17 октября приметы и традиции.

Традиции. Считается, что в этот день лешие дурят: ломают деревья, гоняют зверей, бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю, чтобы появиться к весне из-под земли. Расставаясь с лесом, эти существа будто с досады ломают деревья, как тросточки, на полянах вырывают огромные ямы, загоняют всех зверей по норам. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Поэтому на Ерофея в лес не ходят и не ездят, даже в случае крайне нужды: леший бесится. Леший не свой брат, говорят в народе, — переломает все косточки не хуже медведя. По народному поверью, лес видит, а поле слышит в этот день. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.

Заговоры 17 октября

Чтобы освободиться от чужого влияния

Если вы попали под чье-то влияние и почувствовали, что ваша жизнь летит в тартарары, если вы не можете воспротивиться губительному для вас влиянию, но всей душой к этому стремитесь - вам поможет заговоренная красная нить. Возьмите шерстяную красную нить и завяжите по ее концам узлы. Завязывая, нужно прошептать:

Узел мой, завяжись.
Раб (имя), от меня откачнись.
Сатана имеет шесть букв.
Кто имя ему поменяет,
Тот тогда только мне помешает.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Завяжите заговоренную нить и носите ее на правой руке семь дней. На восьмые сутки обрежьте нить и сожгите. Когда будете обрезать нить, скажите:

Красную нить обрезаю,
Раба (имя) от себя отсекаю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

В зависимости от того, кто ваш враг - мужчина или женщина, - нужно менять слово «раба» на слово «раб».

Приметы 17 октября

  • С Ерофея и зима шубу надевает.
  • С Ерофея холода сильней.
  • На Ерофеев день один «ерофеич» душу греет.

С 17 октября холода становятся все сильнее, и чувствуется приближение зимы. Не стоило в этот день ходить в лес – поговаривали, что лешие ломают деревья, гоняют зверей, прежде чем уйти зимовать до следующего года.

Говорят, с Ерофея - холода сильнее, зима шубу надевает, зверье по норам прячется, а Лешие сквозь землю проваливаются. Но за день они успевают так набедокурить, столько дров наломать, что потом до самой весны и носа на белый свет не высовывают.

Лешие в любом лесу есть, но с особой охотой поселяются они в лесах еловых, устраивая свое жилище под кронами вековых деревьев и предпочитая непроходимые дебри открытым полянам.

В церкви 17 октября почитается память мученика Ерофея (Иерофея), который жил в Афинах в I веке. Был одновременно с Дионисием обращен в христианство и стал учеником апостола Павла. Им же был посвящен и в сан епископа – в то время Ерофей уже был членом афинского ареопага. Предание гласит, что Ерофей и Дионисий своими глазами видели погребение Богоматери. Что касается дальнейшей судьбы Ерофея, то он был убит язычниками после того, как пытался проповедовать христианство среди них.

В народе 17 октября готовили особую настойку, которую называли ерофеич. Обычно использовали для нее различные душистые травы. Традиционная рецептура включала в себя тимьян, зверобой, донник, полынь, майоран, тысячелистник, душицу, анис и мяту. Травы заливали водкой и настаивали около 10-12 дней в теплом и темном месте. В народе говорили, что такая настойка не только повышает аппетит, но и помогает в лечении самых разных недугов.

Обычно 17 октября проводили большое количество обрядов, связанных с отпугиванием нечисти. Верили, что защититься от нее можно, используя лук, чеснок, редьку. В частности, связки лука и чеснока подвешивали над дверями домов и сараев. Также говорили, что чаще всего нечистая сила поражает пьяниц и людей, которые недобросовестно исполняют свои религиозные обязанности. Именно поэтому, не рекомендовалось 17 октября гулять, выходить из дома без надобности и уж, конечно же, не следовало напиваться.

Народные приметы на 17 октября

  1. Нельзя ходить в лес на Ерофея – по приметам, можно пострадать от нечистой силы
  2. Не стоит в этот день свадьбу играть – примета, что брак будет несчастливым

Говорят, с Ерофея — холода сильнее, зима шубу надевает, зверье по норам прячется, а Лешие сквозь землю проваливаются. Но за день они успевают так набедокурить, столько дров наломать, что потом до самой весны и носа на белый свет не высовывают.

Лешие в любом лесу есть, но с особой охотой поселяются они в лесах еловых, устраивая свое жилище под кронами вековых деревьев и предпочитая непроходимые дебри открытым полянам.

Считается, что любой Леший и волком, и птицей, и малым паучком может обернуться, а людям на глаза предпочитает в «человеческом обличии» являться. Впрочем, то ли по незнанию, то ли из-за невнимательности Леший постоянно обувь на ногах путает, надевая правый ботинок на левую ногу, а левый на правую. Кафтан его всегда на женскую сторону запахан, волосы налево зачесаны, глаза зеленые, бровей и ресниц нет, а правое ухо оторвано.

Любит Леший в лесу пошуметь, грибникам и ягодникам головы поморочить, а в поле, на лугу или сельской улице его редко встретить можно. Наверное, не с руки Лешему Домовым и Дворовым докучать, да и с Дедом Полевиком ссориться ни к чему. Поэтому в деревню он лишь по большой необходимости или из озорства заглянуть может, когда, например, на Агафона огуменника вдруг захочется ему соломой пошуршать или снопами покидаться. Но если хозяин караулит свое гумно, вывернув тулуп наизнанку и вооружась кочергой, никакой Леший к его двору и близко не подойдет. Разве что дитя новорожденное, но еще не крещенное его внимание привлечет.

Есть, конечно, у каждого «умудренного опытом» Лешего и жена, и дети, и родственники многочисленные, да только уж больно страшны все и неказисты. Вот и пытается «отец-горемыка» своего уродливого отпрыска на дитя человеческое обменять. Да только редко удается Лешему такой обмен произвести. Молодые матери пуще глаза своих ребятишек берегут, закрещивая их на ночь, обводя колыбель кругом и кладя в люльку заветный оберег. Ну а если все-таки повезет Лешему, зазе-вается молодуха и унесет корноухий вор ее ребенка в свою лесную хоромину, станет тот со временем настоящим Лешаком, но равным среди равных никогда не будет. Ведь хоть и некрещеная, но останется в его теле человеческая душа, не позволяющая ему одичать и озлобиться до той степени, какой новоиспеченные лесные родственнички от нее ожидают.

Редко когда возвращались домой украденные Лешим дети, а если и удавалось набожной матери «отмолить» ребенка, вернуть его назад, радости в семью он не приносил, оставаясь холодным и безучастным ко всему, что вокруг него происходило. Да и жильцом на этом свете он недолго пребывал, угасая и тая потихоньку на глазах у без того уже настрадавшейся родни.

Хотя не одни лишь беды и неприятности приносили людям лешие. Пастухи, например, каждую весну заключали с ними обоюдные договоры, согласно которым лесные хозяева не позволяли волкам скотину задирать, не загоняли ее в болота и не выдаивали из коров молока. А если такой договор нарушался, можно было Деду Лесовику на обидчиков пожаловаться, подвесив к дуплистому дереву широкую дощечку с изложенной на ней «ябедой». Пусть, мол, разберется Лесовик и примерно накажет виновного.

Но к слову сказать, хоть и считались лешие «нечистыми», а до смерти никогда человека не до-водили, ограничиваясь лишь грубыми выходками да неуклюжими шутками. Самыми обычными из них считались «обводы». Пойдет, например, кто-нибудь по грибы - ягоды, а Леший ему в глаза такого тумана напустит, что проплутает бедолага целый день попусту, да еще и страха натерпится. Ведь на каждое его «Ау» лохматый весельчак то громовым криком, то раскатистым хохотом ответить может, да еще таких тумаков надает, что надолго отобьет охоту в лес заглядывать.

Впрочем, подобные неприятности не грозили тем, кто, начиная в за-поведных тропинках путаться, сра-зу же кафтан наизнанку выворачивал и обувь с правой ноги на левую надевал. А если плутали сразу несколько человек, им следовало немедленно пиджаками поменяться, чтобы Лешему голову заморочить и отбить желанье дальше шутковать.

Хотя за своими лешачьими делами не так уж и часто обращали лесные хозяева внимание на людей. У них и поинтереснее забавы находились. Считалось, например, что леших хлебом не корми, а дай только в картишки перекинуться. Бывало, заигравшийся «зеленоглазый господин» свое-му партнеру целые стада зайцев и белок проигрывал, перегоняя их из одного леса в другой к новому хозяину.

А на Ерофея Лешегона им и вовсе ни до кого дела не было. Ведь последний в этом году денечек гуляли лешие по земле, учиняя неистовые драки, ломая с треском вековые деревья, гоняя по ле-су зверье, свистя и шлёпая в ладоши так, что в окрестных деревнях стекла в окнах звенели. А на-бегавшись и набедокурив, проваливались лешие под землю, появляясь на ней вновь с началом весеннего тепла.

Приметы и обряды на 17 октября

❦ С Ерофея холода сильнее.

❦ С Ерофея зима шубу надевает.

❦ На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

❦ На Ерофея — буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

❦ Провалившись в лесу, после первых петухов, сквозь землю, лешие появляются на ней вновь, когда она оттает весной.

Именинники 17 октября:

Варсонофий, Гурий, Иерофей, Виринея (Вроника), Домнина

С семнадцатого дня второго осеннего месяца начинает чувствоваться дыхание зимы: дни становятся всё короче, ночи всё холоднее, утренники всё морознее. В народе всё больше начинали опасаться нечистой силы, так как считалось, что с наступлением холодов её представители выползают из своих убежищ и начинают вредить людям.

Народные приметы и традиции дня

В семнадцатый день октября традиционно проводили специальные обряды на отведение нечистой силы от жилища и людей. Обязательными блюдами на столе в этот день были блюда с добавлением лука, чеснока, редьки. В народе верили в то, что именно эти овощи обладают силой, отпугивающей нечисть. К тому же, связки лука и чеснока подвешивали над оконными и дверными проёмами, чтоб слуги лукавого в дом не проникли.

В этот день старались из дома не выходить без крайней необходимости, особенно, в нетрезвом состоянии. Согласно народному поверью, бесы в этот день караулят пьяных, неверующих и маловерных. Встретив на улице эту категорию населения, они начинали их искушать, старались подтолкнуть к греху, могли даже вселиться в такого человека, сделав его одержимым. Потому и старались сидеть дома, закрыв двери и окна.

Особенно не рекомендовалось планировать походы в лес, тем более реализовывать эти планы. Согласно народному поверью, в семнадцатый день октября леший готовится к уходу на зимовку, прощается с лесом. Это прощание обычно проходило громко и непросто: нечистый ломал и гнул деревья, пугал и гонял диких зверей. Не следовало человеку попадаться ему в этот момент – это грозило бедой и даже гибелью.

Готовили в этот день ритуальную настойку, так как энергетика дня считалась наиболее благоприятной для этого. Собирали лекарственные травы для настойки ещё летом и ранней осенью, в семнадцатый день октября их смешивали и заливали спиртом или водкой. Настаивать лекарственную настойку следовало пару недель, после процеживания она считалась готовой к применению. Использовали такую настойку для лечения простуды, вирусных заболеваний, и даже для коррекции пищеварения и аппетита.

Главными запретами этого дня считались запреты на походы в лес и на вступление в брак. Согласно народным приметам, браки, заключенные в этот день, самые недолговечные и несчастливые.

Православные традиции дня

Православная церковь в этот день чтит память одного из ранних христиан эпохи становления православия. Согласно Библейскому преданию, Ерофей был среди тех подвижников, кто видел погребение Богоматери. Служил православию в сане епископа, в том момент, когда начал проповедовать христианство среди язычников, был схвачен и казнён. Православные почитают Ерофея как мученика за веру.

Молятся в это день Богородице, святому Ерофею, просят о хорошей погоде, защите от происков нечистой силы.

Приметы на погоду

Анализировали погодные приметы и природные явления в этот день, по ним старались понять характер последующих дней.

  • Тихая и безветренная погода в этот день сулит приближение похолодания в ближайшее время.

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского. Блгв. кн. Владимира Новгородского. Собор Казанских святых. Прпп. Елладия, Онисима и Аммона Печерских. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Сщмч. Петра Капетолийского. Мцц. Домнины, Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки). Прпп. Аммона, Павла Препростого. Мчч. Давикта (Алавкта) и Каллисфении. Св. Стефана Щиляновича (Серб.).

17 октября - Ерофей. Ерофеев день

Из жития священномученика Иерофея, включенного Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи, узнаем, что тот был одним из членов или советников Ареопага. Святым апостолом Павлом он был обращен в христианство и им же поставлен епископом города Афины. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятой Богородицы, Иерофей «воспевал божественныя песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери», так что все слышавшие и видевшие это признали его за праведного и святого мужа. «Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою», Иерофей скончался мученически в I веке.

Никоим образом не согласуясь с каноническим житием, народная мысль связала с Иерофеем (в народной огласовке — Ерофеем) усиление холодов и буйство лесной нежити.

Едва ли не повсеместно были распространены приговорки:

С Ерофея холода сильнее.

С Ерофея зима шубу надевает.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

Возникновение подобных выражений понятно. Оно мотивировано октябрьской датой памяти святого — наступлением холодов, близким дыханием зимы, когда дни становятся совсем короткими, земля покрывается первым снегом, лес окончательно теряет листву и «шумит» от студеных ветров.

Однако к этому дню оказались приуроченными и присловья, которые, с одной стороны, тоже затрагивают тему похолодания, с другой — выходят за пределы этой темы, отсылая к иным реалиям и представлениям:

На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич часом дружок, а часом вражок.

Мне ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» здесь подразумевается вино, настоенное на травах.

Как уже говорилось, в одних местах представление об особом поведении леших связано с Покровом, в других же — с Ерофеевым днем.

Несколько романтизированная (что характерно для бытописателей начала — первой половины XIX столетия) заметка по поводу того, что крестьяне связывают с датой 17/4 октября, принадлежит И. П. Сахарову: «Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя». Далее Сахаров пересказывает распространенное предание (по сути, быличку) об удалом мужике, желавшем посмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. Мужику удалось не только увидеть лешего, но и поговорить с ним перед его «провалом» под землю, однако за это пришлось серьезно поплатиться: стал мужик «дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер». В заключение Сахаров приводит рассуждения крестьян по поводу рассказанного: «Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть», мужик пострадал, а леший — что ему сделается? — «небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь, их такая порода».

Более короткая заметка у В. И. Даля в его сборнике пословиц: «На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят. Леший бесится» [Даль. Послов., 895]. С. В.Максимов называет день Ерофея-мученика «заповедным», ибо именно 17/4 октября «указано лешим пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет или оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. <...> В этот день знающие крестьяне в лес не ходят» [Максимов, 65].

Представление о том, что с наступлением холодов птицы улетают в неведомые теплые страны, а гады (пресмыкающиеся) и нечисть, вроде леших, проваливаются под землю, где пребывают до весны, характерно для всех славянских народов. Но приурочивание такого ухода к определенным дням каждый раз имеет свою особую причину. Применительно к Ерофееву дню мы вновь должны обратить внимание на феномен народной этимологии, когда имя святого, покровителя дня, как правило заимствованное из чужого языка (в нашем случае — из греческого, где Перо- фей — дословно «освященный Богом»), потому непонятное русскоязычному человеку, начинает «проясняться» за счет внедрения его в круг близких, понятных слов.

Святой Иерофей, став на русской почве Ерофеем, органично вписался в ряд таких, «родственных» по звучанию, слов из лексики диалектной, разговорной, просторечной, как ёрник, ёрничать; ерепенить(ся); ерошить, ерошничать; ероха, ероховатый, ерофениться. Некоторые из них прямо соотносятся с Ерофеем, особенно близки они фамильярно-уменьшительным вариантам имени, созданным по законам русского разговорного языка,— Ероха, Eрошка.

Если выделить ключевые понятия, стоящие за этими словами, то получится, что они обозначают или связываются с представлениями о лохматости, нерасчесанности; беспорядке во внешнем виде; шуме; ярости; дурном, буйном поведении. Все эти признаки характеризуют антиповедение, бескультурье, стихийность, что присуще человеку, нарушающему правила обыденного этикета, а также демонологическим персонажам, в том числе и лешему.

По одним народным представлениям, леший пучеглаз, с длинными (зелеными) волосами, «оброс мхом», «сопит — как лес шумит», голова его напоминает верхушку сосны; по другим — он похож на куст: зеленые глаза и борода, мохнатый, весь покрыт черной (седой) кудрявой шерстью. Будучи не столько лесным, сколько стихийным духом, леший горазд являться в виде вихря, ветра, несущего по дороге пыль, мусор, листья и пр. Он чаще не видим, но слышим: ведет себя очень шумно — хохочет, «кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Леший идет — шум раздается по лесу, деревья гнутся, лес „аж гудит", трещит, гремит. Он ухнет — все грохочет, заплещет в ладоши — треск по лесу» [Власова, 284].

Все эти признаки проецируются на Ерофеев день — «законный», «урочный» день активности леших, вполне согласуясь со значениями слов, включенных по звуковому притяжению в «ерофееву» орбиту.

Вернемся к названию крепкого напитка, упоминаемого обычно в связи с Ерофеевым днем: На Ерофея один ерофеич кровь греет; Ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом (у Даля к этой поговорке есть вариант: «Мне ничто нипочем: был бы ерошка с калачом» [Даль. Послов., 817]), а также к словам ерошка, ероха, ерофейничать, ерошничать в значении «хмельной напиток», «пьянствовать». Сюда же следует поместить и поговорку: Ерофеич часом дружок, а часом вражок, привязанную тоже к Ерофееву дню. Известная во многих местах, она в одинаковой степени относится и к вину, и к осенней погоде на Ерофея. Здесь вновь возникают параллели с поведением лешего и пристрастием его к «зелену вину». Любовь к выпивке нередко соединяется у лешего с увлечением азартными играми. В книге Э. В. Померанцевой есть рассказ старухи из Рязанской губернии о том, как в кабак «ночью пришел мужчина в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил водки и пошел. Кабатчик вышел и увидел зверье. На его вопрос мужчина сказал: „Это я товарищу в карты проиграл и теперь иду долг платить".— „А кто ты такой будешь?" — „Я царь лесной"» [Померанцева, 30]. Новгородцам известна быличка о леших, которые в ночь под Воздвиженье (или под Ерофеев день) играют в карты и проигрывают зверей и домашний скот [Там же, 46].