Можно ли зайти в храм в шортах. Можно ли в церковь в шортах

С библейской точки зрения, какова должна быть одежда мужчин в церкви? Я говорю о том, можно ли или нельзя носить шорты? Большинство Церквей запрещают это! Почему (с точки зрения Библии)?

В Библии есть много текстов, которые помогают нам понять, что когда мы приходим на поклонение Господу, наше благоговение проявляется и в одежде, которую мы носим.

Случай Апостола Петра

Господь Иисус был распят, воскрес на третий день и явился ученикам…

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг , – и бросился в море. (Евангелие от Иоанна 21:1-7)

Поскольку он был на рыбалке, был в воде, и это было нормальным, что он был без одежды, чтобы она осталась сухой. Но когда он увидел Иисуса, и узнал Его, он сразу же опоясался одеждою и только тогда бросился в море к Иисусу. Это было проявление глубокого уважения и благоговения перед Спасителем.

Наставление Давида

В день, когда Давид в первые заповедал Асафу и его братьям славословить Господа, он сказал такие слова:

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни (одеты в святые, приличные одежды, – в рум. переводе Библии так написано во всех приведенных в этой статье местах, прим.пер.), Его. Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. (1 Паралипоменон 16:28-30)

Пример Иосафата

Когда Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской выступили на войну против Иосафата, царя Иуды, он воззвал к Богу и через пророка был научен выйти перед врагами со святым собранием.

И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его! И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот – трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего. И пришел Иосафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли нести. И три дня они забирали добычу; так велика была она! (2 Паралипоменон 20:20-25)

Еще больше наставлений…

В книге Псалмов еще написано:

Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. (Псалом 28:2)

Поклонитесь Господу во благолепии святыни . Трепещи пред лицем Его, вся земля! (Псалом 95:9)

В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни ; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. (Псалом 110:3)

И если кто-то придет в церковь в шортах?…

Примите его с христианской любовью и расскажите ему о любви Господа Иисуса Христа и покажите эту любовь. В прошлое в воскресенье, перед моей проповедью появился в дверях мужчина, раздетый до пояса. Он с любопытством смотрел и когда увидел мой взгляд, сказал, что ему интересно это и он хотел бы послушать. Я пригласил его сесть на стул и слушать Слово Божье.

Последний вопрос…

Если бы вы были приглашены на свадьбу, или на другое праздничное торжество, или должны были встретиться с важным человеком, вы бы хорошо себя чувствовали, одевшись в шорты? Или если кто-то придет на такое мероприятие одетым таким образом, вы думаете это нормально? Что думает читатель о хождении в церковь в шортах?

Перевод: Моисей Наталья

Одежда для крещения. Сообщество Обо всем на свете на 7я.ру

Здравствуйте, а подскажите как все проходит? Мы будем ребенка крестить 23.08. Как ребенка одеть? Когда его раздевать? Когда окунают сразу или в конце? Сразу ребенка в крестильный наряд одевать или вообще можно без него обойтись? Или вначале просто в нарядной одежде пока молитвы читают, а потом раздеть, его "окунут" и только тогда одеть крестильную рубашку? Целиком ли окунают ребенка? В церковь не ходим, хоть и православные.

Обсуждение

Да, действительно обратитесь к батюшке, а детей с головой уже никто не окунает. Крестильный набор и крестик лучше всего выбрать в интернет магазине kreshchenie.ru, там широкий выбор товаров для крещения.

Обратитесь к батюшке, он все расскажет и посоветует как нужно.

24.07.2015 16:25:02, Пилагея

Вообще я не верю в бога и прочую ересь.Но ребенка крестить надо т.к. в нашем обществе всетаки подавляющее количество христианенов и верующих.Не стоит быть вашему ребенку белой вороной.Так что просто напросто объясните что это не разумно отказываться от крещения.А там уже пусть сам выбирает ребенок быть кем ему быть и в кого верить (например у меня вся семья ОООЧЕНЬ верующая и чуть ли не до маразма на этом помешана но лично я не верю

12.04.2011 20:35:05, темик

Зачем спорить в какой церкви крестить ребенка? Да и зачем крестить младенца? 2/3 ответят - чтоб как у всех, или родственники настаивают, или чтоб кричал меньше, или бабка не крещеного лечить не возьмет если что. О вере большинство вспоминают в последнюю очередь. 2/3 наших православных христиан ходят в церковь в лучшем случае 2-3 раза в год на праздники "освятить" воду и продукты, чтоб с пользой потребительски использовать милость Божью. Особо любят разговляться после несоблюдаемых постов, а в конце поминок можно услышать пьяный вопрос: "За что пьем, что празднуем?". Ну а как любят у нас христианские праздники - работать нельзя! Благо, праздников много. Но как может грешный смертный человек (в рясе или в сутане) объявить святость другого смертного человека, разрешить развод, запр...

Обсуждение

Полностью согласна с Вами, Наталья, и восхищаюсь Вашим поступком. Так и надо! Хотя это очень трудно, и большинство из нас полностью уходит в глубину своего горя, но на самом деле путь для выхода из него только один - постараться помочь другому человеку. Не будучи религиозной, я уверена, что бог от нас хочет именно этого - чтобы мы никогда не сдавались, не озлоблялись и возвращались к счастью через любовь, а никак не через уход от мира в монастырь и пр. Иначе зачем же он дал нам этот мир?
А к церкви я до сих пор прийти не могу. Не понимаю многих вещей:
По мнению, христиан, одни люди искупают своими страданиями грехи других людей (начиная с Иисуса). Как-то в детской больнице читала статью священника на стенде, о том, что таков же смысл тяжелых болезней у детей. Так, может, их и лечить не надо? Какое-то языческое отношение - принести жертву, и все решится (а в жертву - не ягненка, а ребенка!). Можно самому обрести мудрость и понимание через страдание. Как может кто-то другой сделать это за тебя?
Прочитав Евангелие, я задалась еще одним вопросом: а почему христианская церковь вообще существует? Иисус велел:
- не строить храмов на земле, а только в душе человека;
- не поститься, не молиться, а лучше пойти и помириться со своим ближним;
- а уж если есть желание помолиться, войти тихо в свой дом и молиться там, чтобы никто тебя не видел.
Разве не так?
Вот поэтому хотелось бы, чтобы все, как Наталья, шли к богу (= к пониманию жизни и своего места в ней) через любовь к людям, к детям, к своему ребенку, а не по советам священников. Даже если они хорошие люди, чистые душой и т.д. - ну кто за вас может мудро распорядиться вашей жизнью, вашими мыслями, вашими чувствами? А если священник дурной человек ил просто равнодушный? Таких очень много.

21.07.2006 12:08:03, Марина

"Не допускай одного, чтобы пациент рассматривал жизненные дела как материал для послушания Врагу. Если ты сделал мир целью, а веру -- средством, человек уже почти в твоих руках и тут совершенно безразлично, какую цель он преследует. Если только митинги, брошюры,
политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва,
таинство и милосердие -- он наш."
Это цитата из "Писем Баламута" К.С. Льюиса (C.S. Lewis, The Screwtape Letters). В свое время эта книга подтолкнула меня к тому, чтобы наконец-то покреститься, и я очень рекомендую прочитать ее всем, кто искренне хочет найти ответы, а не просто "тусуется". (Если кому непонятно - это советы старого искушенного беса молодому и начинающему).
Что касается последнего высказывания - "если верить в Христа и идти к Христу - то только не через православие" - то я очень часто слышу подобное. Действительно, в современном сатанинском обществе допустимо быть кем угодно - католиком, сандеистом, огнепоклонником, да хоть язычником - но только не православным! Что ж, для меня это еще одно доказательство того, что именно православное христианство - это истинная вера.

26.02.2005 18:35:38

А у мусульман женщин вообще в храм не пускают. Мою подругу чистокровную и верующую татарку вообще обвенчали, или как там у них этот обряд называется, на коврике на кухне.... Касяся Не дезинформируйте народ, плиз! Женщин в мечеть ПУСКАЮТ. Просто там есть отдельные помещения для них: женщины - в одном месте, мужчины - в другом! Суп с мухами не хотят устраивать... Моя подруга-татарка, кстати, со своим мужем в мечеть ходила "венчаться". Инанна Первородный грех. За то, что Адам и Ева согрешили, вкусив от древа познания, Господь наказал первых людей и сказал Еве - в страданиях будешь рожать детей своих. Поэтому люди появляются на свет грешным путем, а не тем, каким были сотворены наши праотцы - Адам и Ева. Видимо, если бы они не вкусили от древа - люди бы появлялись на свет д...

Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом: Патриарха - Святейший владыко; епископа - владыко; священника - батюшка; игуменью - матушка; диакона - отец диакон. Не принято при встречах...

По-моему, крестить можно хоть сразу, вот маме низя первые 40 дней после родов заходить в церковь, она почему-то считается "грязной", поэтому и нужны были крестные... 10.8.2001 20:14:39, Nataly Откладывать это дело не стоит (не вижу абсолютно никаких причин!), т. к. у ребенка еще нет ангела-хранителя, и даже матери молиться за него гораздо сложнее... 10.8.2001 23:27:2, Инанна Лучше всего крестить до 4х месяцев. Более старшие дети рыдали вовсю, девочка около года рыдала, а мальчик лет 2-3х заливался т...

Обсуждение

Я хотела крестить сыночка после 40ка дней, как можно скорее. Чисто ради своего успокоения, потому как я Верю. Муж вначале был согласен, а потом запротестовал, типа, пусть подрастет и сам решит, к какой вере он хочет принадлежать. В принципе, возможно, он и прав. Но ведь и поменять веру можно в любом возрасте. Короче, отдам бесплатно крестильный комплект на мальчика, новый, до 3х месяцев. Пересыл за ваш счет

Можно ли в шортах заходить в церковь мужчине? Казалось бы, найти ответ на этот вопрос будет довольно просто. Но реальность такова, что каждый священнослужитель имеет собственный взгляд на эту дилемму, что приводит к некой неоднозначности. А потому давайте попытаемся найти ответ сами.

С точки зрения морали…

Большинство православных людей на вопрос: «Можно ли в шортах в церковь мужчине?» - скажут однозначно: «Нет!» Ведь в их сознании этот элемент гардероба ассоциируется с неподобающим видом, который сам по себе говорит о неуважении к Господу Богу. И в этом их можно понять, так как шорты являются «праздным» видом одежды.

Для лучшего понимания представим собеседование в крупную компанию. Вокруг царит деловая обстановка, люди в строгих костюмах ждут новых кандидатов на пост менеджера, и тут в двери вваливается мужчина, одетый в короткие пляжные шорты. Естественно, такого персонажа в лучшем случае попросят уйти, в худшем - выставят за двери. Ведь по факту он пренебрег всеми правилами приличия и попросту не захотел проявить уважение к другим.

Мнение богословов и теологов

Библия также имеет некоторые указания касательно того, можно ли мужчинам в церковь в шортах. Естественно, об этом там говорится не прямым текстом, но главная идея святого послания просматривается более чем ясно. В качестве главного примера богословы часто приводят строки из Нового Завета, где описывается встреча апостола Петра и Иисуса.

В них читатель узнает о том, как Христос впервые подзывает к себе нового ученика, рыбачащего на берегу речки. Но тот не решается подойти к нему, так как стоит в воде полуголым. Лишь одевшись, Петр устремляется за Иисусом, не стыдясь своего внешнего вида (подробно об этом рассказывает Евангелие от Иоанна 21:1-7). Эта история учит нас тому, что на встречу с Богом следует приходить лишь в достойной одежде, ведь это показывает искренность нашего почтения и веры.

К тому же существует множество строк из книги псалмов, которые говорят о том, можно ли мужчинам в церковь в шортах. В целом они настаивают на том, что любой поход в храм - это священное таинство. И внешний вид человека должен всецело соответствовать уровню этого события.

Как смотрят на этот вопрос православные священники?

На вопрос: «Можно ли мужчинам в церковь в шортах?» - служители Господа зачастую отвечают: «Можно». Это связано с тем, что им куда важнее вера человека, чем его внешний вид. Поэтому если даже мужчина придет в храм в шортах, он все равно получит благословение священника и его наставления.

Однако они все же не рекомендуют относиться к подобным вещам столь легкомысленно. Ведь даже в сильную жару человек может надеть легкие штаны, что сразу же решит данную проблему. Куда хуже то, что многие специально надевают короткую одежду, дабы выделиться на общем фоне. В этом случае их поступок является грехом, так как он основывается на гордыне и самолюбии.

Итак, можно ли мужчинам в церковь в шортах?

Подытожив все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что никто не запрещает мужчине ходить в церковь в шортах. Однако с точки зрения морали и духовных канонов такой поступок является, мягко говоря, опрометчивым. Ведь то, как человек одевается, показывает то, как он относится к пристанищу Бога на земле.

В виде исключения можно принять те ситуации, когда мужчина неумышленно поступает так. Например, выбравшись на прогулку в город, он волей судьбы оказывается возле храма. В этом случае внешний вид не должен останавливать верующего от желания поговорить с Творцом на его территории. Следует понимать, что искренность души всегда стоит на порядок выше внешности и одежды человека.

Материалы по теме:

  • Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил
  • Как вести себя в церкви: особенности, традиции и рекомендации
  • Почему мужчинам нельзя отмечать 40 лет? Если очень хочется, то как отметить 40 лет мужчине?

Сегодня все больше людей посещают церковь. Среди них есть мужчины и женщины, пожилые и молодые и, конечно же, есть и родители. У последних часто возникает вопрос - как же одеть ребенка в церковь? Есть ли какие-то ограничения и рекомендации?

Что ж, следует заметить, что ситуация в нашей стране сложилась таким образом, что целое поколение или даже два были очень далеки от церкви. Это привело к появлению большого количества мифов и суеверий, связанных с церковью и церковными обрядами.

Проблемы есть и с общением между священником и его прихожанами. Вместо того, чтобы задать интересующие вопросы своему пастырю, прихожане делятся неверной информацией друг с другом, распространяя ошибочные убеждения и суеверия. Особняком стоит такой источник информации, как пожилые женщины, которые любят поучать и стыдить других прихожан в церкви. К сожалению, в нашей стране подобное поведение - не редкость.

Именно поэтому многим так тяжело понять - где традиции и требования церкви, а где суеверия и надуманные ограничения. Попробуем разобраться в том, как нужно одевать ребенка для посещения храма.

В первую очередь, не нужно забывать, что поход в храм и возможность обратиться к Богу - это праздник. Разумеется, праздники бывают разными. Поход в храм не похож на поход на день рождения или на вечеринку, но одеваться красиво для похода в церковь - это не грех, а скорее даже восстановление исторической справедливости.

Без сомнений, при этом одеваться в храм нужно и скромно. Но ведь даже красивая одежда может быть скромной. Иногда в стремлении одеться скромно, некоторые прихожане могут перестараться. Показательная, нарочитая скромность, которая при этом еще и совершенно не присуща человеку в жизни, - это лицемерие.

Выбирайте классическую одежду, приглушенных цветов, без ярких принтов и надписей. Лучше отказаться от маек, коротких топов, обрезанных джинсов и подобной одежды. Праздничная детская одежда - это светлая рубашка и темные брюки для мальчика и светлое платье для девочки с закрытыми плечами и спиной, без лишних оборок, блесток и рюш. Одежда должна быть чистой, опрятной, выглаженной.

Что касается обуви, то лучше, если она будет закрытой и не слишком яркой. Конечно же, Церковь не дает никаких специальных рекомендаций по этому вопросу, однако сланцы в данном случае будут определенно неуместны - любому воспитанному человеку это очевидно.

Нужно ли девочке покрывать голову платком? Некоторые советуют обязательно повязывать платок на голову всем девочкам перед входом в храм, однако в этом действии нет никакой необходимости. В строках Нового Завета мы можем прочесть о том, что покрывать голову в храме (и не только в храме) должны замужние женщины. Это знак подчинения мужу. Девочка, подросток и любая незамужняя женщина может входить в храм с непокрытой головой - в этом нет ничего предосудительного.

Если вы испытываете потребность в том, чтобы повязать дочери платок, то вы можете сделать это. К тому же, некоторые дети носят этот головной убор и в обычные дни. Вы можете также предложить малышке шляпку или косынку. Но уж точно не стоит осуждать тех, кто привел детей в церковь без платка.

Специальных рекомендаций о том, как следует одевать детей в церковь, священные тексты не дают. Таким образом, этот вопрос регулируется в первую очередь традициями, соблюдение которых является добровольным, а также чувством меры и вкуса родителей. В настоящее большинство священников лояльно относятся к брюкам на женщинах, отсутствию косынок и другим «вольностям».

Но в том случае, если вы отправляетесь в монастырь, особенно с дочерью-подростком, то позаботьтесь об одежде заранее. Здесь требования регулируются уставом монастыря и могут быть значительно строже. Если маленькая девочка в брюках, скорее всего, не вызовет возражений, то 14-15-тилетняя барышня в облегающих джинсах или в майке на бретельках-спагетти с большой долей вероятности останется стоять у ворот монастыря.

Объяснение большей жесткости правил в монастырях довольно простое - монахи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Нередко молодым мужчинам-монахам довольно сложно сдерживать свои желания, а откровенные наряды станут ненужной провокацией и искушением. Да и христианке не пристало сознательно искушать служителей церкви.

Если по каким-то причинам добраться в монастырь в платье или юбке сложно, прихватите с собой кофту и легкую широкую юбку, которую можно одеть прямо поверх брюк или шорт. Перед входом в монастырь вы сможете быстро привести внешний вид дочери в порядок и войти в священное место без лишних взглядов.

Подпишись на наш Telegram . Присылаем лишь "горящие" новости!

Читайте все новости по теме " " на OBOZREVATEL.

«В Церкви в сё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40)

В каждой человеческой общине или, как говорят социологи, «социальной группе» возникают свои особые правила поведения и этикета. Эти правила могут быть различными в различных группах, но это вовсе не означает, что чей-то этикет лучше, а чей-то хуже. Просто в России, например, принято при встрече желать друг другу здоровья («Здравствуйте!»), а в Соединённых Штатах спрашивать: «Как вы?» («How are you?»).

Православная Церковь есть Та инственное Тело Христово, но в то же время она-группа людей соединённых не только духовно, но и социально. Поэтому в Православной Церкви выработались свои особые правила этикета. К сожалению, многие из нас выросли в советской или пост-советской нецерковной среде и пришли в Церковь в том возрасте, когда мамы, папы, бабушки и дедушки уже не подсказывают нам, как малышам, как нужно себя правильно вести. Поэтому мы должны сами присмотреться к обычаям и традициям в Церкви и в нашем приходе.

«Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя …» (Исаия 61:10)

Часто приходится слышать некоторое непонимание причин, по которым в Церкви существуют определённые требования к одежде. «Какая разница Богу во что я одет?» Богу, конечно разницы никакой нет, потому что Он смотрит в наши сердца, а не на одежду. Однако для нас есть существенная разница во что и как мы одеты. Собираясь на бал, например, женщина одевает вечернее платье, и было бы странно, если бы она отправилась на официальный приём в пляжном костюме. А вот в курятник в парадном сюртуке не ходят. Поэтому неудивительно, что и в церковь в каком-то наряде идти можно, а в каком-то-нет.

В Русской Церкви принято, что мужчины носят брюки и рубашку (кофту, куртку, т.п.) с длинными рукавами. Неприлично быть в церкви в шортах, спортивных штанах или майке. Джинсы, особенно со стильными дырами, можно одеть на вечеринку, но не стоит в них идти в храм.

Женщины должны быть в юбке или платье и с покрытой головой. Наряд должен быть с длинными рукавами и без декольте. Вообще подчёркнутая сексуальность в храме неуместна; храм Божий-это место для молитвы, а не для привлечения на себя всеобщего внимания. Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не наша персона.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в храме всё должно быть красиво-и архитектура, и убранство, и облачения. И наш наряд тоже должен быть чистым, опрятным, красивым. Просто нужно развивать свой вкус и отличать красоту радующую от «красоты» вызывающей.

Нужно всячески избегать больших надписей на одежде, особенно если вы не знаете что они означают. Также совершенно неуместны различные изображения на одежде; мы идём в церковь для того, чтобы молиться и вдохновляться ликами святых угодников Божиих, а вовсе не для того, чтобы афишировать свой любимый мультфильм или рок-группу. Наконец, в храме не нужно рекламировать те компании, которые пошили вашу одежду. Если вам нравится быть ходячей ракламной доской для American Eagle, Hollister, или какой-либо другой компании, этим нужно заниматься вне храма.

Что делать, если погода очень жаркая?-Соблюдать правила церковного этикета. Посмотрите на священнослужителей: даже в самую жаркую погоду они одеты в подрясник (с длинными рукавами), подризник или стихарь (с длинными же рукавами), а на священника сверху ещё одевается фелонь. Представьте, что ссылаясь на жару, священнослужители начнут служить в майках, шортах и стихарях без рукавов.-Это было бы немыслимо. Поэтому и миряне не должны роптать на погоду, а смиренно соблюдать правила церковного этикета. Впрочем, в некоторых приходах короткие рукава вошли в норму, поэтому стоит искать совета у настоятеля.

«В воню благоухания духовного…»

Стоит ли опрыскиваться духами и одеколоном? Если это хорошие духи-да, но не в храме. Нужно помнить, что у некоторых людей есть аллергия на парфюмерию, и они могу испытывать удушающий приступ астмы из-за наших духов. Если уж вам очень нужно по какой-либо причине себя чем-то опрыскать, постарайтесь использовать только самый необходимый минимум парфюмерии.

От макияжа тоже стоит отказаться: пачкать икону или крест помадой-это неуважение по отношению не только к святыням, но и к людям, которые будут после вас подходить к иконам и кресту, а также к тем, кто потом будут вынуждены эту помаду вытирать.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» (Пс. 5:7)

При входе в храм принято трижды осенять себя крестным знамением и произносить молитву. Слова молитвы можно найти во многих молитвословах, но можно и просто сказать: «Господи, помилуй мя, грешного.» Конечно, никто не будет за вами следить,-сделали ли вы три крестных знамения перед входом в храм или нет. Но нужно понимать, что церковь-это не продуктовая лавка, куда забегают за хлебом или молоком, а дом Божий, перед входом в который нужно остановиться, помолиться, или просто задуматься о той святости, на пороге которой мы стоим.

Приходить в храм нужно к началу службы и оставаться до самого конца. Если же есть объективные обстоятельства, по которым мы вынуждены опоздать на службу или уйти пораньше, то заходить и выходить из храма нужно тихо, чтобы никого не отвлекать от молитвы суетой возле входной двери.

«Станем добре, станем со страхом…»

По входе в храм не нужно оставаться в притворе (своеобразной церковной прихожей), а нужно пройти в главную часть (гостиную). Традиционно в притворе стоят любопытствующие туристы, а в древности там стояли отлучённые от Причастия грешники. Христиане должны стоять не в прихожей, а в главной части храма-там, где всем приходом совершается Божественная Литургия. Оставаясь в притворе, люди тем самым показывают, что они-не христиане, совместно совершающие службу Богу, а зрители, туристы. Кроме того, толпясь в притворе, люди просто мешают тем, кто после них заходит в храм.

Принято, чтобы в храме мужчины становились с правой стороны, а женщины-с левой. Говорят, что это связано с тем, что неприлично мужчине стоять во время службы позади женщин, особенно когда те совершают поклоны, или женщине проталкиваться сквозь группу мужчин. Возможно, что это так, но думается, что существует и другая причина. Божественная Литургия совершается не влюблёнными парами или группами друзей, а Церковью-Телом Христовым. Поэтому, влюблённая пара, супружеская чета, брат и сестра разделяются-женщины становятся слева, а мужчины справа, чтобы соборно и без отвлечений совершать службу Богу.

«Востаните! Господи, благослови…»

В Православной Церкви принято стоять во время богослужения. В какой-то мере это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами. В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят. С другой стороны, само православное богослужение-это не время для отдыха и медитации, а время для работы-соработничества Богу в деле нашего спасения. Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.

Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть. Для таких людей в храмах обычно имеется несколько скамей и стульев. Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время анафоры и тогда, когда открыты царские врата. Не нужно вставать во время проповеди; и даже вполне здоровые люди могут слушать проповедь сидя.

«…они любят бродить, не удерживают ног своих…» (Иеремия 14:10)

Конечно, не стоит говорить о том, что неприлично во время службы бесцельно ходить по храму. Но что делать, если вы опаздали на службу, но вам всё же хочется подойти к той или иной иконе, поставить свечи и т.п.? Нужно помнить два правила: не ходить по храму и не ставить свечи при открытых царских вратах (главные врата на иконостасе) и во время евхаристического канона или анафоры. Анафора-это то время, когда совершается преложения евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Начинается анафора после пения Символа веры («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…») и оканчивается с пением «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Поэтому, от «Верую…» до окончания «Достойно есть…» по храму ходить не разрешается. Также, грубо и в высшей мере невоспитанно ходить по храму и ставить свечи в то время, когда читается Евангелие или произносится проповедь, и все христиане должны слушать.

Если священник или епископ во время богослужения находится на середине храма (как, например, во время литии-освящения хлеба, пшеницы, вина и елея-на всенощном бдении), то непозволительно переходить с одной стороны храма на другую перед служащим, то есть, между ним и алтарём. Если вам совершенно необходимо попасть на противоположную сторону храма, то нужно пройти за спиной служащаго, то есть, со стороны притвора.

Не должно стоять в храме спиной к алтарю. Впрочем, это вовсе не означает, что выходить из храма нужно пятясь задом. Просто нужно помнить, что алтарь-это святая святых храма и относиться к нему нужно с должным почтением.

«Приидите чада послушайте мене, страху Господню научу вас…» (Пс. 33:11)

В Православной Церкви нет особой детской службы, подростковой службы, взрослой службы и т.д.-есть Божия служба, к которой призваны все. Дети непременно должны быть на службе с самого раннего возраста, то есть, с самого рождения. Но, как и во всех других вещах, родители должны постепенно приучить малыша к пребыванию в храме и научить его правилам поведения. Конечно, нельзя ожидать от трехлетнего ребёнка двухчасового стояния по стойке «смирно», но нельзя и позволять ему бегать по храму, кричать, хватать всё, что можно схватить, и т.п. Нужно ласково, но твёрдо направлять энергию малыша в правильное русло, а иногда просто учить его котролировать очень уж бурные всплески этой энергии. Не нужно думать, что шалость естественна для малышей, и поэтому их не надо останавливать.-Дефекация в штанишки тоже естественна для малышей, но всё же мы учим их этого не делать. Родители должны учить детей правилам поведения в церкви с самого раннего возраста и не смущаться, если этот процесс займёт некоторое время.

Те же, кто пришли в храм без детей, должны не гневно озираться на «мешающих сосредоточиться» малышей, а радоваться, что в Церкви Божией есть дети, и молиться за них и за себя.

Мамы и бабушки! Воздержитесь от угугукания и улюлюкания, даже если ваша малышка очень мила! Это не только создаёт шум в храме, но и вызывает нормальную ответную реакцию ребёнка, который тоже начинает угугукать и улюлюкать. Единстенная разница состоит в том, что мамы и бабушки шумят намного больше, чем сам малыш, особенно когда они начинают в полный голос увещевать его: «Тихо,тихо, тихо. Тихо, тихо, тихо».

Давая детям антидор и просфоры, необходимо строго следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Крошить антидором или просфорой совершенно непозволительно. Часто самый лучший способ избежать крошек, это самим взрослым осторожно отламывать кусочки просфоры и класть их прямо в рот ребёнку.

«Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…»

О причащении написано много, но стоит напомнить некоторые моменты. В Русской Церкви к Причастию допускаются православные христиане, которые были на исповеди и получили благословение причаститься. В нашем храме исповедь бывает после вечернего богослужения и до начала Литургии. В самое время служения Литургии в нашем храме исповеди не бывает. Если вы пришли на исповедь, потрудитесь сообщить об этом священнику. Находясь в алтаре, священник не имеет никакой возможности знать, что кто-то ждёт исповеди. Попросите дьякона или прислужника сказать священнику о том, что вы ждёте. В самом крайнем случае, можно лёгким стуком в северную дверь привлечь внимание священника, если он находится в алтаре.

Женщины в период месячных, а также и мужчины, когда с ними случилось естественное ночное истечение, не должны подходить к Причастию. Кроме того, семейным людям перед причащением необходимо воздержаться от интимных отношений. Впрочем, эти правила относятся не столько к этикету, сколько к церковным канонам. Если у вас возникают вопросы, непременно поговорите со священником.

Ко святым иконам нужно прикладываться до, но не после Причастия. После причастия нужно сразу идти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить водой смешанной с вином для того, чтобы ни одна малая часть Причастия не осталась во рту.

Подходя к Причастию, нужно скрестить на груди руки и не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть рукой Чашу.

Родители, котрорые подносят к Чаше малолетних детей, должны посадить их на свою правую руку, а левой придерживать руки младенца. Если у вашего малыша насморк или он слюнявый, непременно насухо вытрите его нос и рот перед тем, как поднесёте его к Чаше.

Подходить к Чаше нужно чинно, то есть по чину. Сначала причащаются священно-церковнослужители, затем монашествующие, если таковые присутствуют, затем мужчины, женщины и дети. Сложившаяся во многих приходах практика пропускать вперёд детей, хотя сама по себе и неосудительна, но не отражает сущности богослужения, частью которого и является причащение. Пропускать детей вперёд нужно в зоопарке или при покупке мороженого, но в храме действуют несколько иные принципы очерёдности.

«С миром изыдем…»

По окончании богослужения нужно с благоговением выйти из храма и только потом делиться со своими знакомыми последними новостями. Хотя богослужение и закончилось, но храм остался храмом, и мы должны об этом помнить. А вот на улице или в приходской трапезной можно вволю наговориться (конечно, если только это не монастырская трапезная).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Мф. 6:33)

Несмотря на всю важность некоторых правил церковного этикета, нужно помнить, что смысл христианской жизни состоит не в соблюдении правил, а в теснейшем единении с Богом. Правила же имеют вспомогательное, утилитарное значение. Смысл пилы и молотка, например, состоит не в том, чтобы ими обладать и их лелеять, а в том здании, которое с их помощью можно построить. Поэтому в заключение стоит напомнить о ещё одном правиле: если вы заметили, что кто-то по незнанию нарушил одно из правил церковного этикета, не нужно брать в руки кнут и изгонять такого человека из храма, особенно, если вы-пожилой человек, а тот, кого вы намерились изгнать, намного моложе вас. Научитесь сначала исцелять и воскрешать, а только потом изгонять. Играть роль церковного надзирателя или полицейского совершенно непозволительно: поучение, назидание и исправление ошибок прихожан-это дело епископа или священника, которому епископ поручает данный приход.

Конечно, эта краткая памятка не может быть исчерпывающей, но хочется надеяться, что она окажется полезной. Если какой-то вопрос церковного этикета вас очень интересует, но вы не нашли на него ответа в данной памятке, непременно задайте этот вопрос настоятелю вашего приходского храма или составителю этой памятки:

Священник Сергий Свешников

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042