21 мая какой божественный праздник. Церковный Православный праздник мая

21 мая отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 21 мая

Иван Долгий

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Почитание одного из 12 апостолов, избранных учеников Христа. Автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения, трех посланий.

Народный праздник Иван Долгий отмечается 21 мая 2018 года (по старому стилю – 8 мая). По православному календарю это дата почитания памяти апостола Иоанна Богослова. «Долгим» праздник назвали за то, что все работы, которые совершались в этот день, начинались с самой зари и продолжались до темноты.

История

Апостол Иоанн был любимцем Спасителя. Иисусу в нем нравилась девственная чистота и любовь, которая не знала границ. Иоанн ходил везде за Спасителем и не расставался с ним ни на минуту. Он был свидетелем чудесных мгновений и горестных дней Христа. После того, как Учителя распяли, Иоанн заботился о Богородице до ее последнего дня.

После этого он отправился по городам нести людям слово Божие. В попутчики выбрал своего ученика. Во время морского путешествия случился шторм. Иоанн две недели провел в морской пучине, после чего его выбросило на берег. Все это время Учитель поддерживал в нем жизнь.

Проповеди святого сопровождались разными чудесами. Число уверовавших росло.

В те времена начались преследования христиан. Апостола арестовали и приговорили к смертной казни. Как ни пытались его убить, он оставался живым и невредимым. Тогда мучители сослали Иоанна на дальний остров, где он прожил много лет.

После возвращения в Ефес святой написал Евангелие. Всю оставшуюся жизнь он проповедовал и наставлял заблудших душ на истинный путь. Иоанн прожил более столетия.

Преподобного Арсения Великого

Чествование памяти святого Арсения (354-449). Великий подвижник и безмолвник.

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379 — 395), правивший восточной половиной Римской Империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Против воли, повинуясь лишь повелению римского папы Димаса, преподобный Арсений был вынужден расстаться со служением святому алтарю, в то время ему было 29 лет.

Прибыв в Константинополь, Арсений был с большой честью встречен императором Феодосием, который дал ему повеление воспитать царевичей не только мудрыми, но и благочестивыми, охраняя их от увлечений юности. «Хотя они и царские сыновья, — сказал Феодосий, — но должны тебе во всем повиноваться, как отцу своему и учителю».

С усердием занялся преподобный образованием юношей, однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения. Господь внял его прошению и однажды он услышал Голос, говоривший ему: «Арсений, бегай людей и спасешься». Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью преподобному авве Иоанну Колову (память 9 ноября). Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: «Если хочешь, ешь». С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!» С любовью приняв Арсения, он совершил постриг в иночество начинающего подвижника.

С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников.

Преподобных Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских

Празднование памяти святых Пимена (XII ст.) и Арсения (XIV ст.). Пимен — игумен Киево-Печерского монастыря. Подвизался в Дальних пещерах; Арсений — в пещерах Киевского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Пимен Печерский жил в XII в. Угодил Богу, усердствуя в подвиге постничества. Воздержанность была настолько строгой, что он ел один раз в сутки и только в необходимой мере. Вместе с постом физическим угодник Божий вел строжайший пост духовный, воздерживаясь от неправильных поступков, помыслов и даже чувств.

Исторические сведения сообщают нам, что святой Пимен был настоятелем обители в 1132-1141 гг.

Преподобный Арсений Печерский был послушником в ПечерскомПреподобный Арсений Печерский монастыре на стыке XIII - XIV вв. Отличился подвигом трудолюбием, за что его соответственно и назвали. Этот подвиг заключался в том, что святой инок трудился на монастырских послушаниях без отдыха. В промежутках между работой, преподобный непрестанно молился. При этом он до вечера не вкушал пищи, и то разве что хлеб. За смиренные подвиги Господь наградил трудолюбивого монаха дарованием совершать чудеса.

Местное почитание преподобного Арсения началось в конце XVII в., а общецерковное - в XVIII в.

Мощи преподобных почивают в Дальних пещерах Лавры.

Помолиться прпп. Пимену и Арсению также можно в Бруклинском соборе, где постоянно находятся частички их мощей.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии ― дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн ― Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), ― возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 (21) мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ― вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел ― символ высокого парения Богословской мысли ― иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Опубликовано 20.05.17 23:39

Сегодня 21 мая 2017 года также отмечается День полярника и Всемирный день памяти жертв СПИДа.

21 мая в России, начиная с 2013 года, отмечается новый профессиональный праздник - День полярника. Этот новый для страны праздник был установлен Указом Президента РФ №502 от 21 мая 2013 года «О Дне Полярника», в знак признания заслуг людей данной профессии.

Дата для праздника была выбрана неслучайно - в этот день в 1937 году начала свою работу первая научно исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1» («СП-1»). Решение идхумкз об организации в Арктике подобной научной станции советским руководством было принято в феврале 1936 года. Начальником всей экспедиции был назначен Отто Шмидт, а руководителем непосредственно полярной станции «Северный полюс-1» - Иван Папанин.

Инициатором по включению в календарь праздничных дат России Дня полярника стал спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. В декабре 2012 года предложение Чилингарова поддержали члены Совета Федерации.

А 25 апреля 2013 года в ходе «прямой линии» данный вопрос на рассмотрение был предложен президенту РФ Владимиру Путину. Он поддержал идею учреждения профессионального праздника полярников, исследователей Арктики и Антарктики и предложил начать отмечать его уже в том же году.

Всемирный день памяти жертв СПИДа

Ежегодно в третье воскресенье мая принято вспоминать людей, умерших от СПИДа. В 2017 году этот день выпал на 21 мая.

Всемирный день памяти жертв "чумы ХХ века", как еще называют СПИД, отмечают еще и для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам больных СПИДом и носителей ВИЧ-инфекции, а также к распространению этого заболевания в мире.

Впервые Всемирный день памяти жертв СПИДа (World Remembrance Day of AIDS Victims) отметили в американском Сан-Франциско в 1983 году. Через несколько лет появился символ движения против этой болезни. Им стала красная ленточка, приколотая к одежде, а также разноцветные полотна — квилты, сшитые из лоскутков ткани в память о множестве людей, ушедших из жизни. Эти атрибуты придумал в 1991 году художник Фрэнк Мур.

Согласно статистке Всемирной ассоциации здравоохранения, на планете живет более 42 миллионов человек, инфицированных вирусом имуннодефицита (ВИЧ), и каждый день эта цифра увеличивается еще на 14-15 тысяч. Большинство ВИЧ-инфицированных — молодые люди в возрасте до 30 лет.

За последние 25 лет от СПИДа умерло около 25 миллионов человек.

Именно Иоанна и его старшего брата Иакова Иисус Христос сделал своими излюбленными учениками. Богослов - автор пяти глав Нового Завета, в которых апостол раскрывает всю правду о смерти и воскресении, а также о приходе Мессии и конце дней человеческих.

Именно поэтому Иоанн Богослов считается покровителем всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству - писатей, редакторов, издателей, книгопечатников, а также продавцов книг и работников бумажной промышленности.

Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.

В этот день на Руси традиционно занимались посевом пшеницы. А вечером зажиточные крестьяне пекли жертвенные пироги в честь святого Иоанна и угощали ими бедняков. Зачастую женщины ходили по улицам и раздавали пироги нищим и путешественникам.

Старики 21 мая выходили на ближайшие перекрестки и читали специальную молитву, чтобы Господь послал добра их семьям, друзьям, да и просто окружающим людям. По завершению молитвы, они рассыпали по дороге принесенные из дому крошки от пирогов с целью покормить птиц. Самому такую выпечку употреблять было нельзя, все раздавали бедным, а крошки - птицам.

Согласно преданию, каждый год из могилы святого апостола Иоанна в этот майский день выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь и празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день — 21 мая по новому стилю.

Иоанн Заведеев, младший брат апостола Иакова — один из 12 апостолов, он был среди рыбаков, первыми призванных Христом в ученики на Генисаретском озере (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Только их с Петром и Иаковом сделал Иисус свидетелями своего Преображения и Гефсиманской молитвы перед распятием, а на кресте поручил Иоанну заботиться о Своей Матери.

Согласно христианской традиции, Иоанн Богослов — автор Евангелия от Иоанна и трех посланий и Откровения (Апокалипсиса), вошедших в канонический свод Нового Завета.

О жизни его после евангельских событий исторических документов не сохранилось. По преданию, после Успения Богоматери он с учеником Прохором отправился с проповедью в Эфес и другие города Малой Азии, во время гонений на христиан при императоре Нероне был схвачен, привезен в Рим, приговорен к смерти, но, чудесным образом избежав казни, был сослан на остров Патмос и прожил там много лет, проповедуя и исцеляя больных.

Там, на Патмосе, после трехдневного поста и молитвы апостол Иоанн, вдохновляемый Святым Духом, написал свое Евангелие. А потом, уединившись в пещере, получил от Бога откровение, которое послушно записал.

"Его Евангелие поистине изумительное, — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). — Но не одно только Евангелие написал святой апостол Иоанн Богослов, он написал еще и три чудных соборных послания. И только из первого его послания узнаем то, что важней всего для нас, — узнаем, что Бог есть любовь. В древнем мире богов представляли только грозными владыками, карателями и мстителями, и никто не знал до того, как нам это открыл святой Иоанн, что Бог есть любовь. Его послания — сплошной гимн любви".

Годы жизни апостола Иоанна определяют лишь приблизительно: по церковной традиции, во время распятия Христа ему было лет 16, а умер он около 100 года — последний из учеников, знавших Иисуса во время его земной жизни: остальные апостолы к тому времени уже приняли мученический венец.

Свидетельство о личности апостола Иоанна оставил его ученик Игнатий Богоносец, в 107 году в Риме отданный на растерзание львам.
В церковной же традиции среди избранных учеников Христа апостол Иоанн занял особое место — Апостола любви, автора священной формулы: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16).

Ночь Баарат (Лайлят-уль-Баарат)

Ночь Баарат наступает с 14 на 15 день месяца Шаабан, предшествующего священному месяцу Рамазан. Шаабан — второй из трех следующих друг за другом месяцев, которые высоко ценятся в исламе: Раджаб считается месяцем прощения и милости, Шаабан — очищения и одухотворения, а Рамадан — приобретения благ. Говорят, что в месяце Раджаб семена кидают в землю (то есть, человек кается), в Шаабан их поливают (то есть, человек совершает хорошие деяния), а в месяце Рамадан собирают урожай (то есть, после покаяния и совершения благих дел человек очищается от грехов и достигает больших степеней совершенства).

Ночь Бараат (по-арабски "Лайлят-уль-Бараат") — ночь милости и прощения, когда принимается мольба любого мусульманина. Бараат в переводе с арабского означает "непричастность", "полное отделение", "очищение". В эту ночь грешники отлучаются от Рая, а праведники — от пламени Ада: это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, одни получают вознаграждение, их возвеличивают, а другие подвергаются унижению, их лишают прощения.

Пророк Мухаммед учил: "Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите ее в поклонении, а днем (следующим днем) держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: "Нет ли кающихся передо Мной — Я их прощу, нет ли просящих блага — Я дам им, нет ли охваченных болезнью — Я ниспошлю выздоровление". И так продолжается до самого утра".

По вере мусульман, Аллах в середине месяца Шаабан прощает всех, кроме многобожников, тех, кто испытывает злобу, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту либо отступил от ислама, а также клеветников. В Ночь Бараат Он принимает покаяние тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у Него прощения. В эту священную ночь прощения мусульмане должны пересмотреть свою жизнь, поступки, мысли и, всей душой обратившись ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Ночь Бараат мусульмане должны постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, посещая больных, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение, а также вспоминая и желая милости, прощения и благоденствия умершим единоверцам.