Современные военные реформы вооруженных сил россии. Эксперимент по формированию мобилизационного резерва на Северном флоте - bmpd

17 июля президент Путин подписал Указ N 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации»

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют — за не очень высокий уровень дисциплины — “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они, при желании, подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” — для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” над традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен, понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках — но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы с рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. Хотя бы – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо, если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроены, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, готовые в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва” гласит на этот счет следующее:

3. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из:

оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию…”

А ведь, согласно базисному закону о службе в запасе, упомянутому абзацем выше, мобилизованному “запаснику” должна выплачиваться еще и средняя зарплата по месту работы.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так, чтобы много, конечно – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь, и служба то идет не все время – а, пользуясь студенческой аналогией, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько скромнее – 5-8 тысяч рублей. При оценкам общих расходов на “эксперимент” — в 2015-ом - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-ом - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года, потом последовал и соответствующий Закон, а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – не способные понять источники финансирования российского военного бюджета. По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что, заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что, пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Генерал-лейтенант в отставке Е.И. МАЛАШЕНКО

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ И В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Исторический опыт войн свидетельствует о важном значении стратегических резервов. В годы Великой Отечественной войны они сыграли решающую роль в задержке продвижения немецко-фашистских войск, компенсировали просчеты военно-политического руководства по несвоевременному приведению Красной Армии в боевую готовность. Наличие и использование стратегических резервов в годы войны позволяло усиливать действующую армию, восстанавливать прорванный фронт обороны, восполнять боевые потери, обеспечивать переход советских войск в контрнаступление. Ввод в сражение стратегических резервов во многом определял успех наступательных операций, проведенных на важнейших направлениях.

В годы войны потребовалось создавать крупные стратегические резервы. В первом периоде войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) только в Сухопутных войсках было сформировано 30 управлений армий, свыше 1200 стрелковых, танковых, механизированных и артиллерийских соединений и отдельных частей, в том числе 367 стрелковых дивизий1. А по довоенным мобилизационным планам намечалось сформировать четыре армейских управления, 19 стрелковых, 20 авиационных дивизий и дивизий ПВО, а также завершить создание 16 механизированных корпусов2.

Во время войны создавались резервные фронты и общевойсковые армии, танковые и воздушные армии, стрелковые, артиллерийские, танковые и авиационные корпуса и дивизии, бригады и полки.

Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) в разное время в своем распоряжении постоянно имела крупные резервы: 2-9 общевойсковые армии, 1-2 танковые армии, 16-60 дивизий, 3-14 танковых, механизированных, 4-8 артиллерийских корпусов и 3-16 авиационных дивизий.

Создание крупных стратегических резервов в ходе войны обеспечивалось наличием в стране значительных людских резервов и их массовой подготовкой, производством большого количества вооружения, военной техники и материальных средств (боеприпасов, горючего и других).

Создание стратегических резервов в зависимости от сложившейся военно-стратегической обстановки осуществлялось различными способами.

В первом периоде войны основным способом образования стратегических резервов являлось формирование новых соединений и частей, чем создавалось до 85% стратегических резервов. При неудачном начале войны, утрате стратегической инициативы и вынужденной обороне Ставка ВГК не имела возможностей для вывода войск в резерв из состава действующей армии. Вместе с тем создавшаяся обстановка требовала притока свежих сил для усиления войск фронтов, восстановления обороны и ликвидации образовавшихся брешей.

Для усиления войск фронтов и создания резервов Ставка ВГК перебрасывала войска с Дальнего Востока, Забайкалья и внутренних военных округов. В начале войны на Запад были переброшены две армии,

26 дивизий и бригад. За счет переброски из этих регионов более 7000 самолетов, по существу, были воссозданы ВВС фронтов и авиационные резервы.

В последующие периоды войны стало возможным выводить войска из действующей армии в резерв для доукомплектования и обучения. В итоге до 70% стратегических резервов уже составляли войска, выведенные из действующей армии и только 30% - новые формирования (было сформировано 231 соединение и отдельная часть).

В общей сложности в это время были выведены в резерв Ставки 565 и сформировано более 230 соединений и частей. Численный состав стратегических резервов увеличивался и к июлю 1943 года достиг 1115 тыс. человек.

Артиллерии в России издавна отводилась особая роль, и она стала «богом войны». К началу войны артиллерия резерва ВГК имела в своем составе 74 артиллерийских полка и 10 противотанковых артиллерийских бригад, составлявших 8% всей артиллерии. В ходе войны ее состав увеличился в 9 раз и составлял до 50% всей артиллерии. Были созданы артиллерийские корпуса, дивизии и бригады, в том числе соединения и части противотанковой, зенитной артиллерии и впервые - гвардейские минометные части, имевшие в своем составе к маю 1945 года 7 дивизий, 11 бригад и 114 полков, в которых насчитывалось более 3 тысяч боевых машин.

Авиация резерва ВГК являлась мощным ударным и маневренным средством. В годы войны были сформированы 30 авиационных корпусов и 27 отдельных авиадивизий. Кроме того, в распоряжении Ставки находилась авиация дальнего действия (18-я воздушная армия).

Во время войны были созданы 6 танковых армий, 29 танковых и механизированных корпусов, значительно повысивших ударную силу и маневренность сухопутных войск.

Наличие крупных стратегических резервов позволяло Ставке ВГК осуществлять ими маневр, усиливать фронты, массированно и эффективно использовать танки, артиллерию и авиацию. Стратегические резервы являлись основным средством влияния Верховного Главнокомандования на ход вооруженной борьбы.

В целом опыт Великой Отечественной войны по созданию стратегических резервов явился основой, определившей дальнейшее развитие взглядов на их применение.

В послевоенный период оснащение Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием, противостояние Организации Варшавского Договора и НАТО в годы «холодной войны» требовали наличия в советских Вооруженных Силах стратегических резервов.

В период обострения военно-политической обстановки нередко создавались крупные группировки, войска военных округов использовались для ввода в Венгрию, Чехословакию и Афганистан.

В современных условиях роль стратегических резервов возрастает ввиду сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации, возможности агрессии с различных направлений, обширности территории страны, применения новых средств поражения, обладающих огромной мощью и способных в короткие сроки нанести поражение крупным группировкам войск и создать бреши в обороне. Непредвиденное развитие военно-политической обстановки и отражение агрессии потребуют применения стратегических резервов.

Анализ угроз безопасности России показывает, что в настоящее время «потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации сохраняются, а на некоторых направлениях усиливаются»3.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в мае 2006 года отмечалось: «В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства. И, что крайне опасно, его распространение на зону наших жизненно важных интересов»4. В Послании подчеркивалось, что государство должно иметь «Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах»5.

Исходя из этих требований, стратегические резервы, их состав, оснащение и группировка должны соответствовать задачам, возлагаемым на Вооруженные Силы РФ. При решении этих задач потребуется широкое применение стратегических резервов.

В соответствии с задачами Вооруженных Сил определяются состав стратегических резервов, оснащение вооружением и военной техникой, способы их переброски и оперативное использование.

Создание стратегических резервов осуществляется на основе общих принципов строительства Вооруженных Сил, опыта и практики их строительства, а также научно обоснованных требований, основными из которых для стратегических резервов являются:

Учет геополитического и геостратегического положения страны;

Соответствие состава стратегических резервов возлагаемым на них задачам;

Приоритет качественных показателей в развитии стратегических резервов и в оснащении их современными образцами вооружения и военной техники;

Поддержание высокого уровня боевой готовности резервов;

Использование отечественного и зарубежного опыта военного строительства.

В то же время, кроме этих общепризнанных положений, возник и ряд новых, которые полнее отражают тенденции в развитии военного искусства, изменении характера вооруженной борьбы.

При создании стратегических резервов целесообразно руководствоваться следующими принципами:

Способность резервов осуществлять мощное огневое и радиоэлектронное поражение противника с использованием высокоточного оружия и дальнобойных средств;

Высокая стратегическая и оперативная мобильность резервов и повышенный уровень их автономности;

Сбалансированный состав стратегического резерва, позволяющий решать задачи во всех видах военных конфликтов;

Приоритетное создание стратегического резерва с формированиями постоянной готовности, оснащенными эффективными системами разведки, управления и информационного обеспечения;

Повышенный уровень защищенности группировок стратегического резерва от современных средств воздушного нападения противника.

Учет указанных принципов при создании стратегических резервов изменит облик и повысит боевые возможности резервов.

Способность осуществлять мощное огневое и радиоэлектронное поражение противника отражает основную тенденцию развития военного искусства, проверенную на практике прошлых войн и особенно вооруженных конфликтов последних десятилетий. Создание дальнобойных систем высокоточного оружия и их применение в борьбе с противником, не имеющим такого оружия, позволяло осуществлять его разгром в короткие сроки и с минимальными потерями. В случае, если обе противоборствующие стороны обладают такими средствами поражения, то исход борьбы будет определяться более умелым их применением.

Не меньшую роль в достижении успеха при использовании современных стратегических резервов имеет придание им способности высокой мобильности, в том числе и возможности переброски их воздушным транспортом, а также повышенной автономности в осуществлении разгрома группировки противника.

Что касается принципа сбалансированного состава резервов, то следует отметить, что возможное применение их на различных ТВД с разным уровнем развития инфраструктуры и различными условиями ведения военных действий требует решения проблемы рационального соотношения между боевыми и обеспечивающими силами и средствами.

При создании стратегических резервов приоритет целесообразно предоставить формированиям постоянной готовности, оснащенным эффективными системами разведки, управления и обеспечения, способными функционировать в реальном масштабе времени. Это сложная задача и решить ее одновременно во всех войсках, видимо, нереально. В то же время при наличии таких систем в стратегическом резерве их можно будет использовать там, где в них возникнет наибольшая необходимость.

И, наконец, принцип повышенного уровня защищенности группировок стратегического резерва в современных условиях важен как никогда. Применение противником высокоточных систем, средств воздушного нападения и сил специальных операций, если им не противодействовать, может сорвать переброску и эффективное использование резервов.

В связи с изменением характера вооруженной борьбы и оснащением Вооруженных Сил новым оружием, боевой и численный состав стратегических резервов будет иным. В составе стратегических резервов теперь не будет резервных фронтов и армий. Вместе с тем стратегические резервы ныне должны быть сильными, мобильными, обладать огневой и ударной мощью, оснащенными высокоточным оружием, способными выполнить боевые задачи в любых условиях обстановки.

Стратегические резервы могут потребоваться для усиления войск на Западе, Юге и Востоке страны, и поэтому они должны быть готовы к действиям на всех стратегических направлениях. В составе стратегических резервов должны быть силы и средства для выполнения задач в мирное и военное время.

На стратегических направлениях, помимо группировок войск постоянной готовности, следует создавать группировки войск (сил) резерва. Их состав может включать общевойсковую резервную группировку (соединения и части постоянной готовности воздушно-десантных войск, ракетных войск и артиллерии), резервную группировку Военно-воздушных сил, войск ПВО (в том числе ВМФ) и специальный резерв центрального подчинения (соединения и части «Спецназ» Главного разведывательного управления Генерального штаба, радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и бактериологической защиты, технического и тылового обеспечения).

Стратегические резервы частично должны быть созданы заблаговременно, в мирное время. Они должны состоять из мобильных сил быстрого реагирования (общевойсковых соединений, частей воздушно-десантных войск, Военно-воздушных сил,

Ракетных войск и артиллерии и частей «Спецназ», связи, РЭБ, содержащихся в постоянной готовности), которые можно быстро перебросить на угрожаемое направление.

В мобильные силы должны быть включены общевойсковые соединения, части воздушно-десантных войск, части фронтовой и армейской авиации, а также подвижные ракетные комплексы Ракетных войск и ПВО, части «Спецназ» и радиоэлектронной борьбы. Следует учитывать, что соединения воздушно-десантных войск являются наиболее боеготовым компонентом. Они - авиатранспортабельные многоцелевого назначения, обладают огневой и ударной силой, подготовлены к действиям в различных военных конфликтах.

Силы быстрого развертывания могут составить основную часть резервов и состоять из общевойсковых оперативно-тактических объединений, соединений и частей видов ВС, родов войск, развертываемых при отмобилизовании в первоочередном порядке. Эти соединения и части следует укомплектовать за счет создаваемого на добровольно-контрактной основе резерва вооруженных сил, обученных военнообязанных запаса.

Предлагаемый состав стратегических резервов показан на рисунке.

В составе стратегических резервов должны быть соединения и части всех видов вооруженных сил и родов войск, оснащенные современным вооружением и военной техникой, в том числе дальнобойными подвижными ракетными и зенитно-ракетными комплексами, реактивными установками залпового огня, боевыми самолетами и вертолетами, беспилотными летательными аппаратами, автоматизированными системами управления и информационного обеспечения. Оснащение резервов ВГК следует осуществлять в приоритетном порядке.

Региональные командования стратегического направления должны располагать своими оперативно-стратегическими резервами.

В их составе целесообразно иметь: общевойсковую группировку Сухопутных войск, группировку сил и средств дальнего огневого поражения (в основном состоящую из дальнобойных средств ракетных войск, артиллерии и авиации) и группировку специальных войск различного назначения, в том числе частей «Спецназ» и информационного обеспечения. Наличие оперативно-стратегических резервов регионального командования повысит стратегическую мобильность, появится возможность осуществлять маневр и усиливать войска первого эшелона не только стратегическими резервами ВГК, но и региональными оперативно-стратегическими резервами.

Таким образом, в соответствии с задачами Вооруженных Сил в современных условиях состав группировок стратегических резервов должен быть более многогранным, шире по набору компонентов, способных усилить войска на ТВД и вести эффективные решительные боевые действия по завершению разгрома агрессора.

Для решения задач во внутренних конфликтах, борьбы с сепаратистами и незаконными вооруженными формированиями в составе объединенной группировки должны быть определены общевойсковые соединения, авиационные части, части «Спецназ», а также силы МВД и ФСБ для разгрома вооруженных формирований, локализации и ликвидации вооруженного конфликта.

Отражение крупномасштабной агрессии потребует увеличения количества стратегических резервов за счет развертывания соединений и частей резервов быстрого развертывания.

В последнее время создались определенные сложности в подготовке и накоплении мобилизационных ресурсов в связи с ежегодным сокращением количества подготовленных мобилизационных ресурсов. Существующая в настоящее время система их подготовки не обеспечивает обучение необходимого количества военнообязанных запаса. Реализация программы перехода вооруженных сил на контрактную систему комплектования и предполагаемое сокращение сроков службы в армии до 12 месяцев вызывает необходимость совершенствования системы мобилизационных резервов.

В военных округах, в первую очередь во внутренних округах, необходимо готовить в качестве стратегических резервов оперативно-тактические объединения или соединения и части, предназначенные для решения возникающих задач в военных конфликтах.

Высказывания о том, что в будущей войне не потребуются резервные контингенты, не подтверждаются опытом. Для ведения боевых действий в Ираке и Афганистане США потребовалось призвать в вооруженные силы более 200 тысяч резервистов.

Для развертывания при отмобилизовании соединений и частей стратегических резервов, содержащихся в сокращенном составе, кроме обученных резервистов потребуются запасы вооружения, а также его производство в военное время. Оборонная промышленность страны в мирное время должна поддерживаться в готовности к его выпуску. Кроме того, при выполнении Россией международных обязательств по сокращению вооружений целесообразно его важную часть, особенно ракеты (как делают США) передавать в резерв, а не уничтожать все компоненты и ликвидировать его производство (как было с ракетами типа «Ока»). Они могут составить определенную часть стратегических резервов.

Применение стратегических резервов будет заключаться в мощном огневом и радиоэлектронном поражении противника путем нанесения ударов на значительную глубину.

По решению Верховного Главнокомандования в локальной войне для нанесения упреждающего удара и срыва агрессии могут быть использованы Дальняя авиация и ракеты в обычном снаряжении, применяющие высокоточное оружие.

Стратегические силы сдерживания при ведении военных действий с применением обычных средств поражения могут рассматриваться в качестве одного из важнейших компонентов стратегических резервов Верховного Главнокомандования. Они могут быть использованы при неблагоприятном развитии военно-политической обстановки и критическом положении Вооруженных Сил в региональной и крупномасштабной войне с целью отражения агрессии и прекращения военных действий. В качестве резерва ВГК могут быть использована Дальняя авиация, а также нестратегическое специальное (ядерное) оружие.

Большое значение будут иметь авиационные соединения и части резерва ВГК, являющиеся, как в прошлые годы, одним из главных мобильных и ударных огневых средств. Авиационные резервы ВГК необходимо создавать в мирное время и содержать в постоянной готовности. Их состав будет меняться в зависимости от установленной численности Военно-воздушных сил, поступления на вооружение новых авиационных комплексов и поставленных задач. Авиационные соединения и части резерва ВГК целесообразно перевооружать на новую авиационную технику в первую очередь, с ними должна проводиться интенсивная и систематическая боевая подготовка с учетом специфики организации и ведения боевых действий на различных направлениях.

Решение проблемы создания стратегических резервов будет способствовать повышению боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации и успешному ведению боевых действий в будущей вооруженной борьбе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 689.

2. Россия и СССР в войнах XX века. М.: «Олма-Пресс», 2001. С. 226.

3. Военная доктрина Российской Федерации. 2000.

Предложения к докладу о военной реформе в России

Сергей Канчуков

В рамках разработки предложений в Доклад «ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА», направленных на совершенствование Плана обороны РФ, рассмотрены вопросы мобилизационной готовности Вооруженных сил, уничтоженные прежними реформаторами. Это некоторые наброски общих вопросов, которые при их дальнейшей реализации будут встроены в концепцию мобилизационного компонента армии.

Модернизация и переход к современным Вооруженным силам Российской Федерации, готовым к отражению полномасштабной агрессии, введению успешных боевых действий в локальных конфликтах, невозможны без создания организованного вооружённого резерва. Даже в тех странах, которые провозглашают своей политикой невмешательство и нейтралитет, как, например, в Швеции, где наряду с вооружёнными силами страны существует вооружённый резерв.

Проблема создания организованного резерва в России остро стоит с первого дня создания вооружённых сил России, но унаследована ею ещё от Советской Армии. Уже в 1980-е годы советская мобилизационная система комплектования частей и соединений, через военкоматы утратила эффективность. Анализ проведенных сборов в 1987 году в Сухопутных войсках, показал, что мобилизационные учения по укомплектованию личным составом были сорваны. Два полка Сибирского и Забайкальского военных округов, вместо положенных трех суток разворачивали почти три месяца, при этом процент несовпадений по военно-учетным специальностям составил 80%.

В 90-е годы система работы с организованным вооруженным резервом (далее ОВР) так и не была пересмотрена, оставшись атавизмом с советских времен.

В 2000-е годы с появлением частей постоянной боевой готовности (ЧПГ), ОВР как таковой прекратил свое существование, его основу - «кадрированные» части и соединения (куда должны были с возникновением военной угрозы поступать резервисты- "запасники) превратили в части-доноры для ЧПГ. С одной стороны такой подход позволял поддерживать высокую укомплектованность ЧПГ и их постоянную боевую готовность, с другой - в случае большой войны, принимать резервистов в частях сокращенного состава было бы уже не кому, так как весь кадровый состав ушел бы на доукомплектование ЧПГ в первые часы войны.

В ходе военной реформы по переходу ВС РФ к армии "нового облика" было предложено рациональное решение, решающее проблемы системы ОВР. Части и соединения сокращенного состава-кадр, предлагалось передать в подчинение губернаторов краев и областей (по аналогу с системой Национальной Гвардии США). Было предложено заключать с желающими контракты, согласно которым, заключившие такие контракты «резервисты» должны были один раз в месяц прибывать на двух дневные сборы, раз в полгода на недельные, а один месяц в году убывать на полковые - дивизионные учения. По этому контракту «резервист» получал бы не менее 10 тысяч рублей в месяц прибавки к основной зарплате. В случае войны части и соединения автоматически переподчинялись командованию военного округа, на чьей территории они находились. В ЧПГ должны были остаться отделения мобилизации и комплектования, куда бы военные комиссариаты направляли состоящих у них на учете военнослужащих, для прохождения стажировки на различных должностях. Принцип стажировки такой же - 2 дня - неделя - месяц - при этом такой же контракт с такой же оплатой труда.

Но это предложение, или разработано альтернативное поддержание мобилизационной готовности армии, не было поддержано бывшим руководством ВС РФ. Вместо этого в "новом облике" волевым решением был полностью упразднён резервный компонент Вооружённых Сил. Это сокращение обосновывалось ошибочным убеждением, что наиболее боеспособные армии мира (как пример, приводилась армия США) не имеют организованного военного резерва и ведут боевые действия лишь существующим составом ВС. Части и соединения сокращенного состава - кадр были расформированы, так же, как и большинство баз хранения вооружения и военной техники. В военных комиссариатах упразднили отделы-отделения, отвечающие за призыв личного состава из запаса. К сегодняшнему дню система работы с ОВР полностью уничтожена. При этом необходимо отметить, что ни одна из войн, проведённых США в последние двадцать лет, не обходилась без широкого привлечения мобилизационного резерва. В определённые периоды («Война в Заливе» 1991 года, вторая иракская компания 2002 года) процент резервистов в боевых группировках составлял до 25% от численности всего личного состава.

Принятый 19 декабря 2012 года Государственной Думой закон о "Военном резерве" это только попытка разрешить проблемы ОВР, идущие еще с советских времен.

Рассуждая о мобилизационной готовности, мы исходим из того, что концепция предыдущего этапа реформы, базировавшаяся на отсутствие внешней угрозы и вероятности внезапного масштабного нападения на Россию, была в корне ошибочной. При любом из возможных сценариев войны, у России будет сохраняться определённый временной интервал для подготовки к войне, достаточный для проведения оперативных мобилизационных мероприятий и наращивания своих военных группировок до необходимой численности. Главным условием успешности такого развёртывания будет наличие достаточного подготовленного действующего военного резерва для такого развёртывания.

Мы хотели бы предложить следующий подход к формированию Вооруженных сил и Национального военного резерва (НВР России)

Он основан:

На новом подходе к созданию и содержанию мобилизационного резерва, входящего в состав Национального военного резерва и включающего действующий резерв армии, мобилизационный резерв первой и второй очереди;

На новом подходе к дислокации войск, включающем совместную дислокацию соединений и частей различной готовности в одних базовых районах и интенсивное и качественное использование всей материальной и учебной базы;

На новом подходе к организации обучения личного состава молодого пополнения и военнослужащих по контракту, и новой организации процесса повседневной деятельности и боевой подготовки соединений и частей;

На новом подходе к комплектованию, обучению и проверке боевой готовности в ходе различных по масштабам реальных, а не показных учений. Считаем, что показные учения и приведение тактических приемов применения войск к единообразию влекут за собой лишение командиров в проявлении самостоятельности, инициативе, выработке новых форм и способов обучения войск, лишению командиров индивидуальност, а значит, способствует поражению войск в предстоящих боевых действиях из-за возможностей предсказывать действия противоборствующей стороной;

На новом подходе к организации и обеспечению территориальной обороны страны, к совершенствованию подходов к комплектованию войск;

На новом подходе в решении социальных вопросов военнослужащих выслуживших установленный срок службы в кадровом составе армии и в действующем резерве.

В связи с созданием Национального военного резерва необходимо пересмотреть структуры и функциональные обязанности Главных командований видов ВС и Главных управлений, отвечавших ранее за мобилизационные вопросы, а в интересах качественного формирования, обустройства, подготовки Национального военного резерва, включающего все виды вооруженных сил предусмотреть формирование Командования национального военного резерва. При формировании центрального органа Командования НВР, органов управления и взаимодействия на местах, предусмотреть привлечение офицеров находящихся за штатом и уволенных по сокращению штатов в ходе реформы армии. Таким образом, мы уже сегодня обеспечим офицерский состав Командования НВР высокопрофессиональными кадрами и разумно используем сложившуюся ситуацию, когда за штатом сегодня числится несколько десятков тысяч офицеров. Основными задачами Командования НВР будут задачи по развертыванию, обустройству, комплектованию, обучению, боевой готовности, боевому слаживанию, оперативно-тактической подготовке подчиненного личного состава и соединений действующего и мобилизационного резерва армии. Оперативная и оперативно-стратегическая подготовка соединений Командования НВР возлагается на Главные командования видов ВС.

Мы предлагаем решение мобилизационного вопроса осуществить в комплексе, посредством базовых районов , размещенных преимущественно на окраинах или в пределах территорий больших (республиканских, областных) городов. Базовые районы должны состоять из базового района соединения (дивизии) постоянной готовности, базового района соединение (дивизии) сокращенного состава, комплектуемого действующим резервом армии из состава НВР, базового района соединения (дивизии) кадра, комплектуемого из состава мобилизационного резерва НВР. Предлагаемый подход должен быть применен и для других видов вооруженных сил, родов войск и специальный войск. Базовый район должен иметь обязательное прикрытие от ударов с воздуха посредством вхождения в общую структуру прикрытия Войсками ПВО страны территории административных субъектов и промышленных районов страны, и иметь объектовую ПВО для противодействия ВТО и диверсионным группам ССО. Охрану и противодействие ССО в повседневной деятельности, в угрожаемый период и в ходе боевых действий территорий баз, на которых будут располагаться семьи военнослужащих, и дислоцироваться значительные запасы МТС, средств ремонта и восстановления техники, должны осуществлять созданные в России частные военные компании (ЧВК). Сотрудниками ЧВК могут быть уволенные офицеры, что будет способствовать социальной защищенности данной категории граждан России, повысит боеготовность соединений и частей, дислоцируемых на территории баз.

Ориентировочная численность Вооруженных сил , при возникновении мировой войны в современных условиях может оцениваться от 3 до 5 млн. человек и более, с учетом проведения мобилизации, самих угроз и боевой мощи армии. При этом в государстве должна быть принята четкая организация таких вооруженных сил, включающая регулярную армию, комплектуемую по призыву и по контракту, регулярный резерв армии, ранее именовавшийся соединениями сокращенного состава, и мобилизационный резерв, ранее именовавшийся соединениями кадра.

Численность регулярной армии должна составлять не менее 1% от общей численности населения и колебаться в пределах 1,3 - 1,5 млн. человек. Это тот минимум, который позволяет поддерживать и боевую готовность и соответствовать боевым возможностям для решения возникающих задач, или отражения внезапного удара противника, что в условиях развития высокоточного оружия и новых систем вооружения и поражения уже не считается невыполнимым.

Действующий резерв армии , должен насчитывать от 0,5 до 1 млн. человек, и его численность зависит от количества техники находящейся на хранении в соединениях сокращенного состава, потребностей всех видов и родов войск, угроз и их развития. Отличительная особенность действующего резерва от остальных в том, что им доплачивается 50% положенного денежного довольствия военнослужащим в соответствии с занимаемой должностью и 100% при участии в учениях, тренировках. При призыве для доукомплектования регулярных частей в случае ведения боевых действий в ходе КТО, расчет производится так, как и с регулярными войсками, увеличивая сумму в три раза, а возможно и более.

Численность мобилизационного резерва может составлять от 3 до 5 млн. человек, и зависить от наличия боевой техники, хранящейся на базах и складах, от возможностей промышленности по наращиванию выпуска боевой техники в особый период и в ходе вооруженного конфликта, от потребностей в доукомплектовании резервного компонента или развертывании местных отрядов самообороны для выполнения задач территориальной обороны страны.

Основной итог реформы армии , касался уменьшения суммарных огневых возможностей общевойсковых формирований, действующих в составе армии, имеющей бригадную структуру, по сравнению с такой же армией, но имеющей дивизионную структуру общевойсковых формирований.

Не система и органы управления, не боевая готовность, не мобильность, не боевые возможности в обороне и наступлении, бригады, как и в других видах боя не соответствуют современным требованиям и в разы уступают даже существовавшим дивизиям, не говоря о тех структурах дивизий нового облика, которые должны быть в Вооруженных силах России.

Соединения и воинские части и побеждают и погибают, в огромном большинстве случаев, не сами по себе, а в составе. Дивизия, в состав которой входили полки - это не только орган военного управления, но и достаточно серьезный комплект сил и средств (в том числе - огневых), не входивших в состав общевойсковых полков. Даже при усилении средствами из состава армейского комплекта РВиА и армейской авиацией, мотострелковая бригада, действующая на направлении главного удара армии, не сможет качественно решать задачи огневой подготовки. При этом передача подразделений артиллерийской бригады армии для усиления бригадной артиллерийской группы ставит под сомнение качество решения задач контрбатарейной борьбы в масштабе армии, что неизбежно приведет к резкому увеличению потерь среди наступающих подразделений.

По боевым возможностям американская дивизия в чем-то равна, а в чем-то уже превосходит наше нынешнее оперативное объединение. То есть, так называемую «армию» (оперативное командование) "нового" облика! Современная концепция создания Сухопутных войск, в структуре «армия-бригада» не позволяет с требуемой степенью эффективности выполнять задачи огневой подготовки наступления и обороны, ввиду несовершенства организационно-штатных структур (отсутствия достаточного количества ствольной артиллерии в обоих уровнях воинских формирований).

В России должна быть возвращена Концепция построения дивизионной структуры. Наряду с существующими бригадами следует создать и дивизионную структуру , но в новом качестве, как основу ударной группировки сухопутных войск. Дивизии должны быть постоянной готовности, сокращенного состава и кадра (базы хранения), а бригады постоянной готовности и сокращенного состава. В новом облике, предложенном старым руководством полностью игнорировался как мировой, так и наш опыт ВОВ, когда миллионы людей остались в тылу у противника, не имея возможности к сопротивлению.

Дивизия постоянной готовности с измененной, по отношению к ранее действующей структуре организацией, по боевым возможностям должна превосходить существующую и перспективную механизированную дивизию США, имея подавляющее превосходство в противодействии авиации противника, ВТО, в ведении разведки, в совершении перегруппировки, в том числе и своим ходом, и в огневой мощи. Численность дивизий постоянной готовности должна колебаться в пределах 10-15 организмов .

Бригада постоянной готовности должна остаться в структуре вооруженных сил, но претерпеть существенные изменения по повышению их боевой мощи и способности противостоять воздушному противнику. Бригады могут дислоцироваться и применяться, как для прикрытия государственной границы на отдельных операционных направлениях, так и решать задачи на тех операционных направлениях, где маловероятно развязывание крупномасштабной войны с привлечением значительных сил агрессора (Северный Кавказ, Заполярье, Карелия, Камчатка).

Дивизия сокращенного состава , является соединением первоочередной готовности, предназначенным для наращивания боевых возможностей объединений при отражении агрессии в ходе локальной или крупномасштабной войны со штатом офицеров, прапорщиков, в повседневной деятельности предназначенных для укомплектования полковых школ обучения военнослужащих срочной службы на начальном этапе подготовки и совершенствования подготовки военнослужащих по контракту. Штат базы - кадровые офицеры и прапорщики, на основных руководящих должностях, но находятся во втором штате дивизии постоянной готовности с целью организации повседневной учебной деятельности в полковых школах, на преподавательских должностях и должностях инструкторов, и осуществляют периодическое перемещение по ротации или в процессе выдвижения по итогам обучения курсантов, на другие должности в соединения постоянной готовности. Это является своего рода дополнительная теоретическая подготовка на данных должностях без отрыва от части. Привлечение дивизий сокращенного состава, с полным их доукомплектованием и развертыванием, проведением боевого слаживания в течение месяца, и привлечением к участию в оперативных или стратегических учениях производится один раз в 3 года. Численность дивизий сокращенного состава в структуре Вооруженных сил должна соответствовать численности дивизий постоянной готовности и колебаться в пределах 10-15 организмов .

Бригада сокращенного состава, предназначенная для наращивания возможностей родов войск и специальных войск, дислоцируется на базах соединений и частей родов войск и специальных войск, имея аналогичную структуру и предназначение, как и дивизия сокращенного состава. Развертывание бригад, их боевое слаживание и привлечение к различным учениям в соответствии с отдельными планами, но не реже одного раза в 3 года. Численность бригад сокращенного состава зависит от потребностей родов войск и специальных войск.

Дивизия кадра, является соединением, предназначенным для восполнения потерь в ходе боевых действий в крупномасштабной войне или локальном конфликте, грозящем перерасти в такую войну. Территория дивизии, это оборудованная на участке местности, вблизи существующей военной базы с использованием плит и построенных навесов, площадка для размещения техники и имущества. Навесы предназначены, как для укрытия техники от непогоды, так и с целью скрыть истинное наличие техники и ее состав. На территории базы складировано имущество на личный состав, вооружение, боеприпасы загружены в технику. База по периметру оборудована ограждением с видео-наблюдением, сигнализацией, установленными дистанционными пулеметными установками и прикрыта дистанционно управляемыми системами ПВО на базе «Панцирь 1С». Развертывание кадрированной дивизии осуществляется на фондах дивизии постоянной готовности. Привлечение дивизии кадра с полным доукомплектованием, боевым слаживанием и привлечением на оперативно-тактические учения должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, а к оперативным и оперативно-стратегическим по отдельным планам. Численность дивизий кадра в структуре вооруженных сил должна соответствовать сумме численности дивизий постоянной готовности и сокращенного состава и соответствовать 20-30 организмов.

Охрану дивизии кадра осуществляет Частная военная компания , которая по договору с МО осуществляет не только охрану базы, контроль состояния техники, ее периодическое обслуживание и испытание в учебно-боевых условиях, а и подготовку личного состава на сборах, включая и офицерский состав, прибывающий из запаса.

Под действующим резервом армии подразумевается численность личного состава, заключившая контракт на определенный срок, проходящий службу по контракту и стоящий на должностях в частях сокращенного состава, но работающих по своим гражданским специальностям в гражданском секторе. Комплектование действующего резерва осуществляется военнослужащими срочной службы, отслужившими действительную службу, военнослужащими контрактной службы, завершившими службу по контракту в частях постоянной готовности и изъявившими желание продолжить службу в действующем резерве. Для обеспечения социального статуса военнослужащих резерва в их интересах разрабатывается специальное положение о прохождении службы, денежной компенсации и предоставления других льгот. Части сокращенного состава размещаются на территории военной базы совместно с дивизией постоянной готовности, и приводятся в боевую готовность на ее базе в установленное планом боевого применения время. Весь командный состав сокращенной дивизии одновременно, по своей специальности, являются и преподавателями в полковых школах дивизии постоянной готовности. В течение восьми месяцев занимаются подготовкой военнослужащих срочной службы по программам начальной подготовки по воинской специальности, а два месяца в году, раз в три - пять лет, осуществляют боевое слаживание своих подразделений, в ходе их развертывания до штатов военного времени. Дополнительная переподготовка личного состава сокращенных частей на специальных сборах производится по отдельным планам, и осуществляется после получения в состав подразделений новых или модернизированных образцов техники.

В прошлом основной укор таким соединениям выдвигался по вопросам утери квалификации офицерским корпусом, плохого состояния техники и оценивался как небоеготовы. Причин в таком состоянии несколько, но главная причина в отсутствии положенного финансирования на все мероприятия, предусмотренным планами. В современных условиях офицеры сокращенных соединений на постоянной основе привлекаются к преподаванию предметов по своим специальностям, подлежат ротации с офицерами дивизии постоянной готовности в целях повышения своего образования и навыков в обучении личного состава, имеют возможность в повышении своего образования в военных академиях и на различных курсах.

Под Мобилизационным резервом армии, подразумевается численность личного состава, состоящая на воинском учете и выслужившая установленные сроки в действующей армии и в действующем резерве армии и не достигшая предельного возраста нахождения на воинском учете, и делится на резерв первой и второй очереди. Резерв первой очереди прикреплен к соединениям кадра, а резерв второй очереди предназначен на доукомплектование соединений и частей, понесших потери в ходе боевых действий. Переподготовка, совершенствование навыков, переучивание на новую технику мобилизационного резерва осуществляется один раз в год в течение одного месяца на базе полковых школ дивизий постоянной готовности, а проведение учений в

Под мобилизационным резервом первой очереди понимается определенная штатами численность соединений кадра, территориально размещаемых в военных базах совместно с частями сокращенного состава и частями постоянной готовности.

Для организации территориальной обороны территории страны необходимо восстановление военных комиссариатов с восстановлением и расширением их функций, путем размещения на их основе частей и подразделений кадра, обеспеченных необходимой техникой и вооружением. Прохождение службы офицерского состава в данных структурах осуществляется после выхода на пенсию с действующей армии и нахождения в резерве до предельного возраста пребывания на военном учете (до 60 лет), а поставка личного состава осуществляется за счет местных ресурсов. Это позволит обеспечить социальную защиту уволенных офицеров, обеспечить их рабочими местами по прежнему месту жительства или по избранному месту жительства, решит вопросы, не решаемые при существующей системе, путем предоставления жилья и увеличенных участков для домашнего хозяйства. Такой подход решит и главный вопрос обеспечения территориальной обороны страны. Структуры таких частей и подразделений кадра в соответствии с отдельным обоснованием.

Для их решения сегодня Минобороны делает акцент на повышении качества офицерского состава и создании корпуса профессиональных сержантов

В последнее время заметно вырос интерес к проблеме комплектования армии нового облика, которая создается в рамках проводимой министром обороны Анатолием Сердюковым реформы Вооруженных Сил. Это связано с планами военного ведомства сократить контингент контрактников до 100-150 тысяч человек и увеличить численность призывников со 130-150 тысяч до 600-700 тысяч. Данные намерения противоречат ожиданиям части российской общественности, которая порой фактически отождествляет понятия «военная реформа»
и «переход на полностью (или преимущественно) добровольную армию». В значительной степени такая подмена является следствием утопических чаяний (подкрепляемых демагогическими обещаниями), характерных для 90-х и первой половины 2000-х годов.

Крах утопии

В постсоветский период взгляды военно-политического руководства России на проблему комплектования армии развивались по спирали: Борис Ельцин в пору пребывания на посту главы государства неоднократно заявлял о намерении полностью укомплектовать Вооруженные Силы РФ людьми, пожелавшими посвятить хотя бы несколько лет жизни ратной профессии. В ельцинскую эпоху контрактная служба получила достаточно широкое развитие, которое, однако, сдерживалось экономическими ограничителями. Ориентация на отказ от призыва доминировала и в первые годы президентства Владимира Путина. В ноябре 2001 года он одобрил предложенную правительством Российской Федерации программу, предусматривающую поэтапную замену к 2010 году призывников в армии и на флоте преимущественно контрактниками.

Первым шагом в этом направлении стала разработка Государственной федеральной целевой программы по переводу Вооруженных Сил на контрактную основу на период 2004-2007 годов, которая рассматривалась тогда в качестве своего рода плана действий на переходный период. За это время предполагалось создать нормативно-правовую базу, проработать вопросы финансирования, отладить механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования, а в каждой силовой компоненте перевести на контракт как минимум одно соединение.

В Российской армии первой на контрактное комплектование перешла 76-я Псковская десантно-штурмовая дивизия, за ней последовал и ряд других соединений постоянной готовности, в первую очередь отдельные мотострелковые бригады.

Призыв рассматривался в этой системе главным образом как основной способ подготовки обученного резерва, вот почему полный отказ от него не предусматривался. Вместе с тем планировалось последовательно сокращать продолжительность срочной военной службы. В конечном счете ее намеревались оставить только для прохождения подготовки в учебных частях в течение шести месяцев. После окончания курса занятий военнослужащие должны были по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, пополняя военно-обученный резерв Вооруженных Сил. Ожидаемая доля контрактников в армии и на флоте должна была оставаться на уровне не ниже 30-50%.

К сожалению, приходится констатировать, что в целом программа 2004-2007 годов потерпела неудачу. При заявленных в ней целях доведения численности контрактников в войсках до 400 тысяч человек реально контингент к началу 2009 года насчитывал около 200 тысяч военнослужащих. Основной причиной провала этой попытки стала недостаточность ресурсного обеспечения столь массового перехода на контракт. Кроме того, так и не была найдена и отработана эффективная система вербовки, обучения и воспитания добровольцев.

Прежде всего следует отметить, что неадекватная оплата тяжелого и опасного труда профессиональных военных в сочетании с нестабильностью выплат привела к хроническому оттоку заключивших контракты с Минобороны людей. По некоторым оценкам, ежегодно увольнялись до 20% таких военнослужащих, что серьезно дискредитировало саму идею контрактной службы.

Положение усугублялось невозможностью из-за дефицита ресурсов обеспечить достойные бытовые условия, а также жилищной проблемой, поскольку согласно ряду социальных исследований до 50% добровольцев женятся уже к концу первого трехлетнего срока контракта.

Во-вторых, в России сложилась совершенно неприемлемая и порочная практика набора контрактников командирами воинских частей. В результате вербовке поддавались в основном морально неустойчивые и слабовольные срочники (после первого года службы), нанятые «по знакомству» женщины — жены военнослужащих (доля представительниц слабого пола в некоторые годы доходила до 70% от числа набранных контрактников), а также асоциальные элементы из местного населения. Ценность подавляющей части этой публики как профессионалов военного дела сплошь и рядом приближалась к нулю. Необходимость создания эффективной профессиональной (а следовательно, по определению недешевой) вербовочной структуры так и не была осознана в эти годы.

Наконец, в-третьих, так и не удалось создать алгоритм превращения добровольца в настоящего солдата. Важнейшими элементами «профессионализации» являются приучение контрактных военнослужащих к армейской дисциплине, ответственности, а также их моральное воспитание. Можно вспомнить, например, что в британском флоте в XVIII и начале XIX века вербовка матросов вообще носила в значительной мере принудительный характер — «рекрутов» просто насильно хватали в портовых кабаках, связывали и тащили на корабли. Тем не менее эти кадры в итоге становились отличными, хорошо подготовленными, беспрекословно выполняющими приказы матросами. Великобритания обрела статус «владычицы морей» благодаря превосходству ее флота не столько в количественном отношении (у французов флот тогда временами был не меньше), сколько в качестве личного состава, в том числе рядового. То есть именно эффективная система превращения «рекрута» в профессионала (в том числе в плане дисциплины) и обеспечила Соединенному Королевству военно-морское лидерство.

Без создания такого порядка профессионального обучения и дисциплинизации контрактная система не только не имеет никакого смысла, но и грозит обернуться немалыми бедами, поскольку есть риск превращения контрактной армии в разнузданную банду.

Что до известной степени и наблюдалось в российских условиях. Вообще, по всей видимости, отечественные сторонники преобразования Вооруженных Сил РФ по англосаксонской модели в большинстве своем не до конца понимали, что ее эффективность во многом основывается именно на отработанной столетиями результативной системе вербовки и дисциплинизации наемного личного состава. А она в свою очередь базируется на соответствующей длительной культурной традиции.

Тем не менее к моменту старта реформы 2008-2009 годов удалось в основном укомплектовать контрактниками формирования постоянной готовности Сухопутных войск, однако их доля в общем количестве частей и соединений СВ не превышала 13%. Правда, в некоторых частях и соединениях постоянной готовности 100% солдат и сержантов являлись военнослужащими контрактной службы.

Однако в условиях военного реформирования с 2008 года сама идея полного перехода на контракт в значительной степени утратила смысл, поскольку Вооруженные Силы нового облика должны теперь полностью состоять в мирное время из частей постоянной готовности со стопроцентной укомплектованностью. На такую армию контрактников все равно не хватит. Это вынудило Министерство обороны разработать федеральную целевую программу по комплектованию контрактниками, рассчитанную на 2009-2015 годы, в которой предусматривается перенос центра тяжести на создание корпуса профессиональных сержантов. Его и планируется сформировать из добровольцев. То есть вместо прежних частей, где служат только контрактники, части нового облика должны иметь смешанный состав из рядовых-призывников и младших командиров-профессионалов.

Аргументы в пользу призыва

Таким образом, к настоящему времени в сознании военно-политического руководства страны, а также ее военного экспертного сообщества доминирует представление о неизбежности сохранения на среднесрочную перспективу масштабного призыва. Предполагается, что в составе миллионной Российской армии будет 150 тысяч офицеров и столько же контрактников, соответственно число призывников должно достигать 700 тысяч человек.

Еще в ходе дискуссий в 90-е годы наблюдатели указали на основные причины, вынуждающие сохранять в России преимущественно призывную армию. С учетом размеров территории РФ и наличия значительных угроз ее военной безопасности мы вынуждены содержать более многочисленные по сравнению, например, с европейскими странами Вооруженные Силы, обладая при этом скромными экономическими возможностями. Полностью профессиональные сухопутные войска, ВВС и ВМС могут себе позволить главным образом богатые государства, которые уверены, что и в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе им придется вести экспедиционные войны с задействованием относительно небольших в количественном отношении группировок. Россия — страна небогатая, а сценарии наиболее вероятных военных конфликтов предполагают возможность столкновения ее армии с достаточно многочисленным противником.

В РФ практически полностью отсутствует традиция формирования Вооруженных Сил на добровольной основе. В истории страны есть лишь короткий трехмесячный период, когда в начале 1918 года в Красную армию брали только добровольцев. Качество сформированных из них частей оказалось ниже всякой критики, и очень быстро большевистское руководство вынуждено было взять курс на принудительную мобилизацию в РККА.

Наконец, при переходе на полностью профессиональную армию остается нерешенной проблема накопления обученного резерва, который абсолютно необходим в случае мало-мальски длительного конфликта.

Проблемы и решения

Однако возвращение к принципу комплектования армии преимущественно призывниками выявляет ряд проблем, главной из которых является негативное отношение общества к данной идее. Если военно-политическое руководство страны, а также значительная часть экспертного сообщества и самих военных поддерживают эту политику, то среди широких масс обывателей призыв остается непопулярным. Во многом это объясняется никуда не годным образом армии, который сложился в постсоветское время под влиянием либеральных средств массовой информации, всячески акцентирующих внимание сограждан на темах дедовщины, землячеств и криминальных проявлений. Причем есть все основания полагать, что реальная ситуация в ВС весьма далека от той мрачной картины, которая нарисовалась в сознании большинства россиян.

В этой связи изменение образа армии, слом негативного отношения к службе в Вооруженных Силах представляются одними из наиболее актуальных задач военного и государственного строительства. Важнейший инструмент такой работы — курс на гуманизацию службы и улучшение условий (включая бытовую составляющую) ее прохождения, который взят нынешним руководством Министерства обороны. Частью этой политики являются направление новобранцев в части, дислоцирующиеся в непосредственной близости от места призыва с возможностью проводить выходные вне казармы, расширение практики аутсорсинга, когда ряд функций по обслуживанию войск, прежде всего питание и жилищно-коммунальные сервисы, передаются гражданским организациям.

Огромное значение приобретает повышение престижа призывной службы за счет предоставления льгот в области образования и особенно получения жилья. Что касается первого, то эта система была хорошо отработана еще в советское время. Однако, как представляется, сегодня более сильным стимулом становится реальный шанс обрести собственную крышу над головой, доступность которого может быть достигнута через предоставление отслужившим сверхльготных условий ипотечного кредита с минимальной (в идеале — нулевой) процентной ставкой. Полезно было бы рассмотреть и возможность ограничения или полного запрета приема на работу в государственные учреждения лиц, не служивших в армии, а также введение карьерных ограничений для чиновников, сыновья которых уклонились от призыва.

Но все эти предлагаемые льготы, меры по увеличению привлекательности службы, ее гуманизации окажутся безрезультатными без искоренения главного пугала допризывников и чадолюбивых солдатских матерей — дедовщины. Как представляется, одной из ключевых (но не единственной) причин появления этого зла было отсутствие в Советской, а затем Российской армии корпуса профессиональных сержантов. В этой ситуации офицеры в известной степени поощряли дедовщину, поскольку именно старослужащие де-факто выполняли функции, формально закрепленные за младшими командирами. В связи с планами Министерства обороны комплектовать сержантский состав исключительно из профессионалов, а также с учетом вероятного создания военной полиции появляется надежда ликвидации порока, который нередко именуется «неуставные отношения».

Вторая группа рисков и вызовов связана с вопросом о том, как уменьшение числа контрактников-профессионалов и снижение срока службы до одного года скажутся на боеспособности армии. Думается, что решение сократить продолжительность службы до одного года следует квалифицировать как несколько поспешное и не до конца проработанное (далеко не все последствия этого шага, на мой взгляд, были просчитаны и взвешены). Однако ясно: в ближайшей перспективе увеличить ее не удастся и военным придется действовать в реально существующих условиях, которые делают безальтернативной интенсификацию боевой подготовки солдат-срочников. Так, время нахождения в «учебках» сокращается с шести до трех месяцев, поэтому даже в рамках годичного призыва необходимо довести пребывание солдат непосредственно в войсках до девяти месяцев. На прошедших в конце июня — начале июля оперативно-стратегических учениях «Восток-2010» военнослужащие, которые провели в войсках всего от нескольких недель до шести-семи месяцев, продемонстрировали, что в принципе могут выполнять свои обязанности. Причем речь идет не только о мотострелках, но и о бойцах таких технически сложных войск, как, например, ЗРВ и РТВ ВВС.

В целом акцент нынешнего руководства Министерства обороны на повышении прежде всего качества офицерского состава и создании корпуса сержантов, пусть даже и ценой временного снижения общего числа профессионалов в ВС, представляется вполне логичным и оправданным. В конце концов именно офицеры и унтер-офицеры составляют костяк любой армии, и их подготовка требует значительного времени и ресурсов. В то же время можно предположить, что нынешняя система комплектования имеет переходный характер и в дальнейшем по мере роста экономических возможностей страны военное ведомство вновь начнет наращивать число профессиональных военнослужащих, в первую очередь добровольцев-контрактников.

Константин МАКИЕНКО
Военно-промышленный курьер, июль 2010

Важные перемены, произошедшие в конце прошлого года в высшем руководстве Министерства обороны РФ, лишний раз подчеркнули необходимость выработки российским государством и российским обществом целостной, системной и адекватной - не только в текущих условиях, но и на перспективу ближайших 30-50 лет - национальной концепции безопасности, в том числе её военной составляющей.

Ни в коей мере не претендуя на его критическое переосмысление и переработку, мы, группа экспертов, объединившихся под эгидой патриотического Изборского клуба, тем не менее, считаем крайне желательным начало работы в данном направлении, поскольку глобальная геостратегическая ситуация в современном мире развивается стремительно и во многом неожиданно, а неадекватная оценка вызовов и угроз для национальной безопасности Российской Федерации может повлечь за собой неадекватные действия с катастрофическими последствиями.

Модернизация и переход к современным Вооруженным силам Российской Федерации, готовым к отражению полномасштабной агрессии, ведению успешных боевых действий в локальных конфликтах, невозможны без создания организованного вооружённого резерва. Даже в тех странах, которые провозглашают своей политикой невмешательство и нейтралитет, как, например, в Швеции, наряду с вооружёнными силами страны существует вооружённый резерв.

Проблема создания организованного резерва в России остро стоит с первого дня создания вооружённых сил России, но унаследована ею ещё от Советской Армии. Уже в 1980-е годы советская мобилизационная система комплектования частей и соединений, через военкоматы утратила эффективность. Анализ проведенных в 1987 году сборов в Сухопутных войсках, показал, что мобилизационные учения по укомплектованию личным составом были сорваны. Два полка Сибирского и Забайкальского военных округов вместо положенных трех суток разворачивали почти три месяца, при этом процент несовпадений по военно-учетным специальностям составил 80%.

В 90-е годы система работы с организованным вооруженным резервом (далее - ОВР) так и не была пересмотрена. В 2000-е годы с появлением частей постоянной боевой готовности (ЧПГ), ОВР как таковой прекратил свое существование, его основу: «кадрированные» части и соединения (куда должны были с возникновением военной угрозы поступать резервисты-«запасники»), - превратили в части-доноры для ЧПГ.

С одной стороны такой подход позволял поддерживать высокую укомплектованность ЧПГ и их постоянную боевую готовность, с другой - в случае большой войны, принимать резервистов в частях сокращенного состава было бы уже некому, так как весь кадровый состав ушёл на доукомплектование ЧПГ в первые часы войны.

В ходе военной реформы по переходу Вооруженных Сил РФ к «новому облику» было предложено рациональное решение проблемы ОВР. Части и соединения сокращенного состава-«кадр», предлагалось передать в подчинение губернаторов краев и областей (аналогично системе Национальной Гвардии США). Было предложено заключать с желающими контракты, согласно которым такие «резервисты» должны были раз в месяц прибывать на двухдневные сборы, раз в полгода - на недельные, а один месяц в году убывать на полковые/дивизионные учения. По своему контракту «резервист» получал бы не менее 10 тысяч рублей в месяц прибавки к основной зарплате.

В случае войны части и соединения автоматически переподчинялись командованию военного округа, на чьей территории они находились. В ЧПГ должны были остаться отделения мобилизации и комплектования, куда бы военные комиссариаты направляли состоящих у них на учете военнослужащих, для прохождения стажировки на различных должностях. Принцип стажировки такой же: 2 дня-неделя-месяц, при этом заключался бы такой же контракт с такой же оплатой труда.

Но данное предложение не было поддержано бывшим руководством Вооруженных Сил РФ. Вместо этого в «новом облике» Российской армии волевым решением был полностью упразднён резервный компонент. Это сокращение обосновывалось ошибочным тезисом, что наиболее боеспособные армии современного мира (в том числе и прежде всего, армия США) не имеют организованного военного резерва и ведут боевые действия лишь существующим составом ВС. Части и соединения сокращенного состава-кадр были расформированы: так же, как большинство баз хранения вооружения и военной техники. В военных комиссариатах упразднили отделы-отделения, отвечавшие за призыв личного состава из запаса.

И на сегодня система работы с ОВР полностью уничтожена . При этом необходимо отметить, что ни одна из войн, проведённых США в последние двадцать лет, не обходилась без широкого привлечения мобилизационного резерва. В определённые периоды («Война в Заливе» 1991 года, вторая иракская компания 2002 года) процент резервистов в боевых группировках составлял до 25% от численности всего личного состава.

Принятый 19 декабря 2012 года Государственной Думой Закон РФ «О военном резерве» представляет собой только попытку - и не слишком удачную - разрешить проблемы ОВР, идущие еще с советских времен.

Говоря о мобилизационной готовности, мы утверждаем, что концепция предыдущего этапа Военной реформы, исходившая из тезиса об отсутствии масштабных внешних угроз и вероятности внезапного нападения на Россию, была в корне ошибочной. При любом из возможных сценариев войны, у России будет сохраняться определённый временной интервал для подготовки к войне, достаточный для проведения оперативных мобилизационных мероприятий и наращивания своих военных группировок до необходимой численности. Главным условием успешности такого развёртывания будет наличие достаточного подготовленного действующего военного резерва для такого развёртывания.

Мы хотели бы предложить следующий подход к формированию Вооруженных сил и Национального военного резерва (НВР России). Он основан :
- на новом подходе к созданию и содержанию Национального военного резерва и включающего действующий резерв армии, а также мобилизационный резерв первой и второй очереди;

На новом подходе к дислокации войск, включающем совместную дислокацию соединений и частей различной готовности в одних базовых районах и интенсивное и качественное использование всей материальной и учебной базы;

На новом подходе к организации обучения личного состава молодого пополнения и военнослужащих по контракту, а также новой организации процесса повседневной деятельности и боевой подготовки соединений и частей;

На новом подходе к комплектованию, обучению и проверке боевой готовности в ходе различных по масштабам реальных, а не показных учений. Считаем, что показные учения и приведение тактических приёмов применения войск к единообразию влекут за собой лишение командиров самостоятельности, индивидуальной инициативы к выработке новых форм и способов обучения войск, а значит - будут способствовать поражению наших войск в предстоящих военных конфликтах из-за возможностей противника предвидеть наши действия;

На новом подходе к организации и обеспечению территориальной обороны страны, к совершенствованию подходов к комплектованию войск;

На новом подходе в решении социальных вопросов военнослужащих выслуживших установленный срок службы в кадровом составе армии и в действующем резерве.

В связи с созданием Национального военного резерва необходимо пересмотреть структуры и функциональные обязанности Главных командований видов Вооруженных Сил РФ и Главных управлений, отвечавших ранее за мобилизационные вопросы, а в интересах качественного формирования, обустройства, подготовки Национального военного резерва, включающего все виды вооруженных сил - предусмотреть формирование Командования национального военного резерва. При формировании центрального органа такого Командования, а также органов управления и взаимодействия на местах, - предусмотреть привлечение к их работе офицеров, находящихся за штатом и/или уволенных по сокращению штатов в ходе Военной реформы.

Таким образом, мы уже сегодня обеспечим офицерский состав Командования НВР высокопрофессиональными кадрами и разумно используем сложившуюся ситуацию, когда за штатом числится несколько десятков тысяч офицеров. Основными задачами Командования НВР будут задачи по развертыванию, обустройству, комплектованию, обучению, боевой готовности, боевому слаживанию, оперативно-тактической подготовке подчиненного личного состава и соединений действующего и мобилизационного резерва армии. Оперативная и оперативно-стратегическая подготовка соединений Командования НВР возлагается на Главные командования видов ВС.

Мы предлагаем решение мобилизационного вопроса осуществить в комплексе, посредством базовых районов, размещенных преимущественно на окраинах или в пределах территорий больших (республиканского и областного значения) городов . Базовые районы должны состоять из базового района соединения (дивизии) постоянной готовности, базового района соединения (дивизии) сокращенного состава, комплектуемого действующим резервом армии из состава НВР, базового района соединения (дивизии) кадра, комплектуемого из состава мобилизационного резерва НВР.

Предлагаемый подход должен быть применен и для других видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск. Охрану и противодействие Силам специальных операций вероятного противника в повседневной деятельности, в угрожаемый период и в ходе боевых действий территорий баз, на которых будут располагаться семьи военнослужащих, и дислоцироваться значительные запасы МТС, средств ремонта и восстановления техники, должны осуществлять созданные в России частные военные компании (ЧВК). Сотрудниками ЧВК могут быть уволенные офицеры, что будет способствовать социальной защищенности данной категории граждан России, повысит боеготовность соединений и частей, дислоцируемых на территории баз.

Ориентировочная численность Вооруженных Сил, при возникновении глобальной войны в современных условиях может оцениваться от 3 до 5 млн. человек и более , с учётом проведения поэтапной мобилизации, самих угроз и боевой мощи армии. При этом в государстве должна быть принята чёткая организация Вооруженных Сил, включающая регулярную армию, комплектуемую по призыву и по контракту; регулярный резерв армии, ранее именовавшийся соединениями сокращенного состава; и мобилизационный резерв, ранее именовавшийся соединениями кадра.

Численность регулярной армии должна составлять не менее 1% от общей численности населения и колебаться в пределах 1,3–1,5 млн. человек. Это тот минимум, который позволяет и поддерживать боевую готовность, и соответствовать боевым требованиям по решению возникающих задач, вплоть до отражения масштабного внезапного первого удара противника, который в условиях развития высокоточного оружия и новых систем вооружения уже не считается невозможным.

Национальный резерв армии должен рассчитываться от вероятных угроз на данном стратегическом направлении, и его численность зависит от количества техники, находящейся на хранении в соединениях сокращенного состава. Отличительная особенность Национального резерва от мобилизационного в том, что резервистам ежемесячно начисляется 25 -30% положенного денежного довольствия военнослужащих в соответствии с занимаемой должностью и 100% при участии в учениях, тренировках. При призыве для доукомплектования регулярных частей в случае ведения боевых действий в ходе КТО, расчет производится так, как и с регулярными войсками, увеличивая необходимую сумму денежного довольствия в три раза, а, возможно, и более.

Под Национальным резервом армии подразумевается часть личного состава, заключившая контракт на определенный срок, проходящая службу по контракту и стоящая на должностях в частях сокращенного состава, но работающая по своим гражданским специальностям в гражданском секторе . Комплектование действующего резерва осуществляется военнослужащими срочной службы, отслужившими действительную службу, военнослужащими контрактной службы, завершившими службу по контракту в частях постоянной готовности и изъявившими желание продолжить службу в действующем резерве.

Для обеспечения социального статуса военнослужащих резерва в их интересах разрабатывается специальное положение о прохождении службы, денежной компенсации и предоставления других льгот. Части сокращенного состава размещаются на территории военной базы совместно с дивизией постоянной готовности, и приводятся в боевую готовность на её базе в установленное планом боевого применения время.

Весь командный состав сокращенной дивизии одновременно, по своей специальности, является и преподавателями в полковых школах дивизии постоянной готовности. В течение восьми месяцев занимается подготовкой военнослужащих срочной службы по программам начальной подготовки по воинской специальности, а два месяца в году, раз в три-пять лет, - осуществляет боевое слаживание своих подразделений в ходе их развертывания до штатов военного времени. Дополнительная переподготовка личного состава сокращенных частей на специальных сборах производится по отдельным планам, и осуществляется после получения в состав подразделений новых или модернизированных образцов техники.

В прошлом основной укор таким соединениям выдвигался по вопросам утери квалификации офицерским корпусом, плохого состояния техники и оценивался как «небоеготовность». Причин тому, как правило, несколько, но главная из них - в отсутствии нормативного финансирования на все мероприятия, предусмотренные планами. В современных условиях офицеры сокращенных соединений на постоянной основе привлекаются к преподаванию предметов по своим специальностям, подлежат ротации с офицерами дивизии постоянной готовности в целях повышения своего образования и навыков в обучении личного состава, имеют возможность повышать уровень своего образования в военных академиях и на различных курсах.

Численность мобилизационного резерва может составлять от 3 до 5 млн. человек, и зависеть от наличия боевой техники, хранящейся на базах и складах, от возможностей промышленности по наращиванию выпуска боевой техники в особый период и в ходе вооруженного конфликта, от потребностей в доукомплектовании резервного компонента или развертывании местных отрядов самообороны для выполнения задач территориальной обороны страны.

Под Мобилизационным резервом армии подразумевается часть личного состава, состоящая на воинском учете и выслужившая установленные сроки в действующей армии и в действующем резерве армии и не достигшая предельного возраста нахождения на воинском учете, и делится на резерв первой и второй очереди. Резерв первой очереди прикреплен к соединениям кадра, а резерв второй очереди предназначен на доукомплектование соединений и частей, понесших потери в ходе боевых действий.

Переподготовка, совершенствование навыков, переучивание на новую технику мобилизационного резерва осуществляется один раз в год в течение одного месяца на базе полковых школ дивизий постоянной готовности, а проведение учений - один раз в три года в течение трех месяцев.

Под мобилизационным резервом первой очереди понимается определенная штатами численность соединений кадра, территориально размещаемых в военных базах совместно с частями сокращенного состава и частями постоянной готовности.

Для организации частей территориальной обороны необходимо восстановление военных комиссариатов с расширением их функций путём размещения на их основе частей и подразделений кадра, обеспеченных необходимой техникой и вооружением. Прохождение службы офицерского состава в данных структурах осуществляется после увольнения в запас из действующей армии и нахождения в резерве до предельного возраста пребывания на военном учете (до 60 лет), а поставка личного состава осуществляется за счет местных ресурсов.

Это позволит обеспечить социальную защиту уволенных офицеров, обеспечить их рабочими местами по прежнему или по вновь избранному месту жительства; решит вопросы, нерешаемые при существующей системе, путем предоставления жилья и увеличенных участков для домашнего хозяйства. Такой подход решит и главный вопрос обеспечения территориальной обороны страны. Структуры таких частей и подразделений кадра - в соответствии с отдельным обоснованием.