Рабочие у заводской проходной.

Текущая страница: 2 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

В декабре 1905 г. московский Совет рабочих депутатов, в котором одержали верх большевики и эсеры – сторонники «углубления» революции, организовал вооруженное восстание. Более недели рабочие дружины вели баррикадные бои с войсками. Однако восстание потерпело поражение, оно не стало началом новой революционной волны.

Стремление низовых социал-демократических организаций к единству действий послужило причиной организационного объединения большевиков и меньшевиков, которое состоялось весной 1906 года. Поскольку в РСДРП на тот момент численно преобладали меньшевики, большевикам пришлось отказаться от тактики бойкота Думы. Однако сохранявшиеся в среде революционных вождей противоречия делали объединение непрочным. Особенностью российской социал-демократии было то, что в ее рядах, в отличие от стран Запада, так и не сформировалось устойчивого реформистского течения. Как большевики, так и меньшевики продолжали выдвигать лозунг революции.

Либеральные партии. Организации правых. В ходе революции произошло оформление либеральных партий – политического центра. Выступавшие за парламентский строй представители демократической интеллигенции создали осенью 1905 г. конституционно-демократическую (кадетскую – по первым буквам) партию. У нее было также еще одно наименование – Партия народной свободы. Лидером кадетов стал П. Н. Милюков.


Красная Пресня. Декабрьское вооруженное восстание. Фрагмент диорамы. Художник Е. Дешалыт


Идеалом политического строя члены Партии народной свободы считали британскую конституционную монархию. При этом, в отличие от западноевропейских либералов, они в период революции выступали за активное давление на правительство, порой участвовали в политических акциях совместно с социалистами. Реформаторские шаги правительства представлялись кадетам недостаточными. Например, оценивая царский Манифест 17 октября, Милюков писал, что он «не представляет даже минимума уступок, необходимых на сегодняшний день».

Сторонники постепенных и умеренных либеральных преобразований – представители части чиновничества и буржуазии – объединились в «Союз 17 октября» во главе с А. И. Гучковым. Октябристы не отрицали, что их партия «решает вопросы государственной и общественной жизни не в интересах трудящихся масс, а в интересах капитала и владельческих классов». Само название партии демонстрировало поддержку ее членами политического курса царского правительства. Октябристы считали себя одновременно и либералами, и монархистами.

Правые политические силы, представителей которых называли черносотенцами (в старину «черной сотней» именовалось податное посадское население), не создали устойчивых политических партий. В их рядах возникло несколько организаций, среди которых активностью своих членов выделялся «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным. Черносотенцы возрождали лозунг православия, самодержавия и народности. Они проводили манифестации и молебны, демонстрируя верность царской власти, расправлялись с революционерами, устраивали еврейские погромы. Правые списывали на революционеров и евреев причины кризисной ситуации в стране. Один из черносотенцев писал: «Самоуправство и самосуд: вот единственное, что остается сторонникам порядка и закона… Быть консерватором нынче значит быть по крайней мере радикалом, а вернее – революционером». Таким образом, российский консерватизм значительно отличался от западного, идеологи которого в тот период выступали против использования в политике радикальных шагов. Применяя насилие, черносотенцы выступали в роли своеобразных «революционеров справа».


Казаки у Московского университета в 1905 г. Художник Н. Шестопалов


Помимо общероссийских, возникли также национальные социалистические и либеральные партии. В целом по стране насчитывалось около полусотни более или менее заметных партий.

Начало российского парламентаризма. Жители России, направляясь в феврале-марте 1906 г. на избирательные участки, рассчитывали, что Государственная дума поможет решить важнейшие проблемы страны. Выборы принесли успех кадетам: они получили наибольшее количество мест (см. таблицу). Довольно много мандатов досталось и крестьянским депутатам, объединившимся в трудовую группу. Остальные общероссийские и местные (национальные) политические силы имели в Думе группы, не превышавшие трех десятков человек.


Партийный состав Государственной думы I, II, III и IV созывов


Работа первого российского парламента началась 27 апреля 1906 года. Председателем Думы был избран один из лидеров кадетской партии С. А. Муромцев. Народные представители высказывались за дальнейшую демократизацию избирательной системы и государства в целом. Они начали борьбу за расширение властных полномочий самой Думы. В первую очередь, депутаты выступили с идеей установления своего контроля за деятельностью исполнительной власти. «Мы желаем быть хозяевами, распорядителями страны и требуем ответственного народного министерства (правительства. – Авт .) из народных представителей: никакое другое министерство не может быть терпимо – или мы, или они», – заявил один из членов Думы.

Требование думцев было отвергнуто правительством. Депутаты, в свою очередь, выразили недоверие кабинету министров и высказались за его отставку.

Между представительной и исполнительной властью возникла острая вражда. Она еще более усилилась после того, как во время обсуждения аграрного вопроса кадеты выступили за частичное отчуждение помещичьих земель за выкуп, а трудовики потребовали введения уравнительного землепользования. Консерваторы перешли в атаку: правительство категорически отвергло идею наступления на имущественные права помещиков. 8 июля 1906 г. указом императора I Государственная дума была распущена.

Депутаты призвали население не давать «ни копейки в казну, ни одного солдата в армию», пока Дума не будет созвана вновь. Моряки крепостей Свеаборг и Кронштадт подняли вооруженные восстания. Некоторое время спустя власти объявили о созыве II Думы.


Таврический дворец в Петербурге, в котором проходили заседания Государственной думы

Подведем итоги

Таким образом, в ходе первой революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию. Под напором революционного движения император даровал населению гражданские права и свободы, в стране возникла система политических партий, новые общественные организации.

ВОПРОСЫ

1. Назовите причины и этапы первой российской революции.

2. Какие формы приобрела революционная борьба в России? Какие из них были характерны только для нашей страны?

3. Дайте характеристику нового политического строя. Чем он отличался от парламентской монархии, например, в Англии?

4. Как повлияли политические изменения в стране на положение и тактику социалистических партий?

5. Почему черносотенцев можно назвать «революционерами справа»?

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь картой № 2 (стр. II-III), проанализируйте пространственный размах революционных событий. Как вы полагаете, каковы были особенности требований революционных сил в промышленных центрах, на национальных окраинах страны, в сельской местности?

2. Кадет В. А. Маклаков писал о реакции москвичей на Манифест 17 октября: «Когда 18 октября утром прочли манифест, толпы народа вывалили на улицу. Дома раскрасились национальными флагами. Но «ликование» продолжалось недолго. Революция не остановилась. Манифестанты рвали трехцветные флаги, оставляя только красную полосу. Власть была бессильна и пряталась. На улицах была не только стихия; появились и ее руководители. Вечером первого дня я зашел на митинг в консерваторию. В вестибюле уже шел денежный сбор под плакатом «На вооруженное восстание».

На собрании читался доклад о преимуществах маузера перед браунингом.

Здесь мы услыхали про убийство (черносотенцами большевика. – Авт .)

Баумана и про назначение торжественных похорон. Кадетский комитет постановил принять участие в похоронах; процессия тянулась на много верст.

Двигался лес флагов с надписями: «Да здравствует вооруженное восстание», «Да здравствует демократическая республика». Целый день улица была во власти «народа».

Как вы думаете, почему ликование по поводу издания Манифеста так быстро сменилось призывами к восстанию? Пользуясь текстом параграфа и документа, определите, чем российские кадеты отличались от либералов западных стран.

3. Один из лидеров РСДРП Л. Д. Троцкий следующим образом характеризовал влияние российской революции на социал-демократов Запада: «Европейские социалистические партии и в первую голову наиболее могучая из них, германская, выработали свой консерватизм, который тем сильнее, чем большие массы захватывает социализм и чем выше организованность и дисциплина этих масс. В силу этого социал-демократия, как организация, воплощающая политический опыт пролетариата, может стать в известный момент непосредственным препятствием на пути открытого столкновения рабочих с буржуазной реакцией. Другими словами, пропагандистско-социалистический консерватизм пролетарской партии может в известный момент задерживать прямую борьбу пролетариата за власть. Огромное влияние русской революции сказывается в том, что она убивает партийную рутину, разрушает консерватизм и ставит на очередь дня вопросы открытого соразмерения сил пролетариата и капиталистической реакции. Борьба за всеобщее избирательное право в Австрии, Саксонии и Пруссии обострилась под прямым влиянием октябрьской стачки в России. Восточная революция заражает западный пролетариат революционным идеализмом и рождает в нем желание заговорить с врагами «по-русски».

Что понимал Л. Д. Троцкий под социалистическим консерватизмом? Каким образом подъем революционных настроений за рубежом мог сказаться на настроениях лидеров РСДРП? Какой смысл вкладывался в выражение «заговорить с врагами "по-русски"»?

4. Пользуясь таблицей (стр. 21), проанализируйте состав депутатского корпуса I Государствнной думы? Какие силы не были в ней представлены и почему? Каковы были причины роспуска Думы?

§ 4. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

Программа правительства Столыпина. Революционные события в России привели не только к преобразованию политической системы, но и заставили правительство распространить реформаторскую деятельность на социально-экономическую сферу. Проводником нового курса стал возглавивший в июле 1906 г. Совет министров П. А. Столыпин. Он начал переговоры с либералами о возможности вхождения их представителей в правительство. Но эта идея была отвергнута императором, который считал позиции либеральных деятелей слишком радикальными.

Программа правительства, с одной стороны, провозглашала необходимость осуществления самых жестких мер в отношении революционеров, а с другой – содержала заявление о намерениях провести ряд реформ. В ней говорилось о необходимости введения земств в западных губерниях, государственного страхования рабочих, проведения реформы школы и урегулирования положения старообрядцев и евреев.

Но главной в деятельности правительства Столыпина стала аграрная реформа. В ее основе лежала цель превращения крестьян-общинников в самостоятельных хозяев-фермеров. Свободный выход из общины должен был обеспечить получение крестьянами в собственность земельных наделов – отрубов, дать возможность желающим селиться на своих угодьях, образуя хутора. При этом ликвидация общины никак не затрагивала прав помещиков на землю. Проблему крестьянского малоземелья предлагалось решить за счет неосвоенных территорий на востоке страны. Были востребованы идеи, которые еще в конце XIX в. высказывал С. Ю. Витте и некоторые его сторонники в кругах высших чиновников. Правительство стремилось использовать опыт стран, где существовало высокоразвитое сельское хозяйство. Прежде всего примером служили США с их фермерством (хотя в Америке отсутствовало помещичье землевладение).

Создание слоя самостоятельных сельских хозяев позволило бы сформировать мощный средний класс – основу правового государства и парламентского строя. Таким образом, Столыпин планировал не только решить экономические проблемы, но и создать в обществе базу для продолжения политических реформ.


На занятиях в ремесленном училище


В конце августа 1906 г. правительство приступило к реализации нового курса аграрной политики. Был опубликован указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель. В начале октября вышел указ, окончательно отменявший подушную подать и круговую поруку в деревне. Был положен конец ограничениям на свободу передвижения крестьян, отменялся закон против семейных разделов, расширялись права крестьян на земских выборах. Непосредственным шагом к ликвидации крестьянской общины стал вышедший 9 ноября 1906 г. указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Окончание первой российской революции. Правительство приступило к реформам в условиях продолжавшейся революции. В силу этого власти проводили жесткий внутриполитический курс. В стране заседали военно-полевые суды, по их приговорам было казнено более 1100 революционеров. В то же время в ходе событий 1905 – 1907 гг. от рук террористов погибло около 20 тыс. человек.

На основе «разъяснений» Сената от проходившей в начале 1907 г. избирательной кампании во II Государственную думу была отстранена часть рабочих и крестьян. Выборы продемонстрировали ослабление позиций политического центра (кадеты потеряли более полусотни мест) и, соответственно, усиление крайних политических сил – социал-демократов и правых.


Москва будущего. Почтовая открытка. 1908 г.


Обсуждение аграрной проблемы в Думе показало непопулярность правительственной политики. На фоне депутатских программ, большинство которых в той или иной форме содержало идею ограничения либо ликвидации помещичьего землевладения, шаги кабинета П. А. Столыпина были лишь поводом к новому витку конфронтации между Думой и правительством. Ее логическим завершением стал последовавший 3 июня 1907 г. роспуск царем Думы. В качестве предлога для этого шага власти выдвинули обвинение против группы социал-демократических депутатов в подготовке государственного переворота.

События 3 июня были охарактеризованы многими политиками, а затем и историками как государственный переворот, поскольку одновременно с роспуском Думы император изменил ряд положений избирательного закона. Тем самым он нарушил важное положение «Основных государственных законов», запрещавшее вносить изменения в закон о выборах без согласия самой Думы. Однако политическая система «думской монархии» сохранилась. Закончился период первой российской революции, установился политический режим, который историки называют «третьеиюньским».

Третьеиюньский режим. Суть третьеиюньского политического режима заключалась в том, чтобы стабилизировать российское общество и укрепить государственную власть после революционных потрясений 1905 – 1907 годов. Правительство продолжало проводить политику репрессий, направленных против революционеров. Не случайно появились такие выражения, как «столыпинский галстук» (виселица), «столыпинский вагон» (вагон для арестантов). «Усмирив» революцию, с точки зрения Столыпина, можно было успешно осуществить проведение объявленных и уже начатых реформ. «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» – восклицал премьер, обращаясь в Думе к политическим противникам.

Столыпин осуществлял реформы в обстановке спада антиправительственных настроений. Более лояльной стала и избранная на основе нового избирательного закона III Дума (ноябрь 1907 – июнь 1912 г.), в которой доминировали октябристы. Блокируясь то с кадетами, то с правыми, они помогали правительству проводить в Думе его решения.

Благодаря хорошо налаженным и активным действиям Департамента полиции властям удалось разгромить большинство революционных организаций в России. Лидеры социалистических партий эмигрировали за границу. Среди рядовых членов этих партий, да и значительной части функционеров стало распространяться уныние и неверие в революционную перспективу.

Лидеры социалистов пытались осмыслить опыт российской революции, сопоставить его с политическим процессом в других странах. Среди меньшевиков и эсеров укреплялись реформистские взгляды. Многие из них считали, что партии должны направить главные силы на работу в легальных организациях. У другой же части социалистов – большевиков и эсеров максималистского толка сохранились революционные настроения. Они готовы были продолжать подпольную работу до победного конца. Сторонником сильной подпольной партии, не отказывающейся от легальных форм борьбы, был В. И. Ленин.

Кровавые революционные потрясения заставили и многих либералов пересмотреть свои взгляды. В 1909 г. группа либеральных деятелей издала сборник статей о русской революции под многозначительным названием «Вехи». Авторы книги, среди которых были известные философы Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков, видный политический деятель П. Б. Струве, выступили с критикой либеральной и социалистической интеллигенции, которую они считали виновной в бедах, обрушившихся на Россию. По их мнению, революционный экстремизм только мешал установлению конституционных порядков в стране. Социалистическая идеология была представлена в статьях как разрушительная, враждебная культуре. Не случайно поэтому «Вехи» вызвали бурные дискуссии в среде как либералов, так и революционеров. Последние, естественно, считали сборник контрреволюционным.

Непоследовательность реформаторского курса. Кабинет Столыпина направил все силы на реализацию аграрной реформы. Принимались документы, облегчавшие выход из общины. Активно продавались земли из фонда Крестьянского банка. Благодаря этим операциям многие помещичьи земли приобретались крестьянами. За 8 лет осуществления аграрной реформы из 9,5 млн крестьянских дворов, владевших землей на общинном праве, заявления об укреплении наделов в частную собственность подало 2,7 млн, т.е. около 1/3. Пик выхода из общины пришелся на 1908 и 1909 гг., когда собственниками стали более полумиллиона крестьян. Однако не все из них хозяйствовали на земле – многие продавали наделы и уходили в города, пополняя ряды рабочих. С другой стороны, благодаря этому «хозяйственные мужики» получали возможность «округлить» свои наделы. В деревне постепенно рос слой фермеров-товаропроизводителей.

Особые надежды правительство возлагало на освоение переселенцами из Европейской России восточных районов страны. Готовились широкомасштабные программы развития хозяйства Сибири, Казахстана, Средней Азии. Пик переселенческой политики пришелся на 1908 – 1909 гг., когда за Урал перебрались 1,3 млн крестьян. Однако далеко не всем удалось устроиться на новом месте. Тяжелые условия жизни, отсутствие средств заставили многих вернуться. В 1911 г. более 60 % уехавших стали «обратными переселенцами».

Столыпин и его немногочисленные сторонники в верхах пытались также расширить круг губерний, где действовали земства, решить вопросы рабочего законодательства, провести реформу школы, обеспечив всеобщее начальное образование.

По мере осуществления запланированных преобразований росло недовольство действиями Столыпина среди консерваторов. Они хотели не осуществления новых реформ, а «усечения» уже проведенных. Поэтому большинство реформаторских планов остались на бумаге. Охладели отношения между премьером и императором – царя не устраивал слишком авторитетный и волевой глава Совета министров. В 1911 г. шли разговоры о возможной отставке реформатора. Но события приняли более трагический оборот – 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киевском оперном театре. Стрелявший в него Д. Г. Богров оказался «темной личностью» – одни видели в нем революционера, другие – агента полиции.


Новые хозяева. Художник Н. Богданов-Бельский


Празднование 300-летия дома Романовых. Император Николай II принимает парад. 1913 г.


Начатый Столыпиным процесс реформ так и не получил логического завершения. Общество словно остановилось на распутье. В правящих кругах не оказалось людей, способных осуществлять надежное управление государством. Император, от которого по-прежнему зависело очень многое, не имел четкого представления о сути стоящих перед страной проблем. Поскольку решительных улучшений в положении основной массы населения страны правительству добиться не удалось, снова стала возникать почва для революционных действий. Приспособившись к новым условиям, активизировали свою деятельность социалистические партии. С новой силой антиправительственные настроения вспыхнули после расстрела рабочих на ленских золотых приисках весной 1912 года.

В ноябре 1912 г. начала работу IV Государственная дума. Получившие в ней около половины мест либералы, хотя поначалу и не вступали в открытую борьбу с правительством, все громче заявляли о своих оппозиционных настроениях. Но при этом позиции царского режима были еще достаточно сильны. Он не растратил всех внутренних ресурсов – оставалась возможность продолжить социально-экономические преобразования, а потом, на новом уровне, вернуться к реформам политическим.

Подведем итоги

Таким образом, в период между первой революцией и Первой мировой войной в России сложился новый политический режим, были проведены важные социально-экономические преобразования, главным из которых явилась аграрная реформа. Эти преобразования, однако, не получили завершения.

ВОПРОСЫ

1. В чем состояли экономические и политические перспективы аграрной реформы?

2. Какие новые черты появились в тактике левых партий после революции?

3. Выскажите свое мнение по поводу идей, содержащихся в сборнике «Вехи».

4. Чем объяснить, что в конце своей карьеры Столыпин как реформатор стал неугоден ни левым, ни правым?

ЗАДАНИЯ

1. В своих «Воспоминаниях» С. Ю. Витте писал: «Общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреют. Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме. Соответственно сему конструировалось и государство. «Я» организует и двигает все. Это «я», особенно развитое в последние два столетия, дало все великие и все слабые стороны нынешней мировой жизни народов. Без преклонения перед «я» не было бы ни Ньютонов, ни Шекспиров, ни Пушкиных, ни Наполеонов, ни Александров II и проч. и не существовало бы чудес развития техники, богатства, торговли и проч., и проч.».

Какие примеры из мировой истории подтверждают слова С. Ю. Витте?

Можно ли говорить о том, что крестьянская община в России жила по принципам индивидуализма?

2. Выступая 10 мая 1907 г. в Государственной думе, П. А. Столыпин отмечал: «…если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, то… в 14 губерниях недостало бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9, а в Подольской всего по 8 десятин. Это объясняется крайне неравномерным распределением по губерниям не только казенных и удельных земель, но и частновладельческих.

Из этого следует, что придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению… Россия, господа, не вымирает; прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств всего мира, достигая на 1000 человек 15 в год. Так что для удовлетворения землей одного только прирастающего населения, считая по 10 десятин на один двор, потребно было бы ежегодно 3 500 000 десятин. Из этого ясно, господа, что путем отчуждения, разделения частновладельческих земель земельный вопрос не разрешается».

Представьте себе, что вы член думской фракции трудовиков. Составьте тезисы ответной речи.

3. На основе анализа таблицы (стр. 21) сделайте вывод о том, как менялись политические настроения в стране в 1907 – 1912 годах. Что представляли собой «два большинства» в III Государственной думе, с помощью которых проходили правительственные решения?

4. Составьте рассказ по картине «Новые хозяева» (стр. 29), осветив в нем социально-экономические явления в жизни России, показанные художником.

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского
союза).

4. Структура органов власти:

а) глава государства, его полномочия;

б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);

в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);

г) судебные органы;

д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;

е) местные органы власти.

5. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияние на различные социальные слои, положение в политической системе).

6. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика

Общественных выступлений

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности.

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика войн

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;

б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Характеристика и оценка исторического деятеля

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите (по возможности) внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете, что осуждаете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.



Как рецензировать ответ учащегося

1. Оценить, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические тер­мины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Слово «реферат», латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат - это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема школьного реферата не должна быть слишком широкой (например «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.») или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам.

Одновременно с темой реферата продумываете я и его проблематика. Как известно, главный вопрос исторического исследования, это вопрос почему . Школьный реферат также должен содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках заданной темы. Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», то главной проблемой данной работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражений Красной Армии в начале войны.



2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащий необходимые сведения. Для этого необходимо ознакомится с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете.

После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух - пяти пунктов основной части (могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими. В процессе работы первоначальные их варианты, как правило, пересматриваются (могут быть включены новые вопросы, изменена последовательность и т.п.).

4. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности прочитанного, с выписками отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем школьного реферата- 8-10 стандартных машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). Стандартная машинописная страница - примерно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков). При компьютерном наборе сегодня наиболее часто используется шрифт Times New Roman, 14-й размер, полуторный интервал.

Во введении (1-2 стр.) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования, Пункты основной части являются развернутым изложением ответа на сформулированный во введении вопрос почему. В заключении (также 1-2 стр.) формулируются основные выводы по теме работы. Структура заключения должна соответствовать структуре реферата.

Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», а проблема - причины поражений Красной Армии в начальный период войны, то очевидно, что в реферате должны быть раскрыты два аспекта данной проблемы: слабые стороны Красной Армии и сильные стороны немецкой армии. Каждому из этих аспектов должен быть посвящен отдельный пункт основной части. В заключении необходимо кратко перечислить (первое..., второе..., третье...) причины неудач Красной Армии, взятые в их совокупности.

5. Оформление реферата.

Оформление титульного листа показано на последней странице.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются. Основные пункты плана нумеруются римскими, а подпункты - арабскими цифрами.

На титульном листе и плане номер страницы не проставляется, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приведенная без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник, например: « Цена победы для советской стороны была немалой - в боях погибли сотни солдат и офицеров» 1 . Сноска имеет следующий вид: 1 Иванов Н.С Первые победы. М., 1998. С.29.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков и философов. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями» 2 . Сноска в данном случае должна выглядеть так: 2 См., напр.: Петров В.В., Сталинизм, М., 1991. В данном случае страница не указывается.

1. Завершается реферат списком использованных при его написании источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками или учебными пособиями, Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем - монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то и другое в алфавитном порядке, под номерами).

Как следует из приведенного образца, при компьютерном наборе допускается выделение фамилии и инициалов автора курсивом; можно не указывать издательство, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград, Санкт - Петербург, Горький, Нижний Новгород даются в сокращении (М., Л., СПб., Г., Н.Н.), названия других городов - полностью.

В политической истории Англии выделяют период парламентской монархии, а также время нового политического строя. В чем их специфика?

Факты о времени парламентской монархии в Англии

Моментом установления парламентской монархии в Англии считается дворцовый переворот, произошедший в стране в конце 17 века. В результате свержения действующего британского короля Якова II на трон взошел голландский монарх Вильгельм III. В 1689 году парламентом страны был подготовлен, принят и вручен новому королю Билль о правах. В соответствии с его положениями, парламент, в частности, получал право:

  • на согласование с королем процедур исполнения либо приостановления законов;
  • на ведущую роль в установлении порядка взимания сборов;
  • на получение контроля над формированием армии;
  • на свободное избрание членов;
  • на свободу слова в процессе парламентских слушаний;
  • на регулярное осуществление созыва членов.

В результате в Англии установилась парламентская монархия, при которой власть короля существенно ограничивалась. Можно отметить, что население страны также получило в данный период значительные привилегии - например, на смещение короля с трона, а также на изменение порядка наследования престола.

Наряду с Биллем о правах, другим важнейшим документом, закрепившим институт парламентаризма в Англии, стал Акт об устроении, принятый летом 1701 года. В его положениях было, в частности, установлено, что:

  1. король был обязан присоединиться к английской церкви;
  2. население страны не должно воевать за территории, не принадлежащие Англии, если на то не будет прямого распоряжения парламента;
  3. король не имел права помиловать министров, которые были осуждены представителями нижней палаты парламента.

Выбор депутатов в рамках политической системы, установившейся в Англии в конце 17 - начале 18 века, мог осуществляться достаточно узким кругом избирателей, составлявшим порядка 10 % населения страны. Идеологическими оппонентами в парламенте были фракции, крупнейшими из которых являлись тори и виги.

Установление в Англии парламентской монархии способствовало развитию демократии, политической самоорганизации, институтов гражданского права в стране. Постепенно государственное устройство Англии трансформировалось в новый политический строй. Рассмотрим его основные характеристики.

Факты о новом политическом строе в Англии

Переход к концепции государственного управления, именуемой новым политическим строем , в Англии осуществлялся поэтапно.

Одним из ключевых событий, повлиявших на рассматриваемый процесс, стала парламентская реформа, проведенная в 1832 году. Она установила, что парламент должен формироваться исходя из принципа территориального представительства избирателей. Были введены некоторые цензы на участие в выборах (такие как, например, совершеннолетие, осуществление уплаты налогов, наличие имущества, приносящего доход), но в целом результатом реформы 1832 года стало то, что английским государством получили возможность управлять достаточно широкие слои граждан - в частности, землевладельцы.

Кандидатам в парламент Англии, в свою очередь, теперь приходилось прилагать значительные усилия для того, чтобы завоевать доверие избирателей. Начали формироваться полноценные политические партии - так появились либералы и консерваторы. В конце 19 века на политическую арену вышли рабочие движения. В 1900 году был сформирован Комитет рабочего представительства. В 1906-м его переименовали в лейбористскую партию. 1920-х годах лейбористы фактически переняли на себя идеологические функции либералов. Политическая система Англии стала преимущественно двухпартийной и сохраняет данный формат - при лидерстве лейбористской и консервативной партии - до сих пор.

Современная политическая структура Англии продолжает функционировать на основе принципов парламентской монархии. Некоторые исследователи называют ее конституционной - но официально в Великобритании нет государственной конституции, поэтому данное наименование формы правления применяется, скорее, по аналогии со схожими концепциями в других государствах, в которых абсолютная монархия трансформировалась в парламентскую. Но стоит отметить, что комплекс актов, издаваемых Парламентом, судебных решений или конвенций, регулирующих работу политических институтов государства, часто рассматривается как национальная конституция Великобритании. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Билль о правах, принятый в Англии в 1689 году, воспринимается как часть современной конституции Великобритании.

В положениях источников права, регулирующих работу политических институтов Великобритании, закреплено, что главой государства, основным субъектом исполнительной, судебной, а также законодательной власти в Великобритании и Северной Ирландии является монарх. Он уполномочен назначать главу партии, которая имеет большинство мест в Палате общин, на должность премьер-министра. Следует, однако, отметить, что монарх вправе назначить премьер-министром в принципе любого гражданина Великобритании - необязательно представителя парламента.

Глава Великобритании также уполномочен одобрять акты парламента или же отказывать в их согласовании - хотя это в современной истории английского государства редкость. Также он имеет право распустить парламент. Что касается назначения министров, ведения внешней политики - данные полномочия, в свою очередь, сосредоточены в руках премьер-министра Великобритании.

Сравнение

Безусловно, с точки зрения основных принципов функционирования британской политической системы есть не одно отличие нового политического строя от парламентской монархии в Англии (если под началом первого периода условиться понимать время от середины 19 века до современности, а под вторым - первые годы после принятия британского Билля о правах в конце 17 века). Но следует отметить, что принципы парламентаризма, на основе которых сейчас функционирует британское государство, были заложены еще во времена призвания на трон Вильгельма III.

Более наглядно отобразить то, в чем разница между новым политическим строем и парламентской монархией в Англии заключается принципиально, нам поможет небольшая таблица.

Таблица

Новый политический строй Англии Парламентская монархия в Англии
Что общего между ними?
Установившиеся в конце 17 века принципы парламентаризма, в соответствии с которыми осуществляется разделение властных полномочий между монархом и парламентом, в целом актуальны и для современной Англии
Принятый в 1689 году Билль о правах рассматривается как часть современной конституции Великобритании
В чем разница между ними?
Соответствует периоду с 30-х годов 19 века до современности Соответствует периоду с конца 17 до 30-х годов 19 века
Парламент формируется широким кругом избирателей (сейчас - всеми совершеннолетними гражданами Великобритании) Парламент формируется достаточно узким кругом избирателей
Идеологическими оппонентами в Парламенте стали либералы (позднее - лейбористы) и консерваторы, интересы которых представлены полноценными партиями Идеологическими оппонентами в Парламенте являлись фракции, крупнейшие из них - тори и виги


1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или
республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью
какого­либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
е) местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов
их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической
системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления (монархия и республика).
2. Какой класс, часть класса, социальная группа, сословие находится у власти.
3. Политическое устройство государства.
1. Глава государства, его полномочия.
2. Законодательные органы (структура, способ формирования, функции, полномочия).
3. Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность).
4. Судебные органы.
5. Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти.
4. Права граждан (поданных)
1). Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.)
2). Политические права и свободы.
3). Личные права и свободы.
4). Возможности использования провозглашенных законом прав.
5. Основание политические партии и движения (краткая характеристика программ,
методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в
политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Памятка для оценки общественного строя.
1. Каковы производительные силы общества, т.е.
а) средства производства (орудия труда, предметы труда),
б) кто работает, трудовые навыки людей.
2. Кому принадлежат средства производства (чья собственность).
3. Каковы отношения между людьми при производстве всего необходимого для жизни
(производственные отношения, кто трудится, как распределяются результаты труда).
4. Есть ли классы? Если да, то, какие? Какие из них являются основными?

5. Каковы отношения между классами?
6. Кому принадлежит власть?
7. Существует ли государство? Если да, то какую роль оно выполняет?
8. Какие идеи господствуют в обществе?
9. На каком этапе, стадии своего развития (возникновение, зрелость, разложение, кризис)
данный строй находится? Есть ли в нем пережитки прошлого строя? Есть ли в нем то,
что свидетельствует о неизбежности перехода общества в будущем к новому строю?
Характеристика войн.
1. Причина войны, хронологические рамки.

3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Характеристика войн
1. Причины воины, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4 Соотношение сил воюющих стран.
1. Повод к войне.
2. Ход военных действий (по этапам)
а) планы сторон в начале каждого этапа.
б) основные сражения и события.
в) военные и политические итоги этапа.
3. Характер войны.
4. Условия мирного договора.
5. Военные и политические итоги войны.
Характеристика отдельного сражения и войны.
1. Время и место сражения (войны), какие государства воюют.
2. Какой строй в каждом из них.
3. Цели воюющих сторон, характер войны для обеих сторон (справедливая,
несправедливая)
4. Численное соотношение сил противников, качество вооружения, подготовленность
воинов.
5. Моральный дух войска, качества полководцев.
6. Ход сражения (войны).
7. Результаты.
8. Причины победы или поражения (для обеих сторон).
9. Последствия, значение.

Причины и этапы революции. С 1905 года Россия вступила в эпоху революционных потрясений. Революция была вызвана множеством причин, которые коренились в незавершенности преобразований, начатых еще императором Александром II. Все более очевидным становилось несоответствие между бурным индустриальным развитием страны и архаичной политической системой. На повестке дня стояла проблема ломки сословного строя, создания условий для развития гражданского общества и правового государства. Интересам основной массы населения страны не соответствовали устремления правящей консервативной дворянской верхушки.

Рабочие у заводской проходной

В стране обострялись социальные конфликты. К критической точке подошли противоречия в деревне: развитию сельского хозяйства мешали малоземелье крестьянских дворов, путы сельской общины. Но самой жгучей проблемой было сохранение помещичьего землевладения, до предела обострявшее антагонизм между крестьянством и помещиками. Увеличилось и число забастовок рабочих, заявлявших о своем бедственном положении, которое особенно обострилось в годы кризиса 1900—1903 годов. Демократически настроенная интеллигенция, в рядах которой росли группы приверженцев либеральных и социалистических взглядов, все активнее выступала с критикой правительства, требуя перемен.

Росту антиправительственных настроений способствовала не только реакционная внутренняя политика властей, но и катастрофическое поражение в войне с Японией. Начавшиеся в январе 1904 г. на Дальнем Востоке боевые действия продемонстрировали неспособность правительства и генералитета эффективно руководить армией и флотом. Обстановку в обществе накаляли не только неудачи на фронте, но и ставшие достоянием гласности факты обогащения чиновников и предпринимателей за счет военных поставок.

В ходе революции можно выделить три этапа. Первый (январь — сентябрь 1905 г.) характеризуется нарастанием революционного движения, его распространением вширь и вглубь — оно охватывало все новые и новые регионы страны и слои населения. События октября — декабря 1905 г. явились апогеем борьбы — под мощным напором революционных сил зашатались самодержавные устои. Длительный третий этап (январь 1906 г. — 3 июня 1907 г.) знаменовался переплетением традиционных методов революционной борьбы (восстания, стачки) с парламентскими, постепенным затуханием революции.

Формы революционной борьбы. Революция, начавшаяся после расстрела 9 января 1905 г. в Петербурге мирной демонстрации рабочих, всколыхнула все слои российского общества. Реакцией на «кровавое воскресенье» стали массовые забастовки пролетариата, охватившие крупнейшие промышленные центры страны. Весной-летом 1905 г. рабочие Иваново-Вознесенска бастовали в течение 72 дней. Стачка пролетариата польского города Лодзи в июне переросла в баррикадные бои с войсками. Революционная волна захлестнула и деревню — крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. Революционеры-террористы совершали вооруженные нападения на высших чиновников. Некоторым группам «борцов за народное дело» не чужды были и пополнявшие бюджет революционных организаций «экспроприации» — налеты на финансовые учреждения и перевозчиков денежных сумм.

У большинства жителей России в то время не было опыта участия в политической жизни. Они приобретали его в ходе революции, когда в стране стали возникать различные общественные организации. Например, во время стачки в Иваново-Вознесенске был создан Совет рабочих депутатов, который не только взял на себя руководство забастовочной борьбой, но и начал выполнять функции органа местного самоуправления. Благодаря активной деятельности социал-демократов Советы были организованы и в других городах.

Представители интеллигенции — врачи, преподаватели, журналисты — создавали профессиональные союзы, которых раньше в России не существовало. Затем они объединились в Союз союзов, его возглавил один из лидеров либерального движения Π. Н. Милюков. Началось также формирование профессиональных союзов рабочих. Созывались съезды представителей земств.

Усилиями земских служащих был организован Всероссийский крестьянский союз. Он также присоединился к Союзу союзов. В июле 1905 г. работал I Всероссийский крестьянский съезд, делегаты которого потребовали введения конституции и отчуждения помещичьих земель. Ряд социал-демократов из числа меньшевиков начали кампанию за созыв Всероссийского рабочего съезда (он, правда, так и не состоялся).

На общественную жизнь России оказал влияние пример женских организаций, созданных в начале XX века в Англии, США, Франции. Их участницы — представительницы пролетариата, интеллигенции — боролись за равные с мужчинами права. Весной 1905 г. в России возник выступивший с политическими требованиями Союз равноправности женщин, вокруг которого объединился целый ряд женских организаций.

На фоне революционных событий лояльность по отношению к правительству сохраняла в целом армия. Однако и здесь происходили отдельные выступления, самым значительным из которых явилось вспыхнувшее в июне 1905 г. восстание матросов на броненосце «Потемкин». Под влиянием социалистов были созданы «Всероссийский офицерский союз» и «Всероссийский союз солдат и матросов».

Новый политический строй. В феврале 1905 г. Николай II дал поручение министру внутренних дел А. Г. Булыгину разработать проект введения законосовещательной Государственной думы. В августе царь подписал указ об учреждении органа, которому поручалась «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». Выборы предполагались многоступенчатые (избиратели — выборщики — депутаты) по сословным объединениям — куриям. Этот проект, прозванный в народе «булыгинской думой», показал, что власти не готовы встать на путь глубоких политических преобразований — прежде всего ликвидировать самодержавие.

«Марсельеза». Иллюстрация из журнала «Гудок»

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка заставила власти начать реформы. Подписанный Николаем II 17 октября Манифест «Об усовершенствовании основ государственного управления» даровал населению свободу совести, слова, собраний и союзов. Предполагалось на этот раз наделить Государственную думу законодательными полномочиями: ни один закон не мог войти в силу без ее согласия. Расширялся также круг людей, получивших возможность участвовать в выборах. В начале ноября под напором крестьянских выступлений император подписал еще один Манифест. В соответствии с ним вдвое уменьшался размер выкупных платежей, уплачивавшихся крестьянами за надельную землю, с 1 января 1907 г. их взимание полностью прекращалось.

Вскоре был принят избирательный закон: почти все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, за исключением солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевых народов, наделялось правом голоса при выборах в Государственную думу. Сохранялась многоступенчатая сословно-куриальная форма выборов в Думу. Предусматривалось участие Думы в разработке законопроектов, рассмотрении государственного бюджета (кроме выплат по займам и военных расходов), обсуждении вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. После принятия Думой законы направлялись на утверждение императору. Позже был реформирован Государственный Совет, который стал верхней законодательной палатой. Он получил право утверждать законы, одобренные Государственной думой.

Преобразование политического строя зафиксировали изданные в апреле 1906 г. «Основные государственные законы». Об ограниченности перемен свидетельствовала их 87-я статья: между сессиями Думы император мог издавать указы, имевшие силу закона (после возобновления работы Думы эти указы поступали в нее в течение двух месяцев). Было положено начало превращению самодержавного государства в конституционную монархию. Законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная — Сенату. Данная система напоминала организацию высших политических органов Германии, Австро-Венгрии, Японии.

Социалисты в революции. В период первой революции в России сложилась система политических партий, являющаяся неотъемлемой частью парламентского строя. Эта система включала в себя организации, представлявшие течения общественной мысли, отражавшие интересы основных слоев населения. Особенностью российской политической жизни было то, что раньше всех остальных, еще в конце XIX — начале XX в., организационно оформились социалистические течения, представленные последователями народнических и марксистских идей.

В ходе первой революции от имени самого многочисленного класса российского общества — крестьянства — выступала партия социалистов-революционеров. Идейным лидером эсеров был В. М. Чернов. Свои усилия они направляли на создание «крестьянских братств», которые должны были проводить в деревне идеи общинного социализма. Эсеры также активно участвовали в создании различных рабочих и армейских организаций. Продолжала действовать Боевая организация партии, готовившая покушения на государственных деятелей.

Во время революции от ПСР откололась Трудовая народно-социалистическая партия (энесы — по начальным буквам) во главе с А. В. Пешехоновым. Ее представители считали, что решить аграрные проблемы можно будет при помощи вставшего на путь реформ государства. Из ПСР выделился также Союз эсеров-максималистов, которые, несмотря на провозглашение в стране политических свобод, оставались приверженцами исключительно нелегальных террористических методов борьбы.

В течение первых месяцев революции усилились разногласия в рядах социал-демократов. Большевистская часть РСДРП призывала пролетариат к вооруженному восстанию, отрицала возможность совместной борьбы с либералами за реализацию демократических лозунгов. Меньшевики выступали за единство демократических сил. Они считали, что победа революции может быть достигнута не только в ходе восстания, но и в результате действий избранного народом представительного учреждения. Второй путь казался им более предпочтительным. Острые разногласия среди социал-демократов вызвал вопрос об отношении к Думе. Большевики выступали за тактику бойкота. На этих же позициях стояли и эсеры. Меньшевики призывали участвовать в деятельности Думы, принять на вооружение тактику парламентской борьбы, используя опыт западноевропейской социал-демократии.

Красная Пресня. Декабрьское вооруженное восстание. Фрагмент диорамы. Художник Е. Дешалыт

В декабре 1905 г. московский Совет рабочих депутатов, в котором одержали верх большевики и эсеры — сторонники «углубления» революции, организовал вооруженное восстание. Более недели рабочие дружины вели баррикадные бои с войсками. Однако восстание потерпело поражение, оно не стало началом новой революционной волны.

Стремление низовых социал-демократических организаций к единству действий послужило причиной организационного объединения большевиков и меньшевиков, которое состоялось весной 1906 года. Поскольку в РСДРП на тот момент численно преобладали меньшевики, большевикам пришлось отказаться от тактики бойкота Думы. Однако сохранявшиеся в среде революционных вождей противоречия делали объединение непрочным. Особенностью российской социал-демократии было то, что в ее рядах, в отличие от стран Запада, так и не сформировалось устойчивого реформистского течения. Как большевики, так и меньшевики продолжали выдвигать лозунг революции.

Либеральные партии. Организации правых. В ходе революции произошло оформление либеральных партий — политического центра. Выступавшие за парламентский строй представители демократической интеллигенции создали осенью 1905 г. конституционно-демократическую (кадетскую — по первым буквам) партию. У нее было также еще одно наименование — Партия народной свободы. Лидером кадетов стал Π. Н. Милюков.

Казаки у Московского университета в 1905 г. Художник Н. Шестопалов

Идеалом политического строя члены Партии народной свободы считали британскую конституционную монархию. При этом, в отличие от западноевропейских либералов, они в период революции выступали за активное давление на правительство, порой участвовали в политических акциях совместно с социалистами. Реформаторские шаги правительства представлялись кадетам недостаточными. Например, оценивая царский Манифест 17 октября, Милюков писал, что он «не представляет даже минимума уступок, необходимых на сегодняшний день».

Сторонники постепенных и умеренных либеральных преобразований — представители части чиновничества и буржуазии — объединились в «Союз 17 октября» во главе с А. И. Гучковым. Октябристы не отрицали, что их партия «решает вопросы государственной и общественной жизни не в интересах трудящихся масс, а в интересах капитала и владельческих классов». Само название партии демонстрировало поддержку ее членами политического курса царского правительства. Октябристы считали себя одновременно и либералами, и монархистами.

Правые политические силы, представителей которых называли черносотенцами (в старину «черной сотней» именовалось податное посадское население), не создали устойчивых политических партий. В их рядах возникло несколько организаций, среди которых активностью своих членов выделялся «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным. Черносотенцы возрождали лозунг православия, самодержавия и народности. Они проводили манифестации и молебны, демонстрируя верность царской власти, расправлялись с революционерами, устраивали еврейские погромы. Правые списывали на революционеров и евреев причины кризисной ситуации в стране. Один из черносотенцев писал: «Самоуправство и самосуд: вот единственное, что остается сторонникам порядка и закона... Быть консерватором нынче значит быть по крайней мере радикалом, а вернее — революционером». Таким образом, российский консерватизм значительно отличался от западного, идеологи которого в тот период выступали против использования в политике радикальных шагов. Применяя насилие, черносотенцы выступали в роли своеобразных «революционеров справа».

Помимо общероссийских, возникли также национальные социалистические и либеральные партии. В целом по стране насчитывалось около полусотни более или менее заметных партий.

Начало российского парламентаризма. Жители России, направляясь в феврале-марте 1906 г. на избирательные участки, рассчитывали, что Государственная дума поможет решить важнейшие проблемы страны. Выборы принесли успех кадетам: они получили наибольшее количество мест (см. таблицу). Довольно много мандатов досталось и крестьянским депутатам, объединившимся в трудовую группу. Остальные общероссийские и местные (национальные) политические силы имели в Думе группы, не превышавшие трех десятков человек.

Партийный состав Государственной думы I, II, III и IV созывов

Время работы

27.04 — 8.07.1906

20.02 — 2.06.1907

1.11.1907 — 9.06.1912

15.11.1912 — 27.02.1917

Общая численность депутатов

Крайне правые

Умеренно правые

Октябристы

Прогрессисты

Национальные группы

Казачья группа

Трудовики

Народные социалисты

Социал-демократы

Беспартийные

Таврический дворец в Петербурге, в котором проходили заседания Государственной думы

Работа первого российского парламента началась 27 апреля 1906 года. Председателем Думы был избран один из лидеров кадетской партии С. А. Муромцев. Народные представители высказывались за дальнейшую демократизацию избирательной системы и государства в целом. Они начали борьбу за расширение властных полномочий самой Думы. В первую очередь, депутаты выступили с идеей установления своего контроля за деятельностью исполнительной власти. «Мы желаем быть хозяевами, распорядителями страны и требуем ответственного народного министерства (правительства. — Авт.) из народных представителей: никакое другое министерство не может быть терпимо — или мы, или они», — заявил один из членов Думы.

Требование думцев было отвергнуто правительством. Депутаты, в свою очередь, выразили недоверие кабинету министров и высказались за его отставку.

Между представительной и исполнительной властью возникла острая вражда. Она еще более усилилась после того, как во время обсуждения аграрного вопроса кадеты выступили за частичное отчуждение помещичьих земель за выкуп, а трудовики потребовали введения уравнительного землепользования. Консерваторы перешли в атаку: правительство категорически отвергло идею наступления на имущественные права помещиков. 8 июля 1906 г. указом императора I Государственная дума была распущена.

Депутаты призвали население не давать «ни копейки в казну, ни одного солдата в армию», пока Дума не будет созвана вновь. Моряки крепостей Свеаборг и Кронштадт подняли вооруженные восстания. Некоторое время спустя власти объявили о созыве II Думы.

Подведем итоги

Таким образом, в ходе первой революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию. Под напором революционного движения император даровал населению гражданские права и свободы, в стране возникла система политических партий, новые общественные организации.

ВОПРОСЫ

1. Назовите причины и этапы первой российской революции.

2. Какие формы приобрела революционная борьба в России? Какие из них были характерны только для нашей страны?

3. Дайте характеристику нового политического строя. Чем он отличался от парламентской монархии, например, в Англии?

4. Как повлияли политические изменения в стране на положение и тактику социалистических партий?

5. Почему черносотенцев можно назвать «революционерами справа»?

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь картой №2 (стр. ΙΙ-ΙΙΙ), проанализируйте пространственный размах революционных событий. Как вы полагаете, каковы были особенности требований революционных сил в промышленных центрах, на национальных окраинах страны, в сельской местности?

2. Кадет В. А. Маклаков писал о реакции москвичей на Манифест 17 октября: «Когда 18 октября утром прочли манифест, толпы народа вывалили на улицу. Дома раскрасились национальными флагами. Но «ликование» продолжалось недолго. Революция не остановилась. Манифестанты рвали трехцветные флаги, оставляя только красную полосу. Власть была бессильна и пряталась. На улицах была не только стихия; появились и ее руководители. Вечером первого дня я зашел на митинг в консерваторию. В вестибюле уже шел денежный сбор под плакатом «На вооруженное восстание». На собрании читался доклад о преимуществах маузера перед браунингом. Здесь мы услыхали про убийство (черносотенцами большевика. — Авт.) Баумана и про назначение торжественных похорон. Кадетский комитет постановил принять участие в похоронах; процессия тянулась на много верст. Двигался лес флагов с надписями: «Да здравствует вооруженное восстание», «Да здравствует демократическая республика». Целый день улица была во власти «народа».

Как вы думаете, почему ликование по поводу издания Манифеста так быстро сменилось призывами к восстанию? Пользуясь текстом параграфа и документа, определите, чем российские кадеты отличались от либералов западных стран.

3. Один из лидеров РСДРП Л. Д. Троцкий следующим образом характеризовал влияние российской революции на социал-демократов Запада: «Европейские социалистические партии и в первую голову наиболее могучая из них, германская, выработали свой консерватизм, который тем сильнее, чем большие массы захватывает социализм и чем выше организованность и дисциплина этих масс. В силу этого социал-демократия, как организация, воплощающая политический опыт пролетариата, может стать в известный момент непосредственным препятствием на пути открытого столкновения рабочих с буржуазной реакцией. Другими словами, пропагандистско-социалистический консерватизм пролетарской партии может в известный момент задерживать прямую борьбу пролетариата за власть. Огромное влияние русской революции сказывается в том, что она убивает партийную рутину, разрушает консерватизм и ставит на очередь дня вопросы открытого соразмерения сил пролетариата и капиталистической реакции. Борьба за всеобщее избирательное право в Австрии, Саксонии и Пруссии обострилась под прямым влиянием октябрьской стачки в России. Восточная революция заражает западный пролетариат революционным идеализмом и рождает в нем желание заговорить с врагами «по-русски».

Что понимал Л. Д. Троцкий под социалистическим консерватизмом? Каким образом подъем революционных настроений за рубежом мог сказаться на настроениях лидеров РСДРП? Какой смысл вкладывался в выражение «заговорить с врагами "по-русски"»?

4. Пользуясь таблицей (стр. 21), проанализируйте состав депутатского корпуса I Государственной думы? Какие силы не были в ней представлены и почему? Каковы были причины роспуска Думы?