Какие молитвы читаются в успенский пост. Почему молитвы так важны в период поста

14 августа начинается Успенский пост. Он продлится две недели – с 14 по 28 августа. Впереди три Спаса (медовый, яблочный и хлебный), и праздник Преображения Господня.

Богородица в пример

Успенский пост - пост в честь Успения Богородицы, один из главных и наиболее сокровенных периодов в православном календаре. Почитание Богородицы, чтимой больше святых, стоящей сразу за Господом, в России пронизано особой любовью. Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели. Готовясь к Успению Пресвятой Богородицы, люди отказываются от мяса, молока и рыбы. По церковному преданию Пресвятая Дева Мария знала о времени своей кончины и готовилась к этому дню постом и молитвой. Помня об этом, христиане стремятся приобщиться святости, памятуя о посте, соблюдённом Богородицей. Будучи святой и непорочной, Дева Мария не имела нужды в нём, но молилась о нас, намереваясь перейти от жизни здешней к жизни будущей.

Успение – не смерть

По строгости своих установлений Успенский пост напоминает Великий, но кардинально отличается от него по настроению. Перед Пасхой на сорок дней христиане погружаются во время скорби, вспоминая о страстях Христа. Успенский пост – время радости. Его итог – праздник Успения Богородицы. Успение – совсем не смерть, иначе не был бы Успенский пост временем радости. Значение слова «Успение» - победа над смертью. По прошествии двенадцати лет после Вознесения Христа, Богоматерь не могла убояться смерти; напротив – принять со смиренным спокойствием и даже радостью переход к жизни будущей. Христиане верят, что за смертью Марии последовало её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Успение – не смерть, но сон, не расставание – но встреча.

Новый год

Успенский пост, несмотря на то, что август формально ещё летний месяц – пост осенний. Успенский пост открывает врата нового времени, завершает церковный год. 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. В этом символическом завершении годового церковного цикла также заключён великий смысл. Год заканчивается Успением, переходом Богородицы в жизнь будущую, где Она может молиться за всех христиан.

Крест, мед, вода

В первый день Успенского поста православные отмечают день Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Русское название праздника «происхождение» - не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. С этого дня и до Успения во всех церквях служились молебны, Господа просили о крепком здоровье. На Руси этот праздник ввел князь Андрей Боголюбский в 1164 году. В этот же день святили воду, освящали новые колодцы, чистили старые. Купали скот и сами купались – вот он «Ильин день» православной Руси. Первый день поста добавлял работы пасечникам – начинался сбор меда, праздновался Медовый Спас.

Первые осенины

19 августа – начало осени, на Руси считалось – отныне ночи будут холодными. В православной традиции – Преображение Господне. Праздник Преображения – середина Успенского поста, его вершина. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. В народной традицииЯблочный Спас. Существовало поверье: родители, не евшие яблок до Второго Спаса, заслужили для своих детей на том свете райское яблочко, дети несознательных родителей оставались без угощения. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели. В день Яблочного Спаса, в праздник Преображения Господня дозволяется послабление поста, можно употреблять в пищу рыбу, растительное масло и вино; с этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Третий Спас

Третий Спас, приходящийся на время Успенского поста - Хлебный Спас, Ореховник, Спас на холстах или Спас на полотне празднуется 29 августа – первый день попразднства Успения Пресвятой Богородицы. То, что в этот день освящают орехи и хлеб ясно, а вот почему холстинный? В этот день православная церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. На Руси в этот день торговали холстами и полотнами. И торговали удачно. В православном календаре на этот день также приходится день почитания мученика Диомида (врача, которому молятся при разных недугах и болезнях), Феодоровской иконы Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.

Накануне двунадесятого православного праздника Успение Пресвятой Богородицы православные верующие соблюдают Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа 2019 года. Он более строг, чем Петров и Рождественский посты, однако менее, чем Великий пост.

Как соблюдать Успенский пост?

В это время из рациона исключаются все продукты животного происхождения: мясо, рыба, молочные продукты и яйца.

  • По понедельникам, средам и пятницам рекомендовано сухоядение: можно включать в рацион хлеб, сырые овощи и фрукты.
  • По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается растительное масло.

Если пост заканчивается в среду или пятницу, то разговляться следует только на следующий день.

С начала поста верующие отмечают праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Его также называют Медовым Спасом. В храмах проводятся торжественные богослужения и освещается мед нового урожая. Верующие угощают друг друга медом; проходят ярмарки, на которых продают мед и другие продукты пчеловодства.

19 августа 2019 года, в день Преображения Господня, в храмах освящают плоды нового урожая – яблоки, а в южных районах страны – виноград. В этот день допускаются послабления в посте: верующим можно есть рыбу, добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина.

Какие молитвы читать в Успенский пост дома?

Этот период считается прекрасным временем для духовного совершенствования, поэтому верующим нужно простить окружающим все обиды, попросить прощения самим и вознести молитвы Господу с чистым сердцем. Усердные моления помогают создать особый эмоциональный настрой в эти дни.

Кроме обычных утренних и вечерних молитв, рекомендуется читать Акафист Успению и ежедневно или несколько раз в неделю исполнять канон Пресвятой Богородице, который начинается со слов: «Многими содержим напасть…» (он приводится в православных молитвословах).

«Пресвятая Богородица, возносим молитвы к тебе. На Твою помощь и покровительство уповаем. Как Ты проводила время поста в строгости и воздержании, так и нам дай силы справиться с искушениями земными. Помолись Господу нашему Всемогущему за души наши да избави нас от тягостей и мыслей недобрых. Аминь».

Расскажем подробнее, о молитвах с которыми верующие обращаются к Богу в Успенский пост.

Перед вкушением пищи можно прочесть молитву «Отче наш»:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Также часто читают и следующую молитву:

«Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

Можно поблагодарить Господа за дарованную вам пищу молитвой в произвольной форме, своими словами.

После вкушения пищи читают молитву:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Людям, которым сложно выдержать все предписания Успенского поста, можно читать дома такую молитву:

«Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле».

О чём ещё молятся православные в Успенский пост? 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, верующие читают

Тропарь предпразднеству :
«Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднественная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту».

Тропарь Преображению Господню, глас 7
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
Перевод:
«Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак Преображения Господня, глас 7
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
Перевод:
«На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».

Величание Преображения Господня
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
Перевод:
«Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение».

Задостойник
«Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем».

Приведем текст еще одной молитвы, которую во время Успенского поста возносят верующие в праздник Преображения Господня:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2018 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых – Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядение, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой – пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Когда заканчивается Успенский пост в 2018 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2018 году приходится на вторник, поста в этот день нет.

Распечатать календарь:

Реклама

Успенский пост является самым коротким по времени в сравнении с прочими многодневными постами. По строгости своей этот пост соответствует правилам великопостного воздержания.

Любой пост требует от верующих людей старания и соблюдения многих ограничений. Успенский пост – многодневный период содержания. Он каждый год длится две недели – с 14 по 28 августа. Этот пост строгий, но это касается не только питания.

Молитвы, которые читают в Успенский пост 2018: Разумный и умеренный пост святые отцы называют «материю всех добродетелей»

В народе Успенский пост принято называть Госпожинками. Данное название связано с обращением в молитве к Пресвятой Богородице – Госпожа.

Представляем вашему вниманию молитвы Успенского поста, которые, в свою очередь, читают перед и после вкушения пищи, а также традиционная благодарственная фраза.

Молитвы перед и после вкушения пищи

Перед вкушением:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

После вкушения:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Тайная молитва перед вкушением пищи для неумеренных в питании:
(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза:

«Ангела вам за трапезу!»

Нужно посещать церковь и молиться у чудотворных образов за благополучие и здоровье любимых и близких людей. В первые дни Успенского поста желательно освящать воду.

Молитвы, которые читают в Успенский пост 2018: история Успенского поста, как соблюдать

Упоминание о данном посту датируются 450 годом. Первый день поста начинается с праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, в народе именуется Медовый Спас. Для праздника готовили множество выпечки с медом, а также освещали мед, который можно было кушать только по завершении поста. А 19 августа встречают праздник Преображения Господня, в народе - Яблочный Спас. Лишь в этот день возможно употребление рыбы и вина, а также появляется возможность кушать яблоки и виноград нового урожая. По завершении поста,28 августа, люди празднуют и молятся на Успение Божией Матери.

Несмотря на всю строгость, данных пост очень легко выдержать. В августе природа дарит достаточно продуктов, позволяющих разнообразить питание. Конечно, и погода способствует душевному умиротворению, позволяет задуматься о духовных ценностях, снизить эмоциональное и физическое напряжение верующих. Всяческие греховные мысли отходят далеко и тем самым человек притягивает счастливое будущее в гармонии с миром и самим собой.

Как соблюдать успенский пост?

Соблюдать пост очень просто:

В понедельник, среду и пятницу только сухоядение (продукты, не подвергающиеся термической обработке – овощи, ягоды, орехи),

Во вторник и четверг готовят вареную пищу,

В субботу и воскресенье разрешено употреблять вино и масло.

Если пост заканчивается в среду или пятницу, то разговение можно только не следующий день. А в любые другие дни рекомендуется плавно выходить из поста и начать с рыбных блюд.

Часто люди считают, что соблюдение поста – это невкусно и однообразно. Но стоит проявить немного фантазии и обычная каша превратиться в приятный полезный десерт, а из овощей можно готовить различные блюда, немного обогатив их специями. Одним из хороших заменителей белковой пищи являются грибы, тем более, что собирать их очень интересное занятие, отвлекающее от всего мирского. Фрукты, созревшие в августе, сделают Ваше меню еще интереснее.

Для людей, имеющих приусадебное хозяйство, в период Успенского поста наступает время сбора урожая, работая даже не заметишь, как быстро подходит главный праздник Успение Божией Матери. Данный праздник проходит в церквях вечерним богослуженим, на протяжении которого в центре храма стоит Плащаница с изображением Божией Матери. После ее несут крестным ходом вокруг церкви и достигается чин погребения.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.