Грузино абхазский конфликт история одной войны. Российское участие в конфликте

Грузино-абхазский конфликт – один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Дело в том, что при создании СССР в 1922 году Абхазия имела статус так называемой договорной республики – она ставила подпись под договором о создании Союза ССР. В 1931 году «договорная» Абхазская ССР была преобразована в автономную республику в составе Грузинской ССР. После этого началась «грузинизация» республики: в 1935 году были введены автомобильные номера той же серии, как и в Грузии, годом позднее географические названия видоизменены на грузинский лад, а абхазский алфавит сделали на основе грузинской графики.

Абхазский язык вплоть до 1950 года был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Кроме того, абхазам запретили учиться в русских школах, в сухумских институтах закрывались русские секторы. Были запрещены вывески на абхазском языке, прекращено радиовещание на родном языке жителей региона. На грузинский язык было переведено все делопроизводство.

Миграционная политика, начавшаяся еще под эгидой Лаврентия Берии, снизила удельный вес абхазов от общей численности населения республики (к началу 1990-х годов он составлял всего 17 %). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году.

Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные – в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30-тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

Лыхненская декларация вызвала резкие протесты грузинского населения. С 20 марта начались массовые митинги, которые проходили как в регионах Грузии, так и в городах и селах Абхазии. Кульминацией стал многодневный несанкционированный митинг перед Домом правительства в Тбилиси – он начался 4 апреля, а 9 апреля был разогнан с применением войск, при этом в возникшей давке около 20 человек погибли, более 250 получили ранения и травмы, пострадали также 189 военнослужащих.

15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли кровавые столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов-грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино-абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над Абхазией, которую оно рассматривало как неотъемлемую часть грузинской территории. Целью абхазских властей – расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, добровольческие формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства – вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а также российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Вооруженный конфликт 1992‑ 1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тысячи грузин (еще 1 тысяча пропала без вести) и 4 тысячи абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входило поддержание режима невозобновления огня. Эти силы были полностью укомплектованы российскими военнослужащими.

2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая в тот момент Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.

25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани обвинен в «измене родине».

Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.

Летом-осенью 2006 года Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья было размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании.

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны, российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

9 августа 2008 года, после того как грузинские войска совершили нападение на Южную Осетию, Абхазия начала военную операцию по вытеснению грузинских войск с территории Кодорского ущелья. 12 августа абхазская армия вошла в верхнюю часть Кодорского ущелья и окружила грузинские войска. Грузинские формирования были полностью вытеснены с абхазской территории.

26 августа 2008 года после военной операции Грузии в Южной Осетии Россия признала независимость Абхазии.

РАССКАЗЫ УЧАСТНИКОВ ОПЕРАЦИИ В КОДОРСКОМ УЩЕЛЬЕ

Вспоминают участники операции офицеры министерства обороны Республики Абхазия майор Нодар Авидзба и старший лейтенант Даут Нанба:

«Посадку в десантно-транспортные вертолеты Ми-8 произвели в 10 часов 20 минут утра 12 августа 2008 года. В составе нашей огневой группы было 15 человек. Всего же в высадке участвовали 87 военнослужащих из состава различных бригадных тактических групп наших вооруженных сил. Каждой группе были назначены пункт высадки и объект атаки. В нашу группу входили два сапера, два снайпера, два пулеметчика с РПК и ПК, один гранатометчик с РПГ- 7. Помимо этого у каждого военнослужащего, входившего в состав группы, был одноразовый гранатомет РПГ-26 «Муха».

Подлетное время к цели составило три минуты. Уже при заходе на посадку у сванского населенного пункта Чхал-та было видно, что у грузин возникли паника и замешательство. Они все побросали и побежали в сторону границы с Грузией. Соединившись после высадки со штурмовой группой, вместе в составе 25 человек мы в течение трех часов осмотрели весь поселок и прилегающую к нему местность. В ходе осмотра разминировали каменный автодорожный мост через одну из горных рек. По обнаруженному рядом с селением грузинскому наблюдательному посту открыли огонь из стрелкового оружия и гранатомета, полностью разнеся его в пух и прах.

После этого начали выдвигаться на населенный пункт Ажара, расположенный в семи километрах восточнее Чхалты. Выдвигались к Ажаре пешим порядком, попутно ведя разведку и осматривая прилегающую к автодороге местность. На каждом шагу встречалось брошенное оружие. В частности, автоматы калибра 5,56 мм «Бушмастер» производства США (видимо, речь идет об автоматическом карабине ХМ15Е2, разработанном на базе М4), выстрелы к гранатомету РПГ-7, на дороге и обочинах стояли брошенные новенькие автомобили «хантер», трехмостовые КамАЗы, трактора-грейдеры, французские санитарные машины «рено», снегоходы-квадроциклы американского производства. Повсеместно валялись форма натовского образца, амуниция. Имена грузинских военнослужащих на бирках - на английском языке. Много было брошенных в спешке документов, натовских инструкций по проведению занятий.

К 16 часам вышли к Ажаре. Было тихо. На входе в горное селение нас встретил священнослужитель местной церкви. В ходе проведенной с ним беседы выяснилось, что в ста метрах от здания церкви находится дом, в котором грузины оставили склад боеприпасов. При отступлении хотели его взорвать, но не успели. При тщательном осмотре дома саперы обнаружили много минометных мин калибра 82 мм, а также 60-мм минометные мины производства США. В каждой комнате было по ящику тротиловых шашек с детонаторами. От дома в сторону леса шел полевой провод протяженностью 30 метров. Все это обезвредили. Также в Ажаре при осмотре нашли уничтоженный ударом с воздуха склад боеприпасов к артиллерийскому и стрелковому вооружению. В этом населенном пункте грузинами был оставлен большой склад горюче-смазочных материалов. Здесь же мы захватили развернутый по полной схеме стационарный военный госпиталь со значительным запасом медикаментов. По времени на осмотр Ажары ушло ровно час.

Дальше по распоряжению командуюшего Кодорским направлением генерал-майора Закона Нанбы (он является первым заместителем министра обороны Республики Абхазия - командующим сухопутными войсками) мы начали выдвижение из Ажары на Генцвиш. За целый день, конечно, порядком подустали, поскольку с самой высадки с вертолета шли пешком. Поэтому решили ехать на трофейных машинах. От Ажары до Генцвиша добрались за 30 минут. Грузин нигде не было. Уже в Ажаре, а потом в Генцвише к нашей группе присоединялись десантники, спецназовцы и разведчики из других групп и штурмовых подразделений.

Где-то в половине шестого вечера доехали до населенного пункта Сакен. Местных жителей на всем протяжении движения от Чхалты до самой границы с Грузией, расположенной в 10 километрах от Сакена, не было видно. Они, как потом выяснилось, прятались. Это в основном женщины, старики и дети. Мужчины-сваны ушли вместе с грузинами за кордон. Уже где-то в полдевятого вечера дошли до подножия перевала Хида, где проходила граница с Грузией. На этом свою задачу мы выполнили. Боев не было, так как грузины попросту бежали наутек».

Рассказывает начальник штаба разведывательного управления генерального штаба вооруженных сил Республики Абхазия полковник Сергей Аршба - выпускник 1983 года Львовского высшего военно-политического училища:

«Да, грузины готовились к наступательной операции под кодовым названием «Скала» основательно. Нам удалось захватить в качестве трофеев десятки тысяч артиллерийских снарядов, минометных мин, десятки орудий, минометов, средства связи, совместимые с натовскими системами, приемники космической навигации GPS, тепловизоры, новейшие приборы ночного видения западного производства, боевую технику.

Пентагон и натовские структуры капитально готовили операцию по овладению Абхазией, так же как и Южной Осетией. Все это нам удалось узнать как агентурным путем, так и из захваченных документов. Грузины были в их руках лишь марионетками. Если бы Россия уступила им и здесь, то эти лихие ребята из Вашингтона и Брюсселя на достигнутом не остановились бы. Они бы полезли дальше, на Северный Кавказ, прежде всего в Чечню, Ингушетию и Дагестан. Там и так обстановка взрывоопасная. Также есть сложности в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Абхазия непосредственно граничит с этими двумя субъектами Российской Федерации. Если бы американцам и их подручным удалось осуществить задуманное, то никому мало бы не показалось. У них цель одна - захват природных ресурсов, которыми, кстати, богато как Закавказье, так и Северный Кавказ. Прежде всего это нефть, газ и другое стратегическое сырье.

Потому они и вооружали, и обучали грузин по своим лекалам. Только не учли менталитет и морально-боевой дух обучаемых и вооружаемых.

Итог известен - к исходу дня 12 августа 2008 года части и подразделения вооруженных сил Республики Абхазия на всем протяжении от стыка границ России и Абхазии с Грузией от Главного Кавказского хребта в районах Южного Приюта, перевалов Хида, Каламри-Суки в верхней части Кодорского ущелья вышли к рубежу, на котором операция по овладению Верхними Кодорами была полностью завершена.

Контактных боев с грузинскими войсками, кроме разведки боем 10 августа 2008 года, во время всей операции не было. Хорошо поработали артиллерия и авиация, наносившие точные удары по выявленным целям. Здесь надо также отметить хорошую работу разведчиков, корректировщиков артиллерийского огня и авиационных наводчиков.

Конечно, тяжело было в условиях горно-лесистой местности и высокогорья вести навесной огонь на поражение точечных целей тяжелой артиллерией и реактивными системами залпового огня. Артиллеристы по нескольку раз запрашивали у разведчиков и находившихся с ними артиллерийских корректировщиков уточненные координаты поражаемых целей. Но благодаря филигранной работе артиллеристов и летчиков ни одно строение в округе, кроме тех объектов, по которым наносились удары, повреждено не было.

По данным радиоперехвата, в 21 час 11 августа 2008 года радиосеть МВД Грузии в Верхних Кодерах перестала существовать. С 3 часов 50 минут 12 августа 2008 года группировка силовых структур Республики Грузия в Верхних Кодерах также перестала существовать».

По словам полковника Сергея Аршбы, курирующего проведение спецопераций с участием спецназа, противник, войдя в конце июля 2006 года в верхнюю часть Кодорского ущелья, также захватил перевалы Марухский, Клухорский, Нахарский и ряд других по Главному Кавказском хребту вдоль государственной границы с Россией на ее абхазском участке общей протяженностью 50-60 километров. И «посадил» на них подразделения спецназа и разведки. Абхазы удерживали перевал Аданге и все остальные в сторону Красной Поляны, Адлера и Сочи. На северных склонах со стороны Российской Федерации государственную границу с Грузией стерегли российские пограничники. Им на усиление были приданы десантно-штурмовые маневренные группы управлений Пограничной службы ФСБ России по Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарскому и Ставропольскому краям, управления Пограничной службы ФСБ РФ по Южному федеральному округу, а также армейские спецназовцы из Северо-Кавказского военного округа.

По данным военной разведки абхазов, на вышеуказанных перевалах и в Южном Приюте, где был базовый лагерь сил спецназначения ВС Грузии, регулярно шла ротация подразделений спецназа и разведки. Причем постоянными «гостями» там были американские, израильские, французские, турецкие «спецы» и специалисты по диверсиям и разведке из других государств НАТО и дружественных им стран. Чем они там занимались, думаю, догадаться несложно.

Сергей Аршба вспоминает такой случай: «Сидим в засаде на склоне около одного из перевалов. Смотрю, идут по тропе в натовском камуфляже грузинские спецназовцы. А впереди «ученичков» топают... кто бы вы думали? Правильно - американцы, негры. Уверенно так идут в сторону Главного Кавказского хребта, где проходит граница с Россией. Причем не один и не два, а целая группа «товарищей» из-за океана. Ну, думаю, сейчас им врежем. Связался с вышестоящим командованием. К великому сожалению, получил приказ пропустить, хотя они от нас в 5-6 метрах шли. Мы бы всех их положили в рядок...

И вся эта спецназовская «братва» из разных забугорных стран постоянно «тусовалась» в этом районе, как будто там медом намазано было. Причем в открытую оборудовались вертолетные площадки и базы спецназа. Видно, готовились не только к действиям против Абхазии, но и, не исключено, против России. Абхазские бойцы на отбитой у грузинов территории. На здании - флаг Абхазии.

А в августе 2008 года они драпанули с перевалов кто как мог. Кого с высоты 2500 метров снимали вертолетами, а кто и своим ходом спускался по тропам и ледникам в сторону Грузии. Но эти гады нам там «подарков» в виде минных полей, причем весьма изощренных, повставляли изрядно. Я там уже шестерых опытных спецназовцев потерял. Поэтому перевалы, где кучковались грузины и их друзья с Запада, непроходимы, там везде мины понатыканы».

По словам Сергея Аршбы, глубина проведения операции от исходного рубежа в районе Куабчара и до рубежа границы с Грузией составила 50 километров, а из района перевала Аданге до перевалов Хида, Каламри-Суки - порядка 70 километров.

Все, что бросили при бегстве из Верхних Кодор грузины, абхазские военные вывозили долго. Для такого объема трофеев не хватало грузовых автомобилей, да и пропускная способность разбитых дорог в Кодорском ущелье маловата. Как отметил полковник С. Аршба, по созданным грузинской стороной запасам видно, что они рассчитывали воевать долго и упорно.

Грузины даже умудрились, вероятно, не без помощи своих друзей из-за рубежа, затащить на горные вершины и перевальные точки тяжелые орудия и минометы, а также реактивные системы залпового огня. «Мы до сих пор не можем понять, - сказал Сергей Аршба, - как им это удалось сделать в условиях высокогорья». Оттуда они, как в тире, могли свободно простреливать на десятки километров всю оборону абхазской армии и пути ее снабжения.

Более того, надо сказать и о том, что грузинские военные за два года владения Верхними Кодорами с помощью выделенных зарубежными спонсорами денег построили туда прекрасную дорогу, часть которой была заасфальтирована, а часть имела гравийное покрытие. По коммуникациям Цебельда - Ажара - Верхние Кодоры противник мог свободно перебрасывать различные силы и средства к полю боя. Автодорожные мосты через горные реки Кодор, Чхалта, Гвандра, Клыч и другие были капитальными, то есть каменными. По ним могли передвигаться тяжелая техника, танки, боевые бронированные машины и т.д. Грузины в любое время могли наращивать свою группировку живой силой, вооружением и боевой техникой.

При своем стремительном бегстве грузины не успели взорвать за собой мосты через горные реки, хотя взрывчатка под их основание была заложена. Абхазские саперы при продвижении вперед вовремя обезвредили опасные находки и сохранили мостовые переходы через реки.

И еще один момент, на который обратил внимание полковник С. Аршба. Грузины при помощи американцев смогли при подготовке и в ходе боевых действий в Южной Осетии быстро сформировать бригады резервистов и перебросить их в районы, где шли бои. Другое дело, что они имели невысокую боеспособность и низкий морально-боевой дух. Но сам факт их быстрого сколачивания и ввода в бой о многом говорит. Здесь был вовсю использован опыт частей национальной гвардии США - стратегического резерва американских вооруженных сил. При хорошем для грузин раскладе, если бы им с помощью заокеанских друзей удалось создать боеспособный резерв, и в Южной Осетии, и в Абхазии защитникам этих республик, да и российским военным, пришлось бы туго. Тем более что в Грузии мобилизационный резерв значителен. Бои с обеих сторон тогда могли бы принять ожесточенный и затяжной характер. И неизвестно, чья бы сторона взяла верх. Надо извлекать из произошедшего определенные выводы. Тем более что грузины не успокоились и не успокоятся. События последних месяцев показывают, что они тоже сделали определенные выводы из короткой войны. И теперь более основательно, используя иностранную военную и экономическую помощь, будут готовиться к реваншу.

Во многом на положительные результаты операции в Верхних Кодорах повлияло то, что части и подразделения Вооруженных Сил России предотвратили активизацию действий Саакашвили по нанесению ударов по Абхазии.

В. Анзин, «Солдат удачи», 2009

Соглашением о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина) от 8 декабря 1991 года был упразднен СССР и прекратил свое существование. Соглашение Ратифицировано 12 декабря 1991 года.

На основании Протокола от 21 декабря 1991 года к Соглашению в СНГ вошли Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (11 республик, кроме Грузии (9 апреля 1991 года Грузия под руководством президента Звиада Гамсахурдиа самостоятельно объявила о независимости и выходе из СССР) и 3-х прибалтийских стран).

После распада СССР политические конфликты в Грузии перешли в фазу открытого вооруженного противостояния.

Уже в январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут в результате вооруженного мятежа.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене советской конституции и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение не было признано на международном уровне).

Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооруженным путем, и победители (Джаба Иоселиани, Тенгиз Китовани, Тенгиз Сигуа) пригласили Эдуарда Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны.

Вернувшись в Грузию в марте 1992 года, Шеварднадзе возглавил временный парламент — Государственный Совет, сформированный руководителями переворота против Гамсахурдиа. Госсовет контролировал большую часть территории Грузии, за исключением Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Одновременно продолжалась гражданская война в Мингрелии, на родине Гамсахурдиа, где верные ему силы удерживали город Зугдиди.

Шеварднадзе действительно смог к лету 1992 года мирно урегулировать югоосетинскую проблему, договорившись с Россией о вводе миротворческих сил в этот регион.

Война в Абхазии 14 августа 1992 отряды Национальной гвардии Грузии численностью до 3000 человек под командованием Тенгиза Китовани, под предлогом преследования отрядов сторонников Звиада Гамсахурдиа, вошли на территорию Абхазии. Абхазские вооруженные формирования оказали сопротивление, но отряды Национальной гвардии за несколько дней заняли большую часть территории Абхазии, включая столицу Сухуми, и разогнали республиканский парламент.

Правительство Абхазии во главе с председателем Верховного Совета Владиславом Ардзинбой перебазировалось в Гудаутский район (г.Гудаута).

Так начался грузино-абхазский конфликт, а по сути ВОЙНА.

15 августа 1992 года в Абхазию были временно направлены передовые части 345 гв. парашютно-десантного полка в зону вооруженного грузино-абхазского конфликта в г. Гудаута для эвакуации российских граждан и предотвращения захвата объектов Министерства Обороны России.

Передовые подразделения полка с техникой были десантированы посадочным способом и захватили аэродром «Гудаута».

Ближайшая задача, которая была поставлена личному составу, состояла в следующем: предотвратить захват военного аэродрома «Гудаута», освободить захваченный боевиками зенитно-ракетный полк, обеспечить эвакуацию российских граждан из зоны вооруженного конфликта, предотвратить вооруженные беспорядки вблизи военных объектов РФ.

К октябрю 1992 года, получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Первым был отбит город Гары и абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе.

При этом в вооруженный конфликт включились не только наемники — целые формирования из Северного Кавказа (включая «чеченский» батальон под командованием Басаева) и всей России, но и втянуты регулярные российские войска, включая бомбардировщики и вертолеты.

При этом в зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими силами, оказалось несколько частей российских Вооруженных Сил, находившихся здесь еще с советских времен (авиабаза в Гудауте и 24-я военно-сейсмическая лаборатория в Нижних Эшерах, 901 батальон ВДВ в Сухуми). Они официально сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный город Ткварчели). Грузинское руководство считало, что российские военнослужащие осуществляли и разведывательные операции в интересах абхазов.

Нейтральный статус российских военнослужащих не мешал грузинским вооруженным отрядам подвергать их обстрелам, вызывая ответный огонь. Эти провокации зачастую приводили к жертвам среди мирного населения и военнослужащих.

На этой войне погибло более 70 человек личного состава миротворцев, среди них военнослужащий 3 парашютно-десантного батальона 345 гв.пдп гв.сержант Вольф Виталий Александрович, которому за мужество и героизм присвоено звание Героя России (посмертно).

В июле 1993 года, воспользовавшись конфликтами внутри грузинского руководства и мятежом звиадистов в Западной Грузии, абхазские силы развернули контрнаступление на Сухуми.

Штурм Сухуми, начавшийся в 5 часов 40 минут 16 сентября 1993 года продолжался немногим менее двух недель. Во время артподготовки разрушен практически весь курортный город, некогда белевший среди субтропической зелени.

28 сентября грузинские войска, оборонявшие Сухуми, были разгромлены абхазами, причем сам Шеварднадзе спасся лишь благодаря российским военным и был вывезен из города на российском катере, а потом был вынужден спасаться бегством на самолете с ранеными.

К 4 октября 1993 года абхазскими вооруженными формированиями была освобождена вся территория республики Абхазия и они вышли на рубеж реки Ингури (Гальский район).

Открытое противостояние (вооруженная война) длилось 1 год и 51 день. С этого момента началась скрытая минно-диверсионная партизанская война.

Вооруженный конфликт, по официальным данным, унес жизни 17 тысяч человек, в том числе 4 тысяч абхазов. Более 270 тысяч грузин были вынуждены бежать из Абхазии.

В условиях полного развала вооруженных сил и кризиса в экономике Шеварднадзе заявил о согласии вступить в СНГ, взамен попросив военной помощи у России, Армении и Азербайджана. Это переломило ход событий. Россия «рекомендовала» абхазам остановить наступление.

С 23 июня 1994 года на территорию Абхазии введены «миротворческие силы» России или, как их называют, силы СНГ – фактически это те же российские подразделения ВДВ (345 гв.пдп), переброшенные в Абхазию в августе 1992 года.

Вдоль реки Ингури с Абхазской стороны (в Гальском районе) установлена 12-километровая «зона безопасности» и выставлены посты безопасности силами 345 гв.пдп.

Единственным районом Абхазии, который продолжает контролировать Грузия, является Кодорское ущелье, но и там силами 345 гв.пдп были выставлены посты безопасности.

Приказом Министра Обороны РФ 30 апреля 1998 года 345 гв. пдп был расформирован и прекратил свое существование в районе применения (г.Гудаута — Абхазия) без вывода в пункт постоянной дислокации на территорию России. Почти за 6 лет выполнения боевых задач в зоне вооруженного конфликта личный состав полка продолжил свои боевые традиции, за что неоднократно был отмечен боевыми государственными наградами.

Но другие миротворческие силы от ВДВ продолжали выполнять миссию полка, используя накопленный боевой опыт 345 гв.пдп.

В течение пяти лет от завершении конфликта (с октября 1993 по октябрь 1998 года) Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России.

Затем Россия начала постепенно восстанавливать хозяйственные и транспортные связи. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне.

В частности, в начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухуми – Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова была доставлена специальная техника, в том числе три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.

В конце сентября установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухуми. При этом российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, закрыта после теракта в Беслане.

Грузия пытается лишить Россию той исключительной посреднической миротворческой роли, которую она исполняет в Абхазии и Южной Осетии. Обвиняя Россию в пристрастности, президент Саакашвили хотел бы заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО или, по крайней мере, дополнить российские войска подразделениями других стран СНГ — например, Украины. По мнению России, это может привести к развитию ситуации по » косовскому сценарию», этническим чисткам и обострению вооруженных конфликтов. С другой стороны, страны СНГ не горят желанием направлять своих военнослужащих в Грузию.

Нет практически ни одного аспекта российско-грузинских отношений, который бы не подвергся критике со стороны нового грузинского руководства. Одно из главных обвинений, предъявляемых России, заключается в том, что российская сторона провела активную кампанию по предоставлению российского гражданства и выдаче российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии.

Особое раздражение в Москве вызывают требования Грузии о выводе российских военных баз с ее территории и об изменении мандата миротворческих операций в Южной Осетии и Абхазии путем их перевода под эгиду ООН или ОБСЕ. Именно эти две проблемы являются определяющими в отношениях между двумя странами. Без их разрешения вряд ли удастся выйти на подписание так называемого Большого договора о межгосударственных отношениях.

Грузия согласна вместо российских военных баз создать совместные антитеррористические центры — но только после вывода российских баз. Россия хотела бы просто трансформировать свои базы в эти центры, сохраняя свое военное присутствие в Грузии.

На южных границах России христианство соседствует с исламом, а славяне -- с грузинами, армянами, тюркскими и иранскими народами. В результате получается невероятная мешанина народов и религий. Абхазы -- тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ -- подпали под власть Грузии тысячелетие назад. Сама Грузия была поглощена Российской империей в XIX веке.

Абхазия, как и Чечня, в XIX веке воевала с Россией, а после революции в России тоже установила у себя Советскую власть. Однако из-за слабости России в то время грузинские меньшевики свергли Советскую власть в Абхазии и присоединили ее к Грузии. С советизацией Грузии (февраль 1921 г.) образовалась (3 марта 1921 г.) независимая Абхазская Советская Республика и заключила с Грузией договор, войдя в ее состав. В апреле 1925 г. Абхазский съезд советов утвердил Конституцию республики. Как только появилась политическая возможность присоединения к России (после передачи Крыма Украине) абхазы начали политическую борьбу за присоединение их к Краснодарскому краю. Но руководитель Грузии Мжаванадзе уверенно пообещал всех недовольных присоединить к Красноярскому краю.

Спустя 10 лет, уже при Эдуарде Шеварднадзе, абхазы опять активизировались политически, но президент Грузии овладел ситуацией. В конце 80-х годов началось уже вооруженное противостояние абхазов и грузин, но дышащий на ладан СССР смог остановить кровь. Развал СССР и слабость России дали Грузии второй шанс, как в 20-е годы, опять присоединить Абхазию к себе.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

Итак, в 1991 году Грузия вновь обрела независимость. Но ее первый избранный народом руководитель Звиад Гамсахурдиа был насильственно был смещен со своего поста, и его сторонники длительное время вели борьбу против правительственных сил. И вот в 1992 году абхазские сепаратисты провозгласили независимость, невзирая на то, что лишь 18 процентов проживающих в Абхазии людей принадлежат к коренной национальности.

Абхазия -- автономия в составе Грузии, большая часть территории которой в результате этнического конфликта 1992-1994 годов не контролировалась властями Тбилиси. В Сухуми была провозглашена независимая республика (она не признана мировым сообществом, однако Сухумские власти имеют армию, милицию и другие атрибуты государственности. Прошедшие в марте 2002 года очередные выборы в парламент Абхазии миссия ООН в Грузии расценила как нелегитимные).

Война в Абхазии осложнилась вмешательством российских войск, дислоцированных на военных базах автономной республики. Грузия согласилась предоставить России четыре военные базы на своей территории, неофициально обусловив это решение тем, что Россия должна за это занять определенную (прогрузинскую) позицию в грузино-абхазском и грузино-южноосетинском конфликтах. В обмен на российскую военную помощь Грузия дала согласие на присоединение к СНГ. Однако, по мнению грузинской стороны, Россия своих обязательств не выполнила и недостаточно помогала Тбилиси. В то же время на стороне абхазских соединений выступили нерегулярные вооруженные формирования, направленные радикальной Конфедерацией народов Кавказа (в частности, одной из таких частей командовал малоизвестный тогда Шамиль Басаев).

В 1994 абхазы вытеснили грузинские войска за пределы республики. С 1996 до осени 2001 года в Абхазии не было крупномасштабных вооруженных столкновений. Однако спорадически стычки происходят постоянно. На милитаризованной грузино-абхазской границе, судя по всему, свободно чувствуют себя контрабандисты и наркоторговцы, в Кодорском ущелье -- единственном районе Абхазии, над которым установлен частичный контроль Грузии, -- процветает так называемый «ЛЭП-бизнес» -- то есть вымогательство «за охрану» линии электропередач «Кавкасия» из России.

Ситуация вокруг Абхазии постепенно начала обостряться в 2001 году. В сентябре произошла утечка информации о возможном применении Грузией силового варианта разрешения абхазской проблемы. В Абхазии была объявлена частичная мобилизация, местное телевидение говорило о начале боевых действий. 25 сентября в район Кодорского ущелья, которое контролируется грузинской стороной, проникли более 400 чеченских боевиков (утверждалось, что они приехали на грузовиках грузинской армии в сопровождении грузинской полиции). Произошли столкновения, после чего в Кодори были введены регулярные войска Грузии. Это явилось нарушением Московского соглашения 1994 года. ООН выступал против их присутствия там, потому что это еще один фактор нестабильности в регионе, а Абхазия отказывается от любых переговоров по урегулированию, требуя безусловного вывода грузинских вооруженных формирований.

В настоящее время в Абхазии размещены российские миротворцы и наблюдатели ООН, но обе группы вынуждены ограничивать свою деятельность из-за опасения подорваться на минах или попасть под обстрел партизан. Всего в зоне конфликта находятся 107 военных наблюдателей из 23 стран, которые вместе с миротворцами СНГ пытаются обеспечивать безопасность. Ежедневно проводится патрулирование вдоль линии размежевания. По данным на июнь 2002 года, за восемь лет в зоне грузино-абхазского конфликта погибли 93 российских военнослужащих из состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ). Еще 248 российских миротворцев получили огнестрельные и осколочные ранения Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html.

Для западных политиков аргументы Грузии о необходимости защитить свой территориальный суверенитет звучат достаточно убедительно. США поддерживают все усилия, направленные на мирное решение конфликта в Грузии. Ключи урегулирования абхазско-грузинского конфликта находятся в России. Однако по большей части российский опыт связан с операциями противостоящими мятежу, нежели с операциями по поддержанию мира.

Общественность уже привыкла к сообщениям из зоны абхазо-грузинского конфликта о подрыве на минах рейсовых автобусов и техники Коллективных сил по поддержанию мира, гибели мирных граждан и российских миротворцев, минировании дорог грузинскими диверсантами из формирований типа «Белый легион» и «Лесные братья» в Гальском, Ткуарчалском и Очамчирском районах, обстрелах блокпостов и т.п. На фоне событий кровопролитной абхазо-грузинской войны 1992-1993 гг. такая обстановка иногда характеризуется ложным спокойствием. Между тем, судя по материалам российской, грузинской и абхазской печати, а также настроениям местного населения, напряженность в зоне конфликта Грузия-Абхазия растет.

Угроза целостности России со стороны Закавказья и Северного Кавказа весьма реальна, так как здесь высокая этническая плотность населения, проблемы исторического развития, большое количество неучтенного оружия и т.п. Этим умело пользуются геополитические соперники России.

Главная беда Абхазии состоит в том, что она не вписывается в мироустройство ХХI в. по сценарию США, что грузино-абхазский конфликт угрожает реализации планов США по организации Шелкового пути на Северном Кавказе и функционированию нефтепровода. Во-первых, Абхазия расположена рядом с этими путями; во-вторых, в этой республике очень сильны пророссийские настроения; в-третьих, прецедент выхода Абхазии из состава Грузии нарушает целостность этой республики. Абхазы, в свою очередь, наотрез отказываются оставаться. Стремление ослабить влияние России в Кавказском регионе усматривается в наращивании военного присутствия НАТО в Черноморской зоне. Так, если в 1990 г. здесь находилось пять кораблей государств НАТО, то в 1996 г. -- уже 27. Весной 1998 г. проводились совместные учения ВМС Грузии и Турции в акватории Поти и Батуми.

Открытая печать в настоящее время рассматривает три возможных сценария развития военных действий в этом регионе. Во всех трех основные идеи одинаковы: добиться вывода российских миротворцев из зоны безопасности, заменить их на натовских, или из стран СНГ, дружественных Западу, а потом втянуть контингенты альянса. Захватить хотя бы часть Гальского района, посадить там «абхазское правительство в изгнании», которое запросит помощь у Запада. Нейтрализовать действия России и удержать эту часть абхазской территории до подхода натовских сил. Впоследствии полностью поглотить Абхазию и развернуть на ее территории базы НАТО. В итоге Россия теряет контроль над Закавказьем, а затем и над всем Северным Кавказом.

Весьма многозначительным для Абхазии и Юга России представляется заявление ныне действующего президента США о том, что «операция НАТО против Югославии может быть повторена в любое время и в любом месте земного шара».

Думается, что решение абхазо-грузинского конфликта все-таки не в применении военной силы, а в целенаправленных, терпеливых переговорах. И в связи с этим резко возрастает роль Москвы как давнего друга и партнера Кавказа и Закавказья, а также Коллективных сил по поддержанию мира в конфликтной зоне Абхазия-Грузия. Уход российских пограничников показал, что фитиль новой региональной войны в этом районе тлеет, активизировалась минная война со стороны грузинских диверсантов, начались абхазо-грузинские морские инциденты с обстрелами и захватами сейнеров.

Надо иметь в виду и решимость военно-политического руководства Абхазии отразить агрессию. В открытой печати уже прозвучало заявление представителей Конфедерации народов Кавказа о нанесении ударов по территории Грузии с территории кавказских республик в случае нового абхазо-грузинского конфликта. Они утверждают, что их удары приведут к расколу Грузии на 4--6 частей.

Словом, новый абхазо-грузинский военный конфликт, если он случится, явится очевидной угрозой России на ее южных границах.

На рубеже 80-90-х годов 20 века между Грузией и Абхазией возник этнополитический конфликт . Грузия хотела отделиться от Советского Союза, а Абхазия, наоборот, стремилась остаться в составе СССР, отделившись, в свою очередь, от Грузии. Напряженность отношений между грузинами и абхазами привела к созданию грузинских националистических группировок, требовавших ликвидировать абхазскую автономию.

После распада Советского Союза конфликт Грузии и Абхазии перешел в стадию открытого противостояния. 9 апреля 1991 года президент З. Гамсахурдиа провозгласил независимость Грузии. В январе следующего года он был свергнут, а пост президента занял Эдуард Шеварднадзе. 21 февраля 1992 года Верховный совет Грузии отменил советскую Конституцию и восстановил Конституцию Грузинской демократической республики, принятую в 1921 году.

В марте 1992 года Э. Шеварднадзе возглавил Государственный Совет, который контролировал всю территорию Грузии, кроме Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Если с Южной Осетией и Аджарией удалось договориться, то с Абхазией дела обстояли иначе. Абхазия входила в состав Грузии в качестве автономной области. Отмена советской Конституции Грузии и восстановление Конституции 1921 года лишило Абхазию автономии. 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии восстановил Конституцию Абхазской Советской республики, принятую в 1925 году. Грузинские депутаты бойкотировали сессию. С этого времени Совет разделился на грузинскую и абхазскую части.

В Абхазии начались массовые увольнения грузин из силовых структур, создание национальной армии. В ответ на это Грузия ввела в автономию войска под предлогом того, что нужно защищать железную дорогу, которая являлась единственным транспортным маршрутом между Россией и Арменией, воевавшей в то время с Азербайджаном. 14 августа 1992 года отряды Национальной гвардии Грузии вошли в Абхазию и за несколько дней заняли практически всю территорию автономии, включая Сухуми и Гагру.

Верховный Совет Абхазии перебазировался в Гудаутский район. Абхазское и русскоязычное население начало уезжать из автономии. Абхазские отряды получили поддержку со стороны чеченцев, кабардинцев, ингушей, черкесов, адыгейцев, которые заявили, что готовы помочь этнически родственному народу. Конфликт перестал быть только грузино-абхазским, а разросся до общекавказского. Повсюду началось формирование ополченческих отрядов, которые отправлялись в Абхазию. Стороны готовились к войне, Россия пока не вмешивалась, предложив, однако, выступить в качестве посредника и уладить конфликт мирным путем.

В октябре 1992 года абхазы и ополченческие отряды отбили у грузин город Гагра, установили контроль над стратегически важной территорией рядом с российской границей и стали готовиться к наступлению на Сухуми. По неподтвержденным данным, в захвате Гагры участвовали и русские танки. Грузия обвиняла Россию в том, что та обеспечивала Абхазию оружием, но абхазское руководство утверждало, что пользовалось только захваченным оружием и техникой. В частности, после захвата Гагры в руки абхазцев перешли около десяти машин пехоты и бронетранспортеры.

В зоне конфликта оказались несколько частей российских Вооруженных Сил. Они сохраняли нейтралитет, охраняли имущество Министерства обороны РФ, обеспечивали безопасность эвакуации мирного населения и отдыхающих, доставки продуктов в блокированный город Ткварчели. Несмотря на нейтральную позицию, которую занимала российская сторона, грузинские отряды неоднократно обстреливали русских, они были вынуждены отвечать тем же. Такие перестрелки приводили к жертвам среди мирного населения.

Летом 1993 года абхазы начали наступление на Сухуми. После длительных боев город был полностью блокирован абхазами, обе стороны пошли на переговоры. 27 июня 1993 года в Сочи было подписано соглашение о прекращении огня. Россия на этих переговорах выступала в роли гаранта. В августе грузинская сторона вывезла из Сухуми почти все тяжелое вооружение и вывела большую часть войск. По одной из версий это было связано вовсе не с сочинским соглашением, а с тем, что в самой Грузии в том момент назревал внутренний конфликт.

Абхазы воспользовались сложившейся ситуацией, нарушили соглашение и 16 сентября 1993 года начали захват Сухуми. Грузины попытались перебросить войска в город на гражданских самолетах, но абхазы сбивали с зенитных установок самолеты, заходящие на посадку в аэропорту Сухуми. По неподтвержденным данным, это стало возможно благодаря помощи со стороны России.

27 сентября Сухуми был захвачен, а к 30 сентября под контролем абхазских отрядов и северокавказских формирований была уже вся территория автономии. Этнические грузины, опасаясь предполагаемой угрозы со стороны победителей, в спешке стали покидать родные дома. Некоторые самостоятельно ушли в Грузию через горные перевалы, другие были вывезены по морю. В этот период Абхазию покинуло около 300 тысяч человек. Лишь немногие из них и только через несколько лет смогли вернуться домой. По неподтвержденным данным, около 10 тысяч мирных жителей погибли во время переселения из автономии.

Внутренние проблемы заставили Э. Шеварднадзе вступить в Союз независимых государств (СНГ) и попросить помощи у России. Тогда Россия посоветовала Абхазии остановить наступление. Грузинская фракция абхазского парламента переехала в Тбилиси, но продолжала работать.

23 июня 1994 года в Абхазию вошли миротворческие силы СНГ. В качестве миротворцев выступили российские подразделения, которые находились здесь и раньше. Была установлена так называемая «зона безопасности» вдоль реки Ингури. Под контролем Грузии осталось только Кодорское ущелье. В результате Абхазской войны погибло около 17 тысяч человек, около 300 тысяч жителей (больше половины населения) были вынуждены переселиться в Грузию.

Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта)

5 Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия

На южных границах России христианство соседствует с исламом, а славяне -- с грузинами, армянами, тюркскими и иранскими народами. В результате получается невероятная мешанина народов и религий. Абхазы -- тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ -- подпали под власть Грузии тысячелетие назад. Сама Грузия была поглощена Российской империей в XIX веке.

Абхазия, как и Чечня, в XIX веке воевала с Россией, а после революции в России тоже установила у себя Советскую власть. Однако из-за слабости России в то время грузинские меньшевики свергли Советскую власть в Абхазии и присоединили ее к Грузии. С советизацией Грузии (февраль 1921 г.) образовалась (3 марта 1921 г.) независимая Абхазская Советская Республика и заключила с Грузией договор, войдя в ее состав. В апреле 1925 г. Абхазский съезд советов утвердил Конституцию республики. Как только появилась политическая возможность присоединения к России (после передачи Крыма Украине) абхазы начали политическую борьбу за присоединение их к Краснодарскому краю. Но руководитель Грузии Мжаванадзе уверенно пообещал всех недовольных присоединить к Красноярскому краю.

Спустя 10 лет, уже при Эдуарде Шеварднадзе, абхазы опять активизировались политически, но президент Грузии овладел ситуацией. В конце 80-х годов началось уже вооруженное противостояние абхазов и грузин, но дышащий на ладан СССР смог остановить кровь. Развал СССР и слабость России дали Грузии второй шанс, как в 20-е годы, опять присоединить Абхазию к себе.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

Итак, в 1991 году Грузия вновь обрела независимость. Но ее первый избранный народом руководитель Звиад Гамсахурдиа был насильственно был смещен со своего поста, и его сторонники длительное время вели борьбу против правительственных сил. И вот в 1992 году абхазские сепаратисты провозгласили независимость, невзирая на то, что лишь 18 процентов проживающих в Абхазии людей принадлежат к коренной национальности.

Абхазия -- автономия в составе Грузии, большая часть территории которой в результате этнического конфликта 1992-1994 годов не контролировалась властями Тбилиси. В Сухуми была провозглашена независимая республика (она не признана мировым сообществом, однако Сухумские власти имеют армию, милицию и другие атрибуты государственности. Прошедшие в марте 2002 года очередные выборы в парламент Абхазии миссия ООН в Грузии расценила как нелегитимные).

Война в Абхазии осложнилась вмешательством российских войск, дислоцированных на военных базах автономной республики. Грузия согласилась предоставить России четыре военные базы на своей территории, неофициально обусловив это решение тем, что Россия должна за это занять определенную (прогрузинскую) позицию в грузино-абхазском и грузино-южноосетинском конфликтах. В обмен на российскую военную помощь Грузия дала согласие на присоединение к СНГ. Однако, по мнению грузинской стороны, Россия своих обязательств не выполнила и недостаточно помогала Тбилиси. В то же время на стороне абхазских соединений выступили нерегулярные вооруженные формирования, направленные радикальной Конфедерацией народов Кавказа (в частности, одной из таких частей командовал малоизвестный тогда Шамиль Басаев).

В 1994 абхазы вытеснили грузинские войска за пределы республики. С 1996 до осени 2001 года в Абхазии не было крупномасштабных вооруженных столкновений. Однако спорадически стычки происходят постоянно. На милитаризованной грузино-абхазской границе, судя по всему, свободно чувствуют себя контрабандисты и наркоторговцы, в Кодорском ущелье -- единственном районе Абхазии, над которым установлен частичный контроль Грузии, -- процветает так называемый «ЛЭП-бизнес» -- то есть вымогательство «за охрану» линии электропередач «Кавкасия» из России.

Ситуация вокруг Абхазии постепенно начала обостряться в 2001 году. В сентябре произошла утечка информации о возможном применении Грузией силового варианта разрешения абхазской проблемы. В Абхазии была объявлена частичная мобилизация, местное телевидение говорило о начале боевых действий. 25 сентября в район Кодорского ущелья, которое контролируется грузинской стороной, проникли более 400 чеченских боевиков (утверждалось, что они приехали на грузовиках грузинской армии в сопровождении грузинской полиции). Произошли столкновения, после чего в Кодори были введены регулярные войска Грузии. Это явилось нарушением Московского соглашения 1994 года. ООН выступал против их присутствия там, потому что это еще один фактор нестабильности в регионе, а Абхазия отказывается от любых переговоров по урегулированию, требуя безусловного вывода грузинских вооруженных формирований.

В настоящее время в Абхазии размещены российские миротворцы и наблюдатели ООН, но обе группы вынуждены ограничивать свою деятельность из-за опасения подорваться на минах или попасть под обстрел партизан. Всего в зоне конфликта находятся 107 военных наблюдателей из 23 стран, которые вместе с миротворцами СНГ пытаются обеспечивать безопасность. Ежедневно проводится патрулирование вдоль линии размежевания. По данным на июнь 2002 года, за восемь лет в зоне грузино-абхазского конфликта погибли 93 российских военнослужащих из состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ). Еще 248 российских миротворцев получили огнестрельные и осколочные ранения Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html .

Для западных политиков аргументы Грузии о необходимости защитить свой территориальный суверенитет звучат достаточно убедительно. США поддерживают все усилия, направленные на мирное решение конфликта в Грузии. Ключи урегулирования абхазско-грузинского конфликта находятся в России. Однако по большей части российский опыт связан с операциями противостоящими мятежу, нежели с операциями по поддержанию мира.

Общественность уже привыкла к сообщениям из зоны абхазо-грузинского конфликта о подрыве на минах рейсовых автобусов и техники Коллективных сил по поддержанию мира, гибели мирных граждан и российских миротворцев, минировании дорог грузинскими диверсантами из формирований типа «Белый легион» и «Лесные братья» в Гальском, Ткуарчалском и Очамчирском районах, обстрелах блокпостов и т.п. На фоне событий кровопролитной абхазо-грузинской войны 1992-1993 гг. такая обстановка иногда характеризуется ложным спокойствием. Между тем, судя по материалам российской, грузинской и абхазской печати, а также настроениям местного населения, напряженность в зоне конфликта Грузия-Абхазия растет.

Угроза целостности России со стороны Закавказья и Северного Кавказа весьма реальна, так как здесь высокая этническая плотность населения, проблемы исторического развития, большое количество неучтенного оружия и т.п. Этим умело пользуются геополитические соперники России.

Главная беда Абхазии состоит в том, что она не вписывается в мироустройство ХХI в. по сценарию США, что грузино-абхазский конфликт угрожает реализации планов США по организации Шелкового пути на Северном Кавказе и функционированию нефтепровода. Во-первых, Абхазия расположена рядом с этими путями; во-вторых, в этой республике очень сильны пророссийские настроения; в-третьих, прецедент выхода Абхазии из состава Грузии нарушает целостность этой республики. Абхазы, в свою очередь, наотрез отказываются оставаться. Стремление ослабить влияние России в Кавказском регионе усматривается в наращивании военного присутствия НАТО в Черноморской зоне. Так, если в 1990 г. здесь находилось пять кораблей государств НАТО, то в 1996 г. -- уже 27. Весной 1998 г. проводились совместные учения ВМС Грузии и Турции в акватории Поти и Батуми.

Открытая печать в настоящее время рассматривает три возможных сценария развития военных действий в этом регионе. Во всех трех основные идеи одинаковы: добиться вывода российских миротворцев из зоны безопасности, заменить их на натовских, или из стран СНГ, дружественных Западу, а потом втянуть контингенты альянса. Захватить хотя бы часть Гальского района, посадить там «абхазское правительство в изгнании», которое запросит помощь у Запада. Нейтрализовать действия России и удержать эту часть абхазской территории до подхода натовских сил. Впоследствии полностью поглотить Абхазию и развернуть на ее территории базы НАТО. В итоге Россия теряет контроль над Закавказьем, а затем и над всем Северным Кавказом.

Весьма многозначительным для Абхазии и Юга России представляется заявление ныне действующего президента США о том, что «операция НАТО против Югославии может быть повторена в любое время и в любом месте земного шара».

Думается, что решение абхазо-грузинского конфликта все-таки не в применении военной силы, а в целенаправленных, терпеливых переговорах. И в связи с этим резко возрастает роль Москвы как давнего друга и партнера Кавказа и Закавказья, а также Коллективных сил по поддержанию мира в конфликтной зоне Абхазия-Грузия. Уход российских пограничников показал, что фитиль новой региональной войны в этом районе тлеет, активизировалась минная война со стороны грузинских диверсантов, начались абхазо-грузинские морские инциденты с обстрелами и захватами сейнеров.

Надо иметь в виду и решимость военно-политического руководства Абхазии отразить агрессию. В открытой печати уже прозвучало заявление представителей Конфедерации народов Кавказа о нанесении ударов по территории Грузии с территории кавказских республик в случае нового абхазо-грузинского конфликта. Они утверждают, что их удары приведут к расколу Грузии на 4--6 частей.

Словом, новый абхазо-грузинский военный конфликт, если он случится, явится очевидной угрозой России на ее южных границах.

В целом региональный конфликт представляет собой результат конкурентного взаимодействия двух и более политических акторов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональная война -- это ограниченный конфликт, причина которого -- неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)

Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых можно назвать целую серию конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве.

Свертывание внешнего влияния России, осуществляемое сначала во имя «общечеловеческих ценностей» (под которыми на практике понимались интересы наших стратегических конкурентов), затем - ради снижения бюджетного дефицита, в конечном итоге принесло свои плоды: Россия утратила значимое влияние за пределами территории бывшего СССР. Даже представители стран, наиболее благожелательно относящихся к России, на деле склонны отрицать ее право защищать всех своих граждан.

Слабость России на международной арене вызвала резкое сужение повестки дня на переговорах с США и Европой, что, в свою очередь, способствует повышению значимости региональных конфликтов. Ведь давление глобальной конкуренции является «великой постоянной» современного исторического развития, и государства, недостаточно сильные, чтобы участвовать в глобальных процессах, сталкиваются с этой конкуренцией на более низком, региональном, уровне. Кто не хочет защищать свои интересы на дальних рубежах, будет вынужден защищать их на ближних подступах.

На протяжении последних 15 лет безопасность Южнокавказского региона находится под угрозой неурегулированности конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, нестабильности в Чечне и Дагестане. Международные террористические сети, религиозный экстремизм используют сепаратистские движения в качестве отработки диверсионных актов и вербовки новых наемников. Россия столкнулась с этой угрозой в лице международного терроризма, попыток спровоцировать конфликты в зонах компактного проживания некоторых этнических меньшинств, экспорта радикальных религиозных течений в приграничных с Северным Кавказом и южных регионах страны. Это обуславливает активное участие России в урегулировании региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому от посреднической миротворческой стороны очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Среди потенциальных предпосылок к новым межнациональным конфликтам в странах СНГ нужно назвать безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и ругиональных конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма. В силу этих обстоятельств, по нашему мнению, Центральная Азия и Кавказ остаются наиболее конфликтными регионами. Быстрый рост населения, особенно его трудоспособной части будет способствовать вытеснению пришлого населения.

В Российской Федерации в ряде регионов всё еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует также отдельного рассмотрения.

Литература

1. Амелин В.В. этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // Сredo new, 1997, № 1.

2. Анискевич А. С. Политический конфликт. Владивосток, Изд-во ДВГУ. 1994.

3. Арон Р. Мир и война между народами. -- М., NOTA BENE, 2000.

4. Арцибасов И. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -- М., 1989.

5. Военная конфликтология: основные подходы к изучению вооруженных конфликтов // Современная конфликтология в контексте культуры мира. -- М., 2001.

6. Военный энциклопедический словарь. Т.1. -- М., Рипол Классим, 2000.

7. Делягин М. От глобальных противоречий - к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике, № 5, сентябрь-октябрь 2004.

8. Дмитриев А. Войны бывают... Сравнение войн. -- М., 2003.

9. Жилин П.А. О войне и военной истории. -- М., Наука, 1984.

10. Ибраева Г. СМИ в военно-политических конфликтах ХХ века // http://psyfactor.org/lib/infowar3.htm

11. История Нагорно-Карабахского конфликта // http://conflicts.aznet.org/conflicts/ konf/konf_k1.htm#gruppi

12. Лебедева М. Процесс международных переговоров. -- М., 1993.

13. Мальцев В. А. Основы политологии: учебник для вузов. -- М., 1997.

14. Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 61-70.

15. Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html

16. Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html

17. Салиев А.Л. Региональные конфликты и вызовы глобальной безопасности. Доклад на III Мировом общественном форуме «Диалог Цивилизаций» // http://www.wpfdc.com/reports.php?tab_id=1&rgr_id=7&id=24

18. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль,2003, № 3.

19. Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. -- М. 1991.

Приложение А

Основные события и даты в истории грузино-абхазского конфликта

1918 г., июнь -- под предлогом борьбы с большевистскими силами в Абхазию входят войска Грузинской Демократической республики.

1931 г., 11 февраля -- VI съезд советов Абхазии "одобрил" решение о преобразовании ССР Абхазия в автономную ССР в составе Грузинской ССР. 1956 г.

10 июля -- постановление ЦК КПСС Об ошибках и недостатках в работе ЦК КП Грузии, осудившее «искривления национальной политики» в Абхазии.

1957 г., апрель -- волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1967 г., апрель -- массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1978 г., май, сентябрь -- массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.

1989 г., 18 марта -- 30-тысячный сход абхазов. Принято обращение к высшим органам власти СССР о возвращении Абхазии статуса (союзной) советской социалистической республики.

1989 г., 15-16 июля -- кровавые столкновения между грузинами и абхазами в Сухуми (16 погибших).

1990 г., 25 августа -- ВС Абхазии принимает Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. Раскол между депутатами-абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

1991 г., 25 сентября -- выборы в ВС Абхазии; формирование депутатского корпуса проходит на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

1992 г., начало февраля -- политическая напряженность в Абхазии в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии.

1992 г., 5 мая -- наивысшая точка нараставших противоречий между абхазской и грузинской фракциями ВС. Грузинская фракция покидает заседание. В полном составе парламент больше не собирался.

1992 г., июнь -- в Абхазии идет процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

1992 г., 23 июля -- ВС Абхазии принимает постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978г. и введении в действие конституции 1925г., фиксировавшей доавтономный статус Абхазии.

1993 г., 1 декабря -- во время начавшихся в Женеве мирных переговоров подписан Меморандум о понимании.

1994 г., 4 апреля -- в Москве подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта и Соглашение о беженцах и порядке их возвращения.

Одним из основных моментов, серьезно влияющих на распространение в мусульманских странах не только экстремизма, но экстремизма именно в исламской форме, является цивилизованный конфликт между исламом и Западом...

Конфликтное измерение национальной безопасности в современной России

конфликт национальный безопасность государство В силу того, что понятие «национальной безопасности» ассоциируют с давними представлениями защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности...

Коррупция и методы борьбы с ней

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом...

Оранжевая революция

29 сентября 2006 вице-премьер Украины Андрей Клюев заявил, что с фасада Главпочтамта на майдане Незалежности будут убраны надписи, оставшиеся там со времён "оранжевой революции"...

Особенности и последствия "оранжевых революций" на постсоветском пространстве

Применительно к России можно констатировать, что «оранжевая революция» на Украине явилась водоразделом, который обозначил новый этап во внешней политике путинского Кремля. Если до Майдана Кремль, в основном...

Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта)

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов...

Религиозный фактор политического конфликта в Ольстере

религиозный конфликт белфастское соглашение...

Сепаратизм в Украине

Положительные: Сепаратизм - явление, потенциально присутствующее в любом государственном образовании и активизирующееся в определенных условиях, под воздействием различных групп факторов...

Современная Россия и мировая политика

Политика любого государства во многом определяется не только его текущим положением, но и его историей и традицией. Современная российская действительность так же опирается на события совсем недавнего в историческом смысле прошлого...

СССР до и после распада

Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах...

Угрозы существования западной цивилизации

Для сохранения неприкосновенности системы социальной безопасности Европа должна выбрать один из трех возможных вариантов: 1. Изыскать триллионы долларов в виде новых налоговых поступлений, что крайне маловероятно...

Прежде, чем приступить к реализации поставленных задач исследования - анализу основных тенденций и особенностей развертывания, протекания и урегулирования политического конфликта в России, мы должны четко определить, что же такое конфликт...

Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России: некоторые вопросы теории и практики

Феномен этноса является довольно сложным и многогранным явлением. Научное осмысление термина "этнос" как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло по существу лишь в последние десятилетия. Но...