Назначение патриархом русской православной церкви митрополита сергия. Биография

Году назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета в СПбДА . В том же году – исполняющий должность инспектора МДА .

обновленчество

В ходе большевистской кампании по изъятию церковных ценностей года митр. Сергий (Страгородский) призывал духовенство и мирян своей епархии к поиску компромисса с властями и осуждал насильственные меры по защите церковной святыни. Перекладывая ответственность за "эксцессы" на верующих, митр. Сергий (Страгородский) писал по этому поводу: «Всякое действие, совершаемое со враждою, с раздражением, - вызывает и против себя раздражение. А где обе стороны раздражены, там трудно от них ожидать взаимной уступчивости и умеренности в требованиях. Не случилось бы и с нами, что и те церковные вещи, которые, при ином нашем поведении, можно было бы сохранить для нашего храма, теперь, при взаимном раздражении, будут от нас взяты».

16 июня 1922 года вместе с архиеп. Евдокимом (Мещерским) и архиеп. Серафимом (Мещеряковым) признает обновленческое ВЦУ и становится его членом. Пребывал в обновленческом расколе до 27 августа года.

После ложного известия о кончине сщмч. Петра (Полянского) в году издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)».

экуменизм

В качестве председателя Синодальной комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам и «Общества ревнителей сближения англиканской Церкви с православной» митр. Сергий (Страгородский) являлся одним из родоначальников православного экуменизма .

организации

пресса

мыслеформы

Нет ничего случайного

приемы патологической речи

приемы цитирования

цитаты

Святая Русь и для меня дорога не менее, чем всем Вам. Но я помню совет премудрого, нельзя плакать без конца об умершем и думать только нем, наши силы и способности принадлежат жизни, и мы должны к ней обратиться. Страница со Святой Русью уже перевернута, и будет безумием и с нашей стороны отрицать это… теперь это было бы отрицанием факта, то есть нежеланием подчиниться свершившейся воле Божией.

Пора уже убедиться, что возврата к старому не может быть. Сетования и заботы о бывшем государстве, которого уже нет, предоставим тем, кто имеет к тому досуг; нас же, обязанных служением Церкви, воля Божия призывает думать прежде всего и более всего о Церкви, всецело отдаться ее устроению.

современные оценки личности патриарха Сергия

открытие памятника в Арзамасе

Открытие памятника патриарху Сергию Страгородскому.

13 августа 2017 года (в год 150-летия со дня рождения патриарха Сергия) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) близ Спасо-Преображенского монастыря г. Арзамаса.

В церемонии приняли участие: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, все иерархи, прибывшие в Арзамас на памятные торжества, посвященные 150-летию Патриарха Сергия, духовенство Нижегородской митрополии, родственники Патриарха Сергия.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам церемонии:

Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время. Как Предстоятель Церкви он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси.

Святейший Сергий достойно прошел свой крестный Патриарший путь. И потому мы, благодарные потомки, вспоминая юбилейную дату со дня его рождения, обращаемся к Богу с молитвой о том, чтобы Он упокоил в Своих небесных обителях душу Святейшего Патриарха Сергия и сохранил вечную благодарную память о нем в наших сердцах

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

Иллюстрации Современный видСвято-Введенской Оптиной пустынисо стороны реки ЖиздрыВведенский соборПаломники к Оптинским святыням. Фото конца XIX века Оптина пустынь в конце XIX века Монастырская звонница Новомученики Оптинские, убиенные на Пасху 1993

Из книги Рассказы о великом Сталине. Книга 2 автора Автор неизвестен

Иллюстрации «И. В. Сталин и М. И. Калинин» - репродукция с картины художника Ф. Модорова. Тбилисская геофизическая обсерватория. Флигель и рабочая комната наблюдателей-вычислителей, где в 1899–1901 гг. работал И. В. Сталин. Брошюра И. В. Сталина «Две схватки», изданная

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора

Из книги Как я пришел в Сознание Кришны... автора

Иллюстрации Калькутта приветствует первых русских преданных Сладкое пение Харе Кришна Знакомство с Бхагавад-гитой Есть самое сокровенное знание! Программа “Пища жизни” бесплатная раздача прасада Знание о душе - царь всего знания Харинама - воспевание

Из книги Уровни сознания. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

ИЛЛЮСТРАЦИИ Если рассмотреть схему развития сознания современного общества, то мы увидим, что вся деятельность человека основана на потребностях чувств, и лишь незначительное место отводится разуму, где он пытается предупредить о том, что чрезмерное употребление

Из книги Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие автора Госвами Сатсварупа дас

Иллюстрации Аллахабад, 1930 год, после смерти отца, Гоура Мохана Де (его портрет расположен в центре). Слева направо: Абхай, Кришна Чаран; на полу сидят: Праяг Радж, Бриндабан, Сулакшмана. 17 сентября 1959 года. День принятия санньясы. Слева направо:Муни Махараджа,

Из книги Господь Нрисимхадева автора Автор неизвестен

Иллюстрации

Из книги Учение Шри Чайтаньи автора

Иллюстрации Его Божественная МилостьА.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадаачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Панча-таттва, проявление Абсолютной Истины в пяти ипостасях: Шри Кришна Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта Ачарья, Гададхара и

Из книги Бхагавад-гита как она есть автора

Иллюстрации «Бхагавад-гита» (букв. «Песнь Бога») - это квинтэссенция духовной мудрости Индии, одно из величайших философско-поэтических произведений и в то же время одна из основных священных книг мира.В ней Сам Господь, Шри Кришна, давая наставления Своему близкому

Из книги Екклесиаст (рус. и англ.) Илл.Эрнста Неизвестного автора

Иллюстрации Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Еккл 1:12 ...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. Еккл 1:18 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот,

Из книги Луч Вишну автора

Иллюстрации Семья Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Шри Бимала Прасад - крайний слева (вверху). Шри Бимала Прасад в 1881 г. в возрасте 7 лет. Студенческие годы Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи - духовный учитель Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Сарасвати Тхакур,

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Иллюстрации Александр Дмитриевич Самарин. 1928 г. Якутск Мученик Иоанн (профессор Иван Васильевич Попов) Aрхиепископ Феодор (Поздеевский) Фрагмент листа газеты «Церковные ведомости» (1926. № 23–24) со списками репрессированных епископов Лист из следственного дела Н. Б.

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Иллюстрации Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Икона Божией Матери «Взыскание погибших» Икона Божией Матери «Жировицкая» Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Святой Праведный Филарет Милостивый Икона Серафимо-Дивеевская «Умиление» Святая

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Из книги Церковная старина в современной России автора Мусин Александр Евгеньевич

Иллюстрации Одно Преображение – две культуры – так это евангельское событие видели в XVI и XIX вв. Трудная судьба Владимирского образа Божией Матери. XI–XX вв. Сбережение «благородных руин» некогда было православной традицией. Крест XIX в. на месте фундамента Спасской

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Сохранение строго православного догматико-канонического строя Церкви - историческая заслуга преемника Святейшего Патриарха Тихона, Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия.

Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 года в Арзамасе в семье священника. Здесь священствовали его отец и дед, в одном из арзамасских монастырей подвизалась его тетка игумения Евгения. По окончании приходской школы и Арзамасского духовного училища он учился в Нижегородской Духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной академии. В академии Иван Страгородский очень скоро выделился среди товарищей глубиной знаний и эрудицией. В 1890 году он принял иноческий постриг с наречением имени Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца) и вскоре стал иеромонахом. В 1890 году 23-летний иеромонах Сергий блестяще окончил Духовную академию и мог остаться при ней в качестве стипендиата для работы над магистерской диссертацией. Но, желая потрудиться на ниве Божией, он едет в Японию на пастырское служение в православной миссии. В 1890 г. была написана главная его книга «Православное учение о спасении». В 1893 году он назначен инспектором Московской Духовной академии, в следующем - уже в сане архимандрита - настоятелем русской посольской церкви в Афинах. С1897 по 1899 год он помощник начальника православной духовной миссии в Японии, затем ректор Петербургской Духовной семинарии, позже и академии.

В 1901 году он был возведен в сан епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии. В своей речи при наречении, которая может служить своеобразным эпиграфом к его последующему служению, он сказал: «Внешняя обстановка епископского служения может быть весьма разнообразна. Епископы могут быть в почете и богатстве, могут пользоваться обширными гражданскими правами и преимуществами, но могут быть и в полном бесправии, в нищете и даже в гонении. Все это зависит от причин случайных и внешних, от государственного положения христианства, от народных и общественных обычаев и тому подобного. Но само епископское служение в его сущности всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением. Оно есть «служение примирения», служение пастырское. Быть же пастырем - значит жить болезнью Церкви, нести ее немощи с единственной целью: послужить спасению паствы, умереть, чтобы она была жива. Истинный пастырь постоянно в ежедневном делании своем «полагает душу свою за овцы своя», отрекается от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать самой жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия словесного стада». В 1905 г. преосвященный Сергий был возведен в сан архиепископа и назначен на Выборгскую кафедру, в 1917 году стал архиепископом Владимирским и Шуйским, затем митрополитом Нижегородским. Он был единственным архиереем, оставшимся от дореволюционного состава во вновь образованном Святейшем Синоде под председательством Святейшего Патриарха Тихона.

Став местоблюстителем Патриаршего престола, митрополит Сергий продолжил линию Патриарха Тихона на укрепление внутреннего единства Церкви в это нечеловечески смутное время и нормализацию отношений Церкви и государства. 10 июня 1926 г. он подает в НКВД заявление с просьбой о легализации церковного управления с приложением проекта обращения к всероссийской пастве, где говорилось: «Мы не можем обойти молчанием противоречия, существующие между нами, православными, и коммунистами, управляющими Союзом. Их целью является борьба против Бога и Его Царствия в сердце народа, в то время как мы усматриваем смысл и цель нашего существования в исповедании веры в Бога и в распространении и укреплении этой веры в сердцах людей. Не обещая примирения того, что непримиримо, и не пытаясь приспособить нашу веру к коммунизму, мы с религиозной точки зрения остаемся теми, кем мы являемся: членами традиционной Церкви. Прогресс Церкви мы понимаем не в приспособлении Ее к «современным требованиям», не в ампутации Ея идеалов, не в изменении Ея правил и учения, но в успехе наших действий, стремящихся вновь зажечь и сохранить в чистоте в сердцах наших верующих при нынешних условиях жизни Церкви и при нынешних обстоятельствах тот же огонь веры и любви Божией, а также научить верующих в зените материального прогресса верно понимать смысл жизни, несмотря на обстоятельства».

Тогда эту просьбу не удовлетворили, а митрополит Сергий 30 ноября был арестован и переправлен в Москву. После освобождения в конце марта 1927 г. он активизировал работу по нормализации отношений государства с Церковью, для чего в мае собрал совещание архиереев для образования Синода. Временный Патриарший Синод, деятельность которого была разрешена НКВД «впредь до утверждения», предпринял ответственный шаг - опубликовал Обращение («Декларацию митрополита Сергия») от 29 июля 1927 года, где говорится: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого как истина, как жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. /.../ Мешать нам может лишь /.../ недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. /.../ Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти». Благодаря этому документу Русская Православная Церковь не была окончательно уничтожена богоборческой властью и получила возможность легального осуществления своей миссии в коммунистическом государстве, это же послание на долгие десятилетия стало камнем преткновения для тысяч верующих и побудило отколоться от Московской Патриархии Зарубежную и Катакомбную Церкви.

Подлинный патриотизм Русской Православной Церкви проявился в годы Великой Отечественной войны, ставшей временем необычайного религиозного подъема. В первые же дни войны митрополит Сергий обратился к верующим с призывом встать на борьбу с врагом. Среди воинов, павших на полях сражений, были миллионы православных, и Церковь освящала их жертвенное служение Родине, вдохновляя духовных чад словами Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Зимой 1941 г., когда немцы подошли к Москве , страна была на грани катастрофы. Но Господь не оставил «достояние Свое»... С представителями Русской Церкви и советским правительством связался Митрополит гор Ливанских Илия, горячий молитвенник за Россию, через которого явлена была воля Божия и определение судьбы страны. Он описал явление ему после трех суток молитвенного бдения Божией Матери, Которая повелела ему передать определение Божие для страны и народа Российского: для спасения страны от врага должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем и начать служить; чудотворную икону Казанской Божией Матери надо обнести крестным ходом вокруг Ленинграда , совершить перед ней молебен в Москве , затем она должна быть в Сталинграде и идти с войсками до границ России (сообщающие об этом письма и телеграммы в Москву митрополита Илии (Салиба) и теперь хранятся в архивах). Было открыто 20000 храмов Русской Православной Церкви, возобновлены Троице-Сергиева лавра и Киево-Печерская лавра, многие монастыри, открыты духовные семинарии, академии. Многие крупные битвы предварялись крестными ходами с чудотворными иконами, часто перед наступлением священники служили молебны, солдат кропили святой водой. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была обнесена вокруг Москвы самолетом.

Во время блокады в Ленинграде совершали крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери , затем святыню перевезли в Сталинград, где перед ней непрестанно совершали молебны; не смог враг столкнуть наших воинов с маленького пятачка у Волги («Малой земли»), ибо там находилась Казанская икона; знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед святыней. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) - впоследствии митрополит Псковский и Порховский - вспоминал, что в дни решающих боев за Сталинград владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. В ночь на 2 февраля 1943 г. владыка Сергий, пересилив неожиданно приковавший его к постели недуг, поднялся с помощью келейника, с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу, и сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром по радио передали весть о разгроме немецких войск под Сталинградом.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор епископов Русской Православной Церкви, на котором Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября состоялась интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарх Сергий восстановил молитвенно-каноническое общение между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Грузии, укрепил традиционную связь с Церквами православного Востока. С 1943 года вновь начал регулярно выходить издававшийся ранее «Журнал Московской Патриархии». Особенно Патриарх Сергий заботился о возрождении духовно-учебных заведений, так как с открытием храмов стала ощущаться острая нужда в священнослужителях.

Святейший Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 года. На отпевание Первосвятителя стеклась многотысячная толпа православных, запрудившая все примыкающее к Богоявленскому кафедральному собору пространство. Святейший был погребен в Никольском приделе патриаршего храма.

митр. Сергий (Страгородский)

в миру Иван Николаевич Страгородский (1867-1944) – богослов-модернист, один из основателей « «.

Обучался в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. С 1886 по 1890 г. учится СПбДА под руководством и воспринимает его учение «нравственного монизма». Защитил кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах» с изложением основ учения .

В 1890 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, назначен в Японию членом Православной духовной миссии.

В декабре 1891 г. — назначен судовым священником на корабль «Память Азова».

В 1893 г. назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета в СПбДА. В том же году – исполняющий должность инспектора МДА.

В 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 г. защитил магистерскую диссертацию на тему , ставшую классикой модернизма.

В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника миссии.

29 июля 1899 г. определен ректором СПбДС, в том же году назначается инспектором СПбДА. С 1901 г. — ректор СПбДА.

25 февраля 1901 г. хиротонисан во еп. Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1905 г. — архиепископ Финляндский и Выборгский.

В 1904 г. мнение м.С. легло в основу записки председателя комитета министров С.Ю. Витте «О современном положении Православной Церкви». В ней предлагалась программа реформ: обновление прихода, децентрализация управления, преобразование духовных школ. На записку Витте возражал К.П. Победоносцев, отрицавший факт стеснения Церкви государством.

В ходе Архиерейского опроса в 1905 г. м.С. заявил, что считает необходимым на предстоящем Соборе обсудить вопрос об упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке .

В качестве председателя Синодальной комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам и «Общества ревнителей сближения англиканской Церкви с православной» м.С. являлся одним из родоначальников «православного» .

В 1907 г. возглавил созданную Святейшим Синодом Комиссию по исправлению богослужебных книг, которая успела «исправить» Постную и Цветную Триоди, Октоих, Праздничную и сентябрьскую минеи.

После Февральского переворота был единственным членом Святейшего Синода, оставленным революционным обер-прокурором В.Н. Львовым после роспуска старого состава. Новый Синод во главе с м.С. писал: При изменившемся государственном строе Русская Православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время .

В январе 1921 г. м.С. был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. Освобожден, поскольку был взят на поруки печально знаменитым расстригой Владимиром Путятой. После этого м.С. стал предпринимать попытки по возвращению Путяте епископского сана. Согласно Записке секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова, около Пасхи Путята был принят в общение в монашеском звании митр. Сергием на Валаамском подворье, после чего митр. Сергий по непонятным побуждениям усиленно домогался восстановления в сане. На Пасхе было расширенное заседание Синода; но результат получился неблагоприятный, и ему в этом отказали .

В ходе большевистской кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей м.С. призывал духовенство и мирян своей епархии к поиску компромисса с властями и осуждал насильственные меры по защите церковной святыни. Перекладывая ответственность за «эксцессы» на верующих, м.С. писал по этому поводу: Всякое действие, совершаемое со враждою, с раздражением, — вызывает и против себя раздражение. А где обе стороны раздражены, там трудно от них ожидать взаимной уступчивости и умеренности в требованиях. Не случилось бы и с нами, что и те церковные вещи, которые, при ином нашем поведении, можно было бы сохранить для нашего храма, теперь, при взаимном раздражении, будут от нас взяты .

16 июня 1922 г. вместе с и архиеп. Серафимом (Мещеряковым) признает обновленческое ВЦУ и становится его членом. Пребывал в обновленческом расколе до 27 августа 1923 г. Принят со скандалом после публичного покаяния Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви в день Успения в Донском монастыре.

По описанию современника:

Митр. Сергий просил Патриарха благословить ему служить с ним в Донском. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что он был в «Живой Церкви». Митр. Сергий стал доказывать, что он не согрешил, и Патриарх согласился допустить его к служению без публичного покаяния. Когда митр. Сергий явился в Донской и стал надевать мантию, дабы вместе с другими архиереями идти навстречу Патриарху (там завелся такой порядок), то архиереи заявили ему, чтобы он не выходил навстречу и не служил с Патриархом. Он стал ссылаться на благословение Патриарха, тогда они заявили ему, что если он будет служить, то они все, и священники, не будут служить и оставят их вдвоем, так как решение данное Патриархом считают незаконным. Вместе с тем они предложили митр. Сергию сначала принести публичное покаяние, а потом уже служить. Митр. Сергий вынужден был подчиниться. Вообще тут вышло очень скандальное дело и митр. Сергий сильно уронил себя. Еп. Феодор (Поздеевский) сильно восставал против назначения его в Нижний и однажды даже не принял его у себя. Главным виновником церковной смуты считают митр. Сергия, который вместе с и Серафимом написали послание о признании Церковного Управления Антонина каноническим. Многие признавшие «Живую Церковь» так и говорят, что их смутил митр. Сергий (напр. Артемий, бывший Лужский).

С 10 декабря 1925 г., после ареста Патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского), - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

В ноябре 1926 г. м.С. был вновь арестован. 27 марта 1927 г. выпущенный на свободу снова вступил в управление церковью на правах заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

18 мая 1927 г. организует «Временный Патриарший Священный Синод». 29 июля 1927 г. выпускает ставшее печально знаменитым «Послание Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата» (Декларацию 1927 г.).

Декларация ставит перед верующими задачу не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его . Мы хотим быть Православными ,- говорится в Декларации,- и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи .

Согласно Декларации, этому мешает недостаточное сознание православными всей серьезности совершившегося в нашей стране. М.С. призывает признать неслучайным успех большевистского переворота 1917 г. Он осуждает тех, кому учреждение советской власти представлялось недоразумением, случайным и потому недолговечным . Наконец, м.С. сообщает во всеуслышание, что в Церкви существуют нераскаявшиеся сторонники прежнего режима и даже монархии , но предлагает им или переломить себя , или по крайней мере не мешать нам .

Сщмч. Виктор Глазовский указал на связь между богословским учением м.С. и его Декларацией: Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1912 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале (в статье « «), что придет время и он потрясет Церковь . Сщмч. Виктор Глазовский писал в 1928 г.: Декларация — это отступление от истины Спасения. Это взгляд на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека; это языческое философское учение о спасении, и для достижения такого спасения внешняя [церковная] организация абсолютно необходима. По моему мнению, это то же самое заблуждение, в котором я обвинил митр. Сергия еще в 1912 г .

В той же Декларации содержится требование к зарубежному духовенству дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому правительству во всей своей общественной деятельности .

21 октября 1927 г. м.С. издает указ о добавлении в ектению прошения «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся». Тем же указом запрещается поминовение по церквам заключенного духовенства, потому что, по разъяснению м.С., из этого делали политическую демонстрацию .

В ставшем знаменитом интервью 15 февраля 1930 г. газете «Известия» м.С. утверждал, что гонения на религию в СССР никакого не было и нет . На вопрос: Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие? , м.С. отвечал: Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих . О Новых мучениках и исповедниках Российских м.С. сообщал: Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем прядке, как и к другим гражданам за различные антиправительственные деяния .

В 1930 г. получает разрешение на издание «Журнала Московской Патриархии». До закрытия в 1935 г. вышло 24 номера.

После ложного известия о кончине сщмч. Петра (Полянского) в 1936 г. издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)».

В 1939 г. в СССР оставались на свободе 4 епископа, богослужения совершались в нескольких сотнях храмов.

В июле 1942 г. тиражом 50 тыс. экземпляров вышла книга «Правда о религии в России» с предисловием м.С., в котором он доказывал отсутствие гонений на религию и Церковь в СССР.

8 сентября 1943 г. состоялся Собор 19-ти епископов, который избрал м.С. Патриархом Московским и всея Руси.

В случае м.С. налицо полное соответствие учения и жизненного пути. В его изложении «нравственный монизм» приобретает подчеркнуто антиморальный смысл. Как до него Спиноза и , м.С. понимает грех как чувство дискомфорта, внутренней раздвоенности. Поэтому если греховный поступок не вызывает этого дискомфорта, то и греха в нем нет. В этом смысле греха и зла в мире просто нет: нам лишь кажется, что он существует.

Так, для , грех есть ощущение разрыва с Богом, а благодать – ощущение связи с Искупителем. Грех – это только чувство греха, и поэтому может быть преодолен только путем исправления своего сознания. Спасение происходит как бы совершенно без причины, и поэтому оно собственно не происходит.

М.С. учит совершенно в том же духе. Для него раскаяние, покаяние имеет тот смысл, что благодаря возвышению человека к истине преступление осознается им как в себе и для себя преодоленное, не имеющее само по себе силы . Он всегда остается в рамках естественного объяснения: переворот в душе человека – это и есть прощение (оставление) грехов: Благодаря этому перевороту в душе человека и грехи ему оставляются , оставляются в том смысле, что он сам оставил грех и больше не грешит. Прежние грехи человек бросил и потому они ему не считаются,- вместо же греха у него теперь решение служить Богу .

Грех помнится, и потом грех забывается: Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания . В этом и состоит, согласно м.С., прощение греха: Нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу как бы выбрасывается из души , становится чуждым для человека .

М.С. рассматривает грех натуралистически и приходит к выводу о его неустранимости. Грехи, для м.С., неуничтожимы: На последнем суде раскроется книга жизни каждого, и каждый даст ответ за всякое дело и слово, за всякую мысль, как бы ничтожна и мимолетна она ни была. Совершенного нельзя назвать несовершенным .

Поскольку м.С. отрицает всякое значение Христовой Жертвы, кроме воодушевляющего, то оказывается, что за грех нет и не может быть никакого удовлетворения: человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех . Удовлетворение правде Божией м.С. отвергает как ненужное: Причина наказания… не в необходимости как-нибудь удовлетворить правде Божией (ведь этого удовлетворения нет и после покаяния), а в том, что грешник не кается, продолжает пребывать во грехе и тем отчуждает себя от жизни Божией .

Все вместе это оставляет человека с его грехами без всякой сверхъестественной помощи Божией.

Избавиться от греха никак невозможно, но, учит м.С., можно узнать о милости: Человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех: милость Божию он только узнает, а не заслуживает . Милость же понимается м.С., как знание о том, что грех не имеет значения и веса, и следовательно, грех не препятствует спасению, а лишь приводит к большему смирению: Совершенного греха нельзя назвать несовершенным. Но это раскрытие жизни для одних будет только источником смирения, только приведет их к сознанию незаслуженности помилования и тем еще теснее привяжет их к Богу; для других же обличение совести на суде принесет отчаяние и окончательно отторгнет их от Бога и царствия. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Кто куда направлен был душой, туда и поступает .

По системе м.С., грехи не прощаются, а остаются, и «спасение» происходит помимо их. Сама Христианская вера становится способом узнать, что грех не препятствует общению: Вера во Христа является тем средством, чрез которое человек узнает волю Божию, то есть то, что содеянный грех отнюдь не препятствует сближению Бога с человеком, что Бог простил грех и все Свое домостроительство направляет к тому, чтобы как-нибудь возвратить к Себе греховного человека .

Цитаты

Святая Русь и для меня дорога не менее, чем всем Вам. Но я помню совет премудрого, нельзя плакать без конца об умершем и думать только нем, наши силы и способности принадлежат жизни, и мы должны к ней обратиться. Страница со Святой Русью уже перевернута, и будет безумием и с нашей стороны отрицать это… теперь это было бы отрицанием факта, то есть нежеланием подчиниться свершившейся воле Божией.

Пора уже убедиться, что возврата к старому не может быть. Сетования и заботы о бывшем государстве, которого уже нет, предоставим тем, кто имеет к тому досуг; нас же, обязанных служением Церкви, воля Божия призывает думать прежде всего и более всего о Церкви, всецело отдаться ее устроению.

Речь при наречении его во епископа Ямбургского (1901)

Что разделяет нас со старокатоликами? (1902)

К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами (1903)

Речь на могиле покойного профессора Лопухина (1904)

Накануне объявления полной веротерпимости (Поучение на молебне в день основания академии 17 февраля 1905 года)

Основное заблуждение католичества и протестантства (1911)

Послание Святейшего Синода//Церковные ведомости. СПб., 1917. N 18-19. С. 101

Послание к пастырям и пастве (1927)

Памятная записка о нуждах Православной Патриаршей Церкви в СССР для тов. Смидовича П.Е. 19 февраля 1930 г. № 525//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 67-68

Интервью с главой патриаршей православной церкви в СССР // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 56

О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей (1931)

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам (1931)

Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1931)

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью (1932)

Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому (Варнаве) (1933)

Предисловие к книге «Правда о религии в России» (1942)

Источники

Записка секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова о состоянии Православной Церкви в России (Москва, 1/14 сентября 1921 г.)//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 115 об., 119 об.

О положении Православной Церкви в СССР. газета «Правда» // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 57

Ответ Православной Русской Церкви на интервью митр. Сергия (Москва, 12 марта 1930 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 58-66

митр. Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии. Париж, 1933

Правда о религии в России. М., 1942

Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947

архиеп. Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. 1956. Т. 1

архиеп. Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. 1957. Т. 3

Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж: YMCA-PRESS, 1977

Russia’ Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs, by Ivan Andreev//ed. by Fr. Seraphim (Rose). Platina, California:Saint Herman of Alaska Press,1982

В.Н. Лосский. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11

В.М. Еремина. Подвиг патриарха Сергия // Русский вестник. 1991. №16

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994

А.Э. Левитин, В.М. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь: Булат, 1996

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996

Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. Новосибирск, М.: «Сибирский хронограф», РОССПЭН, 1997

История Русской Православной Церкви. Т. 1. СПб.: Воскресение, 1997

В.М. Еремина. Из жизни патриарха Сергия // Альфа и Омега. М.,1999. №02(20). С. 196-206

Митрополит Сергий(Страгородский) в годы войны

Великая Отечественная война началась в День всех святых в земле российских просиявших 22 июня 1941 года. Бог хотел показать подвиг верных чад Церкви в эти тяжелые времена. И мы увидели множество примеров самоотверженного служения людей, ведь Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф 16:24]. Эту заповедь принял в свое сердце и патриарх Сергий (Страгородский) для служения во благо Церкви на протяжении всей своей жизни.

На момент начала войны патриарх Сергий имел титул митрополита Московского и Коломенского и с декабря 1936 года Местоблюстителя Патриаршего престола. Отслужив Воскресную Литургию, митр. Сергий узнал о случившейся трагедии и не замедлил исполнить свой пастырский долг. Он пишет послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

«…Не первый раз приходиться русскому народу выдерживать такие испытания, ˗ писал митр. Сергий, ˗ с Божией помощью… наши предки не пали духом… Не посрамим же их славного имени и мы – православные… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставить она народа своего и теперь… Положим же души своя вместе с нашей паствой…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

Это были не пустые слова. Церковь наша от Местоблюстителя до простого прихожанина приложила все усилия, чтобы исполнить эти слова. Несмотря на преклонный возраст, а владыке тогда шел 75-й год, он был энергичным и деятельным пастырем. Митрополит Сергий постоянно ободрял в своих посланиях и проповедях всех ищущих утешения в Русской Православной Церкви в эти тяжелые времена.

«Надвигающаяся гроза приносит не только одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы… У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освещаем церковным богослужением˗ сказал Владыка в проповеди на молебне о победе русского воинства 26 июня 1941 года.

Сам молебен проходил в Богоявленском соборе при большом стечении народа и это при том, что Церкви запрещена была любая пропаганда.

Конституция 1936 г. не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу «отправления религиозных культов». И напротив – давалась свобода антирелигиозной пропаганде. (ст.124). Еще более показателен тот факт, что деятельность Церкви сужалась до «отправления культа» и за любую общественно — правовую деятельность штрафовали или отправляли на принудительные работы. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично — правовых функций и прав юридических лиц — принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.(ст. 125 УК РСФСР 1926 г.).

Советские власти не препятствовали распространению посланий архипастырей, возможно потому, что с начала войны была ясна необходимость отмены антирелигиозного курса, но, каким образом и в каких масштабах, еще было не продумано правительством, поэтому ограничились лишь молчанием и попущением активной деятельности Церкви.

В своих посланиях митр. Сергий призывал также помогать партизанам. Вот как он писал в январском послании 1942 года, обращаясь к жителям оккупированных территориях:

«Есть же и в ваших областях люди, готовые жертвовать своим покоем или достатком, а то и всею жизнию во имя верности Церкви и родине. Слухи о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас одушевляя на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

В партизанском движении активно участвовали и священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Священник Федор Пузанов (1888-1965):

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, - писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. - Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

Митрополит Сергий не ограничивается только распространением своих посланий во все уголки страны, но и решает материально выразить помощь православных людей в общем деле Победы. В частности призывает собирать пожертвования на танковую колонну. В обращении к верующим 30 декабря 1942 г. он пишет:

«Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой лавры.

Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его лавры. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе, с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского.

Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины».

Но у Церкви даже не было своего счета в банке. Митр. Сергий пишет телеграмму Сталину об открытии счета в банке для Церкви.

г. Ульяновск

Москва, Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину

Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве - 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович - 100 тысяч. Просим в Госбанке открыть специальный счет.

Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский.

На что последовал ответ:

г. Москва

Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.

И. Сталин

Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева:

«В церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей.

7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Димитрий Донской». На этом мероприятии по поручению патриарха Сергия выступил митрополит Крутицкий Николай. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР.

Верующие нашей страны также внесли средства на эскадрилью самолетов имени другого русского святого князя – Александра Невского. 23 марта 1944 г. духовенство и верующие церквей только Москвы внесли на постройку самолетов 1 млн. руб.

Всего РПЦ за годы войны внесла на нужды фронта более 300 млн рублей, не считая драгоценностей.

К 1943 году сложился ряд факторов, который обусловил кардинальные перемены в характере отношений между Советским правительством и Церковью. В этом ряду нужно упомянуть активную патриотическую деятельность Церкви и в частности самоотверженная деятельность митрополита Сергия; также требования европейских и американского правительств об улучшении положения Церкви в СССР (посол Рузвельта передал ноту такого характера Сталину); и в заключении стремления Советского правительства создать положительный имидж политики СССР. Вот эти факторы и послужили стимулом к «повороту» религиозной политики Кремля.

Как мы уже говорили, первым шагом правительства было не препятствие патриотической деятельности Церкви. Новым шагом была необходимость юридически закрепить новый статус Церкви в СССР. Ярким выражением этого нового курса была возможность встречи руководства СССР с первоиерархами, которая состоялась 4 сентября 1943 года. В Кремль приглашены были: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский), Алексей (Симанский) – митр. Ленинградский и Николай (Ярушевич) – митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Итоги встречи очень удивили митрополитов. На все вопросы Сталин давал свое согласие. Обсуждались такие вопросы, как: открытие семинарий и библейских курсов (Сергий положил много трудов для их открытия, но не дожил до этого момента всего месяц), возобновление издания ЖМП (закрытого в 1935 г.), открытие заводов свечных и церковной утвари, Сергий представил список заключенных епископов. Сталин выделил как резиденцию дом в Чистом переулке. Но главное – это вопрос о патриаршестве. Разрешено было созвать Собор и избрать патриарха, причем в кратчайшие сроки, 3-4 дня (как выразился Сталин – «надо применить большевистские темпы») .

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор. На нем присутствовали 19 архиереев. Митрополит Алексей (Симанский) в речи сказал: «у нас уже имеется определенный, единственный кандидат на Патриаршее место». В ответ раздались возгласы «Аксиос, аксиос, аксиос». Так был избран патриархом Сергий Страгородский спустя 18 лет со смерти патриарха Тихона Беллавина. При патриархе был создан Синод. По выражению митрополита Николая (Ярушевича), «наша Церковь вновь засияла во всей полноте своего иерархического чина» .

Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе в Москве. Поздравительные послания по случаю своего избрания Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов, что означало установление связей РПЦ МП с восточными поместными церквами.

Особое внимание в современной историографии уделяется причинам такой резкой смене курса в религиозной политике Кремля. Традиция с начала 90-х годов, когда стали общедоступны множество раннее засекреченных документов, предлагает такую систему взглядов на проблему. (Шкаровский М.В., Васильева О.Ю., Алексеев В.И., Якунин В.Н., Одинцов М.И.). Сталин давал свободу Церкви строго в ограниченном количестве, исходя из задач, которые ставились перед Церковью. Чтобы легче понять – нужно задать вопрос «Что нужно было Сталину от РПЦ?». Самое главное – это использование института Церкви для создания положительной оценки политики СССР среди европейской и американской общественности. Можно привести пример: визит английской делегации во главе с архиепископом Йоркским Гарбетом 16 сентября 1943 г. Поэтому Сталин так торопил созыв Собора (3-4 дня на сборы). Вернувшись в Англию архиеп. Гарбет с удовольствием рассказывал прессе о теплом приеме и что Церковь в СССР имеет не просто свободу, но и привилегированное положение. Спустя некоторое время 27 ноября состоялась Тегеранская международная конференция на котором ставился вопрос об открытии второго фронта, в этот момент как никой другой необходима была поддержка Сталину.

Еще один момент вызывает интерес: Секретное постановление Государственного комитета обороны 5 июня 1943 г. «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к категории советской внешней разведки . Так, например, обращение Собора епископов 1943 г. «Ко всем христианам мира». В нем был призыв «к направлению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества… удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами». В дальнейшем с подобного рода патриотическими обращениями неоднократно выступали патриарх Сергий и митрополиты Алексий и Николай. Их антифашистские обращения имели большой политический резонанс.

Несмотря на такое пренебрежительное отношение Советского правительства к РПЦ Патриарх Сергий всегда старался следовать заветам Христа. Все мероприятия он связывал с вопросом полезности для церковной организации, для каждого православного христианина, какими бы тяжелыми и неоднозначными эти мероприятия (восхваление Сталина, книга «Правда и религии в России») ни были. Думается, патриарх все прекрасно понимал, что все подчинено интересам политики Кремля, и в любой момент эта дарованная свобода может отняться (а так и происходило, начиная с 1948 года). Но это нисколько не мешало, а наоборот помогало бодрствовать, и исполнять главную задачу Церкви – доносить слово Евангелия до каждого сердца, погрязшего в болоте атеизма. В 1943 году патриарх Сергий писал, что когда началась война, то у него не было никаких сомнений – какую позицию должна занять Русская Православная Церковь, она всегда была с народом.

В заключение доклада хочется разобраться с вопросом, который невольно возникает при знакомстве с деятельностью патриарха Сергия: почему же патриарх Сергий и дальше продолжал идти по предначертанному пути, видя такое отношение со стороны государства, что долгожданного облегчения для Церкви и духовенства не наступает?

В 1927 году вышла статья Николая Бердяева «Вопль Русской Церкви». В ней автор, рассуждая о деятельности тогда еще митрополита Сергия, дает такой ответ на этот вопрос: “Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть еще другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий - не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Ее принес Патриарх Тихон, ее приносит митрополит Сергий. Некогда эту жертву принес святой Александр Невский, когда ездил в Ханскую Орду. Отдельный человек может предпочесть личное мученичество. Но не таково положение иерарха, возглавляющего Церковь, он должен идти на иное мученичество и принести иную жертву”.

Скончался патриарх Сергий 15 мая 1944 года в возрасте 77 лет. Погребен в Николаевском приделе Богоявленского собора.

Литература:

1. Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Страгородский). Штрихи к портрету // Альфа и Омега. 2002. № I. С. 136-163.

3.Страж дома Господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): Жертвенный подвиг стояния в истинном Православии / автор-сост. С. Фомин. М., 2003.

4. Шкаровский М.В . Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010.