Введение Пресвятой Богородицы во храм.

Велика заступническая сила Божьей Матери за весь род людской перед Господом. По молитвам Пресвятой Девы Бог помогает всем нам, избавляя от печали и болезней. Именно поэтому праздник Покров Святой Богородицы является один из самых значимых в жизни православных.

История

«Радуйся, Радосте наша, покрыв нас от всякого зла Честнейшим Твоим Омофором», - так обращаются верующие к Пресвятой Деве в надежде на Ее заступничество. Омофор - это накидка, покрывающая голову Божьей Матери, по-другому его именуют покровом. История данного праздника позволяет по-разному интерпретировать его название.

Великое чудо, которое мы до сих пор вспоминаем 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы), произошло в Константинополе в 910 году. Тогда город был окружен врагами, и его жителям ничего не оставалось, как просить заступничества у небесных сил. Собравшись в главном храме греческой столицы, люди усердно молились. Среди этой толпы находился и блаженный Андрей, которого считали обезумевшим. Святой постоянно подвергался насмешкам и издевательствам окружающих, но при этом все смиренно терпел, ходя по улицам босым и в одной рубахе.

Все те деньги, которые ему подавали прохожие в качестве милостыни, блаженный Андрей раздавал другим нуждающимся. За великий подвиг самоотвержения Господь одарил юродивого даром прозорливости. Находясь вместе с другими прихожанами на всенощном бдении, Андрей увидел под сводом храма Царицу Небесную, шествовавшую вместе с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.

Подойдя к алтарю, Матерь Божия опустилась на колени, начала долго и усердно молиться Господу с другими людьми, после чего сняла с головы омофор и распростерла его над прихожанами храма. Всю эту картину лицезрел блаженный Андрей вместе со своим учеником юродивым Епифанием. По окончании службы Пресвятая Богородица взяла Свой покров, оставив невидимую благодать над прихожанами. После этого в городе произошло чудо - враг отступил от стен Константинополя. Великое явление Божьей Матери запечатлелось в истории 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор незримо охраняет жителей греческой столицы.

Храмы в честь Богородицы

Несмотря на то что великое событие сошествия Божьей Матери произошло в греческой столице, русские православные люди считают его своим. Впервые праздник начал отмечаться по велению князя Андрея Боголюбского, построившего собор Покрова Святой Богородицы (известный на весь мир храм на р. Нерли).

Освещенный в честь Царицы Небесной Богородицы - известного юродивого, жившего на Руси во времена Иоанна Грозного, - был возведен после взятия Казани в 1552 году.

Церковь Покрова Святой Богородицы на Нерли

Данный храм, освященный в честь праздника 14 октября, является уникальным примером архитектуры: стены, обладающие строгой вертикалью, кажутся немного наклоненными в центр. За счет этого достигается иллюзия величества комплекса. Интересно и то, что храм Покрова Святой Богородицы возводился на холме, который создали вручную. Это было необходимо для того, чтобы воды окружающие церковь, не затапливали строение во время весеннего половодья. Стены комплекса украшены рисунками львов и женских масок. Центральной фигурой храма является образ сидящего на троне царя Давида, из рода которого вышел сам Мессия.

Псковско-Покровская икона Божьей Матери

До сих пор осталось загадкой, кто является автором данного образа Царицы Небесной. Известно лишь то, что поводом для написания иконы стало чудесное явление Божьей Матери настоятелю Это произошло перед тем как польские войска устремились атаковать город. Царь Иван Грозный, сосредоточив военные силы около новгородских земель, оставил псковичей на произвол судьбы.

Войско города составляло не более 6,500 тыс. человек. Жители рисковали оказаться в неравном бою с европейцами, силы которых насчитывали 100 тысяч воинов. Но псковичам ничего не оставалось, как сражаться до победы или до смерти. Духовные воины города - монахи - вместе с владыкой монастыря усердно молились и ждали прибытия Богородичных икон «Успение» и «Умиление».

Перед самым штурмом старцу Дорофею, находившемуся в трудах, явилась Пресвятая Богородица. Именно в тот момент он понял, почему город был оставлен Высшими Силами. Матерь Божия говорила о тяжких грехах и сквернах делах, совершаемых жителями, которые оскорбили Господа Бога, допустившего тем самым неравный бой. Но кроме Владычицы старец смог лицезреть и некоторых святых, стоявших на коленях перед Богородицей и слезно молящих о спасении Пскова. Всемилостивая Царица пообещала уберечь город от врагов, если его жители будут непрестанно молиться и скорбеть о своих грехах. Также повелела Она повесить у городской стены Печерскую икону и хоругвь.

Во время боя были вынесены мощи святого благоверного Гавриила, после чего псковским войскам явились три уже давно умерших инока. Монахи говорили о заступничестве Пресвятой Богородицы и о Ее непрестанных воззваниях к Господу. Тем самым они убеждали жителей в скорой победе. Все так и произошло, как и предрекали души иноков: Псков отбил наступление врагов. Желая отблагодарить Небесные Силы, псковичи создали храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как победили жители именно 21 сентября по Был написан образ Божьей Матери, названный так же, как и нововозведенный собор в Пскове.

Чудеса иконы

Образ Псковско-Покровской Божьей Матери поистине многогранный: на нем изображено явление Пресвятой Богородицы старцу Дорофею. Данная икона хранилась в храме вплоть до начала революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны образ был вывезен из России в Германию, где он оказался в одном из музеев. И лишь спустя целый век икона была обретена РПЦ и отвезена в псковский монастырь. Через несколько лет образ начал обильно мироточить, что, по словам священнослужителей, означает его чудотворную силу.

Покровская икона

Тем, кому посчастливилось увидеть этот образ, говорят о его небывалой притягательной силе. Икона отражает историю давно минувших лет, застывшую во времени и пространстве. Истинно православные люди считают, что святой образ,
словно книгу, можно прочитать.

Если всмотреться в сюжет иконы, можно увидеть свод Влахернской церкви, которая не сохранилась до наших дней, но навеки запечатлена на святыне. В самом центре на небольшом возвышении под названием амвон стоит рядом с которым находится император со своим народом. На этот род людской сверху взирают святые с Пресвятой Богородицей, простирающей свой спасительный омофор над всем православным миром. Выше людей и святых находится Господь Бог, к которому в своих молитвах обращаются земные и небесные жители. Покров Святой Богородицы - икона, которая должна быть в каждой православной семье.

Исцеляющая сила образа

Имеет поистине исцеляющую силу. Перед образом вы можете попросить о даровании здоровья, излечении тяжелых болезней. Молитвенно обращайтесь к Царице Небесной через данной образ, и она обязательно защитит своим омофором ваш дом и близких от всяких бед. Вы можете прочитать акафист перед образом Божьей Матери или обратиться к Пресвятой Богородице своими словами, но искренне и от всего сердца, прося уберечь вашу семью от невзгод и несчастий спасительным омофором. Помолитесь перед иконой и 14 октября - покров Девы Марии будет всегда незримо над вами.

Традиции Покрова

С праздником заступничества Божьей Матери связывают много обычаев и примет на Руси. Так, на Покров принято было жениться, поскольку к этому времени уже выпадал первый снег, напоминающий белые одежды невесты. Считалось, что пары, которые обвенчались в этот день, будут жить долго и счастливо. Если же девица не имела жениха, она приходила в храм на праздник Покрова и усердно молила Богородицу о даровании ей мужа. В целом русский народ проводил этот день весело и беззаботно.

Приближение праздника Покрова было знаком для крестьян: пора убирать урожай, так как недалеко и заморозки.

Покров Богородицы и казаки

Считается, что праздник Покров Святой Богородицы является в какой-то степени профессиональным для военных, особенно для казаков. Матерь Божия, закрыв Псковский город от нападения врагов своим омофором, помогала русским людям и впредь. Так, например, Казань была взята Иоанном Грозным в борьбе с турками именно накануне праздника. В честь этого знаменательно дня и построили храм Василия Блаженного.

Праздничные приметы на Покров

14 октября, с самого начала основания праздника, русский народ наблюдает много примет, по которым можно судить о погоде и о грядущих событиях. Так, например, считалось, что с какой стороны подует ветер, оттуда и ждать первых сильных заморозков. Зима не будет суровой, если тепло на Покров. Праздник 14 октября обещал суровые морозы, если весь день дул восточный ветер.

Существуют и другие приметы на Покров. 14 октября (1 октября по старому стилю) молодые незамужние девушки старались пораньше прийти в храм и поставить свечу: считалось, что в следующем году найдет пару та девица, которая посетит церковь первой. Остальные тоже не отчаивались, они проводили Покров в веселии и играх, ведь та, что будет радостна и беззаботна, быстро найдет себе хорошего жениха. Много снега на праздник означает большое количество свадеб в следующем году.

Замужние женщины старались испечь на Покров побольше блинов. Много выпечки в доме - в жилище будет зимой тепло. Истопишь печь дровами из яблони - дом станет уютным. А отремонтировать избу до праздника считалось делом обязательным, так как в противном случае семья могла провести зиму в холоде. Вот так и отмечали наши предки 14 октября. Покров Богородицы был для них очень значимым православным праздником.

Как провести праздник

Православные люди всегда стараются по-особенному провести церковный праздник. Покров Святой Богородицы - не исключение. В этот день верующие обязательно посещают утреннюю литургию (и всенощное бдение накануне), не забывая сделать пожертвование нуждающимся - сиротам, бедным и убогим, а также пекут блины, созывая гостей на великое празднество. Если нет возможности организовать подобное веселье, найдите время для посещения храма на праздник. Покров Святой Богородицы защищает всех, кто к ней обращается.

В память о Пресвятой Богородице

Кроме Покрова верующие отмечают и другие церковные праздники России, посвященные Матери Божией. К ним относятся:


Все эти праздники являются двунадесятыми - 12 главными днями, отмечаемыми РПЦ, отражающими земную жизнь Христа и Матери Божией. В их число не входит Покров. Праздник 14 октября стоит неким духовным особняком, который почитается каждым истинным православным.

Рождество Пресвятой Богородицы

Матерь Божия родилась у старцев Иокима и Анны, до этого не имевших детей. За праведную жизнь Господь подарил им ребенка на самом закате их бытия. Это была Мария, которой стала Пресвятой Богородицей. За такой бесценный дар Иоаким и Анна пообещали направить дитя на служение Господу.

Рождество Матери Божией - это поистине великий праздник, так как Царица Небесная своим появлением на свет открыла новую страницу духовной истории.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Когда деве Марии исполнилось 3 года, Иоаким и Анна, нарядив свою единственную дочь в самые лучшие одежды, повели ее в храм. Этот день был поистине знаменательным, ведь праведные шли исполнять данный Богу обет - посвятить своего ребенка служению Всевышнему. Перед самым храмом была выстроена лестница с 15 высокими ступеньками, которые Мария вряд ли бы смогла преодолеть. Но каково же было удивление окружающих, когда Она прошла весь путь до храма без помощи окружающих и своих родителей. И лишь рука Господа невидимо вела девочку до самого входа. В храме первосвященник по внушению Божьему провел Богородицу в алтарь, куда, как известно, женщинам вход воспрещен. Этим событием была показана великая роль пока еще маленькой Марии в жизни всего человечества. С тех пор девочка жила при храме до самого совершеннолетия - до 14 лет.

«Дево, радуйся!»

Великому дню Благовещения, ставшему церковным праздником, предшествовала свадьба Марии с Иосифом, взявшим на себя опеку о девстве Царицы Небесной. Пресвятая Богородица пожелала сохранить обет, данный Господу - жить в непорочности и в непрестанной молитве. Когда Марии исполнилось 14 лет, настоятели храма были вынуждены выдать ее замуж, так как в таком возрасте все девочки тех времен становились женами и матерями.

Иосиф оберегал Богородицу, которая все свое свободное время трудилась и молилась. И вот однажды, читая книгу Исайи о великой женщине, которая удостоится быть матерью Господа, Мария всем сердцем возжелала ее увидеть и смиренно служить ей. В этот момент Богородице явился воскликнувший: «Радуйся, Дево, Господь с Тобою! Благословенна Ты в Женах и благословен Плод Чрева Твоего!». Смущенная этими словами, Богородица воскликнула: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Архангел отвечал, что Святой Дух посетит Ее, и поэтому дитя Ее будет сыном Божиим. Смиренно приняла Мария эти слова. Иосиф поначалу хотел отпустить Деву, узнав о зачатии. Но Архангел пришел и к нему, принеся благую весть и заповедовав и дальше оберегать Божью Матерь. Иосиф, безропотно приняв завет Господа, остался с Марией.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник, который дорог каждому православному христианину. Ведь матерь Божия продолжает о нас заботиться и впредь, закрывая Россию спасительным покровом от всех бед и напастей. Посетите храм и помолитесь перед иконой Божьей Матери 14 октября. Покров, незримый для нас, земных, обязательно будет вас защищать по вашим же молитвам.

В основу этого праздника положено событие, которое произошло еще в IX веке. Согласно сказаниям наших предков еще в 910 году Константинополь был окружен войсками язычников. Как сообщают нам предания, осаждение было длительным и многие уже не надеялись получить спасение. А противники между тем, уже думали о том, как будут праздновать победу. Жители Константинополя, понимая, что спасение их маловероятно, а если и стоит надеяться на чью-либо помощь, то только на Божью.

С этой целью 14 октября все христиане собрались в Влахернском храме для молитвы. К сведению наших читателей именно здесь хранилась риза, головной убор и часть пояса Девы Марии. Дальнейшие события можно назвать настоящим чудом. Все присутствовавшие увидели Божью матерь, которая шла по воздуху в окружении ангелов. Затем Дева Мария стала молиться вместе со всеми, и, как бы защищая всех, сняла покров со своей головы, а потом распростерла его над всеми. Все жители Константинополя обрели надежду на спасение. И действительно уже на следующее утро враги отступили.

За этим явлением наблюдали Епифаний и его учитель блаженный Андрей. Пораженные увиденным, они впоследствии всем рассказали о своих впечатлениях другим жителям Константинополя, благодаря чему запечатлели это явление надолго в истории.

Однако установлен праздник Покрова спустя 300 лет с помощью князя Андрея Боголюбского. Именно тогда князья начали строить православные храмы и церкви, а Покров Пресвятой Богородицы считался самым святым праздником. Кроме того Деву Марию они считали спасительницей и покровительницей русских войск.

Традиции праздника Покрова

День Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября можно назвать границей между осенью и зимой. После этого праздника начинались холода, а чтобы правильно к ним подготовиться в древности проводили множество обрядов и устанавливали различные традиции.

К примеру, именно в этот день хозяйка должна была испечь блины к праздничному столу, при этом необходимо обойти все углы в доме и произнести молитву над блинами. Только после этого они подавались на стол, и все члены семьи могли полакомиться угощением. При этом издревле считалось, что утеплить дом необходимо еще до этого праздника, в таком случае это гарантирует хозяевам уют и благоприятную атмосферу.

Также обязательно именно в этот день начинали топить печь, а чтобы следующем году урожай был хорошим и богатым, необходимо было сжигать ветки плодовых деревьев. Также наши предки в этот день пекли караваи, которым угощали всех соседей и родственников. А если что-то оставалось, то его не выбрасывали, а хранили до великого поста. При этом любой обряд доверяли только женщине. Ведь именно она должна была становиться на скамью и произносить при этом определенную молитву. Наши предки верили, что таким образом можно было спасти свою семью от бедствий и напастей.

Покров Пресвятой Богородицы раньше многие считали именно свадебным и семейным праздником. Незамужние просили у Девы Марии хорошего супруга, а те, кто только вступил в брак, молились о здоровом и крепком малыше. Причем незамужним желательно было при этом украсить икону вышитым своими руками рушником. А чтобы скорее узнать о своем суженом девушка перед сном должна была произнести определенные слова, а потом весь вечер молчать, ни с кем не разговаривая.

Вообще этот день для незамужних девушек был чем-то особенным. Ведь многие именно на Покров гадали, молились о суженном, планировали свадьбу. Одно из самых популярных гаданий в этот день было следующим. Чтобы узнать, кто из них самая первая создаст семью, девушки собирались вместе. Затем для каждой девушки отрезались нити одинакового размера, а потом их поджигали. У кого первой сгорит, та и будет невестой. Если же нить вообще потухла, то, к сожалению, свадьба девушки откладывается надолго.

Приметы на Покрова

1. Отлетающие журавли говорят о том, что, скорее всего, зима будет холодной и ранней.

2. Также необходимо проследить в этот день за дубом, так как если на этом дереве опадут все листья, то готовьтесь к легкой и теплой зиме, соответственно если все наоборот, то запасайтесь дровами и топливом, чтобы не замерзнуть, ведь вас ждет холодная и суровая зима;

3. Обратите внимание и на погоду в этот день. Если холодно, то не ждите теплой и мягкой зимы, и наоборот, когда солнечно, тогда и зима будет соответствующей.

4. А вот незамужним необходимо постараться провести этот день весело и радостно, ведь, если на Покров вы проведете праздник в таком ключе, то свадьба не за горами.

5. Также, если замуж невтерпеж, то поспешите в этот день поставить первой свечку Богородице. Ведь кто первый успеет, та и выйдет замуж раньше всех.

6. Не забудьте хорошо утеплить дом к Покрову, ведь в противном случае будете мерзнуть всю зиму. Именно к этому празднику хозяева должны были приготовить дрова.

7. Молодым мамам на заметку - раньше, чтобы уберечь детей от разных болезней их выводили на порог дома и обливали водой кто через решето, а кто через сито.

8. Наши предки считали, что чем больше хозяйка напечет блинов в этот день, тем теплее будет в доме.

9. Чтобы защититься от сглаза, хозяйки дома жгли старое летнее постельное белье.

10. Так как Покров издревле считался и свадебным праздником, то многие верили в то, чем больше снега будет в этот день, тем больше свадеб будет на целый год.

12. Пожилые люди, чтобы не потерять активность и жизненные силы, сжигали в этот день в печи свои старые лапти.

Обряды на Покров

1. Чтобы обеспечить скотине благополучную и сытую зиму, крестьяне пытались положить ей сена больше дневной нормы. Вообще достаточно много обрядов связано именно с целью заботы о скотине. Так многие вешали над воротами пустые ведра, в таком случае отел у коров пройдет благополучно, а чтобы сохранить здоровье животным - их поили через решето.

2. Многие хозяйки верили в существование домовых, именно поэтому они первый блин разносили по углам дома, чтобы в этом году он был спокоен и мирен.

3. Именно этот праздник считался открытием зимних посиделок и собраний. Поэтому в этот день устраивалось гулянье, которое могло затянуться на несколько дней.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная - 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу – разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Материал по теме


Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» - так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых - . Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа - храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день - народные традиции праздника

Шибанов Михаил. “Празднество свадебного договора”. 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты - все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября - по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров - «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм - во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь - место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей – Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа – не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? – т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? – Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь – это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! – потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) – когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? – Нет, – сказал он, – но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! – и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?.. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она – да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас – образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас – образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он – средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша – это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы - тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!