии (Московская Патриархия). Правящий архиерей епархии - архиепископ Сурожский Елисей. Викарный архиерей епархии - архиепископ Керченский Анатолий.

Приход охватывает православных людей разных национальностей. Богослужения проходят преимущественно на церковнославянском языке.

http://www.birmingham-sourozh.org.uk

Православный приход Святой Животворящей Троицы в Бристоле

Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии

Приход является частью Сурожской епархии Русской православной церкви Великобритании и Северной Ирландии(Московская патриархия). Возглавляет Сурожскую епархию Архиепископ Сурожский Елисей. Приход молитвенно связан с Зачатьевским женским монастырём в Москве. Приходской священник отец Михаил Гоголеф.

В приходе молятся православные христиане разных национальностей. Богослужения совершаются на английском и русском (церковно-славянском) языках. Службы проходят в Католической церкви St John Fisher в районе Бристоля Френчи (Frenchay).

http://www.bristol-sourozh.org.uk

Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь, Московский Патриархат в Манчестере

Уже более 60 лет этот храм является местом, где открывается жизнь духовная, тот путь, которым человеческая душа может приблизиться к Богу.

Покровительницей храма является Пресвятая Матерь Божия, созывая под кров своей милости, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых.

http://www.pokrovchurch.co.uk/

Приход Новомучениц Елизаветы и Варвары. Русская Православная церковь, Сурожская Епархия

Богослужения проходят в церкви St Mary the Virgin, Abbotsbury, Newton Abbot, Devon.

http://www.sourozhdevon.org/

Приход Русской Православной церкви юго-восточного церковного округа Сурожской Епархии Св.Николая Чудотворца в Оксфорде

http://www.stnicholas-oxford.org/

Русская Православная церковь Св.Анны, Нортхемптон

https://sites.google.com/site/orthodoxnorthampton/

Православное сообщество Св.Антония

Православное сообщество Св.Антония Сурожской Епархии Московского Патриархата.

Божественная Литургия проводится ежемесячно, обычно в третье воскресенье месяца, в St Mary"s Church, Welsh Newton, между Hereford и Monmouth.

http://www.communigate.co.uk/here/orthodox/index.phtml

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата В East Midlands . Службы проводятся в Ноттингеме, Дерби, Ньюарке.

http://www.orthodoxeastmidlands.co.uk/

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата в Дорсете . Службы проходят в St Bartholomew"s Church в Shapwick, возле Wimborne один раз в месяц, как правило, в третью субботу месяца. После службы у прихожан есть возможность поучаствовать в чаепитии и поговорить со священником - отцом Максимом Никольским.