Монастыри где есть схимницы. Как происходит пострижение в великую схиму

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «. «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя «.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу ?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа «. При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа «. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион » – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго уповани я». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин » – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа «, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших «.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Люди, которые особо глубоко чувствуют свою связь с богом часто выбирают такой сложный жизненный путь, как монашество. Но монахом стать весьма непросто, для этого нужно пройти несколько этапов, и только тогда можно будет назваться схимником.

Схима - определение и значение термина

В Православной церкви схима - это торжественный обет монахов придерживаться строго определённого образа жизни, жить, так сказать, в аскетических условиях и соблюдать строгие правила поведения. По википедии, изначально это слово обозначало монашеское одеяние, облачение монахов. Сейчас же, когда говорят о схиме без какого-либо уточнения, то обычно имеют ввиду высшую монашескую степень. Следует отметить, что существуют всего три монашеских степени:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Рясофор

Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия , через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса - это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.

На самой начальной стадии послушник пока не даёт каких-либо строгих обетов, не меняет своё имя. Во время обряда ему читают особые молитвы, крестообразно выстригают волосы.

После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.

Малая схима

Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:

  • послушания - обязательное исполнение какой-либо работы;
  • нестяжания - отрицание всякого своё имущества;
  • - скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.

Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название - пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь - сандалии, а также чётки.

Надевает параман - особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук - переводится как «шапка» - особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.

Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.

Пострижение в великую схиму

Самая последняя и высшая степень монашества. Монах, который принял великую схиму - великий ангельский образ, называется схимником или схимонахом. Пострижение в этот раз совершается дольше и более торжественно, чем пострижение в малую. При этом пострижении монах снова даёт особые обеды и ему снова меняют имя (благодаря этому у монаха увеличивается число небесных покровителей). Можно сказать, что обеды великой схимы являются повторением обетов второй стадии, то есть малой схимы, но при этом их надо ещё более тщательно и строго соблюдать.

Жизнь схимонаха

Те, кто прошли все три стадии и теперь являются схимниками имеют особый жизненный уклад, отличный от остальных монахов и послушников. Обычно они живут отдельно и занимаются только служением и духовничества, другими послушаниями они не занимаются.

Схимонахов можно узнать по особому образу. Они носят рясу, аналав (то же, что и параман во второй степени), мантии, чётки, сандалии, пояс, хитон. А также они носят куколь - особый головной покров. Белый куколь с серафимами носит патриарх.

История великой схимы

Великая схима впервые была установлена в VII веке, на Шестом Вселенском соборе, а правила перехода от обычного монашества в схиму были приняты в IX веке. Изначально великую её могли принимать только мужчины , но в XV веке в Русской православной церкви ввели особый порядок пострижения и женщин, но, правда, тогда были все равно немного другие обряды, отличающиеся от обрядов монахов-мужчин.

Принявший великую схиму все свое время должен был посвящать учению, чтению священных книг и молитве. Со временем строгость монашеских обязанностей, обетов и обрядов смягчались.

Соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха .

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества , но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима . Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III-V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий , позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых [ ] .

Малая схима

Великая схима

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

Облачение схимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор - обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, - они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

См. также

Примечания

Литература

  • архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский) . Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всѣх службах и утварях церковных. - М. : Издание Кораблева и Сирякова, печатано в тип. В.В. Пусвальта, 1870. - 583 с.

В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы. Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Важно! Великая схима является самой высокой ступенью монашества, на которой дается обещание полного отчуждения от земной жизни, принятие образа смерти в ожидании Небесной жизни через Крест.

Что значит принятие схимы

Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

Награждение правом ношения камилавки священника

Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

Малосхимник получает и новую одежду:

  • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
  • параман - прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
  • клобук - головной убор в виде камилавки с наметками;
  • сандалии;
  • четки.
Важно! Принятие малой схимы означает добровольный отказ от прелестей мира и принятие строго аскетического образа жизни.

Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

Великая схима

Великая схима - посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется. Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

На заметку! Литургия и духовничество - основные служения схимников, живущих в отдельных помещениях монастырей.

Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

Принявший великую схиму не мог совершать богослужения и таинства

Узнать великосхимников легко:

  • по особому виду парамана - аналаву;
  • остроконечной шапочке, называемой куколь;
  • поясу;
  • хитону.

Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Постригаемый в схиму дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру - отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы - монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Что такое Великая схима

σχῆμα - образ) - торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха .

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества , но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима . Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III-V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий , позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых [ ] .

Малая схима [ | ]

Великая схима [ | ]

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

Облачение схимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор - обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, - они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.