Описание рисунка суд осириса по плану. Похоронный ритуал

Прежде чем переступить порог Великого Чертога, умерший обращался к солнечному богу Ра:

Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Ушефера.

"Тот, чьи близнецы любимые - Два Ока, Владыка Двух Истин" - таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.

Умершему внимала Великая Эннеада - боги, под предводительством Ра возглавлявшие Загробное Судилище, и Малая Эннеада - боги городов и номов. В Великую Эннеаду, помимо Ра, входили Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху (Воля) и Сиа (Разум). Головы всех судей украшало перо Истины - перо Маат.

Произнеся свою речь, умерший приступал к "Исповеди отрицания":

Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. <-..> Я не грабил бедных. Я не делал того, что не угодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял <...>.

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота - это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. <...> Мне не причинят вреда в Великол Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.

После "Исповеди отрицания" умерший обращался к Малой Эннеаде, называя по имени каждого из сорока двух богов и снова заверяя их в своей непричастности к преступлениям. Затем боги начинали допрос умершего: - Кто ты? Назови свое имя. - Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. - Вот моё имя. - Откуда ты прибыл? <...> - Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы.

Когда допрос заканчивался, перед лицо Ра-Хорахте и Эннеад представали Мешент, "ангел-хранитель" Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.

Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Ам(ма)т - "Пожирательнице", чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, есть только гипотезы. Так, например, ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным "детектором лжи": взвешивание сердца производилось не после "Исповеди отрицания" и второй оправдательной речи, а одновременно с ними - на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

Давно замечено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершен свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие. его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство. В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется "отвести глаза", "сменить тему разговора" и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий - только "да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого". Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство - "сердце изобличит ложь", и стрелка Весов отклонится.

Эннеада оглашала оправдательный приговор, и бог Тот записывал его. После этого умершему говорили:

Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас.

Умерший целовал порог, называл его (порог) по имени, произносил вслух имена стражей и наконец вступал в Великий Чертог, где на тропе восседал владыка мёртвых Осирис в окружении других богов и богинь: Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора.

О прибытии умершего объявлял божественный писец Тот:

Входи, - говорил он. - Зачем ты прибыл?

Я пришёл, дабы возвестили обо мне, - отвечал покойный. - В каком состоянии ты пребываешь? - Я очищен от грехов. <...> - Кому я должен возвестить о тебе? - Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня, Чьи стены из змей живых и Чей пол - водный поток. - Скажи, кто это? - спрашивал Тот. - Это Осирис.

Воистину же, воистину [ему] скажут [имя твоё], - восклицал Тот.

С эпохи Древнего царства существовало и другое представление - что Загробный Суд возглавляет Ра. Это представление просуществовало вплоть до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

На этом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства - в Поля Иалу, куда его сопровождал "ангел-хранитель" Шаи. Путь в загробный "рай" преграждали врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже приходилось заклинать:

Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: "Владыка страха, чьи стены высоки <...>. Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит". Имя вашего привратника: "Тот, кто [вселяет] ужас".

В Полях Иалу, "Полях Камыша", умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот - тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти - "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, "как заставить ушебти работать": когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: "Здесь я!", после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина.

О заупокойном культе в Древнем Египте пишет М. А. Коростовцев: "В основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счёт его самого, либо за счёт короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для "кормления" умершего, а лица, выполнявшие функции "кормления", назывались "хем-Ка" - "рабы Ка". Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной, и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В мастабах сановников времени Среднего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщённо содержание этих "обращений к живым", дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным <...> пунктам: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист - если он ел, например, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально - в противном случае ему адресовывались угрозы умершего; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего; 4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.

Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мёртвых. Увещевание, адресованное "живым, пребывающим [ещё] на земле", сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу "судиться" с ним перед "великим богом" или даже "свернуть ему шею" в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.

Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения: так называемая формула "хетеп ди несу" - "дар, даруемый царём". Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного "меню" для умерших - список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще всего молитва была обращена к богу Царства мёртвых Осирису и богу Анубису. Заупокойная жертвенная молитва в интересах умершего произносилась от имени царя - полубога и неограниченного повелителя материальных ресурсов всех храмов. Подношения фараона как существа, приближённого к богам, были угодны богам и поэтому эффективны. Так магическая фикция избавила египтян на многие столетия от непосильных материальных расходов на культ мёртвых".

В Египетской мифологии Анубис-Саб считался покровителем умерших и судьей богов (по-египетски "саб" - "судья писался со знаком шакала). Центром его культа был город Каса (греч. Кинопль, "город собаки"). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых и, согласно "Текстам пирамид", был главным богом в царстве мертвых. Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, и он становится судьей и богом загробного мира. Его земным воплощением был бык Апис, имя которого тоже буквально означает "судья". По верованиям египтян души умерших могли появляться на земле, переселяясь в тела разных животных и даже растений. Человек, которому удавалось оправдаться на суде Осириса, назывался Маа Хэру («правдивый голосом»). Фараоны Хуфу (Хеопс), Рамзес I и Шешонк I носили это звание еще при жизни. "Метод посвящения , к которому они прибегали, заключался в том, чтобы полностью пройти весь обряд суда, описанный в «Книге Мертвых » и «оправдаться» перед жрецами, которые будут изображать богов. Древнеегипетские мифы называют первым «Маа Хэру» Осириса". (9)

Мистерии Исиды, в которых разыгрывалась драматическая история Осириса после смерти, заканчивались описанием суда, который возглавлял уже оправдавшийся Осирис. Первоначально основанием для привлечения умершего к суду служило нарушение не нравственных принципов, а ритуала. Однако, начиная с Первого переходного периода, нравственному аспекту начинает уделяться все больше внимания в заупокойных записях, что свидетелствует о распространении требования соблюдения моральных норм и на загробный мир. Отныне недостаточно было достичь загробных благ только с помощью магических средств - на первый план начали выдвигаться нравственные требования, необходимость доказательства безупречно прожитой жизни. Вот краткое описание загробного суда, на котором оправдательный приговор будет зависеть от результата взвешивания сердца умершего и сравнения его веса с весом пера богини истины Маат, положенного на другую чашу весов: "Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот Чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с "великим богом", т. е. с Ра. Здесь же молча и пассивно присутствует царь преисподней, бог Осирис, и еще 42 сверхъестественных существа. …Вооруженный магическим знанием имен этих демонических существ, подсудимый обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Результат взвешивания записывает бог Тот или Анубис, провозглашающие решение суда - оправдательный приговор, освобождающий умершего от возможной страшной казни - быть окончательно истребленным страшным чудовищем ("пожирательницей"), присутствующим здесь же, рядом с весами". (10)

Царем Справедливости, судьей подземного мира в ведической Индии был Яма. Его представляли огромным, сидящим на буйволе с жезлом в руке. Перед душами грешников, представавших перед ним, Яма являлся в устрашающем виде: "Громыхающий, как туча во время пралайи, черный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом". (5)

В Древнем Китае в культе 5 священных гор особым почетом пользовалась гора Тайшань на востоке - на ней находился вход в загробный мир. Божеством-покровителем горы был дух, судья загробного мира. В апокрифических текстах этот дух рассматривался как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших. Считалось, что на горе Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. В китайском буддизме известно представление о 10 залах подземного судилища (Диюй). В нем умершему назначали одну из 6 форм перерождения. Первые две - в людей, следующие в облике животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Кроме того, широко была распространена вера в духа домашнего очага Цзао-Вана или Цзао-шэня, который в ночь последнего дня месяца года, восходил на Небо докладывать о проступках человека. Считалось, что У Цзао шэня была семья и собственные слуги. "У одного из слуг была книга с надписью шань (добро) - для записи добрых дел членов семьи, у второго на книге стояла надпись э (зло), в которой записывались дурные дела".(11) В поздней народной китайской мифологии популярность получает образ Пань-Гуаня ("судья"). Он считается божеством, ведающим судьбами людей. Кроме того, под этим именем известна группа "секретарей" главы загробного мира Янь-вана, ведущих записи в Книге судеб. Пань-гуань часто рассматривался как помощник бога города - Чэн-хуана. Предполагалось, что последний творит суд над душами умерших, а Пань-Гуань - над душами живых людей.

В загробном мире японского буддизма судьей и властителем царства мертвых был Эмма, соответствовавший индийскому Яме. Он подытоживал все добрые и дурные деяния умершего и определял ему наказание. В мифологии вьетов имя владыки и судьи преисподней было Зием выонга ("государь Зием", от санскр. Yama), а в мифологических представлениях вьетнамских народностей нар и бинар богиней правосудия была богиня Йа Тьру Тьрей. Считалось, что она соблюдала справедливость в своеобразном «божьем суде», распространенном прежде у банаров: тяжущиеся стороны ныряли в воду, а правым считался тот, кто дольше умел продержаться под водой.

В тибетской мифологии судьей человеческих душ считался Циумарпо, представлявшийся в облике богатыря свирепого вида, скачущего на черном коне с белыми копытами. Его атрибутами были копье с красным флажком иверевка-цэн, которой он ловил «дыхание» жизни человека. В тибетском буддизме появляется образ с удьи умерших Дхармараджи. Он держит в руках «зеркало кармы», в котором видны поступки всех умерших. Справа и слева от него демоны, один с весами, на которых определяется мера содеянного в прошлой жизни, другой с костями, бросив которые, определяют судьбу умершего и ад, ему предназначенный.

В монгольской народной мифологии судьей загробного мира и владыкой царства мертвых является Эрлик, первое живое существо, созданное демиургом. В алтайской мифологии Эрлика называли Номун-хан - «царь закона», у кумандинцев суд над всеми вершит Бай-Ульген, главный дух, «имеющий 3 шапки» и сидящий среди белых туч.

В грузинской мифологии Гмерти - верховный бог неба, отец богов, творец мира, повелитель грома, обладатель испепеляющего небесного огня, является одновременно и богом правосудия. Он определяет судьбы людей, дарует урожай, долголетие, плодовитость и оберегает от всего дурного. Еще одним вершителем правосудия считалось божество Квириа, глава локальных общинных божеств - хвтисшвили , посредник между богом и людьми.

В мифологических представлениях вайнахов суд над душами умерших вершит владыка подземного мира мертвых Ел-да, сидящий на высоком троне из человеческих костей. Праведников он отправляет в рай, грешников в ад.

Тема религиозных и мистических взглядов человечества интересует давно, ещё до того, как в сферу моих интересов попала юриспруденция. Однако ранее как-то не обращал внимания, что представления людей по важнейшим для каждого отдельно взятого человека вопросам: правильность его действий, оценка их после его смерти и соответствующее воздаяние по делам, имеют тесную связь с судопроизводством.

Практически судебная тема вообще была для человека очень важной практически всегда, даже во времена, когда и суда в привычном нам виде не было. Потому как, собственно, всегда существовали различные споры (а также ссоры и конфликты) между людьми, которые необходимо было каким-то образом разрешать. Ведь и при первобытном строе возникающие споры разрешались - общим собранием всех взрослых членов рода, фактически исполнявшим и судебную функцию.

С учётом изложенного, отнесение важнейших для каждого человека вопросов к ведению высших (неземных) судебных инстанций, является вполне логичным отражением важнейшей потребности человека в защите его прав и интересов, а также справедливом разрешении дел.

Одной их таковых инстанций, сведения о которой дошли до нас, является Суд Осириса, описанный в древней египетской книге, известной нам как «Книга Мёртвых», хотя перевод, если верить учёным, не совсем верный. Несмотря на то, что в различных главах книги можно найти строки, относимые к теме суда, всё же наибольший интерес представляет глава 125, которая, собственно, и описывает судебный процесс. Я постараюсь, особо не отвлекаясь на описание египетских богов и различные детали, привести суть самого процесса. А уж как получится, судить, конечно же не мне.

Сам суд происходит, как это можно понять из ранее мной указанного, после смерти человека. Глава 125 книги описывает суд над умершим человеком. Действо происходит в Чертоге Обеих Маат (Двух Истин).

Рассмотрение проходит коллегиально. В связи с этим, одно время находился в некотором замешательстве относительно точного количества египетских богов, исполняющих функции судей, так как одни источники указывают на участие в процессе, кроме Осириса, 42 богов, тогда как другие - на 54. Чтение же «Книги Мёртвых» в оригинале для меня, как минимум, равносильно «пешей прогулке» от Москвы до Египта.

Однако, позднее всё же пришёл к выводу о том, что, скорее всего, особого расхождения нет, так как сам процесс довольно интересен и своеобразен.

В состав основной коллегии входит 43 божества, одно из которых - Осирис, наделяемый эпитетами «Царь и Судия», по сути, является председательствующим. Именно к этим богам будет обращена вторая (по своей сути, основная ) оправдательная речь умершего. Количество членов в коллегии, безусловно, производит впечатление. Однако, они присутствуют далеко не с целью, собственно, массовости, о чём поясню позже. Н азванная коллегия также известна как Малая Эннеада.

Но есть и ещё 12 божеств, которые т о же принимают непосредственное участие в процессе (Великая Эннеада). Следовательно, общее количество участвующих божеств именно 54, не считая Осириса.

Условно можно разделить процесс на 3 значимых части: речь к Великой Эннеаде и исследование доказательств (а точнее - основного доказательства); речь умершего к Малой Эннеаде; и, собственно, к третьей части можно отнести исполнение: наказания, которое происходило практически сразу же, или - при благоприятном исходе - решения о принятии в Ц арство Осириса.

Интерес представляет процедура исследования основного доказательства в виде взвешивания сердца на весах. На одну чашу весов ложилось сердце подвергшегося суду, на другой находилось перо богини Маат - символ истины, справедливости и закона. При взвешивании принимают участие 12 божеств, входящих в так называемую Великую Эннеаду. Никто, вне зависимости от происхождения, не может избежать этой процедуры - она строго обязательна.

Как видно, процедура исследования проходит непосредственно в зале суда, причём в этом принимает участие 12 божественных существ, что также впечатляет. Несколько забегая вперёд, скажу, что результаты исследования в обязательном порядке находят своё отражение в письменном документ е. За это отвечает бог Тот, не входящий в состав Великой Эннеады. Сам процесс взвешивания контролирует непосредственно Анубис, также, как и Тот, не относящийся к Великой Эннеаде. Здесь же присутствует и Ам-мит. Фактически последние двое являются заинтересованным в неблагоприятном для «подсудимого» результате.

Вместе с тем, подобный порядок с участием, как минимум, 15 божественных существ исключает какую-либо подтасовку фактов или влияние на процесс, способное изменить его ход. Хотя, как указывал, заинтересованные в неблагоприятном исходе всё же имеются.

Перед началом процедуры взвешивания «подсудимый» обращается к Великой Эннеаде с первой оправдательной речью: « Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного... ».

В дальнейшем умерший обращается также и ко второй коллегии - Малой Эннеаде - председательствующему Осирису и другим 42 божествам (боги номов) с речью, в которой свидетельствует, что он при жизни не был грешником, не делал недобрых дел: «... Вот я пришел к тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя. Я не поступал неправедно ни с кем; я не убивал людей..»

Интересен тот факт, что каждое из 42 божеств отвечает за строго определённый грех или проступок. Поэтому «подсудимый» и вынужден обратиться к каждому члену суда, а не только к председательствующему: « О Поедатель внутренностей, вышедший из двора тридцати, я не ростовщичествовал»; «О змей Уамемти, вышедший из места казни, я не прелюбодействовал» и т. д.

Данные табу также известны как 42 негативных признания или принципы Маат.

При подобном порядке каждый член коллегии, по сути, принимает решение относительно того, имело или не имело место нарушение умершим табу, отнесённым к ведению соответствующего божества.

Любопытн ым является и то, что иных защитников, кроме него самого, умершему не полагается.

Если добрых дел, сделанных при жизни, меньше, чем грехов и проступков, чаша весов с сердцем перевешивает. В этом прискорбном для умершего случае тотчас следует наказание - его душу съедает т рёхликое чудовище Ам-мит . Говоря иными словами, наказание немедленно следует за выяснением факта неправедности. П роцедура повторного взвешивания, а также какие-либо обжаловани е или пересмотр не предусмотрены, так как особенностью самого процесса исключается возможность ошибки.

Если весы находятся в равновесии, либо если сердце оказывается легче (а вот это уже крайне редкий случай) - один из принимавших участие во взвешивании сердца - бог Гор вместе с умершим подходит к Осирису, докладывает председательствующему о том, что взвешивание подтвердило праведность «подсудимого» и обращается с ходатайством о необходимости допустить последнего в Царство Осириса и ост авить в нём: « Я пришёл к тебе, о Онуфрий, и я привел к тебе умершего. Его сердце праведно, и оно сошло с весов... Ты даруй, чтобы пироги и пиво давались ему, и позволь ему появиться в присутствии бога Осириса, и дозволь ему быть подобным последователям Гора на веки вечные».

Что интересно: «Книга Мёртвых» приводит также и уловки, применяемые для склонения правосудия в пользу умершего, но они столь несерьёзны, что им не придавалось какого-либо достойного внимания и значения. Но всё же: идеи о попытке повлиять на суд, ввести его в заблуждение, как видно, также были актуальны и популярны во все времена...

В целом же Суд Осириса характеризуется как абсолютно беспристрастный, а его действия и решения никоим образом не зависят от происхождения подвергшихся суду.

Однако, должен заметить, что таковые признаки далеко не всегда отмечались у судов фараонов в Древнем Египте, имеющих некоторые сходные черты (не процедуру взвешивания сердца!) с Судом Осириса...

1. Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов, делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.

При храмах находились жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом — он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Самым главным, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной ладье. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апбп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея — самое «земляное» животное. Богиню неба Нут представляли коровой с телом, усеянным звёздами.

Бог Солнца Амон-Ра в небесной ладье.

Амон-Ра в облике кота побеждает бога тьмы Апопа. По древнеегипетским изображениям.

Богиня неба Нут и бог земли Геб.

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб — мужем.

Каждый вечер Нут рождала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба.

А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты — как свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог мудрости Тот — у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет — гибкая кошка — покровительница женщин и их красоты.

Египтяне поклонялись животным — птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

3. Миф 1 об Осирисе и Исиде. Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лёг на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

1 Миф — сказание о богах и легендарных героях.

Исида с младенцем Гором. Древнеегипетская скульптура.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор — покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жён и матерей.

В Египте самое трудное время года — засуха в мае — начале июня. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели ноля и деревья — это снова ожил Осирис.

4. Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти.

Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся:

«Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал.

Гор с головой сокола побеждает Сета с головой осла.

Богиня правды Маат. Древнеегипетское изображение.

Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!»

Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую — фигурку богини правды — Маат. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло. А праведника пропустят на чудесные поля мёртвых.

Но для существования в «стране мёртвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами — оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб, украшенный рисунками и надписями, — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Суд Осириса. Древнеегипетский рисунок на папирусе.

5. Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Они верили, что Амон-Ра — царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, а домашний скот приносил потомство: коровы — телят, овцы — ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона — не только люди, но и сама природа.

Объясните значение слов: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия. Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб и Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Маат? Что рассказывали египтяне о каждом из них? 2. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут? 3. С какой целью тело умершего превращали в мумию? 4. Почему жрецы были богаты и могущественны?

Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» (см. с. 55) по плану — слева направо: 1) бог-шакал и умерший: 2) запись показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправданным на суде: 4) облик Осириса — владыки «страны мёртвых».

Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра главным богом. Для ответа вспомните, как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста растений?



Древнейшие религиозные тексты рассказывают о том, что египтяне готовились к Страшному суду. Это описано на папирусах Книги Мертвых. Сердце их было центром всех чувств, желаний и страстей, где боролись добро и зло. Из него происходила жизнь. Две личности, связанные с внутренним миром, называемым «ка», находились в постоянной борьбе. В главах XXVI- XXXB описаны заклинания, которые помогали им справиться с злыми духами.

Глава СXXV Книги Мертвых посвящена описанию суда Осириса. Она делится на три части, начинаясь с гимна Осириса. Первая часть рассказывает о том, что говорят умершему, когда он входит в Царство Мертвых:

«О, Великий господин царства мертвых, Я пришел к тебе, господин мой! Будешь ли ты ко мне благосклонен. Знаю я тебя, известно мне твое имя и имена сорока двух, кто живет с тобой в потустороннем мире, защищающими грешников. Пришел я к тебе и принес маат (истину, честность) тебе. Я боролся с грехом ради тебя. Я не грешил против людей. Не угнетал моих родственников. Я не сделал ничего плохого в моей жизни. Я не обижал угнетенного. Я не сделал ничего, чего бы ты не пожелал. Я не причинял никому боль. Не оставлял никого голодным. Я не разрушал храмы, где совершились жертвоприношения. Я не совершал прелюбодеяние, не осквернял ни одно священное место моего города. Я не крал подношения. Я не посягал на поля (других). Я не обвешивал и не забирал молока у детей. Не сгонял скот от своих пастбищ. Я не делал плотину для канала. И не гасил огонь, когда он должен гореть. Я не употреблял запрещенного мяса. Я придерживался предписания бога. Я чист. Я чист. Я чист…»

Во второй части главы CXXV Книги Мертвых описано, как Осирис восседает в центре Судного зала в совпровождении Закона и Истины и сорока двух ангелов, которые помогает ему. Каждый из них представляет один из номов Древнего Египта и имеет символическое имя. Когда умерший заходит в зал суда, он видит два ряда ангелов, по 21 на каждой стороне зала. В конце его, рядом с Осирисом находятся Великие Весы Анпу (Анубиса) и Амемит, который сжирает тех, кто оказался нечестивцем и был осужден Осирисом. Умерший идет вдоль зала и обращаясь к каждому из 42 ангелов по имени говорит о том, что он не совершал грехов:

«О Усех-неммит, прибывший из Ану, я не совершил греха».
«О Фенти, прибывший из Хемену, я не грабил».
«О Неха-хуа, прибывший из Ре-Гнау, я не убивал людей».
«О Неба, я не брал с жертвенников».
«О Сет-кесу, прибывший из Хенсу, я не лгал».
«О Уаммти, прибывший от Хеби, я не осквернял жену любого из мужчин».
«О Маа-ануф, прибывший из Пер, я не осквернял».
«О Тм-Сен, прибывший из Тету, я не проклинал царя».
«О Нефер-Тем, прибывший вперед от Хет-ка-Птаха, я не действовал обманом и не совершал зла».
«О Нехен, прибывший из Хекат, я не глух к словам Закона (Истины)».