Религия и мифология древнего китая. Философия, культура и религия древнего китая

3.1. Религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство)

Религиозные воззрения древних китайцев заметно отличались от тех религиозных систем, которые создавались представителями индоевропейских народов на Ближнем Востоке и в Европе. Другие природные условия, другой тип социального устройства и соответственно совершенно иной тип мышления породили в Китае своеобразные формы религии, наиболее известными из которых стали даосизм и конфуцианство.

Насколько можно судить по сохранившимся источникам, зарождение религиозных представлений в Древнем Китае произошло еще в III тысячелетии до н. э. и проявились они в виде различных отраслей мантики (гаданий) и культа предков. Наиболее распространенным видом гаданий было написание вопроса, на который требовалось получить божественный ответ, на пластинке из черепахового панциря и бросание этой пластинки в огонь. После прогорания огня специальный жрец по образовавшимся на пластинке трещинам истолковывал, какой ответ дало божество. Впоследствии этот способ лег в основание техники гаданий, состоявшей из комбинации сплошных и прерывистых линий и изложенной в книге И-цзин.

Культ предков, хотя и присутствует практически во всех мировых религиях, но именно в Китае его значимость оказалась настолько высока, что существование этого культа наложило отпечаток на всю повседневную жизнь и систему этических норм древнего китайца. Истоки этого культа тесно связаны с поклонением Небу, которое считалось верховным и, пожалуй, единственным божеством в китайской религии. Небо представляло собой абсолютный закон, настолько отстраненный и безразличный по отношению к соблюдающему или не соблюдающему его человеку, что проявление какого-либо почтения по отношению к нему было просто бессмысленным. Единственным способом доказать свое послушание этому абсолютному закону было проявление беспрекословного послушания и почтения по отношению к китайскому императору, который считался Сыном Неба и его проявлением на земле. Культ императора и его обожествленных предков, бесконечный ряд которых восходил непосредственно к самому Небу, постепенно трансформировался в культ предков, бывший в ходу как у аристократов, так и у простых жителей империи. Особое внимание обращалось на близость этих предков, а еще лучше родство с императорским домом, поскольку любое соприкосновение с Небесной династией позволяло приблизиться к самому Небу.

Согласно представлениям китайцев душа человека складывается из двух частей – материальной и духовной. Материальная часть души после смерти человека оказывается погребена вместе с его телом, поэтому знаком заботы о ней служит захоронение вместе с покойником его самых преданных слуг, лучших коней и большей части богатств. Но другая часть души – духовная – отправляется на небо, где и занимает подобающее место, определяемое статусом ее владельца в земной иерархии. Способом поддержать эту часть души являлось возведение специальных родовых храмов, в которых хранились таблички с именами всех предков того или иного аристократа. Сохранение памяти об умерших предках позволяло как поддержать их души в загробном царстве, так и обосновать в земном мире претензии аристократа на определенное место в социальной иерархии, дающей возможность руководить менее знатными сородичами и простыми крестьянами.

Даосизм. Характерные черты китайской религии раннего периода – сосредоточенность на этических нормах и месте человека в рамках общества – оказались сохранены и в даосизме, хотя и приобрели метафизическую окраску. Основоположником даосизма в VI в. до н. э., согласно легенде, стал Лао-цзы (его имя в дословном переводе означает «Старый ребенок» или «Старый философ»), существование которого в отличие от его современника Конфуция остается неподтвержденным какими-либо документами. Именно Лао-цзы приписывается авторство основополагающего даосского трактата – «Дао-дэ-цзин», хотя современные исследователи предпочитают датировать время его возникновения III в. до н. э., не отрицая, впрочем, того, что высказанные в нем положения могли существовать в виде устной традиции или разрозненных изречений.

Ключевой категорий даосизма является Дао – тот естественный путь, которому следуют все вещи в мире и которому подчиняется сам мир. Недоступное органам чувств, не схватываемое человеческим мышлением, оно лежит в основе всего, оформляя и придавая смысл каждой конкретной вещи. Проекцией Дао на мир людей является дэ – моральный закон, который устанавливает нормы взаимоотношений между людьми и правила отношения людей к окружающему миру. Третьей фундаментальной категорией даосизма является ци – универсальная жизненная энергия, наполняющая человека и доставляющая ему волю к соблюдению всемирного закона – следованию по великому пути Дао.

Целью человеческой жизни, с точки зрения даосизма, является приобщение индивидуального человека к Дао. Достичь этого можно не только через медитацию и мысленное отсечение всего тленного, что лишь выражает волю Дао, но самим Дао не является. Поскольку Дао не имеет конца и начала, то приобщиться к нему человек может через достижение бессмертия. Для этого существовали специальные упражнения: сначала желающему достигнуть бессмертия следовало постепенно отказываться от приемов пищи и сокращать само количество пищи до тех пор, пока он не научится питаться собственной слюной. Затем следовало переходить к комплексу физических упражнений, имеющему большое сходство с йогой, рассчитанному не на укрепление тела, а на овладевание дыхательной гимнастикой до такой степени, что даос мог по своему желанию прекратить дыхание, а потом возобновить его в нужный момент. Разумеется, условием, при котором человек, научившийся владеть собственным телом, мог достичь бессмертия, является и духовное очищение: идущий по пути Дао должен был совершить 1200 благих поступков, причем единственный неблаговидный поступок сводил все накопленные заслуги на нет.

Даосское учение о бессмертии и достижении блаженства путем следования всеобщему закону природы пришлось к месту в рядах китайской аристократии, сохранив свое влияние на протяжении всей эпохи Средневековья. В VI–VII вв. даосы распространили свое влияние практически на весь Китай, построив сеть монастырей и прекрасно уживаясь с конфуцианством. На долю последнего приходилось обоснование социальной доктрины, которой должен был руководствоваться каждый китаец. Как это ни парадоксально, но даосизм, обращавшийся к душе каждого человека и призывавший заботиться о нравственной чистоте, оказывался востребован всякий раз, когда китайское государство подвергалось резким социальным катаклизмам. Несколько масштабных восстаний, начиная от мятежа «желтых повязок» в III в., было поднято приверженцами даосизма под лозунгами очищения государства от скверны и возвращения к истокам. В XX в. даосизм подвергся испытаниям: его духовный глава (тянь-ши) в 1927 г. был вынужден бежать из своей резиденции на Тайвань, но религии удалось сохранить значительное влияние на простых китайцев даже при коммунистическом режиме.

Конфуцианство. Другой религией, сумевшей доказать свою востребованность при любом правителе и политическом строе, явилось конфуцианство, которое настолько пронизало китайское общество, что даже лидеры коммунистического Китая оказались вынуждены апеллировать к тем нравственным и общественным нормам, которые были выработаны Конфуцием и его последователями. Конфуций (551–479 до н. э.) – реальный исторический персонаж, живший и действующий в непростой для Китая период, когда государство находилось на грани распада, а правящая верхушка была не в силах найти верный путь спасения страны. В этих условиях религиозно-философская доктрина Конфуция, совмещавшая этические и социальные элементы в неразрывную целостность, оказалась подхвачена широкими кругами населения, приобретя статус новой государственной религии.

Священные тексты конфуцианства закрепляются в рамках двух канонов, получивших название «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). В состав «Пятикнижия» вошли следующие произведения: «И-цзин» – книга гаданий по сплошным и прерывистым линиям, а также магических заговоров; «Шу-цзин» – мифологизированная история древнего Китая; «Чун-цю» – еще один краткий исторический экскурс из истории Китая периода VIII–V вв. до н. э.; «Ши-цзин» – собрание древних гимнов и песнопений, имеющих частью религиозное, частью чисто поэтическое содержание; «Лу-цзи» – описание ритуалов и обрядов, точное исполнение которых является обязательным для приверженца конфуцианского учения.

«Четверокнижие» включает в себя «Да-Сюэ» – краткое изложение основных положения конфуцианского учения; «Лун-Юй» – сборник изречений, авторство которых приписывается самому Конфуцию; «Чжун-Юн» – философский трактат, подробно рассматривающий мысль Конфуция о соблюдении во всех начинаниях принципа «золотой середины»; «Мэн-Цзы» – пересказ учения одного из главных учеников основателя конфуцианства.

Любой человек, желающий оставаться достойным членом общества и быть при этом высоко моральной личностью, должен следовать двум основным конфуцианским принципам: «жэнь» (гуманность) и «и» (долг). Понимание гуманности распространялось Конфуцием чрезвычайно широко и включало в себя целый ряд человеческих качеств, таких как справедливость, человеколюбие, добропорядочность, миролюбие и т. д. Долг – это моральное обязательство, которое человек, стремящийся быть добродетельным, накладывает на себя сам. В понятие долга входят и уважительное отношение к родителям, и безоговорочная преданность правителю, и сохранение супружеской верности.

В отличие от многих религий, стремившихся порвать с предшествующей традицией, чтобы выгодно оттенить свои моральные и социальные нормы, конфуцианство сделало ставку на восстановлении традиций. Учитывая традиционную для китайцев сосредоточенность на прошлом, где когда-то существовал «золотой век», Конфуций и его последователи претендовали на то, чтобы в своих произведениях воплотить правила, которые позволят повернуть время вспять, возвратив человечество к его исходному состоянию. Конфуций высказывал свой идеал возвращения к прошлому в тот момент, когда это было единственным способом сплотить китайское общество и придать ему новые силы перед угрозой внутреннего распада или внешнего завоевания. Его последователи, пытавшиеся руководствоваться скорее буквой, нежели духом конфуцианского учения, превратили проповедуемые им рекомендации в универсальные законы, совокупность правил, автоматическое соблюдение которых способно обеспечить человеку счастливое существование. Отсюда – сосредоточенность конфуцианства на ритуале, скрупулезном выполнении мельчайших предписаний, отказ менять даже отдельные движения в совершаемых церемониях, чтобы не отклониться от намеченного Учителем пути спасения.

Конфуцианство не только не стремилось отвратить своих адептов от того государства, в котором им довелось жить, но и прямо указывало, что даже достигший высокого уровня мудрости человек не должен отказываться от своей общественной деятельности, от жизни в обществе, среди друзей и близких родственников. Данное обстоятельство сослужило конфуцианской религии добрую службу, сделав ее ко II в. до н. э. официальной религией китайского общества. Стремление воплотить провозглашаемые конфуцианством этические идеалы на практике привело к тому, что китайские чиновники для попадания на государственную должность должны были сдавать обязательный экзамен, демонстрирующий не столько знания испытуемого, сколько его моральные качества и всестороннее развитие. Согласно заветам Конфуция только моральный человек может занимать государственный пост, поскольку именно у такого чиновника долг («и») окажется сильнее естественного чувства к наживе.

Конфуцианские наставления были интеллектуальной основой китайского общества на протяжении нескольких тысячелетий. В средневековом Китае система образования, построенная на конфуцианских принципах, являлась обязательной для всех представителей государственной власти, хотя на единоличную власть над сознанием каждого конкретного человека конфуцианство не претендовало, деля ее с даосизмом и буддизмом. Стремление обновить учение Конфуция, придать ему новую энергию и предельно индивидуализироваться, довести до человеческого сознания стали ведущим стимулом китайского мыслителя Чжу Си (1130–1200), явившегося основателем неоконфуцианства. Провозглашенный им принцип синь сюэ, использовавший отдельные положения буддистского вероучения для обновления традиционного конфуцианства, был популярным в китайском обществе вплоть до начала XX в. В XIX в. именно конфуцианство стало основой формирования китайского консерватизма, утверждавшего безусловное следование тем принципам, на которых базировалось китайское общество от времени своего возникновения, и соответственно отвергавшего любые заимствования и изменения на западный манер. В результате революции 1911 г. доминирующая роль конфуцианства в качестве официальной китайской религии оказалось поколеблена, окончательно же конфуцианство утеряло официальный статус после прихода к власти коммунистов.

Однако эта религии не была бы столь жизнеспособной, если бы так легко теряла свое влияние в периоды социальных потрясений. Несмотря на то что официально в современном Китае отсутствует государственная религия, поскольку ее заменяет идеология коммунистической партии, среди обычных людей конфуцианство сохранило свое влияние. Негласно оно присутствует в интеллектуальной и религиозной атмосфере современного Китая, демонстрируя в который раз свою способность апеллировать не к изменчивым социальным факторам, а к постоянной человеческой природе.

В Китае в XII-VIII века до н.э было изобретено примитивное идеографическое письмо, совершенствовалось и впоследствии превратилось в завершенную по форме иероглифическую каллиграфию, а также в основном был составлен месячный календарь.

Особого расцвета своеобразная китайская культура достигла со времени превращения Китая в конце III века до н.э в единую могущественную империю с начала династии Цинь, а в дальнейшем - династии Хань

В течение ранней истории императорской эпохи Древний Китай обогатил мировую культуру такими важными изобретениями, как компас и спидометр, сейсмограф, фарфор, книгопечатание и порох. Именно в Китае впервые в мире изобрели мореходные устройства - румпель и многоярусные паруса, в области письменности и книгопечатания - бумага и подвижной шрифт, в военной технике - пушки и стремена. В VII-X вв были изобретены механические часы, шелкоткачество, приводной ремень и цепная передача.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения нуля, вычисления отношения длины окружности к ее диаметру (число е), открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Еще до начала XTV в так называемый "треугольник Паскаля" в Китае считался старинным способом решения уравнений.

Древние китайцы были опытными астрономами, умели вычислять даты затмения Солнца, вели наблюдения за пятнами на нем, составили один из первых в мире каталог звезд. Устройство, известное сегодня как подвес Кардано (в Европе изобретен в XVI в), на самом деле должен называться подвесом Дин Хуаня (II вт.).

При создании воздуходувных машин для металлургии китайцы первыми применили метод преобразования кругового движения на поступательное, который позже использовали в Европе для работы паровых машин В Китае зародилась давняя традиция биологической защиты растений - IV в принадлежат описания методов использования одних насекомых для борьбы с другими.

Высокого уровня в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических предсказаний, математика, физика и гидротехника. Важным делом оставалось крепостное строительство для охраны внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом, соединившим Пекин и Ханчжоу. Сооружение канала началось еще в VI в до н.э., продолжалось в течение двух тысяч лет и было завершено лишь в XIII в. н. е.

Эта сложное гидротехническое сооружение длиной более 1800 км и шириной от 15 до 350 м с многочисленными устройствами для перекачки и очистки воды стала настоящим шедевром мирового ирригационного искусства.


В Древнем Китае впервые было написано руководство по фармакологии, проводились хирургические операции с применением наркотических средств, использовались методы лечения иглоукалыванием и массажем. Древней метод лечения с помощью "корня бессмертия" - женьшеня - чрезвычайно популярный в мире.

Своеобразие духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным как "китайские церемонии": строго фиксированными стереотипами этико-ритуальных норм поведения и мышления, сложились с соблюдением правил и предписаний старины. Специфика духовной жизни древних китайцев заключалась именно в том, что преувеличение в их сознании этико-ритуальных ценностей итоге и привело к замене ними религиозно-мифологического восприятия мира. Эта демифологизация и в определенной степени десакрализация этики и ритуала сформировали уникальность китайской культуры. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков.

Однако те боги, культ честь которых сохранился, стали абстрактными божествами-символами без человеческих черт: Небо, Поднебесье, Дао Небо - это высшая безлично-натуралистическая всеобщность, абсолютно безразлична д к человеку Великий Дао, всемогущий создатель мира, - всеобъемлющий и всеобщий, бесформенный и безымянный Закон и Абсолют жизни, недоступный органам чувств человека, невиданный и неслыханный. Познать Дао, понять его своим умом, соединившись с ним, - вот ключевые мировоззренческие принципы и конечная жизненная цель древнего китайца.

Даосизм - древнекитайская философская система (дао - "путь"), основателем которой считается полулегендарный Лао-цзы (VI в. до н.э) В основу учения положен призыв к людям отбросить "оковы" цивилизации и вернуться к природным основам, не творить свои законы, а познать законы природы и влиться в нее, не отделяя себя от других составляющих (животных, растений, минералов и т.п.). Даосизм сформировался на фоне непрерывных внутренних войн и экологической катастрофы, поразившей Китай в середине I тыс. до н.э. вследствие хищнической хозяйственной активности вооруженных орудиями труда китайских земледельцев, поэтому даосизм призывал к уничтожению любой государственности и пропагандировал "увей" ("недеяние"), максимальное ограничение любой человеческой активности, априори вредной для природы, а значит, для самого человека. Со временем даосизм приобрел черты настоящей религии, которая пропагандировала слияние человека с природой и неоднократно была идейным знаменем антигосударственных крестьянских движений.

Особо важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство - этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция.

Под влиянием характерных для древнего китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и классическая литература. Еще в первом поэтическом сборнике Древнего Китая, знаменитой "Книге песен", на основе народных песен, старинных гимнов воспеваются подвиги предков.

"Книга исторических преданий", в которую входят речи и наставления, по преданию, принадлежали древним царям и их советникам, под влиянием конфуцианства превратилась в сборник поучений и советов. Самому Конфуцию приписывается авторство книги "Весна и осень", где наиболее ярко отразилась его концепция норм и правил общественного устройства.

Во II-III вв в Китай проник буддизм, который повлиял на традиционную китайскую культуру. Это, в частности, проявилось в литературе, изобразительном искусстве и особенно в архитектуре (скальные комплексы вроде храмов Эллоры, изящные пагоды в индийском стиле, пещерные храмы Дуньхуана, напоминающие пещерные храмы Аджантыи).

Буддизм, просуществовав в Китае почти два тысячелетия, заметно изменился в ходе приспособления к специфической китайской цивилизации частности, на основе синтеза его идей об облегчении страданий в этом жизни и спасения, вечное блаженство в потусторонней жизни с конфуцианским прагматизмом в Китае в VI в возникла одна из самых интересных интеллектуальных течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм, которая распространившись впоследствии также в Японии, приобрела завершенный вид дзен-буддизма, до сих пор пользуется большой популярностью во многих странах. Существеннее трансформация буддизма оказалась в своеобразно китайском искусстве, основанном на оригинальных традициях. Китайцы так и не приняли индийского изображения Будды, создав свой образ.

Китайском искусству свойственны каллиграфия, поэзия и живопись, которые образуют неразрывную триединую систему. Именно эта иероглифическая кодовая система с ее лингвистическими и живописными возможностями позволяет, с точки зрения китайской эстетики, с помощью одного инструмента - кисти - объединить три различных вида искусства и в совокупности достичь наиболее полного и точного передачи их художественными средствами окружающую гармонию.

Китай – страна, которая подарила миру различные философские учения, богатую и своеобразную культуру, уникальные религии. Это величие одного из центров Восточной цивилизации. Особняком цивилизации стоит религия Китая. Конечно, говоря о Китае, в единственном числе слово «религия» употреблять нельзя. Китай – страна, в которой с религией сплетены философия, культура и государственная политика. На протяжении своей истории, та или иная религия вкупе с философией, определяли направление социально-экономических и политических линий власти.

Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый вопрос. Каждая из религий или философско-нравственных учений, сыграли в истории свою роль. Всё-таки, знакомство с ними весьма интересно. Все древние религии способствовали формированию особой китайской цивилизации, которая в свою очередь имела влияние на соседние государства: Корею, Вьетнам, Японию, Россию.

Когда речь идет о Поднебесной, важно учитывать, что некоторые верующие могут исповедовать сразу несколько религий .

Выделяют три основных религиозных учения для Китая:

  • буддизм
  • конфуцианство
  • даосизм

По разным данным около 40% считает себя атеистами.

Буддизм: формирование китайской традиции

Буддизм, зародившийся в Индии в 5 веке до н. э., на основе учений принца Сиддхартха Гаутамы, проникает в Китай во 2 веке н. э., в эпоху царствования императора Мин-ди. К этому времени относятся строительства первых буддистских храмов. Ничего удивительного в том, что буддизм нашёл на китайской земле благодатную почву, нет. Китайцы узнавали в буддизме даосизм. Тот же принцип не деяния, отрешённость от реального мира и самосозерцание. Как религия древнего Китая, буддизм выполнял крайне важную роль в воспитании и смирении людей.

Формирование китайской традиции буддизма считается монах Ань Шигао, который впервые перевёл на китайский язык буддийские сочинения. Благодаря усилиям китайских и индийских монахов, трудившимися над буддийскими трактатами и строившими дацаны, буддизм становится весьма популярным и актуальным. Как правило, такие религии или философские учения, а также призывы к нравственности появляются в эпоху смут и кризисов. Так и в этом случае, когда в 4 веке Китайское государство переживало кризис.

В 6 веке буддизм стал господствующей религией Китая при императоре У-ди. Развитие учения претерпевало изменения, но всё-таки оставалось религией для всех. Упадок буддизма происходит уже с начала 20 века, когда Китай испытал на себе революции и строительство нового государства. В 60 — 70-е годы буддизм был запрещён, а монахи были отправлены на «перевоспитание».

Буддизм является одной из основных религий для современного Китая, сегодня порядка 18% населения следует за этим учением.

Конфуцианство: или как стать «благородным мужем»

Из всех религиозно-философских учений, конфуцианство (или Лунь юй) пережило взлёт и падение, вознесение в ранг религии и неистовые гонения со стороны власти. Зародившись в 5 — 6 веках до н. э. это учение, считавшееся изначально социально-этическим направлением, ставило своей целью формирование «благородного мужа», преданного служителя государства. Обратившись к природе человека, конфуцианство призывало последнего к познанию небесного предопределения, гуманности. На основе познания «небесного» в человеке, конфуцианство приобретает уже религиозные черты, становясь основной религией Китайского государства. Учения о духе, сокровенном и тайном, о небе или сверхъестественном, определило религиозную составляющую конфуцианства.

Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.

История диктовала свои условия и, естественно, учение подвергалось изменениям. Появлялись различные школы, целые направления, которые по разному интерпретировали Конфуция сообразно времени. Возникает неоконфуцианство и самое последнее – постконфуцианство. При образовании Китайской Народной республики, в 1949 году, конфуцианство было всецело раскритиковано и заменено коммунистической идеологией.

Сегодня коммунистический Китай рассматривает возможность возвращения идей Конфуция. Наверняка, это будет правильным решением, так как моральный кодекс строителя коммунизма по многим позициям совпадает с идеей «благородного мужа».

Конфуцианства придерживается по разным данным примерно 12% китайцев.

Даосизм: альтернатива конфуцианству или основа жизни

В Даосизм верует около 20% жителей Китая.

Согласно историческим источникам, основателем даосизма в Китае был Лао-цзы. Есть предположения, что основателем учения Дао (или Дао дэ цзин), зародившееся параллельно с конфуцианством, является император Хуанди. Учитывая тот факт, что китайским императорам хорошо были знакомы различные философские учения, можно допустить, что Хуанди внёс некоторые дополнения или уточнения в учение Дао. Эта религия в Китае нашла своих сторонников и одно время успешно развивалась. Опять же, необходимо уточнить, что даосизм больше философское и нравственное учение, нежели религия.

Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.

Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.

Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству. Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.

Христианство и ислам в Китае

Христианство проникло в Китай во время правления династии Тан, в 7-8 веке н. э. Но наибольшее распространение получило во время деятельности католиков (13 век). Тогда появляются первые христианские общины и строятся первые храмы. Православное течение появляется при появлении первых русских пленных.

В целом, христианство не получило широкого распространения в Китае и на сегодняшний день христиан в Поднебесной всего 5%.

Ислам появляется в Китае в средние века. В процентном соотношении мусульман в Китае не более 2%.

Необходимо отметить тот факт, что 20 век стал во многом переломным для многих религий, существующих в Китае. Некоторые были запрещены, потом восстановлены. Христианство и ислам часто подвергались преследованию или как минимум находятся под строгим контролем.

Современный Китай, несмотря на объявленную свободу совести, всё-таки старается поддерживать свои традиции в религии, культуре и философии.

Древний Китай - одна из самых загадочных стран в мире. Такой она была тысячи лет назад, такой осталась и сейчас. Она разительно отличается даже от соседних стран, и это отличие прослеживается буквально во всем. Религия Древнего Китая, кратко изложенная, в какой-то мере может объяснить причины особенности Китая.

Самое большое отличие китайцев от других народов заключается в том, что они люди не мистического склада, а практического. Если мифология остальных стран разнообразна и обширна, то в Китае вместо мифов были легенды о справедливых добродетельных правителях, славящихся своей мудростью.

Невозможно религию Древнего Китая описать кратко, можно лишь изложить главные ее направления. Здесь следует сразу сказать - особенностью религии Китая является то, что она неразрывно связана с философией. Те философские течения, нашедшие последователей здесь, и стали религиями.

С древних времен в Китае сложилась особая система мировоззрения. Китайцы считали, что мир состоит из хаоса, в котором находятся животворные частицы - цы. Они разделились впоследствии на легкие частицы - янь и тяжелые - инь. Из светлых и легких янь возникло Небо, и темных инь - земля. Для древних китайцев Небо - прародитель всего живого на земле. Конфуций писал - «Без Неба погибнет народ. Только от милости Неба зависит его судьба». Для жителя Китая Небо - это не Бог или божество, к которому можно обращаться, спорить, гневаться на него или восхищаться им. Это холодная и абстрактная сущность, безразличная к людям.

Религия Древнего Китая, кратко изложенная, включает следующие виды:

Конфуцанство - это особая система древних традиций. Основные принципы этой религии - гуманизм и долг. Для последователей конфуцианства очень большое значение имеет тщательное соблюдение правил и ритуалов. Основатель - чиновник из древнего китайского рода Кун Фу-цзы (Конфуций по-европейски).
. Даосизм - в основе этой религии лежит концепция Дао - сложное многогранное понятие. Это и Путь, и начало всего. Для последователей даосизма главной жизненной целью было слияние с Дао. Добиться этого можно было, действуя по законам морали, медитируя и отказываясь от излишних материальных ценностей. Основателем даосизма является историческая личность - архивариус Лао-дзы. Хотя некоторые исследователи сомневаются в его подлинное существование. Принципы даосизма очень схожи с конфуцианством, и эти религии долгое время успешно конкурировали друг с другом.
. Китайский буддизм. Появлению в Китае этой религии способствовало близкое соседство с Индией. Появился он в I веке до н.э., а к IV веку н.э. обрел всенародную популярность. Идеи буддизма были близки китайцам, и эта религия быстро адаптировалась в Поднебесной. Проблемы были в том, что если для индийцев просить милостыню монаху не считалось чем-то зазорным, то для китайцев это было равносильно позору, и в самой идее монашества. До этого Китай не знал такого образа жизни, и отказ человека от своего имени при вступлении в монашеский орден буддистов был равносилен отказу от предков.
Таковы три основных религиозных течения Древнего Китая.

Религии Древнего Китая

Религиозная структура Китая, мировоззренческие ориентиры китайцев значительно отличаются от индийских, несмотря на географическую близость этих стран.

Для религиозного китайцев характерны следующие черты:

  • на первом месте у китайцев — не мистические абстракции и поиски спасения, а социальная этика и административная практика;
  • китайцы больше стремились подражать эталонам высшей добродетели , чем постигать тайны бытия;
  • больше всего китайцы ценили не свою бессмертную душу, а ее материальную оболочку, т.е. свою жизнь;
  • высшее божество в Китае — Небо, высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, безразличная к ;
  • роль духовенства была незначительна и социально несущественна; очень часто роль жрецов выполняли чиновники.

Эпоха Шан-Инь

Эти особенности китайской формировались начиная с эпохи Шан-Инь. Иньская цивилизация городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тыс. до н.э. Уиньцев был немалый пантеон богов, но постепенно на первое место выходит Шанди - родоначальник иньцев, их предок-тотем. На основе этого культа формируется гипертрофированный культ предков, ставший основой религиозной системы Китая. Для получения помощи предков в Китае была развита мантика — практика гаданий. Сначала гадали на бараньей лопатке или черепашьем панцире. Впоследствии на основе этой гадательной практики была составлена «Книга перемен » — одна из священных книг даосизма.

Эпоха Чжоу

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н.э. племя чжоусцев разгромило иньцев и установило власть династии Чжоу. Чжоусцы заимствовали культ Шанди, культ предков и практику гаданий, но у них был и свой культ Неба, который постепенно вытеснил Шанди как главное божество. Император почитался как сын Неба, а страну стали называть Поднебесной. Небо почиталось не столько как верховное божество, сколько как олицетворение высшего разума, справедливости и добродетели. Отправление культа Неба стало прерогативой императора.

С давних времен в Китае появляются различные символы, сохранившие значение до наших дней. Символом Земли считался квадрат , символом Неба - круг. Сочетание этих символов воспринималось как взаимодействие мужского и женского начал. Деление на мужское и женское начала было древнейшим этапом философского размышления в Китае. Оно выражалось различными способами: переливающиеся капельки - инь и ян, непрерывные и прерывистые линии в гадании и др. С древних времен появилось понятие Дао, впоследствии занявшее важнейшее место в религиях Китая.

В VIII в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд мелких обособленных царств, которые соперничали между собой в борьбе за власть, влияние и богатство. Этот период войн и раздробленности получил название чжань-го (борющиеся царства) и продолжался до II в. до н.э. Многие мудрецы пытались найти выход из этого состояния хаоса. Особенно активно поиски велись в VI-V вв. до н.э. Этот время было наиболее демократичным в истории Китая и получило название «Время 100 школ » (философских). Именно тогда возникли наиболее влиятельные идеологические направления, сохранившие свое влияние в Китае до настоящего времени, —