Гипостильный зал храма амона в карнаке. История возведения и современный облик карнакского храма

В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делитъ на зоны Амона-Ра, Манту (бога войны) и Мут (жены Амона).

«САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ МЕСТО»

Святилище в Карнаке, как и Луксорский храм, посвящено «Божественной Триаде» - Амону-Ра, который являет себя людям в виде Солнца, его супруге Мути их сыну Хонсу, повелителю Луны.

При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм - северная чаша этих весов, Луксорский - южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано - неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.

Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий. Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I ХХ в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э. В ХХ в. дон. э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVlll династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.

Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н. э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично - и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами. Тутмос 111 (правил ок. 1525-1473 гг. дон. э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре) . К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. Тутмос 111 возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.

Сехмет часто отождествляется с Мут, которая, как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353 / 1351 гг. дон. э.) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н. э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н. э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н. э. при Сети 1 (правил ок. 1290- 1279 гг. дон. э.) и его сыне Рамзесе 11 Великом (правил ок. 1279-1213 гг. дон. э.) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.

Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства ~ при царях династии Ряд сфинксов с бараньими головами, расположенный внутри храма Амона-Ра. Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н. э.).


АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ

Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.

Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему - Карнак, что означает «груда камней» - по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.

В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, по счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год. Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.

В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века - в разные эпохи.

Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков - создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур - боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы - каждый представлял собой В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног. динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.

Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох - сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. дон. э.) . По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи) . Самые посещаемые части комплекса - это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.

■ Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.

■ «Священная ладья» Рамзеса II.

■ Храм Ипет (построен при Птолемее VIII).

■ Небольшой храм бога Птаха.

■ Храм Аменхотепа II.

■ Храм богини Мут.

■ Храм Камутеф.

■ Священное озеро.

■ Большой гипостильный зал.

■ Дорога сфинксов.

■ Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.

■ Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).

■ Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.



ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы - образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли - это образ острова? Совершенно верно - острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус - это от голландского города Лейден, где он хранится.)

■ Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса - геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, - лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все - из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.

■ Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась - Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха. Начиная с XVIII династии (1550- 1292 гг. дон. э.) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически.

■ Жук-скарабей - самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри - бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить: все может случиться ровно наоборот.

■ Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана - священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба 1, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. дон. э.


Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства - храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть - в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

















Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной - подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

Карнакский храм (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма - 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая - царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья - сыну царицы Мут и бога Амона-Ра - Хонусу, - который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым - маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян - огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера - 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси - священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих - около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания - фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма - на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады , заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два-три дороже автобусного тура - за нее запросят от 100 USD.

Храм Амона в Карнаке

Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

Храм Амона в Карнаке. Аллея сфинксов

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же?внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих».

Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона» .

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Амона в Луксоре В трех километра к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Явление Амона Первым из богов появился Амон, великий владыка Фив, первой земли, выступившей из начальных вод. Никем не сотворенный, Амон создал сам себя. Он явился в облике прекрасного нильского гуся. И прозвучал его голос, голос великого гоготуна, голос, нарушивший

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Дочь Амона До сих пор археологам не удалось отыскать каких-либо документов, описывающих обряд погребения царских жен. Но, судя по всему, церемония мало отличалась от обряда погребения фараонов. Тело торжественно препровождали в гробницу и совершали обряд «отверзания уст

Из книги Великий Александр Македонский. Бремя власти автора Елисеев Михаил Борисович

Сын бога Амона Египет сдался македонской армии без боя. Коренное население относилось к персам враждебно, сатрап Египта Мазак, не имея достаточно сил для организации обороны и понимая, что на Дария рассчитывать нечего, решил склониться перед завоевателями. Армия

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор, и посвящены они были богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом круговорот жизни...

Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. В прошлом веке некоторые памятники были еще покрыты песком, занесенным из пустыни, как будто они лежали под саваном, скрывающим их от солнца.

Однако ансамбль храма в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов.

Прекрасный и грандиозный Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона. В 1828 году перед его развалинами стоял молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон, счастливый оттого, что его направили на раскопки к берегам Нила, в Египет. Это было прекраснейшее путешествие в его жизни, и он по достоинству отблагодарил за это Францию, расшифровав впоследствии загадочные иероглифы древних египтян.

Ученый предчувствовал, что его ждет - ведь уже Гомер в "Илиаде" восхищался стовратными Фивами. Сердце его готово было выскочить из груди, когда он увидел лежащий перед ним город. Пилоны (гигантские ворота) приветствовали его; колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей, стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и войны.

Разрушенные храмы и молельни... Это было нечто неописуемое, но ученый все равно записал в своем дневнике:

Я наконец попал в Карнак, я увидел роскошь, в которой жили фараоны. Все, что могли выдумать и создать люди в гигантских размерах. Словно это были не люди, а гиганты ростом в сто футов.

Храм Карнака посвящен богу ветров и воздуха

Когда Шампольон прошел через огромные ворота (почти 44 метра высотой и 113 метров шириной), чьи гигантские каменные блоки 15-метровой толщины защищали святилище, он очутился в огромнейшем дворе одного из величайших храмов Древнего Египта. Самый большой храм Карнака был посвящен Амону, богу ветров и воздуха.



Его изображали в короне из двух высоких перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального бога. С XVI века Амон стал идентифицироваться с богом Солнца – Ра.

В начале периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а его преемники расширили храм еще больше.

Описание храма Карнака - архитектурного шедевра

В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись отколовшиеся куски статуй. И хотя Шампольон увидел горы развалин, он сразу почувствовал то величие, которое заключалось в этих сооружениях. Второй пилон привел его к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000 квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника.

Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны, и каждая из них вызывала немое изумление. В середине поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. "Я поставил ее слева, где мое сердце, ибо я люблю ее.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.

Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом победителем.



В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела фараона, белоснежной одежды, разноцветных ожерелий бога Амона в Карнакерелий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут.

Вы, которые через века увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота, словно это были мешки с зерном.

За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и нераскрывшимися бутонами. Действительно ли один из строителей храма решил использовать для колонн формы растений, увиденные в природе? Кто знает...

Но хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз, превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на высоте 24 метров.

В нём стояло 86 000 статуй

Одиноко и задумчиво стоял Шампольон среди гигантских сооружений, среди молчаливой красоты далекого прошлого. А ведь он еще не знал про папирус Гарриса, где было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 000 статуй.

Шампольон и так уже был потрясен открывшимся перед ним величием. Воздвигнутый Рамзесом храм затмил все, что было построено на планете до него. Он строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона и всесильных богов.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой (как считали египтяне) Солнце совершает свои путь по небу. Во время больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот храма в Карнаке выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.



Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда, в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок следовали все прочие - писцы, придворные, судьи. Красочную-процессию замыкали лучники и стража.

У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов, а в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме...