Правила игры на бильярде. Значение удара и стойки

Бильярд в России имеет длительную историю. Заинтересовался этим видом спорта ещё Пётр I при совершении ознакомительной поездки в Голландию. Оценив всю прелесть бильярда, он повелел изготовить первый стол для этой забавы. Затем бильярд стал популярен среди дворян. А чуть-чуть позднее он обрел свой в нашей стране уникальный стиль и свод правил - так появилось то, что по всей планете называют «русский бильярд».

Как играть в русский бильярд? На сегодняшний день существует несколько десятков его разновидностей. Объединяет их все лишь одно - шары для игры практически не уступают размерам лузы, поэтому забить их сложнее, чем в американском пуле. Играется русский бильярд на столах разных размеров - восьмифутовых, девятифутовых, двенадцатифутовых. На официальных же соревнованиях используются только самые большие из перечисленных столы.

Есть три наиболее популярные разновидности русского бильярда, в них чаще всего играют в барах и клубах и для каждой из них просто необходим хороший:

  • «классическая русская пирамида»,
  • «московка»,
  • «американка» (не путать с уже упомянутым пулом).

Поговорим подробнее о каждом пункте этого мини-списка.

Такая простая русская «американка»

«Американка» имеет наиболее простые правила, и именно с неё начинают новички. При подготовке к партии «американки» на столе выставляются 15 шаров пирамидой, так, чтобы её вершина находилась на линии задней отметки. Кто будет делать первый удар, решается в результате специального розыгрыша. Он заключается в следующем: с передней отметки два игрока бьют по шарам так, чтоб те отскочили от заднего борта и по максимуму приблизились к переднему. Чей шар в итоге будет ближе, тот и будет разбивать пирамиду. А дальше всё просто: победа достаётся тому, кто первый закатит восемь шаров в лузу. Интересно, что любой шар тут может становиться «битком», и это значительно упрощает партию. Свои удары соперники делают по очереди. Когда игрок закатывает определённый шар в любую лузу-лунку, он получает дополнительный ход или удар.

В этой разновидности, как и во многих других типах бильярда, существует достаточно разветвлённая система штрафов. Например, штраф назначается, если «биток» не соприкоснулся при ударе ни с одним шаром, если он выскочил за борт, при неграмотном отыгрыше, при несанкционированном (не в свою очередь) вмешательстве в партию и т. д. Именно такой бильярд можно чаще всего увидеть в специализированных клубах и барах, где стоят столы с зелёным сукном.

Московская и классическая пирамиды

Менее распространена так называемая «московка» или «московская пирамида». И это вполне понятно - она посложнее. Принципиальное отличие «московки» от «американки» заключается вот в чём: роль «битка» может играть только один цветной шар. И ещё здесь более жёсткое правило первого удара. Пирамида будет считаться разбитой по правилам, только когда в лузу закатывается один из шаров, или если бортов коснулись минимум 2 шара. Отметим, что в «московской пирамиде», как и в «американке», выигрывает тот, кто забивает больше половины (то есть 8) шаров.

Отдельно стоит сказать про «классическую русскую пирамиду». Это вариант для тех, кто любит игры поазартнее и посложнее. Здесь уже надо считать очки. Каждый шар, оказавшийся в сеточке лузы, даёт количество очков, равное порядковому номеру. Правда, есть исключения: шар с номером 1 (так называемый туз) даёт 11 очков. И к номеру шара, который был закатан в лузу самым последним, добавляются те же 10 очков. Получается, что общее количество очков тут 140. Соответственно, побеждает тот, кто наберёт первее 71 очко.

Конечно, в данной статье даны только общие сведения и некоторые интересные особенности о каждом типе русского бильярда. В любом случае очевидно, что это - сложный и серьёзный спорт, требующий подробного изучения правил, постоянной практики и самосовершенствования.

Статья подготовлена при участии магазина товаров для бильярда.

Какие черты делают женщину привлекательной

В чем польза и вред бананов

20 Признаков что вы нашли идеального парня

Говорят, что научиться играть в бильярд почти так же сложно, как и игре на пианино. Отчасти это правда, ведь уметь красиво играть в бильярд — это почти талант, а еще плоды усидчивости, саморазвития, терпения и упорства. У стремящегося играть в бильярд, не как новичок, должны быть эти качества. А сегодня мы поговорим о правилах бильярда и о том, что стоит знать, чтобы научиться играть в эту непростую мужскую игру.

Правила бильярда

Начнем с самых распространенных видов бильярда в России. Это «Восьмерка» и «пул». Экипировка игрока в бильярд всегда будет состоять из кия, мелка, стола, чей формат будет зависеть от игры и шаров, соответствующих столу.

15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно

Что форма носа может сказать о вашей личности?

Преимущества употребления кофе

Основным принципом игры является удар по одному шару с такой силой, чтобы другой шар попал в лузу, а вот дальше начинаются правила бильярда, которых на свете великое множество.

Русский бильярд от любого другого отличается тем, что размеры лузы на несколько миллиметров больше шара и это делает игру невероятно сложной, ведь силу и траекторию движения шара надо рассчитать так, чтобы шар непременно попал куда надо.

В русский бильярд играют так

  1. В начале выстраивают пирамиду из шаров, где вершина пирамиды – белый шар, — стоит на строго отмеченной точке, а «биток – красный шар, — стоит на другой половине стола. Половина стола, с которой начинается игра, определяется по желанию игроков и отделяется линией, называемой болкерной.
  2. Игроки могут выбрать первого, кто нанесет удар битком. В русском бильярде разрешено выбирать любой шар – красный или белый, — в качестве битка, а остальные игроки осуществляют удары в порядке очереди.
  3. Удары в русском бильярде называются «чужие» и «свояки». «Свояк» от «чужого» отличается тем, что шар биток от удара о другой шар попадает в лузу сам, а не отправляет туда шар, о который ударился.
  4. Теперь вернемся к «восьмерке». Эта игра и проще и быстрее русского бильярда, ведь лузы там такие большие, что туда влезут два шара, а сам стол намного меньше. Итак, правила:
  5. Биток кладется на точку, отмеченную на болкерной линии, а остальные шары образуют пирамиду на той стороне стола, где болкерной линии нет.
  6. Первого игрока назначают сами игроки. Битком может быть только белый шар и именно им разбивают пирамиду
  7. Дальше в зависимости от того, какой шар – полый или полосатый, — попадет в лунку первым, таким и играет определенный игрок.
  8. Если черный шар загнали в лузу не последним, то тому игроку, кто допустил такую ошибку, присуждается поражение, поскольку перед тем как забивать черный в лузе у игрока уже должны быть все шары своего типа. Тогда игрок забивший черный, был бы победителем.

Как видите игра не слишком сложная. Техника удара тоже не требует особых навыков. Кий держите той рукой, которая у вас рабочая, а левую положите на стол за 30 см. до шара. Из двух пальцев создайте нечто вроде желоба, который направит удар кия. Цельтесь в середину шара. Если для этого вам надо максимально согнуться, прижаться грудью к столу – согнитесь. Помните, перед ударом ведущую руку необходимо расслабить. Такие нехитрые правила игры в бильярд.

Видео уроки

Время зарождения, как и место появления игры в бильярд до сих пор не установлено. В различных странах ранее существовали игры, которые тогда еще имели очень мало общего с современным бильярдом. Однако именно благодаря развитию этих игр и появился бильярд в том виде, который мы его сейчас можем наблюдать. Так в Германии существовала игра, в которой игрок должен был загнать каменный шар при помощи дубинки в углубление стола, который по периметру был окружен бортами. В Англии играли на земельных площадках, пытаясь прокатить шары по определенным правилам через небольшие ворота. В XV веке многие игры претерпели значительные изменения, перемещаясь с уличных площадок на комнатные столы.
В России бильярд появился в XVIII веке: после визита в Голландию Петр I, узнав об этой игре, приказал изготовить бильярдный стол для себя. Постепенно эта игра начала перекочевывать в дворянские семьи и клубы. В середине XIX века в России появились первые бильярдные фабрики, выпускающие достаточно качественные бильярдные столы и аксессуары к ним.
Развиваясь автономно от других стран, бильярд в России постепенно начал обретать свои стандарты и правила.

МирСоветов сразу обращает ваше внимание на то, что русский бильярд (пирамида) является своего рода собирательным понятием, которое объединяет большое количество игр, проводящихся по определенным общим правилам. В него входят такие разновидности как:
  1. Свободная пирамида (другое название: пирамида или американка);
  2. Комбинированная пирамида (московская пирамида или сибирка);
  3. Динамичная пирамида (невская пирамида);
  4. Классическая пирамида (русская пирамида или 71 очко).
Стол и шары
Без чего уж точно не возможна игра в бильярд, так это без стола. В русский бильярд можно играть на столах размером 8, 9, 10 или 12 футов. Однако на официальных соревнованиях устанавливают только 12-футовые столы. Стол для игры покрывается сукном зеленого цвета, на который нанесена стандартная разметка, о которой мы скажем чуть ниже.
Диаметр шаров используемых для игры в русский бильярд ненамного луз, неопытным игрокам поначалу совсем непросто забить шар. При диаметре шара 68 мм ширина средней лузы составляет 82-83 мм, а угловой 72-73 мм.
Всего в игре участвует 16 шаров. 15 из них являются прицельными и имеют одинаковый цвет. На поверхность каждого шара нанесен уникальный номер от 1 до 15. В начале игры эти шары устанавливаются в форме равностороннего треугольника, так чтобы его основание было параллельно короткому борту, а вершина находилась на специальной точке разметки стола (задняя отметка). Делается это при помощи треугольника. 16 шар располагается в «доме» и называется битком. Домом называется площадь, ограниченная линией дома (линия, проведенная через переднюю отметку), двумя длинными и ближайшим коротким бортом. Линия дома проходит параллельно короткому борту и отстоит от него на расстоянии ¼ длины игрового поля.

Право первого удара
Право нанести первый удар получает человек, который выиграл розыгрыш. Суть его состоит в следующем. Соперники располагаются у короткого борта стола и для удара каждый из игроков используют свою половину, находящуюся слева либо справа от продольной оси стола. Далее игроки производят удар с руки из дома. Выигрывает тот игрок, чей шар, отразившийся от заднего борта, как можно ближе подкатится к переднему борту. Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • коснулся бокового борта;
  • перекатился на половину соперника;
  • упал в лузу;
  • выскочил за борт.
При обоюдном нарушении условий розыгрыша, он проводится снова. Повторное проведение розыгрыша необходимо и в случае, если шары оказались одинаково близки к переднему борту. МирСоветов хотел бы подчеркнуть такой момент: если вы становитесь победителем розыгрыша, то вы сами определяете, кому принадлежит право первого удара (можете оставить его за собой, либо предоставить это право второму игроку). В последующих играх право на первый удар передается друг другу поочередно.

Начало игры
Начальный удар производится битком из любой точки дома, при этом бить с самой линии дома не разрешается, т.к. положение шара на линии дома считается «вне дома». Биток считается введенным в игру после того, как по нему нанесли удар наклейкой кия.
Начальный удар считается успешным, если выполняется одно из условий:

  • прицельный шар попал в лузу;
  • три прицельных шара коснулись борта;
  • два прицельных шара коснулись бортов, и один любой шар пересек среднюю линию.
Если игрок не смог выполнить одно из этих условий, то его соперник имеет право:
  • просто продолжить игру (либо самостоятельно совершив следующий удар, либо уступив это право сопернику);
  • вернуть шары в первоначальное положение и самому нанести первый удар;
  • вернуть шары в первоначальное положение и предоставить игроку шанс произвести удар еще раз.
При этом все шары, попавшие в лузу в результате успешного удара, засчитываются бившему игроку.

Если при первом ударе биток попадает в лузу, то дальнейшие действия производят исходя из правил конкретной игры. Если биток попадает в лузу уже в процессе игры, то его выставляют в согласно правилам одной из разновидностей русского бильярда, по которой играется данная партия.
Очередной удар по битку можно производить только после того, как все шары полностью остановятся. За совершение очередного удара при движущемся даже одном шаре (вращение на месте также считается движением) игрок также штрафуется.
Все удары должны выполняться четко, без подталкивания или множественного удара по битку. Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара (напрямую или путем отражения от борта), то налагается штраф, а ход переходит к сопернику.
Удар по близкорасположенному прицельному шару, находящемуся на расстоянии менее ½ радиуса шара, производится под углом в 45 градусов к оси центра шаров, таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте или откатился назад, не пересекая штрафную зону.
Прицельный шар считается забитым, если при ударе он попадает в лузу и при этом не происходит нарушения правил. В случае если при ударе не было забито ни одного шара либо имело место нарушение правил, то право хода переходит к сопернику.

Выскочивший шар
Если в процессе игры шар покидает игровую поверхность, то он считается выскочившим, если:

  • шар остановился за игровой поверхностью (в том числе на борту стола);
  • шар вернулся в игровую зону, отразившись от какого-либо предмета (одежды игрока, кия, бильярдного светильника и т.д.).
МирСоветов подчеркивает что, при этом шар всё же будет считаться оставшимся в игре, если, запрыгнув на верхнюю поверхность борта, он самостоятельно вернется в игровую зону. Выставление выскочивших шаров назад на стол происходит уже согласно правилам игры, одной из разновидностей русского бильярда.

Штраф
Штраф налагается на игрока, если:

  • при вынесении битка за линию дома при первом ударе;
  • биток не попал не в один из прицельных шаров;
  • при неправильном ударе по близко расположенному шару;
  • если при ударе ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • при выполнении удара игрок задевает какой-либо шар рукой, предметом одежды или древком кия и прочими посторонними предметами;
  • при выполнении очередного удара на столе не остановились все шары;
  • шар выскочил за пределы стола;
  • при двойном ударе.

Разновидности русского бильярда

Как уже говорилось на МирСоветов, существует не одна игра, проходящая по правилам русского бильярда. Но все они отличаются либо целью игры, либо некоторыми своими правилами, по которым игра ведется.
Так при игре в «Классическую (русскую) пирамиду» выигрывает тот, кто первым наберет 71 и более очко по сумме чисел, нанесенных на забитые шары. Но при этом вы должны указать, какой шар и в какую лузу собираетесь забить. У нарушившего правила отнимается 5 очков в пользу соперника.
В «Комбинированной (московской) пирамиде» необходимо ударами только по битку первым забить 8 прицельных шаров (засчитывается как самостоятельно забитые шары, так и шар, получаемый при нарушении правил со стороны соперника).
В случае игры в «Свободную пирамиду» необходимо первым забить в лузу те же 8 любых шаров, но при этом в качестве битка можно использовать любой шар (за нарушения правил со стороны соперника так же, как и в Московской пирамиде, игрок вправе снять со стола любой шар в свою пользу).
«Динамичная (невская) пирамида» перекликается с «Московской», но всё же отличия есть. В этой разновидности русского бильярда необходимо набрать 8 шаров при ударах только по битку. Одно из важных отличий динамичной пирамиды в том, что после нарушения правил соперником вам предоставляется выбор:
  • либо снять штрафной шар в свою пользу и продолжить игру, совершив очередной удар;
  • либо отказавшись от шара в свою пользу, поставить биток в том месте стола, где вам это удобно, и также продолжить игру.
Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с их правилам каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.
Пожалуй, не менее важно знать и некоторые правила этикета при игре в бильярд. Будьте вежливы и никоим образом не мешайте сопернику. Не рекомендуется даже стоять возле той лузы, в которую ваш соперник собирается забить очередной шар. Если вы обходите стол, например, для оценки ситуации, расположения шаров на столе, а в это время ваш соперник совершает очередной удар – подождите, пока соперник завершит свой ход, и только после этого проходите мимо него.
Уважайте своих соперников!

Русский бильярд. Общие правила.

История бильярдного спорта в России имеет глубокие корни, но несмотря на очевидную популярность этой игры среди населения, она долгое время существовала полулегально. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века, когда усилиями энтузиастов была создана Федерация бильярдного спорта, все турниры носили локально-любительский характер, т.е. проводились в рамках одной бильярдной усилиями местных бильярдистов. Создание Федерации позволило, наконец, осуществить долгожданный переход от любительского, не имеющего четких правил спорта, к профессиональному и регламентированному. А в 1994 году были официально утверждены действующие и поныне правила игр и порядок проведения соревнований по русскому бильярду.

§ 1. Удар по битку.
Способ нанесения удара: наклейкой кия по направлению его продольной оси, причем допускается только единичное касание битка наклейкой. Положение других шаров в момент удара: прицельные шары при необходимости выставлены, все шары неподвижны. Положение игрока: игрок касается пола минимум одной ногой. Угол удара: а) Если биток стоит вплотную к прицельному шару - не менее 45 градусов. В случае сомнения угол удара уточняется у судьи. При этом удар по битку производится либо на резке в сторону от линии центров, либо таким образом, чтобы заставить биток уйти в сторону от прицельного шара или откатиться назад. б) При наличии близкостоящего к битку прицельного шара - под любым углом к линии центров на общих основаниях. Запрещенные удары: а) Пропих - удар, при котором время контакта наклейки кия с битком затягивается игроком, в результате чего и биток, и прицельный шар проталкиваются вперед. б) Нажим - удар, приводящий к тому, что близкостоящие или соприкасающиеся шары под нажимом кия как бы вдавливаются в лузу или меняют местоположение.
Штрафы: при несоблюдении данных правил игроку назначается штраф.

§ 2. Розыгрыш начального удара.
Чтобы определить, кто из игроков первым вступит в игру, между ними проводится розыгрыш. Процедура розыгрыша: Игроки выполняют удар битком с руки из дома по направлению к заднему борту, стоя по разные стороны от продольной линии стола. В случае возникновения разногласий между игроками по поводу расположения с той или иной стороны продольной линии, вопрос решается жеребьевкой. Автоматический проигрыш: Игрок автоматически проигрывает розыгрыш, если биток попадает в лузу, выскакивает за борт, касается длинного борта, не касается заднего борта, уходит на половину соперника. Подведение итогов: Право первого удара предоставляется игроку, чей шар остановился ближе к переднему борту. Повторный розыгрыш: проводится, если оба шара останавливаются на одном расстоянии от переднего борта, а также в случае нарушения правил обоими игроками. Право победителя: самому открыть игру или уступить это право сопернику. Последующие партии: Соперники продолжают игру по очереди вплоть до решающей партии, перед началом которой розыгрыш проводится заново.

§ 3. Порядок расстановки шаров.
После розыгрыша начального удара на игровом поле при помощи треугольника устанавливают пирамиду из пятнадцати стоящих вплотную друг к другу прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

§ 4. Начальный удар.
Во всех играх начальный удар с руки из дома производится битком по одному из прицельных шаров. В результате разбивки пирамиды какой-либо из шаров должен сыграть в лузу, пересечь среднюю линию или коснуться двух бортов.
а) «Русская пирамида» (71 очко), «Американка», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров» (восьмерка). Положение игрока: в момент удара корпус игрока не должен выходить за продолжение внешней стороны длинного борта. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитанными считаются шары, сыгранные в дальние по отношению к дому угловые лузы, а также шары, случайно упавшие в другие лузы в результате сыгранных до, после или в момент падения сыгранного шара.
Быстрые виды вышеперечисленных игр. Местоположение игрока: игрок может бить с любой позиции, в том числе из-за внешней стороны длинного борта, но не заходя за продолжение линии дома. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитываются шары, сыгранные в лузу, при условии выхода битка из дома или соударения битка с прицельным шаром, находящимся вне дома.
б) Временный дом: При невозможности выполнить удар из дома, когда все без исключения прицельные шары находятся в доме, удар производится с противоположной стороны стола, которая выполняет функцию временного дома, ограниченного задней линией и задним бортом.
в) Установка битка: биток устанавливается в любую точку дома рукой либо при помощи кия или наклейки кия. Игрок, случайно установивший биток за пределами линии дома, получает предупреждение от судьи. Если игрок игнорирует замечание и повторно располагает биток вне дома или же производит удар не из дома, на него налагается штраф.
г) Ввод битка в игру: Биток, пересекший линию дома или коснувшийся одного из прицельных шаров на игровом поле после удара наклейкой кия, считается введенным в игру. При невыполнении любого из этих условий начальный удар выполняется заново.
д) Общие для всех игр правила: Начальный удар с руки из дома может производиться исключительно по находящимся вне дома шарам. Шары, расположенные в доме, могут быть сыграны только в случае выхода битка из дома или соударения битка с одним из прицельных шаров, находящихся вне дома. Условия, при которых сыгранный таким образом шар засчитывается, перечислены в пункте а.
Игровые ситуации, в которых требуется выполнять удар с руки из дома:
. начало партии (все игры);
. развязка «глухой позиции» (все игры);
. счет 70:70 (все виды «Русской пирамиды»);
. попадание битка в лузу или вылет битка за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров», быстрые виды этих игр).

§ 5. Сыгранные шары.
Шар, забитый в лузу правильно выполненным ударом, называется сыгранным. Нюансы: а) Шар остается в игре, если, отразившись от лузы, возвращается на игровую площадь стола. б) Прицельный шар не может быть засчитан и выставляется без штрафа, если попадание его в лузу произошло вследствие преднамеренного скатывания по борту. При выставлении шара руководствуются правилами конкретной игры.

§ 6. Выскочившие шары.
Шар называется выскочившим, если он: а) после завершения удара останавливается за пределами игрового поля, т.е. на полу, на борту и т.д.; б) в результате удара о какой-либо предмет за пределами стола (руку, одежду, кий, мел) самостоятельно возвращается на игровую поверхность стола. Нарушения: Игрок, чей шар в момент выскакивания задевает в пределах стола какой-либо предмет, принадлежащий одному из партнеров (мел, кий, одежду), считается нарушившим правила и получает штраф. Аналогичное поведение шара за пределами стола не является нарушением.
Возвратившиеся на поле после удара о какой-либо предмет в пределах стола (осветительный прибор, скоба лузы, кий) шары остаются в игре.
Выставление выскочивших шаров: регулируется правилами конкретной игры, а также некоторыми общими положениями. а) После завершения удара выскочившие прицельные шары выставляются без штрафа, сыгранные шары засчитываются, и игрок получает право сделать следующий ход. Остальные особенности зависят от выбранной игры. б) Выскочивший биток наказывается штрафом, а при наличии забитых в результате такого удара шаров шары не засчитываются. Способ выставления битка варьируется в зависимости от требований игры:
- При игре в Русскую пирамиду», «Московскую пирамиду», «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, биток выставляется судьей на середину короткого борта дома или временного дома, чтобы вступающий в игру соперник мог произвести удар с руки из дома. При этом соперник имеет право отказаться от удара в пользу играющего в зависимости от игровой ситуации («играй дальше»).
- При игре в «Американку» биток выставляется на середину заднего борта вплотную к борту либо на заднюю отметку, если речь идет о быстром варианте этой игры.

§ 7. Выставление шаров.
Правила выставления выскочивших и неправильно забитых шаров устанавливаются в рамках конкретной игры. Тем не менее, во всех играх любой выставленный шар играется как прицельный.

§ 8. Положение шара.

О положении шара на игровом поле судят по положению его нижней точки, называемой центром шара, относительно линий и отметок стола. В случае если шар в ходе игры оказывается точно на одной из линий стола, он считается стоящим за пределами этой линии. Примеры: шар, остановившийся точно на центральной линии, будет расположен на противоположной по отношению к играющему стороне стола. Шар, оказавшийся точно на линии дома, будет считаться стоящим вне дома.

§ 9. Начало и завершение удара.

Время удара отсчитывается с момента соприкосновения битка с наклейкой кия вплоть до полной остановки всех шаров, находящихся на поле, включая вращающиеся на месте шары.

§ 10. Удар по близкостоящему шару.

Близкостоящим считается шар, расположенный от битка на расстоянии не более 1/2 радиуса шара. Удар по близкостоящему, а также по соприкасающемуся с битком шару считается правильным, если: а) он выполнен на резке под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров; б) после соударения с таким шаром биток останавливается либо уходит назад или в сторону, но не заходит за линию штрафной зоны. Любые нарушения караются штрафом.

§ 11. Вступление в игру соперника.
Если после завершения удара одним из игроков ни один из шаров не был сыгран или удар был произведен с нарушением правил, ход переходит к сопернику. Если нарушение правил подразумевает также и наложение штрафа, соперник получает право в зависимости от игровой ситуации на поле требовать от нарушившего сделать следующий удар («играй дальше»).

§ 12. Штрафы.
Отдельные нарушения правил игры влекут за собой наложение штрафа. В случае неоднократного нарушения правил при выполнении одного удара игрок штрафуется один раз. Очки за забитые с нарушением правил шары не начисляются, и шары выставляются согласно правилам конкретной игры.
Штрафы за нарушения общего характера:
1) нанесение следующего удара до завершения предыдущего; 2) касание рукой, одеждой, кием и т.п. какого-либо шара на поле в ходе игры; 3) вмешательство в игру соперника.
Штрафы за нарушения, связанные с ударом по битку:
1) вынос битка за линию дома при выполнении начального удара; 2) выполнение начального удара по битку с противоположного конца стола; 3) отрыв обеих ног от пола при выполнении удара по битку; 4) вынос корпуса за продолжение внешней стороны длинного борта в момент выполнения начального удара с руки из дома; 5) касание битком прицельного шара, находящегося в доме, при ударе с руки из дома; 6) отсутствие касания битка с прицельным шаром; 7) вылет битка за борт; 8) неправильный удар по битку; 9) неправильный удар битком по близкостоящему прицельному шару; 10) удар пропихом по шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, т.е. затягивание времени контакта битка с наклейкой кия, в результате чего проталкивается как биток, так и прицельный шар; 11) удар нажимом с вдавливанием прицельного шара от борта в лузу; 11) двойной удар по битку наклейкой кия.
Штрафы, связанные с конкретными играми:
1) выполнение удара не битком («Русская» и «Московская пирамиды»); 2) падение битка в лузу («Русская пирамида»); 3) неправильный отыгрыш («Американка»).

§ 13. Зависшие шары.
Шар называется зависшим, если в результате удара он останавливается в растворе лузы, с трудом удерживая равновесие, т.е. зависает над лузой. В зависимости от сопутствующих обстоятельств и последующего поведения зависшего шара такой шар может быть засчитан или не засчитан. Зависший шар засчитывается (считается сыгранным), если: а) падает в лузу до завершения удара, при этом игрок получает право сделать следующий ход; б) падает в лузу по инерции после кратковременной остановки в створе лузы, при этом биток, которым шар был послан в лузу, остается на месте; в) данный шар является последним из движущихся на поле шаров и падает в лузу, лишь на несколько секунд задержавшись в створе лузы.
Зависший шар не засчитывается, если: а) падает в лузу после завершения удара; б) последующее падение шара в лузу вызвано толчком или сотрясением стола; в) при ударе по нему битком шар фактически падает не от удара, а самопроизвольно до соприкосновения с битком. В первых двух случаях упавший шар устанавливается судьей на прежнее место, и игра возобновляется на общих основаниях. В третьем случае шар возвращается на место для нанесения повторного удара без наложения штрафа.
Особые случаи: При игре в «Русскую пирамиду» и «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, зависший над лузой, а затем упавший в нее биток не наказывается штрафом, а при игре в «Московскую пирамиду» и быстрые ее виды упавший таким образом биток не считается сыгранным.

§ 14. «Глухая позиция».
В ходе игры могут возникнуть ситуации, когда одна из луз оказывается блокированной скоплением шаров или когда положение шаров на игровом поле практически не меняется после серии отыгрышей, вследствие чего игра принимает затяжной характер. В таких случаях говорят, что имеет место «глухая позиция». Для разрешения ситуации судья, объявив о своем решении партнерам, устанавливает с помощью треугольника укороченную пирамиду из оставшихся на столе прицельных шаров, помещая передний шар на заднюю отметку. После проведения розыгрыша выигравший получает право продолжить игру с руки из дома.

§ 15. Вмешательство постороннего.

Все случаи вмешательства посторонних лиц и внешних сил, могущие нарушить ход игры, находятся в ведении судьи, который восстанавливает исходную расстановку шаров на игровом поле для выполнения повторного удара, не налагая при этом штрафов на участников игры. К случаям непреднамеренного вмешательства относятся: а) непосредственное воздействие на шар посторонним лицом, вследствие которого шар приходит в движение; б) физическое воздействие на наносящего удар игрока, в результате которого шар смещается или меняет траекторию движения; в) возникновение чрезвычайных обстоятельств, как-то отключение электричества, падение осветительного прибора, поломка оборудования, порыв ветра и пр. В случае если действия постороннего лица носят умышленный характер, игра приостанавливается вплоть до выдворения данного лица с места проведения соревнований.

§ 16. Вмешательство соперника.
К сопернику, вмешивающемуся в игру партнера, применяются штрафные санкции. Случаи, квалифицируемые как вмешательство: а) касание или смещение в сторону любого шара на поле, остановка движущего шара - шары возвращаются на исходные позиции, игра продолжается; б) задержка играемого шара, находящегося на пути к лузе - шар засчитывается, игра продолжается; в) препятствование выполнению удара играющим путем создания ему помех, а также отвлечение его внимания от игры; г) умышленное вмешательство - наказывается в соответствии с разделом «Неспортивное поведение».

§ 17. Умышленное затягивание игры.
Если судья, контролирующий ход игры, приходит к выводу об умышленном затягивании игры одним из игроков, такой игрок получает предупреждение, а время на подготовку следующего удара сокращается для него до одной минуты.

Недавно с другом ходил играть в бильярд, Я думал все просто гоняй шары и только, оказывается там правила есть.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

Главные параметры: размеры стола 3600 х 1800 мм; диаметр шара 68 - 70 мм, размер угловых луз 72-73 мм, средних луз 80 -81 мм.

Расстановка шаров

До старта партии все 15 прицельных шаров при помощи треугольника ставятся плотно друг к другу. Центр переднего шара должен быть на задней отметке, основание пирамиды располагается параллельно заднему борту.

Удар по битку выполняется наклейкой кия по направлению продольной оси. При ударе минимум одна нога бильярдиста должна иметь контакт с полом.
Все шары должны стоять неподвижно, а забитые в нарушение правил, не заказанные, а также выскочившие нужно выставлять.
Удар заканчивается при остановке всех шаров, находящихся на столе.
За неправильные удары назначается штраф. К таковым относят:
Двойной удар - при нем наклейка кия соприкасается с битком дважды.
Пропих - при этом ударе игроком проталкивается одновременно прицельный шар и биток.
Нажим - при нем битком вдавливается соприкасающийся с ним (либо находящийся около лузы) прицельный в саму лузу или, вдавливается бортовой шар, что перемещает его в иную позицию.
Промах - при нем биток не соприкасается ни с одним прицельным.
Розыгрыш права первого удара

Игроки находятся около переднего борта на разных сторонах от продольной линии. Место они выбирают по согласию либо жребием. Затем бильярдисты устанавливают по шару в доме и наносят одновременный удар, посылая их к заднему борту. Выбор получает тот, чей шар, отрикошетив от заднего борта, остановится ближе всего к переднему борту.

Розыгрыш проигран, когда шар:

не дотронулся до заднего борта;
прикоснулся с длинным бортом;
пересек продольную линию;
выскочил либо упал в лузу.
Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола, заденет над ней одежду игрока или кий, то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

когда удар произведен не наклейкой кия;
когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
за нанесение двойного удара (пропих);
за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;
Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.