Интерактивные модули по истории. Что такое интерактивная история

Для тех, кто любит научную фантастику.

Жанр : Interactive fiction
Разработчик/Издатель : 3 Minute Games
Версия : 1.6
iPhone + iPad : 15 р. (временно) [Скачать из App Store ]
есть поддержка Apple Watch

Никогда в прошлом не понимал старых текстовых квестов, а в особенности людей, с горящими глазами доказывающих, что я действительно ничего не понимаю в настоящих ИГРАХ. Но попробовав современную реинкарнацию такого рода в лице Lifeline , могу смело посыпать голову пеплом.

Эту игрушку я купил чисто случайно - увидел, что она , да еще и поддерживает, плюс отзывы у англоязычной публики были восторженными. В общем, импульсная покупка, которая потом с месяц-полтора висела на рабочем столе iPhone, ожидая первого запуска. Казалось, что и не дождется, но в минуту отдыха и «проветривания» мозга после усердной работы над очередной статьей решил испробовать это чудо, причем опять-таки, ради проверки смарт-часов в работе. Запустил и… буквально с головой провалился в созданную известным в определенных кругах писателем Дэйвом Джастусом историю.

Думаю, этот товарищ знаком тем, кто увлекается творчеством ребят из Telltale . Например, ранее он проявил себя в детективном и очень атмосферном квесте . Так вот Lifeline превращает iPhone, iPad и Apple Watch в своего рода терминал для связи с космонавтом Тейлором, чей корабль разбился на неизвестной планете. Причем он не профессионал и не супергерой, а обычный студент, попавший в экспедицию в качестве научного балласта. Вся остальная команда корабля погибла (или частично пропала), а Тейлор с помощью своего передатчика смог выйти на связь лишь со мной, то есть с игроком.

Он напуган, растерян, находится буквально в шоке и, естественно, ничего не знает о том, что же делать в таких ситуациях. Единственным живым собеседником и помощником Тейлора, а также тонкой нитью, не дающей ему впасть в панику и погрузиться в пучину безумия, являетесь вы сами.

С одной стороны, тут нет крутой графики и действия, не надо судорожно жать на кнопки или усердно разрабатывать тактику нападения на базу противника, либо защиты своей собственной от полчищ врагов. Игра неспешна, но, с другой стороны, затягивает она страшно, причем буквально с первых минут. Диалоги построены таким образом, что проникаешься симпатией, доверием и сопереживанием к главному герою. Возникает желание ему помочь.

Обращаешь внимание и на мастерство Дэйва Джастуса, умудряющегося в простых и кратких диалогах вместить весьма детальное описание окружающего мира. Это очень важно для восприятия игры и ее атмосферности. Крутая графика не нужна, достаточно крутого текста, который в собственной голове превращается в далекий пустынный и загадочный мир. Те, кто любят читать и постоянно это делают, меня поймут. Самое лучшее и реалистичное кино - это книга, потому что мозг человека способен создать намного более детальный и живой мир, чем самая современная техника съемки, ловкие аниматоры и гениальные режиссеры. В данном же случае получается детальная и живая игра.

В целом же весь игровой процесс сводится к общению с космонавтом. Причем от ваших ответов напрямую зависит жизнь и здоровье Тейлора, который оказался юмористом и, вообще, легким в общении человеком. Чем-то напоминает героя небезызвестного романа и одноименной киноленты «Марсианин ». Но в процессе этого общения сам погружаешься в шкуру попавшего в беду студента и все, что он рассказывает, разворачивается в голове в довольно устрашающую картину.

Иногда в процессе общения придется напрячь мозг или даже сходить на поклон к Google, чтобы узнать те или иные сведения. Например, какова смертельная доза облучения. Кроме того, частенько легкий и вроде бы логичный путь приводит к печальным последствиям и наоборот. Так же стоит делать скидку на то, что Тейлор находится в напуганном и полушоковом состоянии. Хоть он и пытается бодриться, но далеко не всегда воспринимает окружающий мир адекватно, что тоже может влиять на верный выбор действий.

Может показаться, что приходится безвылазно «втыкать» в экран, но это не так. Приключение происходит практически в реальном времени. То есть, если Тейлор присел перекусить или завалился спать, то в следующий раз он свяжется через полчасика или же несколько часов соответственно. Таким образом, игра совершенно не надоедает. Увидел уведомление на iPhone или же Apple Watch и продолжил общение. А можно и не продолжать, если в текущий момент нет возможности отвлечься на игру. Моментально реагировать нет надобности.

Кстати, на смарт-часах в Lifeline играешь полноценно, благо жанр это легко позволяет, что удобно.

Если же какие-то шаги игрока приводят к гибели персонажа, то всегда есть возможность отмотать сюжет на день назад или же на любое нужное время. Так называемый «Быстрый режим» игры позволяет довольно быстро добраться до проблемного момента, так как отключает паузы реального времени. Соответственно, нет сложностей с прохождением Lifeline, но не стоит это воспринимать, как слишком легкое развлечение или же скукотищу. Тут ведь важнее не процесс, а сама история, которая затягивает и интригует. Фактически перед вами интерактивная фантастическая повесть, которую я смело рекомендую всем любителям Sci-Fi и чтения.

От меня игра зарабатывает высший балл, в том числе и за шикарную, атмосферную музыку, но продукт далеко не для всех. Минус лишь один - нет синхронизации между устройствами, то есть я не могу начать играть на iPhone и продолжить на iPad. Хотя он не настолько критичный, чтобы снижать оценку. В конце концов, телефон всегда со мной.

Кстати, сейчас Lifeline продается за смешные 15 руб. Грех не попробовать. А еще есть Lifeline 2 , но это уже совсем другая история.

Поставьте оценку.

Знания - ключ к пониманию. Нестабильная ситуация в ближневосточных странах, миграционный кризис и проблема беженцев в Европе обязывают знать факты. Члены Совета по международным отношениям вместе с экспертами и исследователями создали подробный ресурс о мусульманских общинах и их положении в современном мире. Сунниты и шииты - наиболее многочисленные ветви ислама. Этот сайт - об истории их разделения, особенностях веры и современных течениях с актуальными данными о происходящем в регионах, где они живут.

История Варшавского восстания

Проект стал результатом сотрудничества берлинского фонда «Топография террора» и Музея Варшавского восстания по случаю 70-й годовщины его начала. Содержание сайта состоит из семи глав: от возвращения независимости в 1918 году, приказа Гитлера уничтожить Варшаву в 44-м до выборов в 1989-м и открытия музея 10 лет назад. Это интерактивный рассказ (в том числе на русском языке) с фотографиями, видеохроникой, инфографикой и картами о том, как поляки шли к мечте о свободной стране.

Интерактивный документальный фильм о Первой мировой войне


Проект Британской академии и The Guardian был создан в прошлом году - в год столетия после начала Первой мировой. Черно-белые хроники теплых летних дней сменяют кадры с немцами в окопах и британцами на верблюдах под аккомпанемент голосов, читающих дневники очевидцев. Создатели объясняют, как конфликт перерос в начало военных действий, как в них были вовлечены отдельные государства и союзы, каков был масштаб потерь и о чем на протяжении тех лет писала The Guardian. Семь глав объясняют, что происходило на всех этапах войны на каждом отдельном фронте, а стук копыт и звуки взрывающихся бомб помогают почувствовать себя участником страшных событий.

История еды

Вместе с National Geographic вы можете отправиться в супермаркет и почитать, как делаются ваши любимые вредные продукты. Или уйти в тропические леса, чтобы узнать историю добычи сахара и изготовления сладостей. Или уплыть в дальние страны, где вам расскажут, как морепродукты и приправы попадают к нам на стол. А может, вам захочется пожарить на природе мясо, слушая рассказы о том, как люди впервые стали его готовить. В конце концов, вы можете выбежать в поле и узнать, как делается хлеб. И все это благодаря одному сайту

История интернета

История Англо-американской войны 1812–1815 годов .

История четырех крупнейших сражений 1814 года в районе Чесапикского залива на восточном побережье Америки в интерактивных картах и документальных съемках. Это битва в заливе Святого Леонарда, осада Бланденбурга, столкновение у North Point, переломившее ход войны, и легендарное сражение у Балтимора, в честь которого его свидетель Фрэнсис Скотт Ки написал поэму «Оборона Форта Макгенри», ставшую затем текстом гимна США. Американцы назвали этот конфликт «второй войной за независимость»: основной целью британцев было отрезать Новую Англию от остальной страны.

Изучение всех языков мира

Подарок для полиглотов и всех, кто считает себя гражданином мира. Эта интерактивная карта позволяет узнать, как одно слово будет звучать на всех языках мира. Введите слово в соответствующую строку на любом диалекте и следите, как оно свяжется на карте с аналогами из других языков и стран, которые на них говорят. На выходе вы получите карту, напоминающую схему авиаперелетов: очень удобно, если вам, например, нужно разослать приглашение на свадьбу друзьям из разных точек планеты.

Познавательная игра в фермера

Не будем лукавить, многие из нас уже побыли зависимыми от онлайн-сборов урожая и кормления анимированных свиней. Этот канадский проект не просто крадет вас из семьи, а преследует высокую цель - популяризовать фермерское дело в стране. Игра начинается с информации, что в 1931-м каждый третий канадец жил на ферме, а сейчас - лишь каждый 46-й. А дальше вы выбираете персонажа, тип фермы и погружаетесь в мир нюансов о выращивании картофеля, строительстве заборов, использовании удобрений, законодательстве в сфере сельского хозяйства и многого другого. Аккуратно: работа встанет на какое-то время.

Почувствовать себя артистом

Пока вы читали, зрители уже вас заждались. Станьте Генри V на сцене Королевского шекспировского театра, сыграйте Пер Гюнта в Карнеги-Холле, станцуйте на сцене Paris Opera или исполните партию рыцаря Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера. Просто выберите жанр и место, и вы попадете на крупнейшие сцены мира с возможностью рассмотреть происходящее на них со всех сторон.

Я автор известной в определенных кругах платформы QSP, предназначенной для создания текстовых (sic!) игр.
Столь редкий жанр мало освещен в рунете, поэтому очень хочется исправить ситуацию и вкратце рассказать об интерактивной литературе и QSP в частности.

Это моя первая статья для Хабрасообщества, поэтому прошу сильно не пинать:)

Введение

В наше время «попкорнового» кино и не менее примитивных видеоигр, когда графическая составляющая практически полностью вытесняет шаблонный сюжет, редко какой человек не задумывается о том, чтобы попробовать что-либо другое, то, что позволит ему с интересом провести время. Некоторые, еще не забывшие, что такое книги, возвращаются к ним, а некоторые открывают для себя мир интерактивной литературы, в которой каждый может попробовать себя и в роли главного героя, и в роли создателя своего собственного мира. Достаточно лишь использовать воображение…

Итак, что же такое «интерактивная литература» или, в английском варианте, «Interactive Fiction»? В самом широком понимании термина, это любая разновидность художественной литературы, отличающаяся нелинейным развитием сюжета, согласно действиям читателя (в компьютерном варианте - пользователя). Из интерактивной литературы (ИЛ) в России известны книги-игры Дмитрия Браславского, взявшего за основу своих книг западную серию «Fighting Fantasy». Но в данной статье будет рассматриваться именно компьютерный вариант интерактивной литературы, большинство которой составляют так называемые текстовые игры, или «текстовые квесты», получившие широкое распространение. История развития текстовых игр началась в то время, когда компьютеры, без которых жизнь сейчас немыслима, обзавелись клавиатурами и дисплеями, а впоследствии и мышью. Общепризнанно, что первой компьютерной текстовой игрой была игра «Adventure», или «Приключение», написанная в 1976 году двумя компьютерщиками из Стэнфорда Уиллом Краутером и Доном Вудзом. Игра была только текстовой, управлялась простейшими текстовыми командами вида «глагол существительное» и заключалась в блуждании по лабиринту пещер в поиске сокровищ и магических артефактов. Именно эта игра сыграла колоссальную роль в становлении целого жанра компьютерных игр. Летом 1979 года несколькими студентами из Массачусетского Технологического Института создается фирма «Infocom», за десять лет своей истории издавшая около 30 игр подобного жанра. Именно эта фирма ввела в оборот термин «Interactive Fiction» и послужила основой для подражания всем последующим разработчикам компьютерных текстовых игр. В начале статьи используется обложка от первой игры «Infocom» - «Zork I».
Дальнейшее развитие компьютерных возможностей не могло не сказаться и на жанре интерактивной литературы - в играх появляется графика, музыкальное сопровождение и многооконный интерфейс, но главной движущей силой жанра был и остается художественный текст и, как правило, нелинейный сюжет. Дополнительным плюсом игр этого жанра являются их низкие требования к системным ресурсам и кроссплатформенность, то есть играть в них можно и на самых допотопных компьютерах, и на наладонниках или сотовых телефонах.

В процессе развития компьютерной интерактивной литературы сложилось так, что текстовые игры разделились на игры с текстовым вводом, использующие так называемый «парсер», и игры, использующие управление с помощью меню. Ввиду того, что мышление у людей различно, кому-то удобнее и нагляднее управлять вводом с помощью системы меню, а кому-то лучше использовать парсер, поэтому эти два способа вполне комфортно уживаются друг с другом.

Интерактивная Литература в России

Стоит рассмотреть отдельно развитие ИЛ в России. Так сложилось, что текстовые игры завоевали популярность сперва в Америке, а потом и в странах Европы, в основном благодаря тому, что текст был англоязычным. Простая грамматика английского языка сильно упрощала разбор программой введенных фраз. Но в России, для русского языка, это было трудноосуществимой задачей, поэтому получили распространение игры, осуществляющие управление через меню, иногда также использующие упрощенный парсер (ввод имен, названий, чисел).

В начале-середине 90-х годов в России стал доступен широкому потребителю домашний компьютер на базе процессора Z80 фирмы Zilog - ZX Spectrum (в основном, «совместимые» с ним), использующий в качестве устройства вывода обычный домашний телевизор и позволяющий загружать программы и игры с помощью кассетного магнитофона. Масса игр, написанных для Spectrum"a, попала и в Россию, а вместе с ними и текстовые игры, которые также полюбились игрокам из-за свойственного этим играм сочетания художественной литературы и способности игрока влиять на происходящее развитие сюжета. Так в России стало зарождаться свое направление компьютерной ИЛ. В конце 90-х с развитием интернета появляется платформа на русском языке для создания текстовых игр с управлением через меню, получившая название OrcZero, давшая толчок для дальнейшего развития как платформ, так и игр.

Платформы позволяют авторам игр сконцентрироваться на написании самой игры, минуя создание игрового интерфейса и стандартных библиотек, то есть таких вещей, которые могут быть унифицированы. Игры данного жанра, разрабатываемые с нуля, без использования платформ, как правило, имеют множество недостатков. Устоявшиеся платформы же предлагают некий стандарт интерфейса, также обеспечивая возможную переносимость между разными операционными системами и «железом». Обычно платформа включает в себя «движок» для проигрывания игр, средства разработки и документацию. Важной составляющей является сообщество авторов и игроков, благодаря которому новички могут получить помощь на различных форумах и в чатах. Чуть позже выхода OrcZero появляется еще одна «менюшная» платформа, обладающая бОльшими возможностями и удобством, получившая название Universal RipSoft Quest (URQ). Пик популярности URQ приходится на 2001 - 2004 года, за это время было создано около полутора сотен игр для этой платформы (к сожалению, большинство игр низкого качества).

Quest Soft Player

В конце 2001 года вышла в свет еще одна платформа, осуществляющая управление через меню, названная Quest Soft Player (QSP). Отличалась от URQ большей продуманностью «движка» и синтаксиса языка, получив довольно широкую поддержку авторов игр.
Существовали десятки фан-сайтов QSP, при этом количество игр было довольно большим, но все же меньшим, чем для URQ. В одно время «война» между платформами обрела вид священной, это находило отражение не только на сайтах и форумах, но даже в играх.
Чтобы поставить точку, в 2004 году QSP был полностью переработан, обрел кроссплатформенность и получил множество улучшений, через некоторое время серьезно потеснив URQ. Кроме самостоятельных игр, QSP используется в онлайн-проекте «Герои войны и денег» (более 1,2 миллиона игроков), в роли платформы для внутриигровых квестов.

В данной статье мы подробнее рассмотрим проигрыватель Quest Soft Player, выбрав который вы получите все преимущества «платформенных» игр, а именно простоту освоения, богатые возможности как для начинающих авторов, так и для более «продвинутых», обширную сопроводительную документацию, кроссплатформенность и большое сообщество авторов и игроков. Для QSP написано множество разнообразных игр.

Данный проигрыватель бесплатен и доступен для скачивания на официальном сайте (http://qsp.su), там же найдете каталог с лучшими играми под эту платформу. Для пользователей Windows желательно скачивать так называемый «Набор игрока», включающий в себя инсталлятор проигрывателя и несколько хороших игрушек. Для тех, кто использует Linux, также существует версия, после загрузки которой достаточно просто распаковать архив - установка не потребуется. При желании, можно собрать QSP «вручную» - исходный код доступен под лицензией GPL v2. Имеются версии под Windows Mobile и PSP.

Запуск игр на QSP очень прост: после скачивания архива игры с сайта распаковываем его в любую папку, после чего в проигрывателе выбираем пункт меню Квест → Загрузить игру и указываем файл игры из архива. Интерфейс проигрывателя интуитивно понятен и не создаст для вас особой сложности.

Среди средств разработки отметим 2 инструмента - редактор QGen и утилиту TXT2GAM. QGen предназначен специально для написания QSP-игр. TXT2GAM - консольная утилита, позволяющая разрабатывать игры в любом текстовом редакторе.

А теперь несколько скриншотов:

Игра «Ты - миллионер!»:

Игра «Мировое Сознание. 13й уровень»:

Среда разработки игр QGen:

В России регулярно проводятся конкурсы интерактивной литературы, зачастую с материальным вознаграждением. Так, в 2008 году был организован ежегодный конкурс QSP-Compo, имевший самый большой призовой фонд за всю историю русской ИЛ.

В настоящее время компьютерная интерактивная литература активно развивается, благо существует достаточно возможностей реализовать свое творчество; все больше появляется качественных и интересных игр. Дело в том, что создать выдающийся продукт вполне по силам одному человеку, а оценить результат смогут тысячи поклонников. И в этом текстовые игры тесно соприкасаются с жанром художественной литературы. Каждый может попробовать себя в этих играх не только как главный герой, но и как создатель собственного мира, своей Вселенной, и никакая графика не сможет заменить то, что способно дать нам наше собственное воображение.

Приветствуется любая помощь с вашей стороны, в том числе помощь в разработке.
Со всеми вопросами и пожеланиями милости просим на форум (

В этом году Инга Пфлаумер выпустила первую интерактивную историю. Мы решили не упускать такой шанс и попросили рассказать нашим пользователям об этом длинном и увлекательном путешествии - от замысла до публикации игры в AppStore. "Это не так сложно, я уверена, при желании каждый может повторить мой путь" - был ее ответ. В результате рассказ о том, как создать первую интерактивную историю разросся до целой серии мастер-классов. Начинается эта серия с самого простого (а может быть - самого сложного) этапа - создания литературной основы для вашей истории.

Итак, «Пишем интерактивную историю. Введение: О письме и чтении ».

О письме и чтении

Существуют сотни исследований, подтверждающих важность чтения. Чтение расширяет кругозор, учит взаимодействовать с людьми и вести себя в разных ситуациях, помогает развить собственные взгляды и познакомиться с чужими. При этом вы неоднократно слышали вздохи: «Ах, новое поколение читает куда меньше!». Но это не совсем правда. Новое поколение читает ничуть не меньше старого. Оно читает даже больше. Кроме книг и новостей, новое поколение читает блоги, сообщения, статусы, форумы и игровые субтитры.

Чтения не стало меньше, оно просто стало другим, потому что мы живем в другую эпоху, в эпоху интерактивности и мгновенного доступа к информации. Возможно, вместо того, чтобы вздыхать о временах, когда трава была зеленее, а деревья - выше, стоит попробовать найти новые способы чтения?

Немного статистики:

  • Согласно опросу, проведенному на FriendFeed, уже в 2008 году, в день в среднем человек тратил 3−4 часа - общение в социальных сетях, форумах и других сообществах и еще 2−3 часа на чтение ленты друзей.

Конечно, это легкое преувеличение. Интерактивные истории - это не новое течение в литературе. Когда-то большинство компьютерных игр были текстовыми и для того, чтобы играть в игру, ее нужно было читать. Затем, под влиянием развития компьютерной графики, изображения и экшн вышли на первый план. К сожалению, по пути к радующим глаз историям именно литературная, сюжетная часть, поблекла. А интерактивные истории - это возможность снова вывести историю и сюжет на первый план.

В некотором роде каждая история интерактивна. То, как мы воспринимаем текст, как рисуем происходящие в нем события в своем воображении, зависит от множества вещей: от нашего настроения, от того насколько мы внимательны, от того насколько интересны происходящие в тексте события и даже от того насколько шумно в комнате. В конце концов, минимальный уровень интерактивности доступен нам с любой книгой - мы всегда можем закрыть ее и прекратить развитие сюжета.

Немного статистики:

  • По словам представителей Amazon на каждые 100 книг печатного формата, проданные посредством интернет-магазина, приходится 114 книг электронного формата, рассчитанных на использование устройства для чтения Kindle.

Более того, мы все рассказчики историй. Рассказать историю может каждый. Просто у кого-то лучше получится записать ее на бумагу, у кого-то нарисовать ключевые события, а у кого-то даже разыграть ее по ролям. Хотите попробовать свои силы и побыть рассказчиком? Отлично, тогда эта серия мастер-классов написана специально для вас.

Что такое интерактивная история?

Интерактивная история это художественное произведение, течение событий в котором не является жестко определенным, а зависит от читателя/игрока. Выбирая действия персонажа или события, игрок меняет происходящее в истории (оставаясь в рамках заданных создателями произведения) и получает "индивидуальную" историю, которая развивалась согласно его выбору и его действиям.

План мастер-классов

В рамках серии «Пишем интерактивную историю» вас ждут восемь последовательных мастер-классов, посвященных разным аспектам написания истории.

Первый мастер-класс вы читаете прямо сейчас. А далее вас ждут:

  • Часть 1: Планирование
  • Часть 2: Отталкиваемся от идеи
  • Часть 3: О роли читателя
  • Часть 4: Знакомимся с персонажами
  • Часть 5: Арка персонажа и структура текста
  • Часть 6: Интерактивность и детали
  • Заключение: Что делать дальше?

Несмотря на то, что серия мастер-классов призвана рассказать читателям о том, как писать интерактивные истории, она может оказаться весьма полезной и для тех, кто пока не готов вступать в интерактивный мир и хочет написать линейную историю, которую можно будет просто читать от начала до конца, как книгу. Но если вас вдруг заинтересуют новые возможности, которые открывают интерактивные истории, новые уровни взаимодействия с читателем, который в интерактивной истории становится не зрителем и наблюдателем, а непосредственным участником сюжета и соавтором, вас ждет много интересной информации. Читайте, упражняйтесь и не стесняйтесь задавать вопросы.

Структура и домашние задания

В мастер-классах этой серии вас ждет не только текст с объяснениями и этапами работы над сюжетом интерактивной истории. В конце каждого мастер-класса вас ждут:

1. Опросник. Не пугайтесь, его цель вовсе не проверить, как вы усвоили материал. В опросник входят вопросы, которые вам нужно задать самим себе. Это вопросы, касающиеся вашего сюжета, ваших планов и ваших идей. Постарайтесь отвечать на них честно и развернуто, ответы будут нужны только вам самим.

2. Домашняя работа. Это самая лучшая домашняя работа на свете, потому что никто не будет ее проверять. В блоке с домашней работой мы предлагаем информацию для дополнительного изучения, осмысления или задания для работы с вашей собственной историей.

3. Примеры. Лучше всего информация усваивается на примерах, верно? Поэтому примеры из других интерактивных историй и проектов наверняка помогут вам лучше разобраться в полученной информации и, возможно, применить что-то из них на практике.

А дальше?

Эта серия мастер-классов посвящена исключительно работе с текстом. Но если тема будет интересной, мы обязательно попросим автора рассказать о работе с графикой и даже кодом. Будет так здорово увидеть ваши интерактивные истории на нашем сайте!