Блудова А. Д.: биографическая справка

Тургенев Иван Сергеевич, рассказы, повести и романы которого знают и любят сегодня многие, родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в старинной дворянской семье. Иван был вторым сыном Тургеневой Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой) и Тургенева Сергея Николаевича.

Родители Тургенева

Отец его был на службе в Елисаветградском кавалерийском полку. После женитьбы он в звании полковника вышел в отставку. Сергей Николаевич принадлежал к старинному дворянскому роду. Его предки, как считается, были татарами. Мать Ивана Сергеевича не была такой же родовитой, как отец, однако она его превосходила богатством. Обширные земли, находящиеся в принадлежали Варваре Петровне. Сергей Николаевич выделялся изяществом манер и светской утонченностью. Он имел тонкую душу, был красив. Нрав матери был не такой. Эта женщина рано лишилась отца. Страшное потрясение пришлось испытать ей в отрочестве, когда ее пытался соблазнить отчим. Варвара убежала из дома. Мать Ивана, пережившая унижения и притеснения, пыталась воспользоваться властью, данной ей законом и природой, над сыновьями. Эта женщина отличалась силой воли. Она деспотично любила своих детей, а с крепостными была жестока, нередко за ничтожные провинности наказывала их поркой.

Случай в Берне

В 1822 году Тургеневы отправились в заграничное путешествие. В Берне, швейцарском городе, Иван Сергеевич едва не погиб. Дело в том, что отец поставил мальчика на перила ограды, которая окружала большую яму с городскими медведями, развлекавшими публику. Иван сорвался с перил. Сергей Николаевич в последний момент схватил сына за ногу.

Знакомство с изящной словесностью

Тургеневы из заграничной поездки вернулись в Спасское-Лутовиново, материнское имение, находившееся в десяти верстах от Мценска (Орловская губерния). Здесь Иван открыл для себя словесность: один дворовый человек из крепостных матери читал мальчику на старинный манер, распевно и мерно, поэму "Россиада" Хераскова. Херасков в торжественных стихах воспевал битвы за Казань татар и русских в годы правления Ивана Васильевича. Спустя много лет Тургенев в своей повести 1874 года "Пунин и Бабурин" наделил одного из героев произведения любовью к "Россиаде".

Первая любовь

Семья Ивана Сергеевича с конца 1820-х по первую половину 1830-х годов находилась в Москве. В 15 лет Тургенев впервые в жизни влюбился. В это время семейство находилось на даче Энгель. Соседями были со своей дочерью, княжной Екатериной, которая была на 3 года старше, чем Иван Тургенев. Первая любовь казалась Тургеневу пленительной, прекрасной. Он благоговел перед девушкой, боялся признаться в сладостном и томительном чувстве, овладевшем им. Однако конец радостям и мукам, страхам и надеждам пришел внезапно: Иван Сергеевич случайно узнал о том, что Екатерина - возлюбленная его отца. Тургенева долго преследовала боль. Свою историю любви к юной девушке он подарит герою повести 1860 года "Первая любовь". В этом произведении Екатерина стала прототипом княжны Зинаиды Засекиной.

Учеба в университетах Москвы и Петербурга, смерть отца

Биография Ивана Тургенева продолжается периодом учебы. Тургенев в сентябре 1834 года поступил в Московский университет, на словесный факультет. Однако он не был доволен учебой в университете. Ему нравился Погорельский, преподаватель математики, и Дубенский, который вел русский язык. Большинство педагогов и курсов оставили совершенно равнодушным студента Тургенева. А некоторые преподаватели вызывали даже явную антипатию. Особенно это относится к Победоносцеву, который нудно и долго рассуждал о литературе и не смог продвинуться в своих пристрастиях дальше Ломоносова. Через 5 лет Тургенев продолжит обучение в Германии. О Московском университете он скажет: "Он полон дураками".

Иван Сергеевич в Москве проучился лишь год. Уже летом 1834 года он перебрался в Петербург. Здесь на военной службе состоял его брат Николай. Иван Тургенев продолжил учиться в Его отец умер в октябре этого же года от почечнокаменной болезни, прямо на руках Ивана. Со своей супругой он к этому времени уже жил врозь. Отец Ивана Тургенева был влюбчивым и быстро охладел к своей жене. Варвара Петровна не простила ему измен и, преувеличивая собственные несчастья и болезни, выставила себя жертвой его бессердечия и безответственности.

Глубокую рану в душе Тургенева оставила Он начал задумываться о жизни и смерти, о смысле бытия. Тургенева в это время привлекали могучие страсти, яркие характеры, метания и борения души, выраженные необычным, возвышенным языком. Он упивался стихами В. Г. Бенедиктова и Н. В. Кукольника, повестями А. А. Бестужева-Марлинского. Иван Тургенев написал в подражание Байрону (автору "Манфреда") свою драматическую поэму под названием "Стено". Спустя более 30 лет он скажет о том, что это "совершенно нелепое произведение".

Сочинение стихов, республиканские идеи

Тургенев зимой 1834-1835 гг. тяжело заболел. У него была слабость в теле, он не мог есть и спать. Выздоровев, Иван Сергеевич очень переменился духовно и физически. Он сильно вытянулся, а также потерял интерес к математике, привлекавшей его прежде, и все сильнее начал интересоваться изящной словесностью. Тургенев стал сочинять множество стихов, однако еще подражательных и слабых. В это же время он увлекся республиканскими идеями. Существовавшее в стране крепостное право он ощущал как позор и величайшую несправедливость. В Тургеневе укрепилось чувство вины перед всеми крестьянами, ведь мать его поступала с ними жестоко. И он дал себе клятву сделать все для того, чтобы в России не было сословия "рабов".

Знакомство с Плетневым и Пушкиным, публикация первых стихотворений

Студент Тургенев на третьем курсе познакомился с П. А. Плетневым, профессором русской словесности. Это литературный критик, поэт, друг А. С. Пушкина, которому посвящен роман "Евгений Онегин". В начале 1837 года, на литературном вечере у него, Иван Сергеевич столкнулся и с самим Пушкиным.

В 1838 году в журнале "Современник" (первом и четвертом номерах) были напечатаны два стихотворения Тургенева: "К Венере Медицейской" и "Вечер". Иван Сергеевич и после этого публиковал стихи. Первые пробы пера, которые были напечатаны, не принесли ему известности.

Продолжение учебы в Германии

В 1837 году Тургенев закончил Петербургский университет (словесное отделение). Полученным образованием он не был доволен, ощущая провалы в своих знаниях. Эталоном того времени считались немецкие университеты. И вот весной 1838 года Иван Сергеевич отправился в эту страну. Он решил окончить Берлинский университет, в котором преподавали философию Гегеля.

За границей Иван Сергеевич сошелся с мыслителем и поэтом Н. В. Станкевичем, подружился также с М. А. Бакуниным, ставшим позднее известным революционером. Беседы на исторические и философские темы он вел с Т. Н. Грановским, будущим прославленным историком. Иван Сергеевич стал убежденным западником. Россия, по его мнению, должна брать пример с Европы, избавляясь от некультурности, лени, невежества.

Государственная служба

Тургенев, вернувшись в Россию в 1841 году, хотел преподавать философию. Однако планам его не суждено было осуществиться: кафедра, на которую он хотел поступить, не была восстановлена. Иван Сергеевич в июне 1843 года был зачислен в Министерство внутренних дел на службу. В то время изучался вопрос об освобождении крестьян, поэтому Тургенев отнесся к службе с энтузиазмом. Однако Иван Сергеевич недолго прослужил в министерстве: в полезности своей работы он быстро разочаровался. Его стала тяготить необходимость исполнять все указания начальства. В апреле 1845 года Иван Сергеевич вышел в отставку и больше не состоял на государственной службе никогда.

Тургенев становится известным

Тургенев в 1840-х годах начал играть роль светского льва в обществе: всегда ухоженный, аккуратный, с манерами аристократа. Ему хотелось успеха и внимания.

В 1843 году, в апреле, была опубликована поэма "Параша" Тургенева И. С. Сюжет ее - трогательная любовь дочери помещика к соседу по имению. Произведение представляет собой своего рода иронический отголосок "Евгения Онегина". Однако, в отличие от Пушкина, в поэме Тургенева все заканчивается благополучно женитьбой героев. Тем не менее счастье это обманчиво, сомнительно - это просто обыденное благополучие.

Произведение высоко оценил В. Г. Белинский, самый влиятельный и известный критик того времени. Тургенев познакомился с Дружининым, Панаевым, Некрасовым. Вслед за "Парашей" Иван Сергеевич написал следующие поэмы: в 1844 году - "Разговор", в 1845-м - "Андрей" и "Помещик". Также создал Тургенев Иван Сергеевич рассказы и повести (в 1844 году - "Андрей Колосов", в 1846-м - "Три портрета" и "Бретер", в 1847-м - "Петушков"). Кроме того, Тургенев написал в 1846 году комедию "Безденежье", а в 1843-м - драму "Неосторожность". Он следовал принципам "натуральной школы" литераторов, к которой принадлежал Григорович, Некрасов, Герцен, Гончаров. Писатели, относившиеся к этому направлению, изображали "непоэтические" предметы: повседневную жизнь людей, быт, преимущественное внимание уделяли влиянию обстоятельств и среды на судьбу и характер человека.

"Записки охотника"

Иван Сергеевич Тургенев в 1847 году опубликовал очерк "Хорь и Калиныч", созданный под впечатлением от охотничьих путешествий 1846 года по полям и лесам Тульской, Калужской и Орловской губерний. Два героя в нем - Хорь и Калиныч - представлены не просто как русские крестьяне. Это личности со своим собственным непростым внутренним миром. На страницах этого произведения, а также других очерков Ивана Сергеевича, изданных книгой "Записки охотника" в 1852 году, крестьяне имеют свой голос, отличающийся от манеры повествователя. Автор воссоздал нравы и быт помещичьей и крестьянской России. Книга его была оценена как протест против крепостного права. Общество приняло ее с воодушевлением.

Взаимоотношения с Полиной Виардо, смерть матери

1843 года прибыла с гастролями молодая оперная певица из Франции Полина Виардо. Ее встретили восторженно. Иван Тургенев также был восхищен ее талантом. Он был пленен этой женщиной на всю свою жизнь. Иван Сергеевич последовал во Францию за ней и ее семьей (Виардо была замужем), сопровождал Полину в турне по Европе. Жизнь его отныне была разделена между Францией и Россией. Любовь Ивана Тургенева прошла испытание временем - Иван Сергеевич два года ждал первого поцелуя. И лишь в июне 1849 года Полина стала его возлюбленной.

Мать Тургенева была категорически против этой связи. Она отказалась выдать ему средства, полученные от доходов с имений. Примирила их смерть: мать Тургенева тяжело умирала, задыхалась. Она скончалась в 1850 году 16 ноября в Москве. Иван слишком поздно был извещен о ее болезни и не успел проститься с нею.

Арест и ссылка

В 1852 году умер Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев написал по этому случаю некролог. В нем не было предосудительных мыслей. Однако в печати не было принято вспоминать о дуэли, которая привела к а также напоминать о смерти Лермонтова. 16 апреля этого же года Ивана Сергеевича на месяц посадили под арест. Затем его сослали в Спасское-Лутовиново, не разрешив покидать Орловскую губернию. По прошению ссыльного через 1,5 года ему разрешили выехать из Спасского, однако лишь в 1856 году предоставили право отправиться за границу.

Новые произведения

В годы ссылки написал новые произведения Иван Тургенев. Книги его приобретали все большую популярность. В 1852 году Иван Сергеевич создал повесть "Постоялый двор". В этом же году написал Иван Тургенев "Муму", одно из самых известных своих произведений. В период с конца 1840-х до середины 1850-х он создал и другие повести: в 1850 году - "Дневник лишнего человека", в 1853-м - "Два приятеля", в 1854-м - "Переписку" и "Затишье", в 1856-м - "Якова Пасынкова". Герои их - наивные и возвышенные идеалисты, которые терпят неудачу в своих попытках принести обществу пользу или же обрести счастье в личной жизни. Критика нарекла их "лишними людьми". Таким образом, создателем нового типа героя выступил Иван Тургенев. Книги его были интересны своей новизной и актуальностью проблематики.

"Рудин"

Славу, приобретенную к середине 1850-х годов Иваном Сергеевичем, упрочил роман "Рудин". Автор написал его в 1855 году за семь недель. Тургенев в первом своем романе предпринял попытку воссоздать тип идеолога и мыслителя, современного человека. Главный герой - "лишний человек", который изображен и в слабости, и в привлекательности одновременно. Писатель, создавая его, наделил своего героя чертами Бакунина.

"Дворянское гнездо" и новые романы

В 1858 году появился второй роман Тургенева - "Дворянское гнездо". Его темы - история одного старинного дворянского рода; любовь дворянина, по воле обстоятельств безнадежная. Поэзия любви, исполненная изящества и тонкости, бережное изображение переживаний персонажей, одухотворение природы - таковы отличительные особенности стиля Тургенева, возможно, наиболее отчетливо выраженные в "Дворянском гнезде". Они свойственны и некоторым повестям, таким как "Фауст" 1856 года, "Поездка в Полесье" (годы создания - 1853-1857), "Ася" и "Первая любовь" (оба произведения написаны в 1860 году). "Дворянское гнездо" было доброжелательно встречено. Его хвалили многие критики, в частности Анненков, Писарев, Григорьев. Однако следующий роман Тургенева ждала совсем иная участь.

«Накануне»

В 1860 году опубликовал роман "Накануне" Иван Сергеевич Тургенев. Краткое содержание его следующее. В центре произведения - Елена Стахова. Эта героиня - смелая, решительная, преданно любящая девушка. Она полюбила революционера Инсарова, болгарина, который посвятил свою жизнь освобождению родины от власти турок. История их взаимоотношений заканчивается, как обычно у Ивана Сергеевича, трагически. Революционер умирает, а ставшая его женой Елена решает продолжить дело покойного супруга. Таков сюжет нового романа, который создал Иван Тургенев. Краткое содержание его, конечно, мы описали лишь в общих чертах.

Разноречивые оценки вызвал этот роман. Добролюбов, например, поучительным тоном в своей статье выговорил автору, где тот не прав. Иван Сергеевич пришел в ярость. Радикально-демократические издания публиковали тексты со скандальными и ехидными намеками на подробности личной жизни Тургенева. Писатель порвал отношения с "Современником", где многие годы печатался. Молодое поколение перестало видеть в Иване Сергеевиче кумира.

«Отцы и дети»

В период с 1860 по 1861 год писал Иван Тургенев "Отцы и дети", новый свой роман. Он был опубликован в "Русском вестнике" в 1862 году. Большинство читателей и критиков его не оценило.

«Довольно»

В 1862-1864 гг. создавалась повесть-миниатюра "Довольно" (издана в 1864 году). Она проникнута мотивами разочарования в ценностях жизни, включая искусство и любовь, столь дорогие Тургеневу. Перед лицом неумолимой и слепой смерти все теряет смысл.

«Дым»

Написанный в 1865-1867 гг. роман "Дым" также проникнут мрачным настроением. Произведение было издано в 1867 году. В нем автор попытался воссоздать картину современного российского общества, господствовавших в нем идейных настроений.

«Новь»

Последний роман Тургенева появился в середине 1870-х годов. В 1877 году он был напечатан. Тургенев в нем представил революционеров-народников, которые пытаются донести до крестьян свои идеи. Их поступки он оценивал как жертвенный подвиг. Однако это подвиг обреченных.

Последние годы жизни И. С. Тургенева

Тургенев с середины 1860-х годов практически постоянно проживал за границей, лишь наездами бывая на родине. Он построил себе дом в Баден-Бадене, возле дома семьи Виардо. В 1870 году, после франко-прусской войны, Полина и Иван Сергеевич покинули город и поселились во Франции.

В 1882 году Тургенев заболел раком позвоночника. Тяжелыми были последние месяцы его жизни, тяжелой была и смерть. Жизнь Ивана Тургенева оборвалась 22 августа 1883 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище, возле могилы Белинского.

Иван Тургенев, рассказы, повести и романы которого включены в школьную программу и известны многим, - один из величайших русских писателей 19-го века.

БЛУДОВА , Антонина Дмитриевна, графиня. Родилась в 1812 г. в Стокгольме, где ее отец был советником посольства. Пробывши в Стокгольме только около одного года, Д. Блудов вернулся в Петербург. Человек весьма образованный и литературный, он здесь примкнул к кругу самых избранных литераторов и был одним из учредителей известного литературного общества "Арзамас" просуществовавшего, впрочем весьма недолго (1815--1818 гг.). Около 1818 г. Блудов назначен был советником посольства в Лондоне. Медленное течение его карьеры круто изменилось при императоре Николае I. Перемена началась тем, что Блудов был назначен делопроизводителем комиссии о декабристах, затем скоро назначен был статс-секретарем, товарищем министра народного просвещения, потом главноуправляющим иностранными исповеданиями, управляющим министерством юстиции, с 1832 г. -- управляющим министерством внутренних дел, с 1837 г. -- опять юстиции до конца 1839 г. когда он назначен был управляющим II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и членом государственного совета с председательством в департаменте законов. В это время Блудов принимал деятельное участие в многочисленных комитетах и комиссиях, касавшихся почти всех сторон государственной жизни. В 1842 г. возведен в графское достоинство, в 1855 г. назначен президентом академии наук, в 1862 г. председателем государственного совета и комитета министров. Скончался 19 февраля 1864 г. В доме и под руководством отца А. Д. Блудова получила прекрасное, разностороннее и серьезное образование и воспитание в духе широко-патриотическом и религиозном. "Одною из заветных мыслей графа Блудова было учреждение целого ряда общеобразовательных училищ -- в каждом благочинии". На церковное образование обратила свою деятельность и графиня. Она избрала ареною своей почтенной деятельности Волынь, только что и с большими усилиями начавшую оправляться от окатоличения и ополячения. В гор. Остроге, волынской губернии, графиня основала в память своего отца кирилло-мефодиевское братство, устав коего утвержден в 1865 г. и высшее женское училище, пользующееся правами женских гимназий, открытое с 186 6 / 7 учебного года. При братстве открыты крестьянский пансион для мальчиков, окончивших начальную школу и желающих продолжать образование в острожской прогимназии, и пансион для учениц блудовского училища, не состоящих пансионерками братства. Кроме того, при братстве открыта лечебница имени в Бозе почивающего наследника цесаревича Николая Александровича и странноприимный дом для богомольцев, направляющихся в почаевскую лавру. В 1863 г. графиня Блудова была назначена камер-фрейлиною. Скончалась 7 апреля 1891 г. в Петербурге, погребена в Москве в новодевичьем монастыре. Последний год болезнь удалила графиню от света, но в пору 60-х и 70-х годов в гостиной графини собирались все представители славянофильских кружков. Литературные труды графини выразились в сообщениях в "Известиях" и "Отчетах" братства, и в статьях, помещенных в "Страннике", "Волынских Епархиальных Ведомостях" и др. частью под псевдонимом: "Н. Ребровский". В "Страннике": "Мысли по возвращении из заграницы" (1863 г.), "Последние дни жизни графа Блудова" (1864 г.), "Отчеты и известия по братству" (1863--1869 гг.) "Сказание о преп. Феодоре Острожском" (1871 г.), "Воспоминания о почаевской лавре" (1868 г.); в "Волынск. Еп. Вед.": "Андреево стояние" (1878 г. 14), "Из речи декана Станлея" (1879 г. 22), "Раздумье отсталого человека в 3-м периоде революционной пропаганды в России" (1882 г. 6). Литература о гр. Блудовой и подробный перечень ее трудов -- в "Критико-биограф. словаре" Венгерова. См. также о ней "Волын. Еп. Вед." 1891 г., NoNo 15, 12. Портрет в "Волынь", изд. Батюшкова, Спб. 1888.

С. Рункевич.

Православная богословская энциклопедия, т. 2. Археология -- Бюхнер, стлб. 716--718

Блудова , графиня Антонина Димитриевна , дочь графа Димитрия Николаевича, писательница и благотворительница, род. в 1812 г. в Стокгольме, ум. 7 апреля 1891 г. в С.-Петербурге. Получив под руководством отца и избранных им учителей превосходное образование, графиня Блудова рано получила живой интерес к развитию русской литературы и сама пробовала свои силы на писательском поприще, но печатать свои статьи стала только с 60-х гг. Почетную известность приобрела она благотворительною и просветительною деятельностью. Вполне сочувствуя мыслям своего отца о необходимости умножить число общеобразовательных школ в России, графиня Блудова решилась добрым примером способствовать пробуждению частной инициативы в деле устройства училищ. Местом своей деятельности она избрала гор. Острог, Волынской губ., и организовала Кирилло-Мефодиевское Острожское братство, устав которого был утвержден в марте 1865 г. В том же году братство открыло начальную школу и приготовительное женское училище, а в 1866 г. открыт был первый класс женского высшего училища имени гр. Д. Н. Блудова. Это училище существует до сих пор и дало целый ряд полезных деятельниц на поприще народного образования. Кроме того, братство содержит пансион для крестьянских мальчиков, учащихся в острожской прогимназии, лечебницу и странноприимный дом для богомольцев, идущих в Почаевскую лавру. -- Графиня Блудова помещала статьи в "Страннике" 1863--1871 гг., "Волынских Епархиальных Ведомостях" 1878--1882 гг., "Семейных Вечерах" 1876 г., "Заре" 1871--72 гг. и "Русском Архиве" 1872--78 гг. Отдельно изданы: "Известие об Острожском св. Кирилло-Мефодиевском братстве", М., 1866 г.; "Воспоминание о Почаевской лавре", 1868 г.; "Путетествие в Острог", СПб., 1868 г.; "Книга для чтения по русской истории", СПб., 1869 г.; "Для немногих. Пять месяцев на Волыни", СПб., 1868 г.; "Сказание о преп. Феодоре, кн. Острожском", 1871 г.; "Воспоминания", СПб., 1871 г., и М., 1889 г.; "Воспитанницам училищ гр. Д. К. Блудова на прощание", СПб., 1881 г. С 1863 г. гр. Блудова была камер-фрейлиной. Погребена она в Новодевичьем монастыре в Москве. П. Н. Батюшков, "Волынь", СПб., 1888. -- Словари: Голицына и Венгерова. -- Некрологи в газетах 1891 г.: "Волынских Епархиальных Ведомостях", No 12, 15; "Правительственном Вестнике", No 79, 81; "Киевлянине", No 80, 81, 83; "Новом Времени", No 5428 и др.

Русский биографический словарь А. А. Половцова, т. 3: Бетанкур -- Бякстер, с. 93--94

Блудова (граф. Антонина Дмитриевна) -- дочь Д. Н. Блудова (см.), род. в Стокгольме в 1812 г. Получила прекрасное воспитание и была в тесных сношениях с литературным кружком своего отца, а также со многими знаменитыми иностранцами. Вот почему ее "Записки", помещенные в "Заре" (1871 и 1872) и "Русск. архиве" (1872--75 гг. и отд. М., 1889), очень интересны. Кроме того, она много писала в "Страннике" и "Сем. вечерах". Последние десятилетия своей жизни ревностно поддерживала дело православия на Волыни и устроила в Остроге Кирилло-Мефодиевское братство. Ум. 9 апреля 1891 г. в высоком звании камер-фрейлины, которое ей пожаловано еще в 1863 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IV (1891): Битбург -- Босха, с. 103

Ребровский, Николай // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Псевдонимы. http://feb-web.ru/feb/masanov/map/13/map24058.ht m Псевдоним: Ребровский, Николай Настоящее имя: Блудова Антонина Дмитриевна Периодические издания: Современник, 1857, No 12; Странник, 1863, No 2; Волынские Епархиальные Ведомости, 1882, No 6 Произведения: Ребровский, Николай. Мысли по возвращении из-за границы. -- СПб., 1863. -- РНБ Источники: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 3. -- М., 1958. -- С. 28; Голицын, 27; Указ. к "Страннику" 1860-1869, 41, 48 (Источник Масанова); "Лит. Наследство", т. 53-54 (Источник Масанова); РНБ. Генеральный алфавитный каталог

БЛУДОВА Антонина Дмитриевна, графиня (с 1842) , мемуаристка, публицист, обществ, деятельница; фрейлина имп. Александры Фёдоровны (с 1863). Отец -- Д. Н. Блудов; мать -- из рода кн. Щербатовых. Детство Б. прошло в Стокгольме, Петербурге, Лондоне. Получила прекрасное дом. образование. Лит.-обществ. связи отца определили ее дружеские отношения с В. А. Жуковским (письма к нему: РА, 1902, кн. 2; письмо от него -- в его Соч., 7-е изд., т. 6, СПб., 1878), Н. В. Гоголем (XIV, 244, и прим.), Ф. И. Тютчевым ("Урания...", см. Лит.), посвятившим ей стих. "Графине А. Д. Блудовой" ("Как жизнь ни сделалась скуднее") и откликнувшимся на ее дневник глубоким и трагич. раздумьем о судьбах России (письмо к ней от 28 сент. 1857), А. С. Хомяковым (письма к ней: РА, 1879, кн. 1; 1884, кн. 1; там же ее заметка "К письмам Хомякова", 1879, кн. 1), М. П. Погодиным (переписка в кн.: Барсуков, XI--XIII), И. С. Аксаковым и др.; о широте ее лит. интересов свидетельствует также сохранившийся альбом Б. (описание в кн.: Ежегодник РО ПД. 1977, Л., 1979, с. 28--29). Широкий круг (с раннего детства) тесных лит. знакомств Б. обусловил источниковедч. ценность ее "Воспоминаний", доведенных до 1850-х гг. (печатались в "Рус. архиве" в 1872--89, отд. изд.-- М., 1888). Они содержат краткие, но выразит, характеристики H. M. Карамзина, Жуковского, А. И. Тургенева, К. С. Аксакова, Хомякова, И. В. Киреевского и др. литераторов, культурных и обществ, деятелей; интересны сведения о Польском восстании 1830--31, приезде императора в Москву в окт. 1831, встрече Б. с К. Меттернихом, обществ, настроениях в период Крым, войны 1853--56. По взглядам и духовным интересам Б. близка к славянофилам. Первоначально получила известность как основательница в г. Острог Волын. губ. правосл. Свято-Кирилло-Мефодиевского братства (1864), усилиями к-рого были созданы: ряд уч-щ (в т. ч. для крестьян), лечебница и странноприимный дом. В результате поездок на Волынь сложились путевые очерки Б.: "Для немногих. Пять месяцев на Волыни...", "Путешествие в Острог", "Восп. о Почаевской лавре" (все -- СПб., 1868). В публицистике Б. преобладали патриотич. и правосл. темы и мотивы: "Сказание о преподобном Феодоре, кн. Острожском" ("Странник", 1871, No 3; в "Страннике" в 70-х -- нач. 80-х гг. опубл. ряд статей Б.), "Андреево стояние" ("Волын. епархиальные вед.", 1878, 16 июля), "Раздумие отсталого человека в три периода рев. пропаганды в России" (там же, 1882, 21 февр.). Др. произв.: "Годовщина. Совр. рассказ" ("Совр.", 1857, No 12), "Книга для чтения по рус. истории" (СПб., 1869), "Имп. Николай Павлович. 1850" (РА, 1893, кн. 1), "Последние дни жизни гр. Д. Н. Блудова" (в кн.: Блудов Д. Н., Мысли и замечания, СПб., 1866), "Восп. пути к св. местам деятельности св. Кирилла и Мефодия" ("Семейные вечера", 1876, No 3--5). Лит.: Вигель (ук.); Никитенко (ук.); Шереметев С. Д., Дом. старина, в. 1, М., 1900; Субботин Н., Гр. Б. в письмах ее к проф. В. Д. Кудрявцеву.-- РА, 1901, кн. 4 (есть письма Б.); Лебединцев Г. Ф., Гр. Б. и Кирилло-Мефодиев. Острожское братство, СПб., 1903; Урания. Тютчевский альм., 1803--1928, Л., 1928 (письма Тютчева к Б. и биогр. очерк о ней); Цимбаев Н. И., Славянофильство, М., 1986 (ук.); ЛН, т. 45--46, с. 151--53. + Некрологи: ВИ, 1891, No 1160; ИВ, 1891, No 6; БЗ, 1892, No 1. РБС; Венгеров (Сл.; Источ.); Черейский; Лерм. энц.; ИДРДВ; Муратова (1, ук.); Масанов. Архивы: ЦГАЛИ, ф. 72 (в т. ч. письма к ней В. А. Жуковского, А. С. Хомякова, И.С.Аксакова, Ф. Ф. Вигеля); ф. 195, оп. 1, д. 1466 (переписка Б.); ф. 46, оп. 1 (письма П. И. Бартеневу); ГПБ, ф. 78 (и ук.); ИРЛИ, ф. 7, д. 23 (многочисл. письма П.В.Анненкову); LiterАrni archiv NАrodnМho muzea (Praha) (письма В. Ганке и др.); ЦГИА, ф. 711; ЦГАДА, ф. 1274, д. 3894.

[715-716 ] БЛУДОВА , Антонина Дмитриевна, графиня. Родилась в 1812 г. в Стокгольме, где ее отец был советником посольства. Пробывши в Стокгольме только около одного года, Д. Блудов вернулся в Петербург. Человек весьма образованный и литературный, он здесь примкнул к кругу самых избранных литераторов и был одним из учредителей известного литературного общества «Арзамас»‚ просуществовавшего, впрочем‚ весьма недолго (1815-1818 гг.). Около 1818 г. Блудов назначен был советником посольства в Лондоне. Медленное течение его карьеры круто изменилось при императоре Николае I. Перемена началась тем, что Блудов был назначен делопроизводителем [717-718 ] комиссии о декабристах, затем скоро назначен был статс-секретарем, товарищем министра народного просвещения, потом главноуправляющим иностранными исповеданиями, управляющим министерством юстиции, с 1832 г. - управляющим министерством внутренних дел, с 1837 г. - опять юстиции до конца 1839 г.‚ когда он назначен был управляющим II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и членом государственного совета с председательством в департаменте законов. В это время Блудов принимал деятельное участие в многочисленных комитетах и комиссиях, касавшихся почти всех сторон государственной жизни. В 1842 г. возведен в графское достоинство, в 1855 г. назначен президентом академии наук, в 1862 г. председателем государственного совета и комитета министров. Скончался 19 февраля 1864 г.

В доме и под руководством отца А. Д. Блудова получила прекрасное, разностороннее и серьезное образование и воспитание в духе широко-патриотическом и религиозном. «Одною из заветных мыслей графа Блудова было учреждение целого ряда общеобразовательных училищ - в каждом благочинии». На церковное образование обратила свою деятельность и графиня. Она избрала ареною своей почтенной деятельности Волынь, только что и с большими усилиями начавшую оправляться от окатоличения и ополячения. В гор. Остроге, волынской губернии, графиня основала в память своего отца кирилло-мефодиевское братство, устав коего утвержден в 1865 г.‚ и высшее женское училище, пользующееся правами женских гимназий, открытое с 186 6 / 7 учебного года. При братстве открыты крестьянский пансион для мальчиков, окончивших начальную школу и желающих продолжать образование в острожской прогимназии, и пансион для учениц блудовского училища, не состоящих пансионерками братства. Кроме того, при братстве открыта лечебница имени в Бозе почивающего наследника цесаревича Николая Александровича и странноприимный дом для богомольцев, направляющихся в почаевскую лавру. В 1863 г. графиня Блудова была назначена камер-фрейлиною. Скончалась 7 апреля 1891 г. в Петербурге, погребена в Москве в новодевичьем монастыре. Последний год болезнь удалила графиню от света, но в пору 60-х и 70-х годов в гостиной графини собирались все представители славянофильских кружков. Литературные труды графини выразились в сообщениях в «Известиях» и «Отчетах» братства, и в статьях, помещенных в «Страннике», «Волынских Епархиальных Ведомостях» и др.‚ частью под псевдонимом: «Н. Ребровский». В «Страннике»: «Мысли по возвращении из заграницы» (1863 г.), «Последние дни жизни графа Блудова» (1864 г.), «Отчеты и известия по братству» (1863-1869 гг.)‚ «Сказание о преп. Феодоре Острожском» (1871 г.), «Воспоминания о почаевской лавре» (1868 г.); в «Волынск. Еп. Вед.»: «Андреево стояние» (1878 г.‚ 14), «Из речи декана Станлея» (1879 г.‚ 22), «Раздумье отсталого человека в 3-м периоде революционной пропаганды в России» (1882 г.‚ 6). Литература о гр. Блудовой и подробный перечень ее трудов - в «Критико-биограф. словаре» Венгерова. См. также о ней «Волын. Еп. Вед.» 1891 г., №№ 15, 12. Портрет в «Волынь», изд. Батюшкова, Спб. 1888.

В роковые минуты Истории недостаточно одного ума: нужны сердечное понимание и сознание права на жизнь, на существование, на преуспеяние, на усиление, на власть своего родного края.

Антонина Блудова

Девятнадцатый век дал России не только великих деятелей искусства, но и великих преобразователей жизни - а именно преобразование, преображение повседневности было целью русских благотворителей. Павлу Третьякову и Александре Стрекаловой, Савве Мамонтову и Наталье Протасовой, Петру Губонину и Антонине Блудовой суждено было сочетать два идеала филантропии, привившиеся к началу упомянутого нами столетия. Один идеал был древнерусский, олицетворённый Иулианией Лазаревской и Анастасией Романовой. То был идеал благочестия христианского самопожертвования, когда не только время и материальные средства, но и сердце отдаётся сирым и убогим. Второй идеал нашёл своё воплощение в Воспитательном доме Екатерины Второй и Ивана Бецкого. Это был идеал Просвещения, говоривший о взаимопомощи ради самой человеческой природы.

Опыт филантропии XIX века, как в высших сословиях, так и в простонародье, был построен на христианском фундаменте, но методы благотворительности могли быть заимствованы и из эпохи Просвещения. Скажем точнее. Чувства, побуждавшие к благотворительности, воспитывались православным нравственным учением (чему есть яркие примеры в деятельности Александра Стурдза, Антонины Блудовой и Анны Аксаковой), а стремление к всеобщему распространению знаний через строительство училищ и библиотек характерно для века Просвещения, хотя материалистические взгляды этой эпохи, разумеется, отвергались аристократами-благотворителями.

Пройти по тонкой грани, отделяющей методы просвещения от его идеологии, русским благотворителям помогли не только немецкие христианские романтики, но и Стефан Стратимирович, и Иоаннис Каподистрия. На пути приобщения к опыту этих единоверных поборников просвещения благотворители не могли не встретиться со славянофилами, шедшими той же дорогой от Руссо и Шеллинга к «Добротолюбию». И действительно, нет почти ни одного русского мецената XIX века, кто не был бы знаком с кружком славянофилов, если эти меценаты действовали после 1839 года.

Имя Антонины Блудовой (1812-1891) в череде имён русских благотворителей, к сожалению, не так известно, как имена Третьяковых или Морозовых. Поэтому нам стоит обратить более пристальное внимание на её роль в развитии благотворительности Российской Империи.

Антонина Дмитриевна Блудова родилась в Стокгольме, где её отец, Дмитрий Николаевич Блудов, служил дипломатом. Истоки рода Блудовых тянутся к самому началу Русского государства. Основатель фамилии - воевода Блуд, известный по Повести Временных Лет. Сам Дмитрий Николаевич был разносторонне талантливым человеком - даровитый дипломат и сторонник единения православных народов под скипетром самодержавной России, он поддерживал приятельские отношения с Пушкиным, вместе с ним участвуя в обществе «Арзамас». В зрелые годы Дмитрий Николаевич вошёл в высший слой элиты России, получив от Николая Первого графский титул и ряд ответственных постов в правительстве. Поучаствовал граф Блудов и в подготовке отмены крепостного права. Не лишним будет отметить, что в 1854 году Дмитрий Николаевич был избран зарубежным членом Дружества Сербской словесности - ныне это Сербская Академия Наук и Искусств. Разумеется, никто лучше отца не организовал бы дело воспитания и образования юной Антонины.

Год, в который она родилась, навсегда высечен на скрижалях отечественной истории. Это 1812 год (впрочем, иногда указывается 1813 год, но предыдущая дата вернее). Таким образом, детство Антонины прошло в воспоминаниях о славе наших воинов... После возвращения отца из-за границы Антонина вошла в большой петербургский свет. Там быстро заметили, что она унаследовала от отца острый ум и не менее острый язык, и что при этом её религиозное чувство гораздо глубже и сильнее, чем у большинства дам этого большого света. Когда в России появилась Цесаревна Мария Александровна, Антонину назначили Её фрейлиной. В 1850-е годы сложился крепкий союз единомышленниц - Цесаревны, а затем Императрицы Марии Александровны, Антонины Блудовой и Анны Тютчевой.

Фёдор Тютчев в письме дочери от 18 сентября 1853 года отмечал: «В субботу я поеду в Павловск обедать у Блудовых, которых я уже посетил. Как я и ожидал, я нашёл Антуанетту более сербкой и болгаркой, чем когда-либо...».

Поражение России в Крымской войне было воспринято Антониной Блудовой как личная трагедия: она «уединилась у Святого Сергия, чтобы придти в себя от потрясения после известия о принятии четырёх пунктов. Они с отцом от этого занемогли» (Из письма А.Ф.Тютчевой князю П.А.Вяземскому).

Антонина Дмитриевна вела широкую переписку с единомышленниками из Чехии, Болгарии и Сербии и стремилась использовать своё влияние на Императрицу как для помощи этим славянским народам, покорённым иноплеменными империями, так и для усиления позиции славянофильства внутри России. Сохранившаяся в ГАРФ (Ф. 641) часть переписки графини с Марией Александровной позволяет говорить о конкретных примерах этого влияния. Так, в 1861 году они обсуждали деятельность известной петербургской благотворительницы графини Н.Д. Протасовой-Бахметевой, которая в течение долгого времени посылала различные дары для церквей и библиотек Сербии и Болгарии . Между прочим, князь А.М. Горчаков рекомендовал деятелям Московского Славянского Комитета учиться именно у Протасовой, да и сама Наталья Дмитриевна обменивалась письмами с деятелями Комитета. Координация усилий между Блудовой, Протасовой и Императрицей имела важное значение для стабильности благотворительной помощи сербам и болгарам .

В другом письме наша графиня рекомендует Государыне прочесть записку о народном просвещении, принадлежащую перу видного деятеля Московского Славянского комитета Н.П.Гилярова-Платонова. Через посредство Антонины Блудовой Императрица знакомилась с творчеством одного из трёх главных зачинателей комитета Константина Аксакова. В 1871 году, как можно убедиться из писем, Императрица обсуждала со своей фрейлиной конкретное дело - славянский концерт .

В 1864-1866 годах продолжалось компаньонство Блудовой и графини Протасовой в деле помощи славянам и грекам, а эта помощь была особенно ощутительно необходима в 1866 году, во время резни греков на Крите (Кандии). Графиня организовала всероссийскую помощь критянам.

В 1867 году Антонина Дмитриевна принимала у себя представителей всех славянских народов, приехавших в Россию на этнографическую выставку.

В 1878 году графиня содействовала сохранению славянских древностей в освобождённой русской армией Болгарии.

Но главное дело жизни графини-благотворительницы - Кирилло-Мефодиевское Братство - устроилось в Российской Империи, хотя имело и всеславянское значение. Как писал участник Славянских обществ и братчик Виленского Свято-Духова Братства Помпей Николаевич Батюшков: «Её трудами открыт и обезпечен целый ряд учреждений воспитательно-благотворительного характера в месте, прославленном духовными подвигами и гражданскими доблестями Князей Феодора Даниловича и Константина Константиновича Острожских...» .

Братство было основано в городе Остроге на Волыни в память об отце Антонины Дмитриевны - графе Блудове, скончавшемся в 1864 году.

Как пишет Т.Яковишина в своей работе о семействе Блудовых, вышедшей в Вестнике Ровенского университета, в числе приятелей графа был настоятель русского прихода в Вене протоиерей Михаил Раевский. Он впервые озвучил идею создания церковного братства или общества для взаимопомощи всем православным христианам где бы они не находились, в особенности общинам, изолированным от основной массы православного населения. Дмитрий Николаевич часто обсуждал эту идею с епископом Смоленским Антонием. Епископ Антоний по этому поводу говорил: «В нынешнее время, когда человечество путём своего природного развития дошла до необходимости всеобщего просвещения, настал час нам всем обратиться к нашему прошлому, к нашей вере, к нашей церкви, к нашим славянским проповедникам, которые объединяют нас со всеми славянами. Пришёл час поставить наше народное просвещение под знамёна святых Кирилла и Мефодия».

В 1863 году граф набросал черновой проект устава Братства Св. Кирилла и Мефодия, но закончить разработку проекта ему уже было не суждено. В 1865 году исполняя последнюю волю отца Антуанетта Блудова продала фамильные драгоценности и купила развалины бывшего монастыря Капуцинов в Остроге, на месте которых некогда находилась Острожская Православная академия, давшая приют русскому первопечатнику диакону Ивану Фёдорову.

За благословением и поддержкой она обращалась к Святителю Московскому Филарету и епископу Дмитровскому Леониду, близкому к славянофилам. Митрополит Московский Филарет накануне своей кончины пожертвовал на нужды Братства 25 рублей .

В своих воспоминаниях графиня уделяет внимание вопросам народного образования в православном духе. Вот что она пишет о мероприятиях Иоанниса Каподистрия: «Филелленские комитеты во Франции, Германии и Швейцарии передали ему (графу Каподистрия) свои сборы на школы, и эти небольшие суммы, с прибавкою конечно собственных своих, послужили ему на основании Орфанотрофа (сиротского приюта), для 700 мальчиков, с домовой церковью и залою для гимнастики, с преподаванием самым элементарным, но уже с правильным воспитанием на Христианских началах. Оттуда смотря по способностям, дети должны были переходить или в земледельческую школу, или учиться ремёслам, или в высшее военное училище в Навплии» .

Братство и братская библиотека были основаны в 1865 году (устав Высочайше утверждён в марте 1865 года), а братская церковь святых Кирилла и Мефодия освящена в 1876 году. Наибольшие пожертвования на строительство братской церкви внесли Императрица Мария Александровна, графиня А.Г. Шереметева и княгиня Д.А. Голицына. Среди икон был запрестольный образ Вознесения, пожертвованный Императрицей Марией Александровной, и образ св. Людмилы Чешской. Главной святыней считался Крест с частицей Животворящего Древа.

Состав Братства был следующий: старшие братчики и сёстры, основатели и строители, основательницы и строительницы братства, местные(т.е. Острожские) братчики, и сестры и члены-соревнователи и соревновательницы .

В числе строительниц Братства в Уставе были упомянуты: А.Ф. Тютчева, Е.Н. Нелидова, Е.Н. Карамзина, Е.П. Урусова, М.А. Мещерская, Е.В. Дашкова.

«Местные острожские братчики... поставляют целию своей деятельности безкорыстное, ради единой любви ко Христу, вспомоществование церквам города Острога и ближайших сёл, и всем бедным прихожанам этих церквей, учение детей и даже взрослых Закону Божию, русской грамоте, чистописанию и счётам и пособие лекарством и уходом за больными на дому» .

В 1865 году Братство открыло начальную школу и приготовительное женское училище, а в 1866 г. открыт был первый класс женского высшего училища имени графа Д. Н. Блудова. В 1875 году в высшем училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, история российской словесности, всеобщая и русская история, география, арифметика, рукоделие, чистописание, пение и музыка. Основное внимание уделялось истории и языкам.

Цель училища, по словам его основательницы, была одна: «выработать цельную личность». Такая точка зрения полностью совпадает со взглядом великого славянского педагога Яна Амоса Коменского, согласно которому школа должна учить прежде всего не отдельным наукам и ремёслам, а «науке быть человеком». Целостность же личности («целомудрие») должно было быть достигнуто путём следования Христу.

Практиковалось совместное чтение Евангелия на церковно-славянском языке с объяснением детям непонятных слов. «Наша цель, - писала одна из начальниц училища, - не столько воспитывать педагогов для добывания средств жизни уроками,... сколько - образованных женщин-христианок, которые могли бы бороться с жизнию во всяком положении... Одним лишь бойтесь меня огорчить - их ложью, а что они нашалили, немножко срезались на экзамене, поленились и даже нагрубили - не беда. Не слишком принимайте всё это к сердцу» .

В 1868 году заложили подворье для богомольцев, идущих из Киева в Почаевскую лавру, в память рождения Царя Николая Второго, ныне причисленного к лику Святых. Странноприимный дом содержался на средства княгини Голицыной.

Одним из первых, кто откликнулся на призыв графини о помощи в основании Братства, был почётный профессор Харьковского университета Иван Васильевич Платонов (1803-1890), участник Славянских обществ и ревностный сторонник обращения в православие чешских переселенцев на Волыни . Уже в 1866 году он организовал в Харькове сбор средств для Братства в Остроге. По 50 рублей внесли великосветские дамы: Батюшкова, Дашкова, Долгорукова, Карамзина, Шереметева и Анна Тютчева. Император Александр Второй, Императрица Мария Александровна и другие члены Царской семьи внесли более 30 тысяч рублей. Интересно, что братчики и сёстры обязаны были, несмотря на своё аристократическое положение, по очереди жить в Остроге и наблюдать за деятельностью Братства, 11 мая отмечался братский праздник - или в Остроге или в домовой церкви графов Шереметевых в Петербурге.

В 1865 году для библиотеки Братства книги пожертвовали профессор И.В.Платонов, П.К.Щебальский, Святитель Филарет Черниговский, И.И.Глазунов. Михаил Погодин, председатель Славянского Комитета, пожертвовал экземпляр Евангелия с Апостолом, напечатанный в типографии князя Острожского. Братчик М.Н.Похвиснев подарил Острожскую Библию.

Всего при Братстве были открыты начальная школа, закрытое среднее женское учебное заведение, крестьянский пансион для мальчиков, окончивших начальное училище и желающих продолжить образование в Острожской гимназии, лечебница «имени в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича» (скончался в 1865 году) и странноприимный дом.

Острожское Килилло-Мефодиевское братство имело школу для подготовки сельских учительниц .

В 1869 году Братство и его школы посетил Митрополит Сербский Михаил, который имел желание использовать его опыт для народного просвещения Сербии.Митрополит Михаил приезжал в сопровождении архимандрита Никифора (Дучича) и настоятеля монастыря Раковица игумена Иосифа.

В 1871 году в Острог прибыл давний знакомый графини известный духовный писатель Андрей Муравьев. Благие деяния Антонины Дмитриевны пришлись по душе писателю. Впоследствии в одном из своих трудов он восторженно писал: «Вот что могла сделать из ничего благочестивая ревность! Давно ли это было, только безобразные развалины упраздненного на краю города монастыря Капуцинов (монашеский католический орден). А теперь перед нами уже обновленный храм приятной архитектуры и с обеих его сторон пристроены два корпуса для братского училища...» Сама же графиня отмечала, что ее целью было «развивать в детях сознание, что они и их предки - русские, что этот край Волынь и Киевский край был колыбелью России и что православная вера была уделом всех славян...»

До 1875 года братские школы содержались, в основном, за счёт личных средств графини Блудовой, а после - на средства Министерства Народного Просвещения и на проценты с капитала, завещанного графом Блудовым. 21 апреля 1875 года произошло Высочайшее утверждение устава Училища. Передача в ведение Министерства народного просвещения не затронула, однако, ни существенных прав графини на управление Училищем (закреплённых в параграфах 18 и 20 Устава 1875 года), ни полномочий Братства в отношении образовательных учреждений.

После закрытия Московского Славянского общества и кончины Императрицы Марии (1878-1880 гг.) графиня была борима тяжёлыми душевными переживаниями, приводившими её на грань отчаяния. Осенью 1880 года Иван Аксаков писал Е.Ф. Тютчевой: «Графиня Блудова все еще в Москве. Очень хотелось ей приехать в Троекурово (где в то время в опале, почти под арестом жил Аксаков - А.П.), но бессознательно, по инстинкту самосохранения, цепляется (?) она за каждый случай, чтобы не подвергать себя напрасной пытке. Отговаривать ее совестно, а между тем она больна мыслью каждого выезда!» Однако и этот период был преодолён, Антонине Дмитриевне предстояло служить России и Славянству ещё 11 лет. Журнал «Славянское обозрение» в 1892 году сообщал: «В память скончавшейся в прошлом году камер-фрейлины, графини А.Д.Блудовой, Острожское Кирилло-Мефодиевское православное братство, обязанное своим устройством покойной графине учреждает два новых, ея имени, женских начальниц народных училища с ремесленными отделениями» .

В 1902 годуславист М.Г. Попруженко писал: «Из сведений, которые даны об этом братстве..., можно заключить о плодотворной и вполне согласной с кирилло-мефодиевской идеей деятельности этого братства... (А.Д. Блудова) является убеждённой и энергичной проповедницей идеи о необходимости самого широкого распространения сведений о трудах свв. Кирилла и Мефодия, о которых она вспоминает, посещая различные русские святыни...» .

Во «Всеподданнейшем отчёте» министра народного просвещения за 1903 год говорилось: «Училище графа Блудова представляет из себя закрытое учебное заведение, предназначенное исключительно для девиц православного исповедания, и содержится на совместные средства казны, Острожского Кирилло-Мефодиевского Братства и пожертвования графини Блудовой».

До 1902 года училище было четырёхклассным, с двухгодичным обучением в первых трёх классах и одногодичном - в последнем, но в 1901 году по ходатайству министра произошло его Высочайше утверждённое преобразование в семиклассное. При училище находилась Св. Кирилло-Мефодиевская женская школа для подготовки учительниц приходских и народных училищ. С.390-391. На 1 января 1904 года в училище было 227 учениц

В 1913-1914 годах было возведено двухэтажное здание училища имени графа Блудова в стиле неоклассицизма.

Училище проработало до 1923 года, когда было закрыто польскими властями.

А в 1991 году читатели последнего в истории календаря с видами достопримечательностей СССР могли прочитать следующее: «Острог славится своим Музеем книги и книгопечатания, созданным в 1985 году на средства Добровольного общества любите-лей книги УССР. Он размес-тился в Луцкой башне XVII века...

Более трёхсот старопечатных книг и редких рукописей ХVI-ХVIII веков, сбереженных здесь, стали основой при создании музея.

На видном месте в экспозиции - экземпляр знамени-той «Острожской Библии», изданной Иваном Федоровым в 1581 году. Это подлинный шедевр печатного искусства. Мастер применил шесть шрифтов, различные варианты заглавных букв, украсил страницы необычными заставками. Рядом «Азбука» и другие его книги, внесшие важный вклад в распространение отечественной письменности.

С типографскими изданиями соседствуют рукописные сборники - «Евангелие», «Помянник рода князей Острожских», в котором сообщаются сведения из истории Острога, лек-ции по риторике и филосо-фии, принадлежавшие студенту Киево-Могилянской академии. Есть в музейной коллекции и образцы продукции типографий Парижа, Рима, Амстердама, Венеции, Кракова, Антверпена, Базеля, Кёльна, Мюнхена.

Посетители узнают, как при-ходила книга к людям. (Л. Киселева, Л. Коробчак».

Прежде чем закончить нашу историю, необходимо задаться вопросом - правилом или исключением был подвиг благотворительности Антонины Блудовой? Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.

Алексей Александрович Поповкин , преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета

Примечания:

1. ГАРФ.Ф. 641. Оп.1. оп. 1. Д.4. Л.5.

2. АВПРИ. Ф. 146 («Славянский стол»), оп. 495, Д. 11087. Л.4

3. ГАРФ. Ф. 641. Оп.1. Д.4. Л. 118.

4. Батюшков П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. 1888. С. 66-67.

5. Яковишина Т.В. Родина Блудових: уболіваючи за долю жінки//Психолого-педагогічні основи гуманізації навчально-виховного процесу в школі та ВНЗ.Збірник наукових праць. Частина II. - Рівне, 2008.С. 399-407

6. Воспоминания графини А. Д. Блудовой//Русский Архив. - 1875. -№6.С. 191

7. Родевич М. Острожское женское училище графа Д.Н. Блудова// Журнал министерства народного просвещения. Т. 189. 1877, январь. С. 51-71.

8. Свято-Кирилло-Мефодиевское Православное Братство //Вестник Западной России. Вильно, 1865.Т. 4. С.159

9. Родевич М. Ук.соч.

10. Лиман С.И. Кирилло-Мефодиевская проблема в научном наследии И.В.Платонова (1803-1890)/ С. И. Лиман // Харківський історіографічний збірник. - 2008. - Вип. 9. С. 160-161

11. Дорофеев Ф.А. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние. /Ф.А.Дорофеев/ Нижний Новгород. - Издательство Нижегородского Государственного университета. - 2006. С. 145

12. Алексеев В. Страницы Москвы- Богучаровские страницы. См.: http://www.voskres.ru/literature/library/alekseev.htm

13. См.: ПИСЬМА И. С. АКСАКОВА ПЕРИОДА ОСНОВАНИЯ ИМ ГАЗЕТЫ «РУСЬ» (СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 1880 ГОДА)

14. Отдел «Смесь»//Славянское обозрение. - 1892.- Т.2.С. 476

15. Попруженко М.Г. Материалы для библиографии по Кирилло-Мефодиевскому вопросу//Журнал Министерства народного просвещения.. т. 341, 1092, май. С.119-120

16. Всеподданнейший отчёт Министра народного просвещения за 1903 год.

СПб. 1904. С. 390-391, 414.

В основу этой статьи положен доклад, прочитанный автором на Конференции молодых преподавателей и студентов Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета 22 апреля 2011 года.

Иллюстрации:

2. В здании Училища графа Блудова с 1994 года располагается Национальный университет «Острожская Академия».