Берия лаврентий павлович национальность. Л.П

Летят года, но боль не утихает.
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелёте птицы погибают.
Погиб и ты в полёте, «Пахтакор».

За горизонт ушли родные лица.
За горизонт земного бытия.
Но «Пахтакор» мне продолжает сниться.
Как будто в том полёте был и я.
Эдуард АВАНЕСОВ

Наверняка, при упоминании узбекского футбола у многих болельщиков возникают ассоциации с одним из самых известных клубов в стране - "Пахтакор". Его спортивная история насчитывает уже более 56 лет, и за это время команде удалось вырастить немало талантливых игроков, а также успешно продолжать свою спортивно-оздоровительную деятельность. Футбол, "Пахтакор" - наше вчера и сегодня - эти понятия уже неразделимы. А как же все начиналось?

История футбольного клуба "Пахтакор"

Футбольный клуб "Пахтакор" из города Ташкент - один из самых известных клубов Узбекистана, был основан 8 апреля 1956 года. Именно в этот день был проведен первый матч "Пахтакора" с командой города Молотова. В течение 36 сезонов (1956-1991) клуб выступал в различных лигах первенств СССР, а с 1992 года стал непременным участником высшей лиги чемпионата Узбекистана.

В 1959 году футбольный клуб "Пахтакор" был включен в Высшую лигу чемпионата СССР. В 1962 году команда заняла почётное 6-е место в чемпионате СССР, но в последующие годы дальнейшего успешного поднятия команды на пьедестале не произошло. Только в 1964 году ФК "Пахтакор" под руководством Александра Абрамова добился возвращения в Высшую лигу. Развитие команды пошло вверх: в 1971 году "Пахтакор" вновь вылетел в Первую лигу, а в следующем сезоне вернулся в Высшую лигу, выиграв турнир Первой лиги. Таким образом, к концу 1970-х годов подобрался очень сильный и перспективный состав, который знали во всем Союзе - футбольная команда "Пахтакор". Клуб старался не пропускать ни одной важной игры и достичь самого высокого спортивного уровня.

Трагедия фк Пахтакор в 1979

Пахтакор. Ташкент. 11 августа 1979 года - эту дату как одну из самых страшных запомнил весь мир. Тогда в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск - на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой ташкентской команды "Пахтакор". Второй самолет следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолетов погибли 178 человек, среди которых была и команда "Пахтакор" - лучший состав за всю историю ташкентского клуба.

Гибель команды "Пахтакор" стала самой печальной новостью для всего узбекского футбола. 11 августа 1979 года стало черной датой не только для игроков и тренеров ташкентского клуба "Пахтакор". Авиакатастрофа знаменитых футболистов стала трагедией для всего мира.

Вследствие страшной трагедии клуб "Пахтакор" в этом году, а также в нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Также в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, "Пахтакор" сохранял место в высшей лиге советского футбола. Сильнейшие игроки стремились своей игрой помочь этой команде, а болельщики на стадионах все так же громко скандировали: "Пахтакор". Фото всей погибших участников команды бережно сохранилось в клубе, а также у многочисленных поклонников узбекского футбола.
О пахтакоровцах того состава написано много, обо всех вместе и о каждом из семнадцати. Их именами названы улицы, школы…

Вот тот состав "Пахтакора", который летел на роковом рейсе:
Идгай Борисович ТАЗЕТДИНОВ, тренер (13.01.1933)
Михаил Иванович АН, полузащитник (19.11.1952) Владимир Иванович ФЁДОРОВ, нападающий (05.01.1956)
Алым Масалиевич АШИРОВ, защитник (25.01.1955)
Равиль Рустамович АГИШЕВ, защитник (14.03.1959)
Константин Александрович БАКАНОВ, полузащитник (25.05.1954)
Юрий Тимофеевич ЗАГУМЕННЫХ, защитник (07.06.1947)
Александр Иванович КОРЧЁНОВ, полузащитник (04.05.1949)
Николай Борисович КУЛИКОВ, защитник (25.04.1953)
Владимир Васильевич МАКАРОВ, полузащитник (09.03.1947)
Сергей Константинович ПОКАТИЛОВ, вратарь (20.12.1950)
Виктор Николаевич ЧУРКИН, нападающий (25.01.1952)
Сирожиддин Ахмедович БАЗАРОВ, нападающий (10.08.1961)
Шухрат Мусинович ИШБУТАЕВ, нападающий (08.02.1959)
Владимир Валиевич САБИРОВ, нападающий (14.01.1958)
Владимир Васильевич ЧУМАКОВ, врач команды (08.12.1932)
Мансур Инамджанович ТАЛИБДЖАНОВ, администратор команды (04.04.1944)

Но гибель "Пахтакора" не прошла бесследно - каждый год, в тот самый день родные, друзья погибших футболистов, а также болельщики собираются на Боткинском кладбище Ташкента, чтобы почтить память талантливых игроков.

"Пахтакор" сегодня

Сегодня, когда футболу в нашей стране уделяется огромное внимание, для большинства молодых юношей этот вид спорта становится настоящей путевкой в жизнь. В целях упорядочения и совершенствования системы подготовки собственных ресурсов, во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан № 338 "О дополнительных мерах по развитию футбола в Узбекистане" от 01.05.2006 г., была создана Академия ФК "Пахтакор", которая каждый день пополняется новыми юными футболистами. Основные цели, которые преследует Академия - это воспитание здоровой молодежи, формирование здорового образа жизни, развитие научно- методической базы для подготовки высококвалифицированных спортсменов и качественной подготовки резерва для главной команды клуба, юношеской, молодежной и олимпийской сборных команд Республики Узбекистан. "Пахтакор" все так же следует своей главной цели - развивать бренд отечественного футбола во всем мире.

Стадион «Пахтакор»

Перед входом на этот стадион установлен памятник в память о погибших в авиакатастрофе футболистах фк «Пахтакора» в 1979 году. Стадион «Пахтакор» по праву считается одним из главных стадионов Узбекистана. Здесь начинали свои первые тренировки футболисты одноименного клуба, здесь они добивались своих первых спортивных успехов. Стадион, построенный в 1956 году, расположен в центре Ташкента. В 1958 году здесь были установлены осветительные мачты, в 1966 году - электронное табло. С 2007 по 2009 года он подвергся масштабной реконструкции, после которой вместимость была сокращена до 35000 зрителей за счёт установки индивидуальных пластиковых кресел, пришедших на смену старым реечным скамейкам.

После развала Советского Союза Украина, Беларусь, Узбекистан, как и многие другие бывшие союзные республики, стали заграницей. Близким, но всё же зарубежьем. И тем не менее, такие команды, как «Пахтакор», минское «Динамо», украинский «Днепр», футбольные болельщики всё равно воспринимают как «свои», почти родные.

Своей остается и авиакатастрофа, которая произошла в небе над Днепродзержинском и унесла жизни 178 человек, 17 из которых были футболистами и тренерами клуба Пахтакор. Да, по нынешним меркам это был узбекский клуб, который попал в катастрофу над территорией Украины, направляясь на матч с белорусской командой, минским «Динамо». Но тогда эта катастрофа стала самой крупной в истории единого государства, нашего государства, а потому и сегодня вспоминается как наша катастрофа, наша потеря.

Памятник, установленный на месте падения белорусского Ту-134. Фото: Commons.wikimedia.org / Vasyatka1

Столкновение

Тогда, ровно 35 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинёв. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нём находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. В той катастрофе страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба «Пахтакор», который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского «Динамо». В общей сложности погибли 178 человек. Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза.

В трагедии обвинили диспетчеров, которые свели два судна в одной точке на одной высоте. По 15 лет в колонии общего режима получили Николай Жуковский и Владимир Сумский . Первый — на тот момент 20-летний диспетчер третьего класса, почти без опыта работы, поставленный на сложнейший сектор. Второй — его наставник. На месте Сумского по правилам должен был находиться начальник смены Сергеев. Но он переложил свои обязанности на 30-летнего коллегу и избежал наказания. Сумский же, хоть и имел опыт, часто подвергался взысканиям за нарушения в работе — употреблял неправильные фразы во время обмена сообщениями с пилотами самолётов.

В итоге Сумский, отбыв в колонии шесть лет, был выпущен досрочно за хорошее поведение. Жуковский же, не выдержав давления, покончил с собой, так и не дождавшись освобождения.

Вина диспетчеров заключалась в том, что в крайне перегруженном воздушном пространстве они по ошибке свели в одной точке два лайнера. Ситуация осложнялась тем, что в небе над Днепродзержинском в короткий срок должны были пройти сразу 11 самолётов, а одна из доступных высот была перекрыта из-за того, что не так давно по ней следовал так называемый «литерный» рейс — предположительно борт главы государства. Хоть Брежнева скорее всего и не было на борту, к рейсу относились с повышенным вниманием.

Ошибку совершил Жуковский. Сумский вовремя заметил неладное и попытался исправить ситуацию, но пилоты, видимо, не поняли его команд и продолжили двигаться по прежнему курсу. Один летел со скоростью 830 километров в час, другой — 790. Высота идеально соблюдалась автопилотом — 8 400 метров над уровнем моря. При таких условиях достаточно было бы 1/50 секунды, чтобы столкновения не произошло и самолёты, пусть с проблемами, но разошлись в небе. Пилоты сами могли бы уклониться, если бы видели друг друга, но на этой высоте в тот день было много кучевых облаков, которые сводили обзор к минимуму. Судьба в этот день была не на стороне людей…

Была в ходу и неофициальная версия, согласно которой самолёты могли быть ошибочно сбиты во время военных учений на территории нынешней Украины. Но против этой теории существует множество объективных доводов, тогда как в её поддержку — в основном домыслы и слухи.

Надгробие на могиле экипажа лайнера Ту-134А. Фото: Commons.wikimedia.org / Владимир Павловский

Дни рождения

Буквально накануне свои дни рождения отмечали сразу два члена ташкентской команды. Два одинаковых праздника, имевших такие разные последствия.

Отпраздновавший своё 18-летие накануне игрок молодёжной команды Сирожиддин Базаров по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…

Свой день рождения отмечал и массажист клуба Евгений Дворников . В отличие от футболиста, которому уже на следующий день требовалось быть в полной боеготовности, массажист мог и загулять. Что Дворников и сделал. Загулял он настолько сильно, что опоздал на рейс вместе с журналистом Олегом Якубовым — проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь.

Случайности, счастливая и трагическая

Произошли в «Пахтакоре» в тот день и ещё две случайности, одна счастливая, спасшая жизнь, вторая трагическая…

Главный тренер команды Олег Базилевич в этот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трёх месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР Михаил Ан . За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он, как капитан и неформальный лидер коллектива, хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.

Жизнь после

После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив. Кроме того, по особому указу, на протяжении трёх лет, несмотря на результаты, «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги. Но до конца команда восстановиться так и не смогла. На следующий год её покинул и главный тренер, отправившийся работать в московский ЦСКА.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолётов был установлен монумент памяти «Пахтакора» и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

Спустя почти сорок лет в этой истории остается много загадок: ходили слухи и о спецкоридоре для Брежнева, и о секретных учениях, которым помешал обычный рейсовый самолет.

Летом 1979 года произошла одна из ужаснейших авиакатастроф за всю историю СССР, а также в истории мирового спорта. В небе столкнулись два самолета. Жертвами стали 178 человек, среди которых были 17 футболистов из ташкентской команды «Пахтакор».

Яркую и перспективную команду любили на всем пространстве СССР и прочили ей большое будущее. Эта в буквальном смысле «смерть на взлете» потрясла тогда не только нашу страну.

В произошедшем обвинили диспетчеров, они попали за решетку, но истинных виновных трагедии пытаются искать до сих пор.

Ничто не предвещало

Ранним субботним утром 11 августа в аэропорту Ташкента собрались пассажиры рейса на Минск, среди которых были 14 футболистов «Пахтакора» (в переводе на русский – «Хлопкороб»), а также администратор, врач и второй тренер команды. Аэрофлотовский Ту-134 поднялся в воздух вовремя, в 11.30.

Из Челябинска в Кишинев на 20 минут раньше вылетел другой Ту-134, тоже пассажирский. Полетами этих и других бортов руководили с земли, как обычно, диспетчеры. В Харьковском центре управления в то утро дежурила команда диспетчеров под началом Сергея Сергеева.

До сих пор не известно, почему старший смены доверил курировать наиболее сложный участок молодому стажеру с опытом работы всего в пару месяцев - Николаю Жуковскому. За ним наблюдал более опытный диспетчер Владимир Сумской. И это было нарушением - согласно инструкции, только старший смены, то есть сам Сергеев, имел право контролировать работу.

Роковая ошибка

Небо в тот день было сплошь покрыто облаками. На высоте 8400 метров два самолета мчались навстречу друг другу. Неопытный Жуковский ошибся в расчетах, решив, что они благополучно разойдутся, ведь разница во времени пересечения одной и той же точки, по его расчетам, составляла 3 минуты.

Когда до столкновения оставалось менее минуты, на табло взглянул Сумской - и схватился за сердце. Быстро сориентировавшись, диспетчер дал указание одному из сближавшихся самолетов набрать высоту.

В ответ среди разноголосья эфира услышал: «Принято…» — дальше было не разобрать, в тот момент на связи находилось чуть ли не полсотни самолетов. Почему Сумской не убедился в том, что приказ достиг адресата? Теперь уже не выяснишь… На самом деле «Принято» ответил командир экипажа «Ила», а не «Ту». А оба самолета на скорости 800 км/ч столкнулись в небе над Днепродзержинском…

Черная свадьба

В деревне Куриловка полных ходом шло свадебное застолье, народ веселился, поздравляя счастливых молодых. И вдруг с неба прямо на головы нарядных радостных людей посыпались обломки рухнувшего самолета, останки погибших, разодранные вещи, а на проводах повисла красная дорожка из салона самолета…

На расстоянии сотни метров все было усыпано страшными последствиями катастрофы. Говорят, несколько человек, наблюдавших это, умерли от остановки сердца, не выдержав жуткого зрелища.

Кто-то бросился на колени и начал молиться, кто-то, наоборот, поспешил к месту падения в надежде поживиться… Ту свадьбу в Куриловке помнят по сей день. В деревне установлен памятный обелиск жертвам авиакатастрофы.

Под грифом «секретно»

В Советском Союзе не принято было во всеуслышание объявлять о крупных катастрофах. Ни по телевидению, ни в центральных газетах ничего не сообщили, лишь «Правда Востока» опубликовала маленькую заметку на последней полосе.

Однако по стране быстро поползли слухи. Более 30 лет происшествие было засекречено, хотя оно вызвало огромный резонанс - еще бы, ведь кроме обычных пассажиров погибла целая футбольная команда! Ничего удивительного, что выдвигались разные версии.

Сразу заговорили о том, что большое скопление самолетов в воздушном коридоре в тот день было обусловлено перелетом главы государства - Леонида Брежнева - на отдых в Крым.

Для правительственного самолета действительно в тот день «расчистили» высоту 10 тысяч метров. Только на борту был не Брежнев, а один из высокопоставленных чиновников. Сам же Брежнев к тому времени уже находился в Крыму.

Одни утверждали, что в правительственном самолете путешествовал первый секретарь компартии Украины, другие - что это был монгольский партийный лидер, летевший к Брежневу.

Звучала также версия о том, что один из самолетов случайно попал в засекреченную зону и был сбит советскими ПВО во время учений - из-за халатности и разгильдяйства. Может быть, он летел над оборонным объектом…

Но эта версия опровергается тем, что, по имеющейся информации, на этой территории не проводилось никаких учений. Да и останки сбитого самолета сильно отличались бы от лайнера, разбившегося в результате столкновения.

Колесо судьбы

Иногда бывает: человек расстроился из-за опоздания на самолет, а потом выясняется, что опоздание спасло ему жизнь, потому что самолет разбился. Катастрофа 11 августа 1979 года - не исключение.

Один из тех, кто должен был лететь, — Анатолий Могильный, — опоздал на рейс, не рассчитав время. Массажист «Пахтакора» Анатолий Дворников накануне отмечал день рождения и проспал. Старший тренер Олег Базилевич отправился в Минск на день раньше - по семейным обстоятельствам.

Но на борту оказалось и несколько человек, которых там не должно было быть. 18-летний футболист Сирожиддин Базаров должен был лететь как раз накануне, вместе с игроками второго состава, но опоздал, и его решили взять на борт с основным составом команды.

Михаил Ан, травмированный незадолго до того, приехал в аэропорт, чтобы проводить ребят, и спортсмены уговорили его лететь с ними - для поддержки.

Виновные ответили

Судебные заседания по делу разбившихся самолетов длились 9 месяцев. Виновными были признаны диспетчеры - Сумской и Жуковский. Они получили приговор - по 15 лет каждому в колонии общего режима. Владимир Сумской вышел на свободу через шесть с половиной лет - за хорошее поведение.

Николай Жуковский, по непроверенным данным, покончил с собой, не в силах вынести груз вины. Старший смены - Сергей Сергеев - не привлекался к делу даже в качестве свидетеля. Почему - неизвестно.

На месте падения белорусского самолета через 30 лет после аварии был установлен памятник от футбольного братства бывшего СССР.

Спорткомитетом СССР была собрана новая команда «Пахтакор» — спортсменов искали по всем советским футбольным клубам. Среди перешедших был московский спартаковец Валерий Глушаков, дядя нынешнего капитана красно-белых Дениса Глушакова. И уже 23 августа был проведен матч между новым «Пахтакором» и «Араратом».

На три года за «Пахтакором» сохранили место в высшей лиге. Команда продолжала выступать в чемпионате СССР до распада страны, а потом более 10 раз становилась чемпионом и обладателем Кубка Узбекистана.

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».

Главный тренер команды Олег Базилевич в этот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трёх месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями омтечал свой день рожденя, выпил лишнего вместе с журналистом Олегом Якубовым - проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь. Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР Михаил Ан. За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он, как капитан и неформальный лидер коллектива, хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.

Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды. Отпраздновавший своё 18-летие накануне игрок молодёжной команды по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом...». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».