Почему на иконах николай чудотворец вместе. В чем помогает икона Николая Чудотворца? О молитве Николаю Чудотворцу

Первое известное изображение угодника Божьего Святителя Николая Чудотворца встречается в XI веке, в виде фрески. На ней Николай изображен в полный рост, с благословляющей десницей и евангелием в левой руке.

Существует прижизненное изображение Николая Чудотворца, автор иконы неизвестен. Икона находится в Базилике св. Николая в г. Бари, Италия.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Поясной

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и евангелием, открытым или закрытым, в левой руке.

В полный рост

Святой изображен в полный рост, с благословляющей правой рукой и закрытым евангелием в левой руке. Чаще изображается вместе с другими Святыми, которые написаны также в полный рост.

Никола Можайский

Николай Чудотворц изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске.

Житийные иконы

Существуют образы Николая Чудотворца с 12, 14, 20 и 24-мя клеймами. Клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого

  • Рождество Николая Чудотворца
  • Приведение во учение
  • Поставление в диаконы
  • Поставление в пресвитеры
  • Поставление в епископы
  • Исцеление бесноватого
  • Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне
  • Явление Николая Чудотворца трем мужам в темнице
  • Чудо о ковре
  • Чудо о трех друзех
  • Погребение Николая Чудотворца
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

Также существуют иконографические образы: , Рождество Николы, Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Бари.


Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.


Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя.

Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.


Наиболее частый иконографический образ

На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс.

Иногда слева в верхнем углу изображается Господь Иисус Христос, а справа – Пресвятая Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.


Древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв.

Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в.

В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею.

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери.


Никола поясной, житийная икона с 12 клеймами

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в.) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.


Никола Зарайский, житийная икона с 14 клеймами

Икона начала XIV в. Николай Чудотворец представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития.


Никола Чудотворец, житийная икона с 20 клеймами

Клейма на иконе:
Рождество Николы
Приведение во учение
Поставление в диаконы
Поставление в пресвитеры
Поставление в епископы
Посечение древа и изгнание беса из источника
Исцеление бесноватого
Явление Николы царю Константину во сне
Явление Николы трем мужам в темнице
Избавление трех мужей от казни
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо о ковре
Чудо о ковре
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Никола спасает корабль от потопа
Погребение Николы
Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бари


Николай Чудотворец, житийная икона с 24 клеймами

Николай Чудотворец, с житием в 24 клеймах, Муром, икона написана около 1677 года.


Николай Чудотворец, с избранными святыми

На полях изображены: слева - Власий, Михаил и Флор; справа - Медост, Конон-градарь и Лавр.
По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася стая икона в лето 7338 го ме августа въ 20 день совершися».


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк и Анастасия


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк, Параскева Пятница, Власий, Флор и Лавр.

Никола и Власий в епископских одеждах с книгами в руках; Флор и Лавр в одежде мучеников с крестами в руках. Святые стоят на поземе в ряд, в фас. Выше, в полукружии неба, - небольшое изображение Знамения Богоматери и поясных Ильи пророка и Параскевы Пятницы по сторонам.


Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник


Никола оплечный


Никола Можайский, Ярославль

Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в городе Можайске. Над воротами можайской крепости, в особом киоте с килевидным завершением, стояло резное деревянное изображение святого Николы, защищавшее город от вражеских нашествий.

На ярославской иконе Николай Чудотворец, почитавшийся как защитник христианских городов, держит в левой руке крепость с собором внутри. Редкой деталью является ступенчатое подножие, на котором стоит святитель. Возможно, икона восходит к каким-то древним, не дошедшим до нас изображениям.



Николай Чудотворец в житии и чудесах, Палех


Рождество Николы Чудотворца


Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Барри


Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»

На иконе изображены в три Святые - Ангел-Хранитель, Афанасий, Меркурий, Евстафий, Феодорей, Трефилий, князь Борис, князь Глеб, Димитрий, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона.

По нижнему полю иконы надпись: «Пожертвованъ Сей С Образ въ Сто-Троицко-Въведенский Храмъ отъ ратниковъ второго Разряда Афанасия Боровкова и Трифилия Комарова въ 7423 г 31 декабря».

www.svjatye.ru

Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию "Жития Николы", получившую распространение в ХV-XVI вв.

Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику . Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.


Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип " молящийся (оранта)" . В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского. На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой.

Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно -итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: "Перенесение мощей" становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.

Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.

Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: " Никола зимний" и " Никола летний" , относя к ним изображения святого в митре и без неё.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Иерей Владимир Партала,
клирик рижского храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Родился Николай Угодник в Ликии в городе Патары (Турция) 26 сентября 258 года утром в 4 часа 30 минут.

Его родители, отец Феован и мать Нонна, были семьёй богатой. Отличались своей добротой и всегда помогали всем нуждающимся. В семье было две дочери, но Феован очень мечтал о наследнике. Через их город проходил караванный путь. В доме Феована и Нонны часто останавливались путешественники и странники. Никогда никому не отказывая в ночлеге и пище, гостеприимные хозяева не брали с путников денег, а лишь просили, чтобы те за них помолились своим богам - пусть пошлют им мальчика-наследника.

Сами родители Николая поклонялись Богу Солнца - Митре, как и большинство их земляков-ликийцев, которые пришли ещё в древности с Тибета, чтобы заселить эти земли. Христианство распространялось в те времена очень медленно, постоянно подвергаясь сильным гонениям. До тех пор, когда христианскую веру признают государственной религией, было ещё очень далеко.

Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век)

Когда Феовану исполнилось 50, а Нонне 48 лет, у них родился сын, имя которому дали Николас. Впоследствии его стали называть Николай. Мальчик рос очень ласковым и добрым ребёнком. Та атмосфера добра, любви, сострадания к людям, которая царила в доме его родителей, с детства накладывала отпечаток на формирование характера ребёнка. Николас мог часами слушать рассказы о разных странах, необыкновенных людях, всевозможных подвигах и добрых делах. Его отец стал рано заниматься мальчиком. В два года Николас знал все буквы, а в три года уже умел читать по слогам. Своего учителя ребёнок выбрал себе сам. В одно из воскресений они с отцом гуляли по городу, и их путь пролегал мимо площади, на которой шла торговля рабами. Четырёхлетний Ник подошёл к помосту, где стояли рабы, взял одного из них за руку и подвёл к отцу. Онемевшая толпа стояла открыв рот, и никто не мог пошевелиться. В те времена если ты приближался к рабу на расстояние одного метра, то считалось, что этим ты уже сильно осквернил себя. Поэтому указания своим работникам хозяин давал, только стоя на крыльце дома на расстоянии не менее трёх метров от них. Рабы выполняли тяжёлые работы за пределами дома. Внутри дома работали только бедные вольнонаёмные граждане.

Когда Николас подвёл к отцу раба со словами: «Он будет мой учитель», Феован сначала немного растерялся. Но в глазах его сына было столько мольбы, его лицо сияло такой блаженной улыбкой, что любящий отец не смог отказать своему сыну. Как оказалось, выбранный раб был сыном богача из Сирии, был обучен грамоте и знал три языка. Он ушёл из дома в 17 лет, много путешествовал. Примкнул к первым христианам, принял крещение, получив новое имя - Иоанн. Когда община подверглась гонениям и была разгромлена, его продали в рабство.

Именно у этого учителя Николас впервые услышал об Иисусе, об Ангелах-хранителях, которые нас оберегают. Рассказ произвёл на мальчика неизгладимое впечатление. И тогда Николас рассказал своему учителю под большим секретом, что когда ему было три года, он убежал от своей мамы и спрятался от неё в кустах недалеко от пруда, а когда стал выбираться оттуда, то поскользнулся и упал в воду. Он стал тонуть, как вдруг два человека во всём белом и с крыльями подхватили его под руки и вынесли из воды. Очнулся он уже на берегу пруда, когда к нему подбежали его мама и отец.

Когда Николасу исполнилось 12 лет, в доме его родителей остановился странник с большой белой бородой. Этот человек о чём-то долго беседовал с вечером с учителем. На следующее утро учитель дал Николасу прочитать рукопись, но попросил никому об этом не говорить. Николас, оставшись один, начал читать эти листы, на которых было написано Евангелие от Матфея. Прочтя его, он почти два дня не выходил из своей комнаты, заставив всех своих близких поволноваться. На утро третьего дня Николас вышел из комнаты и подошёл к учителю. Первыми словами его были: «Я хочу служить Иисусу Христу!»

Он попросил учителя найти и указать ему тех, кто уже принял веру Христову. Поскольку вера подвергалась гонениям, христиане старались без особой надобности не собираться группами. Лишь изредка они проводили свои встречи в условиях полной секретности и конспирации. Николасу пришлось ждать два месяца, пока он смог попасть на тайную сходку христиан и принять крещение. 28 мая 270 года Николаса крестили. Обряд крещения в те времена проходил не так, как сейчас. Крестили по одному человеку, и приходилось ждать своего часа, стоя по колено в воде. Пять часов ждал своей очереди Николас. В момент крещения ему послышалось пение с небес, как будто солнце в этот момент засияло для него ещё ярче. В этот же день покрестились и Феован с Нонной. Всю свою дальнейшую жизнь Николас посвятил учёбе, помощи людям и служению Богу и Сыну Его Иисусу.

Он очень много молился. Делать это любил в одиночестве, особенно в лесу, под старым могучим деревом. Николас часто путешествовал, и тоже в полном одиночестве. И хотя в те времена христианская вера не требовала безбрачия от священников, Николас был первым, кто решил посвятить свою жизнь только служению Богу, не имея семьи. Так как семейные узы не позволили бы ему в полной мере заниматься тем, что он любит больше всего на свете,- помогать людям.

Николас приметил одну девочку ещё ребёнком, когда им было всего по 10 лет. Эливия была прекрасна! Огромные в пол-лица зелёные глаза, длинные чёрные ресницы и волнистые волосы, доходившие почти до колен. И несмотря на природную стеснительность и застенчивость Николаса, из всей толпы поклонников она выбрала именно его. Они ничего друг другу не обещали, ни в чём не признавались, просто каждый из них был уверен, что, когда придёт время, они обязательно соединятся и вечно будут вместе. Эливия была дочерью мелкого разорившегося ремесленника, которому нечем было кормить свою семью. Отчаявшись, отец Эливии взял кредит у ростовщик, за который впоследствии не смог рассчитаться. И тогда ростовщик предложил выгодную сделку - если ему отдадут в жёны 16-ти летнюю Эливию, то он простит долг и ещё даст отцу деньги на новое дело. Отец Эливии был вдовцом и поэтому самолично решал судьбу своей дочери. Лично он сам никаких препятствий для свадьбы не видел и даже то, что жених старше его дочери на 30 лет.

Эливия как могла уговаривала отца, но тот был непреклонен и стоял на своём. Отчаявшись, девушка бросилась со скалы в озеро. Почти весь город пришёл проводить в последний путь это милое юное создание. Когда кладбище опустело, Николай Угодник опустился на колени и до утра простоял неподвижно, прощаясь с любимой, со своей несбывшейся мечтой. Николас дал клятву на могиле любимой, что никогда больше не создаст семьи.

Наутро он объявил родителям, что отправляется странствовать по свету, чтобы лучше познать этот жестокий и несправедливый мир. Так началось его первое путешествие. Путь его лежал на восток, на родину Иисуса. Именно его голос услышал он над могилой любимой, когда его посетила мысль уйти вслед за ней: «Мужайся. Это не выход, ты должен идти на восток, там я приду к тебе и укажу дорогу. Это говорю тебе я - Иисус!»

В далёкую дорогу он отправился вместе с караваном торговцев, направлявшихся в Персию. Но уже через 3 недели Николас решил продолжить путешествие самостоятельно. Неспешно продолжая свой путь, молодой человек останавливался ненадолго во многих селениях, наблюдая за жизнью местных жителей. И только через четыре месяца Николас достиг своей конечной цели - города Иисуса Христа. Узнав у местных жителей, где находится гора Фавор, он, не отдыхая, направился к ней. Трое суток провёл Николас на горе, которую так любил Иисус, где провёл он много дней и ночей, молясь и проповедуя. На третью ночь под утро Николаса разбудил яркий свет. Свечение начиналось у земли и уходило далеко в небо. Сначала он даже не понял, что это, а когда окончательно проснулся, то его сердце забилось так сильно, что казалось, ещё немного, и оно выскочит из груди. Прямо перед ним стояли Иисус Христос, Божья Матерь и ученики Иисуса.

Николас ещё не успел закончить мысль: «Я сплю и вижу чудесный сон»,- как Иисус заговорил с ним. Разговор был необычный, он не слышал голоса Иисуса, но его мысли как будто пронизывали всё тело Николаса и проникали в его сердце и душу. 15 минут продолжалось видение, а казалось, что прошла целая вечность. И за это время Николас увидел всю жизнь Иисуса, понял все его мысли и чувства, узнал, к чему именно он стремился и к чему призывал людей. После беседы Николас свалился обессиленный и проснулся лишь к обеду. Но чувство голода у молодого человека отсутствовало, а в душе было лишь могучее желание идти вперёд.

Трое суток Николас провёл в дороге, останавливаясь лишь ненадолго передохнуть и испить воды. К концу третьего дня он остановился и осмотрелся, дорога привела его на окраину святого города. Николас поднялся на невысокую возвышенность. Через несколько минут он вдруг почувствовал непреодолимую боль в кисти правой руки, затем заныла левая кисть, через некоторое время боль пронзила правую ногу, затем левую ногу, а когда страшный удар невидимого копья ткнул его под ребро с левой стороны, Николас потерял сознание. Юноша очнулся лишь к вечеру следующего дня. Воспоминания нахлынули на него, в голове пронеслось всё, что произошло с ним за последние годы. И Николас понял, что таким образом Иисус показал ему, какие именно мучения он перенёс в этом самом месте. Около двух месяцев провёл он на этом холме в молитвах. Место, где он почувствовал муки Иисусовы, Николас отметил большим валуном, чтобы потом вернуться сюда.

Местной христианской общине стало известно о видении пришельца, и сначала с некоторым сомнением, но затем всё с большей верой люди стали приходить на это место, чтобы почтить память об Иисусе Христе, молясь и прося его о помощи.

Во время видения на горе Фавор Иисус не только говорил с ним, но и наделил юношу невероятной целительной силой и даром прозорливости. Николас мог слышать призывы о помощи за сотни и тысячи километров. Он мог оказать эту помощь, находясь от просящего на другом краю земного шара.

Приданое для трёх девиц (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

В 20 лет Николас потерял отца, через год мать. Смерть родителей святой принял спокойно, зная, что рано или поздно их души встретятся на том свете. Получив богатое наследство, Николас начинает заниматься благотворительностью. В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николас проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Помня, почему погибла его любимая, Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык - Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей.

В 26 лет Николай получил сан просвитера, а в 30 - архиепископа. Через 2 года он решает посетить Галлию (Франция) и отправляется туда на корабле. Спустя неделю после отправления ему было видение, и Николас предупредил капитана о надвигающейся буре, и тот смог, изменив маршрут, обойти бурю стороной. Так весь экипаж спасся от неминуемой гибели. В этом путешествии один моряк упал с мачты и сильно разбился. Он поломал себе руки и ноги и неделю не приходил в себя. Николас занялся его лечением, и уже через две недели моряк смог ходить, а ещё через месяц честно нёс свою службу на корабле в полную силу.

Николай занимался лечением людей, возвращал подвижность парализованным, восстанавливал зрение слепым и давал силы немощным повсюду, куда он только не приезжал. Сотни тысяч исцелённых этим человеком молились за него, прося у Бога для него здоровья и долгих лет жизни.

Николай спас Миры от голода (явился во сне купцу, везшему морем хлеб для продажи, и уговорил его направить корабль к Мирам). Проснувшись, купец нашёл у себя в руках три золотые монеты. Он привёл свой корабль в Миры, и жители города смогли запастись хлебом и избежали голодной смерти.

Византийский император хотел казнить трёх оклеветанных воевод. Воеводы стали молиться Николаю Угоднику, и тот во сне явился к императору и потребовал освободить невинных, угрожая в ином случае поднять восстание, грозящее гибелью императору. Проснувшись, напуганный император освободил воевод.

При императоре Диоклетиане Николай попал в темницу, где провёл два года, стойко вынося все лишения, выпавшие на его долю. В 311 году он был освобождён из тюрьмы. Николая Угодника не обошли стороной те гонения, которым подвергались все другие христиане, служители церкви и Бога.

В 325 году Николай был приглашён на Никейский собор. Он ревностно защищал учение Иисуса Христа от еретиков. И когда главный из них, по имени Арий, предложил убрать многое из Нового Завета, якобы для лучшего понимания и толкования учения, Николай, не сдержавшись, ударил его по щеке, за что был заключён другими епископами в башню и лишён сана. Всего одну ночь провёл в башне Николай Угодник. В эту же ночь сразу семи епископам во сне явились Иисус Христос и Дева Мария. Наутро, посоветовавшись, епископы решили выпустить на свободу Николая и вернуть ему сан архиепископа.

Узнав об этом случае, мать императора Константина святая Елена решила познакомиться поближе с этим человеком. Они просидели, беседуя, около шести часов, не заметив, как быстро пролетело время. Беседа с Николаем развеяла последние сомнения Елены, и она окончательно решила отправиться на родину Иисуса.

В 330 году Николай Угодник побывал второй раз в Иерусалиме. Там он посетил храм Воскресения и приложился к спасительному древу Креста.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер седовласым стариком в возрасте 94 лет. Он был похоронен в церкви в Мирах (Турция) 6 (19) декабря 352 года.

Современное состояние церкви Святого Николая в Демре

Внутренний вид церкви Святого Николая в Демре

Саркофаг, в котором был похоронен святой Николай

После смерти Николай Угодник был причислен к лику святых. Его культ широко распространился во всём христианском мире, а мощи стали одной из самых чтимых христианских святынь.

9 (22) мая 1087 года мощи Николая Угодника из-за частых турецких набегов были перенесены из Мир в город Бари (Италия), в базилику Св. Николая, где находятся и по сей день.

БАЗИЛИКА Св. НИКОЛАЯ

Базилика Святого Николая Угодника в Бари

Алтарь и киворий

Епископский трон

Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) - базилика в городе Бари (Италия). Построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

Когда 22 мая 1087 года мощи святого Николая привезли в город, то его герцог Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей.

Место для строительство храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. В 1089 году базилика была освящена, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий: в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода; в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом.

Строительные работы продолжались по 1105 год. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году.

Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма.

Крупные реставрационные работы были проведены 1928 - 1956 годы. В ходе их под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца (1951 г.). Он выполнен в форме небольшого каменного оссуария с отверстием для сбора мира.

C 1969 года, с учётом экуменистической политики II-го Вселенского Собора Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными, православным предоставляется право совместно служить в крипте базилики.

Базилика имеет три нефа длиной 39 метров, сводчатый трансепт длиной 31,5 метр, нефы завершаются апсидами. Ширина центрального нефа 12,5 метров, боковых - 6,5. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придаёт храму прямоугольную форму. Фасад разделён на три части пилястрами, по бокам имеет две башни между которыми возвышается центральное прясло. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII века). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.

Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек. Около 1130 года были созданы престол и киворий (украшен капителями и ангелами), в середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора.

Гробница святителя Николая Возле этих мощей исцеляется множество людей. Время от времени они источают благоуханное миро, которое обладает целебной силой.

Немало происходило и происходит чудес и после его смерти.

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913 - 1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

Статую святого рядом с храмом изваял Зураб Церетели

В 2009 году группа из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) под руководством Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) составила по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино реконструкцию лица Николая.

Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца - 167 сантиметров.

Николай Угодник является Ангелом-хранителем младенцев мужского пола, родившихся в середине декабря и наречённых именем Николай.

Он помогает морякам, путешественникам, детям и тем, кто находится в заключении. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью.

Великорецкая икона Николая Чудотворца

По преданию, икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великая Вятского Края - рядом с деревней Крутицы. От иконы исходило сияние. После исцеления иконой одного из жителей деревни, который не мог ходить, к иконе начинается паломничество. На месте обретения - на берегу реки Великая строится деревянная часовня.

Великорецкое

С ростом популярности иконы, её переносят в столицу Вятского Края -; град Хлынов и размещают в главном Храме города, построенного во имя святого Прокопия Устюжского. Перенос иконы из деревни Крутицы в град Хлынов получает название Первого Великорецкого крестного хода. С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно - по возвращению иконы к месту её славного явления. Вскоре в честь иконы в Хлынове построили Никольский собор, ставший главным храмом города.

В 1554 году большой пожар уничтожил многие здания в Хлынове, погорел и Никольский собор, где находилась Великорецкая святыня. Но икона чудом осталась невредимой.

В 1555 году икона впервые доставляется Крестным Ходом в Москву, в Успенский собор «по приказу Ивана Грозного» через Казань, Нижний Новгород и Коломну. В это же время иконой освящается начало строительства Храма Василия Блаженного. Сам митрополит Московский и всея Руси Макарий поновлял Вятскую святыню. Возвращение иконы было через Вологду, где впоследствии она будет спрятана при нашествии татар. После изгнания татар из Вологды, на месте где была икона спрятана, по указу царя строится Александро-Невская церковь, в которой размещается список с иконы, а сама икона возвращается на Вятку.

Вид из-за реки Вологды на Архиерейский двор. Слева Александро-Невская церковь

Икона имеет несколько списков, в честь иконы построено множество храмов и монастырей.

В трудное для России время, в 1614 -1615 годах икона вновь посещает первопрестольную столицу, теперь по просьбе царя Михаила Феодоровича. Первый Вятский архиерей епископ Александр, прибывший на новую Вятскую кафедру в 1668 году, издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по ст. стилю). С тех пор ежегодно 24 мая (6 июня) на берегах реки Великой собирались тысячи паломников. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, так как крестный ход вначале совершался водным путем. Преосвященный Лаврентий, епископ Вятский, в 1778 году усмотрел, что крестный ход может быть сухопутным, тогда в нем сможет принять участие больше паломников. Великорецкий крестный ход был и остается самым продолжительным крестным ходом в православном мире и одним из самых многолюдных в России.

В 1917 -1918 годах политическая обстановка в России изменилась. Крестные ходы были запрещены, но паломники, следуя древней традиции, продолжали ходить на место явления чудотворной иконы святителя Николая. Хранителем древней святыни был Троицкий кафедральный собор в Вятке, но в 1935 году его взорвали, а икона бесследно исчезла. Икона таинственно явилась и таинственно исчезла.

Паломничество на реку Великую жестоко преследовалось, было принято специальное постановление о его запрещении. В год празднования Тысячелетия крещения Руси отношения Церкви и государства кардинально изменились и уже в 1989 году на берегах реки Великой вновь зазвучали песнопения Божественной литургии. А еще через год, в 1990 году крестный ход был полностью возрожден.

МОЛИТВА

О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков губящих, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми.

Прошу тебя Угодник Божий

Святой великий Николай!

Враги повсюду окружают,

Мне преграждают все пути.

Моей погибели желают,

И чтоб в блаженство не войти.

Но ты заступник мой Великий

Для всех желанный и родной

Прошу тебя Угодник Божий

Умилосердствуй надо мной.

Ты ведь щедротами своими

Спасаешь в море корабли

Прошу тебя угодник Божий

Прошу, в скорбях мне помоги.

Ты до конца для всех таился

И узелочек злата положил

Отправляясь в дальний путь, многие православные обращаются с молитвой к Господу и любимым святым. Таким, без сомнения, является Николай Угодник, чья икона часто размещается рядом с образом Христа и Богородицы. Хотя святитель не был русским, в народном сознании он является самым близким, знакомым, внушающим доверие. Даже неверующие знают и уважают древнего святого.


Священник, архиерей, небесный житель

Многие святые, почитаемые западной и восточной церковью, происходили родом из современной Турции. Тогда это были христианские земли - некоторые псевдо-историки даже утверждают, что Христос был казнен именно там. Но во времена свт. Николая до захвата турками еще далеко, христианство крепнет, процветает великими подвижниками благочестия. Ликия, где он родился, была известной страной, упоминавшейся в «Илиаде».

С младенчества будущий святой отличался от других детей. Душа у него была взрослая - его не интересовали обычные шумные забавы - Николай рано выучился грамоте и проводил свое время в чтении Священного Писания. Хотя на иконах Николай Чудотворец всегда изображается как старец, весь его жизненный путь был исполнен благочестия. Окружающие тоже замечали особые духовные дарования юноши. Поэтому и попросили его жители г. Патары служить в качестве священника.

  • Совершая паломничество в Святую Землю, Николай попал в сильный шторм. По молитвам святого буря стихла, никто не погиб. Это первое известное чудо, сотворенное при жизни.
  • Известный факт из биографии: будучи из богатого рода, все свои деньги святитель раздал нищим, решив силы и время тратить только на служение Богу.

Сан епископа священник получил тоже благодаря чуду - он никому не был известен, хотя и отличался благочестием. Так Господь проявил Свою волю. На иконах Николай Чудотворец всегда изображается в архиерейском облачении. Вот некоторые части церковного одеяния:

  • Омофор - широкая длинная лента, вышитая крестами, другими орнаментами. Перекидывается через плечо, поверх других одежд. Символизирует овцу, которую пастух несет на плече - библейский образ, указывающий на то, что священник должен заботиться о прихожанах, как пастух о своем стаде.
  • На голове - митра, расшитый звездами, украшенный изображением Спасителя высокий убор, символ власти Христа (священник является его образом), также воспоминание о терновом венце. Символизирует также, что священнослужитель сочетается с Церковью, как жених с невестой, полностью отдает ей всю свою жизнь.
  • Панагия - небольшая икона на цепочке. Ношение панагии является привилегией архиерея. На службе к ней добавляется крест, вне службы носится одна панагия. Чаще всего - это образ Божией Матери, но также бывает изображение Троицы, Вознесения, Голгофского креста.

Если митра и панагия могут отсутствовать, то на любой иконе святитель Николай будет держать в руке Евангелие. Держит он его на левой руке, правой благословляет: как и крестное знамение, так и благословение в восточной церкви производится лишь десницей.


Значение иконы св. Николая угодника

Образы святых часто присутствуют в домах православных. Они любят обращаться к ним со своими личными просьбами, как бы стесняясь «отвлекать» Господа по мелочам. На самом деле это неверно, Бог слышит любые молитвы. Но молитвы святым - исконная русская традиция. Считается, что икона Николая чудотворца помогает при любых жизненных неурядицах.

  • Такой обычай имеет под собой все основания. При жизни святой очень заботился о ближних. Он не боялся противостоять властям, когда с людьми поступали несправедливо, готов был пешком идти в соседний город, если с кем-то случалась беда.
  • Особенно защищает святой тех, кого невинно осудили, обвинили в чем-то, считается покровителем детей, вдов.

Сегодня икона Николая Угодника есть практически в каждом транспортном средстве, даже неверующие люди считают своим долгом иметь ее в машине. Все потому, что приснопамятный архиерей покровительствует путешественникам. Чтобы дорога была безопасной, перед выездом в путь надо прочитать молитву Святому Духу, а затем обратиться к святому с просьбой сопровождать в дороге.


Раннее признание

Между почитанием в народе и официальным прославлением Церковью иногда проходят столетия. Признание святого на святого началось очень рано, почти сразу после его смерти (конец 4 в.). Византийцы знали о свт. Николае уже в 7 в. Древние историки церкви почти все о нем упоминают - Метафраст, Мефодий, Андрей Критский. Множество легенд донесло до наших времен церковное предание, но далеко не все они проходят проверку историческими документами.

Например, известная история о том, что святой на Никейском соборе ударил по щеке богохульника Ария, скорей всего, является мифом. Ведь подобное поведение не свойственно было кроткому старцу, к тому же является недопустимым для священника, да еще архиерея. Но вполне можно верить тому, что святитель стоял за правильное исповедание веры - только способами, более приличными духовенству.

Изображение святого Николая Угодника на иконах как старца не случайно - так описывает его Симеон Метафраст. По его словам, это был ангельского вида старец, лик его был исполнен благодати. Только один взгляд на него приносил грешным успокоение. Он как будто был наполнен светом. Такой образ создается и на иконах: светлым и тихим должен выглядеть любой, чье сердце посетил Христос. К сожалению, нечасто мы оставляем для Него много места в своей душе.

Иконы св. Николая на Руси

Хочется найти достойного супруга? Одолели денежные затруднения? Предстоит долгий путь? Любой православный знает, что в этом надо искать помощи у иконы Николая Угодника. Почему «угодник»? Потому что он служил, т.е. угождал Богу и людям с самого молодого возраста до своей кончины. Трудится ради людей и после того, как поселился в раю, не забывает грешную паству своими молитвами.

На Руси святой был известен еще до массового крещения - князь Аскольд, принявший христианство одним из первых, начал возводить храмы. Один из них освящен в честь святителя, чье имя доблестный воин взял во время крещения. Иконы Николая угодника (он же - Николай чудотворец) имеют также древнее происхождение. В России появились даже собственные разновидности изображений святителя - в полный рост.

На этих иконах руки святителя широко разведены в стороны, что для греческих икон было очень нетипично, они изображали архиереев с прижатыми к телу руками. В деснице святитель держит Евангелие.

  • Этот тип иконы возник в Зарайске, почему и называется «Никола Зарайский». На самом деле здесь изображен всем известный Николай чудотворец, а не какой-то другой святой.

В образе грозного защитника Николай Чудотворец предстает на другой иконе, которая помогала жителям оборонять свои города. Вот какое великое значение придавали русские молитвам святого! Никола Можайский тоже показан в полный рост, в правой руке - высоко поднятый меч, в левой - крепость (символизирует город). Жители Можайска были свидетелями явления святого, было это во время нападения на город. Св. Николай был в таком виде, в каком запечатлен на образе. Враги в ужасе бежали.

  • Первоначально Никола Можайский был вырезан из дерева, с него потом стали писать иконы.

Обращаться к святому можно в любых, даже бытовых, нуждах. Для Бога мелочей нет.

Что значит, когда сниться икона Святого Николая

Довольно часто люди пытаются расшифровать значение знаков, которые видят во время ночного отдыха. Если приснилась икона Святого Николая - это, вероятно, к добру. Символ святости, духовности говорит о том, что человек ищет главный смысл своей жизни. Если образ видится в собственном доме - предзнаменование благополучия.

Святой в народе называется «скоропослушником» - то есть ответ на обращение приходит очень быстро. Если его нет - следует задуматься. Это знак того, что надо пересмотреть свой образ действий, а может сами цели на ближайшее будущее. Правильно ли человек себя ведет по отношению к близким, как относится к коллегам? Враждует ли, стремясь лишь к своим целям, или старается помочь окружающим? Тем же, кто обращается от чистого сердца и с полной верой, обязательно будет оказана помощь.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу в честь семи сотворенных им чудес

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству. Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией. Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых. Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге. И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Черников В.А.

В христианском мире многие исторические лица в своем служении Богу обрели благодать, прославились благочестием, праведностью, посредничеством между Богом и людьми, за что были причислены Церковью к лику святых . Некоторые из них были особенно любимы и глубоко почитаемы народом. К таким святым, несомненно, относится Николай Чудотворец.

Биографические повести о святом Николае, так называемыежития . унаследовались православной Русью от Византии сразу после крещения. Кроме этого существует о нем бесчисленное множество пересказов, легенд и народных сказаний. Достоверных же сведений о его жизненном пути очень мало (в сущности, не знают даже точных дат его рождения и смерти) и сейчас уже невозможно точно определить грань между правдой и вымыслом.

Едва ли не самый популярный, простой и доступный святой православной Руси, Николай Чудотворец почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надежным, а молитвы к небу наиболее доходчивыми.

В большинстве легенд - Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник».

Уроженец Малой Азии, он был епископом в г. Миры Ликийские (отсюда его имя - святой Николай, Мирликийский Чудотворец), где стал свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла Церковь в Римской империи при Константине Великом (середина IV в.).

Еще при жизни Николай принадлежал к святителям . т.е. к высшим должностным лицам в церковной иерархии (епископам, митрополитам), приобретшим святость в пастырском служении Церкви. Все свои благодеяния он старался творить тайно, славы не искал.

Трудно объяснить, почему так пришелся по душе русским православным людям святитель из неведомого им города, почему приобрел в народе понятный и близкий облик доброго, а иногда и требовательного наставника. Почитание святого Николая стало неотъемлемой частью культуры нашего народа, в его честь назывались крепости и города, строились храмы, монастыри и часовни. Первая церковь его имени была построена в г. Киеве в 882 году на могиле князя Аскольда, и сейчас, пожалуй, нет ни одного города без Никольского храма. Дважды в год отмечает православная Церковь его праздник и еженедельно, по четвергам, особо чтит его память. Иконы с изображением Николы обязательно есть не только в каждом храме, но и в доме каждого верующего.

Из всего множества изображений Николая Чудотворца на меднолитых иконах традиционно выделяются три основных иконографических типа:

- «Святитель Николай Чудотворец» - поясное изображение святого с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой;

- «Никола Можайский» - изображение святого в полный рост с обнаженным мечем в правой руке и храмом (городом) в левой;

- «Никола Зарайский» - изображение святогов полный рост с воздетыми руками, правой он благословляет, левой держит Евангелие.

Вместе с пришедшим из Византии христианством православная Русь получила в наследство детально разработанную иконографию святого по первому типу. Этот иконографический сюжет проник и в народное прикладное искусство (в частности на медно-литые иконы) и стал одним из наиболее распространенных. Здесь Никола изображается по пояс (реже по грудь), в строго фронтальной, торжественной позе; характерный образ старца с высоким лбом с залысинами, с небольшой округлой и кучерявой бородой всегда безошибочно узнается людьми.

Большое значение в этом иконографическом варианте имеют положения рук. Десница (правая рука) поднята в жесте обращенного к этому миру благословения, в левой руке, перед грудью, он держит Евангелие - знак принесенного людям учения Христа. Евангелие может быть изображено открытым или закрытым; если оно открыто, то на его страницах дан отрывок из Святого Писания.

Различаются и способы сложения пальцев благословляющей десницы. Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называютдревним перстосложением . Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это - именословное перстосложение . Круг (кольцо) обозначает вечность, а вытянутые три пальца - символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.

Облачен Никола в епископскую одежду, характерной деталью которой является омофор (греч. - наплечник). Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у епископа она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим - на спину.

По обе стороны нимба святителя даны небольшие полуфигуры Христа и Богородицы в облаках, протягиваюш;их ему Евангелие и омофор - знаки епископского сана. Этот сюжет объясняется следующим преданием из жития святого. В 325 году он присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом Вселенском соборе. Выступая в защиту чистоты христианской веры и желая посрамить еретика Ария не только словом, но и делом, он ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот поступок дерзким и недостойным архиепископа; посоветовавшись, они лишили Николая архиерейского достоинства, отобрав у него Евангелие и омофор. Но Христос и Богородица, взирая свыше на подвиг Николая, не осудили, а благословили его за ревность в вере. Многим отцам собора было чудесное видение: с одной стороны святого появился Христос, а с другой - Богоматерь, которые протягивали угоднику Божию отнятые у него принадлежности. Возвратив ему Евангелие и омофор, они восстановили и как бы навсегда укрепили его в епископском звании.

На иконах, писаных красками, Никола часто изображается с головным убором - епископской митрой. В народе такое изображение называют «Никола-зимний», в отличии от «Николы-летнего (вешнего)», когда Никола без митры.

«Святой Николай, Мирликийский Чудотворец»

(«Никола- зимний»). Образок, латунь, штамповка нач. XX века.

На иконах отлитых из медных сплавов изображение святого в митре практически не встречается.

Вокруг головы Николы изображается круглый нимб, символ святости; по православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений. Однако, на меднолитых иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются как чистые нимбы, так и нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

В ХIII веке, в период татаро-монгольского нашествия, образ святителя Николая был переосмыслен и трактовался как защитник русских городов от поработителей. В одной из легенд ярко описано его чудесное появление над осажденным татарами городом Можайском, после чего захватчики отступили.

Уже в XIV веке изображения Николы Можайского, как отражение этой легенды, были известны и в живописи, и в скульптуре, и в мелкой пластике.

Так появился второй, один из интересных, иконографических типов на меднолитых иконах - «Никола Можайский» (в народе часто называемый - «Никола с мечем и градом»).

Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой - храм (иногда крепость, монастырь).

Это символический образ того, что святой Николай взял под свое покровительство, под свою защиту русскую церковь, русский народ.

По сторонам нимба Николы, как и на иконах первого типа, изображены Христос и Богородица, возвращающие несправедливо отнятые у него святительские знаки. Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская стена.

К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего название Зарайского. Эта иконография восходит к изначальной живописной иконе перенесенной из Корсуня (Херсонеса) в Рязанское княжество. Согласно русской летописи «Повесть о Николае Заразском» икону эту в 1226 году перенес священник Евстафий, которому было видение Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить».

На меднолитых иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго фронтально, облаченным в фелонь-ризу (длинная и широкая священническая одежда без рукавов), поверх фелони - крестчатый омофор. Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками.

Икона «Никола Зарайский», медьу литье XVI век.(?)

Как правило, в этой композиции по сторонам от Николы нет изображений Христа и Богородицы, присутствующих на иконах первого и второго типов.

Приведенное выше деление образа святого Николая на три типа весьма условно и служит лишь ориентиром при изучении и описании меднолитых икон. Следует заметить, что в музеях и частных собраниях изображений «Святителя Николая Чудотворца» гораздо больше, чем «Николы Можайского», а иконы с образом «Николы Зарайского» встречаются крайне редко.

Христиане стран Западной и Восточной Европы ежегодно торжественно отмечают праздники, связанные с Николаем Мирликийским: 19 декабря - день кончины святителя, а 22 мая - перенесение его мощей в 1087 году из Малой Азии в итальянский город Бари.

Описание икон с изображением Николая Чудотворца.

Ниже дан перечень икон, приведенных в настоящей статье в качестве иллюстраций, с кратким их описанием. Наибольшее затруднение в атрибуции вызывает определение времени изготовления, т.к. ни года, ни клейма мастера, ни указания на место нахождения мастерской на меднолитых иконах массовой работы (за редчайшим исключением) не ставилось. Поэтому датировки сделаны на основании зрительно-ассоциативного восприятия и сравнения этих икон с рядом других, подобных по стилю и технологическим особенностям изготовления, имеющих аргументированные датировки.

Более или менее убедительно можно говорить, определяя время изготовления, о начале, середине и конце соответствующего века. Поскольку все иконы отлиты из медных сплавов, то материал из которого они изготовлены в описании не указан. Все размеры даны в миллиметрах: первое число - высота, второе - ширина; в скобках указаны размеры: высота нагрудной иконы без учета выступа для шнура, для складня - ширина в сложенном виде.

Принятые сокращения: св. - святой, сет. - святитель.

1. Свт. Николай Чудотворец

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая с крестчатым омофором на плечах; в левой руке он держит закрытое Евангелие, подложенное краем омофора, а правой - благословляет двумя перстами, направленными почти горизонтально (старое перстосложение). Поле нимба гладкое, плавно углублено к контуру головы, слева и справа от святителя расположена надпись: СТЫI НИКОЛ. Верх иконы закруглен, к нему примыкает квадратное оглавие с образом Спаса Нерукотворного и монограммой IС ХС; на обороте оглавия - ушко для шнура.

Изображение Николы окружено узкой гладкой рамкой, ограниченной двумя бортиками.

Нагрудная, 50x34, начало ХVIII в. Найдена у с. Софиевка в урочище Глубокая Пристань (Белозерский р-н. Херсонской обл.)

2. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке, прикрытой краем одежды, раскрытое евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части иконы, по сторонам нимба надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДОТ-ВОРЕЦ. Плоский нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба украшено стилизованным растительным орнаментом. По обе стороны от Николы - небольшие полуфигуры Христа и Богородицы, протягивающие ему Евангелие и омофор; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР9У; облака под ними обозначены кругами. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, окруженное шестью серафимами; на поле завершения изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ.

Фон прямоугольной части иконы заполнен мелкой горизонтальной штриховкой.

Киотная, 129x81, середина ХVIII века.

3. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы - поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. Правой рукой (десницей) он благословляет двумя перстами, левой, прикрытой краем омофора, поддерживает у груди закрытое Евангелие; на переплете книги изображен восьмиконечный крест.

Нимб святителя окантован рельефной зигзагообразной линией, над нимбом, по обе его стороны расположена надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ. Слева и справа от святителя небольшие полу фигуры Христа и Богородицы в облаках обращены к Николе, в руках у них возвращаемые святителю знаки епископского сана: Евангелие и омофор. Над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ.

К верхней кромке иконы примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного на убрусе (платке) и монограммой IС ХС.

Фон орнаментирован штриховкой в косую клетку, на обороте оглавия - ушко для шнура.

Нагрудная, 63x43, середина ХVIII в.

4. Свт. Николай Чудотворец.

Образ святителя Николая, представленный на иконе, аналогичен по своей иконографии и стилю изображения с описанным под № 3. Среди композиционных отличий между ними следует отметить следующие: изменена надпись - СТЫ НIКОЛА; монограммы Христа и Богородицы расположены в две строки; окантовка нимба ровная, а не зигзагообразная; поле нимба вогнуто к контуру головы; присутствует относительно широкая кайма, орнаментированная в нижней части концентрическими окружностями; фон иконы украшен голубой эмалью.

Эта икона - левая часть от нагрудного трехстворчатого складня, со спиленными петлями шарнира; на обороте изображен символический Голгофский крест, 46x43, конец ХVIII в.

5. Свт. Николай Чудотворец с предстоящими.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде, правой рукой он благословляет двуперстно, левой - держит у груди закрытое Евангелие. На уровне плеч Николы, по обе стороны, надпись: С НИКОЛА ЧЮДОТВОР. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы, над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ. В нижних углах - две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий. Поле иконы заполнено геометрическим орнаментом.

Нагрудная, с граненым выступом для шнура, 63(58)х53, начало XIX в.

6. Свт. Николай Чудотворец. Праздники.

На средней части иконы со створками изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке раскрытое Евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части, по обе стороны нимба, на узкой полосе надпись: СТЫІ НІКОЛАС ЧЮ-ДОТВОРЕЦ; поле нимба украшено растительным орнаментом. Слева и справа от святителя, в облаках, - небольшие полу фигуры Христа и Богородицы, которые протягивают ему Евангелие и омофор.

Над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, на котором изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ. На левой и правой створках иконы даны праздничные сюжеты: Благовещение, Вход в Иерусалим, Сретение, Воскресение, Вознесение с соответствующими надписями.

Фон средника и поля створок орнаментированы геометрическим узором.

Икона со створками, киотная, 107x149 (81), начало XIX в.

7. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху - надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, - полу фигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. По контуру иконы расположена орнаментированная растительным узором кайма; фон иконы залит синей эмалью.

Нагрудная, с граненным выступом для шнура, 115(110)х97, середина XIX в.

8. Свт. Николай Чудотворец.

На иконе изображены Христос, Николай Чудотворец и Богородица. В центре - поясная фигура святителя с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; его фигура окружена четырехугольной, двойной линейной рамкой. В руках у Христа и Богородицы возвращаемые святителю Евангелие и омофор; вверху, над фигурами надпись в одну строку: ІС ХС СТЫ ШКОЛАС МРОУ.

Фон иконы орнаментирован рельефными перегородками в виде треугольников и окружностей, на поверхности перегородок - поперечная штриховка. Лицевая поверхность покрыта слоем позолоты; оборотная сторона украшена стилизованным орнаментом в виде цветочной розетки, полуовалов и кружков.

Нагрудная(?), 31x30, середина XIX века, (использована форма правой стороны двустворчатого складня).

9. Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху - надпись: СТЬЕНІНИКО-ЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, - полуфигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС иМРОУ.

Изображение святителя окружает широкая кайма, на которой размещены 18 медальонов с полуфигурами святых. На верхнем поле каймы расположен традиционный пятифигурный Деисус: в центе Спас Вседержитель, по правую руку от него - Пресвятая Богородица и архангел Михаил, по левую руку - Иоанн Креститель и архангел Гавриил; на остальных медальонах - избранные святые.

Надписи их имен расположены на узкой гладкой рамке по периметру иконы. Промежутки между медальонами украшены цветочно-растительным орнаментом.

(Известна серия из 9 икон с подобной каймой из 18 медальонов с этими же святыми, но различными изображениями в центре).

Киотная, 143x123, середина XIX в.

10. Св. Никола Можайский.

На иконе изображен святой Николай в полный рост; в распростертых в стороны руках он держит меч и храм. Его столпообразная фигура имеет архаичные, непропорциональные формы; меч в правой руке - тяжеловесный, грубого вида, храм в левой - изображен упрощенно, условно. Овальный край фелони (верхнее одеяние) орнаментирован полоской из «бусинок». В нижней части иконы дано символическое изображение городской стены; свободное пространство композиции заполнено четырьмя розетками. По периметру иконы расположена кайма, орнаментированная стилизованным растительным узором; на верхнем поле каймы горизонтальная надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ МЖАИСКИИ.

В верхней части иконы - оглавие с образом Спаса Нерукотворного; в оглавии - горизонтальное отверстие для шнура.

Нагрудная, 73x52, конец ХVII в.

11. Св. Никола Можайский.

В центре иконы - монументальная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой - однокупольный храм, увенчанный шестиконечным крестом. На правом бедре Николы - палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды)

символ меча духовного. По сторонам от него «во облаце» изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МРОУ. Фон орнаментирован стилизованным растительным орнаментом.

К верхней кромке иконы примыкает составное оглавие: в центе - Ветхозаветная Троица, по бокам - два шестикрылых серафима на штифтах, вверху на прямоугольной пластине - образ Спаса Нерукотворного на убрусе и монограмма ІС ХС. Над тремя ангелами в композиции Троицы надпись в рамке: СТАЯ ТРОИЦА. По углам иконы расположены четыре петли для крепления створок (створки утрачены).

Нагрудная, средник иконы со створками, 91x58, начало XIX в.

12. Св. Никола Можайский.

В центре иконы - величественная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой - однокупольный храм, увенчанный восьмиконечным крестом. На правом бедре Николы - палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды) - символ меча духовного. Нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба плавно углублено к контуру головы. Сверху надпись в две строки: СТЫІ НИКОЛАЕ МОЖАИСКІЙ. По сторонам нимба Николы, на круглых медальонах - небольшие поясные фигуры Христа и Богородицы, над ними монограммы: ІС ХС и МРОУ. Внизу - стилизованная городская стена. Поле иконы украшено геометрическим и растительным орнаментом.

Верх иконы

трехлопастное завершение, к которому в середине примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного; на обороте оглавия - ушко для шнура.

Нагрудная, 132x82, начало ХVIII в.