Суть конфликта в израиле. Израиль и Палестина: история конфликта кратко

!--> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 !-->!--> !-->!--> !-->Арабо-израильский , или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. Однако это решение изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей

Первая война

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за создание двух государств - еврейского и арабского - на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское - отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

В ночь на 15 мая египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель‑Авив . Армии пяти арабских стран численностью в 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства. 31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии.

В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией . Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране - 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы - к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как "агрессия". Это привело к эскалации конфликта

Вторая арабо-израильская война 1956 г. "Суэцкая кампания "

Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала — Франция и Великобритания — приступили к подготовке военной операции "Мушкетер" — в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм‑аш‑Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

Но действия Англии, Франции и Израиля подверглись резкому осуждению со стороны обеих сверхдержав, СССР и США. Советский Союз пригрозил направить в зону Суэцкого канала своих добровольцев. К вечеру 6 ноября, после того как весь Синай оказался под контролем Израиля , вступило в силу соглашение о прекращении огня. К началу 1957 года англо-французские войска были выведены из зоны Суэцкого канала, а израильские — с Синайского полуострова. На Синае вдоль египетско-израильской границы и в порту Шарм-аш-Шейх были размещены силы ООН.

В 1964 году по инициативе египетского президента Гамаль Абдель Насера была создана "Организация освобождения Палестины" (ООП). В программном документе ООП, Национальной Хартии, говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, и ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами.

Третья арабо‑израильская война ("шестидневная война ")

Война, известная как "шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1,8 раза, в танках - в 1,7 раза, в артиллерии — в 2,6 раза, в боевых самолетах - в 1,4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.

Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение ")

Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.

Пятая война 1973 года ("война Судного дня ")

6 октября , в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия - на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8,5 тысячи арабов и более 2,8 тысячи израильтян.

В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако, контроль над Голанскими высотами . В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.

Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием "Мир для Галилеи "

Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель — уничтожение ООП — не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила — якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия , над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп‑Дэвиде (2000), принятие "квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана "Дорожная карта" в апреле 2003 года.

В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.

Вторая Ливанская война (в арабском мире — "Июльская война ") 2006 года

Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой "Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле - августе 2006 года.

Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта "Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками "Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики "Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана . Контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.

С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложняется внутрипалестинским противостоянием между движениями ФАТХ и ХАМАС.

В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа "враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства.

Е сть выражение, которое активно используют все средства массовой информации: «оккупированная территория». Это словосочетание определяет отношение и перспективы для рассуждения, в буквальном смысле, всего мира.

В своём прямом и истинном значении «оккупированная палестинская территория» означает, что Израиль незаконно оккупирует землю, принадлежащую кому-то другому. Другими словами, Израиль нарушает международный закон. Израиль не имеет никаких прав на территорию, которую он занимает. И даже территория Израиля в пределах Зелёной линии подвергается сомнениям.

Мира быть не может, потому что Израиль строит жилые дома и создаёт города (которые обычно называются поселениями) на «оккупированной территории». Если Израиль откажется от своих претензий на «оккупированную палестинскую территорию», тогда арабы заключат мир, и земля будет избавлена от самого большого напряжения, постоянно существующего на Ближнем Востоке.

Поразительно, как мало журналисты и политики знают о корнях Израиля. Они рассуждают так, будто Израиль вдруг появился в один день, конфисковал у арабов землю и захватил столицу Палестины.

Каждый последователь Йешуа должен знать факты о возникновении современного государства Израиль.

Более 3500 лет назад один человек вышел вместе со своей семьёй из Ура халдейского (современный Ирак) и пришёл в землю, которая тогда называлась Ханаан. Бог пообещал ему, что именно эта земля будет наследием для него и его потомков навсегда.

Ну, конечно же, какой журналист в современном мире примет столь фантастический «документ» от Бога как законный? К счастью, есть и другие официальные и законные договора и документы, которые, хотя и игнорируются привычным образом экспертами и политическими лидерами, тем не менее, обеспечивают обоснованность и законность существования Израиля на международном уровне, что бы ни заявляли сегодня другие нации.

Это было сразу после окончания Первой мировой войны и после того, как Англия и Франция разбили Германию и Турецкую Османскую империю. В тот момент им не оставалось ничего иного, как разделить трофеи. Ведь именно так поступают армии победительницы, не так ли? Ещё до того, как война была официально закончена, сэр Марк Сайкс, представляющий интересы Англии, и французский дипломат Франсуа Жорж-Пико заключили соглашение Сайкса-Пико, согласно которому территория Османской империи была разделена между Великобританией и Францией (с небольшим участием России). Великобритания получила южные области Ближнего Востока, включая, так называемую, территорию Палестины (ещё римляне дали это название земле Израиля), а Франция - Великую Сирию. Великобритания также решила отдать Франции небольшой кусочек Палестины - Голанские высоты. Эта территория, когда-то принадлежавшая еврейскому колену Манассии, была частью Британского мандата. А Франция позже отдала эту территорию Сирии - такая, своего рода, случайная модель управления.

Оккупированная территория Палестины?

  • Государство Палестина никогда не существовало.
  • Не существовало палестинского народа, пока Яссер Арафат и другие арабские нации не создали его в 1964 году.
  • «Палестинский народ» не отмечает никаких национальных праздников и памятных дат, но только дни протеста против Израиля.
  • Ни одна нация не провозглашала Иерусалим своей столицей на протяжение веков после изгнания евреев из Иерусалима римлянами в 70 году. Именно так: никто, до тех пор пока Израиль не объявил новый Иерусалим своей столицей, а потом не захватил старый город в 1967 году.

Декларация Бальфура

Две колониальные державы, Великобритания и Франция, начали раздел бывшей Османской империи согласно требованиям и обстоятельствам того времени. К счастью для евреев, во время Первой мировой войны выдающийся учёный Хаим Вейцман открыл новый способ производства ацетона, который применялся в производстве английского пороха. Это открытие оказало значительную помощь в военных усилиях Великобритании. Это открытие также побудило министра иностранных дел Великобритании, Артура Бальфура, подписать Декларацию Бальфура в 1917 году. Эта Декларация является фундаментальным основанием законных прав Израиля на территорию Палестины в качестве своей еврейской родины.

Далее был подписан целый ряд документов и соглашений, подтверждавших Декларацию Бальфура - международной организацией «Лига наций», мирной конференцией в Сан-Ремо и, наконец, Организацией Объединённых Наций, которая проголосовала за то, чтобы принять Израиль в состав ООН.

На протяжении обеих мировых войн, когда миллионы евреев умирали в газовых камерах, арабы Ближнего Востока прилагали гигантские усилия, чтобы не пустить евреев на их родину. Англичане понимали, что арабов намного больше, чем евреев, и что Англия нуждается в арабах для противостояния османским туркам. Потому они прогибались под арабским давлением, восстаниями и политическими требованиями арабов.

Три Белые книги

В 1922 году Уинстон Черчилль предложил план, который, по его мнению, должен был сработать. Когда арабы потребовали, чтобы он аннулировал Декларацию Бальфура, он ответил в своей Белой книге от 1922 года, что не может этого сделать. Декларация Бальфура была подтверждена. Тем не менее, чтобы умиротворить арабов, он по собственному решению взял землю под Британским мандатом к востоку от Иордана, 76% которой было обещано евреям в качестве их земли, и издал указ, запрещающий евреям жить на этой территории. Это было отступлением от решений Декларации Бальфура, но Черчилль думал, что стоит пойти на такой шаг, а впоследствии Британия смогла бы зарезервировать за евреями остающиеся 24% территории Палестины к западу от Иордана и до границ Средиземного моря. Черчилля считали другом еврейского народа.

Арабы с радостью забрали земли на восточном берегу, но продолжили террористические атаки против евреев на оставшихся 24% земли, которая должна была быть родиной евреев.

В 1930 году Британское правительство выпустило ещё одну Белую книгу в ответ на непрекращающееся насилие. В ней было написано, что теперь является необходимым ограничить число евреев, мигрирующих в любое место на Святой Земле, поскольку они забирали рабочие места у арабского населения. Однако, хорошо известным фактом является то, что евреи, где бы они ни жили, поднимали экономику и, на самом деле, давали арабам новые рабочие места. Арабы сами переезжали в те места, где поселялись евреи. Но англичане хотели остановить арабское насилие любой ценой.

В 1939 году, в начале уничтожения 6 миллионов евреев в Европе, англичане издали третью Белую книгу, которая на ближайшие пять лет позволяла лишь 10 000 евреям в год приезжать в Палестину. Таким образом, во время Второй мировой войны евреи были лишены безопасного убежища от нацистских мясников. Британское чувство справедливости рухнуло под весом арабского терроризма и упорства.

Евреи по-прежнему бездомные

Тем временем, Франция предоставила независимость Ливану в 1943 году и Сирии в 1946, а Великобритания в 1932 году объявила независимость Ирака, а в 1946 - Иордании.

Но Израиль продолжал существовать без своей страны из-за непрекращающегося насилия со стороны арабов, которые решительно стояли за то, чтобы никакие евреи не могли создать своё государство посреди «арабской территории».

В конце концов, Британия сдалась и отдала всё это месиво в руки Лиги Наций и, затем, преемнику этой организации - ООН.

ООН приветствует Израиль как своего члена

Лига наций, а потом и ООН, сохранили в силе Декларацию Бальфура, но выделили из того, что оставалось от Британского мандата, небольшую секцию для Израиля, оставляя возможность для образования другого арабского государства в гористой местности на западном берегу Иордана (Иудея и Самария).

Израиль согласился принять эту маленькую полоску земли для образования своего нового государства и был принят в ООН в качество независимого еврейского государства в 1948 году. Совершенно непонятен факт того, что после уничтожения 6 миллионов евреев в ту же декаду, Великобритания так и не проголосовала за вхождение Израиля в ООН. Она была единственной воздержавшейся страной. Даже Россия проголосовала за Израиль!

Но абсолютно все исламские государства, которые были членами ООН в 1947 году, проголосовали против образования государства Израиль. Это просто была судьба, что на тот момент исламские государства и их союзники не имели большинства голосов в Генеральной Ассамблее ООН, как они имеют сейчас.

Израиль принял резолюции ООН 181 и 273, и отец-основатель Давид Бен-Гурион объявил Израиль свободным и независимым государством 14 мая 1948 года.

Пять арабских государств вторгаются в Израиль

Арабы полностью отвергли резолюцию ООН и пять арабских государств вторглись в Израиль на следующий же день, принося клятвы уничтожить только что образованное государство.

Когда рассеялся туман, иорданцы захватили территорию Иудеи и Самарии на западном берегу Иордана и восточный Иерусалим, а египтяне заняли для себя Газу. Они смогли сделать это, потому что не было никакого «палестинского народа» или «палестинского государства». Единственными правителями на территории Палестины за последние 500 лет были османские турки и британцы.

В войне за независимость погибло 4 тысячи евреев, но Израиль приобрел 60% территории, которую ООН предложил арабам для образования их нового государства! В ЦРУ не верили, что у Израиля есть шансы на победу. Численность нерегулярных войск Израиля составляла всего лишь около 20-30 тысяч человек. Многие из них были новыми иммигрантами и не могли даже понять команд на иврите, в то время как у арабов были многочисленные регулярные армии. Победа Израиля явилась абсолютным чудом.

Шестидневная война 1967 года

Спустя более, чем 19 лет, арабы снова стали угрожать сбросить Израиль в море и, развязав военные действия, заблокировали выход Израиля к Красному морю. Израиль ответил на удар, выгнав египтян из Газы, а иорданцев из Иудеи и Самарии (западный берег Иордана) и старого Иерусалима. Израиль захватил синайскую пустыню, Газу, древние земли Иудеи и Самарии. Более того, они отобрали Голанские высоты у сирийцев, положив тем самым конец постоянным, на протяжении десятилетий, террористическим атакам арабов на еврейские деревни и кибуцы в Галилее. И все это за шесть дней, невероятное чудо.

У арабских государств не было другого выхода, как подписать с Израилем соглашение о прекращении огня. Но они сделали ясный акцент на том, что не признают никаких границ с Израилем, поскольку они изначально не приняли сам факт существования государства Израиль. Нет Израиля - нет границ.

Война Судного дня (Йом-Киппур) в 1973 году

И снова арабы вторглись в Израиль с неожиданной атакой в самый святой день Израиля. И снова, чудесным образом, Израиль отбросил арабов назад и даже мог бы войти с победным маршем в Каир на юге и в Дамаск на севере. Но к этому моменту ООН почти с истерикой требовала, чтобы Израиль остановился. Было подписано ещё одно соглашение о прекращении огня, но снова никакие границы Израиля не были обозначены, поскольку (вы помните?) арабы отказались признать факт существования государства Израиль, а потому и не признавали его границ. До сегодняшнего дня границы государства Израиль не были признаны в письменной форме никем из арабских государств, только линии прекращения огня.

Восточная граница - Вторая интифада (2000-2004)

Насилие со стороны мусульман нарастало. Во время Второй интифады, которая началась в 2000 году на Западном берегу Иордана, были зарегистрированы все виды террора, которые только можно придумать: ночные рейды боевиков; взрывы автобусов; стрельба на бар-мицве; случайные нападения с холодным оружием; уличные беспорядки; осада городов; велосипедисты, раскидывающие бомбы; столкновения на святых местах; бомбы в машинах; снайперские перестрелки; живые щиты; миномётный огонь по сельским поселениям и фермам.

Эксперты говорили Израилю, что в партизанской войне победить невозможно, а интифада была как раз партизанской войной. Однако, у Израиля не было других вариантов, если он хотел выжить. После того, как было убито 5800 арабов, интифада закончилась.

Согласно данным НКО «Бецелем», было убито 1053 израильтян и ранено 2267 человек. 120 арабских террористов смертников взорвали себя вместе с бомбами, которыми они были начинены. Что же арабы приобрели в Иудее и Самарии? Прежде всего, они потеряли свою быстро растущую в этом регионе экономику, но приобрели трудности и неудобство на многих новых израильских контрольно-пропускных пунктах и защитную стену (правда, мир сказал, что она незаконна), чтобы держать самоубийц с бомбами за пределами территории Израиля.

Северная граница - Хезболла

В Израиле было много войн, слишком много, чтобы писать о них в этой статье. Давайте поговорим только об одной: о войне, когда террористы Хезболлы непрерывно атаковали израильские города вдоль северной границы. Израиль отодвинул их и создал буферную зону в южном Ливане, сражаясь с террористами вместе с ливанскими христианами, которые были на стороне Израиля. Под давлением международной общественности Израиль прекратил военные действия в 2000 году, что привело к превращению Хезболлы в мощную партизанскую армию, которая получала вооружение из Сирии и Ирана. Данные лишь одной короткой войны Израиля с Хезболлой, которая длилась 33 дня: со стороны Израиля 121 солдат - убито, 1244 - ранено, убито 43 мирных граждан, включая 18 израильских арабов, ранено 1384 мирных граждан, в основном, от 4000 выпущенных ракет.

Пытаясь положить конец насилию, 11 августа 2006 года совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию ООН 1701. Резолюция постановляла Израилю отступить, а Хезболле разоружиться под контролем сил ООН (ВСООНЛ). Израиль отступил, но Хезболла перевооружилась . Сегодня, согласно данным военной разведки Израиля, Хезболла имеет около 40 тысяч ракет. Эта террористическая организация, вооружённая Ираном и Сирией, может выпускать 500-600 ракет в день по северным границам Израиля, если война начнётся снова.

Хезболла размещает своё вооружение рядом со школами, больницами и домами мирных жителей, чтобы в случае попыток Израиля уничтожить склады вооружения гибли мирные жители, особенно дети. Таким образом, Хезболла выигрывает политическую войну в средствах массовой информации, ещё более изолируя Израиль и создавая помехи для его самозащиты.

Южная граница - ХАМАС

Израиль в одностороннем порядке вывел свои войска из Газы в 2005 году, и Газа была полностью захвачена террористической организацией ХАМАС. Уже более 12 лет ХАМАС бомбардирует население южного Израиля, выпустив за это время более 15 тысяч ракет. Только в Сдероте около 15 тысяч человек страдают от ПТС (посттравматический синдром) и около тысячи человек проходят лечение.

Один из последних конфликтов в Газе, в ноябре 2012 года, получивший название на иврите «Облачный столп», дал Израилю короткую передышку до момента, когда ХАМАС возобновит свои ракетные атаки. Психологи предполагают, что до 70% израильских детей, живущих под этими постоянными бомбардировками, страдают от травм и хронических эмоциональных нарушений.

Лидер ХАМАСа Халед Машаль, впервые посетивший Сектор Газа (его дом в Сирии больше не является безопасным) сказал: «Палестина, от реки до моря, с севера на юг, является нашей землёй, и мы никогда не отдадим ни одной пяди этой земли».

Прошли годы, и в ООН теперь перевес на стороне исламских государств, мусульмане открыли новые виды вооружения для политической войны против Израиля. Их планом является полная изоляция и делегитимизация Израиля, чтобы мир сказал: «Долой Израиль!»

Теперь, когда Палестинская национальная администрация принята Генеральной Ассамблеей ООН в качестве члена без образования государства, ПНА имеет новый арсенал средств для войны против Израиля. Но это отдельная история.

Подписывайтесь:

Пророческие слова Библии сбываются на наших глазах:

«И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым камнем для всех племён; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли». (Зах. 12:3)

Но пророчества, предсказывающие день, когда Израиль будет спасён и станет светом для всех народов, тоже исполнятся. В тот день, говорит Господь: «не будут уже терпеть посрамления от народов». (Иез. 34:29)

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Арабо-израильский конфликт на протяжении многих десятилетий остается одной из самых взрывоопасных среди ближневосточных «горячих точек», эскалация событий вокруг которого может в любой момент привести к новой региональной войне, а также существенно повлиять на систему международных отношений в целом.

Конфликт между арабами и евреями из-за Палестины начался еще до создания государства Израиль. Корни конфликта уходят и в период Британского мандата и даже в более ранний период, когда положение евреев в Османской империи и Палестине определялось исламским религиозным правом, согласно которому статус и права религиозных меньшинств были ниже мусульманских. Евреи тогда подвергались всяческой дискриминации со стороны местной власти, сосредоточенной в руках представителей арабской знати и со стороны местного мусульманского населения. Такое положение не могло не оставить след в отношениях двух народов.

Кроме того, корни следует искать в столкновении психологий двух народов: арабского населения, которое было привержено старым религиозным традициям и укладу жизни, верило в духовный авторитет власти и представителей сионистского движения, принесшим с собой из Европы совершенно новый уклад жизни.

С 1917 г., после провозглашения декларации Бальфура в Палестине, отношения между евреями и арабами начали накаляться и перерастать в политический конфликт, усугубляющийся с каждым годом. Конфликт подогревался влиянием Великобритании, а позднее - Германии и Италии - на арабское население.

С 1947 г. уже полным ходом шла война на территории Палестины за создание еврейского национального государства. В мае 1948 г. было провозглашено государство Израиль на основании Резолюции № 181 ГА ООН, принятой в ноябре 1947 года. Арабские страны крайне негативно отреагировали на происходящее путем непризнания Израиля, что привело к эскалации конфликта между Израилем и соседними арабскими странами. В ходе арабо-израильской войны (1947-49 гг.) Израилю удалось отстоять независимость и завладеть Западным Иерусалимом и частью территории, отведенной Палестине по мандату ООН. В этой войне Иран не участвовал, что связано с преодолением тяжелых последствий Второй мировой войны.

На момент очередного арабо-израильского столкновения (Шестидневная война, 1967 г.) Израиль прошел вглубь Синайского полуострова, захватил Голанские высоты, Западный берег р. Иордан, Сектор Газы и Восточный Иерусалим.

Тем не менее, в 1970-е годы Иран продолжал сотрудничать с Израилем в плане торговли, а также в сфере обороны и безопасности.

Во время войны Судного дня (1973 г.) Иран оказывал небольшую и неявную поддержку Израилю в виде истребителей и прочей военной техники. Война закончилась победой Израиля, и поверженные арабские страны-члены ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль, и сильно завысили цену на нефтяной баррель, что привело к состоянию «нефтяного шока» в мире.

После 1979 г. ирано-израильские отношения резко ухудшились. Ключевая идея, поднятая в Иране того времени - распространение и экспансия исламской революции за пределы государства. Израиль, обладающий контролем над Иерусалимом, где расположена мечеть аль-Акса (третья святыня ислама), стал камнем преткновения.

В 1981 г. Иран отвергнул план создания Палестины на Западном берегу р. Иордан. Иран стал заявлять, что Палестина должна быть создана в прежних границах и присутствие там Израиля подрывает интересы всего исламского мира. Последующие президенты Ирана пропагандировали негативное отношение к Израилю, и выстраивали свой политический курс в антиизраильском духе. На этой почве Иран обзавелся союзниками в лице Ливана, Палестины, Сирии, Турции и других арабских стран.

В сентябре 1980 г. началась ирано-иракская война из-за приграничной территории, перенявшая все внимание Ирана. Обе воюющие стороны получали колоссальную финансовую и военную помощь извне, также и отдельные структуры В 1988 г. война закончилась ничьей.

В 1995 г. Иран подвергается санкциям со стороны США, которые выражались запретом поставок вооружений, к которым присоединилась Россия. Только к 2001 г. Россия восстановила поставки.

В 1997 г. Президентом Ирана стал Хатами, которого в дальнейшем заменил Ахмадинежад. Хатами попытался вывести Иран из изоляции и наладить контакты с Западом. Однако ему пришлось столкнуться с религиозными лидерами, формирующими антиизраильское общественное мнение.

На этом фоне в начале 2000 годов США охотно поддержали Израиль и привлекли внимание МАГАТЭ к действиям Ирана. Иран еще в 1968 г. подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и ратифицировал его в 1970 году. Теперь МАГАТЭ призывало Иран принять Дополнительный протокол к ДНЯО, позволяющий осуществлять несанкционированные проверки любых объектов на территории Ирана на предмет их соответствия Договору о нераспространении.

В декабре 2003 г. Иран подписывает его в Вене в Штаб-квартире МАГАТЭ. С этого момента мировое сообщество было втянуто в обсуждение Иранской ядерной программы. Этот документ дает МАГАТЭ возможность согласиться с осуществлением ядерных программ Ирана. Иран продемонстрировал полную открытость своих действий в отношении международных обязательств.

Парламент Ирана до сих пор не ратифицировал протокол, поэтому Иран не считает себя обязанным отчитываться перед инспекторами МАГАТЭ.

В период нахождения Хатами у власти он предпринимал возможные попытки, чтобы МАГАТЭ перестало дискриминировать Иран и признало его право на проведение ядерных исследований в рамках ДНЯО, указывая при этом, что в соответствии с данным договором Иран имеет право на осуществление полного ядерного цикла, включая обогащение урана. Однако со временем стало ясно, что чем упорнее Иран доказывал свою правоту, тем непримиримее становилась позиция Запада, которую полностью разделял Израиль. Поэтому, начиная с 2005 г. Иран резко ужесточил свою позицию и вновь привлек внимание мирового сообщества к Израилю как к обладателю реального ядерного оружия.

В августе 2005 г. к власти в Иране приходит Махмуд Ахмадинежад. В июне 2006 г. Ахмадинежад предложил провести не только в Иране, но и в Европе референдум на тему «Какие чувства испытывают граждане по отношению к Израилю?». Ахмадинежад отрицает факт наличия у Ирана ядерной бомбы и считает, что Иран имеет полное право на ядерные разработки. Он все время акцентирует внимание на наличие ядерного оружия у других стран, особенно у Израиля, и не видит смысла переживать, ведь эпоха ядерного оружия прошла.

Сегодня Иран держит весь мир в напряжении. Ведется открытая информационная война между Ираном и Израилем, США. В силу вступают новые санкции, в ООН поступают очередные доклады МАГАТЭ, но это приводит лишь к усилению изоляции Ирана. Однако Ахмадинежад с новой силой развивает ядерный потенциал. Каждый год МАГАТЭ собирает новые доказательства в пользу разработки Ираном ядерного оружия. Иран не перестает утверждать, что программа носит мирный характер. Повсеместно обсуждается Иранская ядерная программа. В начале 2012 года Израиль начал обсуждение с США о вторжении в Иран и бомбардировке ядерных объектов. С этой целью регулярно проводятся переговоры. Израиль аргументирует свою позицию тем, что он опасается за свою дальнейшую судьбу, поэтому он вынужден действовать радикально.

Арабо-израильский конфликт в настоящее время включает в себя четыре параллельных процесса: процесс восстановления мира между арабами и Израилем; процесс поэтапного уничтожения страны Израиль; процесс усиления арабо-израильского конфликта; процесс глобального противостояния мусульманской цивилизации остальному человечеству.

Наличие у Ирана ядерной программы не дает покоя ни Израилю, ни всему мировому сообществу.

19 декабря 2012 г. Израиль наносит воздушный удар по нескольким объектам на территории Ирана, которые, предположительно, являются элементами инфраструктуры иранской ядерной программы. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают несколько неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Вооруженный конфликт потенциально может перерасти в региональную или даже мировую войну, в которую окажутся втянутыми США, арабские страны, Россия, Китай, Великобритания и Франция и другие государства мира.

В случае продолжения конфликта ожидается колоссальный ущерб из-за бомбардировок ядерных объектов и военных действий на территории в частности Ирана, где под угрозой будет находиться в первую очередь мирное население. Это касается также и других стран ближневосточного региона, которые впоследствии будут вовлечены в конфликт. Очень важно сейчас не дать конфликту разрастись до регионального масштаба и тем более - мирового.

Совет Безопасности ООН обязан вмешаться и создать механизмы противостояния ухудшению ситуации в регионе, а также поспособствовать скорейшему прекращению вооруженного конфликта и началу мирного урегулирования между сторонами.

19 декабря 2012 года в 6:00 Израиль начал наносить точечные удары по некоторым объектам Ирана, а именно по иранскому ядерному объекту Парчин, который находится в 30 км юго-восточнее Тегерана. В качестве цели Парчин был выбран неслучайно. Именно на этой военной базе инспекторы МАГАТЭ и израильская разведка обнаружили разработку ядерного оружия. Иран начал обогащать уран до 20%, что абсолютно недопустимо. Такая ситуация подрывает мирный характер ядерной программы Ирана, т.к. обогащенного урана в пределах 5 % вполне достаточно для поддержания деятельности атомных электростанций.

Весной-летом 2012 года на суд мировой общественности на сайте Института Науки и Международной безопасности (ISIS) были выложены снимки военной базы Парчин, сделанные спутником. Иран в очередной раз не пустил инспекторов МАГАТЭ с проверкой на базу Парчин. Исходя из этого, Израиль принял решение нанести превентивные удары по ядерному объекту. США в свою очередь поддержали его.

На действия Израиля Иран немедленно реагирует. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают ответный неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Началась мобилизация американских воздушных и наземных сил. США стягивает к границам Ирана свои сухопутные войска со стороны Афганистана и Аравийского полуострова и военно-морские силы со стороны Персидского залива Сейчас перед мировым сообществом встает вопрос: Решаться ли региональные лидеры вмешаться в боевые действия, или все закончится бомбардировкой ядерных объектов, как было в Сирии и Ираке? Как отреагирует Совет Безопасности ООН?

Вокруг Ирана складывается более драматичная ситуация. Иран без поддержки арабских стран не сможет противостоять США и Израилю. Чем закончится конфликт - неизвестно. Иран едва ли захочет поступиться ядерными амбициями, как это сделали Ирак и Сирия.

Арабо-израильский конфликт сегодня является одной из острейших международных проблем, а проблемы миграции (мусульман в Европу и жителей средней Азии в Россию) в современном мире также носят острый характер.

Сотскова В.П

Литература

  1. Рапопорт М.А. Восприятие еврейской иммиграции в Палестину арабской общественностью в 1882-1948 гг. - Санкт-Петербург, 2013. - 71 с.
  2. Месамед В. Израиль - Иран - от дружбы к вражде. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1266528060.
  3. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.
  4. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.

    Дружиловский С.Б. Ирано-израильские отношения в свете развития иранской ядерной программы. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/04-05-06a.htm.

Скажу честно, в этом вопросе очень много путаницы, но постараюсь все разложить по полочкам и дать исчерпывающий ответ. Зачем же Израилю нужна война с Палестиной и что эти два названия собой представляют?

Что такое Палестина?

Стоит сразу обмолвиться: Палестина - это не страна, а лишь историческая область. Да, эта территория была населена тысячелетиями, но к сожалению многих, страной так и не стала (по крайней мере, сейчас не является).

Что такое Израиль?

Это уже государство. И, кстати, исторический регион Палестина включает в себя территорию Израиля. Остается вопросом, почему воюет с Палестиной, если такой страны даже не существует. Сейчас этим названием пользуются в иных целях - чтобы обозначить как-то беженцев, живших ранее на территории еврейского государства и ныне населяющих сектор Газа.

Из-за чего началась война?

Истоки современных конфликтов можно найти еще в Библии в истории про Авраама. Вместе со своей женой Сарой он завел двух детей: Измаила и Исаака. Считается, что первый стал родителем арабского народа, а второй - еврейского. Однако, еще в детстве Измаил постоянно издевался и глумился над братом, в результате чего Аврааму пришлось идти на радикальные меры - он выгнал блудного сына. Вот так и начался конфликт по мнению церкви.

Кроме того, история про евреев упоминается и в Коране, где неоднозначно сказано о том, как мусульмане должны относится к этому народу: то ли дружить, то ли ненавидеть - в святой книге есть оба довода.

Почему сейчас Израиль воюет с несостоявшимся государством Палестина?

После Второй мировой войны территории нынешнего Израиля населяли современные беженцы из сектора Газа. По решению ООН, евреи, которым некуда было деться, были отправлены в . Там они плотно обосновались и с годами почти полностью вытеснили арабское население. Разумеется, то, в свою очередь, отнеслось к этому негативно. Появились террористические организации, наподобие ХАМАСа и начался долгий конфликт. Разумеется, передышки были, но вражда не усыхала никогда и по-прежнему в новостях слышны известия об ужасных инцидентах на территории Израиля или сектора Газа. Похоже, вражда предписана этим народам. А вот главные причины:

  1. Религия.
  2. Деление территории.
  3. Долгая история сражений.

Надеюсь, что компромисс наконец будет найден!