Статья 93 конституции рф. Конституционные поправки и пересмотр конституции

Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 года. Вступила в силу в день ее официального опубликования - 25 декабря.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

За 20 лет в Основной закон был внесен ряд поправок. 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина - Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия-Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты- Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз - в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

30 декабря 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О поправке к Конституции Российской Федерации" "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы". Одновременно был принят закон "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". В соответствии с этими документами, были увеличены сроки полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Также были расширены полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: была установлена норма, обязывающая правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности.

22 ноября 2013 года Госдума приняла, а 27 ноября Совет Федерации одобрил поправку в Конституцию РФ о создании объединенного Верховного Суда на базе действующих Верховного и Высшего арбитражного судов.

В ознаменование принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации с 1994 года указами президента России /"О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря"/ день 12 декабря был объявлен государственным праздником и являлся официальным выходным. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции. День Конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

В конце ноября 2013 года с предложением обсудить возможность объявления выходного дня 12 декабря в День Конституции выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В начале декабря эту инициативу поддержал председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Последняя редакция Статьи 93 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комментарий к Ст. 93 КРФ

1. В Российской Федерации вместе с учреждением поста Президента в 1991 г. был введен и порядок отрешения его от должности в случае нарушения Конституции, законов, а также данной им присяги (ст. 121-10 Конституции 1978 г., в ред. Закона от 24 мая 1991 г.//Ведомости РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776).

Конституция предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Составы тяжких и особо тяжких преступлений определяются УК. В отличие от отставки, которая носит добровольный характер (ч. 2 ст. 92 Конституции), отрешение Президента от должности предполагает принудительное лишение главы государства его полномочий.

Конституция установила конкретную процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В ней участвуют палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд. При этом Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, а Верховный Суд - о наличии в действиях Президента признаков преступления.

2. Выдвинуть обвинение против Президента в совершении им тяжкого преступления вправе Государственная Дума. При этом предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее трети общего числа членов этой палаты, и должно быть обоснованным, т.е. содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, и на его причастность к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения на заключение специальной комиссии, избираемой этой палатой.

Государственная Дума принимает большинством голосов общего числа депутатов постановление о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента (например, постановления от 12 мая 1999 г., связанные с правительственным кризисом в России//СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2415 и 2422). Постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления принимается двумя третями голосов общего числа депутатов. Каждое такое решение оформляется постановлением Госдумы без дополнительного голосования и в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд и Конституционный Суд (гл. 22 Регламента Государственной Думы//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм.).

Отрешение Президента от должности в соответствии с ч. 1 ст. 93 и п. "е" ч. 1 ст. 102 Конституции отнесено к ведению Совета Федерации. После получения из Государственной Думы соответствующих документов постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента со всеми материалами незамедлительно направляется в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, и созывается внеочередное заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении в Конституционный Суд запроса о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (гл. 23 Регламента Совета Федерации//СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм.).

Конституционный Суд, руководствуясь частью 7 ст. 125 Конституции, дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении такого порядка рассмотрение обвинения против Президента прекращается (ст. 107-110 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

При вынесении Конституционным Судом заключения о том, что порядок выдвижения обвинения против Президента соблюден и соответствует требованиям Конституции, созывается заседание Совета Федерации. Решение об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов не менее двух третей общего числа членов этой палаты. Если решение Совета Федерации по этому вопросу не набрало необходимого числа голосов, рассмотрение обвинения против Президента прекращается. Соответствующее постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

3. В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения против него обвинения. Все государственные органы, участвующие в процессе рассмотрения данного вопроса, должны укладываться в определенные сроки, чтобы не нарушить данный конституционный срок. Для палат Федерального Собрания такие сроки регулируются их регламентами. Так, Государственная Дума направляет постановление о выдвижении обвинения против Президента в Совет Федерации в пятидневный срок; Председатель Совета Федерации в срок не позднее одного месяца со дня принятия Госдумой решения о выдвижении обвинения против Президента созывает внеочередное заседание палаты для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд; Конституционный Суд, в свою очередь, должен дать заключение не позднее десяти дней после регистрации запроса (ст. 109 ФКЗ о Конституционном Суде); Совет Федерации включает вопрос об отрешении Президента от должности первым в повестку дня заседания палаты, созываемого в срок, не превышающий 72 часа с момента получения заключения Конституционного Суда.

Если в установленный Конституцией трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Председатель Правительства в случае отрешения Президента от должности временно, до вступления в должность вновь избранного Президента, исполняет его обязанности на основании ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции (Постановление Конституционного Суда от 6 июля 1999 г. N 10-П//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3773).

Досрочные выборы нового Президента при отрешении прежнего Президента от должности, как и в других случаях прекращения им своих полномочий до истечения конституционного срока, должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ч. 2 ст. 92 Конституции). Такие выборы назначаются Советом Федерации не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий (ст. 5 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комментарий к Статье 93 Конституции РФ

1. Комментируемая статья устанавливает основания, условия и порядок отрешения Президента от должности, т.е. прекращения полномочий помимо или вопреки воле лица, занимающего данную должность. Сама возможность такого отрешения представляет собой определенную рефлексию принципа разделения властей на ситуацию, когда государственная измена Президента ставит под угрозу основы конституционного строя, оборону и безопасность государства, его суверенитет и независимость, целостность и неприкосновенности территории Российской Федерации, и свидетельствует о наличии изъятий из неприкосновенности Президента. В этом случае речь, по существу, идет также об отмене иммунитета и привлечении соответствующего лица к ответственности на общих основаниях и в обычном порядке.

Единственный орган, который вправе выдвинуть против Президента обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, - Государственная Дума.

При этом отечественная конституционная и уголовно-правовая доктрины единодушны в том, что понятие государственной измены раскрывается уголовным законодательством. Основание для такого вывода дает и буквальное истолкование ч. 1 ст. 93 Конституции, в которой основания для отрешения - "государственная измена", "иное тяжкое преступление" - соединены союзом "или", а заключение о наличии в действиях главы государства признаков преступления государственной измены дается Верховным Судом РФ.

Представляется, однако, что при этом само понятие государственной измены Президента нельзя отождествлять с тем понятием государственной измены, которое содержится в УК. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент - не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления "государственная измена Президента" - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства (см. комментарий к ст. 82).

Что же касается обвинения в совершении иного тяжкого преступления - их виды определяются УК и не подлежат расширительному истолкованию. При этом, однако, необходимо учитывать, что УК впервые законодательно классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что в процессе отрешения Президента от должности участвуют Верховный Суд РФ, дающий заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также Конституционный Суд РФ, дающий заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом лексический строй ч. 1 ст. 93 позволяет сделать вывод, что несоответствие выдвинутого обвинения установленным ею требованиям как по содержанию (обвинение не подтверждено заключением Верховного Суда), так и по процедуре (установленный порядок выдвижения обвинения не соблюден, что установлено заключением Конституционного Суда) влечет за собой прекращение процесса отрешения. При этом, однако, сам порядок выдвижения обвинения описан в ч. 2 ст. 93.

Что же касается вопроса об отрешении главы государства от должности, его решение отнесено к полномочиям Совета Федерации - палаты парламента, формируемой в особом порядке, отражающем федеративный характер Российского государства. Будучи одним из высших конституционных органов, Совет Федерации в то же время является палатой субъектов РФ, которые в равной мере участвуют в его формировании. При этом если половина его членов получают свои полномочия от органов народного представительства, то другая половина действует от имени органов исполнительной власти субъектов.

Этим определяется природа Совета Федерации - части парламента РФ, который, однако, сам по себе не является органом народного представительства, но представляет субъекты Федерации. Отсюда проистекает недопустимость зависимости Совета Федерации от политических партий. Для решения вопроса об отрешении от должности политическая нейтральность данной палаты особенно значима, что должно учитываться в ведущейся дискуссии о возможном реформировании порядка ее формирования. Это особенно важно в условиях перехода к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы, чем предопределяется решающее влияние партий парламентского большинства на исход голосования по любому вопросу в этой палате.

2. Возбуждение обвинения против Президента - прерогатива депутатов Государственной Думы. Для постановки такого вопроса требуется собрать подписи не менее 150 депутатов. Как указано в гл. 22 "Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации" Регламента Государственной Думы, депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту страны, а также обосновать причастность его к этому преступлению.

После этого Дума обязана образовать специальную комиссию. В ее задачу входит оценка как соблюдения процедурных правил (наличия кворума для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов и др.), так и фактической обоснованности обвинения. Причем в целях объективности комиссия должна включать в себя представителей разных фракций и депутатских групп. По возлагаемым на специальную комиссию задачам она похожа на следственную парламентскую комиссию, поскольку имеет право заслушивать на своих заседаниях любых лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу обвинения, рассматривать соответствующие документы, заслушивать представителя Президента.

Результатом деятельности данной комиссии является заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу обвинения, а также о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

Только после этого Государственная Дума собирается на свое заседание, которое может быть объявлено закрытым, и рассматривает как предложение о выдвижении обвинения против Президента, так и заключение специальной комиссии. Основной доклад о выдвижении обвинения делает один из депутатов, подписавших "обвинительный" документ. Содоклад делает председатель специальной комиссии. В заседании нижней палаты по решению самой Думы могут принимать участие, кроме депутатов, приглашенные эксперты, другие лица, чьи оценки и показания имеют существенное значение.

Если Дума большинством не менее 300 голосов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, данное постановление в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд. При этом, однако, возникает вопрос, является ли постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента основанием приостановления полномочий главы государства и их временного исполнения Председателем Правительства РФ? В Конституции на этот счет - хотя положительный ответ, как представляется, следует из логики конституционного регулирования - ясности нет: она может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законом. При этом следует учитывать сформулированную Конституционным Судом в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П*(988) правовую позицию, которая касалась отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Суд пришел к выводу, что в отсутствие иного правового регулирования такое отстранение в силу ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 90 Конституции осуществляется актом Президента. Что же касается главы государства, основанием приостановления его полномочий должно служить постановление Государственной Думы, которым одновременно должен быть решен вопрос о возложении на Председателя Правительства обязанностей Президента.

Принятие Государственной Думой постановления об отказе в выдвижении обвинения, являющегося окончательным и подлежащего официальному опубликованию, должно автоматически влечь прекращение приостановления полномочий главы государства.

Процедура рассмотрения вопроса в Верховном Суде о наличии признаков преступления, вменяемого в вину Президенту страны, не урегулирована. Это означает, что неизвестно, какая именно судебная структура в рамках Верховного Суда должна рассматривать данный вопрос - члены Верховного Суда в полном составе, Пленум Верховного Суда, его Президиум или Судебная коллегия по уголовным делам. Отсюда следует обязанность Федерального Собрания урегулировать указанную процедуру.

3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о заключительном этапе решения вопроса об отрешении Президента от должности. Конституция не связывает "верхнюю" палату парламента ни одним предыдущим решением. Подразумевается, что Совет Федерации должен рассматривать и учитывать установленные в ходе рассмотрения дела в Госдуме и Верховном Суде факты и обстоятельства лишь постольку, поскольку дело об отрешении дошло да верхней палаты. Но эти факты и обстоятельства не являются для данной палаты парламента решающими.

Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения против Президента после получения постановления Государственной Думы и заключения Верховного Суда (при условии, что это заключение содержит подтверждение о наличии в действиях Президента признаков преступления). При этом Регламент Совета Федерации предусматривает получение им также заключения специальной комиссии Госдумы и стенограммы заседания нижней палаты, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента. Это означает, что данная палата самостоятельно дает оценку всех материалов и самостоятельно толкует их правовое содержание. Регламент Совета Федерации (как и Регламент Государственной Думы) весьма подробно определяет все процедурные действия по решению вопроса об отрешении Президента от должности.

В частности, немедленно по получении всех материалов, о которых шла речь выше, они направляются в Комитет Совета Федерации по законодательству и судебно-правовым вопросам. После этого Совет Федерации сразу же созывается на заседание для направления запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

Глава XV Закона о Конституционном Суде РФ не только регламентирует порядок рассмотрения обращения по данному вопросу и дачи заключения, но и дополняет регулирование всего процесса отрешения от должности. В частности, Закон устанавливает предельный месячный срок со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд.

Закон также требует, чтобы к запросу Совета Федерации были приложены не только текст постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения, но и протокол либо стенограмма ее соответствующего заседания, тексты всех связанных с обсуждением в Думе документов, а также текст заключения Верховного Суда.

Конституционный Суд не позднее 10 дней после регистрации запроса обязан дать свое заключение. В нем может быть констатировано либо соблюдение, либо несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения. При этом согласно ч. 2 ст. 110 Закона о Конституционном Суде РФ в случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается.

Не позднее трех суток после получения заключения из Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка должно быть созвано внеочередное заседание Совета Федерации с включением в его повестку в качестве первого вопроса об отрешении от должности Президента. На это заседание приглашаются как сам Президент, так и руководители высших органов государственной власти. На нем выступают Председатель Государственной Думы - с сообщением об основаниях выдвижения обвинения, Председатель Конституционного Суда - для оглашения заключения, Председатель Верховного Суда - для оглашения данного этим Судом заключения. Затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Наконец, слово по его желанию может быть предоставлено Президенту либо назначенному им его представителю.

В итоге тайным голосованием (с использованием бюллетеней) при наличии, естественно, кворума принимается постановление об отрешении Президента от должности. Если такое решение не набирает 2/3 голосов от общего состава Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

Прекращение обвинения Советом Федерации означает, что по данным основаниям этому Президенту не могут быть впредь предъявлены обвинения.

Конституция устанавливает предельный срок для решения вопроса об отрешении главы государства от должности - три месяца со дня выдвижения Государственной Думой обвинения, который является пресекательным: если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону .

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом , является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией .

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом , или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений , составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом .

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

«В продажу поступил новый школьный учебник по истории,
основанный на реальных событиях…»

анекдот

Миф, о котором пойдет речь в данной статье, озвучен на официальном сайте президента Российской Федерации, и звучит он так: «Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года». В действительности, как это будет доказано ниже, на всенародном голосовании (референдуме) 12 декабря 1993 года проект конституции РФ был… отклонен.

Как известно, итоги данного референдума были опубликованы 25 декабря 1993 года. Из них следовало, что в голосовании приняло участие примерно 58 миллионов человек из 106 миллионов (то есть 54,8%), за принятие конституции проголосовало примерно 33 миллиона человек (то есть 58,4% принявших участие в референдуме). Уже в 1994 году многие эксперты утверждали, что результаты голосования были сильно фальсифицированы, и необходимой 50%-ой явки не получилось (по оценкам, явка составила только 46,1%). Причем, это следовало не только из анализа «коммуняк» и прочей оппозиции, но и некоторых «демократов» (например, Собянина). Однако эти выводы мы принять не можем, так как математические методы, которые использовал Собянин, довольно сложны для понимания, сами они доказательством фальсификации не являются (и могут лишь служить основанием для подозрений). Кроме того, нам не доступны исходные числовые данные, которые использовал Собянин, а сами бюллетени были сожжены еще в марте 1994 года. Поэтому, дадим фору врагам, и будем исходить из предположения, что голоса были подсчитаны верно, и никаких фальсификаций при подсчете не было.

Как известно, на момент голосования по проекту новой конституции, в России действовала старая Конституция в редакции от 10 декабря 1992 года. Она была принята в 1978 году, но за это время успела претерпеть очень существенные изменения. Так, из названия России исчезли слова «Советская» и «Социалистическая», в Конституции была прописана защита государством всех прав собственности, включая частную, появилась должность президента. По сути дела, это была уже буржуазная конституция, но далеко не либеральная. В частности, в ней декларировался приоритет общественных интересов над интересами индивида. В отличие от конституции 1993 года, полномочия у президента были довольно скромные. Фактически, по закону он был главой исполнительной власти, подчинялся Съезду народных депутатов, имел возможность предлагать законопроекты, и один раз мог отклонить принятый законопроект, назначал членов правительства (кроме глав МИД, МО и МВД). Как и сейчас, президент считался «гарантом Конституции», все его указы обязаны были соответствовать Конституции и законам РФ, в противном случае они считались недействительными. В Конституции было предусмотрено два способа ее изменения: на Съезде народных депутатов двумя третями голосов, либо на референдуме. Причем, референдум мог объявить лишь Верховный Совет, либо по решению Съезда, либо по требованию миллиона граждан РФ, либо по требованию трети народных депутатов, президент таких полномочий не имел.

21 сентября президент Ельцин издает печально известный указ № 1400, в котором прекращает деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета, «рекомендует» Конституционному Суду не проводить заседания, и отменяет все положения действующей Конституции, противоречащие данному указу. Однако Конституционный Суд совету ЕБН не последовал, и в тот же день вынес заключение, в котором признал данный указ противоречащим Конституции и дал добро на отрешение его от должности. На самом деле не нужно быть юристом (ведь Конституция пишется для всех граждан, а не только для тех, у кого есть юридическое образование), чтобы это понять, достаточно прочитать 121 статью (тем более, на нее ссылался и Ельцин в своем указе):

Статья 121–6. Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.

Остается только удивляться, что огромная часть общества даже не поняла, в чем заключалась суть конфликта сентября-октября 1993 года. Собственно, сейчас неконституционность этих действий Ельцина практически никто не оспаривает (разве что продажная официальная пресса по инерции продолжает называть события 3-4 октября 1993 года «неудачной попыткой государственного переворота», в то время как переворот Ельцину удался на славу). Однако, непонятно, что из этого следует…

Чем закончилась история с октябрьским переворотом - известно. Сотни убитых и искалеченных защитников Конституции. Конституционный Суд попросили помалкивать, депутатов посадили под замок, а выборы Федерального Собрания (ослабленного аналога Съезда народных депутатов) и референдум по проекту конституции были назначены на 12 декабря. 15 октября 1993 года был издан указ № 1633, регламентирующий проведение референдума. Очевидно, данный указ не имел законной силы, так как был подписан узурпатором. Кроме того, его статья 22 пункт в подпункт и) противоречили действовавшему до 10 октября 1995 года, Закону РСФСР от 16 октября 1990 года «О референдуме РСФСР». Указ Ельцина предлагал следующий способ подведения итогов референдума:

признание Конституции Российской Федерации принятой. Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании;
признание всенародного голосования недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
признание всенародного голосования несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей;

И как видно, согласно указу (незаконному) получается, что конституция должна была быть принята. Однако, закон «О Референдуме» предусматривал два способа подведения итогов:

Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме.

То есть способ, описанный в указе № 1633, по закону подходил только для референдумов по вопросам, которые не касаются принятия или изменения Конституции. И по действовавшему вплоть до 1995 года закону, проект конституции следовало считать принятым, только если за него проголосовало более половины от числа граждан, имеющих право голоса. Однако 12 декабря за проект проголосовало лишь 31% от списочного числа избирателей, то есть народ проект конституции не приня л . А если не народ, то кто? Остается единственный кандидат на эту роль - тот, кто подписал указы № 1400 и № 1633, и поддержавшие его во время мятежа сообщники, а вовсе не «мы, многонациональный народ». И «единственным источником власти в РФ» является не «её многонациональный народ», а группа людей, имеющих достаточно силы и воли отстаивать свою власть, в том числе и с оружием в руках. В 1993 году такой группой оказалась та самая «банда Ельцина», которая принесла нам на штыках и броне танков новую конституцию, написанную ставленниками Ельцина и отвергнутую народом. Называя все это модным тогда словом «демократией». Теоретически, Ельцин мог и не проводить референдум, а изменить Конституцию своим собственным указом, или установить любые другие правила подсчета голосов - это было бы в той же степени незаконно.
Тут может возникнуть вопрос, а что делать в такой ситуации? Может быть, следует попытаться опротестовать результаты референдума? Такая попытка была в 1996 году, когда группа депутатов Государственной Думы обратилась в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указа № 1633. КС дал определение, в котором не признал указ ни конституционным (что было бы слишком похоже на вранье), ни антиконституционным, а вообще отказался рассматривать данный вопрос. Суть ответа КС заключалась в том, что оценка конституционности указа, является косвенной оценкой законности Конституции РФ, а КС проверять законность Конституции не может, нет у него таких полномочий. То, что получилось в итоге - напоминает детскую сказку про лису с ледяной избушкой и зайца с лубяной: один раз впустили, теперь по-хорошему не избавишься (напомню, в сказке борьбу за освобождение избы вел петух, вооруженный косой).

Можно только удивляться наивности партий социал-демократического типа, которые уверяют, что надеются прийти к власти законным путем. О каком законном пути может идти речь, если действующая сейчас конституция, и основанные на ней законы сами по себе не законны? Равно как и все последовавшие после 1993 года выборы, приватизация, монетизация и т. д. - незаконны и не о каком сроке давности, речи быть не может. Сегодняшний режим не легитимнее режима гитлеровцев на оккупированных территориях СССР, или проамериканского режима в Ираке. И если российским трудящимся придется нарушить Конституцию, для того чтобы свергнуть этот режим, то это будет вполне справедливо.

Печатается с сокращениями.