Протоиерей андрей ткачев об отцах, терпении и чтении. Миссионерские записки — протоиерей Андрей Ткачев

Готовлю к публикации материал, перечитываю ответы отца Андрея Ткачева и с теплотой вспоминаю поездку в Солигорск, где проходила встреча с известным проповедником. Здорово, что отец Андрей приехал не в Минск, а южнее на энное количество километров, и так я оказался в одной компании с молодыми людьми, которые поехали на встречу с батюшкой. Живые ребята! Разница между нами лет в десять, но если судить по их жизнелюбию, открытости, легкости и интересу ко всему происходящему в этом мире, то и все пятьдесят получится.

Поехал бы я сам на встречу с отцом Андреем, если бы не редакционное здание? Вряд ли. Ленивое «я» проснулось бы во мне и сказало: «Есть же Интернет. Две минуты — и тысячи ссылок на интервью, высказывания и передачи отца Андрея — всего не пересмотришь».

А здесь другое: оказаться в компании молодых и образованных людей. Еще не закостеневшие, готовые к открытиям, влюбленные и любящие жизнь, они легко срываются и едут в другой город, чтобы не пропустить для кого-то первую, а для кого-то долгожданную встречу с дорогим священником…

Общайтесь, не бойтесь принимать и старайтесь выходить из собственной зоны комфорта — наградой станут или новые знакомства, или настоящая радость, да и просто не зря прожитый день — это тоже очень много сегодня! Вот оно — мое маленькое открытие, а вот и ответы отца Андрея Ткачева…

Если нет духовного отца

Хорошо бы иметь духовного отца, но духовных отцов ведь на всех не хватает. Сколько духовных чад может опекать один священник? Тысячами не может, это нереально. Только старцы могут, и то они изнемогают от этого. А где взять этих духовных отцов? Человеку достаточно, если у него есть духовный советник, духовный помощник, внимательный исповедник, который выслушает его на исповеди, который помолится за него — это уже хорошо, это уже немало.

К тому же каждому человеку нужны друзья: братья и сестры во Христе, которые любят вас, а вы любите их, с которыми можно посоветоваться — это тоже очень хорошо. Когда ты один и решаешь какую-то проблему сам с собой — это одно, а стоит хотя бы даже рассказать кому-то о своей проблеме, как начинаешь по-другому к ней относиться, иначе оцениваешь ситуацию.

Когда человеку не с кем поговорить — это просто ужасно. Поэтому, если у вас нет духовных отцов — полноценных, настоящих, потому что их мало, то у вас должны быть по крайней мере друзья и подруги, с которыми можно просто посидеть и рассказать о себе, а они подскажут. Часто через них тоже подается помощь. Вообще, любой человек, который переживает о вас и еще к тому же имеет веру Божию, может быть вам хорошим советчиком и ценным подсказчиком. Как говорил старец Паисий: «Если один человек любит другого человека, одно сердце прикасается к болям другого сердца, то вот в этой точке соприкосновения действует Христос». Соприкоснулись два сердца — можно ждать, что Христос поможет.

Поэтому, даже если настоящих духовных отцов на всех не хватит в ближайшее время, у вас есть литургия, книжки и друзья, плюс священники, которые исповедуют, молятся, совершают службы — это уже много.

Святых людей не много, но они есть всегда

Cербский патриарх Павел — это один из таких патриархов, которых народ ждет и регулярно дожидается. Люди ждут того, чтобы их возглавил некий новый Моисей, кротчайший паче всех человек сущих на земли (Ср.: Чис. 12: 3).

И люди регулярно дожидаются этого, и то там, то там на светильниках церковных загораются святые иерархи. Поэтому Павел, Царство ему Небесное, — никакое не исключение, это один из достойнейших святых предстоятелей, которых в Церкви, в общем-то, не может быть очень много, но которые не исчезают никогда.

Владыка Павел — чрезвычайно интересный человек. Знаете, он ходил в таких стоптанных башмаках, что некоторые чувствовали стыд за то, в чем ходит патриарх. Он был человек рукастый, работящий и мог на свалке найти какие-то башмаки и из двух пар растоптанных, совершенно погибших ботинок сделать одну пару нормальных. И ходил в этом. Это, кстати, не требуется от каждого иерарха. В истории Церкви были люди, которые одевались в золото и парчу, а под ними носили вериги. То есть то, что у тебя снаружи, еще ничего не значит.

Без отца ничего не получится

Не знаю, если вы там вдвоем с ним, если только вы да он, если мама и сын с пивом, компьютером и табаком, то, боюсь, у вас нет рычагов, как на него повлиять. Если ему уже лет 17-19, то мамины руки уже слабые, чтобы дать ему под хвост, да он и не послушает вас. Остается только просить его, чтобы он был человеком. Но это тоже не поможет. Только Бога просить. А если там, например, батька есть, и батька еще в силе, пусть батька приводит его в послушание. Женщина не способна после определенного возраста сама управиться с мальчишкой, с сыном. Если мама одна воспитывает сына, и парню уже, например, 15-17 лет, и он приходит домой, например, а от него табаком пахнет, возвращается поздно, непонятно, с кем шляется, у мамы с каждым месяцем все меньше и меньше сил, чтобы на него повлиять. И что она может делать? Ну, плакать может, ругаться может. Ну, что она его — побьет? Он же не боится никого. Поэтому мамы-одиночки — это бедные люди, которые никак не могут привести к послушанию сыновей. А если есть отец, и отец в силах, или авторитетный отец, то он даст ему раз по «бестолковке», и все станет на свои места. Эти небитые люди ничего не понимают, к сожалению. А битые: «Все-все, я понял, только не... Я понял».

Я не знаю, как воспитывать женщине в одиночку детей без отца. Безотцовщина — это великая беда. Поэтому, мужики, не бросайте женщин ни в коем случае, потому что они без вас не справятся.

Молитесь, но не замаливайтесь. С вас хватит терпения

Вы спрашиваете о том, как можно любить человека, который постоянно делает тебе пакости, клевещет? Говорите, что стараетесь избегать конфликтных ситуаций, молитесь за этого человека, но полюбить его никак не получается. Но вам этого человека пока любить и не надо. Не знаю, кто это — сотрудница по работе, соседка или родственница. Научитесь, может быть, терпеть. И терпения с вас пока что хватит. Любить — это уж совсем много. Это высоко.

Попробуйте продолжить то, что вы делаете: плохо про этого человека не говорить, избегать общения с ним, если это общение для вас болезненно, если оно ранит вас; не желать ей зла, в случае, если ей будет плохо; не радоваться ее несчастью; молиться о ней иногда. Но тоже не замаливайтесь. Когда человек молится за другого человека, он связывает себя с ним крепким узлом. Насколько я понял, вы хотели бы развязаться с ней, а не связываться. Поэтому не усиливайте молитву за того, кто не очень вас любит, а вы его в ответ. Терпите. Терпение — это тоже великое дело. С терпения начинайте все.

Читайте и думайте, думайте и читайте

А дорожек много: есть житийная литература, есть литература биографическая, есть дневники и путевые заметки, есть художественная литература разных направлений. Каждый знаковый литератор или философ составляет такой «список рекомендованной литературы». Поинтересуйтесь, что об этом сказали великие люди земли.

Конфуций говорил: «Читать и не думать бесполезно, а думать и не читать опасно». Пожалуйста, запомните это выражение, оно очень красивое. Когда человек думает, но не читает, он может додуматься до каких-то диких вещей, которые бы он подретушировал, если бы читал чужие книги и опытом чужого ума сдерживал себя. То есть думать и не читать — это очень опасно! Все еретики — это люди думающие, но мало читающие. А вот читать и не думать — это бесполезно. Загружаешь в себя книги, а сам как желудок, не варящий пищу, — глотаешь много, а перевариваешь мало.

Заметить чудо…

Чудо — стандартное явление, просто мы не замечаем этого в силу привычки. Рождение ребенка, слезная исповедь, встреча двух друзей — это все чудеса…

13.03.16. И вот Луна светить устала

И вот Луна светить устала,

Во тьму опущен человеки

темнота на Землю пала,

как короток Планеты век!

1. Теперь, когда уже всё определено и фактически подготовлено к Великому Преображению, Я хочу немного, хотя бы в общих чертах рассказать людям, что же ждёт непокорное и упрямое человечество, ибо тонкости этого МЕГАпреображения Я, Отец Абсолют, оставляю за собой, ибо люди есть люди и условия преображения Мне придётся рассматривать в каждом отдельном случае персонально!

2. Я не имею ПРАВА (так было решено Мной ещё тогда, когда Вселенская Программа Преображения Пространства и, конечно, людей, только формировалась) не считаться с мнением, свободной ВОЛЕЙ каждого человека, который не может оставаться безучастным к тому Духовному хаосу, который царствовал и продолжает царствовать на Планете много тысячелетий!

3. Я действительно хочу увидеть поведение каждого человека, особенно с учётом обозначенного Мной его Великого пути в Боги через череду инкарнаций, и выполнение тех задач, которые человек в обязательном порядке получал и получает от Создателя!

4. Сложность заключается в том, что большая часть людей проходила испытания, которые были настоящими испытаниями Духа под давлением Отца Люцифера, и поэтому вопреки Моей ВОЛЕ некоторые народы, особенно прибывшие на Планету вне рамок Вселенской Программы, согласились на условия Тьмы, а по-другому Я не могу назвать время правления Отца Люцифера!

5. За такое послушание некоторые народы получили не только свою идеологию (религию), но и право от Отца Люцифера передавать её из поколения в поколение, как Великий завет повиновения, позволяющий им выживать при любых условиях, а значит, при любых идеологиях, сохраняя себя и свой внутренний мир!

6. Мир людей, многоуровневый Мир людей, сложился таким, повторяю, за многие тысячелетия, поэтому идеология Небес, гласящая, что выше РАВЕНСТВА людей передо Мной, Создателем, нет ничего, подверглась не только правке, но и глубокому переосмыслению не только в пользу отступников на Небесах, но и в пользу отступников в Плотном плане!

7. И эта идеология НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ и НЕРАВЕНСТВА, а лучше сказать, внедрение в Со-Знание людей этой идеологии управления людьми в Духе через искажение приоритетов Небес, главным из которых является РАВЕНСТВО всех людей перед Создателем, смогло под влиянием Отца Люцифера и выбранного Им для этого народа создать условия Духовного рабства уже других народов, а фактически и всего человечества!

8. Поэтому многовековую (а точнее, вечную) войну человечества с человечеством невозможно остановить, хотя бы потому, что выбранный Отцом Люцифером народ поклялся служить Ему ВЕЧНО, а значит, ВЕЧНО оставаться носителем идеологии НЕРАВЕНСТВА и возможности управления Со-Знанием других народов через собственные религии, которые ничего не имели и не имеют общего с Небесами, а точнее, со Знаниями от ПервоТворца!

9. Сложившуюся за тысячелетия подмену понятий сегодня искоренить без Моего, Отца Абсолюта, участия практически невозможно, ибо в Хаосе, в Духовном блуде очень много людей “грело руки”, а значит, использовало ситуацию провозглашённого НЕРАВЕНСТВА в свою пользу, и это обстоятельство стало основой той идеологии Великого обмана, идеологии Духовного рабства во всех уголках Планеты!

10. К сожалению, эта идеология коснулась и того народа, а лучше сказать, тех людей-Богов, которые первыми откликнулись на Моё, Создателя, обращение к Небесам принять участие во Вселенской Программе Преображения Пространства и доказать сомневающимся Отцам-Основателям, что эволюция Со-Знания позволит людям (Великому ПОДОБИЮ) подняться до высот Целого!

11. Более того, Я предлагал рассматривать идеологию Хаоса, управляемого Хаоса, как часть Пространства Разума, в котором Хаос является возможностью СВОБОДНОГО волеизъявления человека (людей) стать частью Целого, а значит, Великим Целым!

12. Но даже этот ВОЗМОЖНЫЙ сценарий эволюции людей в Боги, в Целое был отвергнут людьми НЕВЕРИЯ! Несмотря на миллиарды людей (человечество), никто из людей, даже народ Коренной цивилизации, не стал откликаться на Мои слова! Мне пришлось потратить слишком много времени для того, чтобы увидеть первые РОСТКИ Духовного ПРОЗРЕНИЯ и увидеть это в горстке людей Коренной цивилизации, и поэтому, на этом основании, сказать сегодня всему человечеству о том, что РОСТОК НОВОЙ, ШЕСТОЙ РАСЫ ВЗОШЁЛ, и теперь у человечества пути назад нет, а значит, ВЕКТОР движения человечества теперь и НАВЕЧНО направлен в сторону СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ в Духе!

13. И коль скоро эту ПОБЕДУ Духа над Хаосом Тьмы Я объявил, то для укрепления внутреннего СОВЕРШЕНСТВА и, повторяю, победы над Духовным блудом, Мне необходимо провести реорганизацию, а точнее, детерминацию Пространства, для того, чтобы ПОРЯДОК внутри человечества был порядком Мироздания!

14. Теперь, поскольку всё готово к МЕГАпреображению Мира Людей и Планетарного Пространства, Я, Создатель, Всевышний, Вседержитель, .., считаю возможным объявить, что ПРЕОБРАЖЕНИЕ (СУДНЫЙ ДЕНЬ) НАЧАЛОСЬ и перед каждым человеком поставлена задача перейти, приняв Мои условия РАВЕНСТВА всех людей перед Богом, через Мой Экзамен, в Мир Новой мерности!

15. Поэтому, с сегодняшнего дня, в Праздник ПРОЩЁННОГО ВОСКРЕСЕНИЯ, преображение Со-Знания людей и Планетарного Пространства стартовало и теперь будет набирать обороты, а поскольку людей НЕВЕРИЯ, как результата всеобщего Духовного блуда, больше, чем людей Истинной ВЕРЫ, Я буду крепить силы СВЕТА и очень значительно, которые сегодня обозначены как “300 спартанцев”, представляющие в Духе Россию!

16. Я предупреждал и повторяю Своё предупреждение, что для людей НЕВЕРИЯ “холодным душем” будет не только и не столько усиление вулканической деятельности уставшей от людей Планеты, сколько очищение поверхности от скверны Духовного блуда водой, которая изменит очертания Планетарного пространства и очень значительно!

17. В этом отношении Я бы не рекомендовал людям, и особенно властьпредержащим людям, выстраивать планы на далёкое будущее, ибо его у них нет, как впрочем, нет и их самих: при проявлении РАВЕНСТВА всех людей ВЕРЫ перед Создателем, власти Мамоны, разделяющей людей на “богатых” и “бедных”, на “хозяев” и “рабов”, больше не будет никогда! Для того, чтобы всё окончательно поставить на свои места, а значит, полностью восстановить НЕЙТРАЛЬНОСТЬ Небес и Мира СЕГО, в тот момент, когда СВЕТ НЕБЕС ненадолго пропадёт, люди увидят огонь Преображения! Повторяю, всеобщего Коллапса не будет, но Экзамен Богу людям не избежать, ибо за всё приходится платить и платить не Мамоной, а собственными жизнями, ибо ценнее жизни ничего нет!

С Любовью к идущим в Новый мир СОВЕРШЕНСТВА Духа!

Отец Абсолют, или Высший Космический Разум.

Последняя молитва последней литургии

Протоиерей Андрей Ткачев

Р ечь пойдет не о той литургии, которая будет совершена в последние часы истории мира, и не о той, что имеет быть на вершине Афонской горы в последние времена. А о той, что совершится в большинстве православных храмов на Страстной седмице. Еще на год мы попрощаемся с литургией Преждеосвященных Даров, которая, как и любая другая, закончится заамвонной молитвой.

Заамвонная молитва – первая гласная молитва священника в день его рукоположения. В чине литургии Златоуста и Великого Василия в этой молитве приносится прошение о полноте Церкви, о воинстве, о тех, кто любит благолепие дома Божия. Это знак того, что отныне священник должен будет молить Бога о многих людях и о разных состояниях. А в чине Преждеосвященной слова этой молитвы другие.

Там сначала говорится о Господе как о Премудром Творце. Затем благодарится о днях Четыредесятницы, внутрь которой Бог ввел нас «неизреченным Промыслом и многою благостью» . Пост пугает многих при начале, но пролетает быстро, как курьерский поезд, и оставляет чувство жалости, что «вот и в этот раз толком попоститься не получилось». К посту действительно нужно относиться не как к тяжести, но как к делу неизреченной Премудрости и многой благости. И установлен он для «очищения души и тела; для воздержания страстей и надежды воскресения».

Пост устремлен к Пасхе. Без Пасхи наш пост не имеет смысла. Пусть кто-то и где-то постится как хочет ради других целей. Христиане постятся в ожидании Воскресения и стремятся очиститься внутри и снаружи, чтобы как можно полнее ощутить пасхальную радость. Вспоминать об этом не лишне, а напоминать не в тягость.

Далее священник вспомнит Моисея, которому в ходе сорокадневного моления Господь вручил скрижали – Богоначертанные письмена с заповедями. Эти каменные доски Моисею пришлось разбить, потому что, сойдя с горы, он нашел народ буйствующим и кланяющимся золотому тельцу. И пролилась кровь, и наказаны были наиболее неистовые, и снова Моисей взошел на гору, чтобы повторно получить заповеди. Эти вторые скрижали впоследствии легли в Ковчег Завета вместе с манной и Аароновым жезлом (см.: Евр. 9: 4). Но хранением в ковчеге и чтением в собраниях заповеди на скрижалях не ограничили свое действие.

Пророки усмотрели в скрижалях нечто таинственное. Они, по действию Духа, поняли, что для правильного и постоянного исполнения заповеди нужно написать на сердце, а не просто на каменных досках. «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» , – говорит Господь через Иеремию (Иер. 31: 33). То есть до вложения законов Божиих во внутренности и в сердца человеческие какой-либо из народов можно называть «народом Божиим» только с натяжкой и с оговорками. Плотски живя и по-плотски мысля, человек враждует с Богом. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8: 7).

Человеку нужно дать новый дух и новое сердце, потому что со старым сердцем служить Богу всецело невозможно. Об этом молил Давид: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» Об этом же пророчествовал Иезекииль: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26).

Все это имеет отношение к нам потому, что мы и вступать в пост должны ради внутреннего обновления и ради начертания законов Божиих тростью Духа на «плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

И вот, помянув сия, то есть Моисея и данный ему закон, а также пророчества о Новом законе, пишемом на сердцах, священник молится словами апостола Павла: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизаться, течение поста совершить, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителями же греха явитися». Эти слова и буквально, и в общей тональности заимствованы из письма апостола к Тимофею: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Только апостол говорит о том, что уже сделано, а мы, беря пример его слов, просим, чтобы и мы совершили добрый подвиг, путь поста прошли, веру сохранили. Добавляем же и просьбу о сокрушении невидимых врагов и возможности неосужденно достигнуть цели поста – святого Воскресения.

Как видим, дух молитвы церковной есть дух Писания, а многие библейские выражения целиком, словно золотыми нитками, вшиты в ткань церковных молитвословий. Пастырь, не читающий Библию, не поймет и всего смысла молитв, которые читает, а пасомые такого пастыря, по необходимости, обречены будут высмотреть все второстепенное, но «слона так и не заметить».

И еще напомним себе о том, что само существование такой литургии, как Преждеосвященных Даров, говорит нам о невозможности долго жить без причастия. Долго не причащаться христианину настолько неестественно, что, не умея дождаться ближайшей субботы или воскресенья, истинные рабы Господни стремились к Чаше в постовые будни даже без Евхаристии. Лишь бы напитаться бессмертной пищей Тела и Крови Сына Божия.

Вот и остается после прочтения последней заамвонной молитвы на Преждеосвященной службе несколько дней пути до той ночи, когда Агнец, за весь мир закланный, преподастся под образом Тельца упитанного для всех, кто не откажется прийти на Божий пир. И тогда словами Златоуста возгласят повсюду пастыри, чтобы «пришли на трапезу все: постившиеся и не постившиеся, работавшие с третьего часа дня или пришедшие за час до полуночи».

Потому что благ Владыка – «и дело приемлет, и намерение целует» .

Самоукорение – это добродетель, это аскетическое упражнение. Укорять себя можно и нужно непрестанно. Так говорят отцы. Нужно трудиться в том, чтобы совершать внутренний труд по части самоукорения.

Чувство вины и самоукорение – немножко разные вещи. Для чего нужно самоукорение? Для того, чтобы не гордиться. А кому нужно не гордиться? Тому, кто склонен к этому. А кто склонен к этому? Наверное, все, но все в разную меру.

Побитый боксер, уходящий с ринга, и боксер победивший, уходящий с ринга с поднятыми руками, по части гордыни в разных условиях. Один находится в подавленном состоянии, другой – в приподнятом. Именно тот, кто победил должен укорять себя, должен себя сдерживать и смирять. Если же не смирит себя, то вскоре тоже будет побит.

Что же касательно чувства вины, то простому человеку вечно макать себя за шиворот куда-то носом может быть опасно. Человек может загнать себя в какую-то крайность.

Иногда его нужно утешить, поддержать, поднять в собственных глазах: «Да у тебя получится все!» Обычно такое детям говорится, но люди инфантильны. Они и в старости часто детьми остаются. Их ободрять, а не прессовать надо.

Самоукорение – это внутреннее усилие. Боже вас сохрани, показывать наружу своим постным видом, что вы самоукоряетесь. Вы должны быть таковы, как сказано Господом о посте: «Лицо свое умой и голову помажь, и явись людям с веселым лицом», а внутри будь постящимся. Потому что Бог видит тайное. Если ты натянул на себя постную физиономию, посыпал голову пеплом, Боже сохрани, таким являться на люди.

Самоукорение – это тайна сердца. Я должен себя укорять всегда, потому что я вижу, что каждый мой шаг несовершенен перед лицом Бога моего.

И даже посреди самих добрых дел своих я вижу, что они дырявые, как сыр. Гоголь говорил: скорбь самая сильная не от того, что в мире много зла. Самая большая скорбь оттого, что в добре добра нет, что добро дырявое. То есть внутри самого добра, как червяк в яблоке, хранится зло. Страшно, то, что зло всюду и даже в добре. Когда человек знает, что самые добрые движения его души дырявы, гнилы, в какой-то процентной доле, что они несовершенны, вот тогда он понимает, что ему по-настоящему гордиться нечем. Это и есть здоровое самоукорение.

Что же касается вины, то эта тема любима миром, раскручена. Немцев, к примеру, заставляют с пеленок себя чувствовать виноватыми перед евреями. Хотя родились уже два поколения людей, которые не виновны в гитлеризме.

Нас убеждают, что кто-то должен чувствовать какую-то вину о прошедшем перед кем-то еще. И слово «вина» – какое-то фрейдовское. И про вину я не собираюсь вам говорить. Мы виноваты собственно перед всеми, как классик говорит: «Всяк за всех виноват».

Мне приятнее говорить об укорении себя самого. Это мой внутренний труд, это труд внимания себе и наблюдения за стопами своими. Это труд, ведущий к ясному пониманию, что никогда, даже в самых добрых своих состояниях, я не бываю абсолютно добрым. Всегда сохраняется иррациональный остаток для греха. И мне всегда есть в чем себя укорить, на себя шикнуть изнутри. Чтобы не гордиться. И еще для чего? Чтобы не осуждать.

Когда человек убежден в своей полной правоте, он демонизирует мир. Тогда у него все пальцы получаются указательными, и он видит всех остальных виноватыми. Если он своих грехов не видит, он видит чужие грехи.

В молитве Ефрема Сирина в посту говорится нам: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Если я не буду укорять себя, я буду укорять всех. Тогда весь мир плох, а я хорош.

И тут мы переворачиваем всю систему ложных ценностей, укоряя себя. Мы начинаем спокойней смотреть на окружающий мир. У нас увеличивается доля спокойствия по отношению к миру, сострадание может даже появится.

Нужно для этого, чтобы луч Солнца правды, луч Христа проник в вашу душу, и вы увидели то, что мы сказали: в добре добра не хватает, не все хорошо внутри человека, там кошмар сплошной. Если вы этого не увидели, то укорение себя будет имитацией и аутотренингом. Стоит молиться Богу, чтобы он открыл наши очи, и мы увидели себя и мир в немножко более правильном виде, нежели мы видим сегодня.

Укорять себя надо. Но при этом нужно улыбаться ближнему и не натягивать на себя постную личину. Нужно поститься в тайне Богу, который видит тайное и воздает человеку явное.

Записала Лариса Бойцун
Видео: Владислав Грабенко