Поклонение честным веригам петра. День поклонения честным веригам святого и всехвального апостола петра

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода1, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян.19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия2. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего3, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра4. По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора5, а другую послала в Рим своей дочери Евдокия, которая была замужем за римским царем Валентином III-м. 6 Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон7. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам8, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.
Тропарь, глас 4:
Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.
Кондак, глас 2:
Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.
Кондак, глас 2:
Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

1 Здесь разумеется Ирод Агриппа I-й, внук Ирода Великого, царь иудейский, убивший мечем св. апостола Иакова Зеведеева и хотевший погубить также и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37-41 г.) и Клавдия (41-54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы.
2 Св. Ювеналий - патриарх иерусалимский с 420-450.
3 Феодосий II младший - Византийский император, царствовал с 408-450 год.
4 Честные вериги св. апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором и получила их от патриарха Ювеналия императрица Евдокия.
5 Здесь разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии - Премудрости Божьей, созданный Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
6 Валентиниан III - Римский император; царствовал с 423 - 455 год.
7 Нерон - римский император царствовал с 54 - 68 год; по его повелению, апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года). - Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке.
8 Римский праздник вериг существовал в начале II века, при папе Александре (109 - 119 г.) в память вериги апостола Петра в римской темнице, которую чтили и лобызали, а после праздник сей обновлен присланною веригою из Иерусалима. Праздник этот совершается в римской церкви 1-го августа.

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями.

Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1 - II).

Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая построила храм во имя апостола Петра и положила в нем веригу.

Поклонение честным веригам
святого и всехвального апостола Петра


Около 42 года, во время гонения на Иерусалимскую Церковь, за проповедь о Христе Спасителе ревностный проповедник Евангелия Апостол Петр по повелению иудейского царя Ирода Агриппы был заключен в темницу и скован двумя железными цепями. Вериги на апостола Петра были возложены тюремщиками не для укрощения тела, как это делали подвижники, а для укрощения его духа.

Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Согласно легенде, железные цепи сами упали с рук апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеди слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола.

Верующие с глубоким благоговением чтили эти вериги и поклонялись им. Вериги, как дорогое наследство, передавались из рода в род, при этом каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.

Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего.

Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора.

В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.

Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола.

С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.

Праздник цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В V веке появилось предание, что эта церковь стоит на месте тюрьмы, где был "в узах" ("ad vincula") апостол Петр во время пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме. Со временем этот праздник стал посвящаться специально "веригам Петра".

Церковь в Риме, в которой хранятся вериги, называется San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи - переводится как " Святой Петр в оковах"), она находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея.

Тропарь, глас 4


Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2


Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

Кондак, глас 2


Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Кроме празднования дня преставления святого апостола Петра 12 июля (ст.ст.29 июня), в его же честь Церковью установлено празднование поклонения его веригам. Это те вериги, в которые Петр был закован при заключении в темницу по повелению Ирода во время первого гонения на христиан. Когда распространилась по Иерусалиму весть о чудесном освобождении Апостола из темницы Ангелом, тогда некото­рые из христиан тайно взяли узы, спадшие с Петра в темнице. Христиане усердно хранили у себя эти узы, как бы имея перед глазами самого Апостола, который по освобождении из темницы оставил Иерусалим. Эти вериги святого Апостола имели целебную и чудодейственную силу, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов. Поэтому христиане еще более благоговейно почитали узы Апостола, поклонялись им и, тщательно сберегая, передавали их из рода в род. Переходя, таким образом, от одного поколения к другому, вериги святого апостола Петра сделались достоянием Иерусалимского патриарха Ювеналия. От него честные вериги перешли в Константинополь. Когда супруга греческого императора Феодосия Младшего, благочестивая царица Евдокия прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам, украсила святые места и создала там немало церквей, патриарх Ювеналий, видя благочестие царицы и любовь ее к Богу, одарил ее многими священными сокровищами, и в числе их дал ей чудотворные вериги Петра. Привезя эту святыню в Константинополь, царица Евдокия одну из вериг положила в храме, созданном в честь святого апостола Петра, а другую послала в Рим, дочери своей Евдокии, супруге римского императора Валенти­на III. Евдокия с радостью приняла это сокровище и, создав храм в честь святого апостола Петра, положила в нем присланный матерью дар. Тогда же найдена была в Риме и третья верига, которой святой Апостол был скован в Риме по повелению Нерона, и положена в том же храме.

Установленный Церковью праздник поклонения честным веригам святого апостола Петра совершается 29 января (ст.ст. 16 января).

Тропарь святому апостолу Петру, глас 4

Р и́ма не оста́вль, к нам прише́л еси́,/ честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне./ И́мже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся:/ твои́ми к Бо́гу моли́твами// да́руй нам ве́лию ми́лость.

Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 4

А по́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак святому апостолу Петру, глас 2

В ерхо́внаго и пе́рваго апо́столов,/ и́стины Боже́ственнаго ученика́,/ Петра́ вели́каго восхва́лим,/ и того́ ве́рою целу́ем вери́ги,// прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 2

Т ве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Молитва святому апостолу Петру

О святы́й Пе́тре, вели́кий апо́столе, самови́дче и сотаи́нниче Бо́жий, всемо́щною десни́цею Учи́теля твоего́ прия́тый из вод волну́ющихся и кра́йняго потопле́ния свобо́ждшийся! Не забу́ди и нас убо́гих, в ти́не грехо́вней погря́зших и волна́ми жите́йскаго мо́ря обурева́емых: пода́ждь нам твою́ ру́ку кре́пкую, помози́ нам и удержи́ нас от потопле́ния во страсте́х, похоте́х, лжах и клевета́х. Сотвори́ и ты с на́ми ми́лость, тебе́ от Го́спода явле́нную, да не в сомне́нии и малове́рии изги́бнем. Научи́ нас, учи́телю наш, пролива́ти сле́зы покая́ния, да пла́чем го́рько о дея́ниих на́ших в ве́це сем. И а́ще твоя́ сле́зы, в покая́ние излия́нныя, ми́лостию Свое́ю покры́ Госпо́дь и Учи́тель твой, испроси́ и нам, со дерзнове́нием апо́стольским, проще́ния во гресе́ ежеча́снаго. Град сей, ко святы́м стопа́м твои́м пове́рженный, сохрани́ и от прилуча́ющихся ко́зней лука́вых врага́ спасе́ния на́шего огради́; воздви́гни твои́ преподо́бнии ру́це ко Го́споду за наро́д наш, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем до часа́, в о́ньже и́мать призва́ти нас Влады́ка Госпо́дь, наш Судия́ нелицеприя́тный. Ты же, о всехва́льный апо́столе, не отве́ржи во́пля на́шего и стена́ния к тебе́, но заступи́ нас пред Христо́м, твои́м Учи́телем, да непреста́нно сла́вим Его́ милосе́рдие к нам, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва первоверховным апостолам Петру и Павлу

О пресла́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, ду́ши за Христа́ преда́вшии и кро́вию ва́шею па́жить Его́ удобри́вшии! Услы́шите чад ва́ших моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се бо беззако́ньми омрачи́хомся и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, елеа́ же до́браго жития́ обнища́хом зело́ и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О си́льнии! Понеси́те не́мощи на́ша, не отлуча́йтеся ду́хом от нас, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием ва́шим нас защити́те, да поми́лует Госпо́дь всех нас, моли́тв ва́ших ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же честь и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 29 января, Православная Церковь празднует поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра.

Эта святыня связана с двумя фрагментами из жизни апостола Петра. Один из них описан в книге «Деяния святых апостолов». Примерно в 42 году Ирод Агриппа узнал о том, что последователи Иисуса объединились в «назаретскую секту», как говорили в те времена. Ирод убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян. 12, 2), вскоре был схвачен и заключен в темницу Петр.

В книге о деяниях апостолов отдельно указано, что Петр был скован двумя цепями. Ночью же свершилось чудо. В темницу явился ангел, пробудил апостола, и цепи упали с рук его (Деян. 12, 7). Петр встал, оделся и ушел из темницы. Сам он не понимал, видение это или реальность. Осознание пришло только когда он оказался у дома собратьев-христиан, у дома Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились (Деян. 12, 12). Затем из соображений безопасности Петр покинул это место.

В 64 году, в ночь на 19 июля, в Риме случился великий пожар. Император Нерон неоднократно говорил, что Рим нужно было бы сжечь и отстроить заново. Легенды и свидетельства описывают события по-разному, до сих пор неизвестно, кто поджег город: сам Нерон или его противники. Однако после этой страшной ночи, в которой погибло множество людей, власть Нерона пошатнулась. Необходимо было найти виновных, ими и стали христиане.

Стоит отметить, что гонения при Нероне не носили строго организованного характера, как, например, было при Домициане, Декии или Диоклетиане. В те времена христианство еще не отличали от иудейства и считали одной из многочисленных сект. Преследования христиан при Нероне были непродолжительны, но очень интенсивны, они даже докатились до Милана. Именно во время этих гонений были схвачены и заключены в Мамертинскую темницу апостолы Павел и Петр.

Согласно позднейшему апокрифическому преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город. Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа. Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» («Камо грядеши, Господи?») На что Христос ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». После этого Христос вознесся в небо, а Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте. Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель.

Раскопки подтвердили существование Мамертинской темницы на том месте, где сегодня находится Капитолийский холм. Возможно, тюрьма была там еще с III века до Рождества Христова. Интересно, что, согласно археологическим исследованиям, уже в VIII веке эта темница использовалась в качестве церкви.

Петр был похоронен на кладбище на Ватиканском холме, которое находилось за городскими стенами и было предназначено для неименитых узников. Уже с I века могилы мучеников стали особым образом почитать, а сегодня на этом месте расположен ватиканский Собор святого Петра. Скорее всего, апостол был похоронен в тех цепях, которыми был скован в Мамертинской темнице.

После смерти Петра вериги также пользовались почитанием, к ним приходили получить излечение люди с тяжелейшими недугами. Уже во II веке папа священномученик Александр установил праздник апостола Петра. В этот день было принято приходить на могилу апостола в Риме и молиться.

История обрéтения честных вериг апостола Петра и воссоединения той части, что была описана в «Деяниях святых апостолов», и той, о которой известно из апокрифа, связано с именем императрицы Евдокии, которая была канонизирована Православной Церковью в лике благоверных.

Именно Евдокия примерно в 437-439 годах выкупила вериги апостола Петра, те самые, которые были описаны в «Деяниях святых апостолов». Часть цепей она отправила в Константинополь, часть - папе Льву I, а часть - дочери Евдоксии, которая была супругой императора Западной Римской империи Валентиниана III. Именно Евдоксия возвела в Риме храм святого Петра; полученные из Иерусалима вериги были объединены с теми, которыми апостол Петр был скован в Мамертинской тюрьме. Там честные вериги пребывают до сих пор. Части же, посланные в Константинополь и папе Льву I, были позже разосланы во многие храмы по всему миру.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

1. В то время царь Ирод (внук Ирода, называемого Великим. – Ред.) поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков (дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались семь дней. – Ред.),
4. и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его;
8. и сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.

Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).

Храмы в честь вериг апостола Петра

На всем земном пространстве, на всех континентах существовало пять храмов, посвященных веригам первоверховного апостола: в Риме, Яффе, Даугавпилсе, Москве и Владимирской губернии. Ныне вершится служба в трех из них.

Римский храм Поклонения веригам апостола Петра возведен в конце IV в. и стал первым из пяти Петроверигских церквей. Вериг в храме две. Одна из Иерусалима, другая – из Мамертинской тюрьмы в Риме, где апостол Петр был окован перед распятием. Петровские вериги по традиции выносят 16/29 января на поклонение народу.

Храм апостола Петра и праведной Тавиафы в Яффе построен на участке Русской Духовной Миссии. Строили храм 10 лет и освятили 16/29 января 1894 г., в День почитания святых вериг апостола Петра. Боковой придел посвящен праведной Тавиафе, гробницу которой удалось найти в саду при раскопках.

Даугавпилсский костел Святого Петра в веригах начали строить в 1845 г., освятили в июне 1848 г.

На всем пространстве России удалось обнаружить лишь два Петроверигских храма. Один в Москве, другой – во Владимирской области.

На месте московской церквушечки (Петроверигский переулок, 8) стоит ныне конструктивистского вида дом. Деревянная Петроверигская церковь известна здесь с 1547 г. Каменное здание построил в 1669 г. тесть царя Алексея Михайловича боярин Илья Данилович Милославский. Петроверигская церковь так и не была восстановлена после пожара 1812 г. Церковь разобрали в 1844 г. Изображение московской Петроверигской церкви обнаружить не удалось.

Кирпичная церковь Николая Чудотворца была сооружена в Фетинове (Владимирская область, Киржацкий район) в 1819 г.

Престолов в храме было три: в холодном – во имя Поклонения Честным веригам Апостола Петра, в приделах теплых – во имя Святого Николая Чудотворца и Святого Димитрия – митрополита Ростовского. В селе было 50 дворов, 500 жителей. Церковь закрыли в 1930-х гг., ныне храм в заброшенном, аварийном состоянии.

Анатолий Мацукевич