Имя для дракона мальчика. Самые знаменитые драконы из древних легенд и преданий

Драко́ны - летающие огнедышащие ящеры. Драконы в мире «Песни Льда и Пламени» связаны с магией . На момент начала саги в Вестеросе и Эссосе они считаются вымершими - из Эссоса драконы исчезли вместе с Роком Валирии, а в Вестеросе они начали вырождаться после Танца Драконов. Напоминание об их существовании служат оставшиеся колоссальные скелеты и окаменевшие яйца. К концу «Игры престолов » Дейнерис Таргариен удается вывести из яиц трех драконов, однако в Вестеросе вплоть до последнего времени весть о рождении этих созданий является лишь слухами.

Дракон Визерион © Chris Burdett

Драконья чешуя окрашена в яркие цвета, как правило, с металлическим отливом. В разные цвета могут быть также окрашены рога,хребет, брюхо, маховые кости, перепонки и другие части.

Дракона чрезвычайно сложно убить - у взрослого дракона крепкая чешуя покрывает всё тело, включая и брюхо. Единственным уязвимым местом являются глаза и мозг за ними, а вовсе не брюхо или глотка, как говорится в некоторых легендах. «Смерть выходит из пасти дракона, - написал септон Барт в своей «Неестественной истории», - но смерть не входит таким путем» .

Физиология

Во много раз дольше человека, если, конечно, верить песням… - пожал плечами сир Джорах. - Но в Семи Королевствах лучше всего известны драконы дома Таргариенов. Их выращивали для войны, на войне они и погибли.
Дракона убить нелегко, но все-таки возможно. <…>
- Балериону Чёрному Ужасу было двести лет, когда он умер - это случилось в царствование Джейхейриса Умиротворителя. Он был так велик, что мог проглотить зубра целиком. Дракон никогда не перестает расти, ваше величество, пока у него есть пища и воля.<….>
- Воля? - заинтересовалась Дени. - Разве их держат на воле?
- Ваши предки построили в Королевской Гавани для своих драконов огромный, покрытый куполом замок, который назывался Драконьим Логовом . Он всё ещё стоит на холме Рейенис, но теперь это только руины. Там и жили на просторе королевские драконы. В железные двери этого замка могли проехать в ряд тридцать конных рыцарей. Но при всем при том было замечено, что ни один из этих драконов не дорос до своих прародителей. Мейстеры говорят, что виной этому стены и потолок.

Буря мечей, Дейнерис I

Драконы питаются мясом, причем только жареным . По всей видимости, они переваривают пищу, подобно обычным зверям: в «Порочном принце » упоминается «куча драконьих испражнений» . Неизвестно, насколько распространен каннибализм среди драконов, но они могут нападать и друг на друга. Во времена Танца Драконов жил дракон по прозвищу Каннибал , который питался яйцами, детенышами и трупами скончавшихся сородичей. Такое поведение, по всей видимости, было исключительным, однако Солнечный Огонь после убийства им Лунной Плясуньи также пожирал ее останки .

Однако размножение драконов, по всей видимости, двуполое: известно, что в течение войны между Рейнирой и Эйгоном II Среброкрылая и Вермитор «сплетались» друг с другом, а Тессарион и Морской Дым вместо схватки исполняли действия, которые можно счесть за брачный танец

Срок жизни драконов неизвестен: самый старый известный в Вестеросе дракон Балерион прожил 200 лет, и за это время он достиг размеров, что «мог проглотить целого зубра, а может быть, и волосатого мамонта» . Новорождённые драконы были размером с тощую кошку . Вслед за собой Таргариены привезли черепа своих прежних драконов, и самому старому их этих черепов было более 3000 лет. Два самых последних черепа, размером с череп мастифа, принадлежали последним драконам с Драконьего Камня , умершим вскоре после рождения. Напротив, черепа драконов-долгожителей, в том числе Балериона отличались чудовищными размерами . Для роста драконам нужна пища и свобода.

Яйца драконов

Три яйца Дейнерис в сериале «Игра Престолов»

Драконы откладывают яйца. По сравнению с гигантскими размерами взрослых драконов, их яйца на удивление малы: величиной они примерно с человеческую голову. Тем не менее, они тяжелые, словно камень. Скорлупа яйца покрыта множеством крохотных чешуек, похожих по фактуре на полированный металл. Яйца отличаются по цвету, тону и блеску, и их окраска совпадает с окраской дракона, которому предстоит вылупиться из яйца.

Одно яйцо было глубокого зелёного цвета с золотистыми пятнышками, которые появлялись и исчезали в зависимости от того, как она его поворачивала. Другое оказалось бледно-жёлтым с красными полосками. Последнее же, чёрное, как полночное море, выглядело живым, по нему пробегали алые завитки и волны. Игра престолов, Дейнерис II

Драконы, похоже, несут яйца очень редко - известно лишь небольшое количество драконьих яиц, и после вымирания драконов эти яйца стали практически бесценными редкостями. Нет какого-то определённого срока, за который яйцо должно проклюнуться; яйца могут храниться десятилетиями и даже веками, прежде чем из них вылупится дракон.

Огонь драконов очень яркий. В «Танце с драконами » Квентин отмечает, что пламя в пасти Визериона светилось в сотню раз ярче его факела , а очевидцы сражения Солнечного Огня и Лунной Плясуньи вспоминали, будто в один момент огонь дракона короля Эйгона II своей яркостью был подобен второму солнцу . Драконье пламя светится цветами, не свойственными обычному огню. В книгах встречались черное, тускло-белое, голубое, оранжевое, красное, золотое, кобальтовое, черно-красное, золотисто-оранжевое и красно-желтое цвета драконьего пламени.

Известно, что дождь может притушить пламя дракона .

Поведение

Существуют легенды о том, что драконьи владыки Валирии управляли своими драконами с помощью сдерживающих заклинаний и волшебных рогов , однако известен случай, когда было достаточно слова - так Дейнерис присмирила Дрогона. Даже одичавшие драконы знают свои имена .

Дейнерис Таргариен перед тем, как оседлала Дрогона © Marc Simonetti

В роду Таргариенов считалось, что только носители крови Таргариенов - будь то законнорожденные дети или бастарды (отпрыски дракона) - могут управлять драконами, других людей драконы просто к себе не подпустят. Однако неизвестно, так ли это: во время Танца Драконов Крапива , простая крестьянская девочка неизвестного происхождения, не имеющая никаких примет валирийской внешности, стала хозяйкой дракона Овцекрада . Мартин на вопрос читателей о «трех головах дракона», то есть трех наездниках для драконов Дейнерис Таргариен отвечал «третья голова дракона не обязательно должна быть Таргариеном» .

- Я знаю о драконах только то, что мне рассказывал брат, когда я была маленькой, и ещё кое-что я читала в книгах. Но говорилось, что Эйегон Завоеватель никогда не отваживался оседлать Вхагар или Мираксес, а его сестры никогда не садились верхом на Балериона Черного Ужаса. Драконы живут дольше людей, некоторые – сотни лет, так что у Балериона были и другие наездники после того, как Эйегон умер… но ни один наездник в истории не летал на двух драконах. Танец с драконами, Дейнерис

Драконы и магия

История

Происхождение и расселение

Валирийцы считали драконов порождением цепи вулканов, известных как Четырнадцать Огней . В некоторых древних асшайских текстах написано, что драконы вышли из Тени . В этих же текстах рассказывается о первых повелителях драконов - очень древнем забытом народе, который привел драконов из Тени в Валирию, где обучил своему искусству валирийцев

Согласно Мартину, «когда-то драконы жили везде» . Драконьи кости находили как на севере, вплоть до самого Иба , так и на юге, в джунглях Соториоса . Останки драконов обнаруживали и в Вестеросе. Имеются также и другие свидетельства существования драконов в Вестеросе: сохранилось множество легенд, подобных истории о Сервине Зеркальном Щите , а на гербе одного из знатных домов присутствуют драконы.

Драконы в Валирии

Примерно за пять тысяч лет до событий книг валирийцы - скромное племя пастухов, пасущих своих коз в горах Четырнадцати Огней - сумели приручить драконов . Доподлинно неизвестно, как им удалось это сделать, но сами валирийцы утверждали о своей родственности с драконами: согласно их сказаниям, валирийский народ произошел непосредственно от драконов, в отличие от всех прочих людей, и является кровными родичами этих крылатых созданий . Драконы стали основой военной мощи Валирии, позволив ей разгромить другие империи и государства. В больших войнах Валирия могла выставить на поле боя сотни драконов одновременно - так, для битвы с ройнарской армией Гарина Великого Валирия прислала к стенам Волантиса триста или больше драконов

Самой Валирией управляли сорок аристократических семей, каждая из которых владела драконами. Однако за пятьсот лет до З.Э. материк Валирии пострадал от катаклизма . Огонь и лава в ходе него настолько интенсивно и высоко извергались из земли, что помимо государства валирийцев, уничтожили и их драконов в небе. Несколько драконов оставались за пределами материка, в Вольных городах , вместе со своими повелителями, но были убиты в ходе восстаний . Однако драконы все же продолжили свое существование, благодаря тому, что один из знатных валирийских родов, за двенадцать лет до Рока Валирии переехал вместе с пять своими драконами на остров у восточного побережья Вестероса . Это были Таргариены .

Драконы Таргариенов

Балерион и Вхагар в Дорне © Michael Komarck

Таким образом, дом Таргариенов стал единственным семейством драконьих владык в мире. Он называли самих себя драконами и говорили, что драконий огонь растворён в их крови . На гербе Таргариенов , взятом уже в Вестеросе , был изображен красный трехголовый дракон на черном поле (в действительности многоголовых драконов не существует). Из пяти драконов, покинувших Валирию, до Завоевания Вестероса дожил только один, Балерион ; впрочем, на Драконьем Камне из яиц вылуплялись новые драконы. Три дракона (Балерион, Вхагар и Мераксес) участвовали в битвах Завоевания Эйгона , после которого Таргариены стали править в Вестеросе. В войне с дорнийцами , Таргариены потеряли Мераксес, а в ходе противостояния Мейгора и его племянника , был убита драконица . При короле Мейгоре, началось строительство Драконьего Логова , которое в будущем станем обиталищем драконов, находящихся в Королевской Гавани .

На момент вступления на трон Визериса Первого в Драконьем Логове в Королевской Гавани и на острове Драконий Камень жило в общей сложности двадцать драконов разных возрастов и размеров - некоторые имели наездников-Таргариенов, некоторые нет, некоторые, как Овцекрад и Каннибал , вовсе выросли дикими и не подпускали к себе людей .

Во время гражданской войны, известной как Танец Драконов , враждующие члены дома Таргариенов охотно использовали драконов друг против друга, так что неудивительно, что большинство драконов погибло на войне, большей частью в сражениях друг с другом. Несколько драконов, содержавшихся в Драконьем Логове в конце 130 года, были убиты толпой восставших горожан ; Каннибал и Овцекрад исчезли - первый улетел с Драконьего Камня в неизвестном направлении, второй предположительно поселился в Лунных горах со своей хозяйкой Крапивой . Среброкрылая , последний старый дракон, осталась без всадника и угнездилась у Алого Озера - никто так и не смог ее приручить. Таким образом, к концу Танца Драконов в 131 году в распоряжении Эйгона III Таргариена остался лишь один-единственный дракон Утро , принадлежавший Рейне Таргариен - детеныш, вылупившийся из яйца незадолго до войны.

На Драконьем Камне осталось, правда, большое количество драконьих яиц - по крайней мере еще одно или два проклюнулось позже. Тирион Ланнистер упоминал в числе девятнадцати черепов, которые хранились в Красном замке, два черепа последних драконов, вылупившихся на Драконьем Камне - «пара не больше черепов мастифа, странные уродливые останки» . Арлан из Пеннитри видел последнего дракона - это была «самка, маленькая, зеленая и чахлая, с поникшими крыльями»; неясно, была ли это Утро или нет. Последний дракон умер в 153 году от З.Э., когда на троне все еще находился Эйгон III. Она успела отложить пять яиц, но ни одно из них не проклюнулось. Король Эйгон III получил незаслуженное и несправедливое прозвище Драконья Погибель - ходили слухи, что он питал ненависть к драконам и сам отравил последних из этих существ: когда-то на его глазах Эйгон II Таргариен скормил мать Эйгона III Рейниру своему дракону. Впрочем, мейстер Марвин намекал, что к вымиранию драконов могут быть причастны ученые мейстеры Цитадели:

Кто, по-твоему, в свое время поубивал всех драконов? Драконоборцы с мечами? В мире, который создает Цитадель, нет места магии, пророчествам и стеклянным свечам, а уж драконам тем более. Пир стервятников, Сэмвелл V

Драконы Дейнерис Таргариен

Известные драконы

Имя дракона Пол Даты жизни Наездник Комментарий
Терракс ♂ самец Джейнара Белейрис Дракон времён Валирии . Джейнара Белейрис использовала Терракса для путешествия на юг Соториоса , но не смогла найти южной оконечности континента.
Урракс ♂ самец Если верить популярной в народе сказке, сир Сервин Зеркальный Щит убил его, прикрывшись отполированным щитом. Эта история, возможно, является вымышленной.
Балерион Чёрный Ужас ♂ самец прим. 106 г. до З.Э. - 94 г. после З.Э. Эйгон I , Мейгор , Визерис I Один из трех драконов Завоевания, самый крупный, вылупившийся еще в Валирии. Прожил 200 лет, умер в царствование Джейхейриса I Миротворца от старости.
Мераксес ♀ самка убита в 10 г. после З.Э. Рейнис Один из трех драконов Завоевания, второй по размерам после Балериона. Мераксес сражалась в завоевании Штормовых земель . Она вместе со своей хозяйкой погибла в Дорне , получив железный болт в глаз.
Вхагар ♀ самка 51 г. до З.Э. - 130 г. после З.Э. Висенья , Лейна Веларион , Эймонд Один из трех драконов Завоевания. Вхагар была еще достаточно молода во времена Завоевания, но ко временам Танца Драконов была крупнейшим и самым грозным драконом Таргариенов. Погибла в схватке с Караксесом у Божьего Ока в 130 году.
♀ самка убит в 43 г. после З.Э. Эйнис , Эйгон (сын Эйниса) Погиб в бою с Балерионом над Божьим Оком, когда его хозяин Эйгон поднял восстание против короля Мейгора .
Сиракс ♀ самка уб. в 130 г. после З.Э. Рейнира Собственный дракон Рейниры Таргариен. Во время штурма Драконьего Логова Сиракс сбросила с себя Джоффри Велариона и ринулась в толпу восставших, которые сумели ее убить.
Морской Дым ♂ самец уб. в 130 г. после З.Э. Лейнор Веларион , Аддам Веларион Молодой дракон, одичавший после смерти своего первого хозяина. Морской Дым погиб вместе со своим новым всадником Аддамом во второй битве при Тамблтоне от зубов дракона Вермитора .
Тираксес ♂ самец уб. в 130 г. после З.Э. Джоффри Веларион Во время Танца Драконов Тираксес был еще юн и не годился для войны. Он погиб во время штурма Драконьего Логова , когда запутался в цепях и был забит толпой.
Вермакс ♂ самец уб. в 130 г. после З.Э. Джекейрис Веларион Во время Танца Драконов в ходе битвы в Глотке против военного флота Трех Дочерей Вермакс погиб - его не то застрелили, не то заарканили якорем с цепью. Ранее Вермакс со своим хозяином Джекейрисом побывал в Винтерфелле, где, по уверениям Грибка, оставил кладку яиц.
Арракс ♂ самец уб. в 129 г. после З.Э. Люцерис Веларион Молодой дракон, едва выросший настолько, чтобы на нем летать. Был перехвачен и убит Вхагар и Эймондом Таргариеном над заливом Разбитых Кораблей .
Караксес Кровавый Змей ♂ самец уб. в 130 г. после З.Э. Деймон Таргариен Свирепый зверь. Убил Вхагар над Божьим Оком , но сам умер от ран вскоре после боя.
Лунная Плясунья ♀ самка уб. в 130 г. после З.Э. (10 месяцев) Бейла Таргариен На конец Танца Драконов Лунная Плясунья была еще очень юна. Когда Эйгон II захватил Драконий Камень, Бейла и Лунная Плясунья дали воздушный бой Эйгону и его Солнечному Огню, но погибли.
Грозовое Облако ♂ самец уб. в 129 г. после З.Э. Эйгон III В начале Танца Драконов Эйгон сумел бежать на Грозовом Облаке от военного флота Трех Дочерей. Молодой дракон сумел донести хозяина до Драконьего Камня, но был так сильно ранен стрелами, что умер в тот же день.
Мелеис Красная Королева ♀ самка уб. в 129 г. после З.Э. Рейнис Таргариен Опытный боевой дракон. Во время Танца Драконов она была вынуждена сражаться сразу против двух драконов - Вхагар и Солнечного Огня - и погибла вместе со своей хозяйкой.
Пламенная Мечта ♀ самка уб. в 130 г. после З.Э. Рейна Таргариен , Хелейна Таргариен Не использовалась на войне. Во время штурма Драконьего Логова вырвалась из цепей, но не сумела покинуть здание и обвалила на себя каменный свод.
Солнечный Огонь , Золотой ♂ самец ум. в декабре 130 г. после З.Э. Эйгон II Дракон исключительной красоты и грации. Во время Танца Драконов он участвовал в нескольких схватках с другими драконами - и понес тяжелейшие раны, от которых умер вскоре после войны.
Тессарион Синяя Королева ♀ самка уб. в 130 г. после З.Э. Дейрон Таргариен Во времена Танца Драконов Тессарион была взрослым, но еще достаточно молодым драконом. Во второй битве при Тамблтоне она была так тяжело ранена, что после битвы ее добили, чтобы избавить от мук.
Среброкрылая ♀ самка 35-45 г. - 130 г. после З.Э. Алисанна , Ульф Белый , он же Ульф Пропойца Именно на этом драконе Алисанна Таргариен посещала Стену. Среброкрылая, которой было уже около ста лет на момент Танца Драконов, сыграла немалую роль в гражданской войне, послужив - из-за измены ее наездника - обеим сторонам.
Вермитор ♂ самец 32-35 г. - 130 г. после З.Э. Джейхейрис I , Хью Молот На момент событий Танца Драконов был одним из самых больших драконов в Вестеросе
Овцекрад ♂ самец 45-50 г. - пропал без вести в 130 г. после З.Э. Крапива (девушка-бастард) Один из трёх «диких» драконов Драконьего Камня и единственный, кто был приручен. В конце Танца Драконов исчез вместе со своей хозяйкой, вероятно, поселившись в Лунных горах.
Серый Призрак ♂ самец уб. в 130 г. после З.Э. Один из трех диких драконов Драконьего Камня, никогда не имел наездника. В конце Танца Драконов его убил и частично сожрал Солнечный Огонь .
Каннибал ♂ самец ум. после 130 г. после З.Э. Один из трех диких драконов Драконьего Камня, никогда не имел наездника. Поедал трупы, яйца и детенышей других драконов, во время Танца Драконов улетел с острова в неизвестном направлении.

Мозг решил развлечься игрой в слова. Очередные полюса с велосипедами ждут своих изоброткрывателей))

Начал с Питона, который практически на всех языках питон (piton или python, или Phython) и только на русском Пифон. Пифийские игры (Pythian Games) по этой логике должны быть Питийскими, это в принципе так и есть. Вспомнив пиита, представила поэтические конкурсы вместо спортивных. Кто победит, того и миф)).

Allegorische vrouwenfiguur met scheepskroon en een Triton op woeste zee, Jan Luyken, 1687

Если Пифон - питон, то Трифон - тритон, а грифон тогда кто? Харитон))? Есть еще мифологическое чудище Тифон, может оно - титан?

Тифон-пифон-дельфин-питон-тайфун-дракон-с ет.
В пиитских играх было много победителей)).

Посмотрела в "Полный месяцослов всех празднуемых православною грековосточною церковию святых" по любезно присланной в кооментариях ссылке .
Трифена питающаяся сластно, Трифиллий - трилистный, Трифон - в роскоши жизнь провождающий, все имена греческие.
Разницу в толкованиях не поняла.

Про грифона еще непонятнее.
Грифон (griffin, griffon, or gryphon (Greek: γρύφων, grýphōn, or γρύπων, grýpōn, early form γρύψ, grýps; Latin: gryphus)) этимологически неясен. То ли гриф, то ли херувим.
Самая чудесная гипотеза возникновения образа орлольва (или грифольва) из вики-а
Adrienne Mayor, a classical folklorist, proposes that the griffin was an ancient misconception derived from the fossilized remains of the Protoceratops found in gold mines in the Altai mountains of Scythia, in present-day southeastern Kazakhstan, or in Mongolia, though this hypothesis has been strongly contested as it ignores pre-Mycenaean accounts.
(Adrienne Mayor, классический фольклорист, предполагает, что грифон был древним заблуждением, возникшим от окаменелых останков Protoceratops, найденных на золотых приисках в Алтайских горах Скифии, в современнсти юго-восток Казахстана, или в Монголии, хотя это гипотеза сильно оспаривается, потому что она игнорирует пре-микенские объекты.)

В вики-ру это изложено более человеческим языком (нежели г-переводчик, я имею в виду), но пусть будет англо-версия)).

При этом на итальянском гриф и грифон значатся под одним и тем же словом grifone, на латыни тоже - gryps, grypis (griffo - gryphus).
На других языках грифон - Gryff, Gripi, Griu, Gryf, Greif, Griff, Grip.
Где тут место херувиму, непонятно.

"Пизанский грифон - большая бронзовая скульптура, которая была в Пизе в Италии со времен средневековья, хотя исламского происхождения. Это самая большая бронзовая средневековая исламская скульптура, вероятно, была создана в 11-м веке в Аль-Андалуз (Исламская Испания). Около 1100 она была помещена на колонну на крыше собора Пизы до замены копией в 1832 году; оригинал в настоящее время в музее собора Пизы ." (вики-а)
Исламский грифон, привезенный из Аль-Андалуз за три моря, водруженный на крышу пизанского собора и благополучно простоявший там 700 лет - это тоже чудесная история. В восхищении.

Картинки c просто драконами, без имен.


Heilige Margareta van Antiochië met draak, Marcantonio Raimondi, after Francesco di Francia, 1500 - 1510


Draken doden in Egypte, Jan Collaert (II), after Jan van der Straet, 1594 - 1598


Saint George Killing the Dragon, Antonio Tempesta, 1565 - 1630


Jacht op draken in India, Karel van Mallery, after Jan van der Straet, 1594 - 1598


Allegorie op koning Karel II van Engeland, Wenceslaus Hollar, after Cornelis Schut (I), 1650


Twee draken door vuur verdelgd / Vier dieren die van het donker houden, anonymous, after Aegidius Sadeler, 1666


Geketende basilisk / Draak onder een vruchtenboom, anonymous, after Aegidius Sadeler, 1666


Boomstronk met nieuwe loot waarboven de duif van de Heilige Geest, Caspar Luyken, 1705


Vignet voor een kaart van Afrika met een draak, Jan Luyken, 1720 - 1772


Vrouw met draak, Domenico Cunego, after Polidoro da Caravaggio, 1777

Еще цитата из вики-а-грифон про параллели (очень я параллели люблю и уважаю))), не целиком, правда.

Jewish mythology speaks of the Ziz, which resembles Anzu, as well as the ancient Greek Phoenix. The Bible mentions the Ziz in Psalms 50:11. This is also similar to Cherub. The cherub, or sphinx, was very popular in Phoenician iconography.

In legend, griffins not only mated for life, but if either partner died, then the other would continue the rest of its life alone, never to search for a new mate. The griffin was thus made an emblem of the Church"s opposition to remarriage. Being a union of an aerial bird and a terrestrial beast, it was seen in Christendom to be a symbol of Jesus, who was both human and divine. As such it can be found sculpted on some churches.

When it emerged as a major seafaring power in the Middle Ages and Renaissance, griffins commenced to be depicted as part of the Republic of Genoa"s coat of arms, rearing at the sides of the shield bearing the Cross of St. George.


Херувимы это сфинксы, грифоны - символ лебединой верности (возможно) и морской мощи.
Пара ссылок на две музейные картинки со смешанной и драконовской христианской символикой.

Мифические драконы и виверны присутствуют в том или ином виде в легендах у практически всех народов мира. Откуда появились первые упоминания о драконах и какое значение они имеют для человека? И почему они всегда вызывали интерес и восхищение у людей?

В статье:

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.

Первыми письменными источниками, позволяющими реконструировать древние мифы о драконах, стали иероглифические надписи Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В этих легендах гигантская рептилия выступала как извечное зло, с которым боролись герои или боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком. А в Древнем Египте обликом огромной рептилии, стремящийся пожрать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который почти всегда побеждал зверя. Исключением были дни солнечных затмений, когда чудовищу ненадолго удавалось поглотить светило.

В целом, в большинстве древних мифов образ дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Он практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Драконы в скандинавской мифологии

Окончательно в европейской традиции образ дракона сформировался в древнегерманской и скандинавской традициях. Здесь они также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению как человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало двое великих драконов. Одного из них звали Нидхёгг и он был воплощением классического европейского чудовища.

Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира - источника, из которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет от начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить мир в первозданный хаос. У него есть и антагонист - великан Хрёсвельг, сидящий на самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что они постоянно посыпают друг друга бранными словами. Слова эти доносит от Нидхёгга, лежащего на самом дне мира, до Хрёсвельга, находящегося на его вершине, маленький зверёк - белка Рататоск. Эта вражда продлится до конца времен и начнется вновь, как только Вселенная переродится. Похожее значение имеет и кельтский дракон, который связывает подземный мир и небеса. Однако у кельтов его фигура выступала в качестве защитника, а не уничтожителя.

Другой из известнейших скандинавских чешуйчатых чудовищ - это Мировой Змей Йормунганд. В отличие от большинства классических европейских мифических рептилий, Йормунганд проживает в воде, а по некоторым мнениям - не имеет ног и крыльев, являясь именно змеем, а не драконом. Он также будет одной из ключевых фигур в Конце Света - Рагнарёке.

Помимо этих двух фундаментальных драконов, скандинавская мифология содержит упоминания и о других таких существах. Самым известным из них был Фафнир, о котором говорят как Старшая так и Младшая Эдды, а таже Сага о Вельсунгах. По легенде, ранее Фафнир был человеком, и лишь потом принял образ страшного зверя, чтобы стеречь награбленное и похищенное золото. Именно из образа Фафнира сформировался стереотип о том, что драконы спят на золоте и стерегут его.

Известные драконы народов мира - Ажи Дахака, Кецалькоатль и другие

Ажи Дахака — прототип змея Горыныча

Кроме скандинавов, и у других народов мира были свои драконы. Это - мифические существа Кетцалькоатль - бог ацтеков, и Змей-Горыныч из славянской мифологии, а также Ажи Дахака - иранский дракон, которому уделяется весьма большое внимание и по сей день. Сейчас феномен крылатых змеев исследует все больше ученых, ведь эти мифические существа независимо друг от друга появлялись во всех человеческих культурах.

Кетцалькоатль, названный «пернатым змеем» - одна из основных фигур ацтекского пантеона. Именно его аватарой считали ацтеки Кортеса. Именно поэтому ему удалось покорить южноамериканские народы практически без войска. Люди не могли сопротивляться силе того, в котором видели воплощение своего бога.

Кетцалькоатль

Отдельной статьи на нашем сайте удостоилось славянское Чудо-Юдо. Некоторые считают, что оно во много сродни китайскому водному дракону. Другие же исследователи до сих пор не думают, что этот зверь относится к драконам, а является рыбой или морским чудищем.

А именем Ажи Дахака или же Заххака до сих пор называется огромное количество мест в Иране и прилегающих странах. Этот зверь был в мифах иранских народов как до появления ислама, так и после. Сейчас он считается одним из ифритов - злых джинов, которые служат Иблису. Ему, как и европейским огнедышащим чудовищам, постоянно приносились жертвы в виде девиц и скота.

У древних греков были свои драконы - , а также Сцилла и Харибда. Орочи стал известнейшей из рек в провинции Изумо. А водный дракон Апалалу из индийской мифологии, по легенде, стал первым буддистом среди этих зверей, проникнувшись учением Сиддхартхи Гаутамы.

Драконы в христианстве и иудаизме

Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом Сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками.

При этом, хтонические существа в Торе и Ветхом Завете были известны с древнейших времен. Одним из них был зверь Левиафан, которого некоторые считают обладавшим образом, подобным драконам. Этот зверь, в отличие от Сатаны, считался творение Божьим, не имеющим пары и манифестацией его силы - сразить без помощи Господней никто не мог.

В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот святой явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.

Виверны и драконы - какая между ними разница

Слово «Виверна» в славянской литературе впервые появилось в книгах о ведьмаке Анджея Сапковского . В то же время, в западной литературе термином «виверна» долгое время назывались мифические существа, похожие на драконов, однако, не тождественные им. Классический европейский огнедышащий змей имел четыре лапы и крылья. Они, по поверьям, могли обладать недюжинным разумом и хитростью.

Виверны же повсеместно считались лишь чудовищами, дикими и опасными. У них было два крыла и две лапы, а также, очень часто - острое и ядовитое жало на хвосте. В момент разделения этих образов уже четко устоялась традиция, что драконы были огнедышащими. Виверны же такой способностью не обладали.

Сейчас виверн можно часто встретить как в кинематографе, так и в других произведениях массового искусства. Например, в отечественном фильме «Дракон», равно как и в «Хоббите» изображаются, увы, не драконы, а виверны. Впрочем, эта ошибка важна исключительно для драконологов, которые изучают историю этих существ и их влияние на человеческую культуру.

Добрые драконы - когда они возникли

Во второй половине двадцатого века драконы перестали быть образом вселенского зла в западной литературе. А к началу нового тысячелетия они стали практически всегда представлять собой положительных персонажей. О них снимают фильмы и мультфильмы, пишут книги и создают видеоигры.

Играя в различные компьютерные игры, пользователи постоянно создают новых героев, домашних животных или же какие-то предметы. Создание дракон не является исключением. Работая над созданием дракона, многие не знают, как его назвать.

В статье попробуем разобраться, как правильно подбирать имя.

Даем имя дракону

Если вы решили придумать имя вашему дракону в компьютерной игре, то необходимо придерживаться некоторых моментов. Имя должно быть:

  • уникальным и интересным. Для того чтобы вашего дракона не путали с другими аналогичными, имя его должно быть уникальным, то есть единственным в своем роде.
  • понятным. Не стоит придумывать довольно сложные ли труднопроизносимые имена.

Варианты имен

  • Имя хозяина дракона. Если в игре у дракона есть хозяин, то самый простой вариант - назвать дракона так же, как и его хозяина. Например, если хозяина зовут Марлин, то дракона можно назвать Марлин’s дракон (Dragon).
  • Составное имя. Имя может быть собрано из нескольких слов: Неподра (непобедимый дракон) или Сидра (сильный дракон). В качестве названия можно также взять первые буквы словосочетаний: НДМГ (Непобедимый дракон моего города). Здесь все зависит от вашей фантазии.
  • Смешное и прикольное имя. Можно выбрать любое интересное имя, например, Масяня, Драконя, Нафаня. Список может быть довольно длинным.
  • Слово на иностранном языке. В качестве имени может выступать любое слово на иностранном языке: Cloud, Schwarz или Hardy.
  • Герои фильмов и мультфильмов. Если у вас есть любимый герой, то его именем можно назвать и своего дракона: Тугарин Змей или Лорд Клинфильд.
  • Также можно вспомнить легендарных личностей из истории и мифов или других известных людей и дать дракону именитое прозвище, например: Цезарь, Наполеон, Геракл; Эдип, Софокл, Персей.
  • Для дракона отлично подойдут греческие имена: Адрастос, Аминтас, Вазилайос, Зефир, Зороастер, Кризантос, Лефтерис, Милтиадес, Саймон, Трифон, Филасеос и т. д.

Если ни один из вариантов не подошел, необходимо просто понаблюдать за своим драконом, возможно, он сам подскажет вам имя: Соня, Смешинка, Страх, также можно связать имя с цветом: Редди, Оранжи, Пинки.

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: «И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце… и создал из одной половины твердь небесную, а из другой - твердь земную». В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании «Энума элиш» говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал - бога Йаму, владыку изначального океана. Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Создателем.

Символ дракона - это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное слово драгун (dragon). Символ дракона - символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон - Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь «Илиады») был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы, в мифологии разных народов, это крылатые чудовища, в образах которых соединялись животные, воплощающие два мира - небес и земли - верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса - императрицы.

В средневековой алхимии - первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом - змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос («пожиратель хвоста»). Изображение уробороса сопровождали подписью «Все в Едином или Единое во всем». А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона «заимствовали» разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов - сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.

Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.