О властвовании женщины над мужем. Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей - недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь - отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI-XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его - расстреляны или погибли в лагерях.

11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка - старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь - «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу - содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых - цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи - праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII - начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским - известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре - родовой усыпальнице бояр Романовых.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.

В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества - кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х - начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя - прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь - «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.

Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой - молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.

После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре. Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области 7 июня 1938 года он был осужден и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. Мученический венец о. Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 г. Документы его находятся в настоящее время в Комиссии по канонизации. Другой священник монастыря, протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 г. полковым священником, по некоторым данным погиб в лагере.

Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру - Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.

С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.

Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.

8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.

Сразу по приезде матушки Афанасии 19 января 2002 г. монастырю были возвращены его главные святыни - иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы - святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. Возможно обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам Проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель. Неслучайно не иссякает в монастырскую часовню поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами.

Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема - нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII-XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.

По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

8 июня (29 мая по ст. ст.) 1682 года правительницей России стала 25-летняя царевна Софья, дочь скончавшегося царя Алексея Михайловича. Официально она являлась регентшей при своих малолетних братьях: 16-летнем Иване V и 10-летнем Петре I, которые официально являлись государями.

Писатель и историк Николай Шефов так характеризует эту правительницу: «Образованная, властолюбивая и энергичная, она представляла собой новый тип русской женщины-политика, впервые открыто вышедшей на сцену придворной борьбы и заявившей о своих правах на власть». Она находилась у власти семь лет - с 1682 по 1689 годы. С петровских времён о ней и времени её правления писали преимущественно в критическом ключе. Хотя даже один из её противников князь Борис Куракин писал, что её деятельность отличалась «прилежностью и правосудием... так что никогда такого мудрого правления в российском государстве не было».

Её ближайшим соратником был один из образованнейших людей того времени князь Василий Голицын. В эти годы были заключены два важнейших договора, обеспечивавших мир на западных и восточных границах, - «Вечный мир» с Польшей и Нерчинский договор с Китаем. А вот на юг, против Турции (точнее, крымских татар), были предприняты походы, которые укрепили авторитет России в глазах европейских союзников по «Священной лиге». Активнее пошла торговля с европейскими государствами, а в июле 1687 года в Париж прибыло первое русское посольство.

Внутри страны Софья начала с жёсткой расправы с князем Хованским, положив конец «Хованщине», череды стрелецких бунтов. Стрельцов возглавил другой её верный сподвижник Фёдор Шакловитый.

Для Забайкалья софьина семилетка оказалась периодом, когда боевые действия велись и на востоке, и на западе огромного края. На западе покоя не дают монголы. В 1682 году их отряды предприняли первую попытку осады Удинского острога. Это заставило в 1683 году появиться царскому указу, в котором было предписано построить в Иркутске средство для переброски войск через Байкал военных отрядов и припасов. Построили 20 дощаников. И вскоре они пригодились.

В 1685 году монголы во второй раз осадили Удинский острог. Взять его не удалось. В 1687 году монголы вновь вошли в Забайкалье и осадили Селенгинский острог (второй после Нерчинска), где находилась ставка главы региона. Отпор монголам дали всего 300 бойцов, которых возглавил сосланный сюда бывший гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный. В тот же год в Забайкалье на тех самых дощаниках переправился 2-тысячный отряд стрельцов во главе с царским посланником и окольничим Фёдором Головиным, будущим великим государственным деятелем времён Петра I. Именно он вместе с Демьяном Многогрешным разбил 5-тысячное монгольское войско Очирой-Сайн-хана, который в начале 1688 года попытался осадить Селенгинский и Удинский остроги.

В 1683 году обострилась ситуация и на востоке Нерчинского воеводства. Операцию по очистке от русских поселенцев рек Зеи и Сунгари вели маньчжурские войска. В историю оказалась вписана история героической обороны в 1685 и 1686-1687 годах казаками Албазинского острога, выдержавшего несколько осад во много раз превосходящими войсками маньчжуров.

Особым был 1689 год. Фёдор Головин заключил мир и с монголами, и с маньчжурами. В январе вышел указ царицы Софьи о приглашении в Россию тех, кого притесняли на родине по религиозным мотивам. В августе Головин подписал Нерчинский мирный договор, который потом почти 200 лет обеспечивал мир на границе с Китаем.

Верным его сподвижником был один из самых выдающихся правителей Забайкалья Иван Власов. Иван Евстафьевич принимал участие и в переговорах с маньчжурами, завершившихся подписанием договора. За это награждён царской грамотой и шестью золотыми червонцами с изображением царей. Награду доставил из Москвы в 1690 году стольник Фёдор Скрипицын (с 1689 года начало действовать регулярное почтовое сообщение между Москвой и Нерчинском), назначенный ему на смену. Власов же отправился в Москву, где его милостиво приняли в феврале 1691 года два царя-сопровителя, главным из которых уже был Пётр I.

Осенью 1689 года правлению Софьи пришёл конец. Она просмотрела, как из игравших с Петром I «потешных полков» выросло грозное войско. 17-летний Пётр не захотел больше терпеть регентшу. В сентябре был казнён Шакловитый, сослан Голицын, а Софья заключена навечно в Новодевичий монастырь. Не стало её в 1704 году. Но тропинку во власть будущим императрицам она уже протоптала.

– международный женский день, который изначально имел задор феминистский и революционный, но постепенно, (во всяком случае в нашей стране) стал просто Днём женщины. Причём часто он выпадает на пост, поэтому празднование его православными (в обычном светском понимании) как-то неуместно и конфузно.

Но в этот день Церковь вспоминает и первые два обретения , и эти обретения, конечно, возвращают нас снова и снова в тот страшный день, когда обезумевший царь дал приказ .

И вот что особенно удивительно: Ирод ведь чтил святого пророка и даже, как сказано, опечалился, отдавая такой страшный приказ, но, тем не менее, он это сделал и перешагнул тем самым некий Рубикон, совершил выбор, который повлиял на всю его жизнь в вечном её измерении.

И это даёт нам повод поговорить о женской природе, о её власти над мужчиной и о характере этой власти.

Как много может эта власть! И хочется, чтобы сами женщины, осознавая в себе эту власть, относились к ней ответственно – как к силе, которая может как погубить, так и спасти, как обессилить, так и вдохновить, как унизить, так и возвысить…

Мы знаем, что история падения и духовной гибели царя Ирода началась с истории любви, но любви вероломной и незаконной, а потому губительной. Скорее всего Иродиада, мать Саломеи, осознавала в себе эту пленительную силу – силу красоты – и покорила царя без оружия, добилась того, чего иные добиваются сложной политикой или посредством жестоких войн.

Так добрая эта сила или худая – сила, заложенная в женщине?

Наверное, можно сказать с уверенностью, что сила эта может быть как доброй, так и худой, в зависимости от духовного состояния, воспитания, веры самой женщины. Женщина, любимая женщина, если она украшена не только «внешним плетением волос», но и сокровенной, внутренней красотой, красотой духовной, может иметь исключительное, положительное влияние на мужчину. Мы знаем тому множество примеров, как в Библейской истории, так и в повседневной жизни.

Больше того, часто приходится священнику слышать сетования по поводу того, что не удаётся доброй жене . Часто такая женщина прибегает к брани, скандалу, «пилит», что называется, своего мужа, в надежде как-то повлиять на его поведения. Но такое усердие имеет зачастую обратный эффект – мужчина озлобляется, «уходит в себя» и либо перестаёт воспринимать близко к сердцу бесконечные «нотации», либо отвечает бранью или даже побоями, демонстрируя греховное поведение…

Потому что ни один человек не любит, когда его «переделывают», а мужчина всегда подсознательно чувствует свое право на главенство, первенство в отношениях с женщиной… Даже самый последний и опустившийся мужичонка чувствует это своё первенство, потому что оно заложено Богом в самой природе мужчины. Помните: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11, 9).

Но женская сила возрастает многократно, когда она обретает иное – нравственное – измерение. Мужчина так устроен, что главное его призвание – это служение Богу тем делом, к которому он, мужчина, призван и которым занимается. Вот когда женщина, что называется «становится на своё место», не в смысле , а в том лучшем смысле, к которому она призвана Богом, когда она становится кроткой, смиренной и послушливой не по внешнему своему виду только, но по глубинному отношению к жизни, к Богу – вот эта её внутренняя красота способна творить по отношению к «дурному» мужу поистине великие чудеса.

Об этом говорит апостол Петр, увещевая жен повиноваться «непокорным» мужьям с молчаливостью и кротостью, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» , когда увидят их чистое, богобоязненное житие (1Петр. 3, 1-2). Кротость, искренняя любовь с состраданием и молчаливостью могут сделать неизмеримо больше, чем самая «справедливая» и неистовая брань.

Но, вспоминая житие и праведную кончину святого Пророка, мы видим, что эта внутренняя сила, исключительная сила женщины, теряя нравственную основу, может иметь и разрушительное, страшное действие и влияние на мужчину.

И тут только приходится горько сетовать, видя как весь мир буквально сошёл с ума, поучая наших девушек и жен тому, чтобы они пользовались этой своей богодарованной силой, как хищницы, как губители добра и праведности. Потому что посредством этой своей силы женщины пробуждают в мужчинах самые худшие качества – гордость, алчность, вероломство… и всё для достижения земной славы, земного комфорта и успеха, пусть даже ценой обмана, жестокости и зла…

Горе, горе… Не понимают несчастные женщины, что ни им самим, ни их «возлюбленным» не принесёт нажитое во зле богатство ни радости, ни мира, ни счастья, а только соберёт многие беды на головы их самих и их чад, потому что всё, нажитое хищным и злым образом, непременно рано или поздно оборачивается бедой и страданием.

Вот так закончили свои дни злокознённые Иродиада и её дочь, послужившие некогда причиной убийства величайшего Праведника, который (как им казалось) был помехой их счастью. Не стало на земле Пророка, но и счастья у жестоких жен не стало… Мы знаем, что был изгнан царь Ирод, и в изгнании, в пути, когда переходили обледеневшую реку, провалилась под лёд его падчерица – Саломея. И пытаясь выбраться, извивалась она всем телом, как во время страшного танца, а острые льдины отсекли ей голову, как когда-то по её просьбе отсекли голову святому Пророку. Вот какой страшный урок преподаёт священная история всем женам.

Цените ту силу, которую даровал вам Господь, дорогие жены, освещайте её молитвой, кротостью и любовью к Богу, и тогда эта сила сделает вас действительно добрыми помощницами вашим мужьям, отцам и братьям, то есть всем нам, мужчинам, в нашем главном деле – в служении Богу, в каком бы месте и звании мы не находились.

Ну а нам, мужчинам, сетующим, что женщины попирают наше первенство, следует серьёзно ответить на вопрос: а кто для нас является главой на самом деле – Господь или наши собственные страсти и похоти? Потому что только в том случае, если мужу будет главой Христос, тогда и жене главой будет – муж (1 Кор. 11, 3).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь вспоминает, как злая Иродиада погубила великого пророка Божия Иоанна Предтечу. Как повествует нам святое Евангелие, Ирод, царь Иудейский, взял себе в жены жену своего брата Филиппа - Иродиаду, с которой была Саломия. Иоанн Креститель обличал Ирода за это незаконное сожительство. Злая Иродиада таила злобу на пророка Божия и, желая погубить его, оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот представился случай Иродиаде погубить человека Божия.

У царя был пир, дочь Иродиады - Саломия вошла и плясала перед гостями. Эта пляска Саломии очень понравилась Ироду, и он, в пьяном виде, поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила, хоть полцарства. Саломия посоветовалась с матерью, и та научила просить голову Иоанна Крестителя. Эта просьба опечалила царя, но ради клятвы он исполнил ее. Иоанн был усечен мечом. Иродиада сделала свое злое дело.

Злая Иродиада живет и сейчас в сердце каждой женщины - это сатана, который влечет женщину к тому, что не дано ей от Бога - властвовать над мужем.

И даже добродетельные женщины, и те имеют склонность властвовать, но они стараются бороться с этим пороком. Те, которые не имеют мужей, тоже хотят властвовать или над семейными, или над соседями. Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщины над мужем. Этим наполнена вся Священная История и вообще вся история земная.

Так, злая Иезавель все время гнала и травила святого пророка Божия Илию за правду. Ахав был неплохой царь, но жена его Иезавель имела на него такое влияние, что отвратила его от истинного Бога, а он отвратил весь народ и увлек в идолопоклонство. Иезавель уговорила погубить Навуфея за то, что он не хотел продать своего виноградника, и она сделала свое злое дело. Навуфей был побит камнями.

Самсон любил свою жену, и она любила его, однако сама предала его на смерть.

«Лучше жить с аспидом - самой злой змеей, нежели со злой женой», - говорит русская пословица; и еще русская пословица: «Где не справится жена, туда посылается сатана». Такие злые, коварные жены имеют большею частью влияние над порочными мужьями, как Иродиада над Иродом, потому что он был сребролюбив, блудник, пьяница. Они пользуются слабостью своих мужей и держат их «под башмаком».

Стремление женщины управлять государством есть безумство. Екатерина Великая, мудрейшая из всех цариц, когда настало тяжелое военное положение, и то опустила руки. Великий русский полководец Суворов пришел к ней, повернулся на каблуках, пропел петухом и сказал: «Курица не птица и баба не человек». Вы, женщины, не должны на это обижаться, потому что женщина не есть целое, но часть целого. Часть не может быть главной. Например, глаза остаются глазами, руки руками, ноги ногами. Эти части и другие части тела не могут быть главой. Женщина есть часть, а не глава, глава есть муж.

В Евангелии сказано, что Господь накормил в пустыне пять тысяч человек - кроме жен и детей (Мф. 14, 21). Жена должна знать, почему она создана, знать свое назначение. Она есть помощница мужа, должна воспитывать детей в страхе Божием. Те христианские жены, которые понимают это назначение, есть добрые матери, сестры, жены. И блаженны те, которые признают это и не стремятся к тому, чего не дано им от Бога - быть главой над мужем.

Если муж имеет такие недостатки, как пьянство, жена должна простить своему мужу эту слабость, потому что и сама не без слабостей. Какой бы ни был муж, но он есть глава в доме, он - хозяин.

Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что жена должна молчать в храме Божием, то есть она не должна поучать в храме Божием; должна молчать и дома, так как глава - муж, и у него спрашивать, что не понятно.

Посмотрим, что же постигло после такого злодеяния Ирода, Иродиаду и Саломею. Их постигло тяжелое наказание Божие. Римский император сослал их в ссылку, где они проводили жизнь в нищете и бесчестии. А дочь Иродиады Саломея шла по реке, лед проломился, она своими ногами плясала подо льдом, а голову ее отрезала льдина. Эту отрезанную голову и принесли матери ее, Иродиаде, и Ироду.

Главой нашего христианского общества являются священники, которые ведут за собой в Царствие Божие и жен и детей, постоянно учат, что в Царство Божие надо идти путем смирения. Но среди наших христианских жен есть много и злых иродиад, которые не принимают этих поучений священников, а сами хотят поучать их. Но какой бы ни был священник, он есть служитель Бога, облеченный властью свыше.

Я получаю целые пачки писем от злых женщин христианок, которые хотят поучать нас, священников, и даже угрожают: если не сделаете так, как я хочу, то я пойду жаловаться выше. Сначала я читал эти письма, а потом стал узнавать по почерку и, зная, что в них нет ничего умного, но есть одна грязь и глупость, не читая, стал бросать их в печку. Все эти иродиады стоят здесь в храме!

В каждой обители есть свой устав, которому и надо подчиняться. Но женщины, и приезжие и местные, хотят ввести свои порядки. По утрам у нас служат братский молебен, на котором может присутствовать только вся братия. А мы, священники, по христианской любви допускаем и посторонних на этот молебен. Но как ведут себя эти посторонние богомольцы? Они раньше братии спешат приложиться даже к чудотворному образу Владычицы и к мощам преподобномученика Корнилия, ходят по солее, оближут весь иконостас в Успенском храме, ходят там, где никто, кроме священника, не должен ступать ногой. Братия также порой нарушает порядок, а порядок должен быть такой: сначала должен приложиться к чудотворному образу глава обители, потом братия, а потом уже прихожане. Мы поступаем иногда грубо, удерживая беспорядочных людей, но это мало помогает, а нас за это не любят.

Христианские жены! Чтобы вам получить спасение, вы должны слушать только православных священников, а не самих себя или кого-то на стороне, особенно людей в черных одеждах, которые часто учат других, а сами себя не исправляют. Если тебе что непонятно, приди и спроси в простоте души: почему ты грубый или что другое, и мы объясним.

Итак, да смиримся, отсечем всякую гордость, желание властвовать, и тогда, с Божией помощью, мы спасемся. Аминь.

Архимандрит Алипий (Воронов)
Православие.Ru

Просмотрено (50) раз

Возвращаемся к метро, едем до станции «Китай город», выход на Солянский переулок, поднимаемся по переулку в горку и за поворотом увидим толстые стены Иоанно-Предтеченского(Ивановского) женского монастыря,адрес Малый Ивановский переулок, 2, метро «Китай-город». Здесь оказывается речка Рачка была, сейчас в трубах она. Монастырь очень красив внутри,после реставрации,прямо Санкт-Петербург и еще выпечка в монастыре вкуснейшая,икона чудотворная исцеляющая головные боли с обручем,народу не много,побывать стоит, прямо в сказку попадаете,в древнюю Москву.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской горке»,которой дал своё название.Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Иоанно Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве. Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы реки - в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится влетописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника - будущего царя.Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече, монастырь стал женским.
Сюда при царях Михаиле Феодоровиче, Алексее Михайловиче 29 августа в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные выходы царя. В монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа. В миру - девица Дария. Схимонахиня Марфа, почитаемая ещё при жизни как духовная старица, была прославлена после кончины как местночтимая святая, известная особой помощью роженицам, заключённым, как молитвенница за Дом Романовых. Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна - супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна - вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного царевича Иоанна.
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор М. Д. Быковский),западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский),больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский),домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.), северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский), ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот междуними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).

В царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна АвгустаТараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. По распоряжению императрицы Екатерины княжна была хитростью привезена из Италии и заточена в Ивановском монастыре, где было приказано содержать её в тайне, никого к ней не подпуская. Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным». С кончиной Екатерины II затвор монахини Досифеи стал менее строг. Её никуда не выпускали, но она получила разрешение принимать у себя. Народ узнал о благочестивой жизни, и стал ходить к старице, бывали у неё и знатные лица. Затворница Досифея, пробыв 25 лет в Ивановском монастыре, скончалась в 64 года в 1808 году, и была похоронена с большими почестями в Новоспасском монастыре подле колокольни.
С 1768 года в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенкепод крепким караулом в Ивановском монастыре содержалась помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи. После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить.
Монастырь был возобновлён в 1859 году. Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва. В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря.Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801-1885 гг.), который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества.3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы. Началась русско-турецкая война, и городские власти обратились к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы.
После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы.11 августа 2000 года по решению Синода, состоявшегося в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских, был вновь открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм соборный Иоанна был полностью освобожден от занимавшего его архива и передан верующим. 9 ноября 2002 года на куполе собора был установлен крест.
Главная святыня монастыря, древний, чудотворный образ Иоанна Предтечи, ныне возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя. Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны в 1550-1560-е г. Эта приблизительная датировка по стилю иконописания, архитектуре и другим источникам сочетается с историческим преданием об основателях монастыря, по которому он был основан или великим князем Иоанном III, ведшим масштабное каменное строительство в Москве, или матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней Еленой Глинской, или самим Грозным, родившимся и праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы св. Пророка Иоанна. В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
На иконе святой Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост во всю высоту иконы. Образ написан на доске в коричнево-зеленых темных тонах. Иоанн Креститель стоит босыми ногами на земле прямо и смотрит строго и сосредоточенно вперед. Волосы на иконе Пророк имеет длинные, светло-каштановые, спускающиеся волнистыми космами по плечам, бороду недлинную, расходящуюся завивающимися прядями. У ног его в правом нижнем углу изображено ветвистое раскидистое зеленеющее дерево, у корней которого через разветвляющийся ствол перекинута секира. Правая рука Предтечи поднята к персям и остановилась в благословляющем жесте; левая опущенная - держит блюдо-чашу с усеченной главой св. Пророка и развернутый свиток со словами проповеди покаяния: "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени" Вверху иконы надпись: слева-"Агиос Иоанн"; справа - "Предтеча"
К киоту иконы Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, мера головы Иоанна Крестителя, который легко надевается на голову. На обруче полустертая, но различимая надпись - краткая молитва ко св. Иоанну Предтече: "Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас". С определенностью можно утверждать, что этот обруч известен со II половины XIX века. Сохранились два документальных свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и. почитался как святыня. Есть свидетельства исцеления тяжело больных с помощью этого обруча.